Друг царя, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Я давно уже имею желание поразмыслить с вами на тему «Друзья Господа Иисуса». В проповеди «Повелитель» я коротко коснулся этой темы. Но поскольку эта тема сама по себе солидная и стоит нашего внимания, то я, как обещал в проповеди «Повелитель», решил вернуться к этой теме и посвятить ей отдельную проповедь. Мы с вами уже много рассуждали о царе Израиля Давиде, который является прекрасным прообразом нашего Господа Иисуса.Но истинным Царём Иудейским является наш Господь Иисус. Выражение «Царь Иудейский» по отношению к Иисусу мы встречаем в Писании 18 раз только в Новом Завете, а именно в четырёх Евангелиях! Это чрезвычайно важно и интересно!
А согласно числовой символике число 18 означает грех. На основании этого факта Святой Дух показывает нам то обстоятельство, что Господь Иисус, будучи Сам безгрешным, сделался ради нас самым великим грешником в том, что возложил на Себя грехи всего мира, чтобы Своей кровью совершить искупление!!!
Кроме выражения «Царь Иудейский» мы 6 раз встречаем в Писании почти идентичное выражение «Царь Израиля» (3 раза в Ветхом и 3 раза в Новом Завете). По смыслу мы можем эти выражения объединить: 18 + 6 = 24. Число 24 означает в Писании полномочие. Поэтому Иисус мог Пилату сказать в Ин.19,11: «Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше»…, то есть от Бога.
Итак, мы с вами выяснили, что истинным Царём Израиля является наш Господь Иисус. Вы можете возмутиться и сказать: «разве Господь Иисус является только Царём Израиля?» Нет, конечно! Он является не только нашим Господом, но и нашим Царём! Ведь читаем же мы в Отк.17,14:
«Они (это 10 царей, которые в 70-ю седьмину получат власть от антихриста и вместе с ним) будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их; ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей, и те, которые с Ним, суть званые и избранные и верные».
Поэтому и в этой проповеди, если будем говорить о царе Израиля, Давиде, то постоянно должны в нём видеть Царя Иудейского – Господа Иисуса. Название данной темы «Друг Царя» я избрал, исходя из 1Пар.27,33: «Ахитофел был советником царя; Хусий Архитянин — другом царя».
Возьмём этот стих за наш главный текст, а также дополнительно Прт.18,25: «Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен быть дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат».
Хусий Архитянин был другом царя Давида! О том, как возникла дружба между Давидом и Хусием Писание, нам ничего не сообщает. Но, мы можем исходить из следующего факта: если Хусий был другом Давида, то между ними должна была существовать внутренняя согласованность, глубокое обоюдное доверие.
Тогда и жизнь Хусия должна была нести глубокий отпечаток живой связи с Господом и настоящей отдачи Богу. Мог ли в противном случае Давид доверить себя Хусию? Об этом Слово Божие говорит в Прт.16,13: «Приятны царю уста правдивые, и говорящего истину он любит».
Следовательно, Давид уважал и любил Хусия за его правдивость и честность и проникся к нему доверием. Прт.22,11: «Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь – друг».
Следовательно, отношения, которые связывали Хусия с Давидом, не были противоестественными. Хусий был Архитянином. Это был народ, который является как бы коленом финикийцев.
Финикийцы жили в пограничной зоне между коленами Манассии и Ефремом (И.Нав.16,2). Во всяком случае, Хусия не являлся представителем еврейского народа. Поэтому я должен здесь отметить, что среди героев и доверенных людей Давида было много таких, которые не являлись представителями еврейского народа. Для подтверждения этого факта приведу несколько примеров. Согласно 1Цар.23:
1. Бани Гадитянин, уроженец из города Гада, который являлся княжеским городом Филистимлян (ст.36). Значит, он был филистимлянином!
2. Целек Аммонитянин (ст.37), (всё ясно, без комментарий),
3. Урия Хеттеянин (ст.39). Он является представителем Хеттеян – одна из народностей Ханаана, которых Израильтяне должны были по заданию Господа Иисуса истребить. А кто не знает историю Давида с его женой Вирсавией?
4. Аведдар Гефянин. Он является уроженцем города Гефа, который тоже являлся княжеским городом Филистимлян. При неуспешной попытке Давида возвратить ковчег завета к себе он доверил его Аведдару Гефянину, которого Господь обильно благословил (1Пар.13,13).
5. Еффей Гефянин. Он является тоже выходцем из Филистеи, из города Гефа и был у Давида одним из командующих войска. Ему Давид доверил одну треть войска в решающем сражении во время восстания Авессалома, сына Давида (2Цар.18,2).
Этот список можно продолжить, но я думаю, что этого вполне достаточно, чтобы показать, что среди героев и доверенных людей Давида было много не еврейского происхождения.
Отсюда следует вывод, что царь Израиля Давид не делал разницы между евреями и язычниками. Этот факт пророчески указывает на отношения к людям Небесного Отца и Господа Иисуса в Новом Завете, где на основании благодати все люди перед Богом равны. Об этом читаем:
Ин.3,16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
1Тим.2,4: «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». (В этом заключается святая Божия воля!)
Тит.2,11: « Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков»,
Однако вернёмся к близкому другу Давида Хусию. Оставил ли Хусий землю, где он родился, чтобы в молитве искать в Израиле Божие лице? Было бы очень интересно узнать свидетельство Архитянина, но Библия об этом умалчивает. Но я уверен, что дружба с Давидом имела для Хусия большое значение!
Быть может, лично для него было совершенно непостижимо, что именно его называли «другом царя». Возможно он говорил себе: «эта дружба является для меня совершенно незаслуженным подарком. Я знаю много таких, которые более достойны, чем я, быть другом царя. Какой смысл я имею для царя?»
Заглянем теперь по этому поводу в Новый Завет на Иисуса, истинного сына Давида, в Котором мы прообразно видим Давида, и посмотрим, как он обращался и принимал грешников:
Лук.7,34: «Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам».
Лк.19,5-7: «Иисус, когда пришел на это место, взглянув, увидел его и сказал ему: Закхей! сойди скорее, ибо сегодня надобно Мне быть у тебя в доме. 6 И он поспешно сошел и принял Его с радостью. 7 И все, видя то, начали роптать, и говорили, что Он зашел к грешному человеку».
Ин.15,13-15: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. 14 Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам. 15 Я уже не называю вас рабами, ибо раб не знает, что делает господин его; но Я назвал вас друзьями, потому что сказал вам все, что слышал от Отца Моего».
Из этих трёх мест Писания совершенно ясно видно, что Иисус имел в основном общение с низкими слоями общества, поэтому не зря о Нём сказали: «Он есть друг мытарям и грешникам». Представители Израильской элиты очень возмущались по этому поводу.
Поэтому посмотрим, что в отношении этого вопроса говорит о Себе Сам Иисус, Мтф.9,13: «пойдите, научитесь, что значит: милости хочу, а не жертвы? Ибо Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».
Это не значит, что Господь Иисус не хочет спасать людей, которые примерно ведут себя в обществе. В последнем выражении этого стиха: «Я пришёл призвать не праведников, но грешников к покаянию» мы в «праведниках» должны видеть религиозных людей, которые считают себя спасёнными, но Господа Иисуса не приняли через покаяние в свои сердца и не имеют Святого Духа.
Поэтому вернее будет, если их назовём «самоправедными». Когда мы пытаемся привести таких людей к Иисусу, то они отвечают такой крылатой фразой: «я имею Иисуса в сердце». Обратимся также к словам Иисуса в Мрк.2,17: «Услышав [сие], Иисус говорит им: не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».
В «больных» в этом стихе Господь Иисус имеет в виду погибших грешников, которых Он пришёл призвать к покаянию и спасти. И снова в «здоровых» мы видим здесь этих «самоправедных» религиозных людей. Обратимся ещё к одному месту в Ин.12,47: «И если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его, ибо Я пришел не судить мир, но спасти мир».
Из этих слов Иисуса совершенно ясно вытекает, что дело веры и спасения для жизни вечной является сугубо добровольным делом. А во-вторых, это значит, что за неверие Иисус никого преждевременно не судит, хотя неверие является самым великим грехом. Но в этих словах Иисуса скрыт ещё и другой смысл.
Это высказывание Иисуса можно также применить к детям Божиим в том смысле, как Он согласно Ин.15,14 определяет нашу принадлежность к Его друзьям. А Он ставит условие: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам».
А в Ин.12,47 Иисус сказал: «если кто услышит Мои слова и не поверит, Я не сужу его…». Какие слова? Именно то, что Он сказал в Ин.15,14 по вопросу быть Его друзьями. Это значит: если мы, дети Божии даже не исполняем то, что Он нам повелевает, то Он, тем не менее, не перестаёт нас любить.
Он встречает нас также в Своей милости и долготерпении и остаётся верным во всём! Только нас в таком случае Он не может называть настоящими друзьям! Следовательно, в этом титуле, быть настоящими друзьями Господа Иисус, заложено, что-то очень величественное, что мы не можем толком понять в силу ограниченности нашего ума в плоти!!!
Но Иисус это знает и пытается через Святого Духа и с помощью Своего Слова нам это объяснить. Поэтому Он не изменяет своё отношение к нам в зависимости от нашего поведения и непонимания таких вопросов! Только истинными друзьями Иисуса, каким был Хусий Давиду, мы можем быть при условии, если будем исполнять Его заповеди, будем исполнять то, что Он нам повелевает в Своём Слове.
А я могу ещё добавить: если при всём этом позволим Иисусу любить себя Божией любовью, как это мы видим на примере Его ученика Иоанна; и при условии, что мы будем друг друга любить, как повелевает нам Господь Иисус в Ин.15,17: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга».
А поскольку всё Евангелие, все отношения Господа к нам погибшим грешникам основано на Божией, на Его любви, то Он и от нас не просто ожидает, но требует взаимной любви. В силу важности этого вопроса Господь Иисус подтверждает Своё повеление о взаимной любви более конкретно через апостола Петра.
Читаю это место из 1Пет.1,22: «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца».
Как видите, выражение: «постоянно любите друг друга от чистого сердца» написано в повелительной форме! Не просто любить, а любить «постоянно», при любых обстоятельствах и «от чистого сердца»!!!
Многие верующие с лёгкостью говорят, что мы являемся друзьями Господа Иисуса, хотя они, если присмотреться к их хождению, далеки от исполнения того, что Иисус нам (заповедал) повелевает в Своём Слове! А этот вопрос, что Иисус нам повелевает, нужно сначала тщательно исследовать.
Дело в том, что и любовь детей Божиих к Себе Господь Иисус связывает с исполнением Его заповедей, как читаем в Ин.14,21: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».
Поэтому я должен здесь сказать, что исходя из Ин.15,14, далеко не все дети Божиих могут быть друзьями Господа Иисуса, потому что Он поставил нам строгие условия: «если исполняете то, что Я (заповедую) повелю вам».
Но, к сожалению, такие верующие, которые с лёгкостью говорят, что мы являемся друзьями Господа Иисуса, на этом не останавливаются, а идут на огромный шаг дальше и даже Иисуса называют своим другом!? Со стороны верующих это является панибратством по отношению к Господу Иисусу. Слово Божие нам этого не позволяет!
Он был, есть и во веки останется нашим Господом! Хотя в вечности мы будем подобны Ему, но в том то и разница между нами и Господом Иисусом, что мы и в вечности будем на Него молиться, а на нас никто не будет молиться!!! Так что в этом вопросе нам следует строго соблюдать субординацию!
Я не оспариваю этот вопрос, что мы являемся друзьями Иисуса, но при условии, которое ставит перед нами Сам Иисус. Ещё раз приведу слова Иисуса из Ин.15,17, где Иисус повелевает ученикам, а, следовательно, и нам, Ин.15,17: «Сие заповедаю вам, да любите друг друга».
Исходя даже из этого стиха и 1Пет.1,22, мы уже можем сказать, что заповеди Господа Иисуса согласно Ин.15,14 никто из детей Божиих не выполняет! Я уверен, что нет такого собрания, в котором все верующие любили бы друг друга так, как этого требует от нас Иисус в выше перечисленных местах Писания. Он требует, поэтому говорит в повелительной форме: «да любите друг друга»!
Этот вопрос я в этой проповеди особенно подчёркиваю, чтобы вызвать у всех детей Божиих более высокую ответственность по отношению к Божиему Слову, чтобы наше «да» было «да», а наше «нет» было «нет».
Чтобы мы стремились в любви и от всего сердца исполнять Божию волю, о которой Святой Дух говорит в Слове Божием. (Слушайте и читайте также о Божией воле в проповеди «Божия воля»). Этот вопрос: быть друзьями Царя царей (царствующих) и Господа господ (господствующих) я особенно подчёркиваю в этой проповеди?
Чтобы дети Божии выше ценили эту возможность: иметь глубокое и живое общение с Ним; чтобы мы не забывали о нашем приоритете в духе являться в небесное святилище и говорить с нашим Господом, как Он говорил в своё время с Моисеем.
По поводу согрешения Мариами и Аарона Господь говорит им в Чис.12,6-8: «И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении,
во сне говорю с ним; 7 но не так с рабом Моим Моисеем, — он верен во всем дому Моем: 8 устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея?»
В этих трёх стихах мы имеем богатейшее высказывание. Во-первых, обращаю ваше внимание на тот факт, что Моисея Господь Иисус называет Своим рабом. В таком сочетании, где Господь Иисус Сам говорит о Моисее, как о Своём рабе, это выражение встречается в Писании 8 раз – «новое начало». А в сочетании: «Моисей раб Иеговы» (Господень) это выражение встречается в Писании 18 раз – грех!!!
При этом мы должны с вами помнить, что Моисей является прекрасным прообразом Господа Иисуса, Который нёс на Себе грех всего мира! А теперь последует вывод, поэтому прошу вас, быть максимально внимательными! Число 8 означает новое начало, а число 18 – означает грех! 8 + 18 = 26, что означает Божие имя!
Через Своего Сына Иисуса Христа Небесный Отец сделал в истории человечества новое начало в том, что Он отдал Его в Жертву за грехи всего мира! Таким образом: безгрешный Сын Божий согласился стать самым великим грешником мира сего, чтобы через Его Жертву сделать с людьми новое начало.
Поэтому Бог и дал Ему имя выше всякого имени. В этом имени Бога мы видим имя Иеговы, потому что этим именем Святой Дух называет как Отца, так и Его Сына, Иисуса Христа. Смотрите по этому вопросу проповедь «Иегова – имя откровения Иисуса в Ветхом Завете».
Во-вторых: как Небесный Отец наделил Своего Сына всей властью на всё время существования людей на земле, точно так же Господь Иисус наделил Моисея – Своего раба всеми полномочиями вывести Божий народ Израиль из Египта и провести его в течение 40 лет по пустыне!
На этом примере Святой Дух показывает нам, как гармонично числовая и именная символика подтверждают и дополняют сообщения Писания. Но во всей этой истории или событии я хочу выделить свидетельство Самого Господа Иисуса о Моисее, которого Он называет Своим рабом! Но быть рабом Господа это не значит быть рабом у людей.
Люди обращали в рабов таких же людей как и они сами, насильственным образом, и лишали их всевозможных человеческих прав. А рабами Господа мы становимся добровольно! При этом мы освобождаемся от рабского положения перед людьми мира сего и получаем полную свободу:
Гал.5,13: «К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу».
1Кор.10,23: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает».
Как видите из этих двух стихов, мы призваны Господом к свободе, но нам следует помнить, чтобы эту свободу мы не стремились использовать «к угождению плоти» и, что «не всё полезно» для нашего хождения с Господом. В свидетельстве Господа о Моисее следует также отметить, что «он (Моисей) верен во всём дому Моём».
Это значит, что не было другого, такого, как Моисей, который был бы так верен Господу во всём. Поэтому, согласно нашей темы, Моисей был настоящим другом Царя – нашего Господа Иисуса. Если бы наш Господь Иисус мог о каждом из нас дать такое свидетельство, как о Моисее?!
И кому из нас, детей Божиих, не хотелось бы иметь такую характеристику Господа? Этот пример о Моисее я привёл из Ветхого Завета, чтобы его сравнить, противопоставить с сообщением в Ин.15,14: «Вы друзья Мои, если исполняете то, что Я повелю вам».
И Моисей не был сразу, как немцы говорят: «Wunderkind». Господь Иисус проявил огромное терпение, мудрость, внимание и заботу, чтобы перевоспитать Моисея и сделать его пригодным для выполнения сложнейших и трудных заданий Господа.
Вспомним, как он сначала рассуждал при первой встрече с Господом. В Исх.3 и 4 Господь Иисус вёл с ним очень длинный диалог, чтобы убедить Моисея вывести Божий народ из Египта.
В конце этого длинного диалога Моисей заявляет Господу, Исх.4,13-14: «Моисей [Моисей] сказал: Господи! пошли другого, кого можешь послать. 14 И возгорелся гнев Господень на Моисея, и Он сказал: разве нет у тебя Аарона брата, Левитянина? Я знаю, что он может говорить, и вот, он выйдет навстречу тебе, и, увидев тебя, возрадуется в сердце своем».
Наконец Господу Иисусу удалось Моисея убедить, чтобы он согласился выполнить Его задание, но с условием, что говорить к народу будет Аарон, брат его, а Господь будет говорить Моисею.
Поэтому в ст.18 читаем, Исх.4,18: «И пошел Моисей, и возвратился к Иофору, тестю своему, и сказал ему: пойду я, и возвращусь к братьям моим, которые в Египте, и посмотрю, живы ли еще они? И сказал Иофор Моисею: иди с миром».
На этом на сегодня закончим, продолжим в следующий раз.