Тайна Христова, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Мы с вами уже много говорили о тайнах в Писании. Я сказал одну проповедь под названием «Божии тайны» и там я перечислил тайны, о которых Святой Дух упоминает в Библии. Для сведения приведу ещё раз этот перечень тайн. Святой Дух сообщает нам о тайне премудрости, о тайне сердца, о тайне Царствия Небесного, о тайне Царствия Божия, о тайне сокровенной, о тайнах Божиих, о тайне Божией воли, о тайне Христовой, о тайне благовествования Евангелия, о тайне беззакония, о тайне веры,
о тайне семи звёзд, о тайне жены – блудницы Вавилона, о тайне сокрытой от веков и родов, о великой тайне, и о беспрекословно – великой благочестия тайне!!! Как видите, материала для исследования в отношении тайн, у нас ещё очень много.
При этом мы можем поучить великое наслаждение и радость в углублении наших познаний в вопросе Божиего плана по отношению к нам людям. И сегодня поговорим об одной из этих тайн, о которой мы уже говорили раньше, но с другой точки зрения или в другом направлении.
Я вернулся к этой теме, потому что она имеет очень глубокое значение в нашей практической повседневной жизни. Наша сегодняшняя тема называется: «Тайна Христова». Именно так используется эта формулировка в Святом Писании.
Я думаю, что сама тема, «тайна Христова», является довольно интригующей и всем нам хочется непременно заглянуть в тайну Христову и познать, что Святой Дух желает нам сегодня из этой тайны открыть.
Что мы из этой тайны познаем? Мы рассмотрим с вами главную личность этой тайны – Христа. Затем рассмотрим некоторые практические разработки этой темы, а в заключение рассмотрим значение или смысл этой тайны в отношении будущего.
Прежде всего, хочу сделать принципиальное примечание в отношении тайн, которые мы находим в Святом Писании. Тайна среди нас людей является нормальным образом таким делом, о котором никто или совсем ограниченное число людей знают. Это значит, что информация о каком-то факте является тайной.
Но не так обстоит дело в Библии. Если в Библии говорится о какой-то тайне, то это дело известно и одновременно доступно. Посредством названия этой тайны уведомляется, что дело, о котором идёт речь, раньше было неизвестно, но теперь стало явным.
В конечном счёте, все тайны Библии доступны всем людям, если человек желает их познать. О «тайне Христа» апостол Павел пишет в Еф.3,4: «то вы, читая, можете усмотреть мое разумение тайны Христовой». Это значит, что апостол Павел имел глубокое разумение в «тайне Христовой».
Возьмём этот стих за наш главный текст. Если Ефесяне, при чтении могут заметить разумение Павла о тайне Христовой, то можно исходить из того, что они сами об этом знают. В противном случае они не были бы в состоянии судить о разумении Павла в этой тайне.
Эта тайна не должна, в конечном счёте, оставаться тайной, но должна быть оглашена среди всех людей. Поэтому Павел просит Колоссян поддержать его в молитве в Кол.4,3: «Молитесь также и о нас, чтобы Бог отверз нам дверь для слова, возвещать тайну Христову, за которую я и в узах».
Эти два места Писания: Еф.3,4 и Кол.4,3 являются единственными местами, где сказано «тайна Христова»; и эти два места можно себе хорошо заметить. Если мы хотим эту тему ближе рассмотреть, то хорошо сделаем, если вернемся к истокам.
Там мы найдём и нашу тему, представленную в её основании. Ибо первый Адам является прообразом будущего. Но прежде, чем мы начнём рассмотрение нашей главной темы, я сделаю ещё одну ссылку в отношении Еф.5,32, где Павел говорит: «Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви».
Часто этот стих так понимают, что этим сообщением Павел имеет в виду отношения между Христом и Его Церковью. Следует сказать, что и об этом Павел говорит. Но при внимательном чтении мы заметим, что это выражение «Тайна сия велика» больше говорит об отношении между мужем и женой.
Хорошим примером для этого является тот факт, как наше уже существующее мнение оказывает отрицательное влияние на наше восприятие. Если я хочу приблизиться к этой тайне, смысл которой Павел расширяет, и переносит её на отношение Господа Иисуса к Церкви, то нам в этом вопросе будет большим подспорьем, если мы вернёмся к истокам. Поэтому обратимся к Быт.1,26-27.
Творение
Быт.1,26-27: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. 27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».
Библейская история творения достигла своей высшей точки в лице сотворения людей: мужчины и женщины по образу Божию. При этом акте творения следует отметить четыре пункта:
1. Из всех Божиих дел человек сотворён последним, и является поэтому, высшим Творением,
2. Только человеку Бог говорит, что он сотворён по образу Божию, по Его подобию,
3. И только тогда, когда человек, сотворённый по образу Божию, выступает на сцену Творения, то Бог говорит: «хорошо весьма» (Быт.1,31),
4. Человеку дана власть, и Бог повелевает ему владычествовать над всем Творение (Быт.1,28).
А теперь зададимся вопросом: что является смыслом и назначением человека? Во-первых, всё Творение создано Богом для человека. А поскольку человек сотворён по Божиему образу, то господство человека над Творением является ничем иным как прообразом господства Бога.
Человек получает высокий статус или положение носителя Божиего образа не для того, чтобы быть автономным, быть самостоятельным как при грехопадении, но чтобы он отображал славу своего Творца.
Намерение Бога в Творении заключалась в том, чтобы наполнить землю Божией славой. Что это именно так мы видим в Чис.14,21: «но жив Я, и славы Господней полна вся земля».
и в Ис.43,7: «каждого кто называется Моим именем, кого Я сотворил для славы Моей, образовал и устроил».
А так же в Пс.71,19: «и благословенно имя славы Его вовек, и наполнится славою Его вся земля. Аминь и аминь».
Какие принципы мы находим в Быт.1?
1. Духовный образ первого Адама – выражение господства Бога на земле,
2. В том, что Адам даёт животным имена, мы видим выражение его господства,
3. Быт.2: создание женщины из бока мужчины.
Теперь мы эти принципы углубим и посмотрим, какие выводы или заключения делает Библия из всего этого в самом начале истории человечества. Для этого обратимся к Быт.2,23: «И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женщиною, ибо взята от (от мужчины) мужа».
Я должен заметить, что в этом стихе вместо слова «жена» в еврейском оригинале стоит производное от слова мужчина. Мужчина по-еврейски пишется «иш», а жена – «иша». Авторы всех немецких переводов Библии написали вместо слова «жена» «Männin». А «Mann» означает муж.
Бог сотворил Еву и представил её Адаму. Поэтому Адам не имел проблем в вопросе избрания партнера: «на ком же мне жениться?» Этот вопрос он себе не ставить. Налицо была лишь одна женщина. Но он восторгался ею: «вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женщиной, ибо взята от мужчины».
А теперь обращаю ваше внимание на заключение, о котором читаем в ст.24: «Поэтому оставит мужчина отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть».
Этот стих звучит немного странно, потому что здесь читаем: «Поэтому оставит мужчина…» Заметьте себе слово «поэтому». Потому что Бог сотворил их друг для друга, «поэтому оставит мужчина отца своего и мать свою, и прилепится к жене своей; и будут одна плоть».
Многие говорят: «этот стих выглядит как анахронизм, как пережиток, потому что Адам не имел ни отца, ни матери, поэтому он и не мог их оставить. Этот стих не подходит к этой истории». Но Библия показывает нам здесь что-то очень интересное: она вставляет в сообщение о творении этот принцип порядка творения в отношении брака.
Святой Дух желает нам объяснить, что брак, а именно то, что Бог вложил в брак, непосредственно связано с Творением мужчины и женщины. Нет сомнения в том, что Бог сотворил для нас людей самое лучшее.
Новыми формами совместной жизни, или ещё каким-то другим путём, как это сейчас многие пытаются достичь путём развода с партнёром жизни, человек не может улучшить брак! Семью создал Бог! Это Божий подарок, который является примером для всех нас.
И если мы это всерьёз примем, тогда Бог нас благословит. А где человек это отклоняет, и обойдёт брак стороной, думает, что он лучше может это сделать, чем Бог, тот понесёт большой ущерб в своей жизни.
Поэтому в Церкви Иисуса так принято, чтобы мы крепко держались за брак. Поэтому мы категорически отклоняем всевозможные внебрачные отношения между мужчинами и женщинами. В Церкви Иисуса нет гражданских браков!
Нет таких обычаев, чтобы молодые и даже более пожилые люди, без бракосочетания жили вместе, чтобы испытать, смогут ли они вместе жить, подходят ли они друг ко другу, испытывают совместимость, как они говорят. Церковь Иисуса такого не знает!
Но в отношении брака мы должны и желаем следовать за Божиими намерениями, мы должны признать и принять то, что Бог для нас создал. Следовательно, настоящий, данный от Бога брак, заключается в том, чтобы мужчины и женщины совершали бракосочетание.
Чтобы они принадлежали друг другу, чтобы эта брачная связь оставалась прочной, пока смерть их не разлучит. Библия не говорит, что все браки будут постоянно счастливыми. Она не говорит о том, что между супругами не возникнут проблемы.
Библия проявляет по этому вопросу абсолютную реальность. Но наш верный Господь Иисус даёт нам предпосылки (условия), чтобы мы могли справиться с проблемами и всевозможным вызовами, которые возникают на длинном пути нашей жизни.
Господь Иисус желает нас благословлять. В этом я твёрдо уверен. Это благословение получит каждый христианин, который будет стремиться к этому духовному браку. Иногда бывает, что из неверующих семей приходят верующие молодые люди.
В этих семьях наблюдались вначале крепкие раздоры между верующим членом этой семьи и неверующими родителями, которые считают путь следования за Иисусом неверным. Но когда такой верующий сын или верующая дочь образуют настоящую христианскую семью, то и неверующие родители замечают большую разницу.
Если они даже категорически отклоняли веру в Господа Иисуса, если они не хотели, чтобы их дети следовали за Иисусом, то они, тем не менее, вынуждены признать, что для этого нет причины, нет выбора между двумя возможностями.
Они должны признать, что Господь Иисус действительно благословляет браки верующих, тогда как в неверующих семьях Божие благословение явно отсутствует. Это является мощным свидетельством в сегодняшнем мире, если и мы стремимся к тому, чтобы в наших семьях Божий план находил своё исполнение.
Я бы сказал, что попытка людей собственными силами улучшить брак – это является живым свидетельством того, что человек не может улучшить Божий образ. В Быт.2,20 мы читаем о сотворении Богом человека и о том, что человек даёт животным имена. Это значит, что он господствует над ними.
Человек имеет в Творении преимущественное положение. Но в стихе 20 сказано: «но для человека не нашлось помощника, подобного ему». Животные не были равноценными Адаму, но находились в его подчинении. Он являлся венцом Творения.
Недоставало того, кто мог бы Адаму соответствовать. Поэтому Бог создал из его ребра женщину и привёл её к нему. В Быт.2,23 Адам говорит: «…вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женщиной (Männin), ибо взята от мужчины».
Адам находит в Еве настоящее противопоставление. Бог создал ему жену, как равноценное противопоставление. А Святой Дух объясняет нам уже в Быт.1,27: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их».
Оба: мужчина и женщина сотворены по образу Божию. Отсюда мы видим, с каким достоинством Бог обращается с человеком. Бог приводи всех животных к человеку, чтобы увидеть, как он их назовёт. В этом находится выражение господства.
Человек определяет имя каждого животного. Это было Божиим намерением, чтобы Его господство на земле было выражено или осуществлено посредством господства первого Адама в том, что на основании назначения имени каждому животному, он должен был над ними господствовать.
Женщина создана ребра, взятого из бока Адама. В этом мы прообразно видим Христа и Его Церковь. Но это мы познаём только на основании Нового Завета. Но Божие Творение не долго оставалось без отрицательного влияния. На мировой сцене возник змей и искушал женщину.
Смысл или ядро искушения находился не в съеденном плоде, что Бог запретил, но находится в обмане в отношении характера Бога: «но знает Бог, что в день…». Другими словами мы можем сказать: «Бог не всё вам позволяет, Он вам кое в чём отказывает».
Последствия грехопадения очень многогранны. Бог вынужден был принять меры. В трёх аспектах Бог произнёс суд над змеем: 1. проклят ты, 2. будешь ходить на чреве, 3. вражду положу (Быт.3,14-15).
В трёх аспектах объявил Бог суд над женщиной, читаем в Быт.3,16: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою».
1. В болезни будешь рождать,
2. господство мужа над тобою,
3. влечение = желание определять!
Итак, из принципа жить вместе, жить друг для друга в соответствии с порядком Творения получилось теперь отношение, насыщенное напряжением. Муж господствует над своей женой, но её влечение – к мужу. Её влечением стало занять позицию мужа, завладеть водительством и контролем в браке и во всей семье. Таким образом, возникла борьба в отношении влияния внутри семьи, внутри брака.
Часто это место Писания так понимают и толкуют, что под «влечением» жены к мужу имеется ввиду её естественное влечение к мужчине. Но в таком толковании нет смысла, потому что эти слова Бога в отношении Евы были словами суда.
Такое же применение этого слова «влечение» в смысле определять или желать властвовать, мы находим в Быт.4,7: «если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечет тебя к себе, но ты господствуй над ним».
В этом стихе говорится о Каине, который убил своего брата. Бог, зная замысел Каина, говорит ему: «твой замысел, убить твоего брата, лежит у твоих дверей; и этот грех влечёт тебя к тому, чтобы совершить твой замысел; но ты должен господствовать над этим грехом».
И по отношению к мужчине (к Адаму) Бог огласил слова суда в трёх аспектах:
1. «проклята земля за тебя; со скорбию будешь питаться от неё во все дни жизни твоей. Терние и волчцы произрастит она тебе» (изменение образа заготовки)
2. «…и будешь питаться полевою травою» (изменение источника питания).
3. «В поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю» (изменение приёма пищи и продолжительности жизни).
Славное и великое в деле Христа заключается в том, что через это дело Бог снова восстановил для нас христиан порядок Творения. Но Бог пошёл ещё дальше! Конечно, некоторые аспекты этого порядка совершатся только в будущем: как например избавление от нашей плоти, или упразднение проклятия, что касается земли. Упразднение проклятия земли произойдёт только в 1000 летнем Царствии.
Но есть и такие вещи, которые Иисус Христос для нас восстановил, которые уже теперь имеются налицо. Особенно это касается образа и характера совместной жизни мужчины и женщины. Вследствие грехопадения эта сторона жизни претерпела глубокое и продолжительное отрицательное изменение.
Брак превратился в исполненную напряжения жизнь. Обратимся по этому вопросу к Еф.5,21-24: «повинуясь друг другу в страхе Божием. 22 Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, 23 потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. 24 Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем».
Тему этого отрезка Писания следует рассматривать в своём контексте. То есть следует взять во внимание предшествующую тему, о которой апостол Павел говорил по отношению к Ефесянам: стать похожим на Христа.
Высказывания, которые мы прочитали в Еф.5,21-24, лишь тогда могут быть правильно размещены, если мы расположим их впереди выше рассмотренной темы. А это гласит: стать похожими на Христа. Стать похожими на Христа является наилучшей подготовкой для брака.
Но этот отрезок Писания, к сожалению, часто применяется с той целью, чтобы проиллюстрировать, что муж имеет в семье право голоса, а именно в том смысле, что он имеет право осуществлять произвол. Для этого мы должны сначала поставить основополагающий вопрос: что означает быть главой? Это следует выяснить. На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.