Елей помазания, часть вторая
Мир вам дорогие слушатели, продолжаем рассмотрение темы, под названием «Елей помазания». Сегодня вторая часть. Мы в прошлый раз остановились на послании Рим.9:15-16,18: «Ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего. Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает». Милость, о которой мы читаем в этом тексте, не имеет никакого отношения к милости по спасению людей, но касается Божиих даров, которые Он даёт Своим искупленным согласно Его благоволению! Но не так, как некоторые дети Божии этого желают.
Если бы сообщение этого текста касалось спасения, то Господь был бы неправедным, так в другом месте Он говорит: «Который хочет, чтобы все люди спаслись…». В дополнение ко всему это было бы ещё и противоречием в Слове!
Упомянутая в этом тексте милость, имеет ещё и другой смысл, но в нашем тексте имеется в виду так называемая «экономическая» милость, духовные дары Господа, которые Он даёт детям Божиим.
Такая категория братьев, которые плотскими путями пробиваются вплоть до кафедры, и с кафедры просто говорят, наносят собранию очень много вреда! Святой Дух говорит: «помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося», но страсть говорения, стремление к говорению с кафедры, стоит у таких братьев на первом плане!!!
В их «проповедях» отсутствует необходимый элемент для духовного роста и назидания собрания, так как они сами духовно слепы! Кое-что они могут в собрании организовать, но Господь Иисус не уделил им дара познания в Слове и способность проповедывать.
Нормальным образом такие братья даже не замечают и не интересуются о том, какой резонанс печали, страданий и разочарования возбуждают их «проповеди» в сердцах детей Божиих в собрании.
Тщеславие, своеволие и эгоизм являются движущими силами в их сердцах! Для такого служения эти братья не призваны Господом. Однозначно и совершенно ясно говорит Ап. Павел о духовных дарах в 1Кор.12:4-8,11:
«Дары различны, но Дух один и тот же; и служения различны, а Господь один и тот же; и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех. Но каждому дается проявление Духа на пользу.
Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно».
Особое ударение ставлю на ст.11!!! Из этого стиха мы без труда можем понять, что разделение духовных даров и способность в полномочии и правильно ими пользоваться, осуществляет Господь Иисус через Духа Святого!!! А теперь я скажу вам очень важное и познавательное предложение. Запомните его:
Именно это является многогранным заданием Святого Духа в детях Божиих!!!
В ст.18 все сообщения о дарах по милости Господа обобщены и унифицированы. Тут мы имеем ясное сообщение того, что Святой Дух не произвольно, но действует согласно Божией воле, читаю из 1Кор.12,18: «Но Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно».
Но чтобы всё было ясно, я ещё добавлю из послания Флп.2,13: «потому что Бог производит в вас и хотение и действие по [Своему] благоволению».
Как Он производит это хотение и действие, причём по Своему благоволению? Через Духа Святого!!! Поэтому мы можем теперь сказать: братья, которые не имеют от Господа дара Слова для проповеди, но своевольно пытаются (они хотят, но не Господь!) просадить себя, не имеют от Господа никаких откровений, не имеют духовной пищи для собрания.
Господь не «производит в них действия или исполнения своих желаний». Очень хорошо говорит Писание о духовных дарах также в послании Еф.4,11-12: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания Тела Христова».
Всё это должен Святой Дух выполнять через призванных и одарённых Господом духовными дарами братьев. Только такие являются настоящими учителями и проповедниками.
Всё-таки, какое огромное, ответственное и важное задание имеет Святой Дух!!! Господь Иисус не говорит: учителями и проповедниками Я изберу таких, которые больше одарены, послушны и способны; но евангелистами и диаконами – менее одарённых, а остальные, большая часть братьев и сестёр, должны исполнять прочее служение в собрании.
Он не говорит: учителей и проповедников Я помилую, а всех остальных Я ожесточу, как мы читаем в послании Рим.гл.9: «…Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает».
Чтобы у того или другого брата не возникала в сердце зависть или горький корень (Евр 12,15) по отношению к одарённым проповедникам, которые до определённого времени оставались незаметными в собрании.
Или даже по отношению к Господу (что тоже случается), Который желающему не дал таких даров, они должен постоянно хорошо помнить выше перечисленные места в Библии: Рим.9,15-16.18; Флп.2,13 и Еф.4,11-12. Главным образом следует помнить текст из послания Рим.9,16: «Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего».
Часто мы разочаровываемся, потому что на эти духовные вопросы чаще всего смотрим плотскими глазами: этот брат имеет хорошее образование и опыт, может хорошо говорить, быстро устанавливает с братьями и сёстрами в собрании контакты, хотя и молод, но в жизни собрания принимает активное участие.
Он ведёт себя образцово, поэтому ему следует разрешить чаще проповедывать Слово. Но при всех этих обстоятельствах мы забываем самое главное, что только Господь: «… производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению».
Это значит, что Господь способен сделать даже из «неспособного, ленивого, непослушного брата проповедника, учителя или евангелиста, так как Он «производит» в нас для каждого служения как «хотение», так и «действие».
Но чтобы никто не возомнил: «я могу теперь просто сидеть и сложить руки, ибо Господь так или иначе сделает для меня всё правильно. Нет необходимости лезть из кожи в исследовании Библии, ибо Господь даст мне своевременно и необходимые мысли.
Такое отношение к Слову Божиему было бы тоже абсолютно неверным, ибо, если с нашей стороны мы не проявим в этом вопросе старание, то Господь не может нас благословлять.
В каждом служении, для которого Господь хочет нас подготовить, мы должны проявить старание, честность и верно трудиться. Привожу по этому поводу:
2Тим.2,15: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины».
2Пет.1,10: «Посему, братия, более и более старайтесь делать твердым ваше звание и избрание; так поступая, никогда не преткнетесь».
Еф.4,3: «стараясь сохранять единство духа в союзе мира».
Слово «стараться» встречается в Библии и только в Новом Завете 10 раз, что указывает на особую ответственность перед Господом в духовном служении детей Божиих. Что Господь Иисус даёт дары – это ясно!
Но теперь возникает другой вопрос: из каких принципов и соображений наделяет Господь Своих искупленных тем или другим духовным даром? В нашей земной жизни это остаётся для нас великой тайной. Мы только знаем, что в соответствии с 1Кор.12,18:
«Бог расположил члены, каждый в [составе] тела, как Ему было угодно». Но не так, как часто нам хотелось бы!
Мы не можем Господу Иисусу сказать: «я не согласен со своим заданием, дай мне возможность что-нибудь другое делать». Если мы здесь на земле хотим иметь обильное благословение и хорошую награду в вечности, то мы должны Господа Иисуса просить, чтобы Он нам объяснил, где наше место, и какое служение Он для нас приготовил.
Господь Иисус имеет для каждого дитя Божиего Свой план и идёт с ним на том пути, который Он запланировал уже до основания мира. Он предпринимает все меры, любовь и заботу, чтобы посредством Своего Слова и Святого Духа объяснить это каждому искупленному.
Отсюда мы можем сделать вывод: насколько многогранно задание и действие Святого Духа в собрании. Заостряю на этом особое внимание!!!
На это многогранное действие Святого Духа указывает различное количество его составных частей в «елее помазания».
Как это прекрасно, радостно и утешительно, что в Своей любви и заботе о нас Господь Иисус уже в Ветхом Завете символично сообщает нам наиважнейшую основу Библейского учения!!!
«Благовонная корица и благовонный тростник»
А теперь обращаю внимание слушателей на то обстоятельство, что вторую и третью составные части «елея помазания» (корицу и тростник), которые следовало брать по 250 сиклей, Святой Дух характеризует их «благовонными»!
А смирну и касию, которые следует брать по 500 сиклей, и, которые в действительности являются не менее «благовонными» чем корица и тростник, Святой Дух не характеризует их как «благовонные»!!!
Вроде бы незаметное сообщение, но это же чрезвычайно интересно! Ведь смирна и касия относятся к «самым лучшим благовонным веществам», как мы читаем в ст.23 нашего текста!
Почему же тогда Святой Дух наделяет корицу и касию таким высоким свойством: «благовонными»? Поэтому вернёмся назад к тому факту, что Господь Иисус наделяет Своих искупленных духовными дарами через Святого Духа «по Своему благоволению» и … «как Ему было угодно». Через Святого Духа Он производит в нас также и хотение и действие по Своему благоволению.
Одним Господь Иисус даёт дар Слова: то есть дар учителя, проповедника и евангелиста; а другим – совершенно скромное задание в собрании: посещать больных и пожилых детей Божиих, служение на кухне или уборки в собрании и т.д. Характер задания между этими двумя категориями детей Божиих в корне очень различны!!!
Символично предположим, что в отношении первой категории (учителя, проповедники и евангелисты) Господь Иисус действует через Святого Духа «мерою в 500 сиклей», а на вторую категорию – «мерою в 250 сиклей».
В первой категории может со временем возникнуть: высокомерие, заносчивость, превозношение; унизительное поведение по отношению к братьям и сёстрам второй категории. К сожалению, такие случаи бывают, и это очень бросается в глаза.
Поэтому у некоторых детей Божиих «второй» категории может возникнуть зависть или чувство неполноценности, или мысли, что Господь их обделил или обращает на них недостаточно внимания и не отвечает на их молитвы.
В связи с такими обстоятельствами некоторые дети Божии начинают даже сомневаться в своём рождении свыше. У таких детей Божиих возникают большие духовные проблемы. Некоторые дети Божии любят обсуждать других людей (к сожалению и детей Божиих) и даже говорить о них дурное. К сожалению, это является их «духовной пищей».
Дорогой слушатель, не спеши сказать: «нет, я этого не делаю», потому что эта тема автоматически и незаметно вкрадывается в наш разговор. А когда мы спохватываемся и ловим себя на этом, то часто бывает уже поздно. И если об этом открыто не говорят, то такие мысли имеют место в наших сердцах. Ни одно дитя Божие не застраховано от этого искушения на 100%.
Все дети Божии, служение которых с точки зрения людей оценивается очень низким, так как их служение меньше в глаза бросается, чтобы эти дети Божии не чувствовали себя униженными, обделёнными и Господом забытыми, должны знать, что Господь Иисус любит их также, как и всех остальных.
Так как их верность в служении, которое Господь им поручил, является для Господа приятным «благоуханием», то Он их так же любит, как и всех остальных!!! Он любит их точно так же, как и тех, которые совершают более ответственное служение (символично с оценкой от Господа в 500 сиклей).
Если дети Божии, которых мы символично охарактеризовали или приняли за вторую категорию верующих, а их служение оценили достоинством в 250 сиклей, если они своё служение добросовестно и верно, в смирении и послушании по отношению к Господу исполняют, то в вечности они могут получить большую награду, чем например высокомерный и заносчивый учитель или проповедник.
Поэтому можем сказать, что Святой Дух таких верующих очень высоко ценит: в нашем тексте Он символично выделяет их среди других как «благовонную» корицу и «благовонный» тростник!!! Их служение и хождение являются для Господа Иисуса приятным благоуханием, душистым ливаном и миррой для Его сердца.
Не напрасно Святой Дух говорит устами Ап. Павла глубоко проникающими в сердце словами в 1Кор.13,2: «Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, — то я ничто».
Упомянутые в этом стихе духовные дары благодати касаются в основном учителей, проповедников, пастырей и вообще старших братьев в собрании. И если они обладают всеми этими дарами, но не имеют и малейшей доли так необходимой Божией любви.
Божию любовь мы видим символично в «благовонной» корице и в «благовонном» тростнике, о которых в ст.4-7 нашего текста читаем.
Если дети Божии не практикуют в своей жизни Божию любовь, не пользуются ею постоянно, то они всего лишь «медь звенящая, или кимвал звучащий…то они – ничто!!!».
«Масла оливкового (один) гин»
Совершенно неважно, сколько масла по современным мерам содержит один «гин». Но важно то, что к этой «составной масти» (елею помазания), состоящей из 500 сиклей смирны и касии; и из 250 сиклей корицы и тростника следовало добавлять всего лишь один гин оливкового масла.
Я уверен, что и числа 500 и 250 избраны не произвольно, если 500 представим как 50х10, а 250 – как 25х10. Поразмыслите над этим фактом!
И если по ходу толкования мы были внимательны, то в отношении числа 1 должны уже иметь ответ! Важен тот факт, что число 1 (один гин) символично означает – Бог! Поэтому возвращаемся к 1Кор.12,11:
«Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно», а согласно ст.18 через Святого Духа действует или производит Господь Бог.
Господь Бог, Творец мира – един в своём роде и нет другого Бога, Ис.44,6: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога».
При этом мы не должны забывать, что как «елей помазания», так и просто «оливковое масло» или «елей» являются прообразом Святого Духа. Но между ними есть разница! И это мы сейчас рассмотрим.
«Елей» «елей помазания»
Иисус Христос зачат в Марии, когда «Всевышний осенил её Своей силой» (Лук 1,35) через Духа Святого. Это значит, что Ему не было необходимости рождаться свыше, как это происходит в кающемся человеке. Иисус есть Бог, Он зачат в Марии через Святого Духа силой Всевышнего!
Но Святой Дух, Который сошёл на Господа Иисуса после Его крещения в Иордане, является для Него помазанием для исполнения служения на земле. Согласно посланию Еф.1,13 дети Божии получают своё помазание для исполнения служения при покаянии посредством запечатывания Святым Духом.
При этом само запечатывание мы должны символично видеть в «елее», который является пятой составной частью «елея помазания». А помазание для исполнения служения мы получаем посредством остальных четырёх составных частей «елея помазания»: смирны, корицы, тростника и касии. Дальше мы их рассмотрим. А пока рассмотрим выражение:
«Масть составную, искусством составляющего масти»
Вместо слова «масть» лучше сказать «смесь», а вместо слова «искусством» — слово «дело» или «произведение». Тогда это предложение будет так гласить: «смесь составную, как произведение составляющего смеси».
Моисей получил от Господа задание выбрать достойных мужей, которым поручалась ответственность за «елей помазания» и «курительный состав» (Чис.4,16). В отношении «елея помазания» мы сегодня сказали бы:
«смесь составную согласно рецепту или согласно технологии изготовления автором» Которого Святой Дух в нашем тексте называет «составляющего смеси». Чтобы в этом вопросе получить ясность, я обращаю ваше внимание ещё раз на Ин.16,7.12.13 и 14-15:
«Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам. Все, что имеет Отец, есть Мое; потому Я сказал, что от Моего возьмет и возвестит вам».
Из этого сообщения мы можем понять, что Отец передал Сыну не только всю власть на небесах и на земле, но и всё, что Он имеет. «Всё, что имеет Отец, есть Моё» — говорит Иисус. Отец всё передал в распоряжение Сына. Мы и приблизительно представить не можем, что в этом «всё» заключается. Поэтому и читаем в:
Ин 14,26: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам».
Ин 10,30: «Я и Отец – одно».
Ин 17,21: «да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня».
Однозначно мы это видим также в послании Рим.8,9: «Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его».
Как в выражении «Дух Божий», так и в выражении «Дух Христов» речь в принципе идёт в этом стихе о Святом Духе, Которым человек запечатывается при рождении свыше. Другого или два различных Святых Духа человек при рождении свыше не получает!!!
Сам Святой Дух подтверждает в этом стихе гармонию и единство между небесным Отцом и Сыном в их действии через Святого Духа.
В 1Кор.7 Ап. Павел говорит о девстве и по отношению к этому вопросу говорит затем в ст.25: «Относительно девства я не имею повеления Господня, а даю совет, как получивший от Господа милость быть [Ему] верным».
А в заключение он затем говорит в 1Кор.7,40: «Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия».
Ап. Павел подчёркивает: то, что он говорит о девстве, не является повелением Господа Иисуса, но он может об этом говорить авторитетно, так как и он, наверняка, имеет Святого Духа.
В отношении этого вопроса он выражается совершенно скромно: «а думаю, и я имею Духа Божия». Но в этом стихе речь идёт главным образом о том, что Ап. Павел, говоря о Святом Духе, применяет выражение «Дух Божий».
Поэтому я ставлю на этом месте особое ударение, что из этого сообщения мы можем познать, что Святой Дух послан на землю как Отцом, так и Сыном. Поэтому Святой Дух получает своё задание, как от Отца, так и от Сына, то есть от Иисуса!
Краткий обзор по этому вопросу мы имеем в следующих местах Писания: Рим.8,9 – «Дух Христов»; 1Пет.1,11 – «Христов Дух»; Д.Ап.16,7 – «Дух Иисуса»; и «Дух Господа» в: Ис.61,1; Лук.4,18; Д.Ап.5,9; 8,39; 2Кор.3,17. А выражение «Дух Божий» встречается в Библии 14 раз в Ветхом Завете и 15 раз в Новом Завете = 29 раз; а выражение «Божий Дух» встречается 2 раза и только в Новом Завете.
Из всех выше приведённых сообщений следует, что в «составляющем смесь», в «авторе, который составил эту смесь» мы должны видеть небесного Отца и Его Сына – Иисуса Христа!!! Почему Господь Иисус избирает оливковое масло прообразом Святого Духа?
Итак, в отношении «елея помазания» возникает теперь ещё один очень важный вопрос: почему Господь Иисус избрал оливковое масло прообразом Святого Духа? Жир с жертвенных животных, независимо от какой жертвы, люди (священники) не имели права употреблять в пищу.
Но как самое лучшее и ценное, как богатство любой жертвы, следовало приносить Господу в жертву всесожжения, в приятное благоухание. В этом «лучшем и ценном» мы видим достоинство Иисуса, Сына Божиего, Которого Отец принёс в Жертву Своему Творению – людям!!!
В противоположность жиру животных, который застывает, не остаётся текучим, Писание говорит во многих местах об «излиянии» Святого Духа. Читаю из Д.Ап.2,17: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию от Духа Моего на всякую плоть,
и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши; и юноши ваши будут видеть видения, и старцы ваши сновидениями вразумляемы будут.…» (см. также: Иоил.2,28-29).
Вода, которая в нескольких местах Писания также является прообразом Святого Духа, но обладает меньшей текучестью, чем оливковое масло, при замерзании вовсе больше не течёт! Приведу ещё несколько примеров о текучести:
Пс.132,2: «[Это] — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его».
Ис.32,15: «доколе не излиется на нас Дух свыше, и пустыня не сделается садом, а сад не будут считать лесом».
Ис.44,3: «ибо Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих».
Иез.39,29: «и не буду уже скрывать от них лица Моего, потому что Я изолью дух Мой на дом Израилев, говорит Господь Бог».
Я думаю, что в трёх последних стихах из пророка Исаии всё предельно ясно, потому что здесь, как и Иоле 2,28, речь идёт об излиянии Святого Духа на Божий народ Израиль – это дело будущего!
Но из Псалма 132 мне хочется вам немного объяснить ст.2, потому что и мне лично Господь недавно открыл на некоторые детали этого стиха глаза. Когда мы с вами говорили о волосяном покрове людей в теме «Назорей», то я этого места не коснулся, потому что и сам не совсем понимал значения бороды в этом Псалме.
Выражение: «[Это] — как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его» возьмём как основное сообщение в этом коротком Псалме и рассмотрим его.
Итак, Аарон, как Первосвященник, является прообразом духовного Иисуса Христа!!! Тогда в его голове мы видим Самого Иисуса (то есть – главу Церкви!), а в его теле – видим Церковь Иисуса. В «драгоценном елее» мы видим Святого Духа.
И этот елей, как видим, не был излит на голову Аарона, а находится на его голове! Этот драгоценный елей стекает с головы Аарона и прежде всего на бороду Аарона. Выше мы рассмотрели тот факт, что как небесный Отец, так и Иисус излили на землю Святого Духа.
Но в этом месте я особенно подчёркиваю, что для Иисуса это стало возможным лишь после вознесения на небеса, о чём Писание сообщает в Д.Ап.2,33: «Итак Он, быв вознесен десницею Божиею и приняв от Отца обетование Святаго Духа, излил то, что вы ныне видите и слышите».
Именно в этом сообщении мы видим тот факт, что «драгоценный елей» находится на голове Аарона! Эти взаимосвязи мы должны с вами знать! А теперь последует очень важный вывод: в бороде Аарона мы видим достоинство Иисуса в глазах небесного Отца!!! За что?
Безусловно, Отец любил и чрезвычайно высоко ценил Своего Сына и до Его сошествия в плоти на землю. Но в Послании Флп.2,9 читаем: «Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.