Грех и грехи, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Поговорим с вами сегодня о грехе и грехах. Выражение «грех и грехи» я уже упоминал в своих проповедях. Но поскольку разграничение, то есть не смешивание понятия значение слов «грех» и «грехи», дело не мелочное, то мы займёмся этим вопросом сегодня более подробно.
Хотя грех и грехи тесно связаны между собой, но между ними имеется, тем не менее, значительная разница. В Рим.5,12 мы находим обе стороны (грех и грехи) вместе: «Посему, как одним человеком (Адамом) грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили».
Выражение «все согрешили» говорит о том, что все потомки Адама и Евы, то есть все люди мира сего, согрешили и согрешают по той причине, что грех Адама по наследству переходит во всех людей.
Грех пришёл в этот мир через падение Адама. Как яд змеи, попадая в тело человека, распространяется по всей системе кровеносных сосудов и совершает своё смертельное дело, так и грех, «яд древнего змея», то есть сатаны, пронизал и извратил мышление человека. А следствием этого является тот факт, что через Адама все люди согрешили.
Следовательно, грех является природным инстинктом, источником, корнем, приводящим в движение греховные действия. А грехи являются вредными плодами, произрастающими из греха, который в дальнейшем я буду называть тайной беззакония сатаны. Это должно быть ясно.
Однако мы продвинемся на один шаг дальше и зададим себе вопрос: чем является этот грех, который «вошёл в мир»? Ответ мы находим в 1Ин.3,4, где читаем: «Всякий, делающий грех (человек, который грешит), делает и беззаконие; и грех есть беззаконие».
Повторяю это выражение: «грех есть беззаконие». Это значит, что в своей сущности грех – это беззаконие. Но этот стих касается и другой стороны, то есть «делания греха». В 1Ин.3,4 мы видим большую разницу, которую Писание делает между «грехом» и «делающим грех».
Тогда у нас возникает следующий вопрос: что такое «беззаконие»? Беззаконие – это отставление в сторону всякого закона, отклонение всех божественных заповедей и предписаний, которые Он дал в Своей суверенности с одной стороны. А с другой стороны – это отвержение Божией воли путём осуществления своей воли. А это, как мы с вами поняли, является грехом, и это же самое находит своё выражение в совершении грехов, то есть в согрешении.
Этот факт мы видим уже у Адама, когда он совершил первый грех в том, что съел запретный Господом плод. Как ужасны последствия первого греха, совершённого Адамом, и связанное с этим вхождение греха в мир сей! Вместо того, чтобы человек подобно светящейся планете, управляемой солнцем, двигался вверх, к прогрессу, он стал подобен блуждающей звезде, о которой Писание очень показательно говорит у Иуд.ст.13 «свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звёзды блуждающие, которым блюдётся мрак тьмы на веки».
Хорошо охарактеризовал Иуда духовнопогибших грешников мира сего, который мы символично видим в морях или океане. В своей злобе друг против друга и против Творца мира сего, погибшие грешники, бесстыдным образом, извлекают со дна своих сердец свои «пенящиеся срамоты». Подробно я осветил этот вопрос в проповеди «Порядок в Божием Творении».
Бог сотворил человека для того чтобы господствовать над Божиим Творением, как читаем в Быт.1,26: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».
Однако человек сам, добровольно стал под власть зла и злого, который господствует над ним. Грех стал господствовать над человеком и непрерывно производит теперь через него грехи, как фабрика грехов. При этом грех осуществляет такое отупляющее убийственное влияние на сознание грешника, что он теряет правильное осознание и оценку своего состояния.
Когда Небесный Отец начинает посредством Своей благодати через Святого Духа действовать на людей, которых Он предузнал до основания мира (Рим.8,29), то Он приводит его назад к сознанию своего погибшего состояния, как читаем в Ин.6,44: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечёт его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день».
На основании действия Святого Духа такой человек видит в Божием свете всю свою прошлую греховную жизнь. Поэтому его грехи превращаются в горящий вопрос. Первый результат действия Святого Духа мы видим в крике этой горящей боли и в нужде. Беспокойство человека до тех пор не прекращается, пока он не признает цену дорогостоящей крови Христа, и на основании веры может сказать: «ради имени Своего Господь Иисус простил мне мои грехи».
А позднее, что является опытом большинства верующих, возникает вопрос греха. Не грехов, а греха! Человек делает прискорбное открытие, что в нём, хотя грехи ему прощены, имеется какой-то принцип, какая-то природа, какой-то корень, из которого постоянно исходит зло греха. И если верующий начинает видеть и осознавать, что живущий в нём грех, является источником его болей и его заботы, то в этом мы видим, что такой верующий продвинулся в своих познаниях на целый шаг вперёд. Об этом мы читаем в Рим.7,20: «Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех».
А также ст.23: «но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих».
Некоторые верующие исключительно так заняты своими грехами, этим печальным плодом, что они даже не замечают корень, из которого эти грехи исходят. Однажды один молодой брат обратился к душепастору с жалобой, что несмотря на все молитвы и напряжения, в его жизни постоянно проявляются или вкрадываются грехи. «Припев» его жалобы гласил: грехи и опять грехи. Единственный ответ, который он получил от душепастора, гласил: «на каком дереве растут яблоки?».
Изумлённый молодой брат ответил: «конечно, на яблоне». Вопрос показался ему неподходящим и смешным. Но душепастор невозмутимо продолжал: «а на каком дереве растут сливы?». Молодой брат ответил: «на сливе». Его изумление росло. Душепастор дальше спросил: «а на каком дереве растут грехи?». После этого вопроса возникла пауза молчания, а затем этот молодой брат смеясь ответил: «я думаю, что на дереве греха». Ты верно ответил, мой дорогой брат, сказал ему душепастор. Именно там растут грехи! На дереве греха!
И все вы, дорогие братья и сёстры, и все слушатели и читатели наших проповедей, заметьте себе этот пункт! Грехи, на которые верующие должны жаловаться и их признавать, не являются просто отдельными грехами, которые враг без взаимосвязи, как одиночные грехи рассеивает в нашей жизни, но они являются плодами находящегося в нас корня. А этим корнем является живущий в нас грех, или тайна беззакония сатаны, вошедший в Адама и Еву через съеденный запретный плод.
В 1Ин.1,8 сказано: «Если говорим, что не имеем греха (в смысле, что не согрешаем), — обманываем самих себя, и истины нет в нас». Но, «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды».
Подчёркиваю, что Господь Иисус простит нам «грехи наши», но не «грех наш»! Грех, вошедший в Адама и Еву через съеденный запретный плод, не прощается при покаянии. Если бы он прощался, то христиане не умирали бы. Поэтому поводу читаем в Рим.6,23 «Ибо возмездие (плата) за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
А если Писание такое говорит, то нам по этому поводу больше нечего сказать! А теперь напрашивается очень актуальный вопрос: как мы можем освободиться от этого живущего в нас греха? Ответ мы находим в единственном слове: в смерти, или что ещё лучше, в воскресении или через изменение, которое будет нашей частью, когда придёт Господь Иисус за Своей Церковью.
Тогда грех, который живёт во всех людях, и в детях Божиих, будет навсегда удалён, как читаем в 1Кор.15,51-52: «Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся 52 вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленными, а мы (оставшиеся в живых) изменимся».
Конечно, каждый верующий с радостью смотрит в будущее и с великой тоской ждёт этого момента освобождения от греха. Но смотрим ли мы с той же радостью назад на смерть Господа Иисуса, Который является основанием нашего освобождения от греха?
Коротко обращаю ваше внимание на Рим.6,8-10, где читаем: «Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, 9 зная, что Христос, воскреснув из мёртвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. 10 (А теперь самое главное) Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живёт, то живёт для Бога».
Как видите, Господь Иисус умер не только за наши грехи, но Он умер также за наш грех. Я должен вам сказать, что это чрезвычайно сложный вопрос, поэтому большинство детей Божиих не занимаются этим вопросом и не понимают его. Поэтому постараюсь с помощью Святого Духа немного осветить этот вопрос.
В Рим.6,10 Святой Дух показывает нам Божию сторону, Его праведность. Иисус «умер однажды для греха», то есть Сам пострадал для греха. В этом выражении охвачены все люди мира сего. Иоанн Креститель говорит в Ин.1,29: «…вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира».
Но это не значит, что при покаянии людям прощается грех. Если бы это было так, то дети Божии не умирали бы! Грех – это такая сила, такая мощная энергия! И если бы Иисус не «умер для греха», то для детей Божиих не было бы гарантии, чтобы они не потеряли спасение! Можно сказать, что Господь Иисус этим заблокировал грех.
А чтобы сделать дальнейший шаг к пониманию этого вопроса обратимся к пророку Исаии гл.53,11-12: «На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством; чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой (говорит Бог в отношении Сына), оправдает многих и грехи их на Себе понесёт. 12 Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу, за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтён был, тогда как Он понёс на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем».
С одной стороны в ст.11 читаем: «оправдает многих и грехи их на Себе понесёт», а с другой стороны в ст.12 читаем: «Он понёс на Себе грех многих».
Теперь у нас возникает правомерный следующий вопрос: грехи или грех нёс на Себе Господь Иисус? И почему только для многих, но не для всех? Не может быть сомнения в том, что Господь Иисус нёс на Себе грехи всего мира, потому что Он совершил Своей кровью искупление для всех людей: «предавший Себя для искупления всех» (1Тим.2,6).
А тот факт, что Господь Иисус «понёс на Себе грех многих», следует так понимать. Если в Рим.6,10 и в Ин.1,29 в отношении «греха», как мы выше отметили, мы видим Божию сторону, Божию праведность, то у пророка Исаии мы видим человеческую сторону. Поэтому тот факт, что Иисус «понёс на Себе грех многих», вступает в силу только для тех людей (многих), которые с покаянием приходят к Иисусу!!! Для погибших грешников, которые не приходят к Иисусу с покаянием и не получают прощения своих грехов, это несение Иисусом их греха не играет никакой роли, не имеет для них никакого смысла! Этот принцип, как мы ниже увидим, распространяется также и на пролитие крови Иисуса, о котором читаем в Мтф.26,28 и Мк.10,45.
Святой Дух учит нас: если те, которые с покаянием приходят к Иисусу, умерли со Христом, то согласно Рим.6,11 должны считать себя мёртвыми для греха: «Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».
На основании веры, мы можем присвоить себе смерть Христа. Поэтому, если Он «умер однажды для греха», то и мы, все дети Божии, умерли для греха. Особое внимание обращаю на ст.10 и начало ст.11: «Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живёт, то живёт для Бога»… «Так и вы… почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем».
Однако это не значит, что я сам в себе мёртв, но Христос умер для греха. А в этом заключается моё право, считать себя мёртвым для греха и жить для Бога во Христе Иисусе. Также и грех во мне не мёртв, но я мёртв для греха! Это значит: как умерший со Христом, я не нахожусь больше под господством греха.
Некоторые верующие хотели бы в себе быть мёртвыми, поэтому испытующе смотрят в себя, действительно ли они умерли. Но истина заключается в том, что мы в себе не мертвы, но воплотившись со Христом, умерли вместе с Ним и в Нём. Христос умер – это является совершившимся фактом. А то, что в отношении Христа является истиной, является, в результате присвоения через веру, истиной и для меня. Это великое дело, если мы это охватим в вере.
Мы не сами в себе умерли, не сами воскресли, не сами в себе оживотворены, но мы умерли со Христом (Рим.6,8), воскресли со Христом (Кол.3,1), и Бог оживил нас со Христом, как читаем в Кол.2,13: «и вас, которые были мертвы во грехах и в необрезании плоти вашей, оживил вместе с Ним, простив нам все грехи».
Как никто из нас не заглянет в себя, чтобы убедиться, воскрес ли он, точно так без Господа Иисуса нет для нас и умирания для греха, без общения со Христом в смерти. И без общения жизни со Христом мы не можем жить для Бога. Мы не можем в Адаме жить для Бога, а только во Христе Иисусе. И в нашей жизни веры мы имеем лишь такую последовательность:
1. Иисус «умер однажды для греха»,
2. «а что (Иисус) живёт, то живёт для Бога».
Этот порядок существует и для нас, детей Божиих. В дальнейшем следует также брать во внимание, и это очень важно, что грех, «для которого Иисус умер», находился не в Нём. Об этом мы читаем в 1Ин.3,5: «И вы знаете, что Он явился для того, чтобы взять грехи наши, и что в Нём нет греха».
Этот же факт Святой Дух подтверждает также в Евр.4,15: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха».
Из 1Ин.3,5 однозначно следует также, что Господь Иисус умер не за наш грех, но за наши грехи. А поскольку в Иисусе не было греха, который вошёл в Адама и Еву через съеденный запретный плод, то Он мог сказать в Ин.14,30: «Уже немного Мне говорить с вами; ибо идёт князь мира сего, и во Мне не имеет ничего».
Этот грех, как тайна беззакония сатаны, переходит от одного человека к другому по наследству. Это духовный закон, от которого никто из людей не может избавиться! Как видите, на основании наследственного греха от Адама, который имеют все люди, сатана имеет в противоположность Христу, юридическое право доступа ко всем людям, в том числе и к детям Божиим.
Потому что наследственный грех при покаянии нам не прощается! Этот наследственный грех находится в нашей плоти, внутри нас, как господствующий принцип наших членов, на основании которого мы все ещё грешим. Хотя на основании живущего в нашей плоти греха сатана имеет доступ к детям Божиим, но лишить их спасения для вечной жизни он не может, так как Иисус «умер для греха» (Рим.6,10) и «осудил грех во плоти», то есть заблокировал его.
Что смерть Иисуса Христа является полнейшим осуждением греха, мы читаем в Рим.8,3: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, (а теперь самое главное!) то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти».
Бог «осудил грех во плоти», в плоти Своего Сына!!! На Голгофском кресте грех открылся во всём своём отвратительном ужасе, потому что беззаконие достигло там своей высшей точки. А в святой Жертве Иисуса Христа грех находит своё осуждение, свой приговор.
Поэтому призываю вас всех в этом месте: тщательно заметьте себе разницу между грехом и грехами. Грехи всех людей мира сего Господь Иисус нёс на Себе на Голгофском кресте, совершил над ними Своей кровью искупление, заплатил за них ценой Своей крови и совершил над ними суд!
Грех в своём существе был обнажён, Иисус снял с него покров и осудил его, а мы, все дети Божии, умерли для греха в смерти Христа. Всё это, и ещё много больше, содержит в себе крест Иисуса Христа. Всё же, какую праведность, благодать и Божию любовь охватывает Голгофский крест!!! Как непостижимо стоит этот крест постоянно перед нашими глазами! По крайней мере, должен стоять!
В Ин.1,29 мы читаем о «грехе мира сего», а в Рим.8,3 мы читаем о «грехе в плоти». Привожу эти два места:
Ин.1,29: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берёт на Себя грех мира».
Рим.8,3: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти».
Имеется ли в этих двух местах Писания разница в отношении грехов, и как их отличить от грехов отдельных людей?
Выражение «грех мира» в Ин.1,29 охватывает всё. Оно настолько всеохватывающее, насколько оно вообще может быть. Всё: грех, корень и каждый побег, короче всё, чего этот грех коснулся в этом мире, Агнец Божий берёт на Себя посредством Своего креста.
«Грех во плоти» отличается от «греха мира». Этот грех, о котором говорится в Рим.8,3, везде одинаковый, где бы мы его не нашли в мировом пространстве: будь это в людях, или в падших ангелах, в демонах. В принципе, и в своей сущности этот грех везде одинаковый. Но я должен ещё раз заострить ваше внимание на том, что в лице греха в плоти, Святой Дух показывает нам старую падшую природу Адама, носителя греха.
В этой природе Адама, которую имеют все люди, грех живёт, действует и производит грехи, или вызывает согрешения. На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.