Ключ к успеху, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Поговорим с вами сегодня о ключе к успеху. Такой заголовок мог бы вполне служить руководством к карьере. Но такое изложение нас, конечно, не интересует.
Этим успехом я меньше всего имею ввиду, успех в поверхностном смысле: по возможности быстро и выше подняться на лестнице карьеры, по возможности хорошо заполнить свою сберкнижку.Но я имею ввиду, успех в библейском смысле: чтобы моя жизнь, в общем, удалась, чтобы в своей жизни я пришёл к цели, чтобы моя жизнь была духовно исполненной. Этот вопрос является для нас, детей Божиих, не автоматизмом.
Конечно, если мы являемся детьми Божиими и Господь Иисус подарил нам жизнь вечную, то мы придём к цели, но чтобы наша земная жизнь в плоти была успешной, чтобы наша жизнь приносила ценности для вечности, то это не является простым автоматизмом.
И если мы внимательно посмотрим на нашу жизнь и на наши собрания, то заметим много безрезультатности. Поэтому возникает логичный вопрос: что является ключом к духовной успешной жизни?
В отношении решения этого вопроса люди имеют разные идеи. В последние годы постоянно говорят: нам нужен специальный духовный опыт: духовный смех, духовный плач, и подобные своеобразности.
Или, к примеру, в одном журнале для роста собрания серьёзно предложили: если духовные руководители собраний не одарены духовно, то их можно посылать на курсы управления производством.
Такое мероприятие поможет загладить недостаток в духовных дарах. Я думаю, вы все понимаете, что такие и подобные им мероприятия, не являются ключом к духовному успеху. Поэтому в сегодняшней проповеди мы рассмотрим, что по этому вопросу говорит Слово Божие.
Библия не даёт нам какие-нибудь абстрактные принципы, но то, что Господь Иисус желает нам сказать, Он чаще всего объясняет на примере опыта совершенно конкретных людей в совершенно конкретных ситуациях, что эти люди пережили в общении с Господом Иисусом, как и что Он им говорил.
Такой пример, как Господь Иисус говорит к определённым людям, мы видим в личности Иисуса Навина. Этот пример мы с вами сегодня рассмотрим, поэтому обратимся к книге Иисуса Навина и прочитаем там в главе 1 стихи 1-9:
«По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву: 2 Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым.
3 Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею: 4 от пустыни и Ливана сего до реки великой, реки Евфрата, всю землю Хеттеев; и до великого моря к западу солнца будут пределы ваши.
5 Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя. 6 Будь тверд и мужествен; ибо ты народу сему передашь во владение землю, которую Я клялся отцам их дать им;
7 только будь твёрд и очень мужествен, и тщательно храни и исполняй весь закон, который завещал тебе Моисей, раб Мой; не уклоняйся от него ни направо ни налево, дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих.
8 Да не отходит сия книга закона от уст твоих; но поучайся в ней день и ночь, дабы в точности исполнять всё, что в ней написано: тогда ты будешь успешен в путях твоих и тогда во всём будешь иметь успех (будешь поступать благоразумно).
9 Вот Я повелеваю тебе: будь твёрд и мужествен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь Бог твой везде, куда ни пойдёшь».
Возьмём этот текст за наш главный текст. Повторяю, Слово Божие даёт нам чаще всего не абстрактные принципы, но показывает нам эти принципы на практическом опыте обыкновенных людей, поэтому постараемся войти в положение Иисуса Навина.
Рассмотрим сегодня выше приведённую ситуацию и проблемы Иисуса Навина, которые он имел. Рассмотрим также задание, которое Господь Иисус ему дал. Рассмотрим обещания, которые Он ему даёт, и в заключение – ключ к успеху, который Господь Иисус показывает Иисусу Навину, а также – нам.
Если мы войдём в положение Иисуса Навина, то установим, что он находился в незавидном положении. Он имел минимум три большие проблемы.
Первая проблема показана нам в ст.1: Моисей умер.
Второй проблемой Иисуса Навина является Израильский народ. Эта проблема не проявляется непосредственно в нашем главном тексте, но упоминается немного позже.
Третьей проблемой Иисуса Навина является враг.
К этим трём проблемам ни в коем случае нельзя было относиться легкомысленно. Итак, первая проблема заключалась в том, что умер Моисей. Вы, конечно, все знаете, что Иисус Навин в течение многих лет был близким доверенным Моисея.
Возможно, что после брата Моисея Аарона, Иисус Навин в принципе был вторым доверенным Моисея. В течение многих лет Иисус Навин верно служил Моисею, как читаем в стихе 1 нашего главного текста: «По смерти Моисея, раба Господня, Господь сказал Иисусу, сыну Навину, служителю Моисееву…».
Он присутствовал с Моисеем на горе, где Господь Иисус говорил Моисею. Иисус Навин присутствовал, когда Господь Иисус давал Израилю через Моисея победу. Он присутствовал, когда Моисей пережил много чудес, поэтому мы можем себе представить, что между Иисусом Навиным и Моисеем возникла очень тесная связь.
Так что Моисей стал для Иисуса Навина отцовским другом. А теперь Моисея не стало. Уход Моисея из жизни, наверняка, вызвал в сердце Иисуса Навина большую боль. Это мы можем себе легко представить. Но это состояние имеет своё продолжение.
До смерти Моисея дело обстояло таким образом: Иисус Навин нёс, конечно, среди Израиля определённую ответственность. На Иисуса Навина были возложены ответственные задачи главнокомандующего Израильского войска, но он знал, если возникали какие-то проблемы, то Моисей был тем, который постоянно находился в тесной связи с Господом Иисусом.
Он знал, что следовало делать. Если возникали щекотливые ситуации, если становилось очень трудно, то Моисей был таким Божиим мужем, который был утверждён Господом Иисусом. Иисус Навин знал, что Господь Иисус поможет, потому что Он стоял на стороне Моисея.
Во всех ситуациях Иисус Навин мог надеяться на Моисея, пока он ещё был здесь. А теперь наступил тот момент, когда Моисея не стало, а Иисус Навин стал вождём Израильского народа.
Если теперь возникали такие ситуации, в которых нужно было принимать решения, то Иисус Навин должен был теперь принять эти решения от Господа Иисуса, а затем претворять их в жизни. Если теперь следовало выдержать сражения, то это должен был осуществлять Иисуса Навин.
Эта ответственность лежала, конечно, тяжестью на душе Иисуса Навина. Если он сделает теперь ошибку, то это будет иметь последствия для сотен тысяч людей.
Второй проблемой Иисуса Навина является Израиль.
Возможно, вы представляете себе эту ответственность, быть вождём народа, таким славным делом: «это же классно, я могу теперь определять, что и как должно быть сделано». Но быть вождём, то есть вести Божий народ Израиль не являлось каким-то чистым удовольствием.
Кто знает историю Израиля, как Моисей выводил его из Египта, как затем этот народ шёл и жил в пустыне, тот знает, что это было действительно не так просто, чтобы привести этот народ к цели. Эти люди были чрезвычайно упрямыми. Когда что-то не ладилось, то они начинали сразу стонать и роптать.
Не один раз они хотели сместить Моисея с должности вождя. А тогда этот вопрос решался не посредством упорядоченных парламентских выборов. И если бы Моисей, скажем, проиграл эти выборы, то мог бы с хорошей пенсией на всю свою оставшуюся жизнь отойти от руководящей должности.
Но тогда этот вопрос решался не таким мирным путём. Когда народ хотел избавиться от Моисея, то они протягивали руки к камням. Они больше, чем один раз хотели Моисея побить камнями, но Господь Иисус принимал решительные меры.
Следовательно, быть вождём Израиля, являлось в действительности не мёдом. А Моисей был таким Божиим мужем, который в течение многих лет был утверждён Господом Иисусом, авторитет которого тем временем был признан.
А кто был Иисус Навин? Как будет вести себя народ по отношению к нему? Как он должен вести народ, если народ вообще не желает, чтобы его вели?
Третьей проблемой являлся враг. Из нашего главного текста мы знаем, что Израиль стоял перед входом в обетованную землю, а Господь Иисус даёт Иисусу Навину наставление, как он должен себя вести. А 38 лет назад Иисус Навин был уже в качестве разведчика в этой земле, которой теперь следовало завладеть.
Тогда Иисус Навин хотя и видел, что с одной стороны эта земля является прекрасной, и что Господь Иисус имеет такое доброе намерение, но то, что перед ними было расположено, это не пустяки и не шутки. Все города были хорошо укреплены толстыми стенами.
И частично эта земля была заселена исполинами. Поэтому некоторые из 12 соглядатаев сказали, Чис.13,34: «там видели мы и исполинов, сынов Енаковых, от исполинского рода; и мы были в глазах наших пред ними, как саранча, такими же были мы и в глазах их».
Быть может, они всё это дело немного перегнули, а быть может это была их личная субъективная оценка: «мы не сможет этот народ одолеть». Иисус Навин был реалистом и знал, что это не так просто, чтобы завоевать эту землю.
Хотя Святой Дух не многое сообщает нам о внутреннем состоянии Иисуса Навина, но я могу хорошо себе представить, что ночами он часто плохо спал, и что иногда перед его духовными глазами возникала бушующая толпа людей, и камни летели вокруг него, или какой-нибудь хананейский богатырь размахивал перед ним боевым топором.
Поэтому Иисусу Навину в действительности приходилось преодолевать огромные проблемы. И вот Господь Иисус говорит Иисусу Навину и показывает ему, как он сможет всё это преодолеть.
Именно этим мы займёмся в сегодняшней проповеди: как Господь Иисус помогает Иисусу Навину и как Господь Иисус показывает ему ключ к успеху во всех этих проблемах. Первым делом Господь Иисус даёт Иисусу Навину совершенно ясное задание.
Это задание было не новым, но в данной ситуации Господь Иисус даёт ему это задание ещё раз совершенно по-новому и ясно. Он говорит Иисусу Навину: «Моисей, раб Мой, умер; итак встань, перейди через Иордан сей, ты и весь народ сей, в землю, которую Я даю им, сынам Израилевым».
Господь Иисус имел со Своим народом добрый план. Этот план состоял в том, чтобы освободить Свой народ из египетского рабства, дать ему в пустыне Свои заповеди, свой порядок для богослужения, чтобы таким путём освятить его для Своего служения.
А затем ввести его в такую землю, которая течёт молоком и мёдом, как читаем в Исх.3,8: «и иду избавить его (Израиль) от руки Египтян и вывести его из земли сей в землю хорошую и пространную, где течёт молоко и мёд, в землю Хананеев,..».
Это был план Господа Иисуса со Своим народом. Прекрасным является тот факт, что Господь Иисус не даёт Себя увести от исполнения этого плана. Хотя в решающий момент Израиль по причине своего неверия отказался войти в обетованную землю Ханаана, но Господь Иисус не отказывается от Своего плана ввести Свой народ в эту землю.
Ну, хорошо, Господь Иисус изменил время входа Израиля в эту землю, но Он придерживается к Своему плану. Он не разрешает Себя сбить с толку и тем, что сам вождь Израиля, Моисей, проявил тоже непослушание и закрыл себе этим вход в обетованную землю.
После этого Господь Иисус поставил Иисуса Навина вождём над Израилем. Но Господь Иисус не отступает от Своего плана! И это что-то очень важное и хорошее, потому что Господь Иисус твёрдо сохраняет Свой план и в отношении нас, детей Божиих.
План, который лишь немногим отличается от плана в отношении Израиля. И нас Господь Иисус желает вывести из рабства. Он желает нас освятить, то есть отделить от мира сего для того, чтобы мы могли Ему служить.
И Он желает ввести нас в такую жизнь, которая молоком и мёдом течёт. Этим самым, прежде всего, имеется ввиду не небо, не вечная жизнь на небесах, хотя естественно, что там всё это будет завершено.
Но в Рим.15,13 в конце своих высказываний о жизни веры апостол Павел говорит о том, что Господь Иисус желает нам подарить жизнь полной радости, полного мира, которая переливается надеждой в силе Святого Духа.
Это такая жизнь, которую вполне можно охарактеризовать, как жизнь, которая «молоком и мёдом течёт». Господь Иисус желает, чтобы мы уже теперь вели исполненную жизнь, которая переливается радостью и миром.
От этой цели Господь Иисус не даёт Себя увести. Даже если мы на нашем пути веры, в нашем служении Господу Иисусу, многократно даём осечку, то и по этой причине Он не даст Себя увести или удерживать от Своего плана.
Об этом Господь Иисус постоянно говорит нам в Новом Завете. А теперь Господь Иисус даёт Иисусу Навину задание: «итак встань, перейди через Иордан сей».
Это является прекрасным делом, если в Слове Божием мы можем слышать голос Господа Иисуса, когда Он говорит к нам, чтобы мы могли понять Его задание для нас. Это является чем-то избавляющим и даёт облегчение.
Затем Господь Иисус даёт Иисусу Навину также обещания. О них мы читаем в нашем главном тексте, начиная от ст.3: «Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам, как Я сказал Моисею».
Затем, в ст.4 описываются границы этой земли. А в ст.5 дальше читаем об обещаниях Господа Иисуса: «Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей; и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя».
Здесь Господь Иисус даёт Иисусу Навину три обещания, которые тесно связаны между собой.
1. Первое обещание: «Всякое место, на которое ступят стопы ног ваших, Я даю вам», то есть всю землю Я вам даю.
2. Второе обещание: «Никто не устоит пред тобою во все дни жизни твоей». Это значит, Иисус Навин будет побеждать. Все враги, которые находятся в этой земле, в отношении которых ты, возможно, голову ломаешь, ты победишь.
3. Третье обещание. Это обещание является ключом ко всему: «и как Я был с Моисеем, так буду и с тобою: не отступлю от тебя и не оставлю тебя».
Если Господь Иисус обещает постоянно пребывать с Иисусом Навиным, то это обещание является ключом, тогда всё равно, кто будет против Иисуса Навина, Иисус Навин будет победителем.
Тогда враги не устоят «пред тобою во все дни жизни твоей». И если враги не смогут устоять пред ним, то он овладеет обетованной землёй. Это обещание Господь Иисус дал Иисусу Навину.
И нам, Своим искупленным, Господь Иисус даёт обещания. Разумеется, что решающий пункт в этом вопросе заключается в том, каким образом, как это может произойти, чтобы эти обещания осуществились в моей жизни?
Чтобы то, что Господь Иисус желает мне дать в моей жизни, в самом деле стало для меня действительностью, чтобы я убедился в том, что имею в своей жизни успех. Этот вопрос стоял, конечно, и перед Иисусом Навиным.
Поэтому Господь Иисус, как Сердцеведец, входит в положение Иисуса Навина и даёт ему все необходимые наставления. Господь Иисус показывает ему, как это произойдёт, чтобы эти обетования осуществились в его жизни.
Именно в этом заключается сущность, основной смысл нашей сегодняшней проповеди. Трижды, в ст.6.7.9, Господь Иисус говорит Иисусу Навину в нашем главном тексте: «будь твёрд и мужествен».
Уже Моисей говорил ему раньше об этом, а также народ говорил ему об этом. Отсюда можно сделать вывод, что Иисус Навин нуждался в ободрении, поэтому Господь Иисус повторяет это несколько раз: «будь твёрд и мужествен».
Ибо основная помеха в овладении землёй заключалась в том, чтобы Иисус Навин вообще отважился и решился на это сложное и ответственное дело. Чтобы от боязни, ввиду множества проблем, от отчаяния и упадка духа, из-за отсутствия мужества, он не остался просто сидеть.
Чтоб он не говорил: «нет, это для меня безумие, я лучше от этого откажусь». С человеческой точки зрения Иисус Навин не был героем, который сказал бы: «да что там эти Хананеяне, нет никаких проблем, с ними мы запросто расправимся. Они не успеют даже моргнуть, как мы их разделаем и решим весь вопрос захвата.
Мы им покажем, где раки зимуют». Таким Иисус Навин не был. Иисус Навин знал, что с человеческой точки зрения вся эта акция, всё это мероприятие, могло закончиться национальным расплавлением, которое ему и сотням тысяч людей могло стоить жизни.
А кроме обещаний Господа Иисуса он ничего в руках не имел. Он не имел секретного оружия. Поэтому вопрос состоял теперь в том, чтобы он решился на этот риск веры. Возможно, для нас это мероприятие не кажется уж таким риском веры, так как мы знаем, чем это дело кончилось.
А проблемы других так или иначе кажутся нам чаще всего не такими сильными; и думаем: «этот вопрос вообще не является для нас темой для обсуждения, с этим мы справимся.
Но по сравнению с нашими проблемами, проблемы Иисуса Навина ничтожны. С этой кучкой Хананеев мы свободно справимся. И моего шефа на работе Иисус Навин должен бы узнать». Иисус Навин знал, что его ожидает.
И решающим является тот факт, что он начал действовать, что на основании призыва: «итак встань, перейди через Иордан сей» он вообще начал действовать. Что он решается на этот риск веры. И только это является действительно верой!
Если я надеюсь на то, что Господь Иисус мне говорит, и на основании этого начинаю действовать, то только после этого Господь Иисус может что-то делать. Хотя Иисус Навин имел определённые опасения, хотя он имел явную боязнь, но решающее мы видим в том, что Господь Иисус вселяет в него мужество.
А Иисус Навин позволяет Господу Иисусу сделать его мужественным. При разработке этой темы этот факт мне чудовищно понравился: Господь Иисус вселяет в Иисуса Навина мужество. И это не голые слова. Подтверждение этому мы находим в том событии, когда Иисус Навин встретил перед Иерихоном человека с обнажённым мечом.
Читаю из книги И.Нав.5,13-15: «Иисус, находясь близ Иерихона, взглянул, и видит, и вот стоит пред ним человек, и в руке его обнажённый меч. Иисус подошёл к нему и сказал ему: наш ли ты, или из неприятелей наших?
14 Он сказал: нет; я вождь воинства Господня, теперь пришёл сюда. Иисус пал лицем своим на землю, и поклонился и сказал ему: что господин мой скажет рабу своему? 15 Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято. Иисус так и сделал».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз