Бог всякого утешения, часть третья
Мир вам дорогие читатели и слушатели наших проповедей. Продолжаем рассмотрение темы «Бог всякого утешения». Сегодня третья часть. В нашем главном тексте мы читаем, что Бог является «Богом всякого утешения», а не просто «Богом утешения». Следовательно, Он желает утешить нас во всех случаях жизни.А случаи, в которых Бог желает через нас утешить других детей Божии, бывают самые разнообразные. Бывает, что кто-то из наших друзей не сдал вступительный экзамен в университет и очень опечален.
Более серьёзный случай может быть, когда человек сделал аварию и разбил свою автомашину. И ещё более печальный случай может быть, когда человек заболел неизлечимой болезнью. Во всех случаях мы можем в Божией мудрости утешать этих верующих.
А теперь, после выше рассмотренных вопросов:
1. Что утешает человека?
2. Как утешает Бог?
3. Чем Бог утешает?
Мы ставим себе четвёртый вопрос: 4. Какие последствия имеет Божие утешение?
Дети Божии, которые постоянно обращаются к «Богу всякого утешения» и питаются из этого источника, являются утешителями для других, являются миротворцами, являются строителями мостов.
Укреплённые во Христе «…во всяком слове и деле благом» (2Фес.2,17), они являются людьми утешения. Вопрос заключается в том, чтобы лично испытанное утешение мы передавали дальше. Обещанное Богом утешение не является самоцелью, но является даром, который и мы можем и должны щедро раздавать!!!
Поэтому и читаем в знакомых нам Псалмах 102,2-5; Пс.67,20-21 и Пс.70,15-17 очень меткие по этому вопросу слова. Читаю эти тексты…
Пс.102,2-5: «Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его. 3 Он прощает все беззакония твои, исцеляет все недуги твои; 4 избавляет от могилы жизнь твою, венчает тебя милостью и щедротами; 5 насыщает благами желание твое: обновляется, подобно орлу, юность твоя».
Пс.67,20-21: «Благословен Господь всякий день. Бог возлагает на нас бремя, но Он же и спасает нас. 21 Бог для нас — Бог во спасение; во власти Господа Вседержителя врата смерти».
Пс.70,15-17: «Уста мои будут возвещать правду Твою, всякий день благодеяния Твои; ибо я не знаю им числа. 16 Войду в размышление о силах Господа Бога; воспомяну правду Твою — единственно Твою. 17 Боже! Ты наставлял меня от юности моей, и доныне я возвещаю чудеса Твои».
Стихи 20-23: «Ты посылал на меня многие и лютые беды, но и опять оживлял меня и из бездн земли опять выводил меня. 21 Ты возвышал меня и утешал меня. 22 И я буду славить Тебя на псалтири, Твою истину, Боже мой; буду воспевать Тебя на гуслях, Святый Израилев! 23 Радуются уста мои, когда я пою Тебе, и душа моя, которую Ты избавил».
Вернёмся ещё раз к Ною, о котором его отец Ламех при его рождении пророчески сказал: «и нарек ему имя: Ной, сказав: он утешит нас в работе нашей и в трудах рук наших при возделывании земли, которую проклял Господь» (Быт.5,29).
Это пророчество Ламеха действительно сбылось и Ной стал Божиим мужем. В своём хождения перед Богом, он постоянно утешался в Боге и в своей семье, Быт.6,8-9: «Ной же обрел благодать пред очами Господа. 9 Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом».
На основании своего хождения перед Богом, он и до сих пор является для нас посредником Божественного утешения: в доверии слову Божиему, в следовании Его конкретному указанию, в отделении от злого (Евр.11,7) и в благовестии Божией праведности (2Пет.2,5):
Евр.11,7: «Верою Ной, получив откровение о том, что еще не было видимо, благоговея приготовил ковчег для спасения дома своего; ею осудил он (весь) мир, и сделался наследником праведности по вере».
2Пет.2,5: «и если не пощадил первого мира, но в восьми душах сохранил семейство Ноя, проповедника правды, когда навёл потоп на мир нечестивых».
Ной ещё не знал Иисуса Христа и Его утешающее предложение для спасения. Сегодня мы это утешение нашего милостивого и любящего Господа Иисуса знаем. Но, тем не менее, очень многие люди живут так далеко от Бога и не знают Его утешения, как и во времена Ноя.
Если дело Господа Иисуса должно оставаться в движении, должно оставаться живым, то чрезвычайно важно, чтобы все дети Божии, которые любят своего Спасителя, дальше передавали утешающее благовестие Господа Иисуса, как читаем во:
2Тим.4,2: «проповедуй слово, настой во время и не во время (это значит: в удобное и неудобное для нас время), обличай, запрещай, увещевай со всяким долготерпением и назиданием».
Ис.35,4: «скажите унывающим сердцам (падшим духом): будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш, придет отмщение, воздаяние Божие; Он придет и спасёт вас».
Хотя эти слова Господь Иисус говорит через пророка Исаию в утешение Своему народу Израилю, но первая часть этого стиха один к одному относится и к детям Божиим сегодня: «скажите унывающим сердцам (падшим духом): будьте тверды, не бойтесь; вот Бог ваш…».
Это значит, что в духе Господь Иисус постоянно с нами, как Он обещал в Мтф.28,20: «…се, Я с вами во все дни до скончания века». Поэтому в наших молитвах, будь это в собраниях или дома, мы не должны просить Иисуса: «будь с нами».
И Варнава, о котором Святой Дух много говорит в Новом Завете, и имя которого означает «сын утешения», был наверняка мужем Божиим. Он сам позволял утешать себя «Богом всякого утешения» и даже позволяет посылать себя к людям с тёмным прошлым, чтобы укреплять и содействовать им в вере.
Варнава видит действие Господа Иисуса в жизни Савла и доверяет тому, что Господь Иисус и дальше поведёт Савла в начатом им добром деле. Он действует по принципу, которому научил его Господь Иисус:
«Создавайте доверие» По этому вопросу Святой Дух даёт нам прекрасный совет в Рим.15,7: «Посему принимайте друг друга, как и Христос принял вас в славу Божию».
Возможно, что апостол Павел на основании собственного опыта впоследствии обращает этот призыв к христианам в Риме. Ободрение и утешение через Варнаву стала для Павла решающей помощью. Варнава не осуждает Павла за его прошлое, но смотрит на него в любви и милосердии, которые и нём живут через его Господа Иисуса Христа, как читаем в:
Иак.5,11: «Вот, мы ублажаем тех, которые терпели. Вы слышали о терпении Иова и видели конец оного от Господа, ибо Господь весьма милосерд и сострадателен».
Еф.4,32: «но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».
Таким образом, в атмосфере страха, Варнава смог создать мост между испуганными верующими в Иерусалиме и вновь обращённым, но разочарованным Павлом, и создать основу доверия.
Каким образом создаёт Варнава обеим сторонам мужество, чтобы пойти друг другу навстречу? Он принимает Павла к себе и действует таким же образом, как Иисус, Ин.1,38-39: «Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно?
Они сказали Ему: Равви, — что значит: учитель, — где живешь? 39 Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа».
Варнава связывается и входит в положение одарённого, призванного Иисусом богослова. В этой ситуации Павел нуждается не только в словах совета, но и в общении жизни с духовно опытным человеком, который слушает его, ободряет и утешает. Естественно, что для Варнавы это означало: полная перестройка повседневной жизни.
«Желаете ли вы иметь духовных детей?» — спросил один евангелист заинтересованных сотрудников собрания, когда они стали планировать евангелизационную неделю. «Если вы хотите, чтобы люди приходили к вере в Иисуса, то для этого необходимо, чтобы вы были готовы вашу личную жизнь и жизнь собрания привести в соответствие с вашим намерением.
Тогда будет как в одной семье: если в какой-то семье родится ребёнок, то всё меняется». Здоровое развитие младенца находится в центре внимания. Точно так и здоровое духовное развитие детей Божиих должно иметь достойное положение в наших собраниях и в нашем общении.
Необходимо отыскивать отдельных людей, интересоваться ими, ходить за ними и заниматься с ними; и оказывать им уважение. Жизнь миссионеров исполняется часто в мелочах. Именно в этом все дети Божии должны быть верными, как написано в
1Кор.4,1-2: «Итак каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей таин Божиих. 2 От домостроителей же требуется, чтобы каждый оказался верным».
Лук.16,10: «Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом».
О создании доверия и утешения и как Варнава практически решал эти проблемы, можно ещё очень многое сказать. Но из всевозможных ситуаций или случаев, которых в жизни бывает очень много, нам хочется выделить основные, главные моменты, в которых мы особенно нуждаемся в Божием утешении.
Обратимся для этого к Посланию Евреям глава 6 и прочтём стих 18: «дабы в двух непреложных (неизменяющихся) вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду».
А теперь приведу текст из 6-ой главы Послания Евреям, из которого взят этот стих 18. Внимательно прочтём этот текст и вникнем в его содержание, чтобы понять главное утешение, которым Бог желает нас утешать.
При этом нельзя забывать, что данное Послание написано евреям, Божиему народу. Это особенно важно при упоминании об обетованиях в стихе 12. Итак, Послание Евр.6,10-20: «Ибо, не неправеден Бог, чтобы забыл дело ваше и труд любви, которую вы оказали во имя Его, послужив и служа святым.
11 Желаем же, чтобы каждый из вас, для совершенной уверенности в надежде, оказывал такую же ревность (в деле служения во имя Господа) до конца, 12 дабы вы не обленились, но подражали тем, которые верою и долготерпением наследуют обетования (Израилю).
13 Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, 14 говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя. 15 И так Авраам, долготерпев, получил обещанное.
16 Люди клянутся высшим, и клятва во удостоверение (в свидетельство) оканчивает всякий спор их. 17 Посему и Бог, желая преимущественнее (чем люди) показать наследникам обетования непреложность (неизменность) Своей воли, употребил в посредство клятву,
18 дабы в двух непреложных (неизменных) вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду, 19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий, и входит во внутреннейшее за завесу, 20 куда предтечею (предшественник) за нас вошел Иисус, сделавшись Первосвященником навек по чину Мелхиседека».
Что же это за две неизменные вещи, в которых мы по Божией воле должны иметь твёрдое утешение? Это твёрдое утешение должны иметь все те, которые прибегли взяться за предлежащую надежду. И эта надежда безопасна и крепка для души, как якорь!
Если внимательно и вдумчиво читать выше приведённый текст Евр.6,10-20, то мы поймём, в чём заключаются эти две неизменные вещи. Однако для большей ясности обратимся к обетованиям, которые Бог дал Аврааму в Быт.17,3-5.
Читаю этот текст: «И пал Аврам на лице свое. Бог продолжал говорить с ним и сказал: 4 Я — вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов, 5 и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов».
В этом завете, который Бог заключил с Аврамом согласно Быт.17,2, мы видим обетование для язычников. Когда по требованию Бога Авраам безоговорочно готов был пожертвовать своего единственного и возлюбленного сына Исаака, то Бог сказал ему в Быт.22,16-18:
«и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; 18 и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего».
Теперь эти две неизменные вещи отчётливо прояснились: с одной стороны – мы, язычники, имеем от Бога через верность и послушание Авраама обетование в отношении размножения и Божиих благословений.
А с другой стороны – всё это закреплено Божией клятвой, как читаем в Евр. 6,13-14: «Бог, давая обетование Аврааму, как не мог никем высшим клясться, клялся Самим Собою, 14 говоря: истинно благословляя благословлю тебя и размножая размножу тебя».
Своё обетование в отношении язычников Бог повторяет Исааку, который является прообразом Господа Иисуса, Быт.26,4: «умножу потомство твое, как звезды небесные, и дам потомству твоему все земли сии; благословятся в семени твоем все народы земные».
А так же читаем в Евр.6, 17-19: «Посему и Бог, желая преимущественнее (чем клянутся люди) показать наследникам обетования (Израилю и язычникам) непреложность Своей воли, употребил в посредство клятву, 18 дабы в двух непреложных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы (все дети Божии), прибегшие взяться за предлежащую надежду, 19 которая для души есть как бы якорь безопасный и крепкий…»
На этом закончим нашу тему об утешении стихом 4 из Рим.15: «А все, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду». Аминь.