Добрые дела, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! О бесплодных делах тьмы мы с вами говорили. Такая проповедь имеется на нашем сайте. А сегодня мы поговорим с вами о добрых делах. А вернее о деле, о делах и о добрых делах.Для этого обратимся, прежде всего, к Евангелию от Матфея глава 5,13-16. Там мы читаем о том, что наш Господь Иисус называет учеников «солью земли» и «светом мира»: «»Вы — соль земли, но если соль становится безвкусной, то как она снова станет солёной?
Не пригодна она более ни к чему, разве только выбросить её, чтобы её затоптали ногами. 14 Вы — свет мира. Нельзя скрыть город, построенный на вершине холма; 15 никто не прячет зажжённый светильник под перевёрнутый кверху дном сосуд.
Напротив, светильник ставят на подставку, и он даёт свет всем в доме. 16 Пусть свет ваш сияет перед людьми, чтобы видны были ваши добрые деяния и чтобы люди прославляли вашего Небесного Отца»».
Возьмём этот текст за наш главный текст. В соответствии с нашей темой я ставлю в этом тексте главное ударение на стих 16: «Пусть свет ваш сияет перед людьми, чтобы видны были ваши добрые дела (деяния) и чтобы люди прославляли вашего Небесного Отца»».
Слово «дело» или «дела» связано со словами: делать, действовать, работать, творить, действенность, деятельность, созидать, эффективность и со многими другими глаголами. Как бы немецкий язык не был бедным по сравнению с русским языком, но в данном вопросе мы видим в немецком языке несравнимо большее преимущество, более широкий спектр производных слов.
Для наглядности приведу несколько примеров. Для слова «дело» мы имеем в немецком языке слово «Werk» (верк). Заметим себе это. Во-первых, само слово «Werk» означает: дело, труд, работа, произведение, сочинение, завод, фабрика, предприятие, станция в смысле гидроэлектростанция и тепловая электростанция (Wasserkrafrtwerk, Kohlenkrartwerk). А теперь посмотрим какие слова или какие производные образованы от этого слова «Werk».
«Werkbank» – верстак, на котором работаю;
«Werkstatt» — мастерская по ремонту автомашин и других целей.
«Werkstück» — деталь, изделие, заготовка.
«Werktag» — рабочий день в отличие от воскресенья и праздников, в которые люди обычно не работают, а отдыхают.
«Wasserkraftwerk» — гидроэлектростанция.
«Kohlenkraftwerk» — тепловая электростанция.
«Werktisch» — рабочий стол.
«Werkzeug» — инструмент.
«Werkzeugmaschienenbau» — станкостроение.
«Opelwerk» — завод, который изготавливает всем знакомые автомобили «опель».
«Werksarzt» — заводской врач.
«Werksspionage» — производственный шпионаж и т.д.
Как видите, от слова «дело» в немецком языке образованы очень многие слова. А для нашей сегодняшней темы «дело, дела, добрые дела» это имеет очень важное значение, это говорит нам кое о чём.
Мы имеем в нашем собрании одного брата во Христе, который хорошо знает греческий язык. Он пришёл мне на помощь и подсказал мне, что на греческом языке в нашем главном тексте на месте слова «дела» или «работа» стоит слово «ergon» («эргон»). Это очень интересно! Немцы внесли в свой словарный запас многие иностранные слова. И в медицине вместо слова «трудовая терапия» говорят «еrgotherapie».
Эргономика – это наука о правильной организации человеческой деятельности. «Noma» — это закон. Следовательно, эргономика – это наука, изучающая особенности и возможности функционирования человека в различных системах.
«Ergon» можно легко перевести на русский язык словом «работа» или «работать». Корни слов «ergon» и «работа» находятся во взаимосвязи с энергией. Это очень интересно: энергия и работа в одном слове. А результатом этого является «дело», то есть «Werk». Знать греческий язык – это очень интересное и полезное дело.
Вернёмся к тому, что Библия говорит о деле, делах и добрых делах. И если я вас теперь спрошу: «кто совершает больше всех добрых дел?». Я уверен, что вы хором ответите: «небесный Отец и Господь Иисус совершают больше всех добрых дел».
Такой ответ является действительно истиной! Большинство добрых дел совершил Бог, наш небесный Отец. Этими Божиими делами начинается Библия. В Быт.2,2 читаем: «В седьмой день Бог закончил Своё дело, которое Он сделал, и на седьмой день отдыхал от Своих трудов, которые Он совершил».
В седьмой день Бог отдыхал от всей Своей работы: Он отдыхал от этого «ergo» или от «ergo(na)». В этом стихе мы не читаем: «от всех Своих работ», потому что Божие творение является одной целой работой в течение шести дней.
В седьмой день Бог отдыхал от Своего дела. Бог отдыхал от Своего дела, от Своего Творения, которое Он, полный энергией, совершил. И если кто-нибудь имеет энергию, то Бог имеет несравнимо большую энергию.
Во всех собраниях, наверняка, имеется кафедра, которую изготовил, которую сделал столяр из хорошего дерева. И мы имеем в собрании такую кафедру, которую столяр сделал из дерева от яблони и является делом рук столяра. Библия говорит в Пс.101,26: «В начале Ты, основал землю, и небеса — дело Твоих рук».
А в Псалме 91,5 псалмописец говорит: «Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих».
И если мы духовными глазами внимательно посмотрим на Божие Творение, заглянем в ход событий в природе, то действительно должны восхищаться и ликовать над Божиими делами, над делами рук Его. А в ст.6 того же Псалма читаем: «Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои!».
Мы должны восхищаться над Божиим Творением, что в природе ещё всё так хорошо функционирует, хотя мы, все люди, являемся чемпионами по разрушению гармонии в природе. Мы знаем насколько мы разрушили окружающую нас природу и что именно мы разрушили. И, тем не менее, земля вращается вокруг своей оси ровно за 24 часа.
Поэтому солнце всходит для нас каждое утро. Как это прекрасно, что на одной стороне люди приходят к покою. Американцы и китайцы работают, когда мы в Европе спим и наоборот. Земля вращается вокруг солнца в течение трёх лет за 365 дней с небольшим. А в четвёртый год набегает времени на одни сутки и этот год имеет 366 дней.
Поэтому он называется високосным. На этой длинной орбите вокруг солнца земля летит с огромной скоростью и ни на один миллиметр не отклоняется! На основании этого вращения земли вокруг солнца мы имеем на земле четыре времени года.
Люди регулярно сеют, сажают и собирают урожай. По этому поводу Господь Иисус сказал в сердце Своём после того, как Ной принёс жертву всесожжения и Господь обонял приятное благоухание в Быт.8,22: «впредь во все дни земли сеяние и жатва, холод и зной, лето и зима, день и ночь не прекратятся».
Конечно, далеко не во всех странах мира, но у нас в Европе, если заглянешь в холодильник, то приходится подтвердить, что урожай налицо. Люди образно говорят: дверь холодильника приходится плечом подпирать. Божие дело функционирует надёжно. И если ты заглянешь в холодильник, то увидишь всё, что твоя душа желает!
А тот факт, что во многих странах холодильники у людей выглядят полупустыми, большей частью является следствием греха. В Европе имеется много африканцев, которые немцам говорят: «вы не умеете отдыхать, вы только работаете!». Такое мышление говорит о многом!
Но Божие Творение функционирует на основании энергии, на основании «ergon», как мы выше отметили, что «ergon» означает одновременно работу и Божию энергию, чтобы люди могли есть и пить, чтобы они могли жить. Но, кроме того, что мы видим и знаем Бог совершил намного больше работы, намного больше «ergon».
Бог намного больше работал, творил и творит через Своего Сына, нашего Господа Иисуса. Обратимся по этому поводу к Ин.9, где мы читаем историю о слепорождённом. В лице учеников Иисуса, на примере их вопросов, которые они Ему задают, мы видим наши злые сердца: «почему это так, и почему это вот эдак?
Почему это случилось, почему он болен, почему он слепой?». Всё это Святой Дух отображает нам в следующем тексте в Ин.9,1-3: «И, проходя, увидел человека, слепого от рождения. 2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? 3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём явились дела Божии».
Подчёркиваю и обращаю ваше внимание на самое главное в этом тексте: «Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нём (на этом слепом!) явились дела Божии».
О том, чтобы дела Божии открылись на таких людях, как на этом слепорождённом, мы читаем в стихе 4 этого текста: «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать».
Мы с вами знаем, чем закончилась эта история со слепым. Господь Иисус сделал его зрячим, как читаем в Ин.9,5-7: «Доколе Я в мире, Я свет миру. 6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, 7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошёл и умылся, и пришёл зрячим».
Никогда люди не видели и не слышали, чтобы слепорождённый человек был исцелён и стал зрячим. Это – чудо! Это – Божие дело, которое Он сотворил через Своего Сына. Это является действием, является работой, то есть «Ergon» Бога.
Таким образом, Господь Иисус, исполняя задание небесного Отца, более трёх лет ходил по этой земле, и совершил тысячи добрых дел, тысячи чудес и знамений, о которых вы подробно можете прочесть в проповеди «Исцеление в субботу», которую вы найдёте на нашем сайте.
Не зная ни сна, ни отдыха, Господь Иисус более трёх лет ходил по этой земле, совершая среди людей благодеяния. А человек? Как относятся к этому люди? В Послании Римлянам читаем об этом в главе 3,10-12: «как написано: нет праведного ни одного; 11 нет разумевающего; никто не ищет Бога; 12 все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро (доброго дела), нет ни одного».
Ведь люди должны бы радоваться, должны быть благодарны, что Господь Иисус делал такие добрые дела для пользы таких же людей. Но из Рим.3,10-12 мы познали, что в противоположность нашему Господу Иисусу среди людей «нет делающего добро, нет ни одного».
И какова же реакция по отношению к добрым делам Иисуса? По этому поводу мы читаем, что евреи поднимали камни, чтобы побить Иисуса камнями, как читаем в Ин.10,31: «Тут опять Иудеи схватили каменья, чтобы побить Его».
Как это ужасно! Иисус отвечает Иудеям в стихе 32: «Иисус отвечал им: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями?».
Если мы исследуем не только исцеления, которые Иисус совершил среди Своего народа в субботу, но и вообще все Его добрые дела, о которых Святой Дух сообщает нам в Евангелиях, то приходится бесконечно удивляться и поражаться, что Его народ, Иудеи, были так неблагодарны, так жестоки по отношению к Иисусу.
Но, несмотря на все противодействия Иудеев, Иисус работал и действовал вплоть до Своей смерти на Голгофе. С этой целью заглянем ещё в Ин.4,34, где читаем о цели Иисуса: «Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его».
То, что делал Иисус, все совершённые Им добрые дела за время Его пребывания на земле среди людей, являются делом небесного Отца. А исполнение всех этих дел является для Иисуса пищей, духовной пищей, которой Он питался, чтобы по окончании Своего служения умереть на Голгофском кресте.
В Своём служении Господь Иисус совершил великую работу. Так мы можем характеризовать Его служение по заданию Бога. Поэтому мы можем сказать: самое великое дело, которое когда-либо было совершено, Господь Иисус совершил на Голгофском кресте. Это дело Иисуса на Голгофе имеет большее значение, имеет более высокую ценность, чем материальное Божие творение.
Как бы мы не любили все наши материальные богатства, которые, в конечном счёте, имеют своё происхождение из недр земли; будь это все виды нашего продовольствия, наши жилища, наш транспорт и все виды удобства в современной жизни – всё это прекрасно!
Материальное творение – прекрасно, но дело Господа Иисуса, которое Он совершил на Голгофе, превосходит все ценности материального творения. А если поглубже заглянем в Божии дела, то можем сказать, что Божие творение является третьим по величине.
Вторым по величине является Божие дело, которое Он ведёт, и над которым Он трудится уже в течение 2000 лет времени благодати. Это очень трудное, но великое для Бога дело. Уже в течение 2000 лет Бог непрерывно работает над этим делом, чтобы вывести из среды миллиардов людей тех, которых Он предузнал до основания мира.
И, чтобы их снова приобрести для Своей собственности. Но для этого небесный Отец должен этих людей привести сначала к Иисусу, как Иисус говорит в Ин.6,44, а затем в Ин.14,6 Иисус говорит, что эти, покаявшиеся через Него люди, приходят к Отцу. Читаю эти два места писания.
Ин.6,44: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день».
Ин.14,6: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
Господь Иисус спасает этих людей омовением Своей кровью от всех грехов, и дарит им жизнь вечную, но всю работу по выводу этих людей из мира сего, и чтобы привести их через Святого Духа к Иисусу, совершает небесный Отец. Именно это дело небесного Отца по спасению людей во время благодати является вторым по величине.
Это великое Божие дело по спасению людей заключается главным образом в том, чтобы возбудить в людях веру. А Бог хочет, чтобы все люди спаслись, или позволили себя спасти. Поэтому Он непрерывно работает над каждым человеком мира сего, 1Тим.2,4: «Который (Бог) хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины».
«Бог хочет, чтобы все люди спаслись» – это Его святая воля, но большинство людей не хотят или даже не могут верить. Поэтому Божие дело, чтобы возбудить во всех этих людях веру, является чрезвычайно великим делом!
Быть может, кто-то из вас будет утверждать, что вы родились такими, что сразу уверовали в Иисуса Христа и очень рано приняли Его в сердце? Обратимся по этому вопросу к Ин.6. Эту главу мы по праву называем «хлебной» главой.
В этой главе, как и во всех остальных Евангелиях, мы читаем о насыщении 5000 людей. Все эти люди пришли к Иисусу, потому что они были голодны. Господь Иисус отставляет работу за хлеб в сторону и говорит в Ин.6,27-29: «Трудитесь не ради пищи земной, которая портится, а ради пищи, которая никогда не портится и приносит вам жизнь вечную.
Эту жизнь дарует вам Сын Человеческий, ибо Бог, Отец, отметил Сына Человеческого печатью Своего благоволения». Итак сказали Ему: что нам делать, чтобы творить дела Божии? 29 Иисус сказал им в ответ: вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал.».
«Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал». Какое это великое Божие дело, чтобы возбудить в людях эту веру! Какое это великое дело, что я и вы можем верить. Но большинство людей мира сего не могут верить. Какая это трагедия!
Многие интеллигентные, образованные люди, учёные, которые могут вам объяснить многие секреты современной науки и техники; могут вам объяснить даже теорию эволюции, в которую тоже нужно верить, но в Господа Иисуса и в Его Евангелие они не могут верить!
Это является делом Бога, Который возбуждает в людях веру. Конечно, в соответствии с учением об избрании людей мы с вами знаем, что эту веру с последующим покаянием, Бог может возбудить только в тех людях, которых согласно Рим.8,29 Он предузнал до основания мира.
Именно об этих людях Бог заботится и возбуждает в них веру. Об этом мы читаем в Еф.2,8: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар».
И чтобы вы по достоинству оценили это Божие дело, напоминаю вам в этом месте, что «благодать Бога» встречается в Писании 24 раза, что означает «полномочие». А «благодать Иисуса» или «благодать Христа» встречается в Писании 15 раз, что означает «исполнение».
Это значит, что инициатором спасения по благодати является Бог, а исполнителем этого дела, является Господь Иисус. Но тот факт, чтобы ходить хотя бы за теми людьми, которых Бог предузнал до основания мира и возбудить в них веру, чтобы подарить им эту веру, требует от Бога великую энергию.
Но в Писании есть ещё одно замечательное место, в котором Святой Дух показывает нам гигантскую работу Бога в отношении строительства Церкви Иисуса, чтобы каждый отдельный живой «камень» сделать пригодным для этого духовного храма. Об этом мы читаем в Кол.1,12-14:
«благодаря Бога – Отца, сделавшего нас пригодными к участию в наследии святых во свете, 13 спасшего (избавившего) нас от власти тьмы и введшего в Царство возлюбленного Сына Своего, 14 в Котором мы имеем искупление Кровию Его и прощение грехов». (Согласно оригиналу).
В этом тексте апостол Павел пишет такие слова, которые касаются всех нас, детей Божиих. Первое, что Святой Дух нам показывает в этом тексте, я нахожу неповторимым! Первым делом упоминается наш Небесный Отец, Которого, минуя Иисуса, согласно нашему тексту, мы должны благодарить!
Наше благодарение Отцу мы должны приносить в связи с нашим искуплением Кровью Иисуса, Сына Его. Но за это мы должны благодарить непосредственно Бога! Хотя это верно, если мы скажем: кто Сына чтит, тот чтит Отца, как об этом читаем в Ин.5,23: «дабы все чтили Сына, как чтут Отца. Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его».
«Кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца», и, тем не менее, мы в этом стихе все призваны благодарить Отца. Но очень важно то, за что мы должны благодарить Отца. Не так ли? Этот призыв благодарить нашего Небесного Отца имеет в своей основе причину, которая всех нас касается.
В нашем тексте мы читаем, что Отец «сделал нас способными». В этом мы видим составную часть великого дела Бога, нашего Небесного Отца! Вы представляете? Кроме того, что Небесный Отец возбудил в нас веру и привёл к Иисусу, Он «сделал нас ещё и способными».
В этом мы видим грандиозное высказывание в отношении Божиих дел! Это значит, что мы все были неспособны когда-либо принять благословения небесной славы. Но наш милостивый Небесный Отец, на основании Своей любви и через Свою неисчерпаемую энергию «сделал нас способными». На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.