Не заботьтесь ни о чём, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! На нашем сайте имеется серия проповедей под названием «Лисенята» выработанных на основании П.Пес.2,15. В одной проповеди из этой серии я говорил о духе заботы.
Поскольку в жизни детей Божиих тема «Дух заботы» чрезвычайно важна, то вернёмся к ней и поговорим на эту тему немного с другой точки зрения. Чтобы вы лучше могли понять, какой вред приносит дух заботы в сердцах детей Божиих, и как от него можно избавиться, то приведу сначала выдержку из проповеди «Дух заботы».
Каждая нерешительность, небрежность, отсутствие побед в отдельных делах веры, являются результатом разрушительной работы лисенят. Часто мы ленивы и не хотим лишать себя удобств, чтобы ловить лисенят. Мы недооцениваем их способность и силу разрушения, так как они действуют скрыто, подрывая корни виноградника.
Да, мы оставляем их на свободе, не осознавая их опасности. А в результате наши виноградники, которые, в конечном счёте, предназначены для того, чтобы приносить плод, оказываются разрушенными, потому что мы не проявляли бдительности и не воспрепятствовали их разрушению.
И если мы в течение длительного времени лениво противостояли этим опасностям, то, в конечном счёте, мы потеряем духовную прозорливость контроля в распозн»http://www.e-istina.org/wp-content/uploads/2013/10/Seid_um_nichts_besorgt_1.mp3″нии действительной опасности. И так обстоит во всех делах нашей жизни веры, когда из-за нашей привычки мы недооцениваем ситуацию.
Такое состояние Писание называет слепотой. Что это означает – мы c вами знаем. В Послании Лаодикийской церкви в Откр.гл.3 Святой Дух предлагает против этой слепоты применять „глазную мазь“. Поэтому рассмотрим этого опасного лисенёнка, одного из самых опасных, называемого „духом заботы“.
Мы даже не можем себе представить, какую разрушительную работу совершает этот дух в Церкви Иисуса. Многие дети Божии живут в духе заботы сознательно и несознательно. Дух заботы проявляется особенно в людях преклонного возраста.
Естественно, и к молодым он вкрадывается медленно как лиса, а к пожилым быстрей, так как с наступлением старости и уменьшением сил возникает неуверенность в себе, которую использует враг. И когда мы через веру в Иисуса не утверждены в Слове, я это особенно подчёркиваю, то дух заботы вкрадывается быстрей и легче.
Если враг говорит, что Бога нет, то спасённые не реагируют на это, зная, что это ложь, потому что имеют Бога в сердце. Только через уста неверующих враг может сказать, что Бога нет, потому что они не знают, как Господь вошёл в наши сердца, когда мы признали перед Ним свои грехи и передали Ему свою жизнь.
Когда они говорят, что нет Бога, то мы тотчас осознаём, что это ложь, потому что Бог лгать не может! Поэтому в заботах враг приходит не с ложью, а с правдой. У верующих этот хитрый дух имеет гораздо большую возможность, чем у людей мира сего. Поэтому в этих вопросах следует вдвойне быть осторожным, так как каждый скажет: это ведь не ложь, а правда.
В Новом Завете Слово Божие говорит, что сатана может являться в образе ангела света. Тогда он становится опасным! В народе говорят: „Если сатана приходит в деревянных башмаках, то можно установить, что это ложь, но очень опасно, если он приходит в войлочных тапочках“.
Когда он появляется с признаками правды, тогда верующий человек начинает заниматься этим вопросом. С этими явлениями мы должны быть особенно осторожными, так как во многих случаях душевные и физические болезни являются причинами духовных проблем.
Часто мы даже не догадываемся, что инициатором всевозможных навязчивых мыслей является враг. Именно в этом кроется опасность для верующих. Когда дело доходит до того, что злой преподносит поддающемуся влиянию сначала импульсы мыслей, а затем и мысли, которые мы начинаем слушать, то это, как правило, ведёт к согрешению, ведёт к идолопоклонству.
Состояние, которое образовалось при этом в мире наших мыслей, вследствие их исполнения, повышает право сатаны в верующих до такой степени, что заботы могут им показаться огромными и непреодолимыми. Именно так действует сатана через дух заботы.
Что же произошло? Обманутый не заметил, как дух заботы сделал его проблему центром его внимания. В конечном счёте, это приводит к тому, что из-за бесчисленных забот, вращающихся вокруг нас, мы становимся в этом вращении центром внимания. Куда бы мы ни смотрели, мы видим бесконечные заботы.
Можно сказать, что для неспасённого это вполне естественно, но не для верующего. Таким образом, когда враг окружает нас заботами, то мы смотрим на них, занимаемся ими. И чем больше мы ими занимаемся, тем больше эти проблемы вращаются вокруг нас, как карусель, так что отдельные верующие едва ещё могут ясно мыслить.
Но это – неверие, когда предметом всех наших мыслей являются наши заботы и нам тогда некогда размышлять о Том, Кто на Голгофском кресте победил наши проблемы. В жизни верующих этому не должно быть места.
Забота, которая нас окружает, одолевает и разрушает виноградник нашего сердца. Человеческий ум наполняется бесконечной цепью мыслей, пронизанных заботами, вследствие которых возникают болезни. В таком случае следует своевременно искать прибежище у Господа или обратиться к душепопечителю.
Дух заботы создаёт духовные проблемы, которые нельзя оставлять неразрешёнными, так как они обязательно приведут к катастрофе. В конечном счёте, это переходит в идолопоклонство. Всё это вращение вокруг нас, даже если это естественные заботы, превращают наше «я» в центр внимания.
Тогда уже не Господь Иисус является центром в нашей жизни, а наше «я». Враг даже не претендует на это место, ему достаточно, чтобы мы там сидели. Через грех Адама враг имеет отличную связь с нашим ветхим человеком и этого достаточно, чтобы повергнуть верующих в глубочайшую опасность.
И если наше «я» является в нашей жизни центром внимания, то Господь Иисус вынужден уйти с трона нашего сердца, так как произошла смена власти, а это и является целью духа заботы, которому, по неосторожности, мы открыли себя из-за греха или маловерия.
Таких уязвимых людей Господь называет в Новом Завете маловерными. Причина заботы может быть и истинной. Но враг так утончённо и до тех пор двигает эту карусель, пока наше «я» не станет центром нашей жизни, что приводит к эгоизму. Люди, окружённые такими заботами, становятся своевольными.
Да ниспошлёт Господь милости, чтобы мы бодрствовали и духовным взором увидели этот процесс, чтобы своевременно передать все наши проблемы Господу. Трудно себе представить, что произойдёт, если Господь Иисус не будет больше занимать трон нашего сердца.
Тогда последней возможностью освобождения от духа заботы чаще всего является душепопечительство. Для этого прочитаем в Новом Завете в Мтф.6:25-34: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
26 Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? 27 Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? 28 И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут;
29 но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них; 30 если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! 31 Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться?
32 потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всём этом. 33 Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это всё приложится вам. 34 Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своём: довольно для каждого дня своей заботы».
В прочитанном Слове Господь Иисус призывает нас к тому, чтобы мы ни о чём не заботились. Заботиться, значит не верить и не доверять Ему. Если мы дадим духу заботы место в нашей жизни, то переложим на него нашу надежду и упование, которые до сих пор мы возлагали на Господа.
Допуская дух заботы в нашу жизнь, мы не доверяем живому Богу и Творцу в том, что Он может нас сохранить и решить наши проблемы, и этим мы бесславим Его. Итак мы видим, что этот лисенёнок – дух заботы – совершает глубокое разрушение, как в вере так и в доверии.
А теперь продолжим рассмотрение этой темы в другой интерпретации, с другой точки зрения.
Несколько лет тому назад в Германии среди широких масс людей находилось в обращении такое модное выражение, или как ещё говорят «гвоздь сезона». Сообщу вам сначала это выражение на немецком языке, а затем объясню его содержание: «Guten Morgen, liebe Sorgen, seid ihr auch schon alle da?». На русском языке это звучит примерно так: «доброе утро, дорогие заботы, и вы уже все здесь?».
В этом мы видим попытку, как-нибудь разрешить таким, полным юмора образом, тему о заботах. А мы с вами знаем, что существуют различные типы характеров, которые по-разному реагируют на этот вопрос. Есть такие люди, которые относятся к этому вопросу легкомысленно, несерьёзно, или вообще его не замечают, пока с головой не погрязнут в нём.
Но есть люди, которые склонны больше к тому, чтобы заботиться о многом. Они создают себе целую сеть забот. А кто с заботами имеет проблемы, тот знает, что это не так уже и забавно. Наши заботы могут доставить много хлопот. Люди знают, что заботы являются чем-то обременяющим, что может довести человека до изнеможения.
Мы все с вами пережили недавно переход от второго к третьему тысячелетию. Теперь мы можем посмеиваться в отношении того факта, как многие круги общества во всём мире были чрезвычайно озабочены тем, что может за собой повлечь этот переход. Некоторые люди начали по-настоящему паниковать, особенно в компьютерной сети.
Но и в области личной жизни существуют такие вещи, которые доставляют людям заботы. Такие вопросы, когда человек думает и взвешивает: «что будет, если произойдёт то-то и то-то? Как это будет выглядеть? Что будет с моим рабочим местом? Как этот вопрос будет в политике развиваться дальше?».
Если мы не знаем, о чём нам следует заботиться, то стоит только взять в руки газету, и мы имеем предостаточно материала для наших забот. Заботы могут нас настолько обременять, что можем заболеть. Станем совершенно неспособными к жизни, потому что тяжесть забот может человека в духе раздавить.
Но прежде, чем мы начнём рассматривать то, что Библия говорит по вопросу заботы, я хочу совсем коротко перед этим сказать, что, собственно, я имею ввиду в этом слове «заботы». И что Слово Божие имеет ввиду в слове «заботы».
Заботы – это состояние, когда я боязливо ломаю голову над тем, что ожидает меня в будущем. И на что я не могу повлиять. К примеру, если в 2020 году в воздух взлетят атомные электростанции, или что-то ещё другое. Или что будет, если я потеряю свою работу?
Или что будет, если политика резко изменится в худшую сторону? Или? Или? В слове «заботы», которые мы будем сегодня рассматривать, я не имею ввиду, что я о чём-то забочусь. В Слове Божием мы, к примеру, читаем в 1Тим.5,8: «Если же кто о своих и особенно о домашних не заботится (печётся), тот отрёкся от веры и хуже неверного».
В греческом языке в этом тексте применяется другое слово, чем те слова о заботе, которые встречаются в тех местах Писания, которые мы сегодня будем рассматривать. Итак, о чём-то позаботиться – это совершенно другое дело. Если я забочусь о нуждах моей семьи, то это совершенно другое, чем то, когда я боязливо забочусь о будущем, на которое я не имею ни какого влияния.
И планировать является чем-то другим. Если я планирую построить дом, то это осмысленно, что я это планирую, что я прикидываю, какая фирма исполнит на этой стройке тот или иной узел. Это – что-то другое.
Итак, в сегодняшней теме речь идёт о такой заботе, которая носит на себе следы постоянных забот, об изнурённости заботами, о боязливом размышлении и ломании головы о том, что меня ожидает в будущем, и как моя проблема будет решена. Поэтому обратимся теперь к Флп.4,6-9: «Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом,
7 и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдёт сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе. 8 Наконец, братия мои, что только истинно, что достойно (честно), что справедливо, что свято (чисто), что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. 9 Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами».
Возьмём этот текст за наш главный текст. В самом начале этого текста мы имеем сообщение в повелительной форме: «Не заботьтесь ни о чём!». Конечно, это легче сказать, чем это исполнить: «не заботьтесь!».
Рассмотрим с вами сегодня в данной проповеди три причины, или три альтернативы в Библии, чтобы не заботиться, три возможных варианта. Я начну с основания, чтобы не заботиться. Для этого обратимся к Мтф.6,27. Выше я уже приводил текст из Мтф.6,25-34. В Мтф.6 Господь Иисус в широком спектре останавливается на вопросе заботы.
По мере рассмотрения этой темы мы ещё вернёмся к этому тексту. Но прежде всего обратимся к ст.27 этого текста, в котором Иисус говорит: «Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть?».
В этом тексте Господь Иисус даёт понять, что эти наши заботы не имеют смысла, в той или другой ситуации наши заботы ничего не изменяют. На основании моих забот я не могу прибавить себе в росте, не могу также продлить свою жизнь. Заботы нам ничего не принесут.
И если в 2000 году я в деталях запланировал себе на будущее сделать и то и другое, и ночами не сплю из-за забот о том, что может за это время случиться. То это ничего в моей жизни не изменит. И если я буду переживать о том, что фирма, где я работаю, сделает банкрот, и буду думать о том, какие проблемы это повлечёт за собой в моей жизни, то я при этом ничего не могу изменить.
Именно в этом мы видим разницу между заботами и тем, что мы проявляем заботу в том, что планируем построить дом для моей семьи. Выше я уже обратил ваше внимание на эту разницу. Естественно, если я что-то планирую, то тоже быстро могу впасть в заботу, хотя я пытаюсь весь свой план обдумать конструктивно.
Но если при этом я всё же попадаю в боязливую заботу, и меня охватывает нехорошее, вялое чувство. Потому что я не знаю, как всё это строительство пойдёт и как закончится. Но это ничего не изменит и не поможет мне продвинуть мою стройку. И даже наоборот, такое отношение ослабляет меня. Оно блокирует меня, оно убивает меня.
В зависимости от того, насколько сильны эти заботы, они действуют на нервы и ведут к расстройству желудка до образования язвы. Такую язву я заработал себе при работе старшим диспетчером Алтайэнерго в Казахстане. У многих людей эти заботы вызывают бессонницу.
В полном смысле слова этими заботами можно сломать себе голову. И если я настолько охвачен и потрясён этими проблемами заботы, то именно это обстоятельство, моя боязнь, мешает мне действительно отделаться от этих проблем. Я теряю силы, чтобы взяться и покончить с этими проблемами.
Итак, первое: заботы – бессмысленны!
Обратимся снова к тексту в Мтф.6,25-34, который я уже выше привёл. Поэтому не буду его повторять, а только комментировать. В этом тексте Иисус показывает Своим ученикам природу. Он говорит: «взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы…».
Они не собирают себе корм в житницы и, тем не менее, Отец ваш небесный питает их. Бог в жизни всё так устроил, что птицы находят всё то, в чём нуждаются для жизни. Посмотрите также на цветы. В Своей творческой мудрости Бог так украшает эти цветы, что человек со своей красотой даже приблизиться не может к Божией красоте, которую Он вложил в цветы.
А затем Он добавляет: «Вы не гораздо ли лучше их?», или: не гораздо ли большую ценность имеете? Если Бог так заботится о птицах и цветах, вкладывает в них столько любви и мудрости, то тем более будет заботиться и о вас.
А я думаю и верю, что мы придём с вами сейчас к совершенно решающему пункту. Бог заботится о нас! Вы этому верите? Верим ли мы действительно, что Бог о нас заботится? И если мы с вами действительно этому верим, тогда все наши собственные заботы излишни. Но я не знаю, как вы отнесётесь к этому, как вы прореагируете, когда услышите или прочтёте эти объяснения.
На основании объяснения Иисуса нам достаточно взглянуть на природу, где мы увидим, как Бог обо всём заботится. Но возможно, что при этом у вас появится такая мысль: «да, но бывают, конечно, совершенно другие ситуации, и, в конечном счёте, в мире встречается также много страданий!
Ведь мир уже совершенно не такой, каким его сотворил Бог. И в действительности существуют проблемы. Существует также много болезней и различных нужд! Поэтому я не могу просто так надеяться на то, что во всех этих случаях Бог обо мне заботится, и что Бог всё держит в Своих руках, или?».
Всё это верно. Мы не живём больше в райском саду. Современный мир далеко уже не такой, каким его создал Бог. В этом мире действительно существует много нужды и много страданий. И мы, все дети Божии, как христиане, не имеем гарантии, что заключили с Ним страховку о предотвращении страданий, и что на основании этого, с нами никогда ничего не может случиться.
Но, тем не менее, в силе остаётся тот факт, что Бог всё держит в Своих руках и заботится о нас. Обратимся теперь к Мтф.10,28-31, где Иисус говорит о временах преследования, когда вы можете потерять жизнь: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне.
29 Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадёт на землю без воли Отца вашего; 30 у вас же и волосы на голове все сочтены; 31 не бойтесь же: вы лучше многих малых птиц».
А дальше речь идёт об исповедании или свидетельстве об Иисусе перед людьми. Даже в такой экстремальной ситуации преследования, когда мы должны считаться с тем, что наше свидетельство об Иисусе нам может стоить нашей жизни, Бог обетовал, что без Его воли ни один волос не упадёт с нашей головы. Это – что-то величественное!
И я считаю очень важным, чтобы мы это действительно восприняли и укрепили в себе. Ибо в этом решается, в конечном счёте, весь вопрос о заботах: верю я в действительности тому, что Бог всё держит в Своих руках, и что Бог заботится обо мне? Или же я храню ещё такую мысль: «да, но? Бывают такие ситуации в жизни, которые и со мной случаются. У меня это всё иначе, поэтому я имею повод к тому, чтобы заботиться.
Нет! Библия говорит, что Бог всё держит в Своих руках, и даже тогда, когда речь идёт о жизни и смерти, то ни один волос нашей головы мы не потеряем без Его воли, потому что они сочтены. Обратимся по этому вопросу ещё к Рим.8,28.
Это такой стих, который многие дети Божии знают наизусть, и это очень хорошо! Там мы читаем: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу»,
а в ст.31-32 этой главы читаем: «Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас? 32 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?».
Бог – на нашей стороне! Это Он доказал нам тем, что самое ценное, что Он имел, то есть Своего Сына, предал за всех нас! Именно здесь в этом месте Писания Бог говорит: если Я отдал вам самое для Меня ценное, то не буду же Я в менее ценных вещах скупиться. Я вам ни в чём не откажу, что для вас будет действительно добрым и полезным.
И что будет содействовать вам ко благу. И это является не просто теорией. На мой взгляд, это главный пункт нашей темы «заботы». За это мы должны держаться в нашей практической жизни. И если с нами что-то случается, то мы можем надеяться и верить, что и в этом случае Бог имеет с нами доброе намерение.
Это может начаться при самых безобидных происшествиях. К примеру, авария с нашей автомашиной, которая нам будет стоить 3000 Евро. При этом я должен помнить и сказать Богу: «хорошо, я не знаю, как эта авария служит к добру, но это действительно хорошо, поэтому я не должен сейчас об этом заботиться. Не заботиться даже о том, что на моём конто (расчётный счёт), я войду в минус.
Такие ситуации могут с нами возникнуть даже при тяжёлых заболеваниях, при которых появятся сильные страдания. Конечно, в таком случае мы должны быть воздержны, не говорить человеку легкомысленно об этом в лицо без сострадания.
Итак, если кто-то действительно страдает, а я покровительственно стану хлопать его по плечу и скажу: ведь мы знаем, «что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу», то это не является помощью с нашей стороны, хотя это соответствует истине.
Конечно, это соответствует истине, но Слово Божие призывает нас в Рим.12,15: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими». На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.