Елей помазания, часть четвёртая
Мир вам дорогие слушатели, продолжаем рассмотрение темы «Елей помазания». По этой причине Господь Иисус избрал оливковое масло прообразом Святого Духа. Чтобы вы и дальше могли наслаждаться при исследовании этой темы, можно ещё много ценностей извлечь из Библии. Поэтому дам вам некоторую информацию для размышления.
Святой Дух показывает нам 8 различных вариантов, которые указывают на оливковое масло: маслины – 5 раз (благодать); оливковое масло – 3 раза (общение); оливковое дерево – 23 раза (зачатие); оливковый сад – 5 раз (благодать); масличный лист – 1 раз (Бог) = 37, что означает «истечение».
Масличное дерево – 6 раз (природный человек); оливковое дерево – 10 раза (ответственность); масличные ветви – 1 раз (Бог) = 17 – завершение. 37+17=54 – спасение!!!
Важным является и тот факт, что масличный лист принёс голубь – прообраз мира! Поразмыслите над этой информацией. Очень интересно также рассматривать в этом свете из книги пророка Неем.8,15:
«И потому объявили и провозгласили по всем городам своим и в Иерусалиме, говоря: пойдите на гору и несите ветви маслины садовой и ветви маслины дикой, и ветви миртовые и ветви пальмовые, и ветви [других] широколиственных дерев, чтобы сделать кущи по написанному». (ср. Лев.23,40).
Из этого сообщения мы видим, как Израиль праздновал праздник «кущей», который указывает на 1000 летнее мирное Царство (см.2Пар.8,13). Я думаю, что этих шести предпосылок достаточно, чтобы ответить на выше поставленный вопрос: почему Господь Иисус избрал оливковое масло прообразом Святого Духа.
А теперь обращаю ваше внимание на тот факт, что религиозные люди не имеют Святого Духа!
В отношении стихов 26-29 нашего текста можно очень многое сказать об отделении (освящении) людей из этого мира, но мы обратимся теперь с вами к стихам 30 и 32, где читаем в нашем тексте в Исх.30,30-32:
«помажь и Аарона и сынов его и посвяти их, чтобы они были священниками Мне. тела прочих людей не должно помазывать им, и по составу его не делайте подобного ему; оно — святыня: святынею должно быть для вас».
Аарон и его сыновья, и вообще левиты являются прообразом детей Божиих. Поэтому совершенно ясно, что дар получения Святого Духа является привилегией детей Божиих. Без покаяния люди не могут получить Святого Духа.
Поэтому религиозные люди, которые хотя и верят в Иисуса Христа, но не совершают покаяние, не имеют в себе Святого Духа.
Прекрасный пример для такого состояния мы имеем в пяти неразумных девах в 10-ой притче Царствия Небесного в Евангелии от Мтф.25. Эти 5 неразумных дев являются прообразом религиозных людей.
А теперь приведу несколько мест Писания, из которых мы можем видеть, что дети Божии, как Аарон и его сыновья, являются священниками Бога живого:
1Пет.2,5.9: «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу Иисусом Христом».
Отк.1,5-6: «и от Иисуса Христа, Который есть свидетель верный, первенец из мертвых и владыка царей земных. Ему, возлюбившему нас и омывшему нас от грехов наших Кровию Своею 6 и соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему, слава и держава во веки веков, аминь».
О совершенстве характера, о благодетелях нашего Господа Иисус, о которых мы призваны возвещать миру сему, мы кое-что познаем из рассматриваемой нами темы «елей помазания», а затем и «курительного состава».
Даже само выражение «Святой Дух» уже говорит за Себя, как в книге Исх.30,32 читаем: «оно — святыня: святынею должно быть для вас».
Повеление Бога: «и по составу его не делайте себе подобного», является доказательством, что собственными силами, то есть человеческими делами и умом ни один человек не может спастись.
И дети Божии не могут других людей спасать, не могут им дать Святого Духа, как 5 мудрых дев не могли пяти неразумным девам дать масла (Святого Духа). Дети Божии могут современным «неразумным» людям лишь Евангелие, радостную весть с Голгофы рассказать и объяснить, как они могут спастись для жизни вечной.
Масть (смесь) составная, искусством составляющего масти
В слове «искусством» мы должны понимать дело Иисуса на Голгофском кресте. Так как Божий план спасения погибших грешников по своему содержанию в действительности является величайшим искусством нашего Творца. Оно нашло своё выражение на Голгофском кресте.
То и выражение «искусством составляющего масти» является в этом вопросе очень метким, так как это выражение направляет наш взгляд на главную цель. Это выражение направляет наш взгляд на вершину мудрости Автора этой «масти», на небесного Отца и на Господа Иисуса, Который исполнил намерение Отца (Его план) на Голгофе.
Очень метко сообщает Писание этот факт в послании Иуд.ст.25: «Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь».
А теперь, дорогие слушатели, обращаю ваше внимание ещё раз на первую часть стиха 23 нашего текста, где читаем: «возьми себе самых лучших благовонных веществ…». И здесь возникает логичный вопрос: почему Господь Бог обращается к одному из пяти чувств человека?
К чувству «обоняния» при перечислении составных веществ, из которых Моисей должен был сделать «елей помазания»? Причём для этого он должен был взять самых лучших благовонных веществ.
Господь Бог сотворил человека по Своему подобию и наделил его пятью чувствами:
1. чувством зрения; 2. чувством слуха; 3. чувством вкуса; 4. чувством обоняния и 5. чувством ощущения. А если возьмём во внимание, что Бог сказал в книге Быт.1,26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему…», то это значит, что и Он обладает теми же органами чувства.
Всё это можно в Писании исследовать. Если чувство «обоняния» в Библии только 11 раз встречается (несовершенство), то чувство «зрения» и «слуха» (самые главные органы чувства) встречаются в Библии более 100 раз!
Этот факт ставит людей в ответственность за своё спасение!!! Как благодарны, должны быть люди особенно за эти два органа чувств: за орган зрения и за орган слуха. Благодаря им, мы можем устно слышать Евангелие и читать Библию!
Поэтому очень трудно должным образом преподнести Евангелие глухослепым. Но и это возможно! Реже можно встретить людей, у которых частично или полностью отсутствует чувство «вкуса». Такие люди могут есть продукты плохого качества, не проявляя при этом чувства брезгливости.
Встречаются также люди, которые не имеют чувства «ощущения», то есть боли. При нанесении травм они совершенно не имеют чувства боли, что очень опасно! Я имел такого знакомого. Он наступил однажды босиком на обломок стеклянной бутылки и глубоко разрезал подошву ступни!!!
Это был ужасный вид, но сказал, что вообще не чувствует боли. Поэтому следует подчеркнуть, что все пять органов чувств, данные нам Богом, играют в нашем самосохранении чрезвычайно важную роль.
А теперь обратимся к органу «обоняния» человека. С помощью органа обоняния мы чувствуем (нюхаем) не только запахи в собственной квартире, но и чувствуем различные запахи на большом расстоянии.
Например, запах гари или, отвратительный запах химических веществ. Если, например, кто-то готовит вкусную пищу, то мы это чувствуем, не видя при этом, откуда этот запах исходит. Приятные запахи вызывают у нас, как правило, положительные эмоции.
Чувством обоняния мы различаем омерзительный, вызывающий отвращение запах гниения и разложения трупов животных и пытаемся его устранить или избегать.
Особенно весной, когда обильно цветут цветы и различные деревья, то большинство людей наслаждаются ароматом цветения. Именно на этом месте я подчёркиваю, что аромат многих «благовонных» веществ сатана превратил в мощное оружие, посредством которого он предпринимает интенсивные атаки против людей через их орган обоняния.
Тысячи предприятий во многих странах мира постоянно производят всё новые виды парфюмерии. Различные мази, краски, пудры, духи, одеколон и т.д. Огромные и многочисленные торговые предприятия переполнены этими товарами, которые в большей своей части ещё и дорого стоят.
Но желание людей, выглядеть лучше других или лучше, чем они есть, вынуждает их эти товары покупать. Чаще всего эти виды парфюмерии имеют, конечно, приятный запах, если их применяют умеренно.
Но многие женщины и, даже мужчины применяют эти товары в такой мере, что вслед за ними тянется удушающий порядка 100 метров шлейф острого запаха, из которого не можешь выбраться. Этот невидимый, но ощутимый поток тянется за ним, как шлейф выхлопа за реактивным самолётом в голубом небе.
Уже в древние времена, как об этом сообщает нам Писание, люди применяли различные «благовонные вещества» в пищу, как парфюмерию и как лечебные средства. Пример этого видим в книге Есфирь 2,12:
«Когда наступало время каждой девице входить к царю Артаксерксу, после того, как в течение двенадцати месяцев выполнено было над нею все, определенное женщинам, — ибо столько времени продолжались дни притиранья их: шесть месяцев мирровым маслом и шесть месяцев ароматами и другими притираньями женскими».
Отсюда видим, что через орган обоняния благовонные вещества вызывают в человеке позитивные эмоции. Если человек уже с детства привык различать различные ароматы и запахи, то он получит большой опыт, чтобы посредством своего органа обоняния получать хорошее представление о том или ином веществе.
А теперь снова направим наш взор на намерение Господа Иисуса, когда Он повелевает Моисею: «возьми себе самых лучших благовонных веществ», чтобы сделать «елей помазания. Будем одновременно помнить силу влияния «благовонных веществ» на человека через его орган обоняния.
Чтобы ученики Иисуса Его лучше понимали, Он часто говорил с ними в притчах. Подобным образом Господь Иисус пытается в Ветхом Завете посредством «благовонных веществ» объяснить людям чрезвычайно важное, мощное, многообразное, приятное, целенаправленное и постоянное действие Святого Духа!!!
Это относится к высшей мудрости Господа Иисуса. Сначала Он даёт людям пять органов чувств, чтобы затем через эти чувства самыми простыми материальными средствами открыться людям, чтобы они получили представление о духовных вещах.
Во-первых, посредством «благовонных веществ» Господь символично представляет Святого Духа как средство, через которое Он в будущем намеревался открываться людям; чтобы сделаться людям доступным, приятным и желаемым!!!
Посредством этих образов Господь Иисус заранее готовил людей к Своему пришествию на землю, а также к пришествию Святого Духа, Который должен был сообщить людям максимум информации о Триединстве (Отце, Сыне и Святом Духе).
Читаю из Евангелия от Ин.16,13: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам».
Посредством нежного действия Святого Духа на людей Господь Иисус формирует Своей духовной рукой Изваятеля из совершенно непригодного «материала» погибших грешников совершенно новое, Ему подобное Творение, чтобы в вечности иметь с ним общение!
Именно этот факт должен каждому дитя Божиему служить для безграничной радости и поводом к вечному прославлению нашего Творца и Спасителя Иисуса Христа.
Бог хочет, чтобы люди точно знали о будущем в вечности и своевременно приняли решение: где они желают в вечности пребывать. Какую неизмеримо великую милость оказывает Господь Иисус по отношению к Своему Творению!!!
Слово «Утешитель» (Святой Дух) встречается в Писании 6 раз – природный человек: (Иов.29,25; Ис.51,12; Пл.Иер.1,16; Ин.14,26;15,26и16,7). А выражение «искусством составляющего масти» встречается в еврейском оригинале тоже 6 раз! Словами мы можем это так выразить: Господь Иисус, как первый Человек (6) на Небесах посылает людям (6) на землю вместо Себя Святого Духа «Утешителем» для людей.
Слово «благовонные» встречается в Писании 17 раз – завершение! (только в Мрк.14,1 вместо «ароматы» следует читать «благовонные масти»). Каждый человек, совершающий покаяние, получает Святого Духа и рождается свыше.
Такой человек получает во Христе Иисусе, то есть в новом Творении своё «завершение»! Это новое Творение, рождённое через нетленное Божие семя, как и Иисус, не могущее грешить, завершено в Иисусе!
«Смирна самоточная» есть ни что иное как «смола» или живица южноаравийского „Balsamodendron(s) (syn. Commiphora) myrrha. Этот колючий кустарник с благовонной древесиной относится, как и «ливан», к семейству бальзамовых растений.
Его ближайший родственник «Balsamodendron gileadense» является поставщиком бальзамовой мази из Галаада (Иер.8,22). Смирна современной торговли изготовляется из различных видов коммифоры Аравии и Африки.
Смирна (евр. mor; греч. smyrna) является «терпентина- или скипидарообразной смолой (живицей), которая выступает (как например у вишни) через трещины коры. На воздухе эта смола затвердевает и принимает красно-коричневый цвет.
Естественно выступающая таким образом смирна, является самой чистой и качественной, как и самоточное оливковое масло.
Поэтому Господь Иисус говорит Моисею: «возьми себе… самоточной смирны…». Менее качественная смирна добывается путём надрезания коры бальзамодендрона.
Смирна служила для изготовления благовонных эссенций. Её применяли как добавку к святому «елею помазания» Исх.30,23), как парфюмерию для ухода за телом (Есф.2,12), как елей радости и для одежды (Пс.44,8-9), для спальни (Прт.7,17).
Смирну мы находим среди подарков младенцу Иисусу от трёх мудрецов с востока (Мтф.2,11). Это событие имеет очень глубокое пророческое значение. Смирна в вине при распятии Иисуса (Мрк.15,23) служила обезболивающим средством. При погребении Иисуса мы находим смирну как составную часть порошка для бальзамирования (Ин.19,39), что тоже очень важно.
А теперь мы приходим к очень важному выводу.
Так как смирна является составной частью «елея помазания» (прообраз Святого Духа), а «бальзам», как лечебное средство, идентичен смирне, то можно сказать, что «бальзам» символизирует исцеление через Святого Духа от неизлечимой болезни проказы, то есть от греха. Святой Дух исцеляет людей в совершенстве, ибо «бальзам» встречается в Библии 7 раз! Алой встречается вместе со смирной 4 раза:
Чис.24,6: «расстилаются они как долины, как сады при реке, как алойные дерева, насажденные Господом, как кедры при водах».
Пс.44,9: «Все одежды Твои, как смирна и алой и касия; из чертогов слоновой кости увеселяют Тебя».
Прит.7,17: «спальню мою надушила смирною, алоем и корицею».
П.Пес.4,14: «нард и шафран, аир и корица со всякими благовонными деревами, мирра и алой со всякими лучшими ароматами».
Ин.19,39: «Пришел также и Никодим, — приходивший прежде к Иисусу ночью, — и принес состав из смирны и Алоя, литр около ста».
(Поразмыслите, пожалуйста, и над этим сообщением Писания).
«Благовонная корица» (евр.khinnamon; греч. kinnamömon). Часто встречающаяся в Библии корица (Исх.30,23; Прт.7,17; П.Пес.4,14; Отк.18,13) является китайской корицей, которая уже в 17 веке до Христа ввозилась из Китая через Месопотамию, Финикию и Палестину в Египет.
Эта корица есть ничто иное, как свёрнутая в рулоны сушёная, внутренняя часть коры китайского «коричника» или «коричного лавра», поэтому это дерево относится к семейству лавровых растений. Корицу применяли для парфюмирования постели (Прт.7,17) и одежды (П.Пес.4,14). В книге Исх.30,23 корица входит в «елей помазания», как вторая составная часть.
«Тростник благовонный» Самыми распространёнными видами камыша (или тростника) Палестины и Египта являются:
1. широко (и у нас) распространённый камыш, который достигает четырёх метров высоты и растёт в тихих водах, болотах и влажных низинах.
2. Ещё более высокий тростник достигает до 5 метров высоты. Его многоколенные стебли более тяжёлые и более устойчивые, чем у простого камыша. Существует ещё много подобных растений, но мы сконцентрируемся на рассмотрении «благовонного тростника». Этот вид тростника встречается в Библии 5 (благодать) раз: Исх.30,23; П.Пес.4,14; Ис.43,24; Иер.6,20; Иез.27,19.
В этих пяти местах Писания еврейские слова указывают на такой вид тростника, из которого добывали ароматное эфирное масло. Это масло было названо именем этого «благовонного тростника», который в «елее помазания» является третьей составной частью.
В 4Цар.18,21; Ис.36,6 и Иез.29,6 тростник является прообразом сломленной мощи (или власти) Египта; власть, которая того поранит, кто на неё будет опираться. А в Мтф.11,7 и Лук.7,24 этот тростник символизирует недостающую внутреннюю твёрдость человека. В Мтф.27,29 Господу Иисусу дают в насмешку такую трость вместо жезла.
«Касия» Кроме коры «коричника» используется также его цвет под еврейским именем khiddah и khesia. И этот цвет применяется четвёртым компонентом «елея помазания». Этот цвет применялся также при приготовлении мазей и парфюмерии (Пс.44,9). В книге Иова 42,14 это название дано как девичье имя: Кассия.
«Бальзам» Плюс к тому, что вы выше слышали о бальзаме, я хочу вам сообщить ещё некоторые важные детали. Библия сообщает нам о многих видах бальзама, которые добывают с различных деревьев и кустарников.
Настоящий, ценный бальзам (евр. bösäm) происходит от Balsamodendron opobalsamum. Родиной этого дерева являются южноарабские области побережья. В Палестине были в древние времена большие плантации бальзамовых деревьев в Енгеди и в окрестностях Иерихона (в долине Иордана).
Даже во времена господства Римлян они ещё произрастали там. На множестве тонких ветвях «бальзамодендрона» висят светло-желтые капли живицы бальзама. Сначала бальзам жидок, как мёд, но под действием воздуха он становится темней и в конце концов становится совершенно твёрдым.
Но так как «бальзам» идентичен «смирне» (равнозначен), то он применялся для «курительного состава» и как косметика (Исх.25,6; Есф.2,12).
Пятый компонент «елея помазания», оливковое масло мы выше достаточно подробно рассмотрели, поэтому нет необходимости о нём дальше говорить. Можно, конечно, ещё очень многое сказать об этих пяти компонентах «елея помазания».
Но на основании выше приведённых информаций о пяти составных частях «елея помазания» мы должны глубоко поразмыслить и сделать выводы о многогранном действии Святого Духа. Эти информации содержат много пророческих мыслей, которые мы позже ещё рассмотрим.
На этом рассмотрение елея помазания закончим, в следующий раз приступим к рассмотрению курительного состава.