Послал Слово Своё, часть третья
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей. Сегодня продолжаем рассмотрение темы «Послал Слово Своё». Сегодня третья часть. Главный наш текст Пс.106,20: «послал слово Свое и исцелил их, и избавил их от могил их».
10-ое искушение.
Теперь Господа Иисуса искушают брат и сестра Моисея, Аарон и Мариамь. Они искушают Его в том, что захотели больше власти, те же полномочия, которые имел Моисей. По этому поводу я написал проповедь «Проказа Мариами». Об этом мы читаем в Чис.12,2-10: «и сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам?И услышал [сие] Господь. 3 Моисей же был человек кротчайший из всех людей на земле. 4 И сказал Господь внезапно Моисею и Аарону и Мариами: выйдите вы трое к скинии собрания. И вышли все трое. 5 И сошел Господь в облачном столпе, и стал у входа скинии, и позвал Аарона и Мариам, и вышли они оба.
6 И сказал: слушайте слова Мои: если бывает у вас пророк Господень, то Я открываюсь ему в видении, во сне говорю с ним; 7 но не так с рабом Моим Моисеем, — он верен во всем дому Моем:
8 устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не в гаданиях, и образ Господа он видит; как же вы не убоялись упрекать раба Моего, Моисея? 9 И воспламенился гнев Господа на них, и Он отошел. 10 И облако отошло от скинии, и вот, Мариам покрылась проказою, как снегом. Аарон взглянул на Мариам, и вот, она в проказе».
Но далее мы по тексту читаем, что Господь Иисус исцелил Мариамь от проказы: «послал слово Своё и исцелил их…».
11-ое и 12-ое искушения
Зачинщиками в 11-ом искушении Господа явились 10 соглядатаев из 12, которых послали в Ханаан, чтобы разведать обетованную землю. Они увидели живущих там исполинов, по сравнению с которыми обычные люди кажутся саранчой.
Если бы эти 10 соглядатаев верили в Божии обетования Своему народу; если бы они верили живому Богу, который постоянно находился в их среде и если бы они всерьёз принимали все те чудеса и знамения, которые Он совершал в глазах Израильтян, то они и не замечали бы этих исполинов.
Но, увы! Они не имели ни веры, ни доверия Господу Иисусу, ни Божиего страха. И этот дух неверия и недоверия Господу, который, так или иначе, постоянно тлел в сердцах всего народа, они раздули в мощный пожар, последствием которого явился ропот всего Божиего народа.
Этот ропот разгорелся в 12-ое искушение Господа со стороны всего Божиего народа. Так что эти два искушения тесно связаны между собой. Сообщение Слова о 10-ти соглядатаях мы читаем в Чис.13,32-34: «А те, которые ходили с ним (с Халевом), говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас.
33 И распускали худую молву о земле, которую они осматривали, между сынами Израилевыми, говоря: земля, которую проходили мы для осмотра, есть земля, поедающая живущих на ней,
и весь народ, который видели мы среди ее, люди великорослые; 34 там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших [пред ними], как саранча, такими же были мы и в глазах их.
«Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря: пойдём и завладеем ею, потому что мы можем одолеть их» (ст.31).
Лишь Халев и Иисус Навит, эти двое из 12 соглядатаев, имели веру и доверие к Господу Иисусу. Но дух этих десяти возмутителей овладел сердцами всего Божиего народа, о чём читаем в Чис.14,1-4:
«И подняло все общество вопль, и плакал народ во [всю] ту ночь; 2 и роптали на Моисея и Аарона все сыны Израилевы, и все общество сказало им: о, если бы мы умерли в земле Египетской, или умерли бы в пустыне сей!
3 и для чего Господь ведет нас в землю сию, чтобы мы пали от меча? жены наши и дети наши достанутся в добычу [врагам]; не лучше ли нам возвратиться в Египет? 4 И сказали друг другу: поставим себе начальника и возвратимся в Египет».
Так как вход Израиля в обетованную землю Ханаана должен был быть решающим моментом в истории Израиля вообще, то Господь Иисус очень жёстко отреагировал на неверие и, можно сказать, трусость народа, Чис.14,11-12: «И сказал Господь Моисею: доколе будет раздражать Меня народ сей? и доколе будет он не верить Мне при всех знамениях, которые делал Я среди его? 12 поражу его язвою и истреблю его и произведу от тебя народ многочисленнее и сильнее его».
В стихах 13-18 Моисей уговаривает Господа Иисуса не истреблять Израиль и рисует перед Его глазами причину, почему этого не следует делать. В заключение этого диалога Моисей просит Господа, Чис.14,19-20: « Прости грех народу сему по великой милости Твоей, как Ты прощал народ сей от Египта доселе. 20 И сказал Господь [Моисею]: прощаю по слову твоему».
Хотя Господь Иисус и простил народу это непослушание и не истребил их на этом месте, но приговор за постоянное непослушание и неверие Господу Он оглашает через Моисея всему народу следующее. Читаю эти места.
Чис.14,29-30: «в пустыне сей падут тела ваши, и все вы исчисленные, сколько вас числом, от двадцати лет и выше, которые роптали на Меня, 30 не войдете в землю, на которой Я, подъемля руку Мою, [клялся] поселить вас, кроме Халева, сына Иефонниина, и Иисуса, сына Навина».
Чис.14,34: «по числу сорока дней, в которые вы осматривали землю, вы понесете наказание за грехи ваши сорок лет, год за день, дабы вы познали, [что] [значит] быть оставленным Мною».
Все эти слова Господа Иисуса Моисей пересказал всему народу и народ, как читаем, сильно опечалился.
Но на этом своеволие Израильтян не закончилось. Они вроде бы опомнились и решили идти в обетованную землю, но, как видим в стихах 40-45, это было уже слишком поздно! Чис.14,40-45: «И, встав рано поутру, пошли на вершину горы, говоря: вот, мы пойдем на то место, о котором сказал Господь, ибо мы согрешили.
41 Моисей сказал: для чего вы преступаете повеление Господне? это будет безуспешно; 42 не ходите, ибо нет среди вас Господа, чтобы не поразили вас враги ваши; 43 ибо Амаликитяне и Хананеи там пред вами, и вы падете от меча, потому что вы отступили от Господа, и не будет с вами Господа.
44 Но они дерзнули подняться на вершину горы; ковчег же завета Господня и Моисей не оставляли стана. 45 И сошли Амаликитяне и Хананеи, живущие на горе той, и разбили их, и гнали их до Хормы».
13-ое искушение
Зачинщиками этого искушения Господа Иисуса являются левиты. И не простые, не рядовые левиты, а из высших слоёв. Они, как и Мариамь с Аароном, захотели большей власти. Аарон, как левит, показал всем левитам очень плохой пример!
Главными зачинщиками при 13-ом искушении были сыны Рувимовы: Корей, Дафан, Авирон и Авнан. Об этом искушении читаем в Чис.16,2-3: «восстали на Моисея, и [с ними] из сынов Израилевых двести пятьдесят мужей, начальники общества, призываемые на собрания, люди именитые.
3 И собрались против Моисея и Аарона и сказали им: полно вам; все общество, все святы, и среди их Господь! почему же вы ставите себя выше народа Господня?»
Моисей же, как всегда, при всех ропотах и возмущениях народа, не тратя слов, падает пред Господа Иисуса на лице своё: он смиряется перед Господом за весь свой народ и просит не погубить его.
Он просит у Господа совета, как в данном случае поступать с этими возмутителями, Чис.16,8-11: «И сказал Моисей Корею: послушайте, сыны Левия! 9 неужели мало вам того, что Бог Израилев отделил вас от общества Израильского и приблизил вас к Себе, чтобы вы исполняли службы при скинии Господней и стояли пред обществом, служа для них?
10 Он приблизил тебя и с тобою всех братьев твоих, сынов Левия, и вы домогаетесь еще и священства. 11 Итак ты и все твое общество собрались против Господа. Что Аарон, что вы ропщете на него?» (Здесь Моисей напоминает им ещё раз о грехе Аарона, который он совершил вместе с Мариамью).
И послал Моисей позвать, кроме Корея, ещё Дафана и Авирона, сынов Елиава, но они сказали: не пойдём! Они заварили такую кашу, а теперь отказываются нести ответственность и предъявляют Моисею такие оскорбительные обвинения,
Чис.16,13-16: «разве мало того, что ты вывел нас из земли, в которой течет молоко и мед, чтобы погубить нас в пустыне? и ты еще хочешь властвовать над нами! 14 привел ли ты нас в землю, где течет молоко и мед, и дал ли нам во владение поля и виноградники? глаза людей сих ты хочешь ослепить? не пойдем!
15 Моисей весьма огорчился и сказал Господу: не обращай взора Твоего на приношение их; я не взял ни у одного из них осла и не сделал зла ни одному из них. 16 И сказал Моисей Корею: завтра ты и все общество твое будьте пред лицем Господа, ты, они и Аарон».
Ни о каком промежуточном указании Господа Иисуса Моисею мы здесь не читаем. Господь всё видит и слышит, но молчит; потому что Он знает, что Моисей действует в Божием страхе, действует совершенно верно, действует в Божием духе.
Он ждёт окончательного вызревания данной ситуации, чтобы вынести Свой приговор. Из-за важности этого вопроса, приведу отрезок этой главы Чис.16,22-32: «Они же пали на лица свои и сказали: Боже, Боже духов всякой плоти! один человек согрешил, и Ты гневаешься на все общество?
23 и сказал Господь Моисею, говоря: 24 скажи обществу: отступите со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона. 25 И встал Моисей, и пошел к Дафану и Авирону, и за ним пошли старейшины Израилевы.
26 И сказал обществу: отойдите от шатров нечестивых людей сих, и не прикасайтесь ни к чему, что принадлежит им, чтобы не погибнуть вам во всех грехах их. 27 И отошли они со всех сторон от жилища Корея, Дафана и Авирона; а Дафан и Авирон вышли и стояли у дверей шатров своих с женами своими и сыновьями своими и с малыми детьми своими.
28 И сказал Моисей: из сего узнаете, что Господь послал меня делать все дела сии, а не по своему произволу [я делаю сие]: 29 если они умрут, как умирают все люди, и постигнет их такое наказание, какое [постигает] всех людей, то не Господь послал меня;
30 а если Господь сотворит необычайное, и земля разверзет уста свои и поглотит их и все, что у них, и они живые сойдут в преисподнюю, то знайте, что люди сии презрели Господа. 31 Лишь только он сказал слова сии, расселась земля под ними; 32 и разверзла земля уста свои, и поглотила их и домы их, и всех людей Кореевых и все имущество».
Чтобы получить более подробное представление об этом событии, прошу прочесть всю главу 16 из книги Числа.
Казалось бы, что всё общество Израиля, услышав обвинение Господа Иисуса через Моисея по отношению Корея и его сообщников, и увидев своими глазами правомерное исполнение Божиего суда гнева, должно пасть пред Господа на лица свои и просить прощения за своё постоянное возмущение и недовольство, за отсутствие Богобоязни.
Но в стихе 41 этой же главы читаем о чём-то совершенно противоположном. Мы видим, что этот народ был совершенно слеп и глух к Божиим увещеваниям. Не зря Господь Иисус жалуется в отношении Своего народа в Мтф.13,13: «потому говорю им притчами, что они видя не видят, и слыша не слышат, и не разумеют».
(Смотри также Ис.43,8)
Именно это оцепенение, эту слепоту и глухоту мы видим со стороны Израильского народа в этой ситуации. Грех ослепляет и делает человека глухим к истине! Несмотря на то, что всё Израильское общество слышало и видело, что Господь Иисус обвинил и осудил Корея и его сообщников.
Он оправдал Моисея, утвердил его в его руководящем положении и одобрил его действия; но всё общество явилось на следующий день с обвинениями в адрес Моисея и Аарона. Огонь бунтарского духа Корея и его сообщников как эпидемия перекинулся на всё Израильское общество.
Святой Дух так подробно рисует перед нашими глазами весь ход этих событий, потому что причиной возмущений и недовольства, как Аарона с его сестрой Мариамь, так и Корея с его сообщниками, является древний грех сатаны, который, как тайна беззакония сатаны, является движущей силой в плоти всех людей.
Желание людей иметь больше власти исходит из тайны беззакония сатаны находящейся в нашей плоти. Сатана пожелал не только быть равным Богу во власти, но и возвыситься над Ним. Так и Корей с его сообщниками и Мариамь с Аароном хотели сначала равную с Моисеем власть, а затем вообще сместили бы его в сторону!
Господь Иисус видел в них эту стратегию сатаны, поэтому так строго осудил все эти попытки захвата власти этими повстанцами. Уже в момент призвания Господом Иисусом Моисея, Господь Иисус не соглашался на предложение Моисея, чтобы вместо него Господь возложил главную ответственность над Израилем на Аарона.
Моисей мотивировал тогда косностью своего языка. И знаете ли теперь, почему Господь Иисус не согласился на предложение Моисея? Потому, что Господь Иисус, как сердцеведец, знал, что Аарон проявит неустойчивость в этой должности, а самое главное – неверность по отношению к Господу!!!
А в отношении Моисея Господь видел, как он постепенно созреет духовно и станет «самым кротчайшим человеком из всех людей на земле» и «он верен во всём дому» Божием (Чис.12,3.7). Так характеризует Господь Иисус Моисея. А когда Аарон по требованию народа сделал золотого тельца, то читаем в Исх.32,4:
«Он взял их из рук их (золотые украшения), и сделал из них литого тельца, и обделал его резцом. И сказали они: вот бог твой, Израиль, который вывел тебя из земли Египетской!» (Такая очевидная и неприкрытая наглость!)
Видя этого идола, народ остался довольным. Аарон исполнил желание народа. А дальше пусть сам народ делал бы что ему угодно. Но Аарон проявил инициативу и повёл народ в этом грехе идолопоклонства дальше и глубже.
О его действиях читаем далее в книге Исх.32,5-6: «Увидев [сие], Аарон поставил пред ним жертвенник, и провозгласил Аарон, говоря: завтра праздник Господу. 6 На другой день они встали рано и принесли всесожжения и привели жертвы мирные: и сел народ есть и пить, а после встал играть».
Ведь Аарона никто не просил и не принуждал сделать этому идолу жертвенник, и плюс к тому, провозглашать ещё и праздник Иегове! Но на этом не закончилось падение Аарона в грех перед живым Богом. Впоследствии он пошёл на поводу у своей сестры Мариами и, как читаем в книге Чис.12,1:
«И сказали: одному ли Моисею говорил Господь? не говорил ли Он и нам?..» Это был заговор против Моисея, которого Господь Иисус так высоко ценил. Но благо, что Господь Иисус всё видит, всё знает и всё слышит! Поэтому в продолжении этого стиха читаем: «…И услышал сие Господь». Господь не допустил осуществления грязных и тщеславных замыслов Мариами и Аарона.
Я думаю, что всем слушателям и читателям наших проповедей теперь предельно ясно, почему Господь Иисус не допустил, чтобы Аарон был ответственным в водительстве Божиего народа.
А как Моисей научился говорить с народом, вы сами можете проследить по ходу всех рассмотренных событий, связанных со всеми искушениями Господа Иисуса его народом. Особенно в тех случаях, когда Господь Иисус хотел Свой народ истребить, а Моисей мудро выступает посредником между Богом и Израилем.
А теперь задаю вопрос: почему всё же Святой Дух так подробно рисует перед нашими глазами весь ход событий, связанных с искушениями Господа Иисуса, как со стороны Мариами с Аароном, так и со стороны Корея с его сообщниками?
Потому что болезнь, выраженная в жажде власти, болезнь быть выше и лучше других в той же мере присуща и детям Божиим сегодня. С мирскими людьми, которые вообще не читают Библию и ничего не знают о Божием плане спасения, намного легче беседовать, чем с религиозными людьми, которые иногда читают Библию, и кое-что из неё запомнили.
Таких людей сатана всегда подстрекает на спор, на дискуссии. Но и многие дети Божии любят спорить и дискутировать в отношении Библейского учения. Почему они спорят или дискутируют по поводу Писания?
Обычно это такие дети Божии, которые однажды неверно научены в их собраниях, а затем крепко за это держатся, выдавая полученные познания за свои. Они не принимают ничего нового, даже истинное Библейское учение: для этого они совершенно глухи! Они слепо считают, что знают лучше тех, которые пытаются привести их на истинный путь познаний.
Наша плоть не лучше плоти выше рассмотренных ветхозаветников, но вследствие роста наследственного греха, стала намного хуже! Это была бы актуальная тема для подробного рассмотрения. Но это выходит за рамки нашей темы, поэтому пойдём дальше.
Теперь снова всё Израильское общество искушает Господа Иисуса. И по счёту это будет уже:
14-ое искушение
Чис.16,41: «На другой день все общество сынов Израилевых возроптало на Моисея и Аарона и говорило: вы умертвили народ Господень».
Ход таких событий у меня лично ни в мозгах, ни в сердце не укладывается. Если бы об этом не было написано в Библии, то я не поверил бы этому. Пойдём, однако, дальше и прочитаем по тексту ещё несколько стихов, из которых мы видим, что и по отношению этого бунта Господь Иисус проявляет решительные меры,
Читаю из книги Чис.16, 42-46: «И когда собралось общество против Моисея и Аарона, они обратились к скинии собрания, и вот, облако покрыло ее, и явилась слава Господня. 43 И пришел Моисей и Аарон к скинии собрания. 44 И сказал Господь Моисею, говоря:
45 отсторонитесь от общества сего, и Я погублю их во мгновение. Но они пали на лица свои. 46 И сказал Моисей Аарону: возьми кадильницу и положи в нее огня с жертвенника и всыпь курения, и неси скорее к обществу и заступи их, ибо вышел гнев от Господа, [и] началось поражение».
Моисей уже знал, что Господь Иисус будет поражать народ. Но лично я думаю, что Господь Иисус поражал не произвольно, а именно основных зачинщиков этого бунта, то есть целенаправленно, потому что Он является сердцеведцем, как написано в Д.Ап.15,8: «Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам».
Аарон исполнил все указания Моисея, поэтому Господь Иисус прекратил погубление народа. Но за этот короткий срок погибло 14700 Израильтян! Дальше следует пятнадцатое искушение, это мы продолжим в следующий раз.