Прибежище
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Мы рассмотрели с вами интересную и чрезвычайно актуальную для последнего времени тему «Бог всякого утешения». Хочу ещё раз подчеркнуть, что Бог желает нас утешить через Своё Слово, то есть, через Библию, через Святого Духа и через нашего Господа Иисуса.Но Бог может утешать нас таким путём лишь в том случае, если мы будем искать у Него прибежище или убежище. Если мы практически ищем у Него защиту и утешение! Поэтому, мы сегодня рассмотрим с вами тему «Прибежище».
Это прибежище мы видим не только в Самом Боге и Господе Иисусе, но это прибежище мы символично видим также в скале и в «городах убежищ». Потому что и скала, и «города-убежища» — это прообраз нашего Господа Иисуса. И главным текстом для нашей сегодняшней темы возьмём весь Псалом 90, содержание которого наилучшим образом отображает цель нашей сегодняшней темы:
«Живущий под кровом Всевышнего под сенью Всемогущего покоится, 2 говорит Господу: «прибежище мое и защита моя, Бог мой, на Которого я уповаю!» 3 Он избавит тебя от сети ловца, от гибельной язвы,
4 перьями Своими осенит тебя, и под крыльями Его будешь безопасен; щит и ограждение — истина Его. 5 Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, 6 язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. 7 Падут подле тебя тысяча и десять тысяч одесную тебя; но к тебе не приблизится:
8 только смотреть будешь очами твоими и видеть возмездие нечестивым. 9 Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим; 10 не приключится тебе зло, и язва не приблизится к жилищу твоему; 11 ибо Ангелам Своим заповедает о тебе — охранять тебя на всех путях твоих: 12 на руках понесут тебя, да не преткнешься о камень ногою твоею;
13 на аспида и василиска наступишь; попирать будешь льва и дракона. 14 «За то, что он возлюбил Меня, избавлю его; защищу его, потому что он познал имя Мое. 15 Воззовет ко Мне, и услышу его; с ним Я в скорби; избавлю его и прославлю его, 16 долготою дней насыщу его, и явлю ему спасение Мое».
В слове «прибежище» мы видим воспроизведение шести еврейских выражений, которые переводятся по-разному. Некоторые из этих слов нашего основного текста служат основой для обозначения Бога, а вернее – Божиего имени, потому что Бог является прибежищем. Это немаловажный факт! Различные переводы этого слова послужат нам для лучшего его понимания.
Приведу для этого наглядный пример из нашего главного текста. Первый стих этого Псалма выглядит в оригинале так: «Wer im Schirm des Höchsten sitzt, wird bleiben im Schatten des Allmächtigen».
И если я это предложение дословно переведу на русский язык, то оно будет выглядеть так: «Кто сидит в зонте Всевышнего (в смысле: находится под зонтом), тот останется в тени Всемогущего». Зонт, которым мы пользуемся для защиты от дождя и солнца, имеет и в этом тексте смысл защиты.
То же самое мы видим в обращении Бога к помазанному херувиму, теперешнему сатане в Иез.28,14: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я (поставил) сотворил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней».
И если посмотрим, как этот текст выглядит в оригинале, то поймём, что означает слово «осенять»: «Du warst ein schirmender, gesalbter Cherub, und ich hatte dich dazu gemacht; du warst auf Gottes heiligem Berge, du wandeltest inmitten feuriger Steine».
(Ты был осеняющим помазанным херувимом и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней).
Слово «schirmender» (осеняющий) — является определением от существительного «schirm», что означает «зонт». Следовательно, помазанный херувим имел задание охранять Божий трон или престол. Отсюда мы понимаем, что и предмет «зонт», от которого происходит слово «осенять», является средством защиты.
Божий народ Израиль имеет в Боге великого помощника, и прежде всего защитника жилища, твёрдое основание, Всемогущего Бога, Который убирает с пути всех врагов. В этом смысле, в отношении благословения всех двенадцати колен, Моисей говорит во Втор.33,27:
«прибежище твоё Бог древний, и ты под мышцами вечными; Он прогонит врагов от лица твоего и скажет: истребляй!»
Еврейское слово «meonah» переводится в Пс.89,1-2 словом «жилище», Пс.89,1-2: «Молитва Моисея, человека Божия. 2 Господи! Ты был нашим жилищем из рода в род».
Гезениус объясняет слово «прибежище» словом «покров», как читаем в Пс.17,12: «И мрак сделал покровом Своим, сению (шатром) вокруг Себя, мрак вод, плотными воздушными облаками».
Слово «покров» буквально означает «место спасения». А поскольку Бог является «жилищем», то Он предлагает людям прибежище, тень для укрытия от жары, защиту от дождя и бури и от всех вражеских нападений, как читаем в Ис.4,6:
«И будет шатёр для (осенения) тени днём от зноя и для убежища и защиты от непогод и дождя».
В Ис.17,10 мы видим Бога, представленного Скалой, которая, как я выше отметил, символично указывает на Бога: «Ибо ты забыл Бога спасения твоего, и не воспоминал о Скале прибежища твоего; от того развел увеселительные сады и насадил черенки от чужой лозы».
Бог является для Израиля прибежищем или жилищем, чтобы он уже при сорокалетнем странствовании в пустыне чувствовал себя в покое и уютно; и, тем более, в обетованной земле Ханаана, Пс.89,1-2: «Молитва Моисея, человека Божия. 2 Господи! Ты был нашим жилищем из рода в род».
Причина заключается в том, что Бог является «древним Богом». Вечные руки Бога несут Его народ Израиль. Израиль живёт под защитой Бога, отделённым от всех народов, через Божию силу и спасение он защищён от своих врагов. Моисей, посредник Израильского общества в пустыне, говорит Господу Иисусу в своей молитве:
«Ты был нашим жилищем», что означает: «местом опоры», место, где Израиль твёрдо оседал и уверенно себя чувствовал. Пример для этого мы видим в Пс.25,8: «Господи! возлюбил я обитель (жилище) дома Твоего и место жилища славы Твоей».
Этим жилищем является, прежде всего, небесное и земное жилище Бога. Но этим жилищем является и жилище, которым Сам Бог является для Своих, в котором Он принимает в Себя тех, которые ищут у Него прибежище:
Пс.70,3: «Будь мне твердым прибежищем, куда я всегда мог бы укрываться; Ты заповедал спасти меня, ибо твердыня моя и крепость моя – Ты».
Пс.90,9: «Ибо ты сказал: «Господь — упование мое»; Всевышнего избрал ты прибежищем твоим».
Давид, царский псалмопевец, воздаёт Богу после победы над всеми своими врагами хвалебную и благодарственную песню, о которой Святой Дух сообщает во 2Цар.22 и в Псалме 17. Хотя в этих двух местах Писания мы имеем одно и то же сообщение, но в них имеется небольшая разница в словах:
2Цар.22,3: «Бог мой — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего, ограждение мое и убежище мое; Спаситель мой, от бед Ты избавил меня!»
Пс.17,1-3: «Раба Господня Давида, который произнес слова песни сей к Господу, когда Господь избавил его от рук всех врагов его и от руки Саула. И он сказал: 2 Возлюблю тебя, Господи, крепость моя!
3 Господь — твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое».
Еврейское слово «manos» в этом тексте является таким местом, в которое кто-нибудь убегает, чтобы оказаться в безопасности. Псалмописец Давид и пророк Иеремия прославляют этим выражением Иегову, как прибежище в день скорби:
Иер.16,19: «Господи, сила моя и крепость моя и прибежище мое в день скорби! к Тебе придут народы от краев земли и скажут: «только ложь наследовали наши отцы, пустоту и то, в чем никакой нет пользы».
Пс.58,17: «А я буду воспевать силу Твою и с раннего утра провозглашать милость Твою, ибо Ты был мне защитою и убежищем в день бедствия моего».
В этих стихах и многих других местах Писания человеку не указывается место, как «города убежищ» для убийцы, куда он мог убежать. В выше приведённых местах Писания Сам Иегова является прибежищем.
Выражение «прибежище» переводится также словом «надежда», которой абсолютно недостаёт безбожникам, как читаем в Иов.11,20: «глаза беззаконных истают, и убежище пропадёт у них, и надежда их исчезнет».
А поскольку я упомянул о «городах убежищах», куда мог убежать убийца, чтобы сохранить свою жизнь, то коротко скажу о смысле этих городов. Об этом указании Господа Иисуса Моисею мы читаем в И.Нав.20,2-4: «скажи сынам Израилевым: сделайте у себя города убежища, о которых Я говорил вам чрез Моисея,
3 чтобы мог убегать туда убийца, убивший человека по ошибке, без умысла; пусть [города сии] будут у вас убежищем от мстящего за кровь. 4 И кто убежит в один из городов сих, пусть станет у ворот города и расскажет вслух старейшин города сего дело свое; и они примут его к себе в город и дадут ему место, чтоб он жил у них».
И.Нав.20,6: «пусть он живет в этом городе, доколе не предстанет пред общество на суд, доколе не умрет великий священник, который будет в те дни. А потом пусть возвратится убийца и пойдет в город свой и в дом свой, в город, из которого он убежал».
Мы все являемся «убийцами, убившими человека по ошибке, без умысла», потому что нашими грехами мы все способствовали мученической смерти Господа Иисуса на Голгофском кресте: мы все «без умысла» являемся убийцами Сына Человеческого. В великом священнике или первосвященнике мы символично видим нашего Господа Иисуса, нашего Первосвященника по чину Мелхиседека.
Через Свою смерть на Голгофе Иисус совершил Своей кровью искупление за грехи всех людей мира сего. В смерти Иисуса мы видим смерть «великого священника» тех дней, поэтому каждый погибший грешник может быть свободным от вины убийства, если он с покаянием придёт к Господу Иисусу.
Это значит, что он воспользуется прибежищем в Господе Иисусе, в Котором мы видим «город убежищ». Псалмописец прославляет в Пс.35,8 богатство Божией милости: «Как драгоценна милость Твоя, Боже! Сыны человеческие в тени крыл Твоих покойны».
В этом мы видим покровительство или надзор хранящей любви Бога от искушения и преследования. Такая безопасность у Бога является невыразимым блаженством, которое наслаждается дарами и благами Божиего дома, как читаем в Пс.35,9: «насыщаются от тука (богатством) дома Твоего, и из потока сладостей Твоих Ты напояешь их».
Как орёл укрывает своих птенцов крыльями, так и Господь Иисус затеняет тех, которые ищут у Него прибежище. При своём бегстве от Саула Давид просит Господа, Пс.56,2: «Помилуй меня, Боже, помилуй меня, ибо на Тебя уповает душа моя, и в тени крыл Твоих я укроюсь, доколе не пройдут беды».
В тени Божиих крыл мы видим осеняющую (защищающую) Божию нежную любовь. Тень Божиих крыл связана с ободряющим утешением этой защиты. Поэт или Псалмописец ищет в этой тени своё прибежище.
А певец, в чувствах бесприютности и в уединённости от Божиего жилища, молится, Пс.60,5: «Да живу я вечно в жилище Твоем и покоюсь под кровом крыл Твоих».
И если мы исследуем Псалмы на присутствие слов «прибежище» и «убежище», то установим, что они встречаются в пятнадцати Псалмах. Эти места в Псалмах актуальны и сегодня для нас и являются утешением в различных ситуациях жизни при следовании за Господом Иисусом в пустыне мира сего.
В виду богатства их содержания приведу несколько из этих мест:
Пс.9,10: «И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во времена скорби».
Пс.17,3: «Господь — твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое». (Псалом Давида).
Пс.45,2: «Бог нам прибежище и сила, скорый помощник в бедах»
Пс.61,9: «Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище».
Пс.70,3: «Будь мне твердым прибежищем, куда я всегда мог бы укрываться; Ты заповедал спасти меня, ибо твердыня моя и крепость моя – Ты».
Пс.77,35: «и вспоминали, что Бог — их прибежище, и Бог Всевышний — Избавитель их».
Пс.89,2: «Господи! Ты нам прибежище в род и род».
А сейчас, во время благодати, Господь Иисус желает быть нашим прибежищем не только в воскресенье при праздновании вечери воспоминания и при богослужении во втором часе; не только в молитвенные часы в собрании или дома, но постоянно: днём и ночью, когда мы бодрствуем.
Хороший пример по этому вопросу даёт нам Псалмописец уже в Ветхом Завете в Пс.61,9: «Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище».
Вместе со всеми детьми Божиими, которые делами, а не голословно любят нашего Господа Иисуса и с тоской ждут Его пришествия за Своей Церковью, мне хочется сказать как и Асаф в Псалме 72,21-26: «Когда кипело сердце мое, и терзалась внутренность моя, 22 тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.
23 Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку; 24 Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу. 25 Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле. 26 Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек».:
А почему кипело сердце Асафа, и терзалась внутренность его? Потому что он завидовал успехам в жизни его современников. Пс.72,2-5: «А я — едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, —
3 я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, 4 ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их; 5 на работе человеческой нет их, и с [прочими] людьми не подвергаются ударам».
Именно по этой причине кипят сердца и терзается внутренность многих детей Божиих сегодня. А я могу вместе с Асафом сказать: «Кто мне не небе? и с Тобою ничего не хочу на земле».
Уместно также упомянуть здесь о «прибежище этих безумных», о прибежище безбожного мира, который ненавидит Бога и Его Сына Господа Иисуса. Своим убежищем безбожники сделали ложь. А мы знаем, что отцом лжи является сатана. От него исходит ложь в безбожном мире, Ис.28,15.17:
«Так как вы говорите: «мы заключили союз со смертью и с преисподнею сделали договор: когда всепоражающий бич будет проходить (суд в 70-ю седьмину), он не дойдет до нас, — потому что ложь сделали мы убежищем для себя, и обманом прикроем себя».
Сатане настолько удалось их одурманить, что в ложь они поверили как в истину. Но в стихе 17 Господь Иисус объявляет им о Своём суде над ними: «И поставлю суд мерилом и правду весами; и градом истребится убежище лжи, и воды потопят место укрывательства».
Когда во вторую половину 70-ой седьмины Господь Иисус будет судить весь безбожный мир, то эти безбожники, которые поклонялись антихристу и служили сатане, будут сатану просить, чтобы он избавил их от страшных мучений, Лук.23,30: «тогда начнут говорить горам: падите на нас! и холмам: покройте нас!»
От Кого они желают укрыться, мы читаем в Отк.6,16: «и говорят горам и камням: падите на нас и сокройте нас от лица Сидящего на престоле и от гнева Агнца».
В горах, холмах и камнях мы символично видим сатану и его демонов, у которых безбожники будут просить помощь. Но вскоре и над ними тоже будет совершён Божий суд, и истреблено будет убежище лжи.
В проповеди «Бог всякого утешения» я в заключение говорил о Евр.6,18, где читаем: «дабы в двух (непреложных) неизменных вещах, в которых невозможно Богу солгать, твердое утешение имели мы, прибегшие взяться за предлежащую надежду».
В сегодняшней проповеди я в этом стихе сделаю ударение на «прибежище». Автор Послания Евреям сообщает нам для ободрения о двух неизменных вещах, чтобы мы, «прибегшие взяться за предлежащую надежду», были уверенными в этой «надежде».
Следовательно, «надежда» детей Божиих является одной из этих двух неизменных вещей! Теперь у нас возникает вопрос: по отношению чего мы должны питать эту надежду, которая нас постоянно ободряет и утешает?
Эта надежда постоянно направляет наш духовный взгляд на нашего Спасителя Господа Иисуса и придаёт нам уверенность, что мы в вечности будем с Ним в Его славе, где перейдём от веры к видению.
Через Святого Духа Господь Иисус направляет наш взор на Горнего и предлагает о Нём помышлять, как читаем в Кол.3,1-2: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; 2 о горнем помышляйте, а не о земном».
Прибежищем Асафа являлся только Бог. И если Асаф, ещё не знавший Господа Иисуса, говорит в Ветхом Завете: «Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле», то мы, дети Божии, познали Его из Слова Божиего и через Святого Духа.
Мы сделали Его нашим прибежищем на земле, а в вечности мы будем с Ним в Божием доме, который будет нашим вечным прибежищем.
Наставляя Своих учеников, Он рассказывает им о доме Его и нашего Небесного Отца, Ин.14-2-3: «В доме Отца Моего обителей много. А если бы не так, Я сказал бы вам: Я иду приготовить место вам. 3 И когда пойду и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я».
Очень хорошо написал об этом апостол Павел во 2Кор.5,1: «Ибо знаем, что, когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный».
Этот небесный дом нашего Бога и Отца является нашим вечным прибежищем. А наша надежда, что с нашим Господом Иисусом мы будем там вечно жить в Его славе, должна быть твёрдой. Аминь.