Семь увещеваний, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Рассмотрим с вами сегодня отрезок из Послания апостола Павла к Филиппийцам, а именно в гл.4 стихи 1-6. Привожу этот текст: «Поэтому, братия мои возлюбленные и вожделенные, радость и венец мой, стойте твёрдо в Господе, возлюбленные.2 Увещеваю Еводию, увещеваю Синтихию быть одинаково мыслящими в Господе. 3 Да, прошу и тебя, верный сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и с Климентом и с прочими сотрудниками моими, которых имена — в книге жизни.
4 Радуйтесь всегда в Господе; и ещё говорю: радуйтесь. 5 Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. 6 Не заботьтесь ни о чём, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом».
Возьмём этот текст за наш главный текст. Все Послания апостолов имеют свой особый характер и отличаются между собой, поэтому очень интересно, если мы занимаемся исследованием их содержания.
В данном случае, при чтении Послания Филиппийцам, мы заметим, что это славное Послание, это Послание радости, содержит в себе множество увещеваний, поэтому у нас возникает большой вопрос.
Эти верующие в Филиппах являлись почти единственными, которые поддерживали апостола Павла и заботились о его финансовом содержании. Об этом читаем в ст.15-16 этой же главы: «Вы знаете, Филиппийцы, что в начале благовествования, когда я вышел из Македонии, ни одна церковь не оказала мне участия подаянием и принятием, кроме вас одних; 16 вы и в Фессалонику и раз и два присылали мне на нужду».
Филиппийцы были такими верующими, которые верно стояли в деле Евангелия, которые были очень жертвенными. Большая разница состоит в том: являемся мы такими, которые слушают Евангелие, или мы являемся такими, которые отдают себя Евангелию.
Это – две разные вещи. Поэтому возникает большой вопрос: неужели эти верующие в Филиппах не заслужили что-нибудь иное, чем пожинать от апостола Павла за свои пожертвования ещё и увещевания? Такой правомерный вопрос мы могли бы задать.
Но именно потому, что апостол Павел очень любил Филиппийцев, то он и увещевает их, потому что в увещевании мы видим выражение любви; чтобы уберечь их от опасностей, которые содержатся или встроены в увещеваниях.
Павел увещевает их, как отец, который любит своего сына и хорошо его наказывает. Очень метко говорит по этому вопросу Святой Дух в Притчах 3,11-12 или 23,13. Читаю оба места эти Писания.
Прт.3,11-12: «Наказания Господня, сын мой, не отвергай, и не тяготись обличением Его; 12 ибо кого любит Господь, того наказывает и благоволит к тому, как отец к сыну своему».
Прт.23,13: «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрёт; 14 ты накажешь его розгою и спасёшь душу его от преисподней».
В Евр.12,6 Святой Дух повторяет необходимость наказания детей Божиих со стороны Господа Иисуса, о которых мы читаем Прт.3,12. Итак, Евр.12,6: «Ибо Господь, кого любит, того наказывает; бьёт же всякого сына, которого принимает».
Хотя наказание детей в настоящее время превышает границы наших отношений, но оно является выражением любви. Конечно, всякое наказание должно совершаться не в припадке гнева или с целью мести.
Наказание детей должно совершаться лишь с той целью, чтобы дети не ходили злыми путями. В шести стихах нашего главного текста мы имеем семь увещеваний, а именно в отношении таких вещей, которые мы должны делать.
Это очень интересно: шесть стихов указывают нам путь через семь увещеваний на те вещи, которые мы должны делать!
1. В ст.1 Павел говорит: «стойте твёрдо…». В этом выражении мы видим первое увещевание в ст.1. Это было увещевание по отношению к Филиппийцам, чтобы они твёрдо стояли, чтобы быть плодовитыми для Господа Иисуса. Поэтому Павел увещевает их, чтобы они и дальше в своём твёрдом стоянии были для Господа Иисуса плодовитыми.
Безусловно, и всем возлюбленным во Христе можно пожелать: «стойте твёрдо». Это является Божиим намерением, чтобы и мы твёрдо стояли. Но мы можем лишь тогда твёрдо стоять, если мы вообще стоим. Я думаю, вы меня понимаете.
Ибо, если мы «твёрды», когда мы не стоим, то мы будем твёрдо лежать на земле. Следовательно, сначала следует стоять, а затем – твёрдо, то есть «стоять твёрдо». Поэтому Павел и говорит в Еф.6,14: «итак, стойте». А затем Святой Дух показывает нам, что перед Богом мы можем стоять исключительно в Его всеоружии, которое там описывается, Еф.6,11-14:
«Облекитесь во всеоружие Божие, чтобы вам можно было стать против козней диавольских, 12 потому что наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной.
13 Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, всё преодолев, устоять. 14 Итак стойте, препоясав чресла ваши истиною и облёкшись в броню праведности».
В этом мы должны стоять, и не просто стоять, но должны твёрдо стоять. А теперь у нас возникает вопрос: на чём же мы должны стоять? Здесь не имеется ввиду футбольное поле, или порядочная гостиница, но здесь речь идёт о скале – нашем Господе Иисусе.
На Этом камне, Которого мы только что рассмотрели в проповеди «Камень» согласно Зах.3,9. На этом краеугольном камне мы должны стоять. Уже Давид в Ветхом Завете пишет по этому вопросу в Пс.39,2-3:
«Твёрдо уповал я на Господа, и Он приклонился ко мне и услышал вопль мой; 3 извлёк меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на скале ноги мои и утвердил стопы мои».
Имеется большая разница между тем, слышал ли я что-то об Иисусе Христе или же лично стою на этой скале, которая есть Иисус Христос. И если мы не стоим на этой скале, то Слово Божие говорит, что будем увлекаемы всяким ветром.
А ветер символизирует духовные течения. Об этом читаем в Еф.4,14: «дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения».
Мы, люди, все увлекаемы: либо сатаной, либо Святым Духом. Поэтому Библия, Слово Божие и говорит, что есть такие дети Божии, которые дают себя увлечь Святым Духом. Но в этом месте Писания, о котором мы сейчас говорим в отношении «стоять», мы должны быть увлечены только во Христе, но не вне господства Христа.
Существует, конечно, возможность «стоять» и вне господства Иисуса. Но об этом я здесь не говорю, это не имеется ввиду в нашей теме. Естественно, что это стояние осуществляется не на скале Иисуса Христа.
А сегодня Господь Иисус желает нам объяснить всё то, что Бог желает, и что Он требует от нас, чтобы Господь Иисус видел нас таковыми, которые крепко укреплены, крепко утверждены на скале, на этом основании, которое есть Христос.
В этом мы видим первое сообщение увещевания в нашем главном тексте, которое гласит: «стойте твёрдо». Переходим к ст.2, ко второму увещеванию.
2. Второе увещевание в ст.2 гласит: «быть одинаково мыслящими». Быть одинаково мыслящими – это очень важное дело. В нашем тексте апостол Павел упоминает двух сестёр во Христе: Еводию и Синтихию.
А увещевает их Павел потому, что они не были единомышленными. В отношении мышления мы находим среди детей Божиих два направления, а именно:
а) плотское мышление с целевой установкой смерти и
б) помышления духовные с целевой установкой жизни и мира.
Об этих двух отношениях к данному вопросу, в которых верующие могут стоять, апостол Павел говорит в Рим.8,6. А именно о плотском мышлении, которое не имеет обетования, или о помышлении духовном, в котором содержится закон жизни и свободы.
Кто не находится в свободе Божиего Духа, тот находится в рабстве, и ничего не знает о свободе и общении во Христе. Рим.8,6: «Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные — жизнь и мир».
А поскольку помышление в плоти, о котором мы здесь читаем, является враждой против Бога, то наше мышление, чтобы быть одинаково мыслящими, может быть лишь таким, какое оно было у нашего Господа Иисус, как читаем в Флп.2,5: «Ибо в вас должно быть то же мышление, какое и во Христе Иисусе».
А если верующие имеют одинаковое мышление вне нашего центра, нашего Господа Иисуса, то это очень плохо. Тогда хотя и имеется в наличии касательная, точка соприкосновения общения в мышлении, но это не является узловым пунктом Иисуса.
Тогда это какие-нибудь вещи, которые сводят и мирских людей вместе. А это нехорошо. В конечном счёте, человек рождён для общения. Поэтому в отношении первого человека Бог уже сказал в Быт.2,18: «…не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему».
У человека должны быть точка соприкосновения общения. Но для верующих такая точка соприкосновения лишь тогда хороша, если эта точка соприкосновения носит имя Иисус. Весь мир имеет точки соприкосновения общения.
Одни имею эту точку соприкосновения в политике. В кругу этих политиков, или в одной партии встречаются такие люди, которые имеют одинаковое мышление. Другие имеют одинаковое мышление в области увеселения мира сего. К примеру, игра в футбол.
Такие люди имеют тоже одинаковое мышление, поэтому встречаются в определённом месте, чтобы иметь общение. Это место называется стадионом. Обратимся ещё к третьей категории людей, которые имеют другие интересы.
Там встречаются единомышленные, интересы которых жёстко привязывают их к себе; иногда даже ночи напролёт. Все, которые там шатаются, имеют одинаковое мышление и ищут общение. Интересен тот факт, что там целыми ночами собираются не трезвые люди, но нетрезвые, пьяные, потому что они ищут общение с единомышленниками.
Знаете ли вы, куда вам следует идти, чтобы иметь общение с Иисусом? Именно туда, где вы будете найдены в мышлении Иисуса, там вы встретитесь с Иисусом. Вы не можете Его найти в каком-либо другом месте, а только там, где Он находится.
Поэтому мы должны пойти к Иисусу, чтобы встретиться с Ним. Мы не можем Его встретить в пивнушке или на стадионе. Потому, что Его там нет. Совершенно ясно: если я кого-то ищу, тогда я его только там найду, где он находится, но не там, где его нет.
В отношении мышления мы знаем таких духовных акробатов, для которых существует бог леса и бог лугов. Такие акробаты уходят в лес. Мы знаем, что Сам Бог есть Творец природы.
Но эти акробаты совершают большую ошибку: они думают, что сама природа является богом. Это – сатанинская ложь. Природа является продуктом Божиего Творения, но не природа является богом.
Но так как человек, эти духовные акробаты попали через гениальное искушение тьмы под власть особых идей, что природа является богом, поэтому они ищут своего бога в лесу. Совершенно ясно, если существует бог леса и бог лугов, то их можно лишь там и найти.
Но мы знаем, что живой Бог не является деревом или пнём от дерева. Мы знаем, что Он – живой Бог, Который существует в духе. Бог является духовным существом, и если мы хотим приблизиться к Нему, то должны приходить к Нему в духе и истине. Это – есть путь к Богу.
Ссоры, разрыв и раскол – это такие вещи, которые относятся к миру сему; и находятся там, где, по крайней мере, одна сторона не пребывает в мышлении Господа Иисуса. Поэтому мы, все дети Божии, должны быть единомышленными.
А я вам скажу: если двое верующих хорошо друг друга понимают, если в супружеской паре муж и жена живут друг для друга, что возможно лишь в том случае, если Господь Иисус является центром, то среди них находится кусочек неба уже на земле.
Наш покойный старший брат Вернер Бергманн часто посещал собрания, которые Господь Иисус создал через него в Германии, Австрии и Швейцарии. Однажды он рассказал об одной встрече, происшедшей в одном из своих путешествий.
Он посетил одну супружескую пару преклонного возраста. Сестра, которой шёл 90-ый год, лежала на смертном одре. Она постоянно и верно находилась в молитве. Её мужу шёл 86-ой год. Он также был верным молельщиком.
И где только можно, они сообща облегчали друг другу жизнь. Такое можно очень редко встретить. Но в этой супружеской паре мы увидели образец того, что возможно при единомыслии.
Десятилетиями из их уст не исходило ни единое кривое или гнилое слово. Четверть года назад они отпраздновали шестидесятилетие совместной жизни, то есть диамантовую свадьбу. Они постоянно радовались, когда видели друг друга и благодарили за это Господа Иисуса.
Их великим желанием было, чтобы вместе дожить до пришествия Господа Иисуса. Но этой мечте не суждено было осуществиться: эта сестра находится теперь в раю. Эта супружеская пара имела одинаковое мышление. Мы радуемся такому мышлению людей, которые принимают мышление нашего Господа Иисуса.
Если бы все дети Божии имели мышление Господа Иисуса, то мы не нуждались бы больше в увещеваниях. Еводию и Синтихию апостол Павел вынужден был увещевать, потому что они не были единомышленны.
Теперь мы с вами знаем, для чего мы нуждаемся в увещеваниях, так как мышление Господа Иисуса в нас ещё не настолько продвинулось, чтобы люди видели в нас Иисуса, а это есть намерение Бога. Каждый ошибочный шаг, который мы пытаемся оправдать в том, что говорим: «ну я вот такой и есть». Этим мы хотим сказать: «это мой характер».
Но я могу здесь совершенно ясно и однозначно сказать, что Иисус изменяет характер! И как? Через Своё мышление! Каждый неизменённый характер, который мы имеем по природе, представляет собой недостаток в мышлении Иисуса.
Интересен тот факт, что везде, где появлялся Господь Иисус, там не было спора. Даже в том случае, когда приходили книжники, чтобы разжечь спор, то эти встречи заканчивались мирным исходом. Но учеников Иисуса мы видим, как они запутываются в спорах.
Об этом читаем, например, в Мрк.9,14-16: «(Иисус) Придя к ученикам, увидел много народа около них и книжников, спорящих с ними. 15 Тотчас, увидев Его, весь народ изумился, и, подбегая, приветствовали Его. 16 Он спросил книжников: о чем спорите с ними?».
На основании этого мы познаём, что мышление Иисуса приносит мир. Мышление Иисуса приносит мир в наши собственные сердца. И если затем мы имеем общение с другими, тогда наш мир, который Господь Иисус нам дал, может послужить к тому, чтобы мы стали миротворцами.
Но если другие никакой ценой не желают иметь мир, то мы не можем им этот мир навязать насильственным путём. Но решающим является, чтобы мы были найдены в Божием мире. Это было второе увещевание в стихе 2. А теперь переходим к третьему увещеванию, о котором мы читаем в стихе 3 нашего текста.
3. Третье увещевание гласит: «помогай им». Можно также сказать: «окажи им содействие». Итак, мы здесь имеем увещевание к содействию. А что такое содействие? В содействии мы видим помощь, заступничество.
Содействие является видимым проявлением, которое исходит из мышления Иисуса. Когда апостол Павел вынужден был в Риме сказать в своё оправдание, то он говорит во 2Тим.4,16: «При первом моём ответе никто за меня не заступился, но все меня оставили. Да не вменится им!».
Не ужасно ли это было для апостола язычников? Он имел вокруг себя верующих, но когда пришёл день суда для оправдания Павла, то никто за него не заступился. Но знаете ли вы, что Павел имел мышление Иисуса, хотя он и не получил помощи от людей.
Он имел мышление Иисуса, поэтому он мог в стихе 17 сказать: «Господь же заступился за меня и укрепил меня, дабы через меня совершилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиной пасти».
Здесь мы читаем о том, что Павел пережил заступничество, содействие Господа Иисуса. Теперь мы с вами знаем, почему Господь Иисус содействует нам и заступается за нас, чтобы и мы заступались друг за друга, потому что это является мышлением Иисуса.
Когда Господь Иисус в Гефсиманском саду представился Своим преследователям, то Библия говорит в Мтф.26,56, что все ученики бежали от Него. На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.