Бегство Давида, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Предлагаю вам сегодня такую тему, при рассмотрении которой, я бы сказал, наше сердце не радуется, а наполняется печалью. Но чтобы глубже познать нашу плоть и Божию милость, мы должны и такие темы, как познавательные, рассматривать. Я уже много говорил в своих проповедях о царе Израиля Давиде, но при этом всегда говорил о его положительных чертах, в которых Святой Дух рисует нам Давида прообразом Господа Иисуса на время благодати. А поскольку Давида будем сегодня рассматривать в совершенно другом свете, то нашим главным текстом возьмём в 1Цар.27,1:
«И сказал Давид в сердце своем: когда-нибудь попаду я в руки Саула, и нет для меня ничего лучшего, как убежать в землю Филистимскую; и отстанет от меня Саул [и не будет] искать меня более по всем пределам Израильским, и я спасусь от руки его».
Я должен всех вас заранее предупредить, что при рассмотрении этого Слова Господь Иисус может нас настолько благословить, в какой мере мы, во-первых, это Слово поймём; а во-вторых, Он может нас настолько благословить, насколько мы дадим понятому нами Слову место в наших сердцах путём его исполнения и нашим послушанием.
Независимо от того о каких личностях Святое Писание нам сообщает, как в данном случае о Давиде, во всех случаях оно рисует нам эти образы совершенно преданно, надёжно, точно и в истине!
Если, к примеру, люди пишут о других людях историю их жизни, то при этом непременно стараются особым образом подчеркнуть их достижения и успех. Но в противоположность этому умалчивают об их слабых сторонах, их ошибках и грехах.
Чаще всего достижения и человеческое умение людей в таких случаях так сильно подчёркиваются, что сообщения об этих людях больше не соответствуют истине. Именно в этом отличаются сообщения Писания от человеческих трудов. Святое Писание не делает то и не делает так, как это делают люди.
Даже о самых образцовых, известных нам личностях, Писание сообщает как Богу благоугодное, так и их ошибки; отрицательные черты характера и, вплоть до глубокого падения в грех. Точно такие бескомпромиссные сообщения даёт нам Святой Дух в Писании о Давиде.
Но мы знаем, Святое Писание дано нам через Святого Духа. И как мог бы Святой Дух, Который является Духом истины, давать нам сведения не в полной истине? На этом основании мы познаём и видим разницу между драгоценным Божиим Словом истины и человеческими трудами, в которых истина часто очень ограничена.
А Господь Иисус сообщает нам в Своём Слове, во всех ситуациях и случаях обе стороны. На примере представленной веры отдельных библейских личностей Святой Дух призывает нас подражать их вере.
Точно так мы это видим на примере Давида, о котором Библия сообщает нам больше хорошего, чем отрицательного. А с другой стороны мы видим, что любой человек может спасовать перед поставленной задачей, давать осечку.
На основании осечек некоторых личностей Святого Писания Святой Дух увещевает нас, чтобы мы учились и не попадали сатане в его сети, как и в поведении и действиях Давида мы это видим. Такое вступление я хотел сделать перед тем, как мы начнём рассмотрение нашей темы.
Свидетельство о Давиде даёт Господь Иисус в Д.Ап.13,22: «Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои».
Обращаю ваше внимание на тот факт, что этот текст взят из Ветхого Завета. Я приведу эти места, потому что это чрезвычайно важно в жизни веры Давида. Сначала о Давиде свидетельствует Саулу Самуил в 1Цар.13,14: «но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдет Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождем народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом».
А затем Ефам говорит о Давиде в Пс.88,20-23: «Некогда говорил Ты в видении святому Твоему, и сказал: «Я оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа. 21 Я обрел Давида, раба Моего, святым елеем Моим помазал его. 22 Рука Моя пребудет с ним, и мышца Моя укрепит его. 23 Враг не превозможет его, и сын беззакония не притеснит его».
Особенно прошу запомнить последнюю фразу: «сын беззакония не притеснит его».
И это Господь Иисус обещает Давиду. А сын беззакония – это сатана!
А теперь возникает вопрос: сможет ли Господь Иисус – Этот праведный Бог и по отношению к нам такое свидетельство дать?
Найдёт ли Он в нас такое послушание: «который исполнит все хотения Мои». Нашёл ли праведный Господь Иисус нас уже в этом духовном состоянии? А если нет, тогда Он всё же ищет нас, как детей света, в соответствии с этим высказыванием: «который исполнит все хотения Мои».
Это такое высказывание, которое потребует много времени, чтобы осмыслить его в соответствии с истиной Божиего Слова. К этому следует ещё добавить: «что это вообще за высказывание Слова Божиего по отношению к грешным людям, потому что и Давид был грешным человеком, и не малым грешником.
С одной стороны мы видим в этом прообраз веры, а с другой стороны то, что написано в нашем главном тексте: «И сказал Давид в сердце своем: когда-нибудь попаду я в руки Саула, и нет для меня ничего лучшего, как убежать в землю Филистимскую…»
По этому поводу мы должны сделать определение и сказать: «о, каких только глупцов Бог призвал для общения с Ним! Это же уму непостижимо!» Как мы глупы, что сатане удаётся возбудить в наших сердцах чувство стыда, чтобы мы стыдились свидетельствовать в этом мире о Бога; стыдиться открыто признавать, что мы дети Божии.
А ведь Господь Иисус не стыдится искать и поддерживать с нами общение. При всём этом мы совершенно не приспособлены исполнять Его волю. Давид, который через Самуила был Богом помазан на царя Израиля, опасается за свою жизнь из-за врага и решил искать спасение, но не у сильного Бога, а в другой стране, у врагов Израиля.
Напомню вам по этому случаю о мнении Господа в Иер.17,5: «Так говорит Господь: проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа».
Рассмотрим по порядку все детали нашего главного текста в 1Цар.27,1, потому что содержание этого стиха чрезвычайно важно и очень насыщено. Начинается с того, что «сказал Давид в сердце своём…». С этим говорением в своём сердце произошёл поворот или изменение всей его жизни веры!!!
И я уверен, что эти мысли Давид даже не произнёс своими устами вслух. Это были всего лишь его мысли, которые возбуждали его сердце. А эти мысли привели Давида в уныние и отчаяние. Давид, этот герой веры, не мог и никогда не должен был позволить себе смотреть на врага.
Бог не позволил ему это! Когда Давид шёл навстречу этому великану, филистимлянину Голиафу, то он действовал в вере, потому что Бог стоял перед его глазами.
Но так как Давид, тем не менее, позволил себе такой акт неверия, как мы это видим в нашем тексте, то сердце его совершенно наполнилось отчаянием. В равной мере, как Давид смотрел на врага, в той же мере одновременно исчезало доверие на живого Бога, поэтому его вера внушительно пошатнулась.
Но мы должны на этом месте приписать Давиду кое-что доброе. Естественно, что на основании многолетнего преследования смертельным врагом, как охотники при отстреле зайцев, Давид предельно устал и был сыт по горло такой жизнью. При таких условиях жизни приходит когда-то и каким-то образом тот момент, когда мы становимся слабыми.
Этот момент наступил и в жизни Давида. Мы познаём, что становимся слабыми. Но мы должны также познать, что не было необходимости, чтобы Давид стал слабым, если бы он… укрепился в своём Боге!
Поэтому заостряю ваше внимание на том, что в таких трудных ситуациях жизни, когда мы становимся слабыми, вдвойне должны на Господа Иисуса смотреть, а не на врага и позволять ему нас страшить. Как бы жестокими и беспокойными не были годы смертельного преследования Давида, но его спасение должно было покоиться на его спокойствии и доверии Господу-
Об этом читаем в Ис.30,15: «ибо так говорит Господь Бог, Святый Израилев: оставаясь на месте и в покое, вы спаслись бы; в тишине и уповании крепость ваша; но вы не хотели…»
Это было Божие намерение. Ведь Давид был Богом предназначен царём Израиля и получил уже для этого помазание, поэтому Давид является прообразом нашего Господа Иисуса. И если мы обратим наш взгляд на Господа Иисуса, на надпись на кресте, на котором Он висел: «Царь Иудейский», тогда в распятии Иисуса исполняется весь покой, всё молчание и всё доверие на Его Небесного Бога и Отца.
Здесь мы должны кое-чему научиться! И если бы Давид был найден в этом покое, в этой вере и в этом доверии, то, в конечно счёте, Библия называет это настоящей верой. В такой вере Господь Иисус желает и нас видеть. Но эта вера не функционировала по-настоящему в Давиде.
А поскольку устойчивость Давида в вере больше не функционировала, то в этом положении его характеризуют с другой стороны удивительные вещи. Мы все с вами знаем, Давид мог дать славное свидетельство о его спасении из рук врагов.
Поэтому мы должны сегодня спросить себя: как это, собственно, случилось, что является причиной, что Давид так ослабел в вере? Единственный ответ заключается в том, что Давид хотя и не забыл множество спасений, но он ещё что-то очень важное не познал, что стало ему роковым исходом.
Давид не познал, что мысли его сердца могут быть очень злыми, как и у всех людей; как мы об этом читаем и познаём в Мрк.7,21: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства».
Господь Иисус сообщает в Своём Слове о том, как Давид однажды принял в своём сердце решение построить Господу дом и «престол Давида да будет непоколебим пред Господом во веки!» (3Цар.2,45).
И та мысль Давида, построить Господу дом, была другая мысль, потому что она из другого источника пришла. А исходом мысли, которая пришла теперь в сердце Давида, является страх и трепет, которые его охватили. Они охватили сердце Давида, потому что он в своём сердце сказал…
И пока мы не поняли, что Господь Иисус вообще не разрешает нашим своевольным сердцам разговаривать, до тех пор мы будем жертвой врага. И это будет до тех пор продолжаться, пока мы не познаем, что значит: единственно через веру искать и находить личное сохранение во Христе. Господь Иисус не разрешает нам следовать нашим мыслям!
Но кто это, тем не менее, делает, тот должен примириться или считаться с тем, что он позволяет себе что-то такое, в чём он обесславливает Бога. Эту истину я должен здесь совершенно ясно сообщить. Такой верующий обесславливает Господа Иисуса, потому что он не доверяет Ему; и по большому счёту не доверяет.
Поэтому такие дети Божии, как и Давид в данной ситуации, вынуждены часто идти очень глубокими путями. Эти пути не обязательны, но они имеют и хорошую сторону: они оказывают на нас исцеляющее действие. Либо мы будем покоиться во Христе – это одна сторона, где и вера находится.
Либо мы будем бунтовать в наших сердцах, что направлено против Господа Иисуса, как и у Давида в рассматриваемой ситуации. На этом печальном состоянии Давида мы все должны учиться, потому что это Слово обращено ко всем нам.
В моей жизни веры, в течение нескольких десятков лет следования за Иисусом, я познал многих людей. Но и до сегодняшнего дня я не встречал такого верующего, который имел бы слишком много веры.
Мы все должны научиться, что даже самые большие воспоминания об общении с Господом Иисусом в прошлом, а также воспоминания о Его величайших благословениях по отношению к нам, никакой пользы не имеют, если для каждого дня и для каждого пути не имеется одновременно и соответствующая вера.
До тех пор, пока в наших сердцах вера действует, она сможет нас в доверии к Господу Иисусу укреплять. Но если мы до этого покинули необходимое положение или состояние веры, то дело не дойдёт до укрепления и ободрения, как было у Давида. Ибо то, что Давид оставил, больше не могло для него быть укреплением; и это была его вера, которую он оставил!!!
Всемогущий Бог не стоял больше перед лицом Давида, как он сам однажды написал в своём Псалме под названием «песнь Давида». Я всегда восхищаюсь высказыванием этого Псалма и этими словами Давида укрепляюсь в нашем Господе Иисусе.
Вы представляете, дорогие слушатели и читатели, если мы читаем этот Псалом, то даже не верится, что Давид мог когда-либо дойти до такого состояния неверия, в котором мы его сейчас рассматриваем.
Приведу несколько стихов из этого Псалма, Пс.15,5-8: «Господь есть часть наследия моего и чаши моей. Ты держишь жребий мой. 6 Межи мои прошли по прекрасным [местам], и наследие мое приятно для меня. 7 Благословлю Господа, вразумившего меня; даже и ночью учит меня внутренность моя. 8 Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь».
Бог не стоит больше перед глазами Давида! Это – аксиома. Именно об этом идёт речь в нашем главном тексте. А мы должны теперь однозначно и откровенно сказать, что в этой ситуации, в которой он оказался, потому что оставил свою веру и надежду на Господа, то вместо Бога на Его место автоматически становится враг.
Каким непонятливым и каким неверующим мог вдруг стать герой веры Давид и не видеть больше перед своими глазами великого Бога. Поэтому заглянем в Новый Завет. Эти же самые причины явились во времена апостола Павла великой нуждой Галатов со всеми их отступлениями и непостоянством.
Поэтому и читаем в Гал.3,1: «О, несмысленные Галаты! кто прельстил вас не покоряться истине, [вас], у которых перед глазами предначертан был Иисус Христос, [как] [бы] у вас распятый?»
Понимаем ли мы теперь, о чём речь идёт? Речь идёт о том, чтобы на основании Слова Божиего мы постоянно имели или держали перед глазами Иисуса Христа, чтобы Он стоял перед нашими душами.
И, тем не менее, Галаты снова обратились к делам закона, на основании чего они одновременно оставили настоящую веру, которая связывает нас с Господом Иисусом.
Поэтому апостол Павел называет их: «несмысленные Галаты!». И если мы сегодня, подобно Давиду, наш взор слишком обратим на врага или на окружающие его вещи, то мы окажемся в такой же ситуации как Давид и Галаты, потому что враг целенаправленно стремится всеми силами отвратить нас от веры.
Если Христос стоит перед нашими глазами, то неверие и отчаяние не могут в наших сердцах иметь места. И если Господь Иисус больше не является скалой в наших сердцах, то Он и в хождении верующих не может больше быть этой скалой. Мы должны туда смотреть, где Павел нарисовал Галатам Христа!
А куда он нарисовал им Христа? Перед глазаааами! Это является духовной проблемой, а одновременно и проблемой послушания. Конечно, я должен сказать, что Давид считался с Богом, однако не только с одним Богом, что является грехом его неверия, но он считался также с Саулом, который выехал, чтобы найти и убить Давида.
Если тебе скажут, что войско в 35000 солдат во главе с Саулом вышли в твою сторону, и прочёсывают всю местность, чтобы тебя найти и убить, то каждого из нас охватило бы неприятное чувство. Это мы тоже знаем, но верите ли вы, что, полчища врага сегодня меньше, чем тогда?
Уныние, охватившее Давида, является следствием говорения его сердца: «когда-нибудь погибну я от руки Саула…». Давид ничего другого не сказал, кроме того, что было в его сердце. А там было неверие! Он говорит: «я погибну…».
С этими мыслями он автоматически уходит из Божией руки; сам уходит, чтобы собственные планы, которые он мысленно ковал в своём сердце, считать верными. Это значит: лишить Господа славы и присвоить эту славу себе. А теперь представьте себе, сколько оскорблений наносят верующие сегодня Господу через неверие! Давид думал в своём сердце: «…и нет для меня ничего лучшего…».
Вы только представьте себе, что говорит Давид, как он оставляет Бога, как он оставляет Божие водительство и говорит: «как убежать в землю Филистимскую». Это является практическим результатом неверующего сердца. Но и все мы считаем наши собственные мысли самыми наилучшими. Или вы думает, что это вас не касается?
Если Господь Иисус не держал бы Свою руку над Давидом, то очень и очень вероятно, что на пути своего непослушания он пришёл бы к концу своей жизни. От одного врага, Саула, Давид хотел убежать и при этом найти убежище в более злобной вражеской стране Филистимлян.
Это выглядит так, как будто бы мы могли найти прибежище у сатаны; именно мы, принадлежащие другому, Всемогущему Господу. Грех своеволия находит Давида и является его виной. Проблемой оказалась теперь его вина, потому что в соответствии со стихом 2 Давид увлёк с собой в своё неверие ещё большое количество людей, численностью в 600 человек.
Дорогие братья и сёстры, а также и все слушатели, попробуйте хотя бы одного человека привести на основании вашей веры к Иисусу. Тогда вы увидите и убедитесь, как это трудно.
Но зато мы можем на основании нашего неверия в течение всего лишь одной минуты стать виновными по отношению шестисот других людей, как это произошло с Давидом. На Давида тяжёлым бременем легла вина за то, что он на основании своего неверия увлёк за собой всех своих приближённых во вражескую страну Филистею.
И вот теперь мы видим Давида в Филистее. Путь своеволия Давида был, прежде всего, легче пути борьбы. Не забывайте, что мы хотим обе стороны в Давиде рассмотреть. Прежде всего, миновала постоянная угроза жизни из-за его смертельного врага.
Кончились также изнурительные ежедневные ночные дежурства. Беспокойства, заботы и страх пришли тоже к определённому концу. Ведь Давид находился у врага. Это был его выигрыш. Но что мы видим на стороне потери? И это мы должны подробней рассмотреть, потому что в этой ситуации речь идёт о духовных проблемах, о духовных потерях, а не о внешних.
Далее по тексту читаем, чем Давид занимался в течение одного года и четырёх месяцев пребывания у Филистимлян и возлагает на себя ещё и вину крови, 1Цар.27,7-9: «Всего времени, какое прожил Давид в стране Филистимской, было год и четыре месяца.
8 И выходил Давид с людьми своими и нападал на Гессурян и Гирзеян и Амаликитян, которые издавна населяли эту страну до Сура и даже до земли Египетской. 9 И опустошал Давид ту страну, и не оставлял в живых ни мужчины, ни женщины, и забирал овец, и волов, и ослов, и верблюдов, и одежду; и возвращался, и приходил к Анхусу».
В этом тексте мы читаем о том, что Давид без указания Господа Иисуса убивал мужчин и женщин и полностью опустошал перечисленные здесь страны. Если сегодня кто-нибудь на основании своего неверия попытается выкрутиться или сойти с Божиего пути, то хотя он имеет Божие помазание, то есть, рождён свыше, но будет ходить собственными путями, то в таких случаях Господь Иисус не будет с ними.
А так как при этом мы не являемся свидетельством, то, как сейчас увидим, мы становимся виновными в крови. Апостол Павел возлагает большое значение на то обстоятельство, что на основании проповедывания своего Евангелия он свободен от крови каждого.
Хочу здесь также заметить о том, что эта вина крови является существенной причиной того факта, что Господь Иисус не разрешил Давиду строить Господу храм. Давид проливал невинную кровь! На этой фазе жизни Давида не было больше ничего такого, что приводило бы его к серьёзной молитве и доверчивому отношению с Богом. Всё это тоже прекратилось.
Тренировки или навыки веры, через которые Бог прославляется, навыки бодрствующего сердца прекратились у Давида. Давид больше не испытывал также новых ценных опытов веры, а самое главное опыта спасающей Божией руки и Его милости.
Он больше не испытывал также мощь сильной Божией руки, о которых Давид постоянно упоминал в своих Псалмах. Никогда в своей жизни веры Давид не находил мощную руку Господа короткой.
Никогда! Давид испытал, как эта мощная Божия рука могла спасти его из всех нужд и проблем, какие бы они не были. На этом на сегодня закончим, продолжим в следующий раз.