Немощи, часть вторая
Мир вам дорогие слушатели и читатели наших проповедей. Продолжаем рассмотрение темы «Немощи». Сегодня вторая, заключительная часть. Теперь мы переходим к следующему отрезку нашей темы, который я назвал: Бог делает нас немощными.Для этого мы прочтём с вами текст из 2Кор.13,4: «Ибо, хотя Он и распят в немощи, но жив силою Божиею; и мы также, [хотя] немощны в Нем, но будем живы с Ним силою Божиею в вас».
Прежде чем пришёл триумф, то есть, победа воскресения, мы видим в Иисусе абсолютную немощь! А прежде чем могла действовать Божия сила, мы видим смерть. Именно так обстоит дело и у нас.
До тех пор, пока мы божественным образом не осознаем нашу немощь, до тех пор невозможна жизнь в Божией силе. Я убеждён в том, что мы должны быть сокрушены, прежде чем в наших сердцах мы можем как апостол Павел сказать: «ибо, когда я немощен, тогда силён».
В стихе 10 нашего главного текста (2Кор.12,10) апостол Павел говорит: «Посему я благодушествую (иметь радость, быт в хорошем нестроении), в немощах, в поношениях, в нуждах, в гонениях, в боязнях за Христа…».
Как Павел пришёл к тому, чтобы такое сказать? Он пришёл к сокрушению. Не к такому сокрушению, как мы это чаще всего понимаем или думаем. Наше мнение по этому вопросу можно так выразить:
«дорогой Господь Иисус, уже давно следовало, чтобы Ты ему (ей) показал, где находятся его границы, чтобы Ты взял его на воспитание». Такие заявления можно часто слышать. Особенно в молитвах, когда братья и сёстры молятся за других, можно слышать такое: «Господи, сокруши его!»
При этом следует таких детей Божиих спросить: молились ли они за себя уже с такой же страстностью? Часто это такое сокрушение, которое ведёт к разрушению. И не то, что Господь желает и от нас ожидает. Господь Иисус желает нам показать, кем мы являемся, чтобы нас исцелить.
Ещё раз вернёмся к тому, что апостол Павел говорит в стихе 10 нашего главного текста (2Кор.12,10) и хорошо поразмыслим над его содержанием: «посему я благодушествую (радуюсь) в немощах…» и во всём, что там перечисляется.
Всё, что там перечисляется, не является такими понятиями, в которых мы радуемся, которые прекрасны. В этом месте Библии не написаны какие-либо благочестивые слова, которые кто-то просто придумал, потому что они так хорошо звучат.
Но это такие вещи, которые Павел испытал в своей жизни. Всё это является его опытом в общении со Христом. Это была его внутренняя сущность, которую он пережил с Господом Иисусом. Как выглядит в этом вопросе у нас, если мы по-порядку рассмотрим эти пункты, которые перечислены в стихе 10?
Не мучительны ли для нас эти немощи? Не чувствуем ли мы, что на основании наших немощей мы каким-то образом отданы на произвол? Если нас поносят за Христа, то не является ли это часто причиной, чтобы больше не свидетельствовать о Господе Иисусе, так как мы боимся ещё раз такое пережить?
А что можно сказать о нуждах? Не впадаем ли мы в отчаяние и ожесточение, если попадаем в глубокие нужды? В нашем тексте говорится также о гонениях за Христа. В отношении гонений христианам Запада можно задать откровенный вопрос:
«сколько детей Божиих находились бы ещё на служении Господу Иисусу, если бы мы испытывали настоящие гонения?» Наш покойный брат Вернер Бергманн сказал однажды по этому вопросу: «если бы коммунисты пришли сегодня в наше собрание, как они это делали в бывшем СССР, то из 300 членов едва ли осталось два десятка!»
Боязни. Знаем ли мы вообще, что такое «боязни за Христа»? Если мы пройдём по всем этим пунктам, о которых Павел говорит, что на основании действия Божией милости он имел в них радость.
Но нам он даёт понять, как ужасно мы ещё высокомерны в наших сердцах, как мы ещё в себе сильны, и как сильно жизнь веры у многих детей Божии направлена на исполнение личных целей и удобство.
Многие считают хорошим достижением в своей жизни веры быть немного набожным. Для достижения собственной цели многие находятся в таком состоянии, чтобы многое использовать, на что таких людей мы иногда считаем даже неспособными.
По меньшей мере, мы немощны в грехах. Мы постоянно впадаем в определённые грехи и уступаем этим грехам. Но в первую очередь это не является немощью, которую имеет ввиду Павел, если он говорит: «когда я немощен, тогда силён».
Но в Своей бесконечной любви Господь Иисус часто берёт окольную дорогу через наш грех, чтобы мы поняли как мы немощны и в действительности научились Ему доверять. Отсюда вытекает следствие: Господь Иисус делает нас немощными.
Чтобы понять, как Господь Иисус это делает, как это происходит, рассмотрим в Библии две личности: первую в Ветхом Завете. Для этого обратимся к Д.Ап.7,22, где в одном предложении охвачена вся жизнь Моисея в Египте: «И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах».
Таким был Моисей в Египте. Конечно, жизнь Моисея отличалась не только тем, что он был героем, но его жизнь носила также отпечаток всего греховного влияния того времени. Если мы внимательно присмотримся к жизни Египтян того времени, то мы познаем, что в вопросах оккультизма, моральных и других родственных вопросах они не представляли образцовой жизни.
Тем более, среди персонала двора фараона, к которым относился и Моисей. Он полностью наслаждался этой жизнью двора. Моисей был известным и мощным человеком в Египте. Вся его жизнь носила отпечаток существа Египта. О его характере мы можем судить по его поступку, когда он, заступаясь за Израильтянина, в своём гневе убил Египтянина.
В этом мы видим образ, как Моисей привык жить. Мы могли бы подумать: быть может, Моисей кое-чему в Египте научился, в чём он, как водитель Израиля, мог хорошо воспользоваться?
Но если мы этот вопрос в Библии рассмотрим, то увидим, что с точки зрения Господа Иисуса, не было ни одного положительного пункта в том, чему Моисей научился в Египте. Вопрос для нас гласит: почему Господь Иисус вообще отдал Моисея в руки дочери фараона со всеми этими последствиями?
Не могли Господь Иисус дать ему уплыть в его корзинке в какое-нибудь другое место? Конечно, мог, но Он не сделал этого. Мог ли Моисей избежать пребывания этих сорока лет в пустыне, если бы он родился и вырос в Израиле?
В этих сорока годах он нуждался, чтобы снова изгнать из него всё египетское влияние. Тогда почему Господь Иисус вообще пошёл этим сложным, длинным и канительным путём с Моисеем? Нельзя ли было всё это иначе сделать?
С точки зрения Библии мы можем сказать, что это был единственный путь, чтобы Моисей осознал свою немощь, чтобы ввести Божий народ в обетованную землю. Моисей знал, что это является неблагодарным заданием.
Моисей выучил и знал теперь, что доверие на собственную силу, на мудрость Египта и на всю власть, которая с этим реально связана, всё это пустое место. С помощью этой власти и силы Египтяне господствовали и создали мировую власть.
Моисей знал, что вся эта власть ровным счётом ничего. В этом мы видим то, чему Господь Иисус его научил, чтобы затем он стал «кротчайшим человеком из всех людей на земле» (Чис.12,3).
Этого Моисей никогда не достиг бы, если бы он вырос в Израиле или где-то в другом месте. Но он должен был идти этим путём; и путём греха, в котором Моисей, безусловно, тоже жил. Хотя Слово Божие не сообщает нам об этом в деталях, но всё это влияние Египта должно было привести его к этому пункту.
В конечном счёте, он должен был познать, что только Господь Иисус может вывести Израиль из Египта. Моисей познал, что для этого Господь Иисус желает использовать его в его немощи, чтобы проявить в нём Свою силу и славу.
Отсюда мы видим, как в бесконечном предвидении, любви и мудрости Господь Иисус пошёл этим путём с таким мужем, как Моисей. Господь Иисус делает и апостола Павла немощным.
Павел был однажды восхищён на третье небо, как нам об этом сообщает Писание во втором Послании Коринфянам 12,2: «знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет (в теле ли — не знаю, вне ли тела — не знаю: Бог знает) восхищен был до третьего неба».
Павел был восхищён в рай, то есть «до третьего неба». Там Господь Иисус дал ему откровения и слышал он там «неизречённые» слова, которые исполнили его глубокой радостью.
Мы понимаем, что это единственное в своём роде событие оставило или сохранило у Павла постоянное впечатление. Это мы лучше поймём, если во взаимосвязи с этими стихами прочитаем всю главу.
Господь Иисус счёл теперь нужным, в силу «чрезвычайности откровений», дать Своему ценном служителю жало в плоть, как говорит об этом Павел во 2Кор.12,7: «И чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, удручать меня, чтобы я не превозносился».
Павел, который был восхищён туда, где никто из нас никогда не был и во время нашей жизни на земле не будет там, нуждался в ангеле сатаны, так как это было единственное в своём роде событие.
Чтобы Павел не превозносился в связи с возвышенным видением, этот демон должен был его кулаками бить. Во избежание превозношения этот демон должен был Павлу помощью быть.
Даже одно то, что Господь Иисус это делает, так как могло быть, что Павел стал бы превозноситься, является ясным опровержением понимания всех тех, которые грезят или воображают, что христианин может постоянно оставаться, то есть жить в состоянии совершенства.
Поскольку Павел был восхищён в рай и слышал там неизреченные слова, то это было наивысшим, что только можно себе представить и пожелать. После всего этого Павел должен был ходить в совершенстве.
Если это соответствует действительности, что можно жить в состоянии совершенства. Он должен был быть далёк от всего земного и греховного. Но Господь Иисус заглянул в его сердце и увидел, что в Павле есть такие черты существа, на основании которых «Мой верный слуга может превознестись, если Я не буду за ним присматривать» (говорит Господь). Господь Иисус видит во всех нас такое состояние совершенно точно, потому что Он является Сердцеведцем, как читаем в Д.Ап.15,8: «и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святаго, как и нам».
Павел в этот момент ещё не превознёсся. С апостолом Павлом Господь Иисус идёт таким путём, что этот ангел бьёт его не за совершённые, собственные грехи, но из-за склонности, которая могла исходить из его плоти, но которая к этому времени ещё не обнаружена. Эти склонности следовало держать под контролем; и Господь Иисус держал их под контролем.
Это болезненное жало в плоти! По этому вопросу уже много спекулировали, что именно было этим жалом в плоти? Я не хочу к этому вопросу добавить ещё одно спекулятивное высказывание.
Мы не знаем, было ли это что-то внешнее, что он страдал от какой-то болезни, или от какой-то деформации; или это было что-то внутреннее, или комбинация из этих двух. Мы этого не знаем.
Но мы можем себе представить, если сказано, что это был ангел сатаны, который бил его кулаками. Я думаю, если нас кто-то хорошо побьёт кулаками, то это не является чем-то приятным.
Если мы себе представим, что мы беспомощны, и кто-то нас тотально расколошматит. Безусловно, что это очень болезненно. Этот факт привёл Павла к тому, чтобы сделать его в глазах людей маленьким, и в отношении его качества, как слуги Христа, по меньшей мере, внешне принизить или умалить.
Это жало в плоти противодействовало тому, чтобы через событие на третьем небе было укреплено в негативном, в том, что идёт в направлении высокомерия. Господь Иисус не исцеляет Павел, но Он говорит ему слова утешения: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи» (стих 9).
Если мы переведём на наш язык, то это можно примерно так выразить: «большего ты, Павел, не получишь». С помощь Моего доброго обращения ты должен обходиться. В большем нет нужды. В следовании за Господом Иисусом апостол Павел характеризует себя как слуга Иисуса Христа. Его связь с распятым и воскресшим Христом необъятна.
Оба, как Господь Иисус, так и Павел испытывают благодать близости Бога. В немощи Иисуса Христа на кресте Бог показывает Свою силу и Свою власть. Бог взял у смерти жало и воскресил Иисуса к новой жизни.
И Павел познал Божию силу только в своей немощи. Таким образом, успехи в действиях Павла, которые произошли через него, указывают больше на Божии действия, чем на личность самого Павла.
Многие люди, в том числе и верующие, гордятся сегодня своими успехами и достижениями и становятся при этом заносчивыми и даже надменными. При этом они забывают своего Творца, на Котором всё основано.
Они забывают о том, сколько забот Господь Иисус часто проявляет, чтобы добиться такого успеха через одного человека. Бог часто идёт с людьми очень глубокими путями. Бог даёт благословение, а затем многие превозносятся.
В этой немощи, в принятии креста, Павел может вообще переносить в собрании притеснения за Христа, поношения, нужды, преследования и боязнь, величайшее напряжение.
Сегодня это выглядит так: на основании требований на работе, в семье и в собрании от многих людей требуют больше, чем они могут дать. Люди обессиливают, и не могу больше дать. Всё становится человеку непомерно трудным: будь это на работе, дома или в собрании.
Это является выражением того, что люди не научены быть действительно немощными и полностью во всём доверяться Господу Иисусу.
Если прочесть всё то, что Павел перенёс чисто во внешних преследованиях, то мы должны обратить внимание на его замечание во втором Послании Коринфянам 11,28: «Кроме посторонних [приключений], у меня ежедневно стечение [людей], забота о всех церквах».
Это значит, что он ежедневно слышал о событиях, происходивших в собраниях. Он жаловался Тимофею, что все собрания в Азии от него отвернулись, оставили его, как читаем во 2Тим.1,15: «Ты знаешь, что все Асийские оставили меня; в числе их Фигелл и Ермоген».
До его слуха доносились, конечно, не только сообщения успеха, но и печальные (роковые) вести. Удивительно, конечно, что он не сказал однажды: «люди, оставьте меня, наконец, в покое; я уже слишком много трудился для вас и беспокоился».
Этот факт нельзя объяснить тем, что он являлся сильной человеческой личностью. Может он и был такой личностью, но его выносливость и долготерпение объясняется только Божией силой, которая в нём действовала.
Господь Иисус желает и нас сделать сильными личностями. Но при этом возникает вопрос: почему я силён? На основании моей собственной личности и на основании того, что я пережил?
Или потому, что Господь Иисус сделал меня сильным? Возможно, что с внешней стороны имеет место пересечение некоторых факторов, способствующих росту этой силы в нас, но источником является решающее, которое гласит: «ибо, когда я немощен, тогда силён».
Павел мог это сказать, потому что Господа Иисуса он познал таким, Который близок именно в нашей немощи. Павел имеет мужество и открыто говорит о своих немощах, потому что он знает: откуда он пришёл и куда он идёт.
По этой причине он выигрывает в силе. Это обстоятельство делает его единственным в своём роде апостолом и слугой Иисуса Христа.
Господь Иисус и нас призывает к тому, чтобы мы доверились Ему быть немощными. Желаем ли мы этого? По этому вопросу мы читаем в Пс.33,19: «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет».
Каким путём должен Господь Иисус с нами идти, чтобы мы стали немощными? Смиряемся ли мы «под крепкую руку Божию», если Он показывает нам путь к немощи? Или мы убегаем из школы Иисуса? Или мы должны сначала испытать то, что написано в Ис.38,17: «Вот, во благо мне была сильная горесть».
Ждём ли и мы, чтобы Господь Иисус ввёл нас в сильную горесть, чтобы сделать нас немощными? Из-за твёрдости и жёсткости наших сердец Господь Иисус вынужден, к сожалению, идти этим путём со многими детьми Божиими.
И лично я становлюсь в ряды таких детей Божиих, потому что и моё сердце не сокрушено таким образом, каким желает его видеть наш милостивый и долготерпеливый Господь Иисус. В Ис.38,17 далее читаем: «и в любви Ты избавил душу мою от рва погибели, бросил все грехи мои за хребет Свой».
Мы видим, что горечь страдания часто возникает на основании нашей собственной вины и греха, но это не является концом. Независимо от того, возникло ли это страдание, эта горесть, потому что мы согрешили.
Или потому что Господь Иисус вводит нас в обстоятельства полные нужды не на основании нашей вины; но при всём этом важно именно то, чтобы мы были готовы придти к мышлению немощи. Понимаем мы это?
Лишь тогда, когда мы станем так мыслить, то Господь Иисус может нас использовать на том месте, где мы стоим, и таким образом прославиться в нас, как это Ему угодно; чтобы Его сила стала на нас видимой.
Чтобы мы, как Павел, были на 100% уверены, что это не мы, но это был Господь Иисус! Такие слова очень легко сходят с наших уст. Но, если по отношению к себе мы будем честны, то должны признаться, что в наших сердцах это часто выглядит совершенно иначе.
Рассмотрение нашей темы я заканчиваю словами: «сеется бесславно, а воскреснет славно» (1Кор.15,43). Аминь.