Сватовство Невесты, часть вторая
Мир вам дорогие слушатели и читатели наших проповедей. Продолжаем рассмотрение темы «Сватовство Невесты». Сегодня вторая часть.
Приём вербовщика невесты
Стих 31 При встрече у источника Лаван приглашает раба Авраама, говоря: «войди, благословенный Господом; зачем ты стоишь вне? я приготовил дом и место для верблюдов». Дорогие братья и сёстры, это такие слова, которые человек никогда не может от себя сказать. То, что Святой Дух прообразно нам здесь рисует, является готовностью наших сердец впустить Господа Славы в наши сердца! Поэтому рассмотрим слова Лавана по порядку. Прежде всего, напоминаю, что в вербовщике невесты Елиезере мы с точки зрения Нового Завета прообразно видим Святого Духа.
При этом необходимо понять, что каждый человек, который сегодня желает спастись для жизни вечной должен в духе встретиться со Святым Духом. Как это происходит? Во-первых, вы должны знать, что «привратником» во время благодати является Небесный Отец.
Об этом мы читаем в Ин.6,44: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня».
Тех людей, которых Отец привлекает к Сыну, чтобы Сын их спас, Он привлекает через Святого Духа. Это значит, что для привлечения людей к Сыну, Отец использует Святого Духа. Так что вербовку невесты, в конечном счёте, ведёт всё же Отец.
Это я вам поясняю, чтобы вы тонкости отношений в Святом Триединстве знали. Теперь мы с вами знаем, что по заданию Небесного Отца вербовщиком невесты является Святой Дух.
По заданию Отца, Святой Дух во всём смирении ходит за каждым человеком, которого Бог предузнал до основания мира и незаметно для нас воздействует на наши сердца и наше сознание. В этом и заключается вербовка невесты.
В определённое время жизни человек невидимо встречается со Святым Духом. Поэтому, эту встречу мы символично видим в том, что Ревекка и Лаван бежали к Елиезеру, что соответствует Ветхому Завету. Конечно, Елиезер пришёл издалека.
Для нас это соответствует откровению Божиего Сына в плоти, посланного от Отца; а затем и излиянию Отцом Святого Духа. Со стороны человека налицо должно быть твёрдое желание встретиться с Богом. Да, мы от всего сердца должны желать спастись для жизни вечной. Поэтому мы видим эту искренность в обращении Лавана: «войди, благословенный Господом».
Это приглашение находится вне ожидания, что Елиезер может не придти. Потому что в стихе 23 воля Елиезера была оглашена: «есть ли в доме отца твоего место нам ночевать?» Именно в этом заключается сегодня воля Небесного Отца, как об этом пишет Пётр, 2Пет.3,9:
«Не медлит Господь исполнением обетования, как некоторые почитают то медлением; но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию».
«Войди,..» приглашает Лаван Елиезера. Так должен каждый разумный и уважающий себя человек приглашать сегодня Иисуса Христа в своё сердце, а через Него – Святого Духа. Затем следует титул: «благословенный Господом!».
И действительно, вербовщики невесты являются по заданию Небесного Отца благословенными Иеговы. Точно так, как здесь был принял Елиезер, посланный отцом Авраамом, так был принят и сам отец веры, Авраам.
Кто сегодня принимает посланников Небесного Отца, тот принимает и Самого Отца, Мтф.25,40: «И Царь скажет им в ответ: истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне».
Затем Елиезеру говорят: «зачем ты стоишь вне?» Богу положено место в сердцах людей, где Он Один желает господствовать или управлять. Об этом Иисус говорит в Ин.14,23: «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим».
Но как горек тот факт, когда Господь Иисус стоит вне, как у Лаодикии. Так как они обогатились из других источников, то они в чём больше не нуждались; даже в том, что Бог им предлагал, Отк.3,17: «Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен, и жалок, и нищ, и слеп, и наг».
У таких людей Господь Иисус стоит вне, но стучит ещё, чтобы Его впустили, Отк.3,20: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною».
Как это ужасно для таких людей! А далее Лаван говорит: «я приготовил дом…», то есть всё убрал, почистил и навёл полный порядок! Как милы и полны готовности слова Лавана. Для пришествия вербовщика невесты его дом был убран.
Для уборки дома требуется нашего собственного хотения и желания и личной готовности. Наш дом (наше сердце) мы должны сами убирать, как это в духе и следует понимать. В стихе 31, как я выше отметил, Лаван говорит: «я приготовил дом…».
Лаван ещё не знал главную причину посещения Елиезера. К этой общей ситуации подходит и слово «гостеприимство». Возможность убрать дом и украсить его для нашего Господа Иисуса, а также для злого, лежит в наших руках.
Об этом мы читаем в Мтф.12,44-45: «тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел. И, придя, находит его незанятым, выметенным и убранным; 45 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого. Так будет и с этим злым родом».
В заключение Лаван говорит: «и место для верблюдов». Хотя смысл, заключённый в верблюдах я более подробно объясню в конце этой темы, но для лучшего понимания предстоящих событий я коротко сейчас об этом скажу.
Авраам, отец веры, является инициатором этой экскурсии с целью вербовке невесты. С этой целью и вербовщик невесты следовало привести в действие. С ним идут также ещё сопровождающие мужчины (ст.32).
При достижении успеха и невесту необходимо взять с собой в обратный путь. Кроме всего этого верблюды должны были нести продовольствие и корм для верблюдов; а также подарки и другие ценные вещи.
Всё это должны было свершиться по Божией воле. Чтобы всё это организовать и осуществить понадобились верблюды, которые в конечном результате должны были привести Ревекку в обетованную землю.
Без верблюдов это мероприятие невозможно было осуществить. Но то, что с человеческой точки зрения приведёт нас к цели, является наша вера! Поэтому верблюды символично указывают на нашу веру.
И если Лаван говорит: «и место для верблюдов», то это означает: «у нас есть место для веры!» В доме Лавана было столько веры, что в ст.61 мы читаем о том, как Ревекка со своей служанкой сели на верблюдов, чтобы следовать за Елиезером, вербовщиком невесты.
Непосредственно после приглашения Елиезера «войди!» мы в стихе 32 видим, как он приходит в дом. Немедленно начинается общение, которое находит своё выражение в следующем: верблюдов приводят на положенное место и обеспечены кормом, Елиезеру и сопровождавшим его мужчинам моют ноги.
Это значит: как только входит Святой Дух, так сразу приходит и Божий свет, и мы познаём, что следует привести в порядок. Это мы видим в омовении ног. Лишь после того, как это свершилось, может следовать стих 33 с образом глубокого общения, что мы видим в еде.
Как мы знаем, во время закона евреи не имели права сидеть с язычниками за одним столом и кушать. Общение с нечистыми было для Израильтян большим грехом перед Богом, ибо принадлежность Израиля Богу была бы при этом сильно повреждена.
Даже апостол Пётр ссылается на это в Д.Ап.10,28: «И сказал им: вы знаете, что Иудею возбранено сообщаться или сближаться с иноплеменником; но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым».
А есть с иноплеменником являлось ещё большим злом, чем иметь просто общение. И ещё худшим злом является во время благодати такое явление, если погибшие грешники, ложно выдавая себя детьми Божиими, принимают участие в вечере воспоминания, чтобы иметь общение с кровью Христа и с телом Христа (1Кор.10,16).
Но в нашем тексте вербовщик невесты не желает наслаждаться общением в этом доме до выяснения задания каждого из них, и до того пока он не расскажет цель своего посещения. Слова Елиезера являются словами отца веры, Авраама.
Точно так и Святой Дух не говорит от себя, как читаем в Ин.16,13: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам».
То, что Святой Дух слышит, он слышит у Небесного Отца и у Сына Его. Все прообразы очень точно нацелены в Святом Духе на конечное исполнение.
Речь вербовщика невесты
Просто поразительно, как всё сообщение Елиезера вращается вокруг отца веры, Авраама и его сына, Исаака. Его сообщение начинается со слова «Ja», что соответствует выражению «я есмь».
При этом напоминаю вам о том, что в Евангелии от Иоанна Господь Иисус семь раз говорит о Себе «Я есмь». Для повторения напомню вам эти места: Ин.6,35.48 «Я есмь хлеб жизни»; Ин.8,12 «Я свет миру»; Ин.10,9 «Я есмь дверь»; Ин.10,14 «Я есмь пастырь добрый»; Ин.11,25 «Я есмь воскресение»; Ин.14,6 «Я есмь путь и истина и жизнь»; Ин.15,1 «Я есмь истинная виноградная лоза».
Хотя речь Елиезера начинается со слова «я есмь», что является однозначным указанием на Святого Духа – третьей личности полноты Божества (Триединства), прообразом которого является Елиезер.
Но о своём подчинении (субординации) Елиезер сообщает в продолжении своей речи: «я раб Авраамов». О себе ему не о чём говорить, иначе задание не было бы выполнено в послушании. Но одновременно мы познаём кое-что о вере послушания Авраама: как его духовная сущность воздействовала на его ближних.
Как это было возможно, что своё хождение Елиезер совершал в духе, не имея в себе Святого Духа? Как велик наш Бог на небесах!
Елиезер говорит: «Иегова весьма благословил господина моего». Должно быть, что для Елиезера было великой радостью говорить о своём господине Аврааме, как о весьма благословенном.
Если мы присмотримся к сегодняшним верующим, то нам бросается в глаза, что в отношении других детей Божиих они часто говорят о негативном. При всём этом они видят себя в своём грехе перед другими ещё очень важными.
Такие симптомы являются признаками отпадения. Кто говорит о спасённых только негативное, тот не может ничего позитивного сказать и о Господе Иисусе!
Стих 35: Далее Елиезер сообщает в доме Вафуила и Лавана о благословении своего господина Авраама: о количестве мелкого скота и крупного скота, о серебре и золоте, о рабах и рабынях, о верблюдах и ослах. Всё это возвеличило Авраама в благословении Иеговы.
Стих 36: Затем Елиезер сообщает как Сара, когда она уже состарилась, родила сына. Он буквально говорит: «Сара… родила господину моему сына». Исаак, на основании своего сверхъестественного рождения (в преклонной старости родителей) является прообразом Сына Божиего, о Котором в Пс.2,7 сказано: «возвещу определение: Господь сказал Мне: Ты Сын Мой; Я ныне родил Тебя».
Ибо и рождение Божиего Сына Иисус Христа в плоти является сверхестественным рождением. Затем Елиезер говорит: «которому он дал всё, что у него». И этим высказыванием Елиезера Святой Дух напоминает о сообщении Нового Завета, где читаем в Ин.3,35: «Отец любит Сына и все дал в руку Его».
Теперь Елиезер рассказывает всё событие, как мы его рассмотрели в стихах 37-38. Он говорит: «И взял с меня клятву господин мой…». При этом речь шла о происхождении жены Исаака, о чём сообщалось в ст.3.
Стихи 39-41: Но что произойдёт, если женщина не последует за мной? Тогда Авраам отвечает ему: «Господь, перед лицем Которого я хожу, пошлёт с тобою Ангела Своего…». Нам бросается в глаза, как Елиезер постоянно говорит о Аврааме, как о своём господине.
Должно быть отец веры Авраам был сильной личностью. Все люди, и их было немало, которые принадлежали к хозяйству Авраама, находились в вере и послушании. Не зря сообщает нам Святой Дух в Новом Завете через апостола в 1Пет.3,6:
«Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы — дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха».
Хотя сегодня мы живём уже не в Ветхом Завете, но и Новый Завет установил для верующих новый образ отношений между собой, которые в последнее время перед пришествием Господа Иисуса едва ещё соблюдаются.
Дух последнего времени, дух антихриста, увлёк с собой и спасённых. Но если Авраам сказал о том, что для этого путешествия Иегова пошлёт с Елиезером «Ангела Своего», то эти слова исходили из глубины его веры.
Заметим себе на этом месте: если Писание говорит не просто об ангеле, а о «Его Ангеле», то в «Ангеле Иеговы» мы должны видеть Иисуса Христа. Вся история людей в Ветхом и Новом Завете находится в руках нашего Господа Иисуса. (Подробно я об этом говорил в проповеди: «Иегова – имя откровения Иисуса в Ветхом Завете»).
Это высказывание соответствует стиху 7. А в конце стиха 41 читаем о словах Авраама: «и если они (родственники Авраама) не дадут тебе (невесту), то будешь свободен от клятвы моей».
Об этом сообщается и в стихе 8. Задание Елиезера, вербовщика невесты, практически там кончается, где находятся родственники Авраама, которым Елиезер сообщил добрую весть отца веры.
Вербовщик невесты у источника воды
Для большинства верующих история Ревекки доставляет большое наслаждение и сердечную радость. В этой истории мы можем очень многому научиться, так как наставления очень богаты содержанием. Теперь Елиезер у цели, у источника перед городом, рассказывает всё событие.
Стих 42 Он говорит: «И пришёл я ныне к источнику». Прежде чем идти дальше, мы обсудим сначала источник. Елиезер, вербовщик невесты, преодолел на верблюдах вместе со своими спутниками длинный и изнурительный путь.
Наконец, измождённые, они пришли к цели. Прежде, чем войти в город, чтобы осведомиться о доме Вафуила, они остановились у источника перед входом в город. Они хотели как для собственного освежения попить воды, а также напоить верблюдов.
Но так как у них не было посуды для черпания воды, то они стали ждать вечера, так как по обычаю, как читаем в стихе 11, женщины выходят черпать воду. У источника они, то есть Елиезер со своими спутниками ожидают воду.
Прохладную, прозрачную, чистую воду, о которой Слово Божие во многих местах говорит, как о «живой воде» или «воде жизни». Об этом мы читаем в Быт.26,19: «И копали рабы Исааковы в долине и нашли там колодезь воды живой».
Вопрос о «живой воде» я подробно осветил в проповеди «Колодцы». А сейчас рекомендую прочесть по этому вопросу следующие места Писания: Лев.14,5.50; 14,6.51; 15,13; Чис.19,17; П.Пес.4,15; Иер.2,13; Зах.14,8; Ин.4,10.11; 7,38.
А теперь мы задаём себе вопрос: «что такое живая вода?». Живой водой можно назвать чистую ключевую воду, но не воду из высеченных водоёмов, в которых нет проточной воды. А также вода не из таких источников, в которых собирается дождевая вода.
Хорошим примером сравнения живой воды с застоявшейся водой в водоёмах мы имеем в Иер.2,13: «Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды».
Из этого стиха видно, что смысл «живой воды» находится в духовной области. Поэтому согласно Еф.5,25 вода является прообразом Слова Божиего: «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, 26 чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова».
Как вода, так и Слово Божие живое, как читаем в 1Пет.1,23: «как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живаго и пребывающего вовек».
Как Елиезер освежил и укрепил свою плоть у источника с живой водой, так и Давид, муж по сердцу Бога, говорит в Пс.22 о тихой воде, к которой Господь его ведёт, Пс.22,2: «Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим».
В этом мы видим материальные благословения Израиля в Ветхом Завете. А в следующем стихе Давид познаёт радость и наслаждение в освежении своей души посредством «живого Слова», Пс.22,3: «подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего».
В заключение Святой Дух говорит об уставшем паломнике, находящемуся в пути в небесную родину, о чём читаем в Отк.21,6: «И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой».
Именно в этом месте мы видим Елиезера, который телесно освежается водой источника, и в духовном смысле освежается этой «живой водой» в связи со Словом жизни. Ибо согласно стиху 42 мы видим его в молитве перед Богом, где он говорит: «Господи, Боже господина моего Авраама! Если Ты счастье дашь (благоустроишь) на моём пути, который я совершаю!».
Для вербовщика невесты самым важным являлась не охрана Бога на длинном и опасном пути. «Счастье», о котором он упоминает в своей молитве, он связывает с тем, чтобы найти девицу. Это говорит о высокой ответственности Елиезера в отношении исполнения задания его господина Авраама!
Стих 43: В своей молитве Елиезер дальше говорит Господу: «вот, я стою у источника воды…». Этим местом у источника является не только местом для Елиезера, но и нашим местом, где находится источник жизни, Иисус Христос!
Но, к великому сожалению, многие дети Божии с большими проблемами жизни не пребывают у источника «живой воды». Тогда они кричат от жажды и страдают даже тогда, если Господь Иисус сказал, Ин.4,14:
«а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».
С Господом Иисусом мы должны на том месте говорить и просить Его, где он Сам находится. Если мы будем Его просить вне общения с Ним, не у источника «живой воды», то не пребываем в Его обетовании.
Наш Небесный Отец будет бесконечно радоваться, если наше свидетельство будет истинным и мы можем сказать: «Смотри, дорогой Господь Иисус, я стою у источника воды, благослови меня и дай успеха в служении во имя Твоё.
Елиезер молился не для собственного дела, так как твёрдо осознавал, что он стоит здесь по заданию своего господина. Поэтому и наши пути должны быть путями нашего Господа Иисуса, чтобы мы постоянно осознавали, что являемся Его посланниками,
как читаем во 2Кор.5,20: «Итак мы — посланники от имени Христова, и как бы Сам Бог увещевает через нас; от имени Христова просим: примиритесь с Богом».
Стих 44: Самым ответственным моментом в молитве Елиезера является часть из стиха 43 и стих 44, где он в вере просит Бога о девице, за которую он просит для сына господина его, Быт.24,43-44:
«…девица, которая выйдет почерпать, и которой я скажу: дай мне испить немного из кувшина твоего, 44 и которая скажет мне: «и ты пей, и верблюдам твоим я начерпаю» — вот жена, которую Господь назначил сыну господина моего».
Стих 45: «Ещё не перестал я говорить в уме моём, и вот, вышла Ревекка…». Так быстро и точно ответил Бог на молитву Елиезера. От стиха 45 по 48 стих следуют события, как мы обсудили их выше в стихах 43-44. На этом сегодня заканчиваем, продолжим в следующий раз.