Иисус — Пастырь, часть вторая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей. Продолжаем рассмотрение темы «Иисус – Пастырь». Сегодня вторая часть. В первой части мы закончили на том, что переходим к рассмотрению второй притчи. Я отметил, что наш текст, Иоан.10,1-18, состоит из трёх притчей.Так вот, мы перешли к рассмотрению второй притчи, о которой в нашем главном тексте читаем в стихах 7-10: «Итак, опять Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. 8 Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники;
но овцы не послушали их. 9 Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. 10 Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком».
Эта притча связана с общим понятием: «Я дверь овцам» (Ин.10,7). Эта вторая притча показывает или представляет нам совершенно другой образец двери, чем в первой притче. Поэтому необходимо, как я выше отметил, различать в нашем главном тексте три различные притчи. Решение этого вопроса может выглядеть двояко:
1. Я есмь дверь для овец (заметим себе это), и
2. Я есмь дверь к овцам.
В греческом языке оба высказывания или формулировки с точки зрения толкования безупречны и применимы. Поэтому мы должны рассмотреть обе формулировки.
К пункту 1: «Я есмь дверь для овец». Это высказывание даёт нам возможность следующее познать. Представим себе огромнейший (в несколько квадратных километров) массив зелёных пастбищ. В центре этого зелёного массива находится огромный овчий двор с овечьим хлевом в центре.
Дверь в этот овчий двор всегда находится в открытом состоянии. Весь этот овчий двор является родиной и местом пребывания для малых и взрослых овец. Голос блеяния взрослых овец значительно отличается от блеяния ягнят. Настоящий пастырь большого стада овец хорошо имитирует блеяние овец.
Поэтому овцы его стада очень быстро привыкают к голосу своего пастыря и следуют за ним. Но так, как отличается голос ягнят от голоса взрослой овцы, так в духе бывает и среди детей Божиих в отношении вопроса следования за Иисусом. Если дети Божии на протяжении многих лет неправильно воспринимают Слово Божие, то их можно сравнить с большими овцами, но с голосом ягнёнка.
Что это ненормально, вы все хорошо понимаете, потому что взрослые овцы ведут себя иначе. И если мы символично послушаем такую взрослую «овцу», которая рассуждает как двухнедельный «ягнёнок», то замечаем, что с этим братом или сестрой, которые уже длительное время следуют за Иисусом, что-то неладно, что-то не соответствует духовному возрасту.
Это очень странно, если такие взрослые овцы, в прообразе верующих, издают всего лишь стоны новорожденных ягнят и не больше.
В Церкви Иисуса к такому явлению иногда привыкают. Но это не должно так быть. Автор Послания Евреям говорит по этому вопросу, Евр.5,12: «Ибо, [судя] по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твердая пища».
Верующие, находящиеся на пути следования за Иисусом, должны стремиться принимать твёрдую пищу, должны находиться там, где им преподают эту твёрдую пищу. И если овцы хотят есть, то они выходят на пастбище через открытую дверь выше упомянутого овечьего двора.
А когда они нуждаются в отдыхе или в защите, тогда они быстро возвращаются через открытую дверь в овчий двор. Эта дверь в овчий двор служит овцам для двух целей:
1. Защитой и безопасностью,
2. обеспечение питанием.
Во всяком случае, эта дверь связывает эти оба пункта. И это является именно тем, что наш верный Господь Иисус может дать Своим искупленным.
К пункту 2: «Я есмь дверь к овцам». Это что-то совершенно иное, чем «быть дверью для овец». В данном случае не овцы являются теми, которые проходят через дверь, как в первом случае, а сам пастырь, который проходит через дверь к овцам.
В отношении этого вопроса Господь Иисус говорит в нашем главном тексте, как другие пришли к Его овцам: воры и разбойники! Без сомнения Господь Иисус снова намекает на книжников, которые там стояли.
Хотя Иисус не объявлял их имён, но они совершенно ясно поняли, что Иисус имел в виду. В стихе 10 Иисус говорит: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить; Я пришёл для того, чтоб имели жизнь и имели с избытком».
Из этого стиха мы познаём, здесь речь идёт не о прохождении овец через данную дверь, но речь здесь идёт о тех, которые должны были приходить к овцам через дверь. Это совершенно другая ссылка.
Во второй притче речь идёт о том, чему в первой притче хотели воспрепятствовать. Господь Иисус объясняет здесь, что в действительности настоящим пастырем (пастухом) овец является тот, который сам прошёл через эту дверь, то есть – через Иисуса Христа.
Такой пастырь или такой человек, который желает стать пастырем овец, должен сначала сам родиться свыше. Только после этого он может входить к овцам и, при определённых условиях, если он от Господа имеет этот дар, стать способным для пасторского служения среди овец и ягнят. Такой пастырь может входить и выходить, как читаем в ст.9.
Но в этих словах мы первично видим также высказывание по отношению к Израилю. Это нельзя не признать. Для Церкви Иисуса эти высказывания являются лишь вторичными, потому что многие высказывания нашего текста находят или найдут своё исполнение в вечности.
Но этот вопрос мы здесь не будем обсуждать. На вопрос: как в этом злом мире может быть образовано и защищено такое стадо овец, должна нам ответить третья притча. Итак, мы приходим к третьей притче (стихи 11-18).
Хотя в третьей притче картина меняется, но Господь Иисус, Который во второй притче представляет Себя дверью, представляет Себя в третьей притче добрым Пастырем. Третью притчу следует понимать только в общем плане Божиего спасения людей.
Об этом мы можем судить на основании того факта, что в стихе 16 упоминаются овцы, которые не относятся к овечьему двору Израиля. Главной мыслью первой притчи является доказательство правомерности пастырского служения Иисуса. В противоположность Своим врагам, ложным пастырям, Господь Иисус подчеркнул этот факт.
В третьей притче Господь Иисус показывает этот контраст ещё намного ясней. Иисус показывает им также, куда, в конечном счёте, приведёт эта вражда. На этот вопрос Господь Иисус отвечает известным предложением в стихах 11 и 13: «Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец… а наёмник бежит».
Что здесь имеется ввиду смерть Иисуса, и что эта смерть последовала для пользы овец, должно быть всем ясно. Теперь мы приходим к следующему вопросу: кто является волком и кто является наёмником; а также, что такое наёмник?
Тот факт, что наёмник дважды упоминается в нашем тексте (ст.12 и 13), является не случайностью в рассматриваемой нами истории. Именно с этого факта мы начнём рассмотрение наёмника.
Как в обществе Израиля, так и в Церкви Иисуса было и имеется много ложного водительства. Поэтому во свидетельство этого факта наёмник упоминается в нашем тексте два раза.
Некоторые верующие говорят, что наёмниками являются все люди, которые в поместных собраниях выполняют пасторскую деятельность ради презренной мамоны. Часто такие люди даже не возрождены! Такая картина наблюдается во многих конфессиях.
А лично я не предполагаю, но абсолютно точно убеждён в том, что в настоящее время во многих поместных собраниях в некоторых конфессиях в роли проповедников и пасторов за деньги служат религиозные и неверующие люди.
Они заканчивают библейские школы, затем их, как теологов, с дипломом в кармане, посылают пасторами в поместные собрания. При этом членов этих собраний даже не спрашивают. А поскольку эти горе пасторы не возрождены и Библию не знают, то они членам собрания рассказывают разные истории, которые совершенно не связаны с содержанием Библии. Это сплошная катастрофа!!!
Однако вернёмся к третьей притче нашего текста, по отношению которой нам следует кое-что обдумать в том отношении, что образная речь этой притчи уводит назад в дни жизни Иисуса в плоти на земле.
Возникает такой вопрос: «как должен Иисус в последующих столетиях (в смысле после Его вознесения) говорить через выступающих сегодня неверующих пасторов?» Это исключено, и как фарисеи, которые о таких вещах не имели понятия, это должны были понять? Ведь они не могли себе даже представить, что сегодня творится в этой области.
Ещё раз прошу. Заметим себе, и постоянно будем об этом помнить, что эта притча направлена не к ученикам Иисуса, как обучение и наставление собрания, но направлена или сказана врагам Иисуса. И этот факт мы никогда больше не должны упускать из виду.
Вопрос наёмника может быть решён лишь с помощью вопроса о волках. Поэтому спрашиваем: кто является волком? При этом охотно говорят: сатана является волком. А кто тогда наёмник? Это – фарисеи.
Тем служителям собраний, которым Господь Иисус не желает ставить на вид их непастырское мышление, такое утверждение, что сатана является волком, а фарисеи – наёмниками, выступает у них на первый план. Такое толкование имеет небольшой недостаток в том, что оно не соответствует истине.
В соответствии с нашей притчей волк является не только врагом овец, но и врагом наёмников: ведь наёмник убегает вместе с овцами от волка. Поскольку как наёмник, так и овцы боятся волка, поэтому мы видим здесь что-то совершенно другое. Толкование, что в волке мы символично должны видеть сатану, а в наёмнике – фарисеев, абсолютно неверно.
Поэтому наш вопрос ещё не решён. Но зато мы имеем теперь некоторую ясность, внесли в этот вопрос некоторый порядок. И это необходимо, чтобы научиться понимать отдельные истории в Слове Божием, чтобы мы наметили себе достаточно времени и перед Господом совсем замолчали, чтобы Святой Дух мог вложить в наши сердца все детали таких обстоятельств.
Евангелие Нового Завета показывает нам обоих в хорошем согласии, на основании чего нет никакого повода к тому, чтобы фарисеи имели перед сатаной страх; и нет также повода, чтобы фарисеи бежали от него.
При Своём обращении к фарисеям Господь Иисус называет сатану их отцом, Ин.8,44: «Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи».
Именно эти слова Иисус говорит фарисеям. А мы знаем, что Иисус говорил только истину! А из Его информации мы не усматриваем никакой вражды между фарисеями и сатаной. В этом сообщении Иисус представляет нам сатану отцом фарисеев, а фарисеев – сыновьями сатаны.
Поэтому мы не видим здесь никакой вражды и не видим также бегства фарисеев от сатаны. Мы не видим в этом тексте вражды между волком – убийцей и в ужасе убегающими наёмными пастырями. Скажем проще: для фарисеев эти наёмники были просто наёмными за определённую плату пастухами. Эти наёмные пастухи были для фарисеев слишком слабым прообразом.
А теперь мы подходим к самому главному в разгадке вопроса: кого мы видим в волке, и кого мы видим в наёмниках. Атмосфера накалилась до предела! Вопреки всем ожиданиям и всем предположениям сообщаю вам, что волком являются фарисеи!!! Заметим себе, что волк убивает доброго Пастыря!
Именно это мы видим в данной притче. Почему? Потому что из любви добрый Пастырь противостоит волку и платит за овец Своей жизнью. Заметьте себе, что не кто-нибудь другой, а фарисеи именно сделали это с Господом Иисусом.
Они «отреклись от Святого и Праведного, и просили даровать им человека убийцу» (Д.Ап.3,14). И далее читаем в Д.Ап.2,23: «Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили».
Между прочим, здесь совершенно ясно написано. Ни один из фарисеев не имел мужество противостоять этому подлому, злодейскому убийству. Таким образом, фарисеи являются одновременно и наёмниками, так как они уклонились от ответственности защитить Праведника и убежали от этой ответственности.
Так что в фарисеях мы видим одновременно волка и наёмника: в волке мы видим ту часть фарисеев, которые вместе с книжниками убили Иисуса, а в наёмнике мы видим ту часть фарисеев, которые уклонились от защиты Святого и Божиего Праведника, о Котором они знали, что Он является Сыном Божиим.
Настоящим наёмным пастухом является такой человек, который законно или правомерно нанят хозяином стада за определённую плату. Но во все времена такими наёмными пастырями не являлись и не могут быть неверующие пасторы в собраниях.
Господь Иисус никогда не назначал, не назначает и не подтверждает назначение таких людей служителями. Господь Иисус ни на одно мгновение правомерно не назначал и не признавал таких неверующих служителей.
Но в Ветхом Завете Он делал это с левитами и священниками, которые во время пребывания Иисуса в плоти на земле ещё находились в своих должностях. Я подчёркиваю слово «ещё», то есть ещё находились в своих должностях!
Время закона прошло, но они любили эти должности, поэтому они являлись наёмниками. Хотя в Ветхом Завете они были Богом согласно закону на эти должности назначены, но во время пребывания Иисуса в плоти на земле, они стали непригодными для Господа, чтобы пасти Божие стадо – Израиль.
Как долго они должны были пасти это Божие стадо? До пришествия Мессии. А когда Он пришёл? То эти люди убили Его, но не другие, эти фарисеи и книжники убили Его! А меньшая часть из них, которые поняли, что это является злодейским и подлым убийством, убежали.
Так что волка и наёмника в полной согласованности мы видим здесь в лице фарисеев, с которыми мы имеем дело в нашей притче. Но когда «фарисейский волк» убил Иисуса, истинного Пастыря, то наёмники убежали. Только в единственном пункте может этот образ соответствовать истине.
В притче Пастырь умирает, потому что с первого взгляда Он побеждён более сильным волком. Однако Господь Иисус умер не потому, что враги победили Его на основании силы своей мощи. Истинную причину смерти Иисуса, нашего доброго Пастыря, мы видим в стихах 17 и 18 нашего текста, Ин.10,17-18:
«Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. 18 Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего».
Жертва Иисуса на Голгофском кресте была добровольной Жертвой, а не принудительной смертью на основании победы врага. Здесь я должен сказать, что сатана совершенно точно знал, с Кем он имел дело в лице Иисуса, и всячески стремился избавиться от Него путём убийства.
В этом злом деле сатаны фарисеи являлись его рычагами, через которых он действовал. Но как на русском языке гласит поговорка: «сатана срубил сук, на котором он сидел». Если бы сатана знал, что на основании смерти Иисуса он лишится власти над смертью, то делал бы всё наоборот.
Но если Господь Иисус именно в этом месте сказал это предложение (в стихах 17-18), то мы без сомнения понимаем, что Он умер не вследствие победы врага. И если мы ещё раз с пророческой точки зрения посмотрим на стих 18, то должны сказать, что имеем дело с самовоскресением Иисуса, потому что Он сказал: «Никто не отнимет её у Меня, но Я Сам отдаю её…».
По этому вопросу имеется в наличии толкование Вернера Бергманна, но на немецком языке. И к великому постыжению немцев я должен сказать, что по отношению к этому богатейшему материалу они проявляют очень мало интереса.
Но Вернер говорит затем: ничего, ведь мы имеем Библию, Слово Божие, и под Его водительством это слово, которое мы с вами сейчас рассматриваем, мы должны должным образом воспринять.
Поскольку Библия говорит к нам в отношении воскресения Иисуса, упоминая при этом Небесного Отца, то речь идёт исключительно о стихе 18-б нашего текста: «сию заповедь получил Я от Отца Моего».
Но само воскресение Господь Иисус предпринял или осуществил в преодолении наших грехов через Свою смерть. Он добровольно умер, Сам оставил Свою жизнь, и также добровольно и совершенно сознательно на основании преодоления смерти, возвратился из мёртвых в жизнь. В Ин.2,19 Иисус говорит: «Иисус сказал им в ответ: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его».
То, что Иисус здесь говорит, очень важно. Чтобы никто не подумал, что это всего лишь ложная трактовка при переводе Библии. Нет, в этом мы видим истину учения Нового Завета. Заметим себе, что в этом стихе Господь Иисус говорит о храме Своего тела. Он говорит: «и Я в три дня воздвигну его», но не Отец, а Я Сам!
Здесь мы видим Пастырскую тайну первоначального Божиего управления историей спасения, в которую на основании Его благодати, в конечно счёте, включён каждый отдельный человек. Благо тому, кто, как погибший грешник, находит путь к Иисусу, чтобы признать перед Ним свои грехи.
А Господь Иисус в Свою очередь сказал, что Он никого не изгонит вон о чём читаем в Ин.6,37: «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон».
Как глупо, как нелепо и нагло ведут себя такие люди, которым Небесный Отец делает это славное предложение через нашего возлюбленного Господа Иисуса. Такие люди говорят: «нет, я предпочитаю вечное проклятие в огненном озере».
Поэтому у нас возникает естественный вопрос: что это, собственно, такое? В конечном счёте, это является незнанием об Иисусе Христе, незнание самих себя, незнание о дорогостоящем Божием Слове.
Но Господь Иисус так ясно сказал, и это соответствует Его воле, чтобы призвать и привести в общение с Собой только тех, которые добровольно изъявят желание. Остальных Господь Иисус не желает иметь, потому что Жертву Иисуса на Голгофском кресте они больше не ценят.
По ходу рассмотрения нашего сегодняшнего текста (Ин.10) я уже выше упомянул, что среди детей Божиих можно слышать много ложных толкований. Поэтому подробное рассмотрение этого отрезка Писания, чтобы показать вам его истинное содержание, является для меня глубоким и великим желанием.
Но мы не должны думать, что мы теперь навсегда что-то познали. Хотя то, что мы слышали, чудесно, но с этими истинами, с этими сообщениями Слова Божиего мы должны работать и углублять наши познания.
Мы должны позволить нашему Господу Иисусу сделать эти духовные богатства нашими собственными. Слово Божие, о Котором Святой Дух говорит, что Господь Иисус является этим Словом, должно с нами так воплотиться, чтобы Бог мог нас обильно благословлять, если будем заботиться о том, чтобы постоянно читать и исследовать это Слово.
При этом мы не должны забывать перед занятием в Слове, сначала помолиться и сказать Господу Иисусу: «Дорогой Господь Иисус, прежде всего я прошу Тебя о том, чтобы Ты Своё драгоценное Слово сделал в моих глазах очень великим».
Это очень важно, потому что в тот момент, когда мы Слово Божие станем понимать, оно становится для нас живым и абсолютно совершенным. А теперь хочу сообщить вам ещё некоторые мысли в отношении Ин.2,6, где сказано: «Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры».
В одной своей проповеди я уже говорил об этом чуде, сотворённым Иисусом в Кане Галилейской, но с точки зрения евангелизации. А теперь сообщу вам несколько мыслей в отношении стиха 6 с некоторым акцентом по отношению к детям Божиим.
Я уверен в том, что на этой свадьбе не было пьяных. Где находится Господь Иисус, там не бывает пьяных. Кроме этого я придерживаюсь такого мнения, что вино, которое Иисус сделал для гостей, было очень высокого качества. В стихе 3 мы читаем о том, что у них не было больше вина.
Вино является в Ветхом Завете прообразом радости. Но с тех пор, как Господь Иисус совершил на Голгофе Своё дело, то у нас нет больше необходимости искать радость в вине. Я даже предостерегаю всех от таких попыток. Это должно быть ясно.
Наша радость находится в Иисусе! Этот факт я выразительно подчёркиваю и привожу всем знакомое место в Флп.4,4: «Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь». Упаси вас Господь, чтобы кто-нибудь из вас сказал: «брат Роман Рейнгардт сказал, вино является прообразом радости.
Поэтому я купил сегодня четыре бутылки хорошего вина, которые сегодня вечером ещё выпью, чтобы моё сердце возрадовалось и стало приветливым». Я, конечно, не это имею ввиду, не такое применение вина в жизни. Но в этом тексте из Ин.2 мне очень понравилось сообщение в стихе 7: «Иисус говорит им: наполните сосуды водою».
В воде мы прообразно видим Слово Божие, а в этих сосудах – плоть или тела людей. Но так как водоносов было 6, то согласно символике мы видим в них природных погибших грешников. Это – один вариант.
Об этих каменных сосудах я говорил в проповеди «меч Гедеона». В тех каменных или глиняных сосудах Гедеон должен был прообразно разрушить оболочку плоти, чтобы дать возможность осуществить данную Господом победу. О наших телах Слово Божие говорит как о сосудах. А в этих сосудах Господь Иисус превратил воду в вино.
И если мы позволим наполнить нас водой Слова; и не малым количеством воды, а как написано в стихе 7: «наполните сосуды водою», то есть сделайте их полными, как читаем в Кол.3,16: «Слово Христово да вселяется в вас обильно…».
И если вода Слова Божиего наполнит нас до самого верха, то исполнится сказанное Иисусом здесь слово: эта вода Слова Божиего превратится в нас в вино, то есть в великую радость! К сожалению, есть такие верующие, которые не имеют настоящей радости в Слове.
Мне очень жаль таких детей Божиих, потому что они имеют под рукой огромное сокровище, но не в сердце. Некоторые из них носят это сокровище под рукой (под мышкой) в течение всей своей жизни, но не имеют его в себе. Но в нашем тексте совершенно ясно сказано: «И наполнили их до верха».
Желательно, чтобы наш Господь Иисус наполнил всех нас этой водой Своего Слова. Он желает этого! Я желаю этого! Желаете ли и все вы этого? Если да, то я вам скажу, что глубокие познания в Слове не упадут вам просто в «подол» или на колени.
Но для этого необходимо постоянно работать со Словом и глубоко заниматься исследованием Писания. Со Словом Божиим связана большая и систематическая работа. Уже в Ветхом Завете Господь Иисус дал нам такое обещание, что за глубокие познания о нашем Боге, а для этого нужно усердно и прилежно трудиться, все искупленные получат в вечности особую награду.
Это следует из Ос.6,6: «Ибо Я милости хочу, а не жертвы, и Боговедения более, нежели всесожжений». Хотя рассмотрение темы «Иисус – Пастырь» мы практически закончили, но я, в заключение пастырского служения нашего Господа Иисуса ещё хочу добавить, чтобы наглядней показать глубину и важность Жертвы Иисуса на Голгофском кресте для всех людей мира сего, приведу многим известное свидетельство под названием «Жизнь за жизнь». Но это мы продолжим в следующий раз.