Самсон-назорей, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! В отношении судьи Израиля Самсона имеется много толкований. И я уже говорил о Самсоне в проповеди «Самсон». Но сегодня я предлагаю вам другой вариант толкования в отношении судьи Самсона под названием «Самсон-назорей».Сегодня мы рассмотрим Самсона с другой точки зрения. Историю о судье Израиля Самсоне можно прочесть в книге Судей в главах: 13-16. Но для нашей сегодняшней проповеди возьмём стихи 3-5 из главы 13:
«И явился Ангел Господень жене (Маноя)и сказал ей: вот, ты неплодна и не рождаешь; но зачнешь, и родишь сына; 4 итак берегись, не пей вина и сикера, и не ешь ничего нечистого;
5 ибо вот, ты зачнешь и родишь сына, и бритва не коснется головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий, и он начнет спасать Израиля от руки Филистимлян».
В Ангеле Господнем, как и во всём Ветхом Завете, мы видим здесь Господа Иисуса.
Прежде всего, заостряю ваше внимание на следующем факте: чем выше потенциал, тем выше и возможная потеря. Чем выше наши ожидания, тем глубже может быть и падение. Никто из библейских личностей не был рождён с более высоким потенциалом, чем Самсон, жизнь которого, как я выше отметил, Святой Дух осветил нам в Суд.13-16.
В личности Самсона мы имеем человека, который всё имел и всё потерял. Он был человеком, который основное время своей жизни потратил на гонку за мелочными вещами. Он прозевал непредвиденные возможности. Он был человеком контраста: с одной стороны он обладал невероятной физической силой, а с другой стороны он имел слабость к женщинам.
Он был человеком, который обладал Божиим Духом, но занимался пошлыми вещами. Он развлекался загадками и различными уловками и трюками. Короче можно сказать: он был человеком, который имел много мускулов и очень мало ума.
Однако, что сделало Самсона кандидатом для успеха? Какая тайна окружала его? Писание сообщает нам, что с точки зрения Бога Израиль делал злое, как читаем в Суд.13,1: «Сыны Израилевы продолжали делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Филистимлян на сорок лет».
Но в этот раз Израиль не взывал даже к Господу о помощи, об избавителе. Израильтяне находились под влиянием языческого идолопоклонства. Они были пронизаны корыстолюбием и запрещёнными связями с языческими народами. Они брали себе в жёны языческих женщин.
Из истории Самсона мы извлекаем только одно: люди не учатся из истории. Хотя Израиль и не обращался к Богу за помощью, но в Своей суверенности Бог решил принять меры. Против внешних врагов со стороны Израиля не наблюдалось национального пробуждения, а Самсон действовал в этой ситуации постоянно один.
На его стороне мы не видим ни одного Израильтянина. А так как не было национального покаяния, то не было и национального освобождения. Самсон был человеком спектакля или просто хвастуном. Но при чтении этой истории мы имеем глубокое впечатление о возможностях, которые Самсон имел.
Для рождения необыкновенного ребёнка, который должен был стать освободителем, Бог избрал из Израильтян обыкновенную семью. Два факта сделали его рождение необыкновенным. Во-первых, он был подарен одной супружеской паре, которая до этого не могла получить ребёнка.
Со времени обетования, согласно Быт.3,15 избавитель был связан с семенем женщины. Не иметь детей, рассматривалось для израильской женщины проклятием со стороны Бога. Хотя Бог этого никогда не говорил, но так рассматривали себя супружеские пары, которые не имели детей.
И вот этой супружеской паре явился Ангел Господень, чтобы им сказать, что они получат необыкновенное дитя. Чтобы познать, какие привилегии имел Самсон, мы должны взять во внимание тот факт, что в Святом Писании Ангел лишь четыре раза объявляет о рождении ребёнка.
1. Саре было сказано, что она родит ребёнка в своём преклонном возрасте. На основании этого Божиего обетования она родила Исаака.
2. Один Ангел сказал Елисавете, что она родит ребёнка. На основании этого Божиего обетования она родила Иоанна Крестителя.
3. Естественно, мы все знаем историю Марии, матери Иисуса, которую посетил Архангел Гавриил с известием, что она родит особенного ребёнка.
4. Таким образом, Самсон был представителем великолепного общества. И как мы в нашем главном тексте прочитали, известие о рождении Самсона сообщил жене Маноя Ангел Господень, что являлось откровением Самого Господа Иисуса.
Когда явился Ангел Господень, Маной пожелал приготовить для Него козлёнка, но Ангел отклонил это приглашение. Маной осведомился об имени Ангела, но тот ответил: «оно чудно».
Когда Маной принёс Богу жертву, то он и его жена увидели чудо, как читаем в стихе 20, гл.13: «Когда пламень стал подниматься от жертвенника к небу, Ангел Господень поднялся в пламени жертвенника. Видя это, Маной и жена его пали лицем на землю».
Маной и его жена знали теперь, что они видели Господа. Из всего этого очевидно, что Самсон был предназначен для великого дела. Самсон имел особый статус, особое положение. Согласно нашему главному тексту, он был назореем. Это обозначение происходит от еврейского слова «Nasir», что означает быть отделённым от мира сего для Господа Иисуса.
И мы, дети Божии, сегодня во время Церкви Иисуса должны учиться, что быть сильными в Господе Иисусе – заключается единственно в нашем отделении от мира сего и его дел. Каждое смешение с вещами и делами мира сего делает нас духовно немощными. Назореем мог быть любой, мужчина или женщина, которые давали особый обет служить Богу.
Из Чис.6 мы познаём, что этот обет являлся добровольным. Это был обет, обусловленный на основании веры и любви. Мужчина или женщина могли стать назореями на 6 месяцев, один год или на больший срок.
Назорейство помогало им полностью посвятить себя Господу. Такой человек обязан был полностью воздерживаться от употребления алкоголя. Нельзя было есть даже свежий виноград.
В вине ничего плохого не предусматривалось, но поскольку вино является в Библии символом радости, то Богу было угодно, чтобы такая личность жила и имела свою радость в Боге. В довершение всего, назорею было запрещено прикасаться к мертвецам.
Бог хотел показать Израильтянам, что смерть является следствием греха. Священникам также было запрещено прикасаться к мертвецам. Внешним признаком принадлежности к назореям был длинный волос, который нельзя было обрезать:
«и бритва не коснётся головы его, потому что от самого чрева младенец сей будет назорей Божий» (стих 5 нашего текста).
Обычно, как мы уже говорили, назорейство было делом добровольным. Но, читая вышеприведённый стих, мы видим, что в отличие от других назореев, Самсон стал назореем не добровольно. Самсон был назореем от рождения и до своей смерти.
Бог избрал Самсона назореем до его рождения, чтобы совершать через него великие дела. Для этой цели он был особенно оснащён Божиим Духом. Об этом мы читаем в Суд.13,24-25:
«И родила жена сына, и нарекла имя ему: Самсон. И рос младенец, и благословлял его Господь. 25 И начал Дух Господень действовать в нем в стане Дановом, между Цорою и Естаолом».
В своей деятельности, как назорей, Самсон стартовал один. Он сотнями истреблял Филистимлян, уносил их городские ворота и поджигал их хлебные поля. При чтении этих мест я всегда удивляюсь тому, как это ему удавалось.
Связать триста лис хвостами, привязывать к ним горящие факелы и пускать на хлебные поля. Он связывал их парами. Было ли это от Господа, когда Самсон триста лис, а в действительности шакалов, связывал хвостами и пускал их с горящими факелами на хлебные поля, в виноградники и оливковые (масличные) рощи?
Мы нигде не находим сообщение Библии о том, что для этого дела на Самсона сходил Дух Господень. Он действовал по отношению к Филистимлянам из мести, потому что они отдали его жену другому.
Он мстил за женщину, которую он, как Израильтянин, будучи при этом назореем, не имел право брать себе в жену. Это была чистейшая злоба, а не предписанный Господом суд над филистимлянами.
К тому же, при прикосновении к шакалам, этим нечистым животным, он ещё осквернял и сам себя. И сегодня дети Божии часто действуют равным образом недостойно, если они ведут друг против друга духовную борьбу, как читаем в Гал.5,15:
«Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом».
В этом стихе мы имеем очень серьёзное предупреждение Святого Духа, чтобы дети Божии не угрызали и не съедали друг друга. Это выглядит равносильно действиям Самсона при сжигании хлебных полей, виноградников и оливковых (масличных) садов, в которых мы видим прообразно духовные благословения. В принципе, это является стратегией сатаны.
Всегда, когда среди детей Божиих получает место дух, не соответствующий Духу Христа, а дух злобы и зависти, дух тщеславия, дети Божии будут обворованы в Божием мире. Филистимляне платили Самсону той же монетой.
Они сожгли его жену и её отца (Суд.15,6). О том, как Самсон ответил на этот поступок Филистимлян, мы читаем в Суд.15,7-8: «Самсон сказал им: хотя вы сделали это, но я отмщу вам самим и тогда только успокоюсь. 8 И перебил он им голени и бедра, и пошел и засел в ущелье скалы Етама».
Что является уроком или наставлением, которое мы можем до этого момента познать? Прежде всего, Бог готовил водителя Израиля в том, что Он подготовил родителей Самсона. Я уверен, что очень многие родители безропотно были бы готовы исполнять указания Господа Иисуса при Его откровении через Ангела Господа.
Маной знал, что его жена была в этом событии его партнёршей, единомышленницей, и что они вместе должны были учиться у Господа Иисуса. Когда жена Маноя рассказала ему об этом Ангеле, то он помолился и просил Господа, чтобы этот Ангел снова явился и дал им указания в отношении обещанного ребёнка.
Маной знал, что воспитание ребёнка является святой ответственностью. Маной говорит в Суд.13,12: «И сказал Маной: итак, если исполнится слово твое, как нам поступать с младенцем сим и что делать с ним?»
Это значит: «научи нас!». Господь Иисус может дать нам мудрости во всех вопросах нашей жизни. Приносите Ему в молитве первый шаг вашего намерения, и Он будет вести вас. Почему Ангел повелевает и матери Самсона исполнять обет назорея?
Господь Иисус знал, что Самсон нуждался в хорошем предупредительном примере. Господь Иисус знал, что в первые годы воспитания Самсона влияние матери будет на него больше, чем влияние отца.
Часто Божии намерения для наших детей определяются через наши намерения. Сильнейшая мотивация для христианской жизни ещё всегда была и остаётся христианская семья, христианский домашний очаг. Главную роль играет при этом пример отца и матери. Этот пример накладывает основной отпечаток, изменяет жизнь детей и формирует её.
Быть может, Господь Иисус формирует некоторых христианских родителей, потому что Он особым образом желает воздействовать на их детей. Заметим себе это! Когда Господь Иисус хотел подготовить братьев Веслей, чтобы через них возбудить в Англии в 18-ом столетии мощное пробуждение, то Он дал им мать – Сусанну Веслей, богобоязненную женщину.
Хотя она имела 19 детей, но каждому из них еженедельно давала духовное наставление. Господь Иисус всегда использует родителей, чтобы сформировать жизнь духовных руководителей. Но в этом заключается ещё вторая лекция.
Влияние и предупредительность родителей чаще оказывается больше, чем мы это видим со стороны детей. Но при этом следует сказать, что у богобоязненных родителей не всегда бывают богобоязненные дети. Самсон имел слабости, которые его родители не имели.
Самсон был сильным освободителем. Даже при своей смерти он истребил тысячи филистимлян. Но его жизнь была омрачена слабостью по отношению красивых женщин и любовью к пошлым вещам.
Я не думаю, что его ошибки или неудачи были неудачами его родителей. Родители находятся в ответственности, чтобы формировать своих детей, чтобы они вырастали в любви к Господу Иисусу.
Но когда дети становятся взрослыми, то вполне может случиться, что они выбирают другое направление. В таких случаях, некоторые родители чувствуют себя бесконечно виновными, когда их дети не следуют больше за Иисусом.
Они рассматривают ошибки своих детей, как свои ошибки, и укоряют себя за то, что всё же недостаточно просили у Господа Иисуса мудрости для правильного воспитания детей. Но в этом вопросе нельзя ожидать, что поведение детей исполнится по отношению к поведению родителей один к одному.
Бывает даже так, что богобоязненные родители имеют безбожных детей. А иногда мы имеем в жизни и противоположное: бывает, что богобоязненные дети выросли в безбожной семье. В конечном счёте, решающим является не то, как ты начнёшь, но важным является то, как ты закончишь.
Самсон начал великолепно, но закончил плохо. Возможно ты, дорогой слушатель, начнёшь слабо, но ты имеешь потенциал хорошо закончить Божие дело. Самсон воспользовался своими шансами, играл с любовью и, в конечном счёте, потерял всё.
Исходя из привилегированной позиции, он закончил свой путь в заключении. Сначала он убивал филистимлян, затем он служил им. Сначала он видел, а затем он стал слепым. Имя Самсон означает «маленькое солнце». С восходом солнца начинается новый день.
Но жизнь Самсона была полна множеством облаков. Самсон напоминает нам о другом освободителе. О нашем Господе Иисусе, прообраз Которого мы видим в солнце, мы читаем в Лук.1,78-79: «по глубочайшему, или по сердечному, милосердию Бога нашего, которым посетил нас Восток свыше, 79 просветить сидящих во тьме и тени смертной, направить ноги наши на путь мира».
Иисус Христос может сделать то, что Самсон не мог сделать. Он является Искупителем, Который привёл нас из тьмы к свету. В Святом Писании Самсон отличается особой характеристикой. О нём можно сказать: «если тебе это нравится, то делай это».
Самсон был окружён тайной. Дух Божий сходил на него, и он становился непомерно сильным. Но он был, тем не менее, своевольным и попадал в плен моральным слабостям, как читаем в Суд.15,20: «И был он судьёю Израиля во дни Филистимлян двадцать лет».
Но в начале своей деятельности Самсон должен был накопить некоторый опыт. Особенно он должен был научиться подчиняться. Процесс его развития начался некоторыми решающими ошибками при поиске жены. Он искал её в неправильном месте. Об этом говорится в Суд.14,1: «И пошел Самсон в Фимнафу и увидел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских».
Это было его первой ошибкой. Где находится город Фимнаф? Самсон перешёл на территорию врага. Он пошёл туда, куда Господь Иисус не разрешал ему идти. Филистимляне не являлись его друзьями, а являлись его врагами.
Жену он должен был искать среди Израильтян, как Господь Иисус обетовал ещё в Исх.34,16: «и не бери из дочерей их (из Хананеев или язычников) жен сынам своим, дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих».
Ввиду чрезвычайной важности этого вопроса Святой Дух упоминает об этом также во Втор.7,3 и в Ездр.9,12. На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.