Святой Дух, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! В нескольких проповедях я говорил о сущности Бога, в смысле небесного Отца. В нескольких проповедях мы говорили с вами также о Его Сыне, Иисусе Христе. А теперь в нескольких проповедях поговорим о Святом Духе, Который является третьей личностью Святой Троицы.Конечно, я во многих проповедях уже касался темы Святого Духа, но я ни разу не посвящал Ему внимания в отдельной проповеди. А сегодня мы поговорим с вами о Святом Духе, Который в нас живёт, поэтому главными текстами нашей сегодняшней темы возьмём Послание апостола Павла Ефесянам и 2Тим.1,14. Читаю эти места.
Еф.1,13: «В Нём (Иисусе) и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатаны (обетованным) обещанным Святым Духом».
2Тим.1,14: «Храни добрый залог Духом Святым, живущим в нас».
Мы, все дети Божии, радуемся в любви нашего небесного Отца, Который послал в мир Своего Единородного Сына, как читаем в 1Ин.4,9: «Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него».
Это же действие небесного Отца, но более подробно мы имеем в Ин.3,16 «Ибо так возлюбил Бог мир (всех людей), что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Мы, все дети Божии, радуемся также в любви нашего Господа Иисуса, Который Сам добровольно отдал Себя в Жертву за наши грехи, как читаем в Еф.5,25-27: «Мужья, любите своих жён, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, 26 чтобы освятить её, очистив банею водною посредством слова; 27 чтобы представить её Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна».
Но мы все должны признаться, что очень мало думаем и размышляем о любви Духа, о Которой апостол Павел говорит в Рим.15,30: «Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу».
Конечно, здесь имеется ввиду Святой Дух, без Которого мы не можем иметь ни радости, ни силы, ни истинного познания Бога. Когда Господь Иисус после воскресения был готов покинуть Своих учеников и снова вернуться на небеса к Своему Отцу, то Он вновь и вновь направлял их взор на Святого Духа. Не заключается ли в этом для нас указание на то, чтобы серьёзно исследовать, что говорит Писание о Святом Духе, Который в нас живёт?
Как небесный Отец и Его Сын, Иисус Христос, так и Святой Дух является настоящей личностью, является Богом. Апостол Пётр мог сказать Анании в Д.Ап.5,3-4: «Но Пётр сказал: Анания! Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твоё мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли? 4 Чем ты владел, не твоё ли было, и приобретённое продажею не в твоей ли власти находилось? Для чего ты положил это в сердце твоём? Ты солгал не человекам, а Богу».
Но, тем не менее, Святое Писание ясно различает Святого Духа от Отца и Сына. К примеру, когда Иисус давал ученикам задание о крещении, то Он сказал: «Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа» (Мтф.28,19).
Эти слова говорят также о том, что Святой Дух это третья личность Бога. И если я скажу: Святой Дух – это Личность, то это слово я применяю к Святому Духу. Он является Богом и Духом. И нет более лучшего, более подходящего слова, чтобы выразить тот факт, что Святой Дух – это не просто воздействие, и не просто сила, которая исходит от Бога, и через которую Бог нас ведёт. Но Святой Дух является действительной личностью, которая сознательно нас ведёт, говорит, слушает, которая может быть огорчена, как читаем, например, в Ин.16,13-14 и в Еф.4,30. Читаю эти места.
Ин.16,13-14: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. 14 Он прославит Меня, потому что от Моего возьмёт и возвестит вам».
Еф.4,30: «И не огорчайте Святого Духа Божия, Которым вы запечатаны на день избавления».
Но если мы говорим о Святом Духе как о «влиянии», то «влияние» не может говорить, слушать и огорчаться. Естественно, что Святой Дух проявляет большую силу и благословенное влияние. Но Он Сам представляет собой большее, чем просто «сила» или «влияние». Святой Дух – это действительная личность, которая действует и разделяет каждому его особенности, как читаем в 1Кор.12,11: «Всё же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно».
Такое действие простое «влияние» не может осуществлять, а только живое существо, которое имеет свою волю. Мы должны с вами также заметить, что там, где Писание говорит о Святом Духе, оно для Него постоянно применяет личное местоимение «Он», которое невозможно применять по отношению к «влиянию».
О Божием Сыне мы читаем, когда Он в плоти пришёл на землю: «И Слово стало плотию, и обитало с нами,..». О Святом Духе Писание этого не говорит. Он не пришёл на землю в плоти, не принял образ раба, не сделался подобным человекам и по виду не стал как человек. Но Он, тем не менее, присутствует сейчас на земле действующей личностью. Сын Божий, вторая личность Божества, найден в Своей личности как человек. Ученик Иоанн мог о Нём сказать, как читаем в 1Ин.1,1: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами, что рассматривали и что осязали руки наши, о Слове жизни (об Иисусе)».
Святого Духа невозможно осязать руками. Руки грешников, которыми и мы все ещё являемся, не могут осязать Святого Духа. Если бы это было возможно, то эти руки точно так прибили бы Его ко кресту, как они прибили Господа Иисуса. Но руки грешных людей не могут это сделать. Святой Дух живёт в людях, которые очищены драгоценной кровью Иисуса от своих грехов. В этих людях и через этих людей Святой Дух действует на земле, а окружающий нас мир чувствовал это с самого начала излияния Святого Духа, потому что в христианах находился другой Дух, Которому он не мог противостоять.
Чтобы, подобно Христу, избавиться в этом мире от Святого Духа, они начали со Стефана, чтобы разрушить жилище Святого Духа. Но Святого Духа они не могли убить и не могли завладеть Им. Как читаем в Д.Ап.7,51.55.59. В отношении Святого Духа Господь Иисус сказал Своим ученикам в Ин.14,16: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек».
В дальнейшем разговоре Иисуса с учениками мы видим, что к этому времени Святой Дух ещё не пришёл на землю, Ин.16,7-8: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидёт к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, 8 и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде».
Эти слова Иисуса можно применить только по отношению к кому-то, кто ещё не находится здесь, которого ещё ожидают. Вы можете, конечно спросить: не присутствовал ли Святой Дух уже при восстановлении Богом разрушенного сатаной творения?», как читаем в Быт.1,2 «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою».
Как видите, здесь мы читаем о «Духе Божием», но не о Святом Духе! Господь Иисус имел совершенно другое намерение. А именно, чтобы Святой Дух пришёл с небес на землю и занимал жилище в тех людях, которые через покаяние приходили к Иисусу. Между «воздействием» и «проживанием» имеется большая разница. Господь Иисус приходил к людям в райский сад, но Он не жил там. Когда Израильтяне, избавленные кровью агнцев, были выведены из Египта, то Господь Иисус говорит в Исх.29,45-46: «и буду обитать среди сынов Израилевых, и буду им Богом, 46 и узнают, что Я Господь, Бог их, Который вывел их из земли Египетской, чтобы Мне обитать среди них. Я Господь, Бог их».
А поздней Он действительно жил среди Своего народа, как читаем в Чис.5,2-3: «повели сынам Израилевым выслать из стана всех прокажённых, и всех имеющих истечение, и всех осквернившихся от мёртвого, 3 и мужчин и женщин вышлите, за стан вышлите их, чтобы не оскверняли они станов своих, среди которых Я живу».
Точно так обстоит дело со Святым Духом. Во все времена Он действовал с небес на земле, но только со времени пятидесятницы Он пришёл на землю, чтобы жить в людях.
В Ветхом Завете мы читаем о том, что Бог периодически по надобности посылал Своего, то есть Божиего Духа на определённых людей для их оснащения к выполнению определённых заданий. В русском переводе Библии мы читаем в таких случаях: «Дух Господень», что соответствует выражению «Дух Иеговы». Свой Дух, то есть Дух Божий, Бог посылал, например, на следующих Божиих мужей: на судью Самсона, на царей Израиля Саула и Давида, на Иеффая, на Гедеона, на Гофониила, на Веселиила и т.д.
Выше я отметил, что Дух Божий и Дух Святой не одно и то же. Но категорически я этого тоже не могу утверждать. Посмотрим, что откроет нам ниже Писание в этом вопросе. Если мы примем во внимание, что наш Господь Иисус открывался в Ветхом Завете под различными именами и символично даже в колодцах или источниках живой воды, а в Новом Завете Он открылся людям Сыном Божиим, сошедшим с небес в плоти на землю, то по аналогии этого факта и Святой Дух мог открываться в Ветхом Завете Духом Божиим, а в Новом Завете – Святым Духом!
В принципе нам следует с вами знать: хотя Святой Дух и является третьей личностью Триединства, но Он в то же время является «Слугой Бога», потому что Бог, наш небесный Отец, в основном действует через Святого Духа, как мы это видим по отношению к выше упомянутым Божиим мужам. Приведу два из этих примеров в Ветхом Завете:
1Цар.10,9-10: «Как скоро Саул обратился, чтоб идти от Самуила, Бог дал ему иное сердце, и сбылись все те знамения в тот же день. 10 Когда пришли они к холму, вот встречается им сонм пророков, и сошёл на него Дух Божий, и он пророчествовал среди них».
Суд.14,6: «И сошёл на него (Самсона) Дух Господень, и он растерзал льва как козлёнка; а в руке у него ничего не было. И не сказал отцу своему и матери своей, что он сделал».
Уместно в этом месте заметить, что между Духом Божиим и Духом Святым имеется существенная разница. В Ветхом Завете Бог давал отдельным личностям Духа Божиего и снова Его забирал. Так было с Саулом, так было с Самсоном и другими.
А Дух Святой, которого мы получаем при покаянии, Бог больше не забирает. Это ясно и однозначно следует из Ин.14,16-17, где Господь Иисус говорит Своим ученикам: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, 17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет».
А Коринфянам и Римлянам апостол Павел пишет в 1Кор.6,19: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои?».
С точки зрения «Божиего Духа» и «Святого Духа» особенно интересным является для нас сообщение апостола Павла в Рим.8,11: «Если же Дух Того (Бога), Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас».
Выражение: «Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса», говорит о том, что в этом Духе мы видим «Дух Божий». И дальше читаем: «то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас». то есть в детях Божиих. Из этих двух мест Писания (1Кор.6,19 и Рим.8,11) следует, что Святой Дух и Божий Дух – это одно и то же! Это говорит Библия!
Только по сравнению с Ветхим Заветом мы видим большую разницу в том, что в Новом Завете Святой Дух живёт в детях Божиих. И не просто, а «пребудет с вами вовек»! А в Ветхом Завете читаем, что Дух Божий сходил на Саула, сходил на Самсона и на других, но не жил в них! В определённых ситуациях Бог посылал на них Своего Духа, а затем снова забирал Его. Эти маленькие слова «на них» и «живущий в нас» показывают разницу между верующими Ветхого и Нового Завета.
Для наглядности можно сравнить парусное и паровое судно. Парусное судно зависит в своём движении от силы, которую оно не имеет в себе. Это сила, которая действует извне в лице ветра, наполняет его паруса и движет судно вперёд. Паровое судно, в противоположность парусному, не зависит в своём движении от силы извне, от силы ветра, но постоянно носит эту движущую силу в себе. Оно может двигаться против ветра и волн, потому что движущая сила живёт в нём. Как ветер заставлял парусное судно двигаться вперёд, так и Дух Божий, а теперь можем сказать: Дух Святой приходил в Ветхом Завете на святых Божиих человеков, как читаем у апостола Петра во 2Пет.1,21: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым».
В противоположность Ветхому Завету дети Божии в Новом Завете носят Святого Духа в себе, как движущую силу.
Прежде чем Господь Иисус исполнил на Голгофе дело искупления, было невозможно, чтобы Святой Дух пришёл с небес и мог устроить себе жилище в людях. Сначала Иисус Христос должен был быть прославлен. Поэтому мы читаем в Ин.7,39: «Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо ещё не было на них Духа Святого, потому что Иисус ещё не был прославлен».
А позже Господь Иисус сказал Своим ученикам в Ин.16,7: «Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошёл; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам».
Быть может кто-нибудь из вас скажет: «ведь Святой Дух сошёл с небес уже на Иисуса, как голубь и остался на Нём!». Конечно! Иисус был единственно безгрешным и чистым, на Которого мог сойти Святой Дух и оставаться на Нём. А во-вторых, мы должны учесть, что посредством Святого Духа, небесный Отец совершил помазание Своего Сына для выполнения задания Отца. Для Иоанна Крестителя, сошествие Святого Духа на Иисуса, было знамением, посредством которого он должен был узнать Господа Иисуса, о чём мы читаем в Ин.1,32-34: «И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нём. 33 Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нём, Тот есть крестящий Духом Святым. 34 И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий».
Святой Дух, сошедший на Иисуса в виде голубя, нашёл на Нём место покоя. Это событие напоминает нам о голубе, которого Ной во время потопа выпустил из ковчега, как читаем в Быт.8. Дважды этот голубь возвращался назад. Почему? Писание говорит о том, что «голубь не нашёл места покоя для ног своих». Об этом читаем в Быт.8,8-12: «Потом (после ворона) выпустил от себя голубя, чтобы видеть, сошла ли вода с лица земли, 9 но голубь не нашёл места покоя для ног своих и возвратился к нему в ковчег, ибо вода была ещё на поверхности всей земли; и он простёр руку свою, и взял его, и принял к себе в ковчег. 10 И помедлил еще семь дней других и опять выпустил голубя из ковчега. 11 Голубь возвратился к нему в вечернее время, и вот, свежий масличный лист во рту у него, и Ной узнал, что вода сошла с земли. 12 Он помедлил еще семь дней других и выпустил голубя; и он уже не возвратился к нему».
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.