Восстановление Иакова в Израиля, часть первая
Мир вам дорогие слушатели. В предыдущей теме мы в пяти частях рассмотрели «Пасху Езекии и Иосии», что касается сугубо Израиля. Теперь мы с вами начнём рассматривать тему «Восстановление Иакова в Израиля». Так я озаглавил эту тему, потому что Иаков означает – евреи без Бога, а Израиль – борцы за Бога. И Израиль будет только тогда, когда в семидесятую седьмину Божий народ познает все свои согрешения и примет Иисуса Христа за своего Мессию. И тогда эти 144 000, которые Господь введёт в Тысячелетнее Царство, это будет настоящий Израиль. Настоящие борцы за Бога.
Мы рассмотрим с вами восстановление Иакова в Израиля как бы в миниатюре. По этому поводу я растолкую главу 35 из книги Бытие. В этой главе мы в миниатюре увидим, как Господь восстановит Иакова в Израиля. А к этому Господь Иисус Христос стремится на протяжении всей истории с Израильским народом.
Начнём с того, что по настоянию матери, Ревекки, Иаков вынужден был бежать из дому, так как его брат Исав грозился убить его. За обман, ну ещё говорят: Иаков – это обманщик. Это всё верно. Но лаконично выразить в короткой фразе можно, что Иаков это евреи без Бога.
Иаков бежал в Месопотамию к своему дяде Лавану, брату матери. Иаков вышел из Вирсавии и пошёл в Харран. По пути он заночевал и видел сон, (запомните, что в Иакове мы видим Божий народ Израиль на протяжении всей этой главы. Евреи без Бога).
И вот мы читаем этот текст в Быт.28,12-15: «И увидел во сне: вот, лестница стоит на земле, а верх ее касается неба; и вот, Ангелы Божии восходят и нисходят по ней. 13 И вот, Господь стоит на ней и говорит: Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака.
Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему; 14 и будет потомство твое, как песок земной; и распространишься к морю и к востоку, и к северу и к полудню; и благословятся в тебе и в семени твоем все племена земные;
15 и вот Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь; и возвращу тебя в сию землю, ибо Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе».
В этих четырёх стихах можно выделить шесть важнейших аспектов, которые определяют отношение Господа к Своему будущему народу, которого Он создаст в Иакове:
1. «Я Господь, Бог Авраама, отца твоего, и Бог Исаака».
2. «Землю, на которой ты лежишь, Я дам тебе и потомству твоему».
3. «будет потомство твое, как песок земной…»
4. «Я с тобою, и сохраню тебя везде, куда ты ни пойдешь».
5. «возвращу тебя в сию землю».
6. «Я не оставлю тебя, доколе не исполню того, что Я сказал тебе».
В первом пункте Господь представляется впервые Иакову во сне. И не говорит Иакову: «Я Бог твой», а говорит «Я – Бог Авраама и Исаака».
Во втором пункте Господь сообщает Иакову, как Аврааму и Исааку, Свои обетования о земле.
В третьем пункте Господь сообщает Иакову обетования о его потомстве.
В четвёртом пункте Господь обещает Иакову быть везде с ним и хранить его всюду.
В пятом пункте Господь обещает возвратить Иакова в эту обетованную землю.
В шестом пункте Господь обещает Иакову не оставлять его пока не исполнит всего выше сказанного.
На основании рассуждений Иакова в Быт.28,20-21 видно, почему Бог не мог сказать Иакову: «Я Бог твой». Иаков ставит Господу условие: если Бог исполнит всё то, что обещал, тогда «если Бог будет со мною и сохранит меня… будет Господь моим Богом».
Эти слова Иакова являются пророческим высказыванием, которое согласно Зах.13,9 исполнится в семидесятую седьмину:
«И введу эту третью часть в огонь, и расплавлю их, как плавят серебро, и очищу их, как очищают золото: они будут призывать имя Мое, и Я услышу их и скажу: «это Мой народ», и они скажут: «Господь — Бог мой!».
Вот это пророчество здесь исполняется. Но в Захарии оно ещё не исполнилось тоже. Здесь разъясняется то, что Иаков сказал. Чтобы показать параллель к этому событию я вынужден забежать вперёд.
Семья Иакова уже значительно разрослась и, в связи с голодом в Ханаане, выезжает в Египет к Иосифу. Следует отметить, что голод Господь взял только за повод, чтобы вывести в Египет Свой зарождающийся народ.
Как в Быт.28, когда Иаков, будучи юношей в 70 лет, покидает родительский дом, так и в Быт.46 читаем о том, что Израиль отправился в Вирсавию – откуда он стартовал в молодости, чтобы принести жертвы Богу отца своего, а затем в ст.5 читаем: «Иаков отправился из Вирсавии…».
Прежде, чем двинуться в нашем рассуждении дальше, остановимся в Вирсавии. Откуда происходит название этой местности и что оно означает? Ведь не зря Иаков дважды, уходя из обетованной земли, стартует из Вирсавии.
В Быт.21,28-31 читаем: «И поставил Авраам семь агниц из [стада] мелкого скота особо. 29 Авимелех же сказал Аврааму: на что здесь сии семь агниц, которых ты поставил особо? 30 [он] сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодезь. 31 Потому и назвал он сие место: Вирсавия, ибо тут оба они клялись».
Оба клялись: и Авраам и Авимилех. Так вот, этот вопрос о Вирсавии, мы рассмотрели в теме «Колодцы». Думаю, вы уже слышали эти проповеди. Поэтому Вирсавия означает – «колодезь клятвы» или «семь колодцев», которые выкопал Авраам.
Эти колодцы, как источники свежей воды для овец, прообразно указывают на Иисуса – источника вечной жизни. От этого источника вечной жизни Иаков уходит в мир. Над этим предложением нужно поставить большой вопрос.
Почему Господь ободрять этот шаг Иакова, говоря, Быт.46,3-4: «не бойся идти в итти в Египет»… «Я пойду с тобою в Египет»?
Хотя Иаков ещё далёк от Бога отца своего, но Святой Дух называет его уже Израилем, потому что Господь смотрит на конечный результат Своего Творения: на Свой народ в Тысячелетнем Царстве, где он станет «борцом за Бога», истинным Израилем. Поэтому ст.2 этой главы начинается повествованием:
«И сказал Бог Израилю в видении ночном». Как видим, Бог снова обращается к Иакову во сне. А далее читаем: «Иаков! Иаков! Он сказал: вот я». Почему Бог снова говорит «Иаков»? Потому что в действительности на этом этапе развития Божиего народа мы видим в Иакове ещё «евреев без Бога».
Чрезвычайно интересно то, что Святой Дух сообщает нам в ст.3-4: «[Бог] сказал: Я Бог, Бог отца твоего; не бойся идти в Египет, ибо там произведу от тебя народ великий; Я пойду с тобою в Египет, Я и выведу тебя обратно. Иосиф своею рукою закроет глаза [твои]».
И в этих стихах мы можем отметить шесть аспектов:
1 | Я Бог, Бог отца твоего | Господь представляется |
2 | не бойся идти в Египет | Господь ободряет Иакова |
3 | там произведу от тебя народ великий | повторение обетования |
4 | Я пойду с тобою в Египет | обещание Иакову быть с ним и сохранить его |
5 | Я и выведу тебя обратно | повторение обещания привести Иакова в Ханаан |
6 | Иосиф своею рукою закроет глаза [твои] | пророческое высказывание! |
Выше поставленный большой вопрос пока ещё открыт. В отношении того, почему Господь вывел Свой народ из обетованной страны в Египет, существует много причин.
На первый взгляд напрашивается вопрос: неужели Господь не мог Свой народ провести через испытание в Ханаане, которому он подвергался в Египте? Мог, конечно! Но Господь смотрит далее. Он знал, что Его народ отвергнет своего Мессию, когда Он откроется ему во плоти.
По причине отвержения Мессии Господь отставляет Свой народ на 2000 лет времени благодати в сторону, что является наказанием, судом для Божиего народа. Господь расселяет практически евреев по всему миру. А Египет является прообразом этого мира.
Вернёмся назад во времена Иакова. Вспомним зависть и ненависть одиннадцати сыновей Иакова к своему брату Иосифу, который является прекрасным прообразом Иисуса. Братья хотели убить Иосифа, но Господь не допустил этого.
Они бросили его в яму, что соответствует Голгофе (Быт.37,24). Затем вытащили его и продали Измаильтянам, которые увезли его в Египет.
После отвержения евреями Иисуса при Его пришествии, Он обращается к язычникам, то есть уходит в Египет! Переезд Иакова со всем своим домом в Египет, прообразно указывает на изгнание евреев из Израиля через 70 лет после Голгофы, и рассеяние их во всём мире.
Одиннадцать сыновей Иакова прообразно представляют Божий народ. По отношению к своему брату Иосифу они провинились так же, как и евреи по отношению к Иисусу, когда Он приходил к ним.
За преступление по отношению к Иосифу над ними тяготело Божие проклятие, за которое должно следовать наказание. Осуществление этого наказания мы видим в переселении Иакова вместе с его домом в Египет. На этом месте читатель или слушатель скажет: «Ну, постойте, ведь Господь одобрил переезд Иакова!».
Это верно. Но так как Господь знает все события наперёд, то несостоятельность или отказ людей по причине их незрелости Господь искусно и мудро вплетает в Свой план спасения людей. Всё, что должно было случиться на Голгофе и после неё, Господь показывает нам прообразно в истории с Иосифом, переездом Иакова в Египет и – возвращением в Ханаан.
Теперь возникает логичный вопрос: Ведь возвращение Божиего народа из Египта должно символично указывать на возвращение евреев в настоящее время из этого мира к своему Господу в обетованную землю? Верно!!
В Мтф.24,31 Иисус пророчески указывает Своим ученикам на этот момент: «и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их».
Это собирание продолжается ещё и сегодня. Но, можно сказать, почти закончено. Поэтому сорок первая остановка, последняя остановка Божиего народа перед входом в Ханаан, прообразно указывает на его вход в Тысячелетнее Царство. 41 – означает восхождение, то есть на ступень выше.
Вход в обетованную землю является для Израиля одной ступенью выше, духовно. Я думаю, теперь должно быть ясно, почему Господь практически выдворяет Свой народ из Ханаана и в то же время одобряет этот переезд.
А теперь, вернёмся снова к Бытие, глава 35. Пребывание Иакова в течение двадцати лет у Лавана и изнурительный труд по умножению стад для Лавана указывают на изнурительный труд Божиего народа в Египте, который он совершал на благо Египтян.
Для Божиего народа это было судом. Женитьба Иакова на Лии и Рахили и дальнейший рост его семьи, указывают на размножение Божиего народа в Египте, согласно обетований Господа.
В том, что Лаван постоянно менял Иакову заработок и старался его обмануть, мы видим беспощадную эксплуатацию евреев Египтянами. Но Господь был с Иаковом, благословлял его и способствовал буйному росту поголовья его овец.
Вознаграждение за рабский труд в Египте Божий народ получил при выходе из Египта. Об этом мы читаем в исх.12,35-36: «И сделали сыны Израилевы по слову Моисея и просили у Египтян вещей серебряных и вещей золотых и одежд. 36 Господь же дал милость народу [Своему] в глазах Египтян: и они давали ему, и обобрал он Египтян».
Всё, что из ценных вещей видели их глаза, они забирали и угоняли скот Египтян. Египтяне не отказывали при этом никакого сопротивления, потому что были рады скорей избавиться от евреев.
Возвращение Иакова с семьёй и всем своим имуществом и скотом из Месопотамии в Ханаан, указывает на возвращение Божиего народа из Египта под водительством Моисея согласно обетований Господа.
Советую ещё раз внимательно прочесть историю пребывания Иакова у Лавана и его возвращение в Ханаан, и провести параллели к пребыванию Божиего народа в Египте, на которые я указал.
Итак, Иаков находится на пути в Ханаан и вместе со своими людьми и скотом форсирует речку Иавок. Когда он переправил всех, то «остался Иаков один. И боролся Некто с ним, до появления зари». Это встречу Иакова с Господом следует подробно рассмотреть, так как в этом диалоге содержится много важных пророчеств, касающихся Божиего народа,
Быт.32,25-31: «и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. 28 И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь.
29 Спросил и Иаков, говоря: скажи имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? И благословил его там. 30 И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, [говорил он], я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя. 31 И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл; и хромал он на бедро свое».
Пенуэл означает – лицо Бога, а Иавок – борьба. Это нам нужно знать, чтобы лучше понять суть встречи Иакова с Богом. В этой встрече мы символично видим встречу Божиего народа с Иисусам на земле, согласно Иоан.1,11: «Пришел к своим, и свои Его не приняли».
При чтении этого стиха нам должно быть уже всё ясно, но разберём наш текст детально. «Некто» борется с Иаковом. От начала создания Господом Своего народа и до пришествия к нему в плоти Иисус боролся со Своим народом, чтобы завоевать его на Свою сторону, чтобы он стал «борцом за Бога», то есть Израилем.
Поэтому Бог и говорит Иакову: «И сказал: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль».
Все неприятности, заботу, досаду и усилие, которые Господь имел со Своим жестоковыйным народом при странствовании в пустыне, мы символично видим в борьбе Иакова с Богом у Иавока.
Из ст.30: «я видел Бога лицем к лицу», мы ясно видим, что Иаков знал, что борется с Богом, но, тем не менее, спрашивает о Его имени. Это говорит о том, что Божий народ знал, что Иисус является его Мессией.
Выше мы это рассмотрели. Когда Господь отвечает на вопрос Иакова: «что ты спрашиваешь о имени Моём?», то невольно хочется продолжить за Иисуса: «ведь ты же прекрасно знаешь Моё имя!»
Но Иисус с большим терпением и любовью доказывал Своему народу, что Он – Сын Божий, а, следовательно, Он Бог. «И взошло солнце, когда он проходил Пенуэл».
Божий народ как и любой погибший человек, находится во отношении к Богу в состоянии войны, поэтому борьба евреев против Бога не прекращается и по сей день. Когда она прекратиться? В семидесятую седьмину, после которой последует Тысячелетнее Царство, и для Израиля взойдёт солнце! Будет день!
Почему Иаков хромал на ногу, на которой было повреждено бедро? Потому что про пришествии Иисуса к своим, те Его не приняли, а вместе с Ним и Новый Завет. Евреи пользуются только Ветхим Заветом: в отношении Писания – они хромают на одну ногу.
На этом моё время закончено, продолжим в следующий раз.