Новый человек, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Поговорим с вами сегодня на тему «Новый человек». Обратимся для этого к Еф.4 и прочитаем в этой главе стихи 17-24 и возьмём этот текст за наш главный: «Посему я говорю и заклинаю Господом, чтобы вы более не поступали, как поступают прочие народы, по суетности ума своего,18 будучи помрачены в разуме, отчуждены от жизни Божией, по причине их невежества и ожесточения сердца их. 19 Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью.
20 Но вы не так познали Христа; 21 потому что вы слышали о Нём и в Нём научились, — так как истина во Иисусе, — 22 отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, 23 а обновиться духом ума вашего
24 и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины».
Из этого текста следует, что люди, которые живут без Бога, помрачены в разуме и отчуждены от жизни Божией, что они дошли до бесчувствия в отношении зла. А нас Святой Дух призывает в этом тексте, чтобы мы не позволили такому обществу, которое удалилось от Бога, оказывать на нас пагубное влияние.
Возможно, что такой анализ этого слова не обязательно будет привлекать таких верующих, которые исходят не из Слова Божиего. Но что с человеком что-то не в порядке, что с ним что-то ненормально в том состоянии, в каком он в действительно находится, это большинство людей замечают.
Поэтому люди постоянно приходили и приходят по этому вопросу к следующему мнению и говорят: «мы нуждаемся в новом человеке. Со старым человеком что-то не в порядке, он является в этом мире причиной всей неправедности, ненависти, убийства и войн, поэтому мы нуждаемся в новом человеке».
В 18-ом столетии, в эпоху просвещения, люди были убеждены в том, что они войдут в новую эпоху с новым человеком, если человек только начнёт быть разумным. Если человек начнёт самостоятельно думать, тогда он станет разумным, и мы получим нового человека, который изнутри будет делать доброе.
К примеру, Лессинг сформулировал эту надежду именно так, а с ним и многие другие ожидали это изменение. Но эта надежда потерпела крушение. И самое позднее для большинства людей эта надежда потерпела крушение при беспорядках французской революции.
Следующим на сцену мира сего выступил марксизм, который сказал: «мы хотя и нуждаемся в новом человеке, но мы получим его другим образом; а именно в том, что мы должны изменить общество. Если мы изменим общество, тогда и человека изменим, тогда получим и нового человека.
Этот дух марксизма длительное время господствовал во всех социалистических странах до и после второй мировой войны. Люди были исполнены идеей: «мы должны изменить общество, тогда мы получим нового человека». Но и эта надежда практически потерпела полное крушение.
И то, что после этого пришло, новое движение, буквально «новая эра» или религия «нового века», которая утверждает, что на основании изменения сознательности, мы получим с этой новой эпохой нового человека, и это потерпело, в конечном счёте, тоже крушение.
Изменение этой сознательности ожидали не через здравый рассудок, но более на уровне мистики и эзотерики. Хотя в настоящее время мы имеем эту мистику и эзотерику, но надежда получить на этом основании нового человека, потерпела тоже крушение.
В стихах 22-24 нашего текста Слово Божие ясно показывает, что существует только Один, Который может нам дать новую жизнь, Который действительно может творить новых людей. Все, выше указанные попытки людей должны были, в конечном счёте, потерпеть крушение, потому что человек не может вытащить себя за собственный волос из грязи.
Он нуждается в помощи извне, он нуждается в помощи Бога. Я где-то у Сперджена или у другого автора прочитал, который сказал: «покажите мне человека, который, ставши атеистом, превратился в нового и лучшего человека.
Покажите мне алкоголика, вспыльчивого человека, криминального, душевно больного человека, который, ставши атеистом, превратился в нового человека. Тогда за каждого, которых вы мне покажете, я покажу вам сто таких людей, которые на основании уверования в Господа Иисуса стали новыми людьми».
По этому поводу мне рассказали следующий случай об одной молодой женщине. Она была одержима страстью к таблеткам, была уже совершенно истощена и не хотела больше жить с родителями, поэтому она решила ночью спуститься через окно и убежать.
Родители почти принудительно приводили её к вечерней молитве и чтению Библии. В один из таких вечеров Слово Божие так коснулось её сердца, что она пришла к вере. Она поняла и другим призналась, что с момента покаяния она больше не нуждалась в каких-либо таблетках.
Расскажу ещё один пример, как Господь Иисус изменяет людей, которые приходят к Нему с покаянием. Футболист национальной сборной Бразилии Георгино рассказал, как он пришёл к вере в Господа Иисуса. На него произвёл большое впечатление случай с его братом, который был алкоголиком и после покаяния он совершенно изменился.
Он очень интересовался Словом Божиим, но имел другую проблему. Его проблемой был не алкоголь, но его проблемой были женщины. Хотя он имел подругу, которую он, можно сказать, больше всего и больше всех любил, но он не мог сдержать слово, чтобы оставаться ей верным.
Хотя он знал: «я рискую тем, что самое лучшее, что имею в этом мире, пожалуй, разрушу, но у меня не хватает сил, чтобы оставаться ей верным. Это длилось до тех пор, пока ему кто-то сказал: ты не должен стать новым человеком, чтобы придти к Иисусу, но ты должен придти к Иисусу, чтобы стать новым человеком».
И когда он пришёл к вере, то рассказал о том, что с приходом к Иисусу у него сразу же появилась сила, чтобы проявить по отношению к своей подруге верность, а также оставаться ей верным, когда она стала его женой.
Это происходит не только по отношению к отдельным людям, но иногда это происходит и по отношению к целым племенам. Бывший сотрудник христианской школы во Франкфурте на Майне порядка десяти лет работал Виклиффсмиссионером в Эфиопии.
Он работал над языком одного племени. Спустя пять лет после начала его деятельности к вере пришли первые представители этого племени. С этого момента началось настоящее пробуждение. К вере приходили сотни, тысячи, а в конечном итоге к вере пришло порядка десяти тысяч человек.
Когда этот миссионер свидетельствовал о своей миссионской работе, то один из его бывших сотрудников христианской школы во Франкфурте на Майне спросил его: «что изменилось среди покаявшихся людей этого племени?».
Миссионер ответил: «прежде всего, изменилось выражение их лиц, люди стали выглядеть иначе. На них это стало явно видно, что они изменились. И вся жизнь в этом племени совершенно изменилась.
Сёла этих племён расположены на вершинах холмов, поэтому их хорошо видно. Вечерами постоянно можно было слышать, как там горланили пьяные мужчины, и барабанную дробь. А сегодня с различных холмов слышны песнопения домашних библейских кругов, которые собираются по вечерам для разбора Божиего Слова.
Можно привести ещё много таких примеров, но я думаю, что этого достаточно, чтобы всем стало понятно, что новую жизнь даёт нам Господь Иисус, что Он превращает нас в новых людей.
И даёт Он нам новую вечную жизнь не только у Себя на небесах в Его славе, что было бы уже достаточно величественно, но Бог дарует нам новую жизнь уже здесь, уже сейчас на земле, которая совершенно конкретно изменяет наше хождение. Ибо в ст.22 нашего главного текста мы читали: «отложить прежний образ жизни ветхого человека».
Это значит, что вы, что касается прежнего хождения, отложили ветхого человека. Ветхий человек связан с хождением в нашей жизни. Во всех местах Писания, где речь идёт о ветхом человеке (Рим.6 и Кол.3) становится ясно: Господь Иисус желает, чтобы мы жили новой жизнью; и с момента нашего рождения свыше практически началась эта новая жизнь.
Во всяком случае, во всех этих местах Писания одно становится ясно: наше духовное рождение свыше является началом этой новой жизни, но не концом. Это значит, что у различных людей новая жизнь начинается совершенно по-разному.
И если у одних новая жизнь начинается одновременно с «ударом в литавры», и одним ударом эта новая жизнь становится для всех видимой: теперь действительно произошло что-то новое, власть старой жизни сломлена. То у других это выглядит менее сенсационно, поэтому у таких людей проходит определённое время, пока у них можно увидеть первые плоды этой новой жизни.
Но как бы там ни было, а с покаянием у всех людей начинается новая жизнь, но при этом далеко ещё не все вопросы навсегда решены. Это дело выглядит не так, что мы нажимаем на одну кнопку и вдруг всё стало иначе: всё старое прошло и мгновенно всё стало новым.
Однако здесь придётся сделать оговорку. При рождении свыше в нас всё же одно мгновенно становится новым. При покаянии согласно 1Пет.1,23 через Святого Духа в человека входит нетленное Божие семя, от которого рождается новое Божие Творение, которое согласно 1Ин.3,9 грешить не может. Привожу эти два места Писания.
1Пет.1,23: «как возрождённые не от тленного семени, но от нетленного, от слова Божия, живого и пребывающего вовек».
1Ин.3,9: «Всякий, рождённый от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нём; и он не может грешить, потому что рождён от Бога».
Поэтому я должен ясно и однозначно всем вам сказать, что всё, что мы в этой проповеди рассматриваем в смысле: одевать, снимать, откладывать и т.д., всё это сугубо касается нашей плоти, то есть ветхого человека, но не нового Творения, которое при покаянии мгновенно рождено в нас через нетленное Божие семя.
Но наше духовное рождение свыше является началом пожизненного процесса преобразования, началом постоянного откладывания старого и одевания нового. Поэтому от стиха 25 и дальше речь идёт о следующем: поскольку в принципе мы получили новую жизнь, поскольку в принципе мы поломали нашу старую жизнь, поэтому мы должны теперь совершенно конкретно откладывать отдельные греховные черты нашего характера, привычки, образ поведения.
Поэтому: и совлечение ветхого человека, и облачение в нового человек является всегда конкретным. Речь идёт не о том, чтобы я, в общем и целом, туманно так просто сказал: я хочу старое отложить и новое одеть. Но речь идёт о совершенно конкретных пунктах в нашей жизни.
Поэтому в стихах 25-32 апостол Павел, прежде всего, говорит о четырёх областях, в которых речь идёт о совлечении и тут же об облачении. Затем в ст.30 он указывает нам на наше отношение к действию Святого Духа в нашей жизни. А в двух последних стихах Павел суммарно приводит ещё раз пять вещей, которые мы должны отложить.
И три вещи, которые мы должны одеть, которые касаются отношений между нами людьми. Рассмотрим, прежде всего, эти четыре пункта, в которых Слово Божие нам совершенно в конкретных областях показывает, как мы должны совлечься и облечься.
1. Первое, о чём нам сказано в ст.25, гласит: «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу». Прочитав этот текст, можно в первый момент подумать: «собственно, это само собой понятно. Поэтому мы будем теперь надеяться, что какой-то христианин не будет открыто другому лгать в лицо». И я думаю, что такой случай действительно в высшей степени редко может встретиться, что кто-нибудь скажет другому явную ложь прямо в лицо.
К примеру. Один говорит: я знаю, что ты был вчера целый день дома, а говоришь, что с утра до вечера был на работе. Такая ситуация может, конечно, редко встречаться. Но между отложением лжи с одной стороны, и говорением правды с другой стороны, имеется определённый спектр.
И если я отложил явную ложь, то это ещё далеко не значит, что я буду говорить правду. Вполне может быть, что я выразительно и определённо не скажу ничего ложного, но через сплошные полуправды, пропуски, извращения и разглагольствования, я представляю в принципе вещи так, что они больше не соответствуют истине, но больше соответствуют лжи.
Полуправда, если я скажу только половину какого-то вопроса, вполне может превратиться в ложь. И если я от кого-то что-то слышал, что не соответствует истине, и не проверил, соответствует ли это дело истине, потому что оно так или иначе вписывается в мой план; и если рассказываю об этом дальше, то, как вы думаете, говорю я правду, или вероятнее говорю ложь?
И как обстоит дело с лицемерием? Если я необоснованно что-то сообщаю, или утверждаю другим то, что не соответствует действительности? Быть может, я веду себя по отношению к другим хорошо и приветливо, но внутренне я полон гнева, горечи и антипатии, то действительно ли я говорю истину?
С одной стороны мы должны отложить ложь, а с другой стороны говорить истину. Господь Иисус желает, чтобы мы всё больше становились истинными людьми, которые не живут в разладе между тем, что в нас находится и тем, за кого мы выдаём себя окружающим нас людям; но чтобы мы действительно могли жить в истине и могли говорить истину.
Естественно, что мы не всегда можем всем обо всём говорить. Иногда это вообще не было бы полезным. И Господь Иисус не всегда говорил всем людям всё. Поэтому и мы постоянно должны сначала прикинуть и обдумать, кому мы может то или другое сообщить, с кем я могу об этом поговорить или посоветоваться.
Потому, что даже Слово Божие говорит в Мтф.10,16: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков: итак будьте мудры, как змеи,..», а вторую часть этого стиха М.Лютер переводит таким образом: «чтобы мы были без фальши как голуби».
Это слово означает: быть чистым, быть честным. Следовательно, если от избытка мудрости начнём мошенничать и крутить, то мы ушли от того, что Господь Иисус от нас, собственно, ожидает, чтобы мы говорили истину и жили в истине.
И чем больше мы живём в истине и говорим истину, тем больше мы будем иметь возможность общения с верующими и вообще с людьми. Настоящее общение невозможно, если я о другом по-настоящему не знаю, что он, собственно, думает. Когда я с кем-то вместе сижу и беседую, то хотя всё и выглядит хорошо, но что будет, если двое других находятся вместе, где я отсутствую, о чём они тогда говорят?
Мой брат во Христе рассказал мне о подобных ситуациях, когда он в больнице выполнял альтернативную службу. «Когда заходил врач, то присутствовавший персонал говорил ему: «да, господин доктор, так и так». Всё выглядело так прекрасно и приветливо: «господин доктор там» и «господин доктор здесь».
А когда доктор выходил из помещения, то этот же персонал говорил в адрес доктора: «да, он и понятия не имеет о том, какую глупость он делает». А когда какой-нибудь санитар находился в помещении, то он был для всех лучшим другом. И если этот же санитар отсутствовал в помещении, то о нём говорили всё возможное и невозможное.
Поэтому легко можно себе представить и на пальцах перечислить, что происходило в этом же помещении, когда меня там не было». От таких ситуаций остаётся известная неловкость, неприятное чувство, которое разрушает общение. Чем меньше мы живём в истине, тем меньше возможно действительно настоящее общение.
2. Второе, что конкретно названо в нашем тексте, что мы должны отложить, мы находим в ст.26, где читаем: «Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдёт во гневе вашем».
Выражение «Гневаясь, не согрешайте» не так то просто понять. Раньше я его всегда так понимал, как если бы Святой Дух хотел здесь сказать: «не гневайтесь и не согрешайте». В немецком языке это было бы вполне возможно, потому что в немецком языке после формы повеления следует отрицание (частица «не»).
Практически это выглядит так: если я хочу сказать «не пой», то на немецком языке я скажу сначала: «пой», а затем ставлю после слова «пой» частицу «не», то есть «singe nicht». Поэтому я могу дать подряд два приказа, затем их отрицать. Я практически могу сказать: «plündert und mordet nicht», что означает «не воруйте и не убивайте».
А если я просто скажу: «plündert und mordet» и не поставлю в конце отрицание «nicht», то получается, что я приказываю воровать и убивать. А если я поставлю в конце этого выражения отрицание «nicht», то я этим самым отрицаю оба приказа «воровать и убивать».
На греческом языке это выглядит именно так, как на русском языке. Отрицание ставится всегда впереди приказа: «не воруйте и не убивайте». Поэтому в нашем тексте в Еф.4,26 действительно сказано: «гневаясь, не согрешайте». Можно также сказать: «гневайтесь, но не согрешайте».
Этот стих не так то просто понять, потому что несколько стихов дальше, в ст.31 Святой Дух предлагает нам отложить гнев. Как это совмещается теперь со стихом 26? Временами от некоторых верующих можно слышать выражение «святой гнев», который на практике чаще всего не является уже таким «святым».
Поэтому я никогда не применяю такое выражение. Но поскольку этот вопрос сложный, то я исследовал его у других толкователей, чтобы найти на этот вопрос правильный ответ. Посмотрел у Фрица Ринекера, у Адолфа Шлаттера, у Карла Вина и у некоторых других.
Но обстоятельного ответа на этот вопрос я не нашёл. Очевидно, что существует только узкая степень между правомочным возмущением, которое не является грехом, и настоящим грехом. Это нам знакомо и со стороны Самого Иисуса.
В определённых ситуациях Он иногда гневался, как мы об этом читаем в Мрк.3,5: «И, воззрев на них с гневом, скорбя об ожесточении сердец их, говорит тому человеку: протяни руку твою. Он протянул, и стала рука его здорова, как другая».
Я мог бы привести по этому поводу ещё несколько других мест Писания, но у Господа Иисуса это дело выглядело, конечно, немного иначе, потому что Иисус правомерно гневался, не согрешая при этом. У нас эта степень очень узка. Поэтому очень быстро наступает такой момент, что мы хотя и правомерно возмущаемся, но при этом, в тот же момент в наши сердца вкрадываются горечь, злоба, ненависть и многие другие чувства, поэтому апостол Павел и призывает нас в этом тексте: «не грешите».
Одну возможность, чтобы в таких ситуациях нам избежать возможного возникновения греха, Павел называет во второй части стиха 26: «солнце да не зайдёт во гневе вашем». Если я в своём сердце буду заботливо хранить и лелеять такое правомерное возмущение, тогда на основании этого неизбежно возникнет горечь, ненависть, скрытая злоба, непризнание других.
Поэтому эти вещи мы не должны уносить с собой в следующий день, но передать их Господу Иисусу, и дать Ему возможность нас изменить. В противном случае следует опасаться, как Павел говорит, что мы сатане дадим место, которое он непременно и займёт.
Если мы не очистим наши сердца от этих вещей, то сатана завладеет этим местом в наших сердцах, тогда может случиться, что над всеми этими мыслями горечи, гнева, скрытой злобы мы потеряем контроль. И всё будет наоборот: тогда эти мысли будут над нами господствовать. На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.