Назорей, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели, задаю вам один вопрос: задумывались ли вы когда-нибудь о том, для чего Господь дал человеку волосы, волосяной покров. Он дал нам два глаза, чтобы видеть, дал нам два уха, чтобы слышать, дал нам нос, чтобы дышать, дал рот, чтобы дышать и говорить, дал две руки, чтобы работать, дал две ноги, чтобы передвигаться. А вот для чего Он дал нам волос? Интересная тема. Начнём сегодня с назорея, что означает посвящённый.Когда я закончил работу на тему «Кажущиеся противоречия в Библии», я задумался и стал просить Господа: над какой же темой мне дальше работать? Повод к тому, чтобы осветить тему о назорее, Господь Иисус дал мне через одного брата нашего собрания.
Он является проповедником и, честно говоря, усердно занимается исследованием Писания. Но в одно из воскресений при праздновании вечери Господа, зачитывая одно место из Писания, сделал грубую ошибку.
Я сразу понял, что его высказывание не соответствует Библейскому учению. Он зачитал из Чис 6,18: «и острижет назорей у входа скинии собрания голову назорейства своего, и возьмет волосы головы назорейства своего, и положит на огонь, который под мирною жертвою».
По поводу сообщения Св.Духа в этом стихе он сказал, что волосы назорея символизируют грехи людей, которые Господь Иисус предал суду на Голгофском кресте, так как в данном стихе «назорей положил волосы своего назорейства на огонь, который под мирною жертвою».
Скажу вам сразу, дорогие слушатели, что это глубокое заблуждение и незнание Слова Божиего. Поэтому наш милостивый и любящий нас Господь Иисус предложил мне через Святого Духа осветить этот вопрос. Чтобы вы убедились в том, что волос назорея не символизирует наши грехи, привожу сразу очень веский аргумент.
Поэтому обратимся к очень известному герою Писания Самсону, Суд.16,15-17,19: «И сказала ему [Далида]: как же ты говоришь: «люблю тебя», а сердце твое не со мною? вот, ты трижды обманул меня, и не сказал мне, в чем великая сила твоя. 16 И как она словами своими тяготила его всякий день и мучила его, то душе его тяжело стало до смерти.
17 И он открыл ей все сердце свое, и сказал ей: бритва не касалась головы моей, ибо я назорей Божий от чрева матери моей; если же остричь меня, то отступит от меня сила моя; я сделаюсь слаб и буду, как прочие люди. И усыпила его [Далида] на коленях своих, и призвала человека, и велела ему остричь семь кос головы его. И начал он ослабевать, и отступила от него сила его».
Отсюда ясно видно, что сила назорея заключена в его длинных волосах!!! Хотя наш Господь Иисус не был назореем, но назореи в Писании являются прообразом Господа Иисуса. Хотя слабым, но они являются прообразом Господа Иисуса. Слово назорей встречается в Библии 11 раз, что означает – несовершенство!
И это видно из Чис 6,2: «объяви сынам Израилевым и скажи им: если мужчина или женщина решится дать обет назорейства, чтобы посвятить себя в назореи Господу».
Но мы с вами знаем, что женщина никогда не может быть прообразом Господа Иисуса! Сатана, правда, внушает некоторым женщинам такую мысль, что и они могут выступать в роли Иисуса!!! Я знаю такую, которая называла себя «деви Мария христос». Она утверждала, что раньше Иисус выступал в образе мужчины, а теперь – в образе женщины.
Это было в России. Она держала свой путь через город Курск в Киев. Я находился в это время в Курске, поэтому по просьбе мэра города Курска написал ему разоблачающую статью, которую он поместил в местную газету, чтобы предостеречь жителей Курска от искушения этой женщиной.
Хотя женщинам и разрешено было посвятить себя Господу, то есть объявить себя назореем, но в Писании мы не встречаем женщин назореев.
Итак, назорей означает Посвящённый – посвящённый Господу!
Главной отличительной чертой назорея, как мы поняли из Суд 16,17-19, являются его длинные волосы. Если мы рассматриваем назорея, как прообраз Господа Иисуса, то в его длинных волосах мы видим Божию силу. А если мы рассматриваем назорея, как человека, посвятившего себя служению для Господа Иисус, то в духе этот длинный волос символизирует нашу тесную связь с Господом.
Отказ от всего мирского и следование за Иисусом, абсолютное послушание Господу, систематическое и глубокое исследование Писания и постоянное пребывание в молитве и т.д.!! Отсюда следует, что в духе дети Божии могут быть назореями. И сила наша будет в соблюдении перечисленных мною условиях следования за Иисусом.
Но в рассматриваемом нами вопросе Писание ставит не только большое ударение на длинные волосы назорейства, но и на остальной волосяной покров на теле людей. И по этому поводу я должен сразу очень важное предложение сказать, что волосы людей – Божиего Творения — символизируют их достоинство в глазах Господа!!!
Это очень интересно, не правда ли? По ходу рассмотрения этой темы мы в этом убедимся. Поговорим сначала о назорее. Закон о назорее дал Господь Своему народу через Моисея в Чис.6,3-4, где читаем: «то он должен воздержаться от вина и [крепкого] напитка,
и не должен употреблять ни уксусу из вина, ни уксусу из напитка, и ничего приготовленного из винограда не должен пить, и не должен есть ни сырых, ни сушеных виноградных ягод; 4 во все дни назорейства своего не должен он есть ничего, что делается из винограда, от зерен до кожи».
Короче говоря, назорей не должен во дни своего назорейства ничего есть и пить, что изготовлено из винограда от зёрен до кожи!!! А когда исполнятся дни назорейства человека посвятившего себя в назорея, его приводят ко входу скинии собрания, где он совершает обряд приношения различных жертв (о стрижке волос пока не говорю). По окончанию этого обряда читаем в ст.20: «После сего назорей может пить вино».
Вино символизирует в Писании радость. Назорей является прообразом нашего Господа Иисуса. А поскольку в Ин.1,11 читаем: «пришёл к своим, а свои Его не приняли», то можем сказать, что в первую очередь Господь Иисус посвятил Себя Своему народу!!!
Напоминаю ещё раз о том, что я и в других проповедях уже говорил. Свой святой план спасения людей Господь Иисус начал со Своим народом Израилем. Он дал ему в пустыне Свой закон, в котором суббота занимает особое место и значение.
В связи с тем, что Господь даёт Израилю небесную манну, которая являлась для народа главной пищей до входа в обетованную землю Ханаан, Он даёт ему и субботу, которая первый раз упоминается в Исх.16,23:
«И [он] сказал им: вот что сказал Господь: завтра покой, святая суббота Господня; что надобно печь, пеките, и что надобно варить, варите [сегодня], а что останется, отложите и сберегите до утра».
Чтобы Своему народу дать возможность глубже понять какой смысл имеет суббота лично для Господа и для Израиля, Он говорит в Исх.16,26: «шесть дней собирайте его, а в седьмой день — суббота: не будет его в [этот день]».
Затем Господь идёт на один шаг дальше и объявляет в Исх.20,10: «а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих».
Почему Господь учреждает Израилю такой порядок? Потому что это Его народ, который Он создал и любит его и желает жить в его среде, и что суббота является знамением их глубокой связи со своим Творцом:
Исх. 25,8: «И устроят они Мне святилище, и буду обитать посреди их».
Исх. 31,13: «скажи сынам Израилевым так: субботы Мои соблюдайте, ибо это — знамение между Мною и вами в роды ваши, дабы вы знали, что Я Господь, освящающий вас»;
Господь Иисус создал Израиль, освятил его, то есть отделил его для Себя, поэтому уже на земле Он желает жить в его среде. А теперь возникает вопрос: когда, где и на каких началах Он желает жить среди Израиля.
По этому поводу Господь обращает в Исх.20,11 внимание Израиля на то обстоятельство, что: «… ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его».
Господь связывает свой отдых после шести дней труда по созданию неба, земли, моря в всего, что в них с отдыхом Своего народа в седьмой день, который Он называет субботой покоя. Господь желает, чтобы Его народ полностью воплотился со своим Иеговой и ходил в абсолютном послушании Ему. Но Писание говорит нам в Пс.89,5: «Ибо пред очами Твоими тысяча лет, как день вчерашний, когда он прошел, и [как] стража в ночи.
А также во 2Пет.3,8: «Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день».
Господь хочет, чтобы мы это знали, чтобы этот факт не был от нас скрыт. Почему? Потому что шесть дней Своего труда по созданию мира Он связывает прежде всего с историей Своего народа!!! Поэтому Он открывается в Ветхом Завете Своему народу, а не язычникам.
Из Нового З. мы с вами знаем, что Бог хочет, чтобы все люди спаслись для жизни вечной; однако в лице Израильского народа Господь начинает осуществлять свой план спасения людей вообще!!! Каждый день труда Господа по созданию мира Он приравнивает к одной 1000 лет существования людей на земле.
Но так как после шести дней Своего труда Он на седьмой день отдыхал, то Он желает в седьмую тысячу лет отдыхать со своим народом в его среде. Поэтому в выше приведённых стихах Господь открывает Своему народу Израилю Свой замысел в отношении субботы.
Это значит, что Господь начал историю Израиля с субботы, как мы выше отметили в Исх.16,23.26 и 20,10, и закончит историю Израиля на земле в седьмую тысячу лет, в так называемом 1000 летнем мирном Царстве.
А 2000 лет времени благодати, в которые Господь занимается с язычниками, являются лишь вставкой в Божием плане спасения Своего народа Израиля. Отсюда видно, что главное ударение Святой Дух ставит в Писании на Божий народ – Израиль!!!
Поэтому мы и имеем три Евангелия, два из которых являются: одно – Евангелием Царствия, а другое – Евангелием благодати. Евангелие Царствия касается сугубо Израиля, а Евангелие благодати дано для язычников. Евангелие Царствия начал проповедывать Иоанн Креститель и Сам Господь Иисус, будучи на земле. Об этом читаем в:
Мтф.3,2: «(Иоанн) покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
Мтф.4,17: «С того времени Иисус начал проповедывать и говорить: покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное».
Это значит, что в лице Иисуса небо (Бог) приблизилось к людям на землю!!! К этому покаянию призывал Иоанн Креститель евреев, когда совершал крещение в Иордане. Но поскольку евреи не приняли Иисуса своим Мессией, то Евангелие Царствия прерывается примерно на 2000 лет временем благодати.
А Апостолу Павлу Господь Иисус поручает проповедывать язычникам Евангелие благодати, Д.Ап.20,24: «Но я ни на что не взираю и не дорожу своею жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией».
При Своём пришествии на землю в плоти Господь Иисус уже хотел устроить Своему народу 1000 летнее мирное Царство и ввести его в покой субботы, но народ не принял Его своим Мессией. Поэтому 1000 летнее Царство откладывается на 2000 лет времени благодати, о чём ниже прочитаем в Евр.4,9-10.
По окончанию времени благодати два свидетеля Господа будут снова проповедывать Евангелие Царствия согласно Мтф.24,14: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» (двумя свидетелями в 70-ю седьмицу).
Хотя Израиль не принял Иисуса своим Мессией, но Иисус верен Своим обетованиям в отношении Своего народа, так как Он обручился с ним, о чём читаем в Ос.2,19-20: «И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости и милосердии. 20 И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа».
Поскольку Израиль не принял Иисуса своим Мессией, то Он отставляет его на 2000 лет в сторону, но субботство, то есть обещанное пребывание Израильского народа в 1000 летнем мирном Царстве Иисус сохраняет, Ев4,9-10: «Посему для народа Божия еще остается субботство. 10 Ибо, кто вошел в покой Его, тот и сам успокоился от дел своих, как и Бог от Своих».
Господь-то успокоился от дел своих по сотворению мира, а вот народ Его не вошёл в предложенный ему покой. Господь Иисус явно не может радоваться такому состоянию Своего народа, поэтому Он и говорит в Мтф. 26,29: «Сказываю же вам, что отныне не буду пить от плода сего виноградного до того дня, когда буду пить с вами новое [вино] в Царстве Отца Моего». (см. также Мрк.14,25 и Лук.22,18)
Это значит, что Господь Иисус будет иметь радость лишь тогда, когда будет вместе со Своим народом находиться в Царстве Отца Своего, то есть в 1000 летнем мирном Царстве. Поэтому назорей, который является прообразом Господа Иисуса, не имел права во время своего назорейства пить и кушать всего того, что изготавливается из винограда.
Назорей – это Посвящённый, а Господь Иисус посвятил Себя Своему народу и уже в Ветхом З. с такой любовью и заботой, в милости и долготерпении работает с ним и над ним.
Тот факт, что Господь Иисус будет иметь радость общения со Своим народом в 1000 летнем Царстве, мы символично видим также в первом чуде, которое Он сотворил в Кане Галилейской.
Я прочитаю этот текст, который имеет два толкования: в первую очередь описанное событие касается Израиля и указывает на 1000 летнее Царство!!! Ин.2,1-11: «На третий день был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. 2 Был также зван Иисус и ученики Его на брак. 3 И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них.
4 Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. 5 Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте. 6 Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.
7 Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха. 8 И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли. 9 Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, — а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, — тогда распорядитель зовет жениха
10 и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе. 11 Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его».
Прежде всего, обращаю ваше внимание на выражение: «На третий день был брак…». Это значит, что после 2000 лет времени благодати, то есть после 2000 лет прерванного общения Господа со Своим народом Он будет жить в его среде и иметь теснейшую связь и общение. В «третьем дне» мы видим 1000 летнее Царство!!!
Сначала на этой свадьбе выпили «худшее вино». Но и этого «худшего» вина не хватило!!! Это говорит о том, что при пришествии Иисуса в плоти ни Израиль, ни Иисус не имели радости, желаемая радость была омрачена отвержением Израиля своего Мессии. Иисус превратил воду в шести каменных водоносах в прекраснейшее вино, которое и было подано в заключение.
Выражение: «и говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.»
Это говорит о том, что согласно Евр.4,9-10 настоящая радость Иисуса и Его народа отсрочена на 2000 лет и сбережена для 1000 летнего Царства! Об этом чуде можно ещё многое сказать, но я упомянул лишь то, что касается нашей темы: о настоящей радости Иисуса в 1000 летнем Царстве.
Смоква символично указывает на Израильское государство, которое восстановлено в 1948 году (Мтф.24,32). Виноград указывает на священство, которое будет восстановлено в 1000 летнем Царстве. Посредством священства Господь Иисус будет в 1000 летнем Царстве иметь со Своим народом теснейшее и гармоничное общение! Поэтому Его назорейство будет закончено.
В отношении стрижки волос назорея у входа скинии собрания по окончанию дней его назорейства (Чис 6,18) можно следующее сказать. Когда Господь Иисус предложил Аврааму принести в жертву его сына Исаака, то Господь дал Аврааму замену вместо Исаака.
Читаю из книги Быт.22,12-13: «[Ангел] сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня. 13 И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо сына своего».
Овен является прообразом Иисуса – Агнца Божиего, а его рога символизируют силу и власть Сына Божиего. Тот факт, что овен запутался своими рогами в чаще, говорит о том, что Иисус, снизойдя с небес в плоти на землю, пленил свою власть, которую Он имел у Отца на небесах.
В слабости плоти человека Господь Иисус победил на Голгофе сатану, Евр.2,14: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола»,
А пришествие Бога в лице Иисуса на землю в плоти Святой Дух называет великой тайной, 1Тим.3,16: «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе».
Бог пленил Свою силу и явился к людям на землю в слабости плоти, что мы и видим в овне, запутавшемся рогами в чаще. В таком положении овен не может уже ни на кого нападать и не может своими рогами защищаться.
В Писании мы встречаем очень много примеров, в которых видим, что рога символизируют силу или мощь. Приведу для этого один классический пример из книги Даниила. Но этот пример имеет очень важное пророческое значение, которое должно ещё исполниться.
Читаю из книги пророка Дан.8,3-8: «Поднял я глаза мои и увидел: вот, один овен стоит у реки; у него два рога, и рога высокие, но один выше другого, и высший поднялся после. 4 Видел я, как этот овен бодал к западу и к северу и к югу, и никакой зверь не мог устоять против него, и никто не мог спасти от него; он делал, что хотел, и величался.
5 Я внимательно смотрел на это, и вот, с запада шел козел по лицу всей земли, не касаясь земли; у этого козла был видный рог между его глазами. 6 Он пошел на того овна, имеющего рога, которого я видел стоящим у реки, и бросился на него в сильной ярости своей.
7 И я видел, как он, приблизившись к овну, рассвирепел на него и поразил овна, и сломил у него оба рога; и недостало силы у овна устоять против него, и он поверг его на землю и растоптал его, и не было никого, кто мог бы спасти овна от него.
8 Тогда козел чрезвычайно возвеличился; но когда он усилился, то сломился большой рог, и на место его вышли четыре, обращенные на четыре ветра небесных».
То же самое, как в рогах, мы видим в длинных волосах назорея, которые он должен обрезать по окончанию дней своего назорейства. Иисус пришёл на землю к людям в плоти, то есть оставил Свою силу, чтобы в слабости плоти умереть за грехи всех людей на Голгофе,
потому что в Своей славе, вне плоти Он не мог бы умереть. Бог совершил суд гнева над нашими грехами на Своём Сыне, Фил.2,7: «Который уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек».
Для ясности привожу выше упомянутое место из книги Числа гл.6,18: «и острижет назорей у входа скинии собрания голову назорейства своего, и возьмет волосы головы назорейства своего, и положит на огонь, который под мирною жертвою».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.