Тоска о Боге, часть вторая
Мир вам, дорогие слушатели, продолжим нашу проповедь, которая называется «Тоска о Боге». В прошлый раз мы с вами закончили на том, что апостол Павел просит Господа убрать из его тела жало. На эту просьбу Господь отвечает: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи».А за этим следует поразительная реакция Павла, как далее читаем во 2Кор.12,9-10: «И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. 10 Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен».
Именно это кажется детям Божиим невероятным. Павел говорит: «если это сблизит меня с Иисусом, если при этом я больше познаю о Божией силе и славе, тогда я готов претерпеть все болезни, заключение, обиды, нужды, гонения и притеснения.
Я ко всему этому благодушествую и буду этим хвалиться! Но это же, действительно, невероятно для нас! Я должен откровенно заявить, я – лично! Что я не могу так сказать. Я не мечтаю об этом. И Павел, безусловно, не мечтал о побоях и о тюрьмах.
Но он сказал: «если именно это является путём, чтобы больше видеть Божью Славу, то я охотно пойду таким путём. Так как в этом случае, я буду иметь огромный выигрыш. В этом примере с апостолом Павлом мы замечаем, что значит хотя бы кое-что познать или испытать о Божьей силе и о Божьей славе.
Павел был настолько исполнен результатом этого испытания Господом, что он заметил. Ради этого стоит всё претерпеть, чтобы больше познать и испытать Божью славу. Стоит ещё и ещё раз побитым плетями, или даже камнями. Ещё раз быть заключённым в тюрьму, ещё раз претерпеть кораблекрушение. Всё это стоит претерпеть! Всё это является опытом веры, который я не могу так просто разделять.
Хотя должен сказать, как апостол перечисляет различные страдания в своей жизни, что всё – лично мною пережитое, от рождения и до сегодняшнего дня, на семьдесят седьмом году моей жизни, которое было самым неприятным в моей жизни, но одновременно являлось глубочайшим духовным испытанием или опытом.
Я претерпел очень много. Я пережил три страшных голода: 1933г., во время второй мировой войны и в 1946-1947годах. Три раза я падал с высоких деревьев. В одном случае сверху донизу лопнул таз. При этом должен был продолжать работать, так как это произошло не на работе, а при следовании в ночную смену.
На меня наехал пьяный мотоциклист, так что я получил сотрясение мозга. Это повлекло за собой много болезней, ставших хроническими. В 1937 году расстреляли моего отца, а в 1942 году – старшего брата. С начала войны 1941 года, нас, советских немцев сослали в Сибирь, на Урал, в Среднюю Азию.
Как ссыльных, нас ограничивали в правах и смотрели, как на фашистов. Мы могли поступать только в ограниченные учебные заведения. Жили под комендатурой, поэтому переход в другое село, могли делать только с разрешения коменданта. Каждый месяц мы должны были приходить к коменданту и расписываться, что мы не убежали.
Вы представляете, какое это было унижение? В результате пережитого, я ношу сейчас в своём теле порядка 15-20 очень серьёзных и опасных заболеваний. В своей жизни я должен был идти, как выразился один верующий, очень низкими, тёмными и опасными путями, где никто из верующих не желает ходить.
Поэтому там нет помех в движении. Не создаются пробки, как на сегодняшних автострадах. И за всё это я, тем не менее, благодарю моего любящего и милующего Господа. Потому что именно через все эти страдания я пришёл к Нему и получил спасение для жизни вечной.
А сейчас, я постоянно благодарю его за то, что Он доверяет мне очень ответственное служение, на Его ниве в различных областях жизни. При всём этом, Он несёт меня в Своей милости со всеми моими болезнями.
Именно поэтому, и на основании рассмотренных высказываний апостола Павла, я могу догадываться, что ему стало ясно, что все страдания приводят и сближают нас с Иисусом. Поэтому апостол Павел мог сказать: да, я благодушествую во всех этих страданиях и хвалюсь ими. Точно также тосковал и Давид о Боге.
Поэтому переходим к третьему пункту, рассматриваемого нами Пс.62. К вопросу, который является самым ёмким. Прежде всего, мы видели, что Давид тосковал о Боге. Затем мы отметили причину этой тоски, заключавшейся в том, что он хотел видеть Славу Божию.
А теперь обратимся к ст.3, из которого следует, что вся жизнь Давида носила отпечаток тоски о Божией славе. Он кое-что видел от Божией славы, а теперь вся его тоска направлена на то, чтобы больше познать о Боге. Для рассмотрения этого вопроса я наметил себе шесть пунктов.
1. Давид имел верные приоритеты. Один из них мы видим в ст.4, который гласит: «Ибо милость Твоя лучше, нежели жизнь…» Можно спросить себя: «что я ещё имею, если больше не имею жизни?» Ну, тогда я наверняка больше ничего ее имею, или?
Но Давид говорит: «милость Твоя лучше», чем всё остальное, и даже лучше жизни». Здесь мы замечаем, что Давид догадывался о существовании вечной жизни; он догадывался, что в вечности речь будет идти только о Самом Боге.
Существуют псалмы, в которых написано, что в вечности главное будет заключаться в не в золотых улицах или других красотах, а в Самом Боге. Именно это является главным! Подобные мысли высказывает Асаф в Пс.72,25-26 «Кто мне на небе? И с Тобою ничего не хочу на земле. Изнемогает плоть моя и сердце моё: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек».
Как видим, и Асаф кое-что понял в вопросе, что главным в жизни человека является Сам Бог. А мы тем более знаем, что в вечности ни какие-нибудь вещи или понятия будут являться главным, а Сам Бог. И это должно быть ясно всем детям Божиим.
В любом любовном взаимоотношении собственное «я» человека не может базироваться на каких-либо вещах, а лишь на личности другого. Точно так будет и в вечности. Первое проявление, которое имеет Божия милость в жизни Давида, первый отпечаток – это верные приоритеты. Давид знал, что вся его жизнь заключается в Боге.
2. Второе, что я хочу отметить, заключается в том, что жизнь Давида носит отпечаток прославления Бога. Об этом читаем в стихах 5-6: «Так благословлю Тебя в жизни моей; во имя Твоё вознесу руки мои. Как туком и елеем насыщается душа моя, и радостным гласом восхваляют Тебя уста мои».
Жизнь Давида была исполнена восхвалением и прославлением Бога. Все мы знаем и слышали такие глупые насмешки людей, что на небе, дескать, будет очень скучно: стоять весь день на облаках и петь на арфе аллилуйя.
Если во время земной жизни какой-нибудь народ освобождается от какого-нибудь диктатора и массы людей ликуют на улицах, то, как вы думаете: им скучно? Скорее всего, нет.
Если, скажем, молодой мужчина в первый раз по-настоящему увидел женщину своей мечты, и он при этом положительно потрясён, он торжествует и чувствует, что такое прекрасное создание он ещё никогда не видел. Его уста остаются открытыми, сердце бьётся учащённо, ум замолкает! Как вы думаете: ему скучно?
Ну, хорошо, может со стороны это действительно скучно, но только по сравнению с тем, что мы испытаем, когда будем находиться в присутствии Господа. Это будет настолько торжественно, это будет такое ликование, которое никогда не кончится.
Насколько мы действительно кое-что уже познали о Боге в нашей земной жизни, мы можем видеть, что для Давида этот факт был совершенно нормальным, что он вёл жизнь прославления Бога.
Из рассматриваемого Псалма следует, что иначе у Давида и не могло быть. Я думаю, что такая жизнь Давида является критерием, является мерилом и для нашей здоровой жизни веры; насколько наша жизнь носит отпечаток прославления Бога.
- Третьим приоритетом Давида является то, что я перескочил, а чём читаем в ст.6-а, Пс.62,6 Как туком и елееем насыщается душа моя…
Отсюда мы можем установить, что жизнь Давида характерна изобилием. Напоминаю ещё раз о том, где Давид написал этот Псалом. Он сочинил его не после длительного банкета в храме, а написал его где-то в пустыне, скрываясь от Саула-
Быть может, где-то на выступе скалы или в какой-то пещере. И в такой обстановке Давид говорит: «Как туком и елеем насыщается душа моя».
Почему? Потому что его жизнь был исполнена общением с Самим Богом!!! Что-то подобное сообщает нам Святой Дух в Пс.16,15. В этом псалме Давид говорит: «А я в правде буду взирать на лице Твоё; пробудившись, буду насыщаться образом Твоим».
Из второй части этого стиха можно заключить, что Давид имел взор в вечность. Поэтому он может сказать: «это радует и наполняет мою душу; это обогащает мою жизнь». Это что-то такое, что Давид испытывал в своей жизни уже здесь на земле, в пустыне Иудейской, в этих более чем скромных условиях.
4. Поэтому его жизнь носит отпечаток размышления о Боге. Эту черту Давида можно назвать его четвёртым приоритетом. В ст.7 он говорит: «Когда я вспоминаю о Тебе на постели моей, размышляю о Тебе в ночные стражи».
То, что Господь Иисус предлагает Иисусу Навину, чтобы иметь успех во всём на Божиих путях, Давид сам делает, И.Нав.1,8 «Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и будешь поступать благоразумно».
Ты, дорогой слушатель, скажешь: «Давид размышлял о Господе, а Иисусу Навину Господь предлагает постоянно размышлять о книге закона. Разве это не одно и то же? Не написано ли в Ин.1,1 «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Давид часто размышлял ночью о Боге! Он лежал где-нибудь на своей циновке или ковре; где-нибудь в пещере, а часто и под открытым небом, всматриваясь в ковёр ночных звёзд, и размышлял о Боге. Это было для него величественным, грандиозным делом!
Конечно, и мы не можем сейчас оптически видеть нашего Господа Иисуса, но мы можем воспринимать и замечать кое-что о Его славе и лично о Нём. Это «кое-что» наполняло жизнь Давида и обогащало его.
Привожу пример, как мы можем в Божием Слове видеть Его славу, Ин.14,21 «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».
Здесь речь не идёт о том, что мы физически, а вернее оптически можем видеть Иисуса, а между строк Писания читать многие откровения, если с усердием будем изучать Божие Слово и практически жить по Его заповедям.
Тогда Господь Иисус открывает через Святого Духа наши духовные глаза. Именно в этом заключается видение Божией славы. И это приносит величайшую радость в Господе.
5. И пятым приоритетом, отпечаток которого носила жизнь Давида, является тот очевидный факт, что Господь спасал и помогал Давиду в любой вражеской обстановке. По ходу проповеди я выше уже несколько раз обращал ваше внимание на это обстоятельство, что этот Псалом Давид написал во вражеской обстановке.
Он скрывался от Саула. Он находился в пустыне Иудейской, а именно в обстановке преследования. Но решающим фактором для него является своевременная помощь Господа, о которой читаем в стихах 8-11:
«Ибо Ты помощь моя, и в тени крыл Твоих я возрадуюсь. К Тебе прилепилась душа моя; десница Твоя поддерживает меня. А те, которые ищут погибели душе моей, сойдут в преисподнюю земли. Сразят их силою меча; достанутся они в добычу лисицам».
Давид испытал Божию помощь против своих врагов; и это были совершенно реальные враги. Давид получает Божию помощь в центре нужд и в центре всевозможных проблем. На этой грешной земле наша жизнь постоянно огорчается внешними проблемами и нуждами.
Отчасти это даже хорошо, ибо эти внешние нужды могут быть помощью в преодолении более крупных, более опасных внутренних духовных угроз. Опять же мы это видим на примере апостола Павла. Павел имел потрясающий опыт проявления Божией славы в своей жизни.
Он был даже восхищён на третье небо, как читаем во 2Кор.12,2-4: «Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет ли – не знаю, вне ли тела – не знаю: Бог знает, восхищён был до третьего неба. И знаю о таком человеке – в теле, или вне тела: Бог знает, что он был восхищён в рай и слушал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать».
Мы не можем даже реально представить, что человек такое пережил. И можно подумать, что человек, переживший такое, на всю оставшуюся жизнь становится практически духовно неузнаваемым и непобедимым! Но это не так! Ни в коем случае!
А наоборот! Господь оценил это событие так, что на его основании Павел находился в опасности что-то из себя вообразить. Это совершенно реальная опасность. Именно тогда, когда я пережил с Господом глубокое общение, появляется опасность самовозвеличивания.
Мне кажется, что я являюсь чем-то или кем-то особенным: такое удивительное сногсшибательное событие, которое другие никогда не имели! Господь меня так благословил! Это же должно быть дурно.
Это такая опасность, которая может в корне разрушить наше общение с Господом. Поэтому Господь допустил это жало в плоти Павла, чтобы он превознес чрезвычайностью откровений.
Августин Герман Франк, один из ведущих Божиих мужей движения пробуждения в Германии в 17-ом и начале 18-го столетия, сказал в своё время: «если я однажды выпил воды из чистого источника общения с Господом, тогда лужи мира сего никогда меня больше не будут привлекать».
И он, собственно, прав, потому что именно так должно бы быть!!! Следует действительно полагать: человек, испытавший чистую ключевую воду и, постоянно имеющий доступ к этой чистой ключевой воде, не станет где-нибудь в грязной луже на колени и не станет пить эти нечистоты, которые в духовном смысле кишат бактериями.
Такое явление должно быть очень редким. Следовало бы думать и полагать: кто однажды испытал и пережил тесное общение с Господом Иисусом, того никогда не будут привлекать всевозможные банальные предложения сатаны. Но к великому сожалению это может случиться и действительно случается.
Приведу для этого великий опыт Швейцарского овцевода, профессора Филиппа Келлера. Он написал толкование на Псалом Давида 22. Он до мелочей изучил все повадки овец и доказал, что овцы являются самыми глупыми из всех животных.
Лично я перевёл его книгу на русский язык и напечатал на Украине тиражом в 100000 экземпляров. Рекомендую её всем детям Божиим как настольную книгу, тем более что она имеется теперь на нашем сайте. Можете себе её скачивать.
Не зря Господь Иисус назвал детей Божиих Своими овцами! В этом толковании мне особенно бросилось в глаза, что овцы, которых пастух гонит на водопой, к чистой ключевой воде, они не ждут, пока они достигнут этот источник.
Они напиваются по пути к источнику из грязных, заражённых всевозможными бактериями луж, если они на пути попадаются. Овцы – крайне неразборчивы!!! Точно так же ведут себя, к сожалению, и многие дети Божии!!!
А также из собственного опыта моей жизни я могу сказать, что именно так может случиться, что мы восприняли что-то от Божией славы, что мы имели времена, когда были очень тесно связаны с Иисусом и, возможно, думали: никогда больше не стану в низинах грехов.
Никогда больше не выйду из этого тесного общения с Господом, ни в коем случае! Но через некоторое время мы всё же замечаем, как внутренне мы удалились от Господа. Через некоторое время действительно можно установить: теперь мы всё же оказались в определённой луже!
Теперь мы действительно лежим в грязи и хлебаем какую-то дрянь, и хотя вначале в мыслях, но мы снова начинаем грешить!!! И с Давидом случилось это же самое! Напоминаю вам печальную и неприятную для воспоминания историю с Вирсавией.
Это случилось после того, как он написал этот Псалом. Давид, который действительно пережил с Господом великие дела, который духовными глазами часто видел присутствие Господа, пошёл на этот разврат, на это прелюбодеяние!
Затем, собственно, руками Иоава убивает её мужа, чтобы затушевать своё блудодеяние, свой грех. Следовательно, несмотря на все испытания Божиего присутствия и близкого общения с Ним, Давид, в конце концов, упал в такую лужу, приземлился в грязи!!!
Наша жизнь в общении с Господом на этой земле постоянно находится в опасности. С одной стороны наша жизнь огорчается внешними нуждами, а с другой стороны она находится также в опасности через внутренние атаки сатаны, через которые мы позволяем увлечь себя от тесного общения с Господом.
6. Последний приоритет Давида, который вытекает из его речи, заключается в том, что в ст.12 он устремляет свой взор на конец: «Царь же возвселится о Боге, восхвалён будет всякий клянущийся Им; ибо заградятся уста говорящих неправду».
«Царь же возвеселится о Боге…» – это последнее. После всей борьбы, после всех споров и столкновений, после всех поражений, которые, безусловно, и в нашей жизни ещё будут иметь место, в заключение «царь возвеселится о Боге».
В этом месте Давид не делает такого ясного высказывания, что будет вечная жизнь на небесах. В других местах он говорит ясней, что он об этом уже знал.
По поводу этого сообщения Давида я обращаю внимание всех слушателей и читателей на то, что сообщает нам Святой Дух через пророка Иезекииля о Давиде, Иез.37,21-24: «то скажи им: так говорит Господь Бог: вот, Я возьму сынов Израилевых из среды народов,
между которыми они находятся, и соберу их отовсюду и приведу их в землю их. 22 На этой земле, на горах Израиля Я сделаю их одним народом, и один Царь будет царем у всех их, и не будут более двумя народами, и уже не будут вперед разделяться на два царства.
23 И не будут уже осквернять себя идолами своими и мерзостями своими и всякими пороками своими, и освобожу их из всех мест жительства их, где они грешили, и очищу их, и будут Моим народом, и Я буду их Богом.
24 А раб Мой Давид будет Царем над ними и Пастырем всех их, и они будут ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будут соблюдать и выполнять их».
Эти сообщения о 1000 летнем Царстве продолжаются до конца главы 37, то есть до ст.28. (К этой теме смотрите также Иез. 34,23-25). Я думаю, что Давид, как и Авраам, имел от Господа откровение по этому вопросу.
И в Пс.62,12 он направляет наш духовный взор на эти обетования у пророка Иезекииля. Чтобы никто из вас не сомневался в обетовании Господа Аврааму, привожу это место Писания, из Ин.8,56: «Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался».
Об этом Сам Иисус сообщил фарисеям, которые не приняли Его своим Мессией. Поэтому я повторяю, что Давид, о котором Господь сказал: «…нашёл Я мужа по сердцу Моему…» (Д.Ап.13,22).
Наверняка имел от Господа обетование, как и Авраам. И мы, все дети Божии, будем в вечности в присутствии Господа, и видеть каков Он есть. Читаю из 1Ин.3,2: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть».
Тогда и все наши огорчения, которые мы имеем в нашей земной жизни в плоти, и все угрозы, в отношении возможного разрушения общения с Господом, будут иметь конец! С эти я прихожу к концу. В начале этой проповеди мы поставили себе два вопроса.
Первый вопрос гласит: в чём заключается это «что-то», о чём каждый человек тоскует? В чём заключается это неопределённое «что-то», в поиске которого находятся все люди мира сего, от которого (этого поиска) многие люди отказались, так как потеряли надежду когда-либо его найти?
Этим «что-то» является ничто, а вернее Никто иной, как Сам Бог – наш Творец!!! Ни радости, ни друзья, ни что-либо другое – не могут удовлетворить душу человека, которая ищет возвращения к своему Творцу, ищет в Нём удовлетворение и покой. Все материальные вещи, обстоятельства и события в нашей жизни являются лишь ссылкой, указание, являются лишь предвкушением главного, о чём тоскует наша душа. Она тоскует о Боге!!!
Второй вопрос, который мы вначале поставили, гласит: реальна ли это тоска? Может ли наша тоска реально исполниться? То, что мы в Пс.62 видели, является реальным. Эта тоска, о которой мы из Пс.62 познали, может действительно быть исполнена; и частично уже сейчас в нашей земной жизни.
Это исполнение мы видим в жизни Давида. Уже теперь мы можем кое-что видеть о Божий славе, уже сейчас можем вести жизнь, носящей отпечаток тоски о Боге, вести жизнь с Богом. Мы можем вести жизнь, носящей верные приоритеты.
Вести жизнь, исполненную прославлением Бога, вести жизнь исполненную и переливающуюся через край от общения с Богом. То есть постоянно думать о Боге, от Которого я постоянно получаю помощь.
Вовсе не обязательно, чтобы такая жизнь носила отпечаток постоянных чрезвычайных происшествий, но речь идёт о том, чтобы мои будни были исполнены светом вечности, светом Божией славы.
Тогда наша жизнь будет так протекать, как однажды сформулировал это состояние апостол Павел во 2Кор.3,18: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа». Аминь.