Число семь, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Рассмотрим с вами сегодня в Слове Божием одно, но очень знаменательное число. Сообщение об этом числе, так же, как и сообщение о «Божием лице», красной нитью проходит через всю Библию. Все места Библии, где это число встречается, мы не можем, конечно, охватить. Но я постараюсь осветить некоторые места Писания, чтобы получить об этом числе более или менее ясное представление.Я знаю, что смысл этого числа занимает умы большинства детей Божиих. И скажу вам заранее, что это число отображает сущность Бога. Поэтому для детей Божиих важно знать, почему Бог избрал это число. Даже мирские люди видят в этом числе, наряду с числом 3 и 5 в некоторой степени благословение. Поэтому при покупке цветов чаще всего покупают 3, 5 или 7 веточек.
Этим числом, как вы поняли, является число 7. Я не имею намерение заниматься с вами сегодня вообще числовой символикой, но я хочу заострить ваше внимание единственно на числе семь. В моих проповедях число 7 упоминается часто, но и лично я до сегодняшнего дня, то есть до 01.06.13 не задумывался о том, почему Бог делает в Своём Слове такой упор на число 7.
При упоминании числа 7 я, конечно, каждый раз подчёркивал, что оно символизирует «Божие совершенство». А если точней выразиться, то Паседаг, автор книги «Числовая символика», характеризует число 7, как «Божию полноту». Это будет правильней, чем «Божие совершенство».
Хотя и то и другое верно, но в сегодняшней нашей теме, которую Господь Иисус положил мне на сердце, мы будем исходить из того, что число 7 означает: «Божия полнота». По ходу изложения данной темы вы в этом убедитесь.
Но вы, пожалуйста, не пугайтесь! Поэтому я повторяю, что для рассмотрения этой темы мы не станем обращаться ко всем местам Библии, где в нескольких сотнях мест об этом сказано. В этой теме речь идёт не о каком-то предмете или понятии, но речь идёт о том, что число 7 отображает сущность Бога.
Заметим себе это. Эта тема говорит о Боге, и это чрезвычайно важно для нашего познания и духовного роста. При рассмотрении этой темы Святой Дух приводит нас к тому факту, чтобы мы рассматривали нашего небесного Отца и Господа Иисуса, как читаем в Послании Евр.3,1: «Итак, братия святые, участники в небесном звании, рассматривайте (уразумейте) Посланника и Первосвященника исповедания нашего, Иисуса Христа».
Но, выражаясь более точно, речь будет идти о «Божией сущности». Лично я думаю, что это очень занимательный, интересный, практический и важный для нас вопрос. Поэтому мы ещё вернёмся к этому вопросу.
Знает ли кто-нибудь из вас, где в Библии первый раз упоминается число 7? Совершенно верно в Быт.2,2-3: «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал. 3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал».
Естественно, что у каждого из нас должен возникнуть также вопрос: «а где же в Библии мы встречаем число 7 в последний раз?» Это число мы находим в Отк.21,9.20: «И пришёл ко мне (говорит Иоанн) один из семи Ангелов, у которых было семь чаш, наполненных семью последними язвами, и сказал мне: пойди, я покажу тебе жену, невесту Агнца».
Ст.19-20 «Основания стены города украшены всякими драгоценными камнями: основание первое яспис, второе сапфир, третье халкидон, четвертое смарагд, 20 пятое сардоникс, шестое сердолик, седьмое хризолит, восьмое вирилл, девятое топаз, десятое хризопрас, одиннадцатое гиацинт, двенадцатое аметист».
В Быт.2,2-3 мы видим завершение обновления Божиего творения: земли, солнца, луны и т.д. Бог восстанавливает то, что было разрушено в результате низвержения с небес отпавшего помазанного херувима и его демонов.
Бог сделал землю снова жилой для людей, животных и птиц, как было предусмотрено в Его плане, когда Он создал землю, как читаем в Ис.45,18: «Ибо так говорит Господь, сотворивший небеса, Он, Бог, образовавший землю и создавший её; Он утвердил её, не напрасно сотворил её; Он образовал её для жительства: Я Господь, и нет иного».
И вот, Бог приступает к исполнению Своего плана и сотворил на земле первых людей, Адама и Еву, которые на основании искушения змея пали в грех. Этот грех находит своё проявление в том, что Каин убивает своего брата Авеля.
И чтобы никто не вздумал отомстить Каину за его преступление, Бог говорит в Быт.4,15 «И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьёт Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его».
Почему убийце Каина следовало всемеро отомстить? А Ламех пошёл дальше Божиего предостережения. Он убивает двух своих обидчиков, которые, по-видимому, на него напали, и говорит в Быт.4,23-24:
«И сказал Ламех жёнам своим: Ада и Цилла! послушайте голоса моего; жены Ламеховы! внимайте словам моим: я убил мужа в язву мне и отрока в рану мне; 24 если за Каина отмстится всемеро, то за Ламеха в семьдесят раз всемеро», то есть семьдесят раз по семь! Однако этот Ламех далеко замахнулся!
Как говорится, «не отходя от кассы» обращаю ваше внимание на тот факт, что это число (70×7 = 490) мы находим у пророка Даниила в гл.9,24: «Семьдесят седмин определены для народа твоего и святого города твоего, чтобы покрыто было преступление, запечатаны были грехи и заглажены беззакония, и чтобы приведена была правда вечная, и запечатаны были видение и пророк, и помазан был Святый святых».
И далее мы встречаем это число в Новом Завете, где Иисус говорит Петру, сколько раз на дню мы должны прощать друг другу. Читаю в Мтф.18,21-22: «Тогда Пётр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? 22 Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз».
Под активным воздействием отпавших ангелов всё человечество на земле очень быстро развратилось, поэтому Бог принимает решение истребить всех людей за исключением Ноя с его семьёй. Бог даёт Ною задание построить ковчег и принять в него животных и птиц, как читаем в Быт.6,5-8:
«И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; 6 и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своём. 7 И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. 8 Ной же обрёл благодать пред очами Господа».
Бог повелевает Ною построить ковчег. Ной всё точно исполнил, как Бог ему повелел, а животных и птиц Бог Сам привёл в ковчег, как читаем в Быт.7,2-5: «и всякого скота чистого возьми по семи, мужеского пола и женского, а из скота нечистого по два, мужеского пола и женского;
3 также и из птиц небесных по семи, мужеского пола и женского, чтобы сохранить племя для всей земли, 4 ибо чрез семь дней Я буду изливать дождь на землю сорок дней и сорок ночей; и истреблю всё существующее, что Я создал, с лица земли. 5 Ной сделал всё, что Господь повелел ему».
В отношении Дан.9,24, где читаем: «Семьдесят седмин (490 лет наказания) определены для народа твоего и святого города твоего…», всё станет ясно, если учтём следующее сообщение в Библии.
Поэтому особенно подчёркиваю следующую деталь. Почему Слово Божие говорит, что Израиль должен идти в плен именно на 70 лет? Что явилось причиной для этого наказания? Об этом мы читаем во 2Пар.36,20.21: «доколе, во исполнение слова Господня, сказанного устами Иеремии, земля не отпраздновала суббот своих. Во все дни запустения она субботствовала до исполнения семидесяти лет».
Согласно закону, данному Богом Израилю, в субботу должны были отдыхать не только люди, но и обетованная земля. Другими словами можно сказать: в этом высказывании для обетованной земли Израиля определена суббота отдыха.
По закону землю следовало 6 лет обрабатывать, чтобы с неё получать или собирать урожай, а в седьмой год Израильтяне должны были давать земле отдых. Этот порядок они не соблюдали, хотя по этому поводу Господь их увещевал в книге Лев 26,33-35: «а вас рассею между народами и обнажу вслед вас меч,
и будет земля ваша пуста и города ваши разрушены. 34 Тогда удовлетворит себя земля за субботы свои во все дни запустения своего; когда вы будете в земле врагов ваших, тогда будет покоиться земля и удовлетворит себя за субботы свои; 35 во все дни запустения своего будет она покоиться».
Господь установил, что на протяжении 490 лет Израильтяне не соблюдали для земли положенные субботы. Таким образом, Израиль задолжал Господу 70 лет суббот (490:7=70). Поэтому Израиль должен пребывать в плену в Вавилоне 70 лет наказания.
Я думаю, что здесь всё логично и в отношении числа (70×7) всё ясно. Но, тем не менее, у нас возникает вопрос: почему именно на седьмой год земля должна была отдыхать, почему Ной должен был взять в ковчег именно по семь пар чистых животных и по семь пар птиц?
Почему Господь Иисус желает через семь дней заливать землю водой, чтобы истребить всех людей кроме семьи Ноя? Почему, согласно словам Иисуса друг другу следует прощать на дню 70×7 = 490 раз, а не 100 и не 200 раз? Почему человеку, убившему Каина, отмстится всемеро? и т.д.
Очень выдающееся место Писания в отношении нашей темы, в отношении загадочного для нас числа 7, мы находим в Ветхом Завете, когда Авраам дарит Филистимскому князю Авимелеху семь агниц в связи с одним колодезем, который Авраам выкопал в той местности.
Читаю это место в Быт.21,28-30: «И поставил Авраам семь агниц из стада мелкого скота особо. 29 Авимелех же сказал Аврааму: на что здесь сии семь агниц, которых ты поставил особо? 30 он сказал: семь агниц сих возьми от руки моей, чтобы они были мне свидетельством, что я выкопал этот колодезь».
Этот вопрос я подробно осветил в проповеди «Колодцы», которая имеется на нашем сайте. А сейчас только напомню, что Авраам является прообразом небесного Отца, Исаак – прообраз Иисуса Христа, а вода в колодцах – прообраз Слова Божиего, которое Отец и Его Сын стремятся сделать достоянием всех людей мира сего.
К этому стремился Бог уже в Ветхом Завете, к этому стремится также Иисус в Новом Завете, поэтому Исаак, сын Авраама, откопал все колодцы отца, которые Филистимляне завалили, и назвал их снова теми же именами, как читаем в Быт.26,18:
«И вновь выкопал Исаак колодези воды, которые выкопаны были во дни Авраама, отца его, и которые завалили Филистимляне по смерти Авраама; и назвал их теми же именами, которыми назвал их отец его».
Это значит, что Евангелие Иисуса с Голгофского креста не меняется!!!
В Филистее мы символично видим мир сей, в котором мы находимся. В агнцах мы прообразно видим Господа Иисуса, поэтому в этих семи агнцах мы видим полноту Бога во Христе Иисусе. Читаю из Кол.2,9-10: «ибо в Нём (Иисусе) обитает вся полнота Божества телесно, 10 и вы имеете полноту в Нём, Который есть глава всякого начальства и власти».
По хронологии сообщений о событиях в Библии обратимся к Иакову, который служил Лавану за Лию семь лет и за Рахиль семь лет. А когда Иаков по повелению Бога должен был возвратиться в обетованную землю, то он, не оповестив Лавана, тайком уходит от него со всей своей семьёй и имуществом.
Когда Лаван об этом узнал, то пустился Иакову вдогонку. Об этом читаем в Книге Быт.31,23: «Тогда он взял с собою родственников своих, и гнался за ним семь дней, и догнал его на горе Галаад».
И здесь мы снова имеем эти семь дней. Достойно внимания также сообщение в Быт.41 о семи тучных коровах, вышедших из реки, и семи худых коровах, которые съели семь тучных коров. И второй вариант сна Фараона, когда семь тощих колосьев пожрали семь тучных колосьев, выросших на одном стебле.
На основании того, что Иосиф объяснил Фараону смысл его сна, Господь Иисус практически поставил Иосифа вторым лицом в Египте после Фараона. Всю эту историю Иосифа в Египте я подробно изложил в проповеди «Иосиф – прообраз Иисуса», которая имеется на нашем сайте.
Но число семь оставалось и дальше для меня тайной. Интересен даже тот факт, что число семь встречается в Быт.41 28 раз. А что касается этих коров и колосьев, то это число 7 встречается в Быт.41 двадцать раз, что означает забота.
И если мы возьмём во внимание, что Иосиф является прекрасным прообразом Иисуса Христа, то сразу всё становится ясным. Через Своего Сына небесный Отец, прообразно в Фараоне, озабочен о том, чтобы весь мир обеспечить хлебом жизни, как это делал Иосиф по повелению Фараона.
Но почему 7 жирных и 7 тощих коров? Почему 7 тучных и 7 тощих колосьев? На этом этапе мы можем пока что сказать: Бог обеспечивает людей мира сего духовным хлебом жизни во всей Своей полноте, а именно только во время благодати.
По мере приближения откровения Сына Божиего в плоти, Святой Дух даёт нам и дальше интересные сообщения в отношении числа 7. Первое мощное, хотя и символичное откровение Иисуса, мы имеем в Исх.12 в лице Пасхального Агнца. Его следовало есть испечённым на огне (суд) с пресным хлебом и горькими травами.
При этом обращаю ваше внимание на тот факт, что непосредственно к Пасхе Господней примыкает Праздник Опресноков. Об этом читаем в Книге Исх.23,15: «наблюдай праздник опресноков: семь дней ешь пресный хлеб, как Я повелел тебе, в назначенное время месяца Авива, ибо в оном ты вышел из Египта; и пусть не являются пред лице Моё с пустыми руками».
А в Книге Исх.гл.12,стихи 8,15 и 18 дальше читаем.
Исх.12,8: «пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испечённое на огне (прообраз Божиего суда над Иисусом); с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его».
Ст.15: «Семь дней ешьте пресный хлеб; с самого первого дня уничтожьте квасное в домах ваших, ибо кто будет есть квасное с первого дня до седьмого дня, душа та истреблена будет из среды Израиля».
Ст.18: «С четырнадцатого дня первого месяца, с вечера ешьте пресный хлеб до вечера двадцать первого дня того же месяца».
«Семь дней ешьте пресный хлеб». Почему 7 дней? Потому что число 7 указывает на Божию полноту, а пресный хлеб – на новое творение, которое во время благодати рождается в кающихся людях через нетленное Божие семя. В пресном хлебе нет закваски, которая символизирует грех. Поэтому слово «пресный» и его производные встречаются в Библии 43 раза. 35 раз в Ветхом Завете и 8 раз в Новом Завете.
Это же чудесно! Число 35 символизирует поколение, это новое (8) поколение в Новом Завете, которое носит в себе этот пресный хлеб, это новое Божие творение, которое грешить не может (1Ин.3,9).
До совершённого Господом Иисусом дела на Голгофском кресте, это новое поколение детей Божиих было скрыто, что мы видим в числе 43. По этому поводу апостол Павел и говорит в 1Кор.5,8: «Посему станем праздновать не со старою закваскою, не с закваскою порока и лукавства, но с опресноками чистоты и истины».
Своему народу Израилю Господь Иисус учредил по приходу в обетованную землю Ханаана исполнять семь праздников, о которых читаем в Книге Лев.23,5: «в первый месяц, в четырнадцатый день месяца вечером Пасха Господня». Это первый праздник Иеговы.
Ст.6 «и в пятнадцатый день того же месяца праздник опресноков Господу; семь дней ешьте опресноки». Это второй праздник Иеговы.
Ст.10 «объяви сынам Израилевым и скажи им: когда придёте в землю, которую Я даю вам, и будете жать на ней жатву, то принесите первый сноп жатвы вашей к священнику».
Это третий праздник Иеговы – праздник первого снопа.
Четвёртый праздник, праздник седьмиц – указывает на Пятидесятницу.
Своё название он получил на основании предписания в Книге Лев.23,15-16: «Отсчитайте себе от первого дня после праздника, от того дня, в который приносите сноп потрясания, семь полных недель, до первого дня после седьмой недели отсчитайте пятьдесят дней, и тогда принесите новое хлебное приношение Господу».
Признак праздника Пятидесятницы в Новом Завете мы видим в исполнении Духом Святым и в помазании.
Пятый праздник Господа – праздник труб. Признак праздника труб в Новом Завете мы видим во втором пришествии Иисуса за Своей Церковью. Читаю из Лев.23,24: «скажи сынам Израилевым: в седьмой месяц, в первый день месяца да будет у вас покой, праздник труб, священное собрание».
Шестой праздник, праздник примирения или большой праздник усыновления. Признак праздника примирения в Новом Завете – есть судилище Христа. Об этом записано в Лев.23,27: «также в девятый день седьмого месяца сего, день очищения, да будет у вас священное собрание; смиряйте души ваши и приносите жертву Господу».
Седьмой праздник – праздник кущей – это покой в 1000 летнем Царстве. Читаю из Лев.23,34: «скажи сынам Израилевым: с пятнадцатого дня того же седьмого месяца праздник кущей, семь дней Господу».
Как это всё же великолепно, что число семь – Божия полнота – завершает эти семь праздников Иеговы в седьмом месяце еврейского календаря и одновременно содержит в себе седьмую тысячу лет человеческой истории на земле.
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.