Смирение Иисуса, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Поговорим с вами сегодня о смирении. В проповеди «Смирение», главным текстом которой мы избрали Пс.118,67.71, мы с вами уже говорили на эту тему. Этот текст гласит: «Прежде смирения моего я заблуждался; а ныне слово Твоё храню. Благо мне, что меня смирили, дабы научиться уставам Твоим».В этой проповеди я довольно подробно осветил вопрос смирения по отношению к нам, детям Божиим. Но поскольку слово «смирение» относится к числу ключевых понятий Библии, как «вера», «надежда», «послушание», «доверие» и др., то вернёмся ещё раз к этой теме и рассмотрим слово «смирение» более подробно, но немного с другой точки зрения.
В самом начале данной проповеди заостряю ваше внимание на том, что по отношению к детям Божиим смирение является исцеляющим средством милости нашего Господа Иисуса. Можно сказать, что это аксиома. Поэтому так важно рассмотреть сам источник смирения. Именно на этом мы сконцентрируем сегодня наше внимание.
Иисус является концом всех смирений после того, как Он смирился за нас всех на Голгофском кресте. Его смирение, которым Он не пренебрёг, принесло нам жизнь вечную! Но что стало бы с нами, если бы Господь Иисус не вынес смирения?
Это очень важно, чтобы быть готовыми нести допущенные Господом в нашей жизни испытания, чтобы стать более похожими на нашего Искупителя и Спасителя Иисуса Христа и научиться смирению. И здесь же следует сразу заметить, что мы не несём их, потому что ищем наше мнимое право.
Следует честно сказать, что мы ищем человеческое право. Быть может, мы даже ищем согрешения. Но не ищем Божией воли. Мы ищем наше право, потому что наша плоть его любит больше, чем нашего Господа Иисуса.
Да хранит нас Господь от этого заблуждения! И это исполнится, если мы полюбим Его волю. Будем искать её и исполнять, чтобы у Господа не было необходимости использовать сей мир для нашего смирения, как последнюю возможность.
А поскольку Господь Иисус смирился за всех нас на Голгофском кресте, и Его смирение является концом всех смирений, то в данной проповеди рассмотрим главным образом смирение нашего Господа Иисуса во время Его пребывания в плоти среди погибших грешников на этой земле.
Начнём рассмотрение смирения Иисуса с Ветхого Завета. А поскольку царь Израиля Давид, будучи пророком, и одновременно прекрасным прообразом Господа Иисуса на время благодати, то нашим главным текстом возьмём отрезок из его Пс.68,10-22: «ибо ревность по доме Твоём снедает меня (Ин.2,16-17), и злословия злословящих Тебя падают на меня; 11 и плачу, постясь душёю моею, и это ставят в поношение мне;
12 и возлагаю на себя вместо одежды вретище, — и делаюсь для них притчею; 13 о мне толкуют сидящие у ворот, и поют в песнях пьющие вино. 14 А я с молитвою моею к Тебе, Господи; во время благоугодное, Боже, по великой благости Твоей услышь меня в истине спасения Твоего;
15 извлеки меня из тины, чтобы не погрязнуть мне; да избавлюсь от ненавидящих меня и от глубоких вод (от людского моря); 16 да не увлечёт меня стремление вод, да не поглотит меня пучина, да не затворит надо мною пропасть зева своего. 17 Услышь меня, Господи, ибо блага милость Твоя; по множеству щедрот Твоих призри на меня;
18 не скрывай лица Твоего от раба Твоего, ибо я скорблю; скоро услышь меня; 19 приблизься к душе моей, избавь её; ради врагов моих спаси меня. 20 Ты знаешь поношение моё, стыд мой и посрамление моё: враги мои все пред Тобою». (А теперь самое главное).
Ст.21-22 «Поношение сокрушило сердце моё, и я изнемог, ждал сострадания, но нет его, — утешителей, но не нахожу. 22 И дали мне в пищу жёлчь, и в жажде моей напоили меня уксусом (Лук.23,36)».
А в заключение всех страданий и унижений, которые мы выразительно видим в этом тексте, Господь Иисус был на Голгофском кресте также оставлен Богом и остался абсолютно один, как читаем в Мтф.27,45-46: «От шестого же часа тьма была по всей земле до часа девятого; 46 а около девятого часа возопил Иисус громким голосом: Или, Или! лама савахфани? то есть: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?».
В смерти Господа Иисуса на Голгофском кресте и в том, что Бог оставил там Своего Сына, удалился от Него, чтобы осудить на Нём грехи всего мира, мы видим вершину умаления и смирения Иисуса Христа. Прообразно, но очень выразительно мы это видим также в Пс.88,39-45:
«Но ныне Ты (Бог) отринул и презрел, прогневался на помазанника Твоего; 40 пренебрёг завет с рабом Твоим, поверг на землю венец его; 41 разрушил все ограды его, превратил в развалины крепости его. 42 Расхищают его все проходящие путём; он сделался посмешищем у соседей своих.
43 Ты возвысил десницу противников его, обрадовал всех врагов его; 44 Ты обратил назад остриё меча его и не укрепил его на брани; 45 отнял у него блеск и престол его поверг на землю».
Я думаю, что все дети Божии знают, почему Иисус пошёл этим путём унижения и смирения в плоти. Но для тех людей, которые ещё не приняли Иисуса в свои сердца, я отвечу на этот вопрос сообщением во 2Кор.8,9: «Ибо вы знаете благодать Господа нашего Иисуса Христа, что Он, будучи богат, обнищал (смирил Себя) ради вас, дабы вы обогатились Его нищетою».
Как видите, благодать нашего Господа Иисуса заключается в том, что до пришествия в плоти к нам на землю Он был богат: от вечности Он пребывал на небесах в Божией славе и величии, и обладал Божией властью. Но ради спасения погибших грешников, какими являются все люди,
Он проявил готовность оставить Божию славу, величие и власть и придти к этим погибшим грешникам в плоти. Он проявил готовность сделаться Божиим рабом, то есть обнищать ради всех людей. При этом Он преследовал единственную цель: чтобы все люди, которые через покаяние примут Его в сердце, обогатились Его нищетою. Чтобы они получили жизнь вечную и пребывали с Иисусом в вечности в Его славе.
Именно с обнищания Иисуса начинается Его смирение. А теперь мы спросим себя: а с какого именно момента началось обнищание Сына Божиего? Обнищание Иисуса, то есть Его смирение началось намного раньше пришествия в плоти, а именно, с момента зарождения Божиего плана сотворения людей.
А поскольку Бог, как до сотворения ангелов, так и до сотворения людей знал, что и те и другие падут в грех, то для того, чтобы дать людям возможность спастись для жизни вечной, была необходима безгрешная Жертва для прощения их грехов. Именно с этого момента началось смирение Божиего Сына.
Он проявил готовность пойти вместо погибших грешников на смерть на Голгофском кресте, где Бог должен был возложить на Него грехи всего мира, чтобы их осудить. Хотя Господь Иисус был образом Божиим, но Он уже в тот момент проявил абсолютную готовность стать жертвенным Агнцем,
о Котором так подробно сообщил нам пророк Исаия в Ис.53,3-7: «Он был презрен и умалён пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни, и мы отвращали от Него лицо своё; Он был презираем, и мы ни во что ставили Его. 4 Но Он взял на Себя наши немощи и понёс наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом.
5 Но Он изъязвлён был за грехи наши и мучим за беззакония наши; наказание мира нашего было на Нём, и ранами Его мы исцелились. 6 Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу: и Господь возложил на Него грехи всех нас. 7 Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, ведён был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих».
Обо всём этом, и более того, Господь Иисус знал уже в вечности. Но ради возвышенной цели Бога по спасению людей, Он проявил перед Отцом готовность добровольно пойти на это унижение и смирение перед Богом и всеми людьми. Для осуществления этой цели небесного Отца, Иисус был готов, как Бог, родиться от женщины в плоти, придти в этот грешный мир беззащитным ребёнком.
Он знал также о том, что Его родителям придётся бежать из Израиля в Египет, чтобы Бог мог Его уберечь от преждевременного убийства. Эти опасности не останавливают Иисуса для выполнения Божиего задания. Когда пришла полнота времени (Гал.4,4), когда погибший мир созрел для суда и истребления, то Иисус, как Бог, принимает образ человека.
Он принимает образ Божиего раба, чтобы в плоти придти в этот мир, как читаем в Флп.2,6-8: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; 7 но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; 8 смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».
В этом отрезке Писания мы видим практическое осуществление смирения Иисуса, к которому Он уже в вечности был готов.
Я думаю, что здесь всё ясно, но единственное, что следует ещё отметить: это тот факт, что в Своей плоти Иисус не имел греха, как мы люди. Об этом читаем в Евр.4,15: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха».
А поскольку Иисус, будучи Богом, принимает образ человека, принимает образ Божиего раба, то с этого момента начинается Его смирение в плоти на практике. Ради спасения падшего в грех Божиего творения, Иисус оставляет Божию славу, величие и власть и приходит к Своему творению «подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной».
Об этой готовности Иисуса, выполнить Божию волю по спасению людей, об этой готовности, которую Он проявил уже из вечности, мы читаем в Евр.10,7: «Тогда Я сказал: вот, иду, как в начале книги написано о Мне, исполнить волю Твою, Боже».
Об исполнении Иисусом Божией воли мы читаем в Писании во многих местах. Приведу несколько таких мест из Евангелия от Иоанна. Ин.6,38: «ибо Я сошёл с небес не для того, чтобы творить волю Мою, но волю пославшего Меня Отца».
В следующем месте Писания мы имеем возвышение степени этого задания. Читаю Ин.5,30: «Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца».
А дальше, в Ин.4,34, мы видим, чем для Иисуса практически являлось выполнение задания Отца: «Иисус говорит им: Моя пища (Его духовная пища) есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
Но для того, чтобы исполнить Божию волю, Иисусу пришлось в одиночку сражаться в плоти, чтобы победить всех врагов Бога: мир сей, сатану, его демонов и грех, как читаем в следующих местах Писания:
Ин.16,33: «Сие сказал Я вам, чтобы вы имели во Мне мир. В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» (здесь всё ясно!).
Евр.2,14: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он (Иисус) также воспринял оные, дабы (Своей) смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола».
Ин.12,31: «Ныне суд миру сему; ныне князь мира сего изгнан будет вон», то есть Иисус победил князя мира сего – сатану.
Об этом читаем также в Ин.16,11: «о суде же, что князь мира сего (диавол) осуждён».
В Кол.2,15: мы дальше читаем о том, что Иисус одержал Своей смертью сильнейшую победу над всеми властями тьмы: «отняв силы у начальств и властей, властно подверг их позору, восторжествовав над ними Собою» — это победа Иисуса на демонами.
О победе Иисуса над грехами мира мы читаем в двух следующих местах Писания:
2Кор.5,21: «Ибо не знавшего греха Он сделал для нас грехом (жертвою за грех), чтобы мы в Нём сделались праведными пред Богом».
Рим.8,3: «Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех и осудил грех во плоти». (В этом мы видим победу Иисуса над грехом!).
Повторяю, что для выполнения задания Бога по спасению людей от погибели, Иисусу пришлось сражаться в плоти в одиночку. Поэтому мы видим Его символично в Давиде, который в единоборстве победил Голиафа, прообраз сатаны, как читаем в 1Цар.17,48-51: «Когда Филистимлянин (Голиаф) поднялся и стал подходить и приближаться навстречу Давиду, Давид поспешно побежал к строю навстречу Филистимлянину.
49 И опустил Давид руку свою в сумку и взял оттуда камень, и бросил из пращи и поразил Филистимлянина в лоб, так что камень вонзился в лоб его, и он упал лицом на землю. 50 Так одолел Давид Филистимлянина пращёю и камнем, и поразил Филистимлянина и убил его; меча же не было в руках Давида.
51 Тогда Давид подбежал и, наступив на Филистимлянина, взял меч его и вынул его из ножен, ударил его и отсек им голову его; Филистимляне, увидев, что силач их умер, побежали».
В этой блестящей победе Давида над Голиафом мы видим исполнение пророчества Бога, о котором Он сообщил змею после искушения наших прародителей Адама и Евы в Быт.3,14-15: «И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоём, и будешь есть прах во все дни жизни твоей; 15 и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту».
Очень важен также тот факт, что для выполнения задания Бога, Он подверг Своего Сына испытанию в плоти. Зная об этом уже до пришествия в плоти на землю, Иисус мог сказать Своему Отцу: «Отче, как Ты знаешь сердца всех людей, как Ты в начале знаешь, что будет в конце, так Ты знаешь и моё сердце, поэтому
Я не хотел бы в плоти проходить эти испытания». Но Иисус смиряется под волю Своего Отца и готов добровольно принять эти испытания, о которых читаем в Евр.5,8: «хотя Он и Сын, однако страданиями навык послушанию».
А также в Евр.4,15: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха».
А теперь приведу одно очень показательное место Писания, из которого мы познаём о смирении Иисуса перед Своими родителями, хотя Он знал, Кем Он в действительности является. Читаю из Лк.2,45-52: «и, не найдя Его, (родители) возвратились в Иерусалим, ища Его.
46 Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; 47 все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. 48 И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: дитя! (Чадо!) что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя.
49 Он сказал им: зачем было вам искать Меня? или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему? 50 Но они не поняли сказанных Им слов. 51 И Он пошёл с ними и пришёл в Назарет; и был в повиновении у них. И Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце Своём. 52 Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков».
«И Он пошёл с ними и пришёл в Назарет; и был в повиновении у них» (у родителей).
Хотя Иисус уже в этом раннем возрасте знал, что небесный Отец является Его истинным Отцом, но Он смиряется перед родителями и повинуется им. Какая это прекрасная черта сущности нашего Господа Иисуса – Его смирение!
Иоанн Креститель крестил иудеев в Иордане крещением покаяния. Вера у них уже была, так как они ожидали пришествия своего Мессии. Но они пребывали в грехах идолопоклонства и своеволия, поэтому при крещении в Иордане иудеи должны были покаяться в своих грехах.
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.