Божии дары, часть третья
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Божии дары». Сегодня третья, заключительная часть. А теперь поговорим о «пастырях и учителях».
Но для этого возьмём ещё дополнительный текст из книги пророка Иез.34,11-16: «Ибо так говорит Господь Бог: вот, Я Сам отыщу овец Моих и осмотрю их. 12 Как пастух (Пастырь) поверяет стадо своё в тот день, когда находится среди стада своего рассеянного, так Я пересмотрю овец Моих и высвобожу их из всех мест, в которые они были рассеяны в день облачный и мрачный. 13 И выведу их из народов, и соберу их из стран, и приведу их в землю их, и буду пасти их на горах Израилевых, при потоках и на всех обитаемых местах земли сей.
14 Буду пасти их на хорошей пажити, и загон их будет на высоких горах Израилевых; там они будут отдыхать в хорошем загоне и будут пастись на тучной пажити, на горах Израилевых.
15 Я буду пасти овец Моих и Я буду покоить их, говорит Господь Бог. 16 Потерявшуюся отыщу и угнанную возвращу, и пораненную перевяжу, и больную укреплю, а разжиревшую и буйную истреблю; буду пасти их по правде».
Как создатель Своей Церкви, Господь Иисус исключительно заботится о том, чтобы все дети Божии получили именно то, что служит для Его прославления и для благословенного роста всей Церкви.
Четвёртым и пятым даром, способствующим жизни верующих, являются «пастыри и учителя». Этим двойным выражением именуется группа верующих, несущих служебную деятельность в собраниях. Эти верующие трудятся в собраниях рука об руку, поэтому они и в ст.11 нашего текста названы вместе.
Пастыри и учителя осуществляют в поместных собраниях духовное руководство. В какой мере они являются даром Господа Иисуса для Его Церкви, мы ясно видим в их задании: они неутомимо трудятся (так должно, по крайней мере быть) для собрания.
Они представляют его, совершают душепасторскую работу (1Фес.5,12); с помощью здравого учения он обличают и направляют заблуждающихся на верный путь (Тит.1,9); в ответственности перед Господом Иисусом они зоботятся и охраняют души членов собрания (Евр.13,17). Как пастух пасёт стадо, так и они ведут, направляют, охраняют и заботятся о собрании, зачитываю вышеназванные места Писания:
1Фес.5,11-12: «Посему увещавайте друг друга и назидайте один другого, как вы и делаете. 12 Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас».
Тит.1,9: «держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силён и наставлять в здравом учении и противящихся обличать».
Евр.13,17: «Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчёт; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно».
А теперь возникает логичный вопрос: как могут пастыри приводить в порядок других, если они сами не принимают замечания, не принимают корректуру? Для этого ещё раз прочтём 1Пет.5,1-5 и сравним этот текст с Д.Ап.20,28-36.
1Пет.1,1-5: «Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: 2 пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принуждённо,
но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, 3 и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду; 4 и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы.
5 Также и младшие, повинуйтесь пастырям; все же, подчиняясь друг другу, облекитесь смиренномудрием, потому что Бог гордым противится, а смиренным даёт благодать».
Д.Ап.20,28-36: «Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрёл Себе Кровию Своею. 29 Ибо я знаю, что, по отшествии моём, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;
30 и из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою. 31 Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.
32 И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать вам наследие со всеми освящёнными. 33 Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал: 34 сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.
35 Во всём показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блаженнее давать, нежели принимать». 36 Сказав это, он преклонил колени свои и со всеми ими помолился».
Как проявляется здесь духовное мышление настоящего пастыря? Мы видели, что Иисус Христос дарит Своей Церкви дары и даёт ей одарённых руководителей. Но не для того, чтобы вырыть пропасть между способными служителями и неспособными членами собрания!
Господь Иисус подарил каждому соответствующие дары, как мы выше отметили. Все дети Божии имеют перед Ним одинаковое достоинство. Поэтому Святой Дух предупреждает нас в 1Пет.4,5: «Служите друг другу, каждый тем даром, какой получил, как добрые домостроители многоразличной благодати Божией».
В этом вопросе, как лично я, так и все дети Божии, несут перед нашим Господом Иисусом отвественность. От этой ответственности мы не можем уклониться. Таким образом, каждый из нас вносит свой духовный труд для создания и укрепления единства Церкви Иисуса.
Пять должностей, которые Святой Дух перечисляет в ст.11 нашего гавного текста, Господь Иисус дал нам, Своей Церкви, как далее читаем в ст.12: «К совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова».
Из содержания этого стиха следует, что речь идёт о завершении строительства Церкви Иисуса. Символично мы видим это завершение Церкви Иисуса в проповеди «Стены Иерусалима во времена царей», которая имеется на нашем сайте.
Восстановление стен Иерусалима Святой Дух показывает нам в книге Неемии. В главе 3 мы находим на этой стене 41 строительный участок, что означает «подъём». А что для Церкви Иисуса означает «подъём», мы все знаем, не так ли?
Это наше восохищение в небесную славу после завершения строительства Церкви на земле!!! Для нашей сегодняшней темы, особенно в стихах 12 и 13, это такой важный вопрос, что я стал дальше искать данные о завершении строительства стен Иерусалима. И представьте себе, нашёл самое главное!
Об этом читаем в Неем.6,15: «Стена была совершена в двадцать пятый день месяца Елула, в пятьдесят два дня».
Строительство стены Иерусалима завершено в 52 дня! А согласно числовой символике, число 52 означает – завершение! Это грандиозно! А теперь мы спрашиваем себя: что должно произойти в Церкви Иисуса через Божии дары?
Апостол Павел рисует нам прежде ввсего ошеломляющую картину о носителях Божиих даров и их задании. Из стихов 12 и 13 мы познаём, что они, эти пять должностей, хотя и принимают участие в строительстве Церкви.
Но возможно, что их ещё большая задача заключается в том, чтобы мотивровать верующих к сотрудничеству и духовно оснастить их для этого. Таким образом каждый член Церкви, принадлежащий Господу Иисусу, ставится в ответственность за тело Иисуса Христа, то есть – за Церковь Иисуса.
Позволяем ли мы привлечь себя к этой работе? Готовы ли мы практически стать соработниками, или мы отстраняемся от этого труда; охотно позволяем другим нас обслуживать и проявляем ещё по отношению к обслужисающим недовольство, придираемся к ним?
Это далеко не всё, если мы в воскресенье приходим на богослужение, приходим также на разбор Слова: сидим там, поём псалмы, молимся, слушаем Слово Божие и размышляем о нём. Господь Иисус призвал нас не к пассивному участию, а к служению.
Об этом читаем в 1Фес.1,9-10 «Ибо сами они сказывают о нас, какой вход имели мы к вам, и как вы обратились к Богу от идолов, чтобы служить Богу живому и истинному 10 и ожидать с небес Сына Его, Которого Он воскресил из мертвых, Иисуса, избавляющего нас от грядущего гнева».
Дорогие во Христе Иисусе братья и сёстры, вы живёте не только для себя! Вы все являетесь членами на теле Христа и призваны оказывать ведущим братьям помощь, поддержку, выполнять вспомогательные работы в соответствии с мерой дара Христова, который Господь Иисус вам дал.
В вопросе строительства тела Христова мы все вместе стоим в ответственности! Ваше место в этом строительстве, как и при строительстве стен Иерусалима, вам должен Господь Иисус показать. Поэтому войдите в тишину перед Господом, и Он покажет вам ваше место.
Быть может, вы ещё медлите, чтобы обязательно вместе со всеми трудиться в Церкви Иисуса? Однако какие бы причины вашему сотрудничеству до сего времени ни мешали, но Господь Иисус может вам ещё сегодня подарить мужество к подъёму.
Возложите ваше доверие полностью на Иисуса. Он удостаивает вас быть Его соработниками. Если мы в духе постоянно будем обращать наш взор на Господа Иисуса, то можем оставить все препятствия, страх, инертность, леность и уныние, и принимать участие в строительстве Церкви Иисуса.
Яркий пример по этому вопросу мы видим в Неем.2,17-18: «И сказал я им: вы видите бедствие, в каком мы находимся; Иерусалим пуст и ворота его сожжены огнём; пойдём, построим стену Иерусалима, и не будем впредь в таком уничижении.
18 И я рассказал им о благодеявшей мне руке Бога моего, а также и слова царя, которые он говорил мне. И сказали они: будем строить, — и укрепили руки свои на благое дело».
Кроме единства, которое должно быть укреплено при содействии многообразных Божиих даров, апостол Павел говорит ещё о второй цели. При строительстве Церкви основополагающим является не только необходимость вцелом стимулировать собрание к содейстию в работе, но и каждого его члена в отдельности.
Каждого следует поддержать в процессе своего духовного созревания. При этом речь идёт не о более интенсивном набожном переживании, не о более сильном религиозном чувстве или особых испытаниях.
Духовную зрелость апостол Павл связывает с содержанием веры. Кто достиг духовной зрелости, тот вырос из детской обуви. В Послании Евр.5,12-14 читаем: «Ибо, судя по времени, вам надлежало быть учителями; но вас снова нужно учить первым началам слова Божия, и для вас нужно молоко, а не твёрдая пища.
13 Всякий, питаемый молоком, несведущ в слове правды, потому что он младенец; 14 твёрдая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла».
А так же в 1Кор.13,11: «Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое».
А так же 1Кор.14,20: «Братия! не будьте дети умом: на злое будьте младенцы, а по уму будьте совершеннолетни».
Речь идёт о преобразовании в глубине. Изменение, при котором мы всё более принимаем тождество (идентичность) Христа, и всё менее позволяем структурам мира сего определять нашу жизнь. При этом нашем изменении мы, как дети Божии, как сыны и дочери Божии, всё более врастаем в новую идентичность.
Это является целью зрелой веры, является личным отношением с Господом Иисусом при полном Ему доверии. Это такая жизнь, при которой вера, мышление, желание, действия и чувства, действуют вместе и согласованно, но не расходятся.
Это такая жизнь, при которой Господь Иисус один стоит в центре. Именно поэтому и мы приходим к нашему наивысшему назначению и к полному расцвету всей нашей личности. Процесс нашего духовного созревания будет завершён, когда мы будем находиться на небесах в славе нашего Господа Иисуса.
Об этом мы читаем в 1Кор.13,12: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан».
Сейчас мы находимся ещё в пути к этой цели. Но в нашей земной жизни мы имеем пункты для ориентировки, которые помогают нам оставаться на верном пути: след-вслед идите непосредственно за Иисусом, обращайте внимание на Его голос, делайте то, что Он вам говорит.
Обращайте также внимание на попутчиков. Обращайтесь к ним откровенно и приветливо. А в конечном итоге не теряйте мужество, не унывайте, если наш земной путь становится иногда каменистым, тягостным и утомительным, Рим.12,12: «утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны».
Перейдём к последним трём стихам нашего главного текста: то есть к стихам от 14-го по16-й. Детьми в вере являются для апостола Павла такие верующие, которые ещё не знают основу христианской веры. Духовно зрелые верующие напротив, укреплены в Слове Божием.
Они твёрдо стоят, как глубоко укоренивншееся дерево, которое простирает свои корни к воде. Тогда мы больше не позволим себя обольщать, не позволим оказывать на нас влияние каждому мнению учения, чтобы вселить в нас неуверенность; и не впасть в искусные обманчивые трюки хитрых и коварных людей.
Вместо этого в любви будем держаться истине, и во всех отношениях стремиться всё больше стать похожими на Иисуса Христа, Который является главой Своего тела – Своей Церкви. И только наше укрепление в истине Слова Божиего сможет нас хранить от лжи коварных людей:
2Кор.4,2: «но, отвергнув скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом».
1Фес.2,3-4: «Ибо в учении нашем нет ни заблуждения, ни нечистых побуждений, ни лукавства; 4 но, как Бог удостоил нас того, чтобы вверить нам благовестие, так мы и говорим, угождая не человекам, но Богу, испытующему сердца наши».
2Тим.2,15: «Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины».
На этом пути, как Церковь Иисуса, так и каждое дитя Божие переживёт духовный рост, который направлен на Христа, главу Своей Церкви. Этот духовный рост станет заметным в возрастающей любви к Иисусу, а также в возрастающей любви к ближнему.
Любовь является питательной средой духовного роста: через безоговорочную отдачу Господу Иисусу, мы можем Его любить:
Рим.6,13: «и не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности».
Втор.6,5: «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душёю твоею и всеми силами твоими».
Но что тогда, если кто-то из детей Божиих утратило мужество, если оно не знает, что дальше делать; если этот человек устал и чувствует себя совершенно одиноким? Тогда на первый план выступает тот факт, что Иисус Христос дал нам общение и необходимость молиться за наше единство.
Особенно за то, чтобы мы могли друг друга нести, как мы читаем в Гал.6,2: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов».
Один должен другого поддерживать и укреплять, ободрять и воодушевлять. Святой Дух даёт нам в этом вопросе пример в Флп.2,1-5: «Итак, если есть какое утешение во Христе, если есть какая отрада любви, если есть какое общение духа,
если есть какое милосердие и сострадательность, 2 то дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; 3 ничего не делайте по любопрению (страсть к образованию партий) или по тщеславию,
но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. 4 Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. 5 Ибо в вас должно быть то же мышление, какое и во Христе Иисусе».
А что тогда, если кто-нибудь из верующих открыто впадёт в грех? Тогда какой-нибудь христианин, водимый Святым Духом, в полном смирении и любви истинно поможет падшему в грех снова подняться.
Его любовь заступится за падшего и направит его взор на Господа Иисуса, его Искупителя. Об этом мы находим пример в Гал.6,1: «Братия! если и впадёт человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушённым».
Иисус Христос сильнее всякого греха, ибо Своей смертью Он разрушил на Голгофском кресте власть греха, и принуждение к согрешению: Еф.1,7: «в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его».
1Кор.1,30: «От Него и вы во Христе Иисусе, Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением».
1Кор.15,57: «Благодарение Богу, даровавшему нам победу Господом нашим Иисусом Христом!»
А теперь вернёмся к началу данной проповеди. Я просил вас: по ходу рассмотрения данной темы, постоянно помнить о том, что главным Божиим даром, что самый дорогой подарок, Который Бог дал нам людям, Своему падшему в грех Творению, является наш дорогой, милостивый, любящий и долготерпеливый Господь Иисус Христос.
Об этом читаем в послании Рим.8,32: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?».
Для чего Он подарил нам Своего Сына, мы читаем в Рим.4,25: «Который предан за грехи наши и воскрес для оправдания нашего».
Главным Божиим даром нам людям является наш возлюбленный Господь Иисус! Мы можем сказать, что это является аксиомой. Но теперь я обращаю ваше внимание на последнее выражение этого стиха: «как с Ним не дарует нам и всего?».
Когда Пётр и Иоанн открыто проповедывали перед народом Евангелие о воскресшем Иисусе, то там покаялось порядка 5000 человек. Допросив их, то есть Петра и Иоанна, старейшины, начальники, книжники и первосвященник, пригрозили им, но отпустили из-за множества народа.
Пётр и Иоанн пересказали о случившемся собранию. Все стали на колени и молились, как читаем в Д.Ап.4,29-31: «И ныне, Господи, воззри на угрозы их, и дай рабам Твоим со всею смелостью говорить слово Твоё,
30 тогда как Ты простираешь руку Твою на исцеления и на соделание знамений и чудес именем Святого Сына Твоего Иисуса. 31 И, по молитве их, поколебалось место, где они были собраны, и исполнились все Духа Святого, и говорили слово Божие с дерзновением».
Отсюда мы делаем вывод, что во Христе Иисусе Бог дал всем детям Божии в удобное и неудобное время с дерзновением говорить Слово Божие, радостную весть с Голгофы. Из выше приведённых мест Писания мы познали, что Небесный Отец подарил нам Своего Сына для прощения грехов и получения жизни вечной.
А теперь мы спросим себя: чем же мы Ему за это обязаны, что мы можем Ему подарить взамен? В 1Кор.8,6 читаем: «но у нас один Бог Отец, из Которого всё, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым всё, и мы Им».
Из этого стиха мы познаём, что во Христе Иисусе Бог даёт нам не только всё, но что и мы, все дети Божии, должны быть «для Него!». Мы снова стали Его собственностью, и должны не для себя, но для Него жить!
Очень важным аспектом является всё то, что Бог дал нам через Своего Сына Иисуса Христа, о чём читаем в Первосвященнической молитве Иисуса, Ин.17,6-9: «Я открыл имя Твоё человекам, которых Ты дал Мне от мира; они были Твои, и Ты дал их Мне, и они сохранили слово Твоё.
7 Ныне уразумели они, что всё, что Ты дал Мне, от Тебя есть, 8 ибо слова, которые Ты дал Мне, Я передал им, и они приняли, и уразумели истинно, что Я исшёл от Тебя, и уверовали, что Ты послал Меня. 9 Я о них молю: не о всём мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои».
Отсюда мы познаём, что Отец дал Своему Сыну определённый контингент людей, которые способны уверовать и принять Иисуса в сердце. Об этом мы читаем в Рим.8,29-30, а также в Ин.6,44: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день».
Из этого текста мы также познаём, что «всё, что Отец дал Сыну, исходит от Небесного Отца, то есть от Бога. Примером этого могут быть слова Бога, которые Он передал Сыну, а Сын передал их уверовавшим в Него.
Господь Иисус передаёт Своим искупленным также славу, которую Он получил от Отца. В Евангелии от Ин.17,22 читаем: «И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им: да будут едино, как Мы едино».
А в заключение Своей молитвы Господь Иисус просит Отца в Ин.17,24: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира».
Этот перечень можно бесконечно продолжить, но на этом мы закончим нашу тему «Божии дары». Аминь.