Искушения, часть вторая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Искушение». Сегодня вторая, заключительная часть. В первой части мы остановились на Иак.1,12-15. А именно на том, что в этом тексте речь идёт о жажде, о страсти к вредным, постыдным и разрушительным вещам.Эта страсть отвлекает нас от нормалной духовной жизни. Эти вещи могут быть самыми рзанообразными. Коротко поговорим о некоторых из них. Начнём с искушения Господа Иисуса, о котором читаем в Мтф.4. В отличие от нас, искушение Господа Иисуса было внешним, в основном со стороны людей и сатаны.
У Иисуса не было собственной злой похоти, в отношении которой Он мог быть искушаем. Но, тем не менее, и Он был искушаем. В Мтф.4 мы находим три случая, в которых сатана Его искушал. В ст.2 этой главы читаем: «и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал (проголодался)».
1. Иисус был голоден, а сатана Ему говорит: «если Ты Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами».
Это значит, что сатана хочет искусить Иисуса к тому, что является, собственно, хорошим и верным делом. Сделать хлеб, является действительно не плохим делом, но является Божиим даром.
А сатана предлагает Иисусу сделать этот хлеб в определённое время и таким образом, как это Богу нежелательно. Это такой вид искушения, что в определённое время я самовольно беру вещи, которые, по сути, не плохие, беру их, таким образом, как это Богом не задумано и поэтому нежелательно.
2. В стихах 5-6 сатана предлагает Иисусу, чтобы Он бросился вниз и принудить, таким образом, Бога, чтобы Он послал ангелов, которые должны Его подстраховать. Здесь речь идёт об искушении Бога, чтобы Бога испытать. А Иисус отвечает сатане в стихе 7: «написано также: не искушай Господа Бога твоего».
Такое искушение исходит из Ветхого Завета, когда Израильтяне искушали Господа Иисуса и говорили: «…есть ли Господь среди нас, или нет?» (Исх.17,7). (А если есть, то пусть покажется).
И это является искушением нашей веры, что мы подобно Израилю своевольно бросаем Богу вызов и желаем Его испытать.
3. Сатана предлагает Иисусу власть над всеми царствами мира сего, чтобы кем-то быть, иметь влияние и власть. Господь Иисус отклоняет эту атаку сатаны посредством Слова Божиего, что мы видим в данном тексте в Мтф.4,8-10:
«Опять берёт Его диавол на весьма высокую гору и показывает Ему все царства мира и славу их, 9 и говорит Ему: всё это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне. 10 Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана, ибо написано: Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи».
Мы видим, что Господь Иисус отлично знал Писание. В противном случае Он не мог бы в такой ситуации искушения цитировать Слово Божие. Из Слова Божиего мы также видим, что Иисус верил Писанию. Именно этот факт являлся проблемой Евы: «И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?» (Быт.3,1).
Иисус верил Слову Божиему! Но Он не только верил Слову, но и проявлял послушание Слову Божиему. Сегодня дело обстоит так: мы верим, конечно, Слову Божиему, но часто принимем его высказывания не всерьёз.
А это значит, что проявляем ему непослушание и желаем ходить нашим старым путём. Но Иисус, таким образом, противостоит атаке сатаны и обращает искусителя в бегство.
О различных видах искушения мы читаем также в 1Кор.10. Коринфяне находились в искушении, в обольщении; они оказались на ложном пути в том, что совершали идолослужение. В стихе 14 этой главы мы читаем: «Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения».
В этом идолослужении участвовали все члены Коринфского собрания, каждый из них жертвовал какому-нибудь богу, даже если они сами не так уже и верили в этих богов: «ведь вреда не будет, если Зевсу или Посейдону я принесу в жертву окорок, или на всякий случай пожертвую внутренности.
Кто его знает, быть может, это всё же что-то принесёт? Почему не поучаствовать вместе со всеми? Что, в конечном счёте, всё это значит? Мы все это делаем». Для Коринфян это было обольщением, это было искушением. И для нас сегодня это может быть искушением.
И дети Божии часто так рассуждают: «нельзя же быть таким мелочным». Но бывают такие вещи, когда речь идёт о идолослужении, где речь идёт о спиритизме, об оккультизме. В таких случаях мы должны проявить ясное и решительное «нет!», проявить ясное и твёрдое разделение, твёрдо противостоять соблазну и искушению.
Павел приводит Коринфянам из Ветхого Завета множество примеров об искушении, в том числе и примеры идолослужения. Но не только это. В стихе 8 он говорит об искушении распутства и разврата, то есть сексуальные заблуждения: «Не станем блудодействовать, как некоторые из них блудодействовали, и в один день погибло их двадцать три тысячи».
Сегодня это является актуальным вопросом. Я как-то прослушал несколько проповедей Вилгелма Буша времён шестидесятых годов. Эти проповеди очень ободрили меня. В.Буш уже тогда говорил: «психиаторы до тех пор нам говорили, можно даже сказать, уговаривали, что мы получим комплекс, если будем глушить наши сексуальные потребности».
Но в настоящее время мы все имеем сексуальный комплекс, потому что мы, больше ни о чём не можем думать, как только о сексе. В этом вопросе, по меньшей мере, и до сегодняшнего дня ничего не изменилось в положительную сторону.
Но наоборот, создаётся такое впечатление, что весь поток порнографии, которую сегодня уже не называют порнографией, постоянно возрастает; и что то, что Бог дал как хороший дар, этим самым разрушает. Этот факт является и для христиан искушением, а частично – тяжёлым искушением!
В первом послании Коринфянам мы находим и дальнейшие искушения Бога. Снова цитируются случаи из Ветхого Завета, в которых Божий народ Израиль искушал Господа Иисуса, и в конце это искушение переходит в ропот и недовольство. которое тоже является одной формой искушения и, как я думаю, и сегодня ещё актуально.
Итак, мы видим, что искушение является многоликим. Я могу привести из Библии много примеров таких искушений, и этому не будет конца. Но в 1Кор.10,13 мы находим великолепное и грандиозное обетование, которое гласит:
«Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести».
Как это прекрасно, какое это для нас утешение! Иногда мы имеем такое личное впечатление, такую субъективную оценку: искушение настолько мощно, что оно превосходит мои силы, мои возможности бороться.
Но при этом мы имеем выше приведённое обетование нашего милостивого и любящего Господа Иисуса. И если после очередного искушения, которому я поддался, на себя посмотрю, то должен признаться, что и в половину моих сил не противодействовал, а то и вовсе не сражался.
Искушение – многолико. Один мой знакомый брат во Христе, который работает в христианской школе преподавателем, а в Германии это не так просто работать преподавателем, рассказал мне об искушениях, которые возникают у него с детьми в школе:
«Часто, это мой опыт, я почти на половину имею победу, когда опознаю искушение действительно искушением; когда атаку врага я опознаю действительно атакой и занимаю против неё необходимое положение.
Когда я замечаю, что возникшая трудность является в данный момент не только проблемой, для которой у меня нет решения по её избавлению; или если я замечаю, что данная проблема является испытанием моей веры, то принимаю эту проблему как испытание Господом Иисусом моей веры.
Если я замечаю, что это не просто так, что ученики ведут себя ненормально и что это является катастрофой, то я осознаю, что эта возникшая ситуация является испытанием моей веры.
Искушение – многолико, поэтому искушение следует признать как таковое и противостать ему, как мы прочитали в Послании Иакова. Даже «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения …».
Повторяю, с великой радостью принимать различные искушения и с радостью бороться против этих искушений!
3. Таким образом, мы приходим к третьему пункту, который гласит: «искушение придаёт силу». Если мы внимательно рассмотрим наш главный текст, то установим, что искушение не даёт так просто силу, но наш текст говорит:
«С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения, зная, что испытание вашей веры производит терпение».
Если спортсмен примет вызов своих соперников и испытает свою силу, тогда на основании этого вызова он укрепляет свои силы, чтобы противостать своему сопернику. Если я принимаю искушение, и стойко буду стоять, испытаю силу своей веры, тогда на основании этого я усиливаю свою духовную силу сопротивления.
В Рим.5,3-4 мы находим очень похожую формулировку: «И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение, 4 от терпения опытность, от опытности надежда».
Здесь речь идёт в основном об искушении через притеснения. Сначала Святой Дух называет терпение, а затем – проверку или испытание. Если мы об этом поразмыслим, то установим, что в этом мы видим круговорот. Допустим, что я имею определённую духовную силу сопротивления, стойкость, терпение.
А теперь на меня обрашивается искушение, и если я использую теперь эту мою духовную силу сопротивления, чтобы устоять, то моя вера будет испытана, а на основании этого моя духовная сила сопротивления будет вновь укреплена.
Поэтому, если я снова попаду в какое-то искушение, то это искушение попадает или наталкивается на усиленную, на более укреплённую силу сопротивления, которая имеет возможность подвергнуться дальнейшему испытанию.
Но вполне возможно, что при искушении мы не устоим, а просто уходим от этого искушения. Поэтому Святой Дух и говорит в нашем главном тексте, чтобы мы радовались, когда впадаете в различные искушения».
Во всяком случае, я должен по этому поводу сказать: это важно, чтобы мы обратили наш взгляд на главное. Здесь написано: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения».
Речь идёт не о том, чтобы мы искали эти искушения. Ибо в том случае, если я это буду делать, то есть искать искушения, я уже заигрываю с грехом, и этим самым понижаю свою силу сопротивления.
К примеру, если бывший алкоголик говорит: «ах, схожу в пивнушку и посмотрю, как там сейчас идут дела. Ведь с этим я наверняка справлюсь. Ведь в Послании Иакова написано, что искушение является здоровым делом». Тогда этот алкоголик играет с грехом и снизил этим свою силу сопротивления.
В нашем главном тексте речь идёт не о таком поведении, не о сознательном поиске искушений. Но если мы попадаем в искушения, то мы должны по этому поводу радоваться.
В Германии был такой Божий муж именем Георгий Мюллер. В последнее столетие он организовал приют для сирот. Он начал эту работу с десятью или двадцатью сиротами, а закончил двумя тысячами.
При этом Георгий Мюллер начал эту работу без собственных финансовых средств, никогда не давал объявлений для сбора пожертвований и не просил также пожертвований у верующих в собрании. Он испытал, что Господь Иисус давал ему всегда необходимое. Бывали такие случаи, что не было денег, чтобы накормить детей завтраком.
Тогда весь персонал становился на колени и до тех пор молились, пока кто-нибудь не приносил необходимую сумму денег для завтрака. Когда его однажды спросили: «как вы достигли такой большой веры?», то он ответил: «я не имею большой веры, но я верю во всемогущего Бога».
Господь Иисус часто проверял его веру, но Он постоянно и выводил его из нужды. Георгий Мюллер говорил: «если мы действительно желаем, чтобы наша вера была укреплена, то мы не должны отступать, не шарахаться от таких случаев, в которых наша вера проверяется.
А через эту проверку моя вера укрепляется в отношении моего тела, моей семьи, моего предприятия и т.д. Поэтому я тем более буду иметь возможность видеть Божию помощь и избавление; и каждый новый случай, в котором Господь Иисус мне помогает и меня спасает, служит для укрепления моей веры».
На основании этого верующий не должен пугаться, не шарахаться от ситуаций и от различных обстоятельств, в которых его вера может быть проверена, но он должен «с великой радостью воспринимать» эти ситуации, как возможность, на основании которых он может видеть, что Бог протягивает ему руку, чтобы ему помочь. Именно посредством этого его вера может быть укреплена.
Напоминаю вам по этому поводу события, которые произошли с Асой, царём Иудеи. Аса был, можно сказать, положительным царём Иудеи, потому что он ходил в Богобоязни и сделал много по искоренению идолопоклонства. Об этом можно прочесть во 2Пар.14.
Но однажды на Иудею напал царь Ефиопии Зарай с войском в тысячу тысяч и с тремя стами колесниц. А дальше читаем во 2Пар.14,11-12: «И воззвал Аса к Господу Богу своему, и сказал: Господи! не в Твоей ли силе помочь сильному или бессильному? помоги же нам, Господи Боже наш:
ибо мы на Тебя уповаем и во имя Твоё вышли мы против множества сего. Господи! Ты Бог наш: да не превозможет Тебя человек. 12 И поразил Господь Ефиоплян пред лицем Асы и пред лицем Иуды, и побежали Ефиопляне».
В этом сражении против Ефиоплян Аса не имел и малейшего шанса на победу, но он доверял Богу, Который испытал его веру. За это доверие Богу Аса испытал от Него удивительную помощь. Позднее у Асы возникла намного меньшая проблема: царь Израиля Вааса нападает на Иудею с гораздо меньшим войском и угрожает Асе.
При этом Аса не доверял Богу, а обратился за помощью к Сирийскому царю Венададу, как читаем в 3Цар.15,16-20 «И война была между Асою и Ваасою, царём Израильским, во все дни их. 17 И вышел Вааса, царь Израильский, против Иудеи и начал строить Раму, чтобы никто не выходил и не уходил к Асе, царю Иудейскому.
18 (А теперь читаю стих 18 и обращаю на него особое внимание) И взял Аса всё серебро и золото, остававшееся в сокровищницах дома Господня и в сокровищницах дома царского, и дал его в руки слуг своих, и послал их царь Аса к Венададу, сыну Тавримона, сына Хезионова, царю Сирийскому, жившему в Дамаске, и сказал:
19 союз да будет между мною и между тобою, как был между отцом моим и между отцом твоим; вот, я посылаю тебе в дар серебро и золото; расторгни союз твой с Ваасою, царём Израильским, чтобы он отошл от меня. 20 И послушался Венадад царя Асы, и послал военачальников своих против городов Израильских, и поразил Аин и Дан и Авел-Беф-Мааху и весь Киннероф, по всей земле Неффалима».
Наша вера должна постоянно испытываться. А в принципе искушение является возможностью расти в вере. Искушение даёт силу.
4. Переходим к четвёртому, последнему пункту, который гласит: «искушение приводит к духовной зрелости». В стихе 4 нашего главного текста Святой Дух говорит: «терпение же должно иметь совершенное дело (действие), чтобы вы были совершенны во всей полноте, без всякого недостатка».
Жизнь веры состоит не только из искушений. Поэтому апостол Иаков не хочет оставаться с нами на этом месте, но хочет нас вести дальше. Он это сильно подчёркивает, как мы это видим во второй главе: «вера без дел мертва».
Вера, не имеющая дел, не является верой. Иаков хочет теперь привести нас к тому, что вера имеет совершенное дело, чтобы мы и в этом росли. Хотя апостол Иаков знает, что мы часто спотыкаемся, как он говорит в Иак.3,1: «Братия мои! не многие делайтесь учителями, зная, что мы часто спотыкаемся (подвергнемся большему осуждению)»,
Поэтому речь идёт не о том, чтобы мы думали: мы можем стать совершенными. Это, конечно, исключено. Но если я даже знаю, что никогда не стану совершенным, то я должен всё же, быть довольным не меньшим, чем этим утверждением.
Любой спортсмен знает, что он никогда не станет в своём виде спорта совершенным. Не бывает совершенного, не имеющего ошибок вратаря, баскетболиста, велогонщика и т.д. Никто из них не остановится на достигнутом, и постоянно будет дальше тренироваться и работать на собой, чтобы достичь лучших результатов.
Именно это апостол Иаков желает довести до нашего сознания и положить нам на сердце, чтобы в отношении победы над искушениями мы не успокаивались на достигнутом, а постоянно продолжали духовно расти.
Слово «совершенный», на греческом языке «teleos» может также означать «взрослый», поэтому слово «совершенный» применяется в нашем тексте в смысле «духовная зрелость». Духовная зрелость – это что-то такое, что мы до определённой степени вполне можем достичь.
Не в совершенстве, но и в Послании Ефесянам 4,13 применяется это слово: «доколе все придём в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова».
Дорогие во Христе братья и сёстры, в нашей жизни в плоти на земле мы никогда не придём, никогда не достигнем совершенства, но мы должны стремиться достичь духовной зрелости. И мы не должны позволить отвлечь нас от этой цели.
Итак, мы видели:
1. искушения должны быть,
2. искушение – многолико. Различные виды этого искушения следует распознавать и им противостоять,
3. искушение даёт силу. Оно является возможностью расти в вере.
4. искушение должно нас вести к духовной зрелости.
Поэтому: «С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения». Аминь.