Галгал, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Поговорим с вами о Галгале. А именно о том, какой смысл вложил Святой Дух в это слово, как в Ветхом, так и в Новом Завете. Главным текстом для нашей темы возьмём из книги Иисуса Навина, И.Нав.2,2-10: «И сказано было царю Иерихонскому: вот, какие-то люди из сынов Израилевых пришли сюда в эту ночь, чтобы высмотреть землю. 3 Царь Иерихонский послал сказать Рааве: выдай людей, пришедших к тебе, которые вошли в твой дом, ибо они пришли высмотреть всю землю. 4 Но женщина взяла двух человек тех и скрыла их и сказала: точно приходили ко мне люди, но я не знала, откуда они; 5 когда же в сумерки надлежало затворять ворота, тогда они ушли; не знаю, куда они пошли; гонитесь скорее за ними, вы догоните их. 6 А сама отвела их на кровлю и скрыла их в снопах льна, разложенных у нее на кровле.
7 [Посланные] гнались за ними по дороге к Иордану до самой переправы; ворота же [тотчас] затворили, после того как вышли погнавшиеся за ними. 8 Прежде нежели они легли спать, она взошла к ним на кровлю
9 и сказала им: я знаю, что Господь отдал землю сию вам, ибо вы навели на нас ужас, и все жители земли сей пришли от вас в робость; 10 ибо мы слышали, как Господь иссушил пред вами воду Чермного моря, когда вы шли из Египта, и как поступили вы с двумя царями Аморрейскими за Иорданом, с Сигоном и Огом, которых вы истребили»
Итак, займёмся с вами сегодня темой «Галгал». Ситуация, в которой Израиль здесь находился, должна нам быть известной. Но немногими словами я хочу нарисовать перед вашими глазами эту ситуацию. Мы с вами знаем, что Божий народ Израиль, находясь в Кадес Варни, стоял непосредственно у входа в обетованную землю Ханаан.
Знаем, что из двенадцати соглядатаев только двое, Халев и Иисус Навин, имели мужество входить в Ханаан. Остальные десять соглядатаев боялись, потому что в этой земле они видели великанов. Поэтому они советовали народу не входить в эту землю. Народ послушался этих десяти соглядатаев, а не слову Божиему, не обетованию Господа.
Вследствие этого непослушания Господь Иисус оставил Свой народ с этого момента на долгие 38 лет! А в общей сложности Божий народ вынужден был странствовать по пустыне 40 лет. И это является результатом непослушания и неверия Господу.
Поэтому Господь Иисус строго осудил это поведение Своего народа, Чис.14,11-12: «И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? 12 поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его».
Хотя мы, дети Божии, сейчас знаем, что Господь Иисус не просто терпелив, но и долготерпелив, однако и Его терпению приходит когда-то конец. Мера непослушания, своеволия, блудодеяния с чужими богами и постоянного ропота Божиего народа против Господа Иисуса наполнилась и переливалась через край.
Поэтому Он приводит свои угрозы в исполнение, Чис.14,29-35: «в пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, 30 не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, [клялся] поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина;
31 детей ваших, о которых вы говорили, что они достанутся в добычу [врагам], Я введу [туда], и они узнают землю, которую вы презрели, 32 а ваши трупы падут в пустыне сей; 33 а сыны ваши будут кочевать в пустыне сорок лет, и будут нести [наказание] за блудодейство ваше, доколе не погибнут все тела ваши в пустыне;
34 по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, [что] [значит] быть оставленным Мною. 35 Я, Господь, говорю, и так и сделаю со всем сим злым обществом, восставшим против Меня: в пустыне сей все они погибнут и перемрут».
Весь текст об угрозах Господа Иисуса я привёл здесь с той целью, чтобы верующим показать, что и мы не можем Его бесконечно раздражать и думать: «мы спасаемся по благодати. Спасение, так или иначе, потерять не можем; Господь Иисус прощает нам, если даже сознательно согрешаем в одном и том же деле; ведь Он долготерпелив и милостив!».
Именно на основании Своей любви к нам Он воспитывает Своих непослушных искупленных, поэтому некоторые дети Божии удивляются, что им так плохо, много испытаний, которые по их молитве Господь Иисус не убирает. Они не задумываются о том, что Господь занимается их воспитанием, Евр.12,6: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает».
Это написано для нас, детей Божиих! А зря Господь Иисус наказывать не станет! Поэтому каждый из нас должен помнить, что ни одно Слово, сказанное Господом Иисусом, не упадёт на землю, 1Цар. 3,19: «И возрос Самуил, и Господь был с ним; и ни одному из Своих слов не дал упасть на землю. (Согласно оригинала).
На примере этого печального события Израиля в пустыне мы видим, что для нас является следствием греха. Это поколение Божиего народа (от 20 лет и выше) полностью погибло в пустыне за эти 38 лет! Их дети выросли, основали семьи, стали способными к войне и т.д. Моисей умер, а Иисус Навин стал его преемником. И вот, под водительством Иисуса Навина Божий народ входит в землю, в которой текут молоко и мёд, как об этом говорит Писание.
Прежде всего, Израиль переходит через Иордан. При этом священники должны были с ковчегом завета идти перед народом и остановиться в Иордане. Там они соорудили алтарь. По повелению Господа Иисуса они взяли с собой из русла Иордана 12 камней для воспоминания потомкам.
Читаю И.Нав.4,19-22: «И вышел народ из Иордана в десятый день первого месяца и поставил стан в Галгале, на восточной стороне Иерихона. 20 И двенадцать камней, которые взяли они из Иордана, Иисус поставил в Галгале 21 и сказал сынам Израилевым: когда спросят в последующее время сыны ваши отцов своих: «что значат эти камни?», 22 скажите сынам вашим: «Израиль перешел чрез Иордан сей по суше»
Галгал является первым местом, где Израиль остановился после перехода через Иордан; и последним местом перед вступлением Израиля в борьбу против Иерихона. Именно там, в Галгале произошли решающие события в жизни Израильтян, которые мы с вами сегодня немного рассмотрим.
Но прежде всего мы поразмыслим о выходе Израиля из Египта, о странствовании в пустыне, а затем о входе в обетованную землю Ханаана.
Когда Господь Иисус вывел Свой народ через Моисея в пустыню, то этим событием его спасение от Фараона, было завершено. С точки зрения Господа Иисуса это являлось началом избавления Израиля. Израиль был избавлен от Египта (символично от мира сего), хотя и не достиг ещё обетованной земли.
Так обстоит дело и с нами, детьми Божиими. Для прохождения через пустыню мира сего Иисус Христос дан нам как «облако», как «манна», как вода «из скалы», и как всё остальное, в чём мы нуждаемся в нашей жизни. Всё это основано на Божией благодати.
Когда мы сегодня находимся в повседневной жизни, то находимся в ситуации подобно странствованию Израильтян в пустыне. Хотя они постоянно ворчали, ныли, брюзжали, проявляли недовольство.
Но как бы плохо они себя не вели, в решающих моментах Господь Иисус не давал им умереть от жажды, с голоду и не обременял их непомерной нуждой. Слово Божие идёт даже так далеко и говорит, что в течение этих 40 лет странствования в пустыне их обувь и одежда не обветшала на них, Втор.29,5: «Сорок лет водил вас по пустыне, и одежды ваши на вас не обветшали, и обувь твоя не обветшала на ноге твоей».
Хотя этот факт имеет важное духовное значение, но это и в действительности так было. И кто сегодня может сделать такую обувь? Именно на этом примере мы видим, как Господь Иисус охранял и заботился о Своём народе вплоть до самых мелочей.
Хотя Израильтяне не проявляли по отношению к Господу никакой благодарности, но Он заботился обо всех их нуждах и давал им всё необходимое для жизни. Я думаю, что в этом мы находим параллели и по отношению к нам.
Как много верующих мы находим сегодня, которые постоянно проявляют недовольство в отношении их состояния, в отношении того, что они видят, или кем они сами являются. При этом мы во Христе всё имеем, в чём нуждаемся, чтобы быть довольными и верно следовать за Христом. Тем более, что мы имеем такое обетование в 1Тим.6,6: «Великое приобретение — быть благочестивым и довольным».
Прежде, чем мы в духе войдём в обетованную землю, которую Господь Иисус обещал нам в нашей жизни, мы должны пройти то, что препятствует нам на пути. Этим препятствием является Иордан – прообраз на нашу смерть. Это истина: там мы находим всю власть и силу благодати.
Ибо ковчег завета, прообраз Иисуса, стоит посредине Иордана. Ибо Христос создал для нас на Голгофе выход, или путь из смерти, как и Израильтяне следовали за ковчегом из Иордана. Так как Господь Иисус победил смерть, а мы воплотились с Ним в Его смерти.
Мы можем сегодня наслаждаться Его обетованием, если для плотских и мирских дел и вещей будем держать себя в смерти. Мы должны для этих вещей умереть. Это значит: то, что мы принесли с собой из нашей старой жизни, что со стороны греха накладывает на нас свой отпечаток, мы должны отдавать Господу Иисусу, чтобы Он мог это изменять.
Мы видим, что Бог говорит здесь к Своему народу. Он даёт Иисусу Навину задание, И.Нав.5,2-3: «В то время сказал Господь Иисусу: сделай себе острые ножи и обрежь сынов Израилевых во второй раз. 3 И сделал себе Иисус острые ножи и обрезал сынов Израилевых на [месте, названном]: Холм обрезания».
В новом переводе русской Библии читаем о «каменных ножах», а из еврейского оригинала можно понять, что речь идёт об «острых каменных ножах». Само собой понятно, что из мягкой породы камней острые ножи не сделаешь, а только из твёрдого гранита, который является частью скалы!
А скала указывает на Господа Иисуса, 1Кор.10,4: «и все пили одно и то же духовное питие: ибо пили из духовного последующего камня; камень же был Христос».
Следовательно, Иисус Навин получил от Господа Иисуса задание сделать острые каменные ножи для обрезания необрезанных Израильтян. Обращаю ваше внимание на тот факт, что уже в этих острых каменных ножах мы видим ссылку на то обстоятельство, что, в конечном счёте, обрезание следует совершать в Господе Иисусе!
Когда мы читаем эти сообщения в Библии, то это звучит довольно болезненно и прискорбно. На протяжении длительного времени оно так и было. Но с того момента, когда наш Господь Иисус одержал на Голгофе победу над нашими грехами, Он довёл до нашего сознания, что на основании победы Иисуса мы имеем победу над нашими грехами и над законом греха, согласно которого человек должен грешить.
Апостол Павел пишет об этом в Рим.7,23: «но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих».
К сожалению и мы ещё часто грешим. Но мы не стоим больше под этим законом, потому что Иисус является нашей победой. И если мы должны грешить, то мы сами становимся под этот закон. Чтобы эту закономерность преодолеть, мы нуждаемся в помощи Господа Иисуса. А мы можем и должны побеждать!
Это очень интересно! Прежде чем Израиль выступает на борьбу против Иерихона, против этого сильно укреплённого города, Господь Иисус желает произвести очищение Израильтян; прежде чем Израиль выступит против врага, Господь Иисус желает, чтобы Израиль вошёл в глубокое общение с Господом.
Это значит: прежде чем Господь Иисус вооружит нас для борьбы против врага, или, прежде чем Он даст нам определённое задание, Он не хочет, чтобы мы с криком бросились на выполнение задания, а некоторое время спустя заметили, что мы не справляемся с этим заданием и должны были бы сделать всё иначе.
Поэтому Господь Иисус хочет, чтобы в Его присутствии, мы пришли сначала в покой, где Он может нам говорить и нас изменять, а врага заставить пасть духом. Враг, находясь за толстыми стенами Иерихона, превозносился, конечно, но, совсем хорошо и уверенно он себя тоже не чувствовал. Жители Иерихона боялись Израильтян.
А когда Израильтяне в общей сложности ещё 13 раз обошли вокруг Иерихона, то это они вообще не могли себе объяснить. Несмотря на эту ситуацию, в которой враг боялся быть отданным Богом в руки Израиля, Господь Иисус не говорит, чтобы Израиль бросился на врага с рёвом.
Он сказал: приходите сначала в Галгал, там Я хочу с вами воплотиться. Господь Иисус желает, чтобы мы Его Слово исследовали и его понимали. Он желает нас использовать для Своего дела, но прежде всего изменить нас для исполнения Его задания. Именно это мы видим в Галгале, который в переводе на русский язык означает: «снятие грехов», как читаем в И.Нав.5,9: «И сказал Господь Иисусу: ныне Я снял с вас посрамление Египетское. Почему и называется то место «Галгал», даже до сего дня».
Этот плод «посрамления», является единственным плодом, в духе производимый Египтом (прообраз мира сего), и который Израильтяне принесли с собой из Египта. Этот плод является отпечатком Египта, отпечатком мира сего. И всё то, что до этого дня оставалось в сердцах Израильтян от Египта, было путём обрезания в духе уничтожено.
Обрезание было необходимо, чтобы в заключение Господь Иисус вообще мог дать Израилю победу над Иерихоном. Господь Иисус желает, чтобы все задания в Божием Царстве, которые Он нам даёт, мы совершали только в состоянии обрезания.
Если мы в необрезанном состоянии принимаемся за выполнение Божиего задания, если мы не очистим наши сердца, не наведём там порядок, то легко возникает опасность, что это задание потерпит неудачу. Многие дети Божии даже не подозревают или точно не знают, почему в их служении Господу Иисусу именно так случилось. Ведь хотели исполнить Божию волю!
Интересен также следующий факт. Обрезание не было осуществлено непосредственно после выхода из Египта и не во время странствования в пустыне, но оно осуществлено в то время, когда Израиль уже находился на обетованной земле, после перехода через Иордан, после прохождения через смерть, после того, как они прообразно умерли со Христом.
Лишь после этого Господь Иисус призывает их совершить обрезание, то есть удалить крайнюю плоть. А теперь спрашиваем себя: как обстоит дело у нас с этим вопросом? Сегодня нам ясно, что речь не идёт более об обрезании крайней плоти, а речь идёт о том, в каком состоянии находится наше сердце.
Наше сердце перед Господом Иисусом должно претерпеть изменение. Поэтому в связи с «обрезанием сердца» рассмотрим с вами несколько мест Писания. Начнём с Иер.17,1, где мы находим, можно сказать, центральное место по этой теме: «Грех Иуды написан железным резцом, алмазным острием начертан на скрижали сердца их и на рогах жертвенников их».
Слово Божие говорит здесь о железном резце с алмазным остриём. Алмаз является самым твёрдым из всех драгоценных камней и всех металлов, то есть самое твёрдое вещество. Смысл этого камня на русском языке означает: «непреодолимый» или «неумолимый».
Подробные сведения об алмазе смотрите в моей проповеди «Драгоценные камни». Святой Дух использует здесь этот образ, чтобы показать, что грех Иуды неугасимо или неизгладимо начертан на скрижалях его сердца. Это значит, что всё существо Иуды несёт на себе печать греха.
Не только сердце Иуды, но Святой Дух идёт в этом вопросе ещё дальше, о чём читаем во второй части этого стиха: «и на рогах жертвенников их». Рог символично представляет нам в Писании власть или силу. Мы с вами знаем, что жертвенник всесожжения имел на четырёх углах рога, на которые при каждом жертвоприношении наносилась кровь жертвуемого животного.
В этой крови мы прообразно видим искупление. Иисус Сам о Себе говорит в Лук.1,69: «и воздвиг рог спасения нам в дому Давида, отрока Своего». Иисус сравнивает Себя с одним из этих рогов жертвенника: в лице Иисуса Бог воздвиг для Израиля «рог спасения». Эти рога жертвенника всесожжения служили также для убийцы прибежищем.
Это значит: если кто-то убил человека, то этот убийца мог ухватиться за эти рога и взывать о милости. Он имел покой, по крайней мере, до тех пор, пока решалась его судьба. То есть его нельзя было сразу убивать. Это значит: рога жертвенника всесожжения, на которые наносилась искупляющая кровь, в которой мы прообразно видим отсрочку греха, символично указывают на Спасителя Господа Иисуса.
Прекрасным примером является овн, которого Господь Иисус дал Аврааму для приношения в жертву всесожжения вместо его сына Исаака!!! А в Иер.17,1 дело в отношении рога выглядит наоборот! Это значит: как сердца Израильтян были помечены постоянно повторяющимися грехами, так этими грехами было пронизано всё до рогов жертвенника всесожжения, то есть до их Богослужения.
На переднем плане не стояло больше прощение, которое Господь Иисус пророчески или прообразно дал в жертвах животных. Но Иуда был насквозь помечен непреодолимым или неизгладимым грехом, который как алмаз пронизал этот народ.
Как следствие этого мы читаем затем в Иер.17,9: «Лукаво сердце [человеческое] более всего и крайне испорчено; кто узнает его?»
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.