Радость в Слове Божием, часть вторая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Радость в Слове Божием». Сегодня вторая, заключительная часть. В Евангелии от Мтф.15,16-19 Господь Иисус говорит с фарисеями о Божиих заповедях и фарисейских преданиях и обличает их в том, чем наполнены их сердца.Мтф.15,19: «Иисус сказал: неужели и вы ещё не разумеете? 17 ещё ли не понимаете, что всё, входящее в уста, проходит в чрево и извергается вон? 18 а исходящее из уст — из сердца исходит — сие оскверняет человека, 19 ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления».
А в ст.11 нашего текста мы видим, что автор заполнил своё сердце Словом Божиим, чтобы уберечь его от всего того, о чём мы прочитали в Мтф.15,19. И если мы теперь посмотрим, какими понятиями характеризуется Слово Божие, то заметим, что речь идёт о пути, об указателе пути, о наставлениях к жизни, о заповедях.
Слово Божие кто-то однажды так сформулировал: «Слово Божие не является книгой для чтения, но книгой для жизни». В Слове Божием речь идёт не о том, чтобы нас проинформировать, чтобы каким-то образом нас дальше просвещать.
Хотя и можно сказать, что Библию люди читают больше всех книг мира сего. Знание того, что написано в Библии, относится, конечно, ко всеобщему просвещению. Но Библия не является такой книгой, чтобы нас просвещать, и не для того, чтобы о ней просто беседовать; но Библия является такой книгой, чтобы с нею жить.
Библия является книгой жизни, а не книгой для чтения. Лично меня Библия делает счастливым, но не только в том, что я её просто читаю, но в том, что я ею живу. На этом мы переходим к третьему пункту.
3. Божии заповеди, Его пути – прекрасны. Псалмописец имеет в Слове Божием большую радость, потому что оно делает его счастливым; оно показывает ему добрые Божии заповеди, в соответствии с которыми он может жить. К примеру, об этом читаем в ст.39: «Отврати поношение моё, которого я страшусь, ибо суды Твои добры (благи)».
Об этом мы читаем также в ст.68 «Ты добр и добродетелен, — научи меня уставам Твоим».
В Своей сущности Бог добр, поэтому заповеди, порядок, который Он нам даёт, могут быть только добрыми. В отношении этого вопроса мы можем привести из этого Псалма ещё больше стихов, но мы на этом ограничимся. Мы имеем здесь добрые Божии заповеди.
Божии заповеди являются для нас добрыми. Поэтому здесь возникает решающий вопрос: верим мы действительно этому? Я думаю, что никто из наших слушателей и читателей не скажет: «нет, Божии заповеди не добры, они очень плохие».
Я думаю, что так никто из вас не скажет. Но, тем не менее, я повторяю свой вопрос: «верим мы действительно этому?». Я вас вторично об этом спрашиваю, потому что и среди христиан, среди рождённых свыше верующих, существует очень распространённое, глубоко укоренившееся мнение, что мы имеем всё-таки такое мнение.
«Нет, Божии заповеди не всегда добрые; они каким-то образом ограничивают, стесняют нас; они требуют от нас отречение, кое от чего отказываться, где мы не хотим отказываться; они портят мне кое-где радость, ограничивают меня».
Ещё раз спрашиваю вас: «вы действительно верите, что Божии заповеди добры? Бог знает, что для нас является добрым. Он похож на доброго доктора, который, возможно, от нас ожидает, что мы кое от чего откажемся, и лишь потому, что он желает, чтобы нам было хорошо.
Если я имею больную печень, и плюс к тому страдаю ещё сахарным диабетом, то вполне может быть, что доктор от меня ожидает, чтобы я отказался от слишком жирной пищи, отказался от всякой острой пищи, отказался от белого и свежего хлеба, чтобы ограничил употребление сладкого. Чтобы я принимал больше витаминов, овощей и фруктов, и употреблял меньше углеводов.
Поэтому и Божии заповеди, которые предназначены для того, чтобы нам было хорошо, сами по себе добры. Если мой врач от меня требует, чтобы я отказался от керосина, то это для меня хорошо. Возможно, вы сейчас подумаете: это очень плохой пример, кто это станет пить керосин?
Это не является каким-то ущербом, и не является отказом или ограничением. Я могу, конечно, подписаться в том, что никогда в жизни не стану пить керосин. И я этого до сих пор не делал. Но если кто-нибудь пьёт керосин, если он находит керосин вкусным, то вероятнее всего, он страдает заблуждением чувства вкуса.
Тогда наверняка можно сказать, что с таким человеком что-то не в порядке. Но в действительности проблема заключается в том, что в духовной области мы все страдаем заблуждением чувства вкуса. К сожалению, мы все находим керосин вкусным.
Это нас разрушает, но мы находим его вкусным. Мы в духе страдаем заблуждением чувства вкуса. Поэтому нуждаемся в Божиих добрых указаниях для жизни. Даже если нам кое-что кажется жёстким или строгим, если кое в чём мы имеем впечатление: «от этого я должен отказаться», то настоящим отказом будет лишь тот, который служит нам к добру.
Через грех мы все извращены и страдаем, так сказать, в духовном заблуждении чувства вкуса. Поэтому Божии заповеди нам кажутся иногда тяжёлыми. Я попытаюсь вам это объяснить на одном примере.
Несколько лет тому назад я прочитал в газете одну статью, в которой сообщалось, что в Америке осудили одну супружескую пару за убийство по неосторожности своей 12-ти летней дочери. Что же произошло? Дочь умерла от инфаркта сердца, потому что при росте в 150 см. она весила 160 кг.
Она целыми днями лежала в кровати перед телевизором и непрерывно кушала солёную сушёную картошку (чипсы). В 12 лет её сердце отказало, и она умерла. Я думаю, что никто из нас не сомневается в том, что эта девочка вела абсолютно больной образ жизни, имела абсолютно испорченный стиль жизни, который проходил мимо настоящей, нормальной жизни.
А теперь попытаемся себе представить, что случилось бы, возможно это в действительности так и произошло, если бы к этой девочке пришли однажды две подруги и сказали ей: «дорогая, то, что ты здесь делаешь, целыми днями лежишь перед этим ящиком и непрерывно поглощаешь этот свиной корм…, это же больной образ жизни.
Ты прозеваешь настоящую жизнь. Пойдём с нами на улицу. Сейчас весна, цветут цветы, поют птицы. Там на улице настоящая жизнь. Пойдём с нами!». А теперь представим себе, что эта девочка позволила себя уговорить и сказала:
«возможно, вы и правы… Возможно, там, на улице действительно находится эта жизнь…». Допустим, что она собралась с силами, с напряжением всех сил подняла свои 160 кг с кровати и пошла бы с этими девочками на улицу. Но не более чем через 100 метров она уже вспотела бы.
Сердце бешено билось бы. Она едва ещё могла бы дышать. Возможно, что через 200 метров она сказала бы: «что это я, сума сошла? И это должна быть настоящая жизнь? Я чувствую себя жалкой как собака, с меня течёт пот. И здесь ни чего особенного не происходит, кругом одни деревья.
По телевизору передают сейчас остросюжетный фильм, там кое-что делается. Я пойду снова домой в мою кровать. Там находится настоящая жизнь. Если в будущем ещё кто-нибудь придёт и мне скажет, что на улице находится настоящая жизнь, то вы не сможете меня больше одурачить и высмеять. Я знаю, о чём речь идёт, я это поняла».
Что же случилось? Были предложения и советы подруг этой девочки каким-то образом неверными? Вообще нет! Но образ жизни этой девочки был настолько испорчен, что проведение или исполнение этих предложений было бы, прежде всего, невероятно напряжённым, и дало ей чувство: «нет, это не может быть настоящей жизнью».
В принципе это наша ситуация. На основании нашего удаления от Бога мы имеем испорченный образ жизни. Поэтому Божии заповеди нам кажутся иногда слишком напряжёнными, такими тягостными, что иногда имеем даже впечатление, что истинная жизнь всё же как-то иначе выглядит.
Быть может я действительно, что-то прозеваю, если откажусь от «керосина». Но Божии заповеди добры. И если мы будем придерживаться к этим добрым Божиим заповедям, то можем вести счастливую жизнь. И это приводит нас к четвёртому пункту.
Итак, пункт 4. Библия, Слово Божие, показывает нам путь к жизни. Я думаю, что ст.105 многие из вас выучили наизусть и помнят его на всём пути веры. Там мы читаем в ст.105: «Слово Твоё — светильник ноге моей и свет стезе моей».
Книга Библия является светом на нашем пути. Эта книга показывает нам путь к жизни. Мы все с вами знаем в Новом Завете этот выдающийся стих, где Иисус говорит об этом пути. В Евангелии от Иоанна 14,6: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
Как видим, наш Господь Иисус является путём к жизни. Его мы символично находим во многих местах Ветхого Завета, где Он открывается как Мессия, и на Которого обращены все взоры. А в Новом Завете мы видим Самого Иисуса Христа. Библия показывает нам путь к жизни.
Она показывает нам не только, как мы можем правильно жить, но она показывает нам и Того, для Которого мы созданы и Который дал нам настоящую жизнь. Она показывает нам путь к жизни. Этот факт содержит в себе то, что мы увидим в пятом пункте.
5. Слово Божие хранит нас от согрешения. Об этом мы читаем в ст.9-11: «Как юноше содержать в чистоте путь свой? — Хранением себя по слову Твоему. 10 Всем сердцем моим ищу Тебя; не дай мне уклониться от заповедей Твоих. 11 В сердце моём сокрыл я слово Твоё, чтобы не грешить пред Тобою».
Между прочим, на основании этих трёх стихов написан молодёжный духовный Псалом. Библия, Слово Божие хранит нас от согрешения, хранит нас от заблуждения, чтобы мы не сбились с Божиего пути.
Однажды один верующий подарил другому верующему Библию и на первой странице написал: «либо эта книга будет тебя удерживать от греха, или же грех будет тебя удерживать от этой книги».
В этом пожелании есть истина, которая соответствует выше прочитанным стихам 9-11 нашего Псалма. Либо эта книга будет меня удерживать от согрешения, либо грех будет меня удерживать от этой книги.
Почему? Потому что Святой Дух постоянно будет держать передо мной зеркало, которое показывает мне, то неверное, что я делаю. При этом мы имеем две возможности: либо я изменю своё поведение, любо я попытаюсь ликвидировать то, что в моём поведении не соответствует указаниям Библии.
Я думаю, что в жизни нет ни одного курильщика, который при каждой затяжке скажет: «это ведёт к раку лёгких, никотин в лёгких ведёт к никотиновой гангрене ног, которые придётся ампутировать». Хотя это верно, но если я каждый раз себе это скажу, то не буду больше иметь наслаждения при курении.
Итак, существуют две возможности: либо я прекращу курить, либо я не стану себе напоминать о вреде курения и больше не буду об этом думать. Именно так обстоит дело с Библией. Либо я изменю своё поведение, либо я оставлю Библию в покое.
Если Слово Божие больше не говорит ко мне, если я, быть может, принадлежу к таким верующим, которые лишь с тоской вспоминают прошедшие времена, когда всё было ещё иначе, тогда, быть может, возникла такая причина, что в моей жизни накопились грехи, о которых я не желаю, чтобы мне о них напоминали.
Быть может, всё это я уже больше не осознаю? Но это влияет на тот факт, что Слово Божие я больше не так люблю, и что, скорее, всего вторая часть вступила в силу: что грех удерживает меня вдали от Библии. Эта книга будет меня удерживать от согрешения, если я действительно буду в ней читать и в ней жить.
6. Слово Божие устойчиво, прочно и неизменно. Об этом читаем в ст.89-90: «На веки, Господи, слово Твоё утверждено на небесах; 90 верность Твоя в род и род. Ты поставил землю, и она стоит».
А теперь обратимся к ст.152 нашего Псалма, который гласит: «Издавна узнал я об откровениях Твоих, что Ты утвердил их на веки».
Это значит, что Господь Иисус утвердил Свои свидетельства, Свои откровения на веки. А в Новом Завете Господь Иисус подтверждает Свои свидетельства о постоянстве Своего Слова в Мтф.24,35. Читаю этот стих: «небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут».
Божии слова постоянны, то есть неизменны. Это очень ценная истина. Мы живём в таком обществе, где плюрализм пишется с большой буквы. Теперь вы спросите, что такое плюрализм. Плюрализм – это философское учение, согласно которому существует множество независимых начал бытия или основания знаний.
А поскольку мы живём в таком обществе, где плюрализм пишется с большой буквы, то каждый может каждому сказать: «для тебя это верно, а для меня вот это верно». Слово плюрализм происходит от латинского слова «плюрал», что означает множественное число, поэтому плюрализм и означает «множество независимых начал».
Это такая система, при которой каждый говорит: «для тебя это верно, а для меня вот это верно». Если он это делает, то для него это хорошо. Есть люди, которые приходят к соглашению, что один из них должен быть убит, а другой съест его.
Если они находят, что это хорошо, если они на это согласны, хотя эти люди, каким-то образом, немного больные, то пожалуйста, делайте. Если каждый сам принимает то решение, что для него хорошо.
Люди убеждены, что всё меняется, и нет ничего такого, что было бы действительно постоянным. Ведь мы сами определяем, что хорошо. И если я это установил, то кто тогда ты, что желаешь что-то другое устанавливать?
Но с этим установлением можно было бы ещё согласиться, когда речь идёт о вкусе или о моде в отношении волос. В 50-е годы волос намазывали помадой, что 20 лет назад было немыслимо. Тогда волосы отпускали немного длинней и редко их расчёсывали, так что они превращались почти в войлок. А сегодня волосы снова намазывают гелем. Пожалуйста, если приходят эти изменения, то пусть делают.
И при еде, если один любит больше одно кушать, а другой совершенно другое, то и это хорошо. Я не могу другим сказать: «клубничный мармелад не вкусен». Если я не вижу в нём вкуса, то это мои проблемы.
В отношении некоторых продуктов питания я не могу сказать: «для меня хорошо, если я каждый день употребляю 6000 калорий и при этом не буду двигаться. Хотя я могу так сказать, но я не могу этим исключить известные биологические законы.
Если речь идёт об истине, то мы должны сказать, 2 + 2 = 4. На этом заканчивается это установление: для меня это хорошо, а для тебя это не хорошо. И если кто-нибудь пойдёт в магазин покупать продукты, а кассирша даст ему вместо 20 евро только 10 евро сдачи, то это никто не признает, на это никто не согласится, если дама на кассе скажет: «для вас это 10 евро, а для меня – это 20 евро». Но истина не изменяется.
Певец Манфред Зибалд очень хорошо выразил эти факты в одной песте. В этой песне он ставит вопрос: «какая косая картина, висит прямо лишь потому, что её каждый видит? Какой фальшивый тон, будет верным, потому что его каждый поёт?
Я не верю, что это так важно, подходит ли нам то, что у Бога является верным. Или многие другие охотнее делают с нами то, с чем Бог недоволен. Я не верю, чтобы массы людей играли главную роль. Если речь идёт об истине, то масса не считается. Слово Божие постоянно, так как оно является истиной. Итак, в Пс.118 мы видели:
1. Слово Божие даёт радость,
2. Слово Божие делает человека счастливым,
3. Божии заповеди, Его пути – прекрасны,
4. Библия, Слово Божие, показывает нам путь к жизни,
5. Слово Божие хранит нас от согрешения,
6. Слово Божие устойчиво, прочно и неизменно,
7. Поэтому я хочу держаться за Слово Божие.
Это желание псалмописец сообщает нам в ст.33: «Укажи мне, Господи, путь уставов Твоих, и я буду держаться его до конца».
А дальше в стихе 44 читаем о том же Псалме: «и буду хранить закон Твой всегда, во веки и веки».
Из всего того, что мы выше рассмотрели в шести пунктах, я сделал для себя вывод: «я буду хранить Слово Божие, я буду держаться его и исполнять его». Собственно, это является абсолютно верным заключением.
Если это действительно так, что Слово Божие делает меня счастливым; если это действительно так, что оно даёт мне радость, потому что оно показывает мне добрые Божии заповеди, потому что он показывает мне путь к жизни. Потому что оно хранит меня от заблуждений.
И если Слово Божие действительно надёжно, то единственным осмысленным и рациональны заключением является, если я скажу: «Да! Я хочу держаться за Слово Божие, я хочу его хранить». В этом пункте мы даже не можем быть чрезмерно консервативными. Ибо кто держится истины, тот в своё время постоянно находится впереди.
С самого начала существования Библии её истинность оспаривали и боролись против неё. Люди смеялись и шутили над Библией. Государства преследовали христиан, отнимали Библии и сжигали их. В средневековье климат в этом вопросе изменился.
Библия оставалась преимуществом небольшой группы духовных людей. Обычные люди не могли Библию читать, потому что она была написана на латинском языке. Но и в дальнейшем против Библии вели борьбу.
Вольтер, один из философов просвещения объяснил, что жизнь обогнала Библию, что в ближайшее время она сойдёт с экрана, то есть исчезнет с поля зрения. Но я слышал, что в доме, где жил Вольтер, в настоящее время находится библейское общество и выполняет там своё задание.
И позднее случалось ещё, что люди говорили: время обогнало Библию, и скоро она исчезнет». Но в действительности исчезли с лица земли эти люди, их учение и изречения. Но в силу неизбежности Библия пережила всех этих людей.
Ибо Библия – это Слово Божие! Оно является тем, что является постоянным и что останется навеки, как читаем в 1Пет.1,25: «но слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано».
И в настоящее время на Библию ведутся атаки. Например, в том, что люди думают или мечтают откопать какие-то научные вещи, которые предположительно противоречат Библии. Частично и в том ведутся на Библию атаки, что её пытаются своим молчанием убить; что люди настолько заняты другими делами и совершенно не имеют времени для занятия Библией.
Но именно в настоящее злое время, перед пришествием Господа Иисуса за Своей Церковью, мы должны крепко держаться за Библию. Мы должны Библию систематически читать, чтобы жить. И каждый из нас, детей Божиих, должен себе это желать,
потому, во-первых, что Слово Божие даёт радость,
потому, во-вторых, что Слово Божие делает меня счастливым,
потому, в-третьих, что оно показывает мне добрые заповеди.
Это значит, в-четвёртых, что оно показывает мне путь к жизни,
потому, в-пятых, что оно удерживает меня от согрешения,
и, в-шестых, потому что оно постоянно и вечно,
поэтому, в-седьмых, я хочу держаться за Слово Божие.
И дальше каждый из нас может себе сказать: «я принимаю эту почти ежедневную борьбу уделять чтению Библии достаточно времени. Я желаю не только Слово Божие читать, но и жить по Слову Божиему и претворять в моей жизни то, что Святой Дух нам рекомендует в Слове Божием.
Тогда мы полноправно можем пользоваться обетованиями, которые мы находим в первых двух стихах нашего Псалма 118: «Блаженны непорочные в пути, ходящие в законе Господнем. 2 Блаженны хранящие свидетельства (откровения) Его, всем сердцем ищущие Его». Аминь.