Он питал тебя манною, часть вторая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Он питал тебя манною». Сегодня вторая часть. В первой части мы закончили на том, что сообщение в нашем главном тексте написано не только для Израиля, но и для всех детей Божиих в Новом Завете. По этому вопросу мы читаем в Рим.15,4: «А всё, что писано было прежде (в Ветхом Завете), написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду».Отсюда совершенно ясно видно, что всё выше сказанное в Ветхом Завете, имеет для нас в Новом Завете очень важное значение. Поэтому обратимся ещё к одному месту в Новом Завете, а именно к Евр.12,15: «(Наблюдайте) следите за тем, чтобы кто не испытал недостатка (лишился) благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие».
Славный стих! Он адресован нам, всем детям Божиим. И вы, все слушатели и читатели наших проповедей, следите за тем, чтобы никто из вас не впал в блуд, или вёл бы себя по отношению к Слову Божиему как Исав, который продал своё первородство за похлёбку!
Касается это нас? Как просто было бы сказать: «простите меня, но это Послание направлено Евреям, поэтому для Церкви это Послание не подходит». Дорогие братья и сёстры, я оставляю такие мысли стоять, кто так думает. Но я вижу это сообщение иначе, и не говорю, что я прав.
Как и многих других детей Божиих, Господь Иисус вёл и ведёт меня Своим путём, поэтому любое Его предупреждение через Слово вызывает приятное эхо в моём сердце. При этом по причине величины Его Жертвы, я не испытывают никакого страха в отношении своего спасения.
Я тоже много ошибаюсь, но величины Жертвы Иисуса хватает на все мои ошибки! «Следите за тем»… «чтобы не было между вами какого блудника, или нечестивца, который бы, как Исав, за одну снедь отказался от своего первородства» (Евр.12,16).
Если мы знаем, что стоим перед страстным сексуальным желанием или перед каким-либо другим желанием, которое может нам и другим верующим причинить большой вред, то Жертва Иисуса всё ещё больше нашего самого большого греха.
Я знаю одного брата в нашем собрании, который однажды пал в сексуальный грех. Он говорит теперь: «если мы падаем в такой грех, то от этого мы терпим большой вред, большой урон». Многие годы он имел по этому вопросу оправдание. Определёнными местами Писания он оправдывал свои злые поступки и действия.
И как вы думаете, в каком месте Писания он находил оправдание своим злым действиям? Есть такое место в Библии. В 1Тим.6,17 читаем: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, (а теперь самое главное, и я это подчёркиваю) дающего нам всё обильно для наслаждения».
Он тоже уповал на Бога, «дающего нам всё обильно для наслаждения». Конечно, для нашей развращённой плоти сексуальная страсть является наслаждением. К великому сожалению да! Так страшен и мерзок наш грех! Другое любимое место Писания этот брат видел в 1Кор.6,12: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною».
Или в 1Кор.10,23: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но не всё назидает».
Он брал себе в оправдание только первые части этих стихов, а всё остальное не брал во внимание. И лично я знаю многих детей Божиих, которые хотя и не в вопросе сексуальной страсти, но по отношению других своих страстей пытаются оправдать себя выражением: «всё мне позволительно!».
Но увещевание «не всё полезно» и «ничто не должно обладать мною» относится тоже к этим местам Писания, которые нам следует полностью соблюдать! Поэтому Святой Дух настоятельно призывает всех детей Божиих упражняться в благочестии, как читаем в 1Тим.4,7-8:
«Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии, 8 ибо телесное упражнение мало полезно, а благочестие на всё полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей».
«Упражнение… в благочестии на всё полезно!». Теперь мы снова оказались там, откуда мы пришли: «Он (Бог) … питал тебя (Израиль) манною, которой не знал ты и не знали отцы твои, дабы показать тебе, что не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живёт человек».
Почему вы не читаете Библию? Конечно, я не хочу подвергнуть вас испытанию, но хочу обратиться к вашей совести. Теперь мы переходим к еде в пустыне. Мы с вами знаем, что Израиль 40 лет странствовал в пустыне Син.
Обратимся по этому поводу к Исх.16,2-3, где читаем о том, как весь Израиль возроптал на Моисея и Аарона, Исх.16,2-3: «И возроптало всё общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона в пустыне, 3 и сказали им сыны Израилевы: о, если бы мы умерли от руки Господней в земле Египетской, когда мы сидели у котлов с мясом, когда мы ели хлеб досыта! ибо вывели вы нас в эту пустыню, чтобы всё собрание это уморить голодом».
Напоминаю ещё раз, что Египет символизирует мир сей; пустыня символизирует испытание Богом детей Божиих в течение всей жизни веры на этой земле; а для Израиля сорокалетнее странствование в пустыне является следствием непослушания и неверия, на основании которого Израиль не занял обетованную землю. А обетованная земля Ханаана символизирует жизнь.
Израиль находился в пустыне и испытывал, конечно, голод. Но в пустыне мы видим проблемы Израиля. Если по отношению к Господу Иисусу мы проявляем непослушание, то и у нас возникают, конечно, проблемы. В таком случае многие дети Божии обвиняют Бога.
Но Бог милостив, и не желает видеть Свой народ голодующим и даёт ему манну с небес. В стихе 4 этой же главы мы дальше читаем в Исх.16,4: «И сказал Господь Моисею: вот, Я одождю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно,
сколько нужно на день, чтобы Мне испытать его, будет ли он поступать по закону Моему, или нет; а в шестой день (перед субботой) пусть заготовляют, что принесут, и будет вдвое против того, поскольку собирают в прочие дни».
Глубже вникнуть и рассмотреть эти события, было бы очень интересно. Мы знаем, что Израильтяне пытались в обычные дни собирать больше манны, чем на один день, поэтому в ней заводились черви. Итак, мы видим, что человек делает противоположное указанию Бога. Поэтому нам не стоит удивляться поведению Израиля в пустыне. В манне мы видим Господа Иисуса – Слово Божие, которое следует каждый день читать!
Этот брат, который падал в сексуальную страсть, говорит дальше: «я испытал, куда ведёт необузданность, если за неё держишься. Я думал: ведь я дитя Божие и со мной не может ничего случиться. Бог намного больше наших грехов и имеет ещё больше милости. Это было великое счастье, что Бог сильнее меня».
«Дабы показать тебе…», чтобы проверить тебя. Желал ли народ жить по закону или нет, но Бог давал ему манну с неба каждый день. Однако Израиль постоянно роптал против Бога. О таком очередном возмущении народа мы читаем в Чис.21,4-5:
«От горы Ор отправились они путём Чермного моря, чтобы миновать землю Едома. И стал малодушествовать народ на пути, 5 и говорил народ против Бога и против Моисея: зачем вывели вы нас из Египта, чтоб умереть нам в пустыне, ибо здесь нет ни хлеба, ни воды, и душе нашей опротивела эта негодная пища».
Это значит, что по отношению к Слову Божиему я вообще не имею больше аппетита. Дорогие братья и сёстры, советую вам немного воплотиться, поглубже вникнуть в эту ситуацию. Здесь не идёт речь о покаянии. Покаяние является предпосылкой всего.
И если ты ещё не обратился к Господу Иисусу, то нет и смысла, чтобы ты вместе с нами над всем этим размышлял. Прежде всего, приходи со своими грехами к Иисусу с покаянием. А затем Господь Иисус желает, чтобы ты вошёл в жизнь.
Господь Иисус говорит Израилю: «Я поставил перед тобой всю обетованную землю, сражайся, входи и эту землю, ты уже имеешь её; достаточно чтобы ты только вошёл в неё!». Но Израильтяне видели этих исполинов.
В Новом Завете мы имеем хорошую параллель по отношению этой ситуации. Об этом мы читаем в 1Тим.12,4: «борись добрым сражением (праведно) за веру, овладевай (держись) жизнью вечной, к которой был призван ты, когда исповедовал Христа в присутствии многих свидетелей».
«Овладевай или держись» жизни вечной, к которой ты призван был. Праведно борись за веру, держись жизни вечной, к которой ты был призван, когда исповедовал Христа в присутствии многих свидетелей. Ты уже имеешь её, овладевай ею в вере! Дети Божии должны овладевать жизнью вечной, как и Израиль должен был войти в обетованную землю и овладевать ею. Ханаан символизирует жизнь.
Как Господь Иисус относился и реагировал на поведение Израиля, мы читаем в продолжении этой истории. В Псалмах Он Сам говорит нам о том, что Его гнев возгорелся против Израиля и многих из них истребил. Но, несмотря на это, Израильтяне и дальше продолжали грешить. К примеру, в Пс.105,13-15 читаем:
«Но вскоре позабыли, что Он сделал, советами Его пренебрегли. 14 Но стали голодны они в необитаемой пустыне, и Господа решили испытать. В пустыне предались они желаньям (похотям), и Господа решили испытать. 15 И Он исполнил всё, о чём они просили, но наслал на них истощение души».
Параллели такого поведения мы видим также и в Новом Завете. Есть такие христиане, которые влачат жалкую духовную жизнь. Я не знаю, где такие христиане приземлятся в своей жизни веры. Но я ободряю всех вас жить настоящей жизнью христиан в том, что Слово Божие вы будете ставить выше материальной пищи. Но предупреждаю вас также о том, чтобы вы не обратились в крайнюю противоположность.
Обратимся по этому поводу ещё раз к Новому Завету и посмотрим на эту противоположную крайность. Выше мы отметили, что сатана использует еду, чтобы увести человека к запрещённым ощущениям.
Этот же сатана берёт других людей и говорит через них: «о, если ты только взглянешь на шницель; ни в коем случае этого не делай, потому что ты не имеешь право есть мясо». И таким образом сатана уводит верующих в противоположную крайность, чтобы на основании этих искушений точно так, как и Израильтяне в пустыне, ходили в заблуждении.
Посмотрим теперь на эти события в пустыне с точки зрения Нового Завета. По этому поводу Святой Дух прекрасно рисует нам эти мерзкие грехи Израиля в пустыне и настоятельно предупреждает нас, чтобы мы не подражали им, как читаем в 1Кор.10,1-11:
«Не хочу оставить вас, братия, в неведении, что отцы наши все были под облаком, и все прошли сквозь море; 2 и все крестились в Моисея в облаке и в море; 3 и все ели одну и ту же духовную пищу; 4 и все пили одно и то же духовное питиё: ибо пили из духовной последующей скалы; скала же был Христос.
5 Но не о многих из них благоволил Бог, ибо они поражены были в пустыне. 6 А это были образы для нас, чтобы мы не были похотливы на злое, как они были похотливы. 7 Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть.
8 Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи. 9 Не станем искушать Христа, как некоторые из них искушали и погибли от змей. 10 Не ропщите, как некоторые из них роптали и погибли от истребителя. 11 Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков».
Это написал апостол Павел для нас, детей Божиих: «Все это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков». Теперь я вас спрашиваю: «касается это нас или нет?». Совершенно ясно, что это и нас касается.
Святой Дух называет еду и питиё идолопоклонством, как читаем в стихе 8 этого текста: «Не будьте также идолопоклонниками, как некоторые из них, о которых написано: народ сел есть и пить, и встал играть».
Мы не хотим на основании этого сделать вывод, что живой Бог, Который даёт нам всё в изобилии, не может благословить наши совместные праздничные обеды, как и наш пост. Еда остаётся прекраснейшим образом нашего общения, а также Библейского общения.
Господь Иисус очень желает иметь с нами общение, поэтому Он делает большое ударение на празднование вечери воспоминания, как читаем в Лк.22,15. Мы постоянно зачитываем такие места Библии на первом часе нашего богослужения: «и сказал им (ученикам): очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания».
Но это не значит, что мы осуждаем еду и приписываем её теперь сатане как средство для искушения людей; но хотим действительно понять, что жажду или алчность сатана использует для того, чтобы увести нас в ложное направление, загнать нас в угол.
Одних искуситель искушает к алчному проглатыванию; а другие обмануты сатаной таким образом, что при каждом употреблении мяса испытывают внутренние искушения. Как в одном, так и в другом случае мы видим действие демонов. Святой Дух совершенно выразительно говорит об этом в 1Тим.4,1-3:
«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, (а теперь самое главное) через лицемерие лжесловесников, сожжённых в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением».
Сатана стремится увести людей в одну или другую крайность. Есть такие люди и даже в собрании среди верующих, которые своё воздержание в еде или другое воздержание выставляют как смирение. Но это ложное смирение! И Библия говорит об этом в Кол.2,18.23:
«Никто да не обольщает вас самовольным смиренномудрием и служением Ангелов, вторгаясь в то, чего не видел, безрассудно надмеваясь плотским своим умом»
Ст.23 «Это имеет только вид мудрости в самовольном служении, смиренномудрии и изнурении тела, в некотором небрежении о насыщении плоти».
В этом мы видим другую, ложную сторону истинного смирения. А эту другую сторону мы обязательно должны выставлять на вид, показать здесь в проповеди. Чтобы мы Слово Божие ставили в центр внимания и ходили Божиим путём. Каждый может себе в Библии найти то, что он хочет. Один говорит: «ты не должен так много говорить, потому что в Библии написано, что ты должен молчать». А другой говорит: «ты должен открывать свои уста и свидетельствовать».
Это значит, что каждый может… Что он может? В этом вопросе дело заключается в том, что становится явным, чем наполнено сердце того или другого человека. В этом заключается дело. Поэтому Господь Иисус ждёт от нас откровенного поиска в Слове: как от каждого отдельного верующего, так и от всего собрания. Мы все в этом нуждаемся!
Почему мы в этом нуждаемся? Чтобы не нагнетать в собрании дух лихорадочной деятельности. Я думаю, что все вы хотите жить. А то, что Слово Божие нам сегодня показывает, является условием для нормальной духовной жизни.
Настоящее качество жизни это – мир и радость, как читаем в Рим.14,17: «Ибо Царствие Божие не пища и питиё, но праведность и мир и радость во Святом Духе».
«Мир и радость!» и плюс к этому ещё спокойствие, несмотря на дух лихорадочной деятельности, который сатана стремится нагнетать. Самое главное при всём этом заключается в том, чтобы мы оставались в истине Слова Божиего, а Бог не ошибается.
Знание того, что Бог не ошибается, вполне достаточно, чтобы с чистой совестью следовать за Ним. Это очень славные вещи, о которых Святой Дух сообщает нам в 1Кор.6,13: «Пища для чрева, и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела».
А так же ст.19-20: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? «Ибо вы куплены дорогою ценою…».
Господь Иисус пришёл к нам в плоти на землю и представил Себя для решения всех рассматриваемых нами сегодня вопросов. Первый Адам потерпел крушение: он ел на основании искушения сатаны. Второй Адам сознательно становится вместо нас погибших грешников под тяжесть наших грехов и побеждает!
А перед Голгофой Господь Иисус был Духом уведён в пустыню для искушения сатаной. Это очень интересное сообщение, потому что в Лук.4,1 мы читаем о том, что Иисус как Человек пришёл от Иордана исполненный Святого Духа: «Иисус, исполненный Духа Святого, возвратился от Иордана и поведён был Духом в пустыню».
Дух, Которым Иисус был поведён в пустыню, был не Его дух, а Дух Святой. Ведь Иисус был таким же человеком, как и мы, поэтому имел и Свой дух. А повёл Его в пустыню Святой Дух. На этом месте у нас должен возникнуть логичный вопрос: «почему Иисус должен был в пустыне сорок дней терпеть голод?». В стихе 2 этой главы затем читаем в Лук.4,2: «Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их напоследок взалкал».
Зачем Иисус должен был эти 40 дней терпеть голод? Ведь так или иначе Он должен был умереть на Голгофском кресте. Это очень интересный вопрос. Иисус должен был пройти испытание от искусителя, который подступил к Нему и говорит в Лук.4,3: «И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом».
И что Господь Иисус ему ответил? Об этом читаем в ст.4: «Иисус сказал ему в ответ: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим».
«Всяким Словом, исходящим из уст Бога!». Здесь мы могли бы сказать: «дорогой Господь Иисус, ведь эти 40 дней испытания уже прошли и Ты можешь теперь сделать из камня хлеб и есть». «Нет! Я не стану слушать голос сатаны». Первый Адам не устоял против искушения сатаны, не выдержал испытания Бога. Второй Адам, наш Господь Иисус, устоял против искушения сатаны! Как мы должны все радоваться, что эта история именно так закончилась.
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.