Святой Дух, часть девятая
М
Святой Дух». Сегодня девятая, заключительная часть. Продолжаем рассуждение о «крещении огнём». Апостол Павел говорит во 2Фес.1,7-9 и Евр.10,27; 12,29 об огне, как о карающем суде. Привожу 2Фес.1,7-9: «а вам, оскорбляемым, отрадою вместе с нами, в явление Господа Иисуса с неба, с Ангелами силы Его, 8 в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Господа нашего Иисуса Христа».Точно так обстоит дело и сегодня: все погибшие грешники, которые на основании веры и покаяния приняли Господа Иисуса своим Спасителем, имеют часть в крещении Святым Духом, происшедшем в день Пятидесятницы. Но для тех, которые отвергают Божественное свидетельство, остаётся только крещение огнём. Иоанн пророчески видел оба эти крещения, и с ударением свидетельствовал, что Тот, Который исполнит эти крещения, уже находится в их среде, Ин.1,26 «Он-то Идущий за мною, но Который стал впереди меня. Я недостоин развязать ремень у обуви Его».
Огромный отрезок времени, который находился между этими двумя крещениями, между крещением Святым Духом и крещением огнём, был, конечно, скрыт для Иоанна Крестителя. Как и для пророков в Ветхом Завете было скрыто огромное пространство времени между пророчеством у пророка Исаии. Об этом читаем в главе 49,8: «Так говорит Господь: во время благоприятное Я услышал Тебя, и в день спасения помог Тебе; и Я буду охранять Тебя, и сделаю Тебя заветом народа, чтобы восстановить землю, чтобы возвратить наследникам наследия опустошённые».
Здесь мы видим пророчество о дне спасения, о восстановлении Иакова в Израиля, чтобы восстановить его обетованную землю и возвратить наследникам наследия опустошённые. Апостол Павел обращается к этому пророчеству, как он часто делает в своих Посланиях, и применяет его по отношению к язычникам, к Коринфянам и говорит во 2Кор.6,2: «Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения».
Выражением: «вот, теперь день спасения» он указывает на время благодати. Но пророчество Исаии «в день спасения» первично нацелено на спасение остатка Израиля в 144000 душ, которые войдут в 1000 летнее Царство.
Возвращаюсь к тому факту, что от пророков Ветхого Завета было скрыто огромное пространство времени, которое находится между пророчеством Исаии и исполнением этого пророчества. Когда остаток Израиля будет введён в обетованную землю, «чтобы возвратить наследникам наследия опустошённые». Это огромное пространство времени между пророчеством о дне спасения и его исполнением включает в себя первое и второе пришествие Господа Иисуса.
Об этом времени пророки не подозревали, и ещё меньше о том, что в пределах этого времени будет завершён славный Божий план, строительство Церкви Иисуса. Об этом мы читаем в 1Пет.1,10-12: «К сему-то спасению относились изыскания и исследования пророков, которые предсказывали о назначенной вам благодати, 11 исследывая, на которое и на какое время указывал сущий в них Дух Христов, когда Он предвозвещал Христовы страдания и последующую за ними славу. 12 Им открыто было, что не им самим, а нам служило то, что ныне проповедано вам благовествовавшими Духом Святым, посланным с небес, во что желают проникнуть Ангелы».
Исаия, конечно, не знал, что с «днём спасения», о котором он говорил в Ис.49,8, связан также «день мщения Бога». Но чтобы вам дальше было всё понятно, я должен в этом месте сделать короткое пояснение. В «дне спасения», о котором Исаия говорит в гл.49,8, первично следует понимать спасение, которое должны были получить евреи, если бы они прияли Иисуса своим Мессией. Но поскольку они отвергли Иисуса, то это спасение наследуют их потомки в лице 144000 душ.
А поскольку Израиль в целом не принял Господа Иисуса своим Мессией, то его ожидает «день мщения», суд Божиего гнева в 70-ой седьмине. Поэтому, как видим, между «днём спасения», который должен был состояться при пришествии Иисуса в плоти и «днём мщения» находится этот большой промежуток времени, который составляет минимум 2000 лет времени благодати. Об этом промежутке времени ни пророки, ни Израиль не подозревали. Как этот большой промежуток времени ограничен с одной стороны «днём спасения», а с другой – «днём мщения»; так он ограничен с одной стороны «крещением Святым Духом», а с другой стороны «крещением огнём».
Господь Иисус зашёл в субботу по Своему обыкновению в Назарете в синагогу, Ему подали книгу Исаии, и Он стал читать место Писания, которое Он хотел объяснить евреям. Об этом читаем в Евангелии от Лук.4,17-21: «Ему подали книгу пророка Исаии; и Он, раскрыв книгу, нашёл место, где было написано: 18 Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушённых сердцем, проповедывать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, 19 проповедывать год принятия (благоприятный) Господа. 20 И, закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. 21 И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами».
Господь Иисус преднамеренно избрал это место Писания в Лук.4,17-21, где ученик Лука цитирует пророчество из Ис.61,1-3. Он прочитал это место до выражения «год принятия Господа», потому что с этой целью Он и пришёл в плоти к Своим! Затем Иисус закрыл книгу и объяснил присутствующим то, о чём мы читали в ст.21. Преднамеренно, хорошо обдумав, Иисус закрыл книгу Исаии, не прочитав выражение «и день мщения Бога нашего».
Если бы евреи приняли то, что Иисус им выразительно объяснил: «ныне исполнилось писание сие», то есть, что настал «год принятия Господом Своего народа Израиля, что начинается время благодати, то Иисус мог бы и не говорить о «дне отмщения Иеговы». Но евреи Его не приняли своим Мессией, поэтому «день отмщения Бога», в котором мы видим «крещение огнём», о котором говорил Иоанн Креститель, предстоит ещё для евреев.
Таким образом, мы часто находим в Писании тесно связанные между собой события, которые Святой Дух нам открыто не называет, но между которыми находятся большие отрезки времени, как мы это видим у пророка Ис.61,2: «проповедывать год принятия Иеговы и день мщения Бога нашего»; и как мы это видим между «крещением Святым Духом» и «крещением огнём».
С момента «крещения Святым Духом» практически прошло уже более 2000 лет, а «крещение огнём» находится ещё в будущем. Когда же «крещение огнём» начнётся, то настоящий период времени, время благодати, в котором строится Церковь Иисуса, будет закончен. Некоторые дети Божии, как я выше отметил, неразумно просят Господа Иисуса, чтобы Он покрестил их огнём, не зная о том, что просят совершить над ними Божий суд гнева.
Исполнение Духом Святым мы рассмотрели в предыдущих частях данной проповеди. А здесь только коротко, ещё раз напоминаю, что Святой Дух не даётся одному верующему больше, а другому меньше. Это значит, что Он не мерою даёт Святого Духа, как сказал Господь Иисус в Ин.3,34: «ибо Тот, Которого послал Бог, говорит слова Божии; ибо не мерою даёт Бог Духа».
Это значит, что всем кающимся Бог даёт Святого Духа в одинаковой мере. Но те дети Божии, которые в послушании следуют за Иисусом, и дают в себе свободу действиям Святого Духа, не зажимают Его в угол своими плотскими страстями, о таких можно сказать, что они исполнены Святым Духом. И если мы смотрим на таких детей Божиих, то их «исполненность» Святым Духом в великолепной красоте бросается нам в глаза.
Пётр, который раньше был исполнен самим собой, своей любовью и своей отдачей Господу Иисусу, в корне изменился, когда исполнился Святым Духом! Он больше не говорит о себе: «я…я..», «я хочу», «я буду»! После исполнения Святым Духом ни одно «я» не сходит больше с его уст. Теперь Христос стал именем его уст; «Иисус распят… воскрес… возвышен..; Иисус стал нашим Господом и Христом» (Д.Ап.2,22-36).
Точно так и сегодня. Верующие, исполненные собой, говорят о себе, о своём удивительном опыте, о том, что они говорили и делали. Но если такие верующие позволят действовать в себе Святому Духу, чтобы Он исполнил их сердца, тогда они не найдут больше радости в том, чтобы говорить о себе. Тогда уста будут говорить о Господе Иисусе, о тех духовных вопросах, которые Господь Иисус им открывает в Своём Слове.
В таком случае явно видно, что такие верующие от всего сердца любят Господа Иисуса, как читаем в Ин.14,21: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам».
Однако не только то, о чём мы читали в конце третьей части данной проповеди, но и обращение и поведение в Божием доме – всё это будет характеризовать тех верующих, которые позволяют Святому Духу вести себя, которые исполнены Святым Духом. Когда апостол Павел писал Коринфянам о действиях Святого Духа в собрании, то он указывает им на их прежнее состояние, когда они находились ещё под властью другого духа. Следует заметить, что все люди находятся под водительством определённого духа. Демонические духи ведут людей в их мышлении к идолам, как мы, например, читаем в Мтф.17,15: «сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду» (см. также Мк.5,1-20).
В восьмой части я отметил, что все люди водимы определённым духом. Пример водительства демоническим духом я привёл выше. Но нас, детей Божиих, Святой Дух ведёт в соответствии с Божиими мыслями и в соответствии с Его Словом. Во всех верующих, которые позволяют Святому Духу себя вести, Слово Божие находит живое отображение, как читаем в Флп.2,15-16: «чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божиими непорочными среди строптивого и развращённого рода, в котором вы сияете, как светила в мире, 16 содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился».
Такие верующие находятся в постоянном бодрствовании над самими собой, как читаем о Павле в 1Кор.9,26-27: «И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; 27 но усмиряю и порабощаю тело моё, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным».
Такие верующие, как апостол Павел, позволяют, чтобы Божий свет падал на них, а не на других; на их внутреннюю и внешнюю жизнь, на соработников в Божием деле и на служителей в Слове. Коротко остановимся на этих трёх главных пунктах:
1. Внешняя и внутренняя жизнь.
Лично себя, свой дом, свою работу – всё поставит такой верующий перед глазами Господа Иисуса, и будет заботиться о том, чтобы всё было Ему посвящено и всё служило бы для Его почтения. И не только перед Господом Иисусом, но и перед людьми, как читаем во 2Кор.8,21: «ибо мы стараемся о добром не только пред Господом, но и пред людьми».
Или как читаем в Прт.21,3; 4,23; 28,26 и Пс.130,1. Читаю эти места Писания.
Прт.21,3: «Соблюдение правды и правосудия более угодно Господу, нежели жертва».
Прт.4,23: «Больше всего хранимого храни сердце твоё, потому что из него источники жизни».
Прт.28,26: «Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел».
Пс.130,1: «Песнь восхождения Давида. Господи! не надмевалось сердце моё и не возносились очи мои, и я не входил в великое и для меня недосягаемое».
2. Соработники в деле Господа Иисуса.
Если Господь Иисус благословляет служение такого верующего, то он не исполнен своим служением, и ничего из себя не мнит, и не приписывает себе важность. А если взгляды других обращены на него, то ему это доставляет страдания как читаем в Д.Ап.3,12: «Увидев это, Пётр сказал народу: мужи Израильские! что дивитесь сему, или что смотрите на нас, как будто бы мы своею силою или благочестием сделали то, что он ходит?»
«Что он ходит!». Это был человек, о котором читаем в стихе 2: «хромой от чрева матери его, которого носили и сажали каждый день при дверях храма…».
«И мы — подобные вам человеки…», говорит Варнава и Павел народу в Д.Ап.14,15.
И если вместо того, чтобы восхищаться таким верующим, его недооценивают или оказывают несправедливость по отношению к нему; если на его любовь отвечают бессердечностью или холодностью, то эти оскорбления он не хранит в своём сердце, чтобы в удобный момент эти оскорбления снова вытащить из своего сердца и бросить их в лицо своему обидчику. Для таких вещей, как и для своих уязвлённых чувств, которые связаны со своим «я», он не имеет больше места в своём сердце.
Эти вещи являются больше поводом к тому, чтобы оказывать по отношению к таким обидчикам ещё большую любовь. О такой реакции на всевозможные обиды апостол Павел пишет во 2Кор.12,15: «Я охотно буду издерживать своё и истощать себя за души ваши, несмотря на то, что, чрезвычайно любя вас, я менее любим вами».
Как соработник в Божием деле, он не будет самостоятельно ходить свой путь, но в действительности вести себя, как соработник, и давать себе отчёт, что он находится на служении у Господа Иисуса. И куда бы Господь Иисус в Своей милости не поставил его на служение, он никогда не будет рассматривать дело Иисуса, как своё дело, как своё собрание, как свою ниву.
В смирении он осознаёт: это – дело Господа, Его Церковь и Его нива, на которую он поставлен только как соработник, как апостол Павел говорит Коринфянам в 1Кор.3,9: «Ибо мы соработники у Бога, а вы (Коринфяне) Божия нива, Божие строение».
Таким образом, Господь Иисус хранит таких детей Божиих, чтобы им не ходить свой путь независимо от своих братьев и соработников в Божием деле и не действовать независимо от них (см. Д.Ап.14,26; 15,4; Ин.8; Гал.2). Такой Божий слуга не отвергнет также совет и наставление братьев, получивших от Господа Иисуса духовное мнение и духовное понимание. Так Павел пишет Галатам в гл.2,9-10: «и, узнав о благодати, данной мне, Иаков и Кифа и Иоанн, почитаемые столпами, подали мне и Варнаве руку общения, чтобы нам идти к язычникам, а им к обрезанным, 10 только чтобы мы помнили нищих, что и старался я исполнять в точности».
(см. также 1Кор.14,32-33; Еф.5,21; 1Кор.16,16; Флп.2,3 и др.)
Своё служение и себя такие верующие не станут оценивать выше, чем служение своих братьев, как читаем в Флп.2,3: «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя».
Дитя Божие, исполненное Святым Духом, с каждым днём будет расти в смирении. Когда апостол Павел писал Коринфянам своё первое Послание, то он называет себя: «Ибо я наименьший из Апостолов» 1Ко.15,9). Несколько лет спустя он называет себя: «Мне, наименьшему из всех святых» (Еф.3,8). А ещё позднее он называет себя в 1Тим.1,15 «первым из всех грешников: «Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус пришёл в мир спасти грешников, из которых я первый».
Так и мы, дети Божии, чем дольше ходим во свете, тем меньше становимся в собственных глазах, а в смирении будем расти.
3. Служение в Слове Божием.
Исполненный Святым Духом Божий слуга, служащий Словом, должен говорить ясно и понятно, и то, что служит для назидания Церкви, как читаем в 1Кор.14,6.9.19: «Теперь, если я приду к вам, братия, и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением?»
Ст.9: «Так если и вы языком произносите невразумительные слова, то как узнают, что вы говорите? Вы будете говорить на ветер».
Ст.19: «но в церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на незнакомом языке».
1Кор.14,5.12.26: «Желаю, чтобы вы все говорили языками; но лучше, чтобы вы пророчествовали; ибо пророчествующий превосходнее того, кто говорит языками, разве он притом будет и изъяснять, чтобы церковь получила назидание».
Ст.12: «Так и вы, ревнуя о дарах духовных, старайтесь обогатиться ими к назиданию церкви».
Ст.26: «Итак что же, братия? Когда вы сходитесь, и у каждого из вас есть псалом, есть поучение, есть язык, есть откровение, есть истолкование, — всё сие да будет к назиданию».
Служители Словом должны высказывать не собственные мысли, и не в соответствии со своей волей, но должны говорить то, что даёт им Святой Дух, как читаем в Д.Ап.2,4: «И исполнились все Духа Святого, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать».
После выше рассмотренных сообщений Писания об исполнении Святым Духом, я ставлю теперь ещё раз этот актуальный вопрос: Могут ли дети Божии, как это утверждают во многих верующих кругах, быть повторно исполнены Святым Духом? Мы же не можем предполагать, что апостолы проявляли неверность, и что по этой причине Святой Дух не мог их исполнить Своим Духом на более длительный период. Если какой-то сосуд наполнен до краёв, то можно ли в него ещё доливать?
Приведу теперь ложное представление некоторых верующих по вопросу дальнейшего исполнения Святым Духом. Но будьте внимательны и осторожны, чтобы вы не поверили в эту ложь!
«Дети Божии – это не мёртвые, но живые и растущие сосуды Святого Духа. Если сосуд растёт, то он снова может быть наполнен, или дополнен. Писание говорит о росте веры. Вера растёт только на пути верности Господу Иисусу. Как растёт вера человека, так и сердце его расширяется, и сосуд растёт. Так что оно может вновь быть наполнено духом силы, любви и целомудрия. Такое ложное суждение эти верующие пытаются подтверждать из 2Тим.1,7: «ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия».
Но эти бедные верующие в своём заблуждении не понимают, что этот «Дух силы и любви и целомудрия» Бог дал детям Божиим сразу при покаянии вместе со Святым Духом, как помазание. Однако продолжим наше следование за рассуждением этих заблудших верующих.
А также в 1Фес.4,9: «О братолюбии же нет нужды писать к вам; ибо вы сами научены Богом любить друг друга».
Ребёнок часто не понимает, почему учитель в школе вновь и вновь ставит его перед задачами, повторениями и экзаменами. Но наш Учитель имеет при этом Свою цель. Цель Господа Иисуса в отношении Авраама заключалась в том, что Он хотел благословить Авраама. Сделать его способным принимать эти благословения. Господь Иисус не мог ничего лучшего сделать, как вводить Авраама в новые испытания. Природный человек этого не любит; но это самое лучшее, что Господь Иисус может нам сделать для роста внутреннего человека. Если мы успешно выдержим эти испытания, то на их основании Господь Иисус укрепит нас для дальнейшего духовного роста; и сделает нас способными для выполнения более серьёзных и трудных задач.
Если мы не выдержим этих испытаний, то будем открыты, как сами, так и причины наших упущений. Но на основании признания и покаяния мы можем, в таком случае, вернуться к Господу Иисусу и сделать новое начало. В отношении таких ситуаций многие верующие говорят о новом «исполнении Святым Духом».
Это является глубоким заблуждением! Святой Дух, Который мы, как дети Божии, имели, так и остаётся в нас в «полной мере». Но при наших упущениях мы не давали Ему свободы действия. Он не мог нас вести при выполнении тех или других задач Господа Иисуса. Мы не брали Его в расчёт, а действовали в плоти. Это мы должны осознать, признать перед Господом и совершить покаяние.
И если после этого мы дадим живущему в нас Святому Духу свободу действия, то сможем принимать правильные решения веры в нашем служении Господу Иисусу, а также твёрдо устоять против всех искушений властей тьмы, как мы читаем о Фессалоникийцах, которые претерпевали гонения и скорби во 2Фес.1,3-4: «Всегда по справедливости мы должны благодарить Бога за вас, братия, потому что возрастает вера ваша, и умножается любовь каждого друг ко другу между всеми вами, 4 так что мы сами хвалимся вами в церквах Божиих, терпением вашим и верою во всех гонениях и скорбях, переносимых вами».
А если у детей Божиих вера растёт, то растёт и внутренний человек. Этим самым Святому Духу предоставляется в нас пространство для Его свободного действия. О Святом Духе, об Его действии, о Его исключительно важной роли в жизни веры у детей Божиих, можно ещё очень много сказать, но на этом я заканчиваю эту тему. То, что Святой Дух положил мне на сердце вам сообщить, я изложил в этой серии проповедей. Аминь.