Я есмь Жизнь
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Для сегодняшней темы, как и для темы «истина», возьмём нашим главным текстом Ин.14,6. И так, как я обещал, мы рассмотрим из этого сообщения Иисуса ещё понятия «жизнь» и «путь». Читаю этот текст из Ин.14,6: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
Поскольку Евангелие от Иоанна является главным и наилучшим путеводителем погибших грешников к Господу Иисусу, то и в этой проповеди за основу для рассмотрения слова «жизнь» возьмём Евангелие от Иоанна.
А так как материала для рассмотрения слова «жизнь» в этом Евангелии очень много, то я коротко буду рассматривать каждое сообщение о «жизни», чтобы по возможности охватить все эти сообщения, и дать вам, более менее полную картину, в отношении слова «жизнь».
При рассмотрении темы «Я есмь Истина», я отметил, что «Путь» выражает посредничество или содействие. А «истина» и «жизнь» являются составными частями существа Господа Иисуса.
А поскольку это так, то, рассматривая слова «жизнь» и «путь», которыми назвал Себя Иисус, мы будем рассматривать нашего Господа Иисуса, как предлагает нам Святой Дух в Евр.12,3: «Помыслите о Претерпевшем такое над Собою поругание от грешников, чтобы вам не изнемочь и не ослабеть душами вашими».
В этом месте сообщаю вам, дорогие слушатели и читатели, что и в дальнейшем мы будем с вами рассматривать многие качества существа нашего Господа Иисуса, чтобы лучше Его познать. Жизнь является в учении евангелиста Иоанна, то есть в Евангелии от Иоанна, очень выдающимся и характерным понятием.
В греческом тексте для этого применяется слово «zoe» – читается «зое», в отличие от слова «bios». Слово «zoe» означает «жизнь от Бога», тогда как в слове «bios» мы видим земную жизнь с её нуждами и заботами.
Содержание этого понятия является у Иоанна корнем или основанием его учения о Боге. Само собой понятно, что, с богословской точки зрения, Бог является началом всей жизни, как в физическом, так и в духовном смысле.
Четвёртый евангелист, то есть Иоанн, применяет выражение «жизнь» в позитивном смысле. Иоанн обобщает своё наставление следующим высказыванием, как читаем в 1Ин.5,20:
«Знаем также, что Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. (а теперь самое главное в отношении нашей темы) Сей есть истинный Бог и жизнь вечная».
Поэтому, в главном тексте Евангелия от Иоанна, Святой Дух даёт всем погибшим грешникам обнадёживающее и утешающее сообщение о жизни вечной, которую они могут получить через веру в Иисуса Христа, как написано в Ин.3,16:
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Кто познает Иисуса Христа, как истинного Бога, тот получит одновременно жизнь вечную. А Иисус есть Бог, как читаем в Ин.1,1 и14: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.
14 И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца».
Как Бог является духом и светом (Ин.4,24 и 1Ин.1,5), так же Он является и жизнью:
Ин.4,24: «Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».
1Ин.1,5: «И вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам: Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы».
Тот факт, что Бог есть жизнь, имеет для Иоанна решающее значение. В соответствии его познанию, Божий совет по спасению и историческое задание Сына состоит в том, чтобы передать людям Божественную жизнь.
Бог, как Небесный Отец, имеющий в Себе жизнь, дал и Сыну способность иметь в Себе жизнь, как читаем в Ин.5,26: «Ибо, как Отец имеет жизнь в Самом Себе, так и Сыну дал иметь жизнь в Самом Себе».
Эту же мысль Святой Дух подтверждает в 1Ин.5,11: «Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его».
В соответствии с пониманием Иоанна, Сын Божий Сам является жизнью для людей. В Логосе, то есть в Слове, была жизнь, а жизнь была свет людям, об этом читаем в Ин.1,4: «В Нем (то есть в Иисусе) была жизнь, и жизнь была свет человеков».
Во время Своего действия или служения Сын Божий совершенно ясно открывается как жизнь, читаем в Ин.11,25: «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет». (см. также наш главный текст Ин.14,6).
Иисус имел в Своей жизни в плоти полномочие от Отца оживлять умерших людей в плоти; давать Божественную жизнь кому Он хотел, как написано в Ин.5,21: «Ибо, как Отец воскрешает мертвых и оживляет, так и Сын оживляет, кого хочет».
В связи с нашей сегодняшней темой, советую вам прослушать или прочитать мою проповедь «Власть, данная Иисусу», которая имеется в нашем сайте. Евангелист Иоанн применяет как выражение «жизнь вечная», так просто «жизнь», но в том же смысле.
Он постоянно имеет ввиду жизнь от Бога, которую и Он имел или имеет; и которую люди должны получать от Него. Самое ясное и неопровержимое доказательство равенства обеих выражений показано нам в 1Ин.1,2:
«ибо жизнь явилась, и мы видели и свидетельствуем, и возвещаем вам сию вечную жизнь, которая была у Отца и явилась нам».
Иисус именуется здесь в Своём историческом явлении «жизнь вечная», в то время как в других случаях, в соответствии с библейским словоупотреблением выражение «жизнь вечная» применяется как дар спасения, но не в качестве олицетворения. Иисус называет Себя владельцем Божественной жизни, которую Он хочет передать людям как «хлеб жизни»:
Ин.6,35: «Иисус же сказал им: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда».
Ин.6,38: «ибо Я сошел с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца».
И слова, которые Господь Иисус говорит, являются словами вечной жизни, как сказал Ему ученик Пётр в Ин.6,68: «Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни».
Слова Господа Иисуса являются духом и жизнью, как читаем в Ин.6,63: «Дух животворит; плоть не пользует нимало. Слова, которые говорю Я вам, суть дух и жизнь».
Обетование, которое Иисус обещал людям, есть жизнь вечная, как написано в 1Ин.2,25: «Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная».
Господь Иисус для того и пришёл по заданию Отца к нам на землю в плоти, чтобы люди могли получить жизнь вечную, как читаем в Ин.10,10-18: «Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить.
Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. 11 Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. 12 А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк расхищает овец, и разгоняет их.
13 А наемник бежит, потому что наемник, и нерадит об овцах. 14 Я есмь пастырь добрый; и знаю Моих, и Мои знают Меня. 15 Как Отец знает Меня, [так] и Я знаю Отца; и жизнь Мою полагаю за овец. 16 Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести:
и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь. 17 Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. 18 Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего».
На основании некоторых мест Писания можно предполагать, что передача нам вечной жизни, является заданием Его земной деятельности, об этом читаем в Ин.6,51: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».
Соучастниками вечной Божественной жизни становятся люди через веру в Сына. Жизнь вечная находится или её получают не в будущем, она является не благом или богатством надежды.
Ибо, кто верит в Сына и в Бога, тот уже теперь в земной жизни имеет жизнь вечную. Люди, получившие жизнь вечную, уже не попадут на суд, но перешли от смерти в жизнь, как читаем в Ин.5,24 и 3,36. Читаю эти два места Писания:
Ин.5,24: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».
Ин.3,36: «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем». (см. Ин.3,16).
А кто Сына имеет, кто Его принял через покаяние, тот имеет жизнь вечную, как написано в 1Ин.5,12: «Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни».
Эту же мысль подтверждает Иисус в самом начале Своей Первосвященнической молитвы в Ин.17,3: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».
Иметь через Иисуса жизнь вечную, является следствием познания единого истинного Бога и Иисуса Христа. Такое познание можно получить только через веру: это познание идентично с верой. Апостол Иоанн объясняет, что Евангелие написано с таким намерением, чтобы люди, которые верят, что Христос является Сыном Божиим и что Он является Богом, имели жизнь вечную.
Это следует именно так понимать: где имеется вера, там имеется и жизнь вечная. Жизнь вечная, начинается уже здесь на земле и простирается в вечность, туда, где она проявит себя, как жизнь вечная. Сын Человеческий даёт пищу, которая пребудет вечно. Он даёт также питиё, которое становится в людях источником воды, текущей в жизнь вечную:
Ин.6,27: «Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать [Свою] Отец, Бог».
Ин.4,14: «а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».
Кто будет есть этот духовный хлеб, который даёт Иисус Христос, тот будет жить вечно. Это право принадлежит тем, кто примет Иисуса, Этот хлеб жизни, в сердце:
Ин.6,51: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира».
Ин.6,58: «Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек».
А кто верит в Иисуса, тот будет вечно жить, даже если он и умрёт здесь телесно, как читаем в Ин.11,25: «Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, оживет».
Жизнь вечная проявит себя также как великое благо будущего. Об этом говорит Иоанн в Ин.14,19: «Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить».
Кто трудится для Божиего Царства, тот собирает плод для жизни вечной, а кто ненавидит душу свою в этом мире, сохранит её для жизни вечной:
Ин.4,36: «Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут».
Ин.12,25: «Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем сохранит ее в жизнь вечную».
В соответствии с учением кончины века сего, интересно сообщение Иисуса о том, что мёртвые услышат голос Сына Божиего. И именно те, кто услышит Его голос, будут жить вечно, как читаем в Ин.5,25:
«Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут».
В соответствии с пониманием или точкой зрения Иоанна, содержание жизни должно быть совершенно ясным: оно в полном смысле представляет собой общение с Богом; общение жизни и общение существа с Богом; пребывание с Богом в совершенстве.
В Сыне мы имеем явление вечной божественной жизни, как написано в 1Ин.1,1: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни».
Мы имеем в Сыне не только частичное проявление Бога или Божией силы, но Сын явился полным откровением Божией жизни. Он явился, чтобы ввести людей в эту жизнь. Поэтому жизнь можно поставить наравне с познанием Бога, Ин.17,3: «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа».
С точки зрения Иоанна познание является внутренней связью познающего к Познанному; воздействием Познанного на познаваемое, чтобы возникло отношение общения. Содержание вечной жизни не стоит непосредственно во взаимосвязи с принадлежностью к детям Божиим, но связано с ними косвенно.
Рождённые свыше верующие уже являются детьми Божиими, несмотря на то, что им ещё не открылось, кем они будут. Об этом говорится в 1Ин.3,2: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть».
Хотя нам пока ещё неизвестно в полной мере выражение «жизнь вечная», но упомянутое выше место Писания является, тем не менее, основанием для уверенности, что дети Божии будут жить вечно. Они станут соучастниками Божией славы, которая неизгладимо связана с жизнью вечной!!!
Евангелист Иоанн был тоже во власти мысли, что только дети Божии могут видеть Бога. Войти с Ним в общение могут лишь те, которые идентичны с Ним. Освобождение от области плоти и возможность принадлежать к духовному, должны предшествовать рождению в Боге или из Бога.
Об этом написано в Ин.3,3: «Иисус сказал ему (Никодиму) в ответ: истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия».
Только на этом пути возможен вход человека в Божие Царство. Полное моральное значение жизни ясно исходит из следующих слов Иоанна. Как, например, из 1Ин.3,14-15: «Мы знаем, что мы перешли из смерти в жизнь, потому что любим братьев;
не любящий брата пребывает в смерти. 15 Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей».
А так же в 1Ин.2,17: «И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек».
Выражение «жизнь» приводит одну сторону благовестия к углублению. В древнем собрании жизнь была определена в соответствии с учением кончины века сего. Этот взгляд имеет свои корни в благовестии Иисуса о Божием Царствии.
Этим самым Иисус выражал такую мысль, которая имела место и среди евреев. Однако Евангелие Иисуса показывает новую линию развития. Оно показывает современное обладание или получение спасения в современной Божией сфере, путём подключения Своей личности к новым силам жизни в общении с Ним.
Апостол Павел придерживается тому же опыту спасения. Правда, у него сильно выражена надежда на завершение конечного времени. Но Павел чувствует, и верой видит себя связанным с присутствием небесного Христа.
В своём учении о Святом Духе он твёрдо придерживается того, что Божия сила уже в настоящее время является могущественной действительностью. Однако, Иоанн достигает своей вершины в следующем ряде мыслей: он особенно сильно подчёркивает настоящее (современное) обладание спасением.
Он придерживается такого мнения, что Небесный Отец и Иисус Христос устроили при покаянии в сердцах верующих обитель, как Он обещал в Ин.14,23: «Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим».
Божия жизнь, которую Господь Иисус несёт в Себе и открывает, принесла человечеству совершенное обновление. Каждое дитя Божие перешло от смерти в жизнь вечную, как читаем в Ин.5,24:
«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь».
Истина, Дух, свет, любовь, и Божия жизнь охватывают, пронизывают верующих; они рождены свыше, стали детьми Божиими и получили жизнь вечную. То, что будущее принесёт как завершение, является ничем иным, как то, чем дети Божии могут уже в настоящее время наслаждаться.
Жизнь, как в Ветхом, так и в Новом Завете, является противоположностью смерти или гибели. В общении с Богом, у Которого блаженство превосходит все мирские радости, показан путь жизни. Об этом напоминает нам псалмопевец Давид в Пс.15,11: «Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек».
Этот путь Святой Дух часто упоминает и в Притчах:
Прт.6,23: «ибо заповедь есть светильник, и наставление — свет, и назидательные поучения — путь к жизни».
Прт.10,17: «Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение – блуждает».
Жизнь вечную, в противоположность мимолётным мирским радостям, можно только у Бога найти. Он является источником жизни, который во Христе Иисусе, Его Сыне, в нас изливается. На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз. Далее мы рассмотрим с вами ещё слово «путь» из Ин.14,6.