Красота Иисуса, часть четвёртая
М
Красота Иисуса». Сегодня четвёртая часть. А теперь, как я выше обещал, вернёмся к главному тексту данной четвёртой части нашей сегодняшней темы, которая гласит Евр.11,20: «Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава».Это верно, что Ревекка помогла своему любимому сыну Иакову обманным путём получить от Исаака благословение. Пока Исав находился на охоте, чтобы по просьбе Исаака приготовить любимое блюдо отца, Ревекка с большой находчивостью сделала всё, чтобы ослепший Исаак принял Иакова за Исава. Об этой досадной для нас истории мы читаем в Быт.27,8-29: «Теперь, сын мой, послушайся слов моих в том, что я прикажу тебе (приказывает Ревекка!):
9 пойди в стадо и возьми мне оттуда два козлёнка хороших, и я приготовлю из них отцу твоему кушанье, какое он любит, 10 а ты принесёшь отцу твоему, и он поест, чтобы благословить тебя пред смертью своею. 11 Иаков сказал Ревекке, матери своей: Исав, брат мой, человек косматый, а я человек гладкий; 12 может статься, ощупает меня отец мой, и я буду в глазах его обманщиком и наведу на себя проклятие, а не благословение. 13 Мать его сказала ему: на мне пусть будет проклятие твоё, сын мой, только послушайся слов моих и пойди, принеси мне.
14 Он пошёл, и взял, и принёс матери своей; и мать его сделала кушанье, какое любил отец его. 15 И взяла Ревекка богатую одежду старшего сына своего Исава, бывшую у ней в доме, и одела в неё младшего сына своего Иакова; 16 а руки его и гладкую шею его обложила кожею козлят; 17 и дала кушанье и хлеб, которые она приготовила, в руки Иакову, сыну своему. 18 Он вошёл к отцу своему и сказал: отец мой! Тот сказал: вот я; кто ты, сын мой?
19 Иаков сказал отцу своему: я Исав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; встань, сядь и поешь дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя. 20 И сказал Исаак сыну своему: что так скоро нашёл ты, сын мой? Он сказал: потому что Господь Бог твой послал мне навстречу. 21 И сказал Исаак Иакову: подойди, я ощупаю тебя, сын мой, ты ли сын мой Исав, или нет? (Исаак всё же сомневался, потому что голос был не Исавов) 22 Иаков подошёл к Исааку, отцу своему, и он ощупал его и сказал: голос, голос Иакова; а руки, руки Исавовы (это была трудная задача для Исаака).
23 И не узнал его, потому что руки его были, как руки Исава, брата его, косматые; и благословил его 24 и сказал: ты ли сын мой Исав? Он отвечал: я. 25 Исаак сказал: подай мне, я поем дичи сына моего, чтобы благословила тебя душа моя. Иаков подал ему, и он ел; принёс ему и вина, и он пил. 26 Исаак, отец его, сказал ему: подойди, поцелуй меня, сын мой (последнее испытание Иакова). 27 Он подошёл и поцеловал его. И ощутил Исаак запах от одежды его (от одежды Исава) и благословил его и сказал: вот, запах от сына моего, как запах от поля, которое благословил Господь (сомнения Исаака рассеялись);
28 да даст тебе Бог от росы небесной и от тука земли, и множество хлеба и вина; 29 да послужат тебе народы, и да поклонятся тебе племена; будь господином над братьями твоими, и да поклонятся тебе сыны матери твоей; проклинающие тебя — прокляты; благословляющие тебя — благословенны!».
Что здесь по инициативе Ревекки при поверхностном чтении разыгрывалось между Исааком и Иаковом, приводит нас в печальное состояние. Ведь Исаак – это прекрасный прообраз Господа Иисуса, как мы уже выше уяснили. А Ревекка – это прообраз Церкви Иисуса, о которой Святой Дух говорит во 2Кор.11,2: «Ибо я ревную о вас ревностью Божиею; потому что я обручил вас единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою».
Дело заключается в том, что в детях Божиих, из которых состоит Церковь Иисуса, грешить не может только новое творение, рождённое от нетленного Божиего семени (согласно 1Пет.1,23 и 1Ин.3,9), а плоть продолжает и после рождения свыше грешить, потому что в ней находится «тайна беззакония сатаны». Поэтому ученик Иисуса Иоанн и пишет своим духовным детям в 1Ин.2,1: «Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если кто согрешит, то мы имеем ходатая пред Отцом, Иисуса Христа, праведника».
Поэтому наша плоть обетования не имеет! Ревекку мы видим действующей по плоти, как часто поступают и дети Божии!
О действиях Исаака, связанных с его слепотой, мы находим у пророка Исаии удивительное сообщение. В этом сообщении Святой Дух говорит о Сыне Божием, прообразом Которого является Исаак. Ис.42,19-20: «Кто так слеп, как раб Мой (говорит Бог), и глух, как вестник Мой, Мною посланный? Кто так слеп, как возлюбленный, так слеп, как раб Господа? 20 Ты видел многое, но не замечал; уши были открыты, но не слышал».
33,5 года Иисус, раб Божий, жил в плоти на земле среди погибших грешников, поэтому постоянно вынужден был видеть и слышать преступления Своего народа Израиля. Но, как следует из нашего текста, Иисус не вменил это никому в вину. Для этих грехов Он был слеп и глух! Именно это мы прообразно видим в Исааке, когда он благословлял Иакова.
И как же обстоит дело с благословением Исава? Ведь в Евр.11,20 читаем: «Верою в будущее Исаак благословил Иакова и Исава». Поэтому посмотрим, какой разговор произошёл между Исавом и Исааком после того, как Исаак благословил Иакова. Прочтём в Быт.27,34-40: «Исав, выслушав слова отца своего, поднял громкий и весьма горький вопль и сказал отцу своему: отец мой! благослови и меня. 35 Но он сказал: брат твой пришёл с хитростью и взял благословение твоё.
36 И сказал он: не потому ли дано ему имя: Иаков, что он обхитрил (запнул) меня уже два раза? Он взял первородство моё, и вот, теперь взял благословение моё. И ещё сказал: неужели ты не оставил мне благословения? 37 Исаак отвечал Исаву: вот, я поставил его господином над тобою и всех братьев его отдал ему в рабы; одарил его хлебом и вином; что же я сделаю для тебя, сын мой?
38 Но Исав сказал отцу своему: неужели, отец мой, одно у тебя благословение? благослови и меня, отец мой! И возвысил Исав голос свой и заплакал. 39 И отвечал Исаак, отец его, и сказал ему: вот, от тука земли будет обитание твоё и от росы небесной свыше; 40 и ты будешь жить мечом твоим и будешь служить брату твоему; будет же время, когда воспротивишься и свергнешь иго его с выи твоей».
Как видим, Исаак благословил и Исава, но это благословение намного отличается от благословения Иакова. Ещё очень много доброго можно сказать об Исааке, но на этом закончим рассмотрение этого сына человеческого, и переходим к рассмотрению Иосифа, третьей личности нашего списка.
Иосиф
А теперь поговорим о выдающейся личности Ветхого завета, сыне Иакова, Иосифе. После Давида он является второй личностью Ветхого Завета, которая вызывает у меня большую симпатию. Когда я читаю историю об Иосифе, то в его лице я постоянно в духе ставлю перед собой Иисуса, и испытываю большое наслаждение и мир в сердце. Для рассмотрения этой личности возьмём нашим главным текстом из книги Быт.45,1-15.
Сначала мы подробно рассмотрим с вами этот текст, а затем обратимся к книге Быт.41, где мы увидим Иосифа наделённым фараоном властью, как и Небесный Отец наделил Своего Сына, Иисуса Христа абсолютной властью с целью спасения погибших грешников для жизни вечной. Это чрезвычайно интересно! При этом прошу внимательно следить за тем, что я буду говорить об Иосифе, чтобы затем в духе видеть параллели в жизни и деятельности Иисуса.
Для рассмотрения личности Иосифа нам придётся, как я выше сказал, прочесть большой отрезок из Быт.45,1-15: «Иосиф не мог более удерживаться при всех стоявших около него и закричал: удалите от меня всех. И не оставалось при Иосифе никого, когда он открылся братьям своим. 2 И громко зарыдал он, и услышали Египтяне, и услышал дом фараонов. 3 И сказал Иосиф братьям своим: я — Иосиф, жив ли еще отец мой? Но братья его не могли отвечать ему, потому что они смутились пред ним.
4 И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я — Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; 5 но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; 6 ибо теперь два года голода на земле: еще пять лет, в которые ни орать, ни жать не будут; 7 Бог послал меня перед вами, чтобы оставить вас на земле и сохранить вашу жизнь великим избавлением.
8 Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской. 9 Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли; 10 ты будешь жить в земле Гесем; и будешь близ меня, ты, и сыны твои, и сыны сынов твоих, и мелкий и крупный скот твой, и все твое;
11 и прокормлю тебя там, ибо голод будет еще пять лет, чтобы не обнищал ты и дом твой и все твое. 12 И вот, очи ваши и очи брата моего Вениамина видят, что это мои уста говорят с вами; 13 скажите же отцу моему о всей славе моей в Египте и о всем, что вы видели, и приведите скорее отца моего сюда. 14 И пал он на шею Вениамину, брату своему, и плакал; и Вениамин плакал на шее его. 15 И целовал всех братьев своих и плакал, обнимая их. Потом говорили с ним братья его».
История об Иосифе является одной из наиболее захватывающих историй Слова Божиего в Ветхом Завете. Во многих отношениях, как мы увидим, Иосиф является прообразом нашего Господа Иисуса Христа. И в данном тексте на примере тоски по отношению к своим братьям и сердечного желания их увидеть, мы видим прекрасную черту сущности Иисуса Христа. По этому поводу мы читаем о нашем Господе Иисусе в Евр.2,11: «Ибо и освящающий и освящаемые, все — от Единого; поэтому Он не стыдится называть их братиями…»
На основании своего царственного достоинства, которое Иосиф имел в глазах Фараона и всех Египтян, он мог бы, конечно, стыдиться своих братьев и того, что с ними было. Иосиф знал обо всём этом и помнил, но он имел жажду общения со своими кровными родственниками.
Мы должны помнить, что Иосиф является прообразом Господа Иисуса, тогда жажду общения Иосифа по отношению к своим кровным родственникам мы видим в Евр.2,14: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола».
В нашем тексте мы читаем о том, что Иосиф был мужем слёз. Он плакал на шее своих братьев. Этот плач исходил из тоски к своим братьям. Именно эти слёзы мы снова находим у нашего Господа Иисуса в Евр.5,7: «Он, во дни плоти Своей, с сильным воплем и со слезами принёс молитвы и моления Могущему спасти Его от смерти; и услышан был за Своё благоговение».
Вы замечаете, что здесь мы имеем мощное, гармоничное соответствие ветхозаветных прообразов с тем, что впоследствии исполнилось в лице Господа Иисуса. В тоске Иосифа по своим кровным родственникам мы видим тоску Иисуса о тех людях, которые должны были быть спасёнными. Но хотя Он и любил их, Он ещё не мог придти и забрать их туда, где Он находится.
Это конечная цель Господа Иисуса. Об этом мы читаем в Евр.12,2: «взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости (которая заключается в том, что на основании Своей Жертвы Он увидит плод), претерпел крест, пренебрёгши посрамление, и воссел одесную престола Божия».
А также в Ин.17,24: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира».
Господь Иисус искупил нас Своей кровью на Голгофе. А у Иосифа это было немного иначе. Кровь Иисуса мы видим у Иосифа символично в крови козла, которого его братья закололи, и его кровью вымазали одежду Иосифа и принесли её Отцу (Быт.37,31). Но Иосиф не был искуплен этой кровью, а на её основании продан в Египет.
Перед тем как, Иосиф в нашем тексте открывается своим братьям, все Египтяне должны были по его указанию выйти из помещения. Этот факт символично указывает на следующее обстоятельство: когда Господь Иисус решает со Своими искупленными внутренние дела Церкви, то мир сей всегда исключается. Эти дела дети Божии решают в молитве, во время которой мы говорим с Господом Иисусом.
Так было, например, при вознесении Иисуса. Этого события мир сей вообще не заметил. Так было и при воскресении Иисуса, когда камень, заграждавший вход в могилу, был отодвинут ангелами в сторону. На нём впоследствии сидел ангел. Римские воины, сторожившие могилу Иисуса, этого тоже не заметили.
Писание говорит, что они спали. Так будет и во время пришествия Иисуса за Своей Церковью, чтобы забрать её к Себе на небеса в Свою славу. Мир сей исключён из внутренних вопросов, которые касаются только Церкви Иисуса, и исполнение которых ещё предстоит. Мир сей не может и не примет участие в вопросах исторического плана спасения людей, как и мы не должны участвовать в мирских похотях.
А теперь о Египтянах, которых Иосиф попросил выйти из помещения. Я скажу такое предложение, которое мы должны заметить и запомнить на всю оставшуюся жизнь: «кто не принадлежит к верующим, тому и делать нечего в этом лагере!» Все Египтяне, то есть все язычники должны были выйти из помещения при откровении Иосифа своим братьям.
В стихе 4 нашего текста Иосиф говорит: «я Иосиф, брат ваш…» и в связи со стихом 15 мы видим его братьев (символично Церковь) перед судилищем Христа, перед Господом Иисусом. В этой картине мы символично видим Церковь Иисуса перед судилищем Христа. И тут мы получаем немного света в отношении этого важного события, которым мы и воспользуемся.
Представим себе судилище Христа. Первое, что нам бросается в глаза: братья Иосифа не могут ему отвечать. Почему? Потому что мы должны явиться перед судилищем, но не Господь Иисус. Он является Тем, который сидит на стуле судьи. Почему они не могут Иосифу отвечать? Библия говорит: «потому что они смутились пред ним» (ст.3). Всё это мы с вами рассмотрим, чтобы не возникло никакого недоразумения. Братья Иосифа не смутились по отношению к Иосифу, но мы читаем: «смутились пред ним…».
И это совершенно другое, это касалось их лично! Когда наш Господь Иисус будет сидеть на троне Своего судилища и говорить, тогда мы будем не только молчать, но будем смущены. Почему и как, я сейчас объясню. Мы не будем смущаться в отношении или над нашим Господом, но, главным образом, над нашей виной и над нашими грехами.
Нас смущать будут все наши непрощённые грехи за время жизни на земле. Каждое наше своеволие будет нас как злостный грех тяжко смущать перед судилищем Христа. Именно потому, что у судилища Христа мы уже будем Ему равны и будем иметь Его мышление, то и каждый наш грех мы осознаем величайшим злом и будем глубоко смущены!
Это значит, что о составе преступления мы не имеем сегодня в плоти достаточно света, не имеем духовного взора. И во многом вообще не понимаем, что такое грех, что в глазах Божиих считается грехом. По этому поводу я всегда напоминаю о сообщении Святого Духа в Иак.4,17: «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех».
Если каждому из детей Божиих, Господь Иисус, быть может, десятки раз в день предоставляет такую возможность делать добро, и не только по отношению к верующим, но и к неверующим (Гал.6,10), и мы равнодушно проходим мимо этих предложений, не слышим голоса Господа Иисуса, то можно себе представить, сколько мы грешим и во многих других вопросах! Господь Иисус совершенно иначе смотрит на вопрос согрешения.
Этот вопрос мы упрощаем, устраиваем нашу жизнь удобно для нашей плоти и говорим: «дорогой Господь Иисус, прости мне…». Не так ли? Именно в этой манере или форме мы используем Господа Иисуса, как любящего Бога. Я говорю о детях Божиих, которые позволяют себе в этих вопросах легкомысленно рассуждать, как будто бы это само собой понятно, что мы можем являться к Иисусу и просто сказать: «Господи, прости мне этот грех».
И, по мнению многих детей Божиих, на этом вопрос прощения грехов решён. Ведь мы можем себе по отношению к Господу то или иное, легкомысленно позволить! Но это не является тонкой английской манерой, в какой дети Божии должны бы быть найдены. В смущении и растерянности братьев Иосифа перед ним мы символично видим наше откровение перед судилищем Христа в Слове Божием.
Если бы это было не так, то и не было бы написано в Слове Божием. И читаем мы об этом в Слове Божием, потому что оно именно так и есть. Чтобы каждому из детей Божиих, стоящих перед судилищем Христа, выйти из этой растерянности, Сам Господь показывает Себя верным Помощником и говорит в стихе 4: «подойдите ко мне…». Это такое славное слово! Это слово содержит в себе ключ всякого понимания: «подойдите ко мне…».
Это является манерой, чертой сущности нашего Спасителя. Так Он поступает с каждым из нас, пришедшими к Нему со всей тяжестью своих грехов, которым Он простил грехи, которые при покаянии и в дальнейших молитвах мы назвали Ему своими именами и попросили простить эти грехи. Когда Иисус в плоти пришёл на землю к Своему падшему в грех Творению, то Он говорит в Мтф.11,28: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременённые, и Я успокою вас».
Прообразно в Иосифе Господь Иисус хочет нас привлечь к Себе. И знаете ли почему? Из-за великого желания иметь общение. Грех разделяет, нарушает общение. Это мы знаем на примере первых людей в райском саду в Эдеме. Мы знаем, что грех наших прародителей разрушил то, что Господь Иисус создал в этом славном восхитительном саду в Эдеме. Их грех разрушил общение с Господом Иисусом.
Но Он одновременно протягивает к нам Свои руки и привлекает нас к Своему сердцу. Это действие Иисуса прекращает каждое смущение. Иосиф вынужден сказать братьям: «подойдите ко мне». Между ними нет больше никаких помех, но эти помехи должны сначала стать явными. Иосиф не сказал это в начале, а мог это сказать только после смущения, но не наоборот!
Естественно, что мы хотели бы изменить истечение этих обстоятельств, но мы должны придерживаться тому, что написано в Слове Божием. «Я Иосиф…» — прообраз Христа, выраженного в ветхозаветном имени откровения Господа Иисуса в Исх.3,14: «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий (то есть Иегова). И сказал: так скажи сынам Израилевым: Сущий Иегова послал меня к вам». На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.