Свет и тьма, часть шестая
Мир вам дорогие слушатели и читатели наших проповедей. Продолжаем рассмотрение темы «Свет и тьма». Сегодня шестая часть. Поскольку со смертью Иисуса на Голгофском кресте соотношения света и тьмы на земле существенно изменились в пользу света, я считаю уместным подвести на этом месте промежуточный итог.
Тьма родилась и выросла до катастрофических размеров через помазанного херувима в его святилищах. Когда эта тьма выросла до угрожающих размеров, то Бог низверг её с небес, вследствие чего жилой земле, которую Бог приготовил для Своего будущего Творения, был причинён великий ущерб.
Сатана разрушил на земле всё, что Бог приготовил для Своего будущего Творения и смешал свет с тьмой. Прошу также учесть, что согласно Ис.45,18 Бог сотворил землю для жительства, но не такую, какую мы её видим в Быт.1,2.
Читаю из книги пророка Ис.45,18: «Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший её; Он утвердил её, не напрасно сотворил её; Он образовал её для жительства…».
Для дальнейшего осуществления Божиего плана Бог отделил свет от тьмы, но с этого момента тьма имеет доступ на землю. Однако, несмотря на это Бог сотворил на земле людей для исполнения Своего плана. Творение Бога, Адам и Ева, вовлечены через хитрость змея в грех.
По этой причине потомки Адама и Евы являются погибшими грешниками, как читаем в Рим.5,12: «Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили».
В потомках Адама и Евы тьма в течение 1656 лет так разрослась, что Бог вынужден был истребить всё человечество потопом. Восьмью душами Бог делает в истории человечества на земле новое начало. В определённое время, после многократных откровений среди людей, Бог создаёт Свой народ Израиль.
В Израиле, как мы выше рассмотрели, тьма в лице сатаны и его демонов нашла хорошую почву для быстрого роста. Чтобы сатана не мог помешать исполнению Божиего плана по отношению к Израилю и вообще ко всему человечеству, Бог периодически пресекает рост тьмы путём частичного истребления особо обременённых людей.
Но к пришествию Господа Иисуса на землю всё человечество оказалось полностью в плену у сатаны, то есть весь мир оказался во зле. Поэтому, чтобы снова не истребить всё человечество, Бог посылает в Жертву за грехи всего мира Своего Сына Иисуса Христа.
Господь Иисус одержал Своей смертью неповторимую победу над всей тьмой: над сатаной и его демонами.
С момента победы Господа Иисуса над тьмой на Голгофском кресте, тьма продолжает катастрофически расти, потому что сатана не сдаётся и всё ещё мечтает одержать победу над Божией властью, над властью света.
Своей кульминационной высоты тьма достигнет во вторую половину 70-ой седьмины, когда антихрист откроется во всей своей власти.
Теперь посмотрим, что говорит Святой Дух о Господе Иисусе, как о истинном свете. Хорошо пишет об этом ученик Иисуса Иоанн в Ин.1,4-5: «В Нём была жизнь, и жизнь была свет человеков. 5 И свет во тьме светит, и тьма не объяла его».
Это значит, что при пришествии Иисуса в этот мир, последний полностью лежал во зле, то есть представлял собою сплошную тьму: «и свет во тьме светит». Иисус принёс людям свет и через свет – жизнь.
«Тьма не объяла его!». Чем темней окружающая среда, тем ярче светит свет. Этот свет Евангелия об Иисусе и сегодня ещё светит, но для мира сего этот свет скоро погаснет, поэтому Иисус говорит в Ин.12,35:
«Тогда Иисус сказал им: ещё на малое время свет есть с вами; ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма (сатана и его демоны): а ходящий во тьме не знает, куда идёт.
Все погибшие грешники, которые отвергают Иисуса и не верят в Него, не знают, куда идут, не знают, что идут прямиком в ад! Когда Церковь Иисуса будет восхищена на небо, то всех безбожников, оставшихся на земле, целиком и полностью охватит тьма в лице антихриста и всех демонов сатаны, которые будут выпущены на свободу, чтобы мучить людей (Отк.9,1-5). Люди захотят умереть, но не смогут.
А теперь обратимся к центральному сообщению Святого Духа в Новом Завете, которое находится тоже в Евангелии от Иоанна гл.3,16-20: «Ибо так возлюбил Бог мир (всех людей), что отдал Сына Своего Единородного (для чего? В Жертву за грехи), дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.
17 Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир (преждевременно), но чтобы мир спасён был чрез Него. 18 Верующий в Него не судится, а неверующий уже осуждён, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия.
19 Суд же состоит в том, что свет пришёл в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; 20 ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идёт к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы».
Все безбожники категорически не хотят слышать Евангелие о Иисусе, не хотят слышать, что они являются погибшими грешниками и нуждаются в прощении грехов. Они знают из Библии: если человек хочет спастись для жизни вечной, то нельзя обманывать (Еф.4,25), нельзя красть (Еф.4,28), нельзя заниматься прелюбодеянием (Рим.13,9) и т.д.
Но всё это является их основой и содержанием жизни, поэтому они не хотят и не могут расстаться с таким образом жизни. Свет Евангелия обличает их злые дела. В истории со слепорождённым в Ин.9 ученики спрашивают Иисуса:
«Равви! Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии. Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день;
приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру. Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошёл и умылся, и пришёл зрячим» (Ин.9,1-7).
«Не согрешил ни он, ни родители его!..». Так говорит Иисус. В слепорождённом мы символично видим Божий народ Израиль, о котором Господь Иисус сказал в Иез.12,2: «сын человеческий! ты живёшь среди дома мятежного; у них есть глаза, чтобы видеть, а не видят; у них есть уши, чтобы слышать, а не слышат; потому что они — мятежный дом».
Господь Иисус свидетельствует о Себе в Ин.8,12 и Ин.12,46. Читаю эти места.
Ин.8,12: «Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни».
Ин.12,46: «Я свет пришёл в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме».
Поэтому Он дал задание Своим ученикам, как и Сам получил задание от Отца, нести свет Евангелия всем народам мира сего. Приведу по этому поводу характерные сообщения апостолов Павла, Петра и Иоанна.
Апостола Павла Господь Иисус призвал особым образом; и призвал его для того, чтобы он нёс свет Евангелия язычникам, Д.Ап.13,45-47: «Но Иудеи, увидев народ, исполнились зависти и, противореча и злословя, сопротивлялись тому, что говорил Павел.
46 Тогда Павел и Варнава с дерзновением сказали: вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам.
47 Ибо так заповедал нам Господь: Я положил Тебя во свет язычникам, чтобы Ты был во спасение до края земли».
Об этом задании Господа Иисуса апостолу Павлу мы читаем в Д.Ап.26,17-18: «избавляя тебя от народа Иудейского и от язычников, к которым Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освящёнными»».
И апостол Пётр пишет в своём первом и втором Послании о цели нашего призвания и задачи каждого верующего:
1Пет.2,9: «Но вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет».
2Пет.1,19: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в тёмном месте, доколе не начнёт рассветать день и не взойдёт утренняя звезда в сердцах ваших».
В отношении этого вопроса Господь Иисус говорит о Себе в Ин.9,4-5: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать. 5 Доколе Я в мире, Я свет миру».
Поэтому Он призывает Своих учеников и все детей Божиих, чтобы мы до тех пор несли этот свет Евангелия всем людям мира сего, пока этот истинный свет ещё светит, Мтф.28,19-20: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, 20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века».
Поэтому Иисус и говорит Своим ученикам, а сейчас – ко всем детям Божиим, Мтф.5,14-16: «Вы — свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. 15 И, зажёгши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.
16 Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного».
Мы не можем погибших грешников спасать для жизни вечной, но мы можем и должны им дать все необходимые познания, что они являются погибшими грешниками и нуждаются в спасении;
мы должны их подготавливать к тому, чтобы они позволили Господу Иисусу спасти себя. Мы должны подготавливать людям путь ко Христу, как и Иоанн Креститель подготавливал для Израиля путь ко Христу, к Мессии Израиля, как читаем в Ин.1,6-8:
«Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн. 7 Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали чрез него. 8 Он не был свет, но был послан, чтобы свидетельствовать о Свете».
Так и все дети Божии, независимо от дара, который мы имеем от Бога, должны свидетельствовать миру сему о нашем Господе Иисусе. Далее Святой Дух говорит через апостола Павла, что дети Божии «были некогда тьма, а теперь – свет в Господе: поступайте как чада света».
И дальше он говорит, что дети Божии являются «сынами света и сынами дня» и призывает «отвергнуть дела тьмы и облечься в оружие света», чтобы нам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими, непорочными среди строптивого и развращённого рода, в котором мы сияем, как светила в мире. Таковыми желает нас видеть наш возлюбленный Господь Иисус. Об этом мы читаем в:
Еф.5,8: «Вы были некогда тьма, а теперь — свет в Господе: поступайте, как чада света».
1Фес.5,4-5: «Но вы, братия, не во тьме, чтобы день застал вас, как тать. 5 Ибо все вы — сыны света и сыны дня: мы — не сыны ночи, ни тьмы».
Рим.13,12: «Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем дела тьмы и облечёмся в оружия света».
В Еф.5,8 и в 1Фес.5,4-5 Святой Дух констатирует факт, что мы, дети Божии, стали «светом в Господе», что мы теперь «не сыны ночи, ни тьмы», какими мы некогда были, но мы теперь «сыны света и сыны дня», поэтому Святой Дух призывает нас «отвергнуть дела тьмы и облечься в оружие света» и «поступать, как чада света».
Всё это Святой Дух и сегодня ставит перед нашими глазами, чтобы мы заняли перед Господом Иисусом и в окружающем нас мире такое положение, о котором читаем в Флп.2,15:
«чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращённого рода, в котором вы сияете, как светила в мире».
Это было бы больше чем прекрасно, если бы все дети Божии заняли такое духовное положение, как апостол Павел пишет здесь Филиппийцам. Но сатана не спит, и чем больше дети Божии становятся похожими на Господа Иисуса, тем больше он их атакует и ищет слабые места.
Он ищет, как говорит Писание: «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить».
Защиту от такого нападения диавола многие дети Божии думают найти в том, как сказано в Иак.4,7: «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас».
Чаще всего дети Божии манипулируют второй частью этого стиха: «противостаньте диаволу, и убежит от вас». Они всячески пытаются противостоять диаволу, а он, к сожалению вновь и вновь приходит, и не думает убегать.
Потому, что чаще всего в борьбе с диаволом дети Божии совершенно забывают первую часть этого стиха: «…покоритесь Богу». Именно с этого нужно начинать в борьбе с диаволом.
Прежде всего, из Писания следует хорошо познать Божию волю по отношению к нам, детям Божиим, а затем начинать устраивать свою жизнь в соответствии с Божией волей!
При решении этого вопроса мы будем иметь существенную помощь, если будем знать и помнить о том, что Бог подарил нам через Жертву Иисуса Христа и постоянно благодарить Его за это. Об этом читаем в 1Кор.2,12: «Но мы приняли не духа мира сего, а Духа от Бога, дабы знать дарованное нам от Бога».
Если я скажу, что Он подарил нам очень многое, то это будет верно, но, тем не менее, не исчерпывающе, потому что Писание говорит, что во Христе Иисусе Он нам всё подарил, Рим.8,32: «Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?»
А теперь обращаю ваш взор на главные дары, которые мы имеем от Бога через Иисуса Христа. Поскольку мы рассматриваем тему «свет и тьма», то в первую очередь скажу о даре света.
1. Дал нам свет и разум:
1Ин.5,20 «Знаем также, что Сын Божий пришёл и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного и да будем в истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть истинный Бог и жизнь вечная».
Сын, Которого дал нам Отец, «пришёл и дал нам свет и разум!..». Для чего? Чтобы мы познали истинного Бога, познали Его Сына и пребывали в Нём, потому что и Сын является истинным Богом и жизнью вечной. Ещё одно место Писания хорошо освещает этот вопрос в Еф.1,17-18:
«чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, 18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чём состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых».
Но это «богатство славного наследия» мы получаем от Бога не только в духовных дарах, но и в материальных для покрытия наших нужд. Но я перечислю только некоторые духовные дары, а материальных не буду касаться.
2. Дал нам неизреченный дар благодати. Во 2Кор.9,14-15 апостол Павел пишет Коринфянам о даре благодати, как о неизреченном даре: «молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию. 15 Благодарение Богу за неизреченный дар Его!».
О Божием даре благодати Святой Дух упоминает во многих местах Нового Завета. Приведу несколько из них:
Еф.2,8: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар».
1Кор.1,4: «Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе».
3. Дал нам Святого Духа. Об этом даре Бога Святой Дух свидетельствует во многих местах Нового Завета:
1Ин.4,12-13: «Бога никто никогда не видел. Если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нём и Он в нас, узнаём из того, что Он дал нам от Духа Своего».
1Фес.4,8: «Итак непокорный непокорен не человеку, но Богу, Который и дал нам Духа Своего Святого».
Д.Ап.15,8-9: «и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им (язычникам) Духа Святаго, как и нам; 9 и не положил никакого различия между нами и ими, верою очистив сердца их».
4. Дал нам жизнь вечную через Жертву Своего Сына. Много пишет об этом ученик Иисуса Иоанн:
1Ин.5,11: «Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его».
Ин.3,16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
И апостол Павел пишет Римлянам о даре жизни вечной в Рим.6,23: «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.