Восприятие Иисуса, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели, задаю вам вопрос: Как вы восприняли Христа? Давайте поговорим сегодня о том, как каждый из вас воспринял Христа. Этот вопрос на много серьёзней, чем на первый взгляд это кажется. В Пос. Koл 2,6 написано: «Посему, как вы приняли Христа Иисуса Господа, [так] и ходите в Нем».
В самом начале этой проповеди объясняю, что в русском тексте Библии вместо слова «восприняли» употреблено слово «приняли». Разница большая. В оригинале в этом стихе имеется ввиду не принятие Христа при покаянии, а именно то, что со Христом мы получили или обрели при Его принятии в сердце.
Чтобы эту мысль лучше понять, привожу, Рим 8,32: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?». Всё, что небесный Отец дарует каждому человеку при покаянии, при принятии Иисуса Христа в сердце, заключено в слове «восприняли».
«Посему, как вы восприняли Христа Иисуса Господа…». Если бы мы поставили вопрос: «Как ты передал свою жизнь Иисусу?» То каждый верующий мог бы об этом многое рассказать: как это выглядело, что произошло, как совершён был этот шаг, что с этим было связано, где это произошло, кто при этом присутствовал.
Но если мы поставим вопрос: «Как ты воспринял Господа Иисуса?», то речь идёт не о том, как я Его принял, как выглядело Его принятие, а речь идёт о том, что я воспринял при покаянии со Христом. Как мы далее увидим, между принятием и воспринятием Христа имеется существенная разница.
Мы можем это сравнить с подарком: с пакетом, который я кому-нибудь подарю. Человек принимает этот пакет. Он может его принять со страхом или с великой радостью. Но что он принял, ему ещё неизвестно. Если же он откроет этот пакет, вынет содержимое и применит в своей жизни, то это действие можно охарактеризовать как воспринятие.
Именно об этом мы хотим сегодня поговорить. Не о том, как мы приняли Иисуса при покаянии, но как мы Его восприняли, и что мы в Нём или с Ним восприняли; ибо апостол Павел добавляет затем в этом стихе: «… так и ходите в Нём». Как ты воспринял Его, так и ходи за Христом!
Итак, следование за Христом является такой темой, с которой мы ежедневно имеем дело. Если апостол Павел в нашем стихе так коротко об этом говорит: «как ты Его воспринял, так и ходи теперь», то мы должны сказать, что эта тема в нашей жизни выглядит вовсе не так просто. Поэтому мы и займёмся этим вопросом.
Что же мы восприняли в этом подарке Господа? Чтобы получить ещё лучшее оснащение (обеспечение, снаряжение, вооружение, которое мы, собственно, уже имеем) для ежедневного хождения. О восприятии в принципе Господь Иисус говорит в Ин 3,27: «Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать [на] [себя], если не будет дано ему с неба».
Я думаю, что это сообщение заставит нас насторожиться. Мы вообще ничего не можем воспринять: даёт ли нам кто-нибудь что-то, заработаем ли мы что-то на работе, дарят ли нам что-то – это абсолютно всё равно. Библия говорит: человек не может ничего воспринять, если ему это не дано с неба.
И начинается это с нашим рождением. Жизнь дана человеку от Бога! Бог сотворил человека, Бог образовал его. Осознаём мы это или нет, но этот след красной нитью проходит через всю нашу жизнь. Всё то, что нам даётся, воспринимаем мы, в конечном счёте, с неба.
Итак, с неба мы воспринимаем не только всё необходимое для ежедневной жизни, но и определённый дар – дар Божиего Сына. Этот дар должен иметь каждый. Об этом даре Господь Иисус говорит уже у колодца Иакова, Ин 4,10: «если бы ты знала дар Божий…»
Какой дар? Далее Иисус говорит: «если бы ты…». Иисус есть этот дар. Мы должны знать этот дар и то, что для нас с этим связано. Познание этого дара не тождественно формуле «единожды один» или как общеизвестный рецепт, но Слово Божие говорит об этом следующее в 1Koр 2,12: «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога».
Это значит, что этот дар можно познать лишь в том случае, если мы рождены свыше и запечатаны Святым Духом. Это оснащение получает каждый человек при спасении для жизни вечной. Каждый человек, принявший Господа Иисуса, запечатан Святым Духом. Он получил Святого Духа, чтобы познать вещи, которые дарит ему Бог.
Итак, мы спрашиваем себя: как мы восприняли Иисуса? Для этого я наметил себе четыре основных пункта, которые с уверенностью можно ещё значительно дополнить. Четыре пункта, которые характеризуют то, что мы от Господа восприняли:
- 1. благодать, 2. мир, 3. любовь и 4. милосердие.
Эти четыре пункта мы немного рассмотрим. Как мы восприняли Иисуса, или – точнее: что мы восприняли с Иисусом, Которого мы приняли при покаянии?
Пункт 1: благодать.
В Послании Ефесянам апостол Павел говорит Eф 4,7: «Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова».
В этом стихе мы видим, что благодать дана людям в подарок, как дар Божий. В какой мере нам подарен Иисус? Дал Он нам Себя в определённой процентной величине? По этому поводу мы должны сказать: нет! В Евангелии от Иоанн читаем в Ин 3,34: «… ибо не мерою дает Бог Духа».
Господь Иисус дал нам Себя не мерою, а полностью! А поскольку Он это сделал, то и (как в Еф 4,7 сказано) каждому из нас дана благодать в равной мере. Ни одно из детей Божиих не обделено в благодати хотя бы на малейшую долю.
Мы восприняли Господа Иисуса, а вместе с Ним и благодать в полной мере. Это видел евангелист Иоанн уже в Ин 1,16: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать». Этот Божий дар благодати мы постоянно воспринимаем частями и делаем его нашим достоянием.
Почему? Потому что полнота её постоянно налицо. Присутствует не определённый процент, а полная мера, данная нам в Иисусе. Как мы восприняли Иисуса, так мы восприняли в полной мере и Божию благодать. Всё, что только мог дать нам Бог, Он дал уже при спасении в Иисусе.
Пункт 2: мир. В Евангелии от Иоанна Господь Иисус говорит в Ин 16,33: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир».
Из этого стиха мы видим, что в Иисусе Христе, в Котором Слово стало плотию, нам дан мир. Он лично говорит: «чтобы вы имели во Мне мир». Он не говорит, что вы где-нибудь можете себе мир добыть или заработать. Но Он в плоти приходил в этот мир, говорил с нами, «возвещал мир», и принёс людям мир.
Об этом мире в Иисусе мы читаем в нескольких местах Библии, Eф 2,14: «Ибо Он есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоявшую посреди преграду». И в Koл 1,20: «и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его, и земное и небесное».
Насколько мы при спасении Иисуса приняли, настолько мы в полной мере восприняли и мир. И в этом пункте мир дан нам не по мере. Но так как «Он есть мир наш», то мы в Нём всё имеем: и полный мир Божий.
Пункт 3: любовь. О любви мы читаем в 1Ин 4,10: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас…»
Как Он возлюбил нас и что для нас сделал? «и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши».
Как благодать и мир, так и любовь дана нам в лице Иисуса в полной мере. Бог возлюбил нас. Эта любовь Бога нашла своё выражение в том, что Он дал нам Своего Сына Иисуса.
Отец дал нам Иисуса не для того, чтобы мы стали немного религиозными, но «в умилостивление за наши грехи», для прощения самого большого зла в нашей жизни – за наши грехи. В лице Иисуса небесный Отец послал нам всю силу Своей любви.
А далее Иоанн в своём Послании пишет в 1Ин 4,17: «В этом завершена в нас любовь, чтобы в день суда мы имели дерзновение, потому что как Он есть, и мы в этом мире».
Так гласит содержание этого стиха в оригинале. Поэтому это действие мы видим в прошедшем времени, для нас завершённое. Почему? Так как любовь Бога нам уже в Иисуса дана. Поэтому, насколько мы приняли Иисуса, настолько мы в Нём владеем и полной мерой Божией любви.
Пункт 4: милосердие.
И в этом пункте мы находим дар полного милосердия Бога в Иисусе, 1Пет 1,3: «Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, по великой Своей милости возродивший нас воскресением Иисуса Христа из мертвых к упованию живому».
Как это милосердие проявилось по отношению к нам? Он возродил нас для жизни вечной! Итак, мы вернулись к рождению свыше. При принятии Личности Иисуса мы восприняли всю полноту Божиего милосердия, которое находит своё выражение в рождении свыше. А именно в живом уповании на воскресение Иисуса Христа из мёртвых. И здесь Святой Дух говорит о Личности Иисуса Христа.
Итак, мы могли бы сказать: конечно, это является актом милосердия, что Господь Иисус привёл меня к рождению свыше. Это ясно, но я и далее нуждаюсь в великом Божием милосердии. Очень часто дети Божии просят в своих молитвах на коленях: «Господь Иисус, будь милостив ко мне!» Разве Он не милосерд? Разве Он отнял у нас что-то от Своего милосердия?
В Послании апостола Павла к Ефесянам читаем об этом в Еф 2,4: «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас».
Быть может Он дал нам лишь часть Своего милосердия? Нет! Он богат милостью по Своей великой любви, которою возлюбил нас. Это значит, что нам дано всё богатство Божиего милосердия.
Теперь мы можем сделать заключение: принятие Иисуса при покаянии было у каждого кающегося грешника по-своему. Но восприятие Иисуса при покаянии у всех одинаково.
Это значит: что принятие нами подарка (пакета) было не у всех одинаково, но содержимое для каждого идентично, т.е. для каждого – полная мера благодати, совершенный мир, совершенная любовь и совершенное Божие милосердие. Ничего не убавлено.
Никому из кающихся не было меньше вложено в этот подарок. В этом вопросе каждое дитя Божие для Бога одинаково ценно, одинаково оснащено перед Богом и для хождения перед Ним; одинаково славно в Его глазах.
Об этой великой славе читаем в Koл 1,27: «Которым благоволил Бог показать, какое богатство славы в тайне сей для язычников, которая есть Христос в вас, упование славы».
Это значит: Иисус в тебе, «упование славы». Тот факт, что каждый покаявшийся человек воспринял в Иисусе всю Божию полноту, является чем-то очень грандиозным. Это значит, что Бог не смотрит на достоинства или недостатки человека, на его особенности.
Он даёт всем в равной мере, поэтому «Христос в нас» — есть Божия слава. Из погибших грешников, на основании греха навеки удалённых от Бога, Он смог сотворить людей (новое творение), которые постоянно представляют Божию славу.
Ибо этот дар находится не в нашем хождении за Иисусом, а непосредственно в Личности Иисуса. Иисус дал нам этот дар независимо от нашего хождения. Иисус сделал нас славными перед Богом независимо от нашего хождения. Но это не значит, что хождение не имеет смысла. Нет, конечно, ибо апостол Павел затем и добавляет: «…так и ходите в Нём», «как вы восприняли Христа…»
Но слава Божия ни в твоей, ни в моей жизни не пострадает, не подвергнется сокращению, если в нашем хождении найдутся изъяны. Полнота дара этих четырёх (и других) добродетелей Иисуса заключена не в нас и нашем хождении, а в Личности Иисуса. Мы охотно говорим: «Да, этот или тот брат – это особенно помилованные».
Итак, со стороны Господа все восприняли одинаково – это неоспоримо. Этот факт основан на непоколебимом фундаменте: нет ни одного дитя Божиего, которое восприняло бы от Иисуса иначе. Самым прекрасным в этом вопросе является тот факт, что положение детей Божиих перед Господом, или главное их оснащение в Иисусе не изменяется.
Ни в одной детали оно не претерпит когда-либо изменения. До того момента, когда Господь Иисус на основании рождения свыше смог вселиться в человека, это было великой тайной, было скрыто. Никто не знал, что Иисус может вселиться в людей. Но эта великая Божия тайна стала явной.
С человеческой точки зрения никто это не считал возможным и никто из людей не пришёл бы к этому познанию, что это станет возможным. Но по Божией воле было предрешено, чтобы это никогда не изменилось: будь кто печальным, одиноким, имеет ли кто великую или малую радость – это роли не играет. Как ты Иисуса воспринял, что ты в Иисусе воспринял, останется неизменным, останется в полной мере.
Это то, что касается восприятия. После восприятия следует хождение, это является продолжением нашей темы. Мы могли бы сказать: в этом вопросе дети Божии совершенно в различной степени духовно плодовиты. Поэтому возникает логичный вопрос: может быть, с точки зрения плодовитости и хождения в этом пакете для каждого дитя Божиего было что-то различное?
Если мы при рождении свыше восприняли Иисуса, а при покаянии мы Его обязательно воспринимаем, то никаких «если» быть не может. Кто передал свою жизнь Иисусу и является Его собственностью, тот имеет Иисуса в себе.
Тогда мы видим, что в четырёх рассмотренных выше пунктах мы получили оснащение в соответствии с Кол. 1,6: «которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает, как и между вами, с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине».
Здесь речь идёт о хождении, поэтому говорится о плоде и возрастании. Как мы восприняли Евангелие, как мы восприняли Иисуса, как мы восприняли Его Личность, так мы восприняли в Нём и «возрастающее» и «приносящее плод». Это есть природа или содержимое того, что приносит с собой Иисус.
Его присутствие в нас делает нас приносящими плод и возбуждает духовное возрастание. Мы можем, конечно, влиять на развитие и процветание этого плода. В этом нет сомнения, но в основе Иисус приносит в нас плод и стимулирует его рост.
Это не зависит от совершённой нами работы, от нашего напряжения или от какого-либо нашего участия. То, что мы восприняли, желает расти, приносит в себе плод.
Восприятие является началом, а из воспринятого желает и должен происходить рост. Этот плод или рост имеет в своей основе Личность Иисуса. Из Него в нашей духовной жизни происходит плод. Так как мы Иисуса полностью имеем, то плод и рост дан каждому дитяти Божиему и, следовательно, возможен в его жизни.
Теперь возникает вопрос: насколько мы используем то, что восприняли при покаянии? Об этом поговорим в следующий раз. Аминь.