Кажущиеся противоречия, часть вторая
Мир вам, дорогие слушатели! Продолжаем рассмотрение темы «Кажущиеся противоречия в Библии». В прошлый раз мы с вами остановились на повелении Господа Моисею произвести исчисление, о котором мы читаем в Чис.1,1-2 и 49, повторяю ещё раз этот текст для связи: «И сказал Господь Моисею в пустыне Синайской, в скинии собрания, в первый [день] второго месяца, во второй год по выходе их из земли Египетской, говоря: 2 исчислите все общество сынов Израилевых по родам их, по семействам их, по числу имен, всех мужеского пола поголовно, от двадцати лет и выше: только колена Левиина не вноси в перепись, и не исчисляй их вместе с сынами Израиля; А затем в ст.15 Господь добавляет: «исчисли сынов Левиных по семействам их, по родам их; всех мужеского пола от одного месяца и выше исчисли».
По повелению Господа Моисей исчислил сынов Гирсона, Каафа и Мерари. Далее, в Чис. гл.4 Господь снова повелевает Моисею исчислить сынов Гирсоновых, Каафовых и Мерариных от 30 лет и до 50 лет для совершения работ при скинии собрания.
Сделать вторичное общее исчисление народа от 20 лет и выше (Чис.26,1-4) Господь повелевает Моисею и Елеазару, сыну Аарона, когда Израиль находился в готовности перейти Иордан в обетованную землю, после того как Господь истребил 24000 Израильтян за блуд.
Господь остановил дальнейшее истребление через Финееса, внука Аарона, который убил Израильтянина совершавшего блуд с Мадианитянкой в шатре. После этого исчисления читаем в Чис.26,64: «в числе их не было ни одного человека из исчисленных Моисеем и Аароном священником, которые исчисляли сынов Израилевых в пустыне Синайской».
Это значит, что за непослушание Господь истребил в пустыне в течении 38 лет всех Израильтян, как и обещал, от 20 лет и выше!!! Ещё об одном исчислении, которое провёл Давид, мы читаем в 1Пар.26,30-32: «Из племени Хевронова: Хашавия и братья его, люди мужественные, тысяча семьсот, имели надзор над Израилем по эту сторону Иордана к западу, по всяким делам [служения] Господня и по службе царской.
31 У племени Хевронова Иерия [был] главою Хевронян, в их родах, в поколениях. В сороковой год царствования Давида они исчислены, и найдены между ними люди мужественные в Иазере Галаадском. 32 И братья его, люди способные, две тысячи семьсот, были главы семейств. Их поставил царь Давид над коленом Рувимовым и Гадовым и полуколеном Манассииным, по всем делам Божиим и делам царя».
Как следует из этого Слова, исчисление Давид сделал не с целью узнать, сколько там было мужчин годных для войны, а чтобы выявить количество (2700 чел.) мужчин годных «по всем делам Божиим и делам царя», то есть быть начальствующими, которые были ответственными по делам управления народом: как бы наместниками царя.
Против такого исчисления при Давиде и против исчисления, которое совершил Соломон во 2Пар.2,17, Господь не возражал: «И исчислил Соломон всех пришельцев, бывших [тогда] в земле Израилевой, после исчисления их, сделанного Давидом, отцом его, — и нашлось их сто пятьдесят три тысячи шестьсот».
Против этих исчислений Господь не возражал, так как эти 153600 выявленных пришельцев Соломон использовал на строительстве храма, а не для военных действий. Повторяю теперь наш главный вопрос: почему Господу было неугодно исчисление, которое совершил Давид под воздействием сатаны; исчисление, выявляющее мужей годных для войны?!!!
В первой части этой проповеди мы выявили с вами, что Господь Иисус хотел и будет Царём Своего народа Израиля. И если более или менее исследуем Ветхий Завет, то поймём, что Он также хотел сражаться за Свой народ.
И главным образом при освобождении обетованной земли Ханаан от всех её жителей, которые к этому времени на основании глубокого падения в грех созрели для истребления!!! Рассмотрим несколько характерных примеров.
- Обратимся к событию с Иерихоном при входе Израиля в обетованную землю Ханаан, И.Нав.6,1-4: «Тогда сказал Господь Иисусу: вот, Я предаю в руки твои Иерихон и царя его, [и находящихся в нем] людей сильных; 2 пойдите вокруг города все способные к войне и обходите город однажды [в день]; и это делай шесть дней;
3 и семь священников пусть несут семь труб юбилейных пред ковчегом; а в седьмой день обойдите вокруг города семь раз, и священники пусть трубят трубами; 4 когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания, и [весь] народ пойдет [в город, устремившись] каждый с своей стороны».
Как видим из этого Слова, для победы над сильно укреплённым городом Иерихон, со стороны Израильтян требовалось лишь абсолютное послушание и выполнения указаний Господа, а всё остальное сделал Сам Господь Иисус!!!
2. В этой же книге И.Навина обратимся к событиям в гл.10, 6-14: «Жители Гаваона послали к Иисусу в стан [Израильский], в Галгал, сказать: не отними руки твоей от рабов твоих; приди к нам скорее, спаси нас и подай нам помощь; ибо собрались против нас все цари Аморрейские, живущие на горах.
7 Иисус пошел из Галгала сам, и с ним весь народ, способный к войне, и все мужи храбрые. 8 И сказал Господь Иисусу: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои: никто из них не устоит пред лицем твоим. 9 И пришел на них Иисус внезапно, [потому что] всю ночь шел он из Галгала.
10 Господь привел их в смятение при виде Израильтян, и они поразили их в Гаваоне сильным поражением, и преследовали их по дороге к возвышенности Вефорона, и поражали их до Азека и до Македа. 11 Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни до самого Азека, и они умирали;
больше было тех, которые умерли от камней града, нежели тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом. 12 Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне,
и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! 13 И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. Не это ли написано в книге Праведного:
«стояло солнце среди неба и не спешило к западу почти целый день»? 14 И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля».
В отношении этого текста не требуется даже комментария, всё предельно ясно, что против Аморреев сражался Сам Господь, а Израильтяне только догоняли отставших и добивали их!!!
3.Третье событие, на которое я хочу обратить ваше внимание, описано в Суд.6. В сражении Гедеона с отрядом в 300 человек Господь Иисус даёт Израилю блестящую победу над многочисленным, как саранча, войском Мадианитян, Суд.7:2,7,19-20,22: «И сказал Господь Гедеону: народа с тобою слишком много, не могу Я предать Мадианитян в руки их, чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: «моя рука спасла меня»;
И сказал Господь Гедеону: тремя стами лакавших Я спасу вас и предам Мадианитян в руки ваши, а весь народ пусть идет, каждый в свое место. И подошел Гедеон и сто человек с ним к стану, в начале средней стражи, и разбудили стражей, и затрубили трубами и разбили кувшины, которые были в руках их.
20 И затрубили [все] три отряда трубами, и разбили кувшины, и держали в левой руке своей светильники, а в правой руке трубы, и трубили, и кричали: меч Господа и Гедеона! Между тем как триста человек трубили трубами, обратил Господь меч одного на другого во всем стане, и бежало ополчение до Бефшитты к Царере, до предела Авелмехолы, близ Табафы». (Исход всего сражения прочтите сами в Суд.7).
4. Последний, четвёртый случай, который я приведу, происходит с Ионафаном, сыном Саула. Обратимся к 1Книге Царств. гл.13-14. Мы знаем, что Филистимляне постоянно нападали на Израиль. И когда они порабощали Израильтян, то жестоко угнетали их.
Из страха, что Израиль может незаметно вооружиться и освободиться от оккупации Филистимлян, они истребили в их среде даже всех кузнецов. Так читаем в 1Цар.13,22: «Поэтому во время войны не было ни меча, ни копья у всего народа, бывшего с Саулом и Ионафаном, а [только] нашлись они у Саула и Ионафана, сына его».
А так же в 1Цар.14,2: «Саул же находился в окраине Гивы, под гранатовым деревом, что в Мигроне. С ним было около шестисот человек народа».
Что это за армия в 600 воинов и два меча на весь этот отряд?!!! Это же уму непостижимо, чтобы такими «силами» противостоять против трёх до зубов вооружённых отрядов Филистимлян! Это была бы просто авантюра!!! Но Господь и в этом случае усмотрел для Своего народа победу.
Это мы видим в словах Ионафана, 1Цар.14,6.10,13-15,20: «И сказал Ионафан слуге оруженосцу своему: ступай, перейдем к отряду этих необрезанных; может быть, Господь поможет нам, ибо для Господа нетрудно спасти чрез многих, или немногих. а если так скажут: «поднимитесь к нам», то мы взойдем, ибо Господь предал их в руки наши;
и это будет знаком для нас. И начал всходить Ионафан, [цепляясь] руками и ногами, и оруженосец его за ним. И падали [Филистимляне] пред Ионафаном, а оруженосец добивал их за ним. 14 И пало от этого первого поражения, нанесенного Ионафаном и оруженосцем его, около двадцати человек, на половине поля, обрабатываемого парою волов в день.
15 И произошел ужас в стане на поле и во всем народе; передовые отряды и опустошавшие землю пришли в трепет; дрогнула вся земля, и был ужас великий от Господа. И воскликнул Саул и весь народ, бывший с ним, и пришли к месту сражения, и вот, там меч каждого [обращен] был против ближнего своего; смятение [было] очень великое».
Мы кратко рассмотрели с вами всего четыре выдающихся случая, в которых Господь, лично сражаясь против врагов Израиля, давал ему блестящие победы. Таких случаев мы имеем в Ветхом Завете очень много!!!
Но сделаем из этих четырёх рассмотренных случаев необходимый для нас вывод: против таких полчищ внутренних врагов в Ханаане, и внешних врагов за пределами Ханаана Израильский народ был бы беспомощен, его стёрли бы с лица земли, поэтому Господь Сам хотел сражаться против всех врагов Израиля.
Почему? Потому что это Его народ, который Он создал для Себя и любит его. Читаю соответствующие места из Писания
Ис.43,4: «Так как ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, то отдам [других] людей за тебя, и народы за душу твою».
Втор.7,7: «Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас, — ибо вы малочисленнее всех народов».
Короткий и ясный ответ мы имеем в этих двух стихах, почему Господь Иисус хотел и практически сражался за Свой народ Израиль, когда он обращался к своему Иегове за помощью, когда он верил и доверялся Ему.
Через Моисея Господь Иисус сказал Своему народу как он должен себя вести когда придёт в обетованную землю и как должен вести себя царь, которого народ поставит над собой.
Читаю из книги Втор.17,14-18: «Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней, и скажешь: «поставлю я над собою царя, подобно прочим народам, которые вокруг меня», 15 то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой;
из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе. 16 Только чтоб он не умножал себе коней и не возвращал народа в Египет для умножения себе коней, ибо Господь сказал вам: «не возвращайтесь более путем сим»;
17 и чтобы не умножал себе жен, дабы не развратилось сердце его, и чтобы серебра и золота не умножал себе чрезмерно. 18 Но когда он сядет на престоле царства своего, должен списать для себя список закона сего с книги, [находящейся] у священников левитов»,
А теперь посмотрим, что сделал в этих вопросах царь Соломон 3Цар 10,26: «И набрал Соломон колесниц и всадников; у него было тысяча четыреста колесниц и двенадцать тысяч всадников; и разместил он их по колесничным городам и при царе в Иерусалиме».
Для чего, спрашивается, накапливал Соломон, да ещё вопреки указаниям Господа, столько лошадей и колесниц? Для оснащения армии!!! Колесницы для тех времён можно приравнять к танкам настоящего времени!!! Почему Соломон это делал? Ведь Он сам говорит Тирскому царю Хираму при постройке храма 3Цар 5,4: «ныне же Господь Бог мой даровал мне покой отовсюду: нет противника и нет более препон».
Уже Иисусу Навину, который должен был ввести Божий народ в обетованную землю Ханаан, Господь Иисус сказал, И.Нав 1,9: «Вот Я повелеваю тебе: будь тверд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдешь».
Господь Иисус создал Соломону мир и покой отовсюду и все народы приносили ему в огромном количестве драгоценные подарки. Для чего нужно было содержать такую огромную и сильную армию?
Вернёмся к Давиду. Именно в этом направлении идёт всеобщее исчисление народа в Израиле, которое совершил Давид против Божией воли!!! Посредством этого исчисления Давид хотел установить количество мужчин годных для войны, чтобы установить боеспособность армии!!!
Это мероприятие было неугодно Господу, так как Он Сам хотел сражаться за Свой народ, Суд.7,2: «чтобы не возгордился Израиль предо Мною и не сказал: «моя рука спасла меня».
Иоав, который знал, что это мероприятие Давида неугодно в очах Господа, но подчинившись повелению царя, выполнил задание Давида, но не полностью, как читаем в 1Пар 21,6: «А левитов и Вениаминян он не исчислял между ними, потому что царское слово противно было Иоаву».
Но далее мы читаем в 1Пар 21,7-8: «И не угодно было в очах Божиих дело сие, и Он поразил Израиля. 8 И сказал Давид Богу: весьма согрешил я, что сделал это. И ныне прости вину раба Твоего, ибо я поступил очень безрассудно».
И когда это великое поражение началось, то Давид духовно прозрел и он увидел своё своеволие, своё непослушание Господу. Теперь он вспомнил, что без разрешения Господа исчисление народа нельзя было делать, поэтому «сказал Давид Богу: весьма согрешил я, что сделал это. И ныне прости вину раба Твоего, ибо я поступил очень безрассудно».
Чтобы точно знать, как развивались события дальше, и чтобы определить намерения Господа, приведу стихи с 9-го по 13-ый: «И говорил Господь Гаду, прозорливцу Давидову, и сказал: 10 пойди и скажи Давиду: так говорит Господь: три [наказания] Я предлагаю тебе, избери себе одно из них, — и Я пошлю его на тебя.
11 И пришел Гад к Давиду и сказал ему: так говорит Господь: избирай себе: 12 или три года — голод, или три месяца будешь ты преследуем неприятелями твоими и меч врагов твоих будет досягать [до тебя];
или три дня — меч Господень и язва на земле и Ангел Господень, истребляющий во всех пределах Израиля. Итак, рассмотри, что мне отвечать Пославшему меня с словом. 13 И сказал Давид Гаду: тяжело мне очень, но пусть лучше впаду в руки Господа, ибо весьма велико милосердие Его, только бы не впасть мне в руки человеческие».
В выражении: «пусть лучше впаду в руки Господа» мы видим сообщение апостола Петра в 1Пет 2,23: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному».
Это значит, что Господь Иисус полностью предал Себя в руки небесного Отца, единственно Который является праведным судьёй. Однако в нашем тексте Господь продолжает истребление Израильтян, что и намеревался сделать за его измену своему Иегове
Читаю из 1Пар.21,14-17: «И послал Господь язву на Израиля, и умерло Израильтян семьдесят тысяч человек. 15 И послал Бог Ангела в Иерусалим, чтобы истреблять его. И когда он начал истреблять, увидел Господь и пожалел о сем бедствии, и сказал Ангелу-истребителю:
довольно! теперь опусти руку твою. Ангел же Господень стоял [тогда] над гумном Орны Иевусеянина. 16 И поднял Давид глаза свои, и увидел Ангела Господня, стоящего между землею и небом, с обнаженным в руке его мечом, простертым на Иерусалим; и пал Давид и старейшины, покрытые вретищем, на лица свои.
17 И сказал Давид Богу: не я ли велел исчислить народ? я согрешил, я сделал зло, а эти овцы что сделали? Господи, Боже мой! да будет рука Твоя на мне и на доме отца моего, а не на народе Твоем, чтобы погубить [его]».
Символично мы здесь видим, что Господь Иисус добровольно представляет Себя в жертву за грехи всех людей, объявляет Себя самым великим грешником!!!
Во всём этом тексте Святой Дух даёт нам пророческое сообщение. В том, что Господь посылает язву на Израиль и истребляет 70000 человек и далее начал через Ангела истреблять жителей Иерусалима, мы символично видим человечество, созревшее после суда потопа снова для истребления, как Святой Дух повествует в Гал 4,4: «но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону».
«Полнота времени» заключается в том, что чаша грехов всего человечества была наполнена с краями. Человечество следовало снова истребить, но небесный Отец пошёл по другому пути. Он посылает в Жертву за наши грехи Своего возлюбленного Сына Иисуса (Ин 3,16), Который изъявил готовность добровольно умереть на Голгофе за грехи всего человечества. Именно эту готовность мы видим в диалоге Давида, «вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они?».
Наш милостивый Иисус Христос позволил Своему Богу, нашему небесному Отцу возложить на Него грехи всего человечества и совершить над ними, на Своём теле суд гнева!!! На Давиде Господь не совершил этот суд немедленно, также как и Аврааму Господь не позволил принести в жертву своего сына Исаака – прообраза Иисуса Христа.
Но чтобы в этом отрезке Писания показать, что Господь Бог пошлёт к нам на землю Своего Сына Иисуса для спасения, Он продолжает диалог с Давидом. Об этом читаем в первой книге Параллипаменон, в главе 21.
Ст.18: «И Ангел Господень сказал Гаду, чтобы тот сказал Давиду: пусть Давид придет и поставит жертвенник Господу на гумне Орны Иевусеянина».
А также стихи с 21-30: «И пришел Давид к Орне. Орна, взглянув и увидев Давида, вышел из гумна и поклонился Давиду лицем до земли. 22 И сказал Давид Орне: отдай мне место под гумном, я построю на нем жертвенник Господу; за настоящую цену отдай мне его, чтобы прекратилось истребление народа.
23 И сказал Орна Давиду: возьми себе; пусть делает господин мой царь что ему угодно; вот я отдаю и волов на всесожжение, и молотильные орудия на дрова, и пшеницу на приношение; все это отдаю даром. 24 И сказал царь Давид Орне: нет, я хочу купить у тебя за настоящую цену, ибо не стану я приносить твоей собственности Господу,
и не буду приносить во всесожжение [взятого] даром. 25 И дал Давид Орне за это место шестьсот сиклей золота. 26 И соорудил там Давид жертвенник Господу и вознес всесожжения и мирные жертвы; и призвал Господа, и Он услышал его, [послав] огонь с неба на жертвенник всесожжения.
27 И сказал Господь Ангелу: возврати меч твой в ножны его. 28 В это время Давид, видя, что Господь услышал его на гумне Орны Иевусеянина, принес там жертву. 29 Скиния же Господня, которую сделал Моисей в пустыне, и жертвенник всесожжения [находились] в то время на высоте в Гаваоне. 30 И не мог Давид пойти туда, чтобы взыскать Бога, потому что устрашен был мечом Ангела Господня».
Ангел Господень в ст.18 – это есть Сам Иисус! Почему Он повелевает Давиду поставить жертвенник Господу на гумне Орны Иевусянина? Во-первых, нам следует знать географическое место, где находилось гумно Орны Иевусянина. Это мы узнаём из 2Пар.3,1: «И начал Соломон строить дом Господень в Иерусалиме на горе Мориа, которая указана была Давиду, отцу его, на месте, которое приготовил Давид, на гумне Орны Иевусеянина».
Какое славное и чрезвычайно важное сообщение для нашей темы! Выражение «на месте, которое приготовил Давид…» мы можем другими словами так выразить: «фундамент для спасения грешников, который Господь Иисус приготовил на Голгофе». Напоминаю вам
также, дорогие слушатели, что на этой же горе, на этом месте Авраам должен был принести в жертву своего сын Исаака. Читаю из книги Быт 22,2: «[Бог] сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе».
В лице Исаака на этой горе прообразно умирает на Голгофе Иисус, на этой горе Мориа, на гумне Орны Иевусянина «на этой же горе, которая впоследствии оказалась в городе Иерусалиме, Соломон построил Господу храм!!!»
Почему Давид должен был соорудить жертвенник на горе Мориа мы теперь знаем. Но почему он должен был соорудить этот жертвенник на гумне… и именно на гумне Орны Иевусянина?
Жертвенник, который должен был соорудить Давид, символично указывает на Голгофу, где небесный Отец принёс Своего Сына Иисуса в жертву за грехи всего мира. Хотя на Голгофском кресте Господь Иисус и совершил искупление за грехи всех людей мира, но большая часть людей не примут Иисуса своим Спасителем и останутся навеки погибшими.
Следовательно, Голгофа приносит разделение среди людей мира сего!!! Слово гумно встречается в Писании 34 раза, что означает «разделение». И это мы образно видим в Мтф.3,12: «лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым».
«Пшеница» – это спасённые для жизни вечной, а «солома» — это погибшие, которые будут вечно гореть в огненном озере! Отделение пшеницы от соломы и мякины производилось раньше на гумне. Сегодня этот процесс совершается в комбайне. На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.