Божия сила, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Поговорим с вами сегодня о Божией силе, через которую Он изменяет жизнь людей. Но прежде, чем рассмотреть этот вопрос, поговорим о силе вообще, ибо даже у наших детей вопрос о силе является любимой темой.
Этой темой и молодые люди заняты больше, чем другими темами. Они соревнуются в подтягивании на турнике, в выжимании на руках, сравнивают друг перед другом свои мускулы, нажимают на эти мускулы, чтобы сравнить у кого они больше и твёрже.Они сражаются также в школе на перемене между собой, чтобы померяться силами. Помню, как в пятом классе ко мне постоянно приставал один такой задиристый, можно сказать уже юноша, и провоцировал меня на борьбу.
Сначала я не хотел с ним бороться и кинуть его на жёсткий деревянный пол, но он мне так надоел, что однажды я два или три раза подряд крепко кинул его на пол, чтобы его проучить и дать ему прочувствовать и мою силу. После этого он стал моим лучшим другом.
Я знал, и в этом случае подтвердилось то, что сила имеет у людей большой авторитет. Перед силой люди преклоняются. А в девятом классе я по своей глупости дал себя увлечь и спровоцировать на бокс голыми кулаками. Мой противник нарушил границы игры, хорошо ударил мне в зубы и выбил один зуб.
Этот зуб оставался висеть на ниточке. По совету моей сестры, которая работала медсестрой, я приставил его на прежнее место и длительное время придерживал его языком и губой. И он снова укрепился! Так что и до сих пор он выделяется своим особым цветом у меня во рту.
Но будем честными и признаемся, что и мы, взрослые люди, интересуемся этой темой. И мы преклоняемся перед силой, и особенно уважаем спортсменов-победителей. С целью демонстрации сил человека периодически устраиваются всемирные олимпийские игры и различные чемпионаты.
Я всегда удивлялся по поводу того, что в Миссионском собрании во Франкфурте на Майне некоторые братья страстно болели и сейчас ещё болеют за украинского боксёра Клычко. Почему? Они восхищаются его силой!
И даже в домашнем хозяйстве сила имеет большое значение. Один знакомый брат рассказал мне, что в начале сороковых годов они имели в своей семье пылесос, мощность которого не превышала даже 100 ватт. Но он пылесосил. Однако при этом он издавал шум, как реактивный двигатель. Сегодняшние пылесосы имеют силу более чем в десять раз.
А когда сегодня речь заходит об автомашинах, то никто не может прикусить язык, чтобы не спросить: а сколько же у твоей автомашины лошадиных сил? И если мотор имеет более 100 лошадиных сил, то логично спрашивают дальше: а для чего тебе нужен такой сильный мотор, ведь ты всё равно не можешь эту мощность использовать?
В Швейцарии наивысшая допустимая скорость на автостраде составляет 120 км/час. Для чего тогда на спидометре нужна цифра 240 км/час? И если мотор автомашины имеет столько резервной силы, то владельцы автомашины выезжают на кольцо Нюрнберга, чтобы испытать эту силу.
Один водитель имел такую мощную машину и хотел её испытать, но не захотел выезжать на кольцо Нюрнберга. Поэтому он решил испытать свой новый «Альфа Ромео» ночью на прямом, довольно длинном отрезке автострады. Он надеялся, что ночью там так или иначе полиции не будет, и радара нет, или он не будет работать.
Но он жестоко ошибся. Новые радары и ночью функционируют. Этого водителя засекли, когда он со скоростью 240 км/час проскочил в направлении Хура. Правда, радар действовал слишком медленно.
Этому водителю не могли предъявить обвинение, потому что на снимке вместо номера видна была только красная полоса. Так что сила является актуальной темой! Но самой великой силой во всей вселенной является Божия сила, которую мы в будем рассматривать в сегодняшней проповеди.
Дорогие братья и сёстры во Христе, представьте себе, что при исследовании выражения «Божия сила» и «сила Божия», что фактически одно и то же, я обнаружил, что эти два выражения встречаются только в Новом Завете и каждое выражение по 6 шесть раз!
Поскольку эти два выражения идентичны, то можно сказать, что о «Божией силе» Святой Дух сообщает нам в Новом Завете всего 12 раз! Это открытие, что сообщение о «Божией силе» встречается только в Новом Завете, было для меня чрезвычайно неожиданным, но очень интересным и важным.
Здесь я обращаю ваше внимание на тот факт, что это не является новым откровением Господа Иисуса. Это откровение заложено в Слове Божием с момента завершения апостолом Павлом Библии.
Эту Божию сокровищницу – Слово Божие, следует только открывать и с молитвой внимательно туда заглядывать, и тогда Святой Дух обратит наше внимание на отдельные детали Божиего плана спасения людей.
Ниже я приведу все места Писания, в которых встречаются эти два выражения. Но для начала приведу один классический пример в отношении «силы Божией». Представители секты саддукеев, намереваясь заманить Иисуса в ловушку, пришли к Нему и задали следующий вопрос:
Мтф.22,23-29: «В тот день приступили к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его: 24 Учитель! Моисей сказал: если кто умрёт, не имея детей, то брат его пусть возьмёт за себя жену его и восстановит семя брату своему; 25 было у нас семь братьев; первый, женившись, умер и, не имея детей, оставил жену свою брату своему;
26 подобно и второй, и третий, даже до седьмого; 27 после же всех умерла и жена; 28 итак, в воскресении, которого из семи будет она женою? ибо все имели её. 29 Иисус сказал им в ответ: заблуждаетесь, не зная Писаний, ни силы Божией».
«Не зная Писаний, ни силы Божией». Знаете ли вы, дорогие слушатели и читатели, Писания и, главное, Божию силу? Именно с этой точки зрения Господь Иисус обращает сегодня, особенно ваше внимание на познания в Его Слове, из которого вы можете познать Божию силу в вашей жизни веры.
А знание о Божией силе очень важно для всех детей Божиих. Буквально перед этой проповедью мы рассматривали с вами тему «Искушение мыслей». Эту тему мы рассматривали на основании Рим.3,1-8. В этом тексте апостол Павел показал нам, что на основании неверности и неверия Израиля, верность и слава Божия стали намного выше.
Бог заключил с Израилем Завет, и дал ему Ветхий Завет – Своё Слово для спасения! Но они не верили Богу и нарушили Завет с Ним. На Голгофском кресте Господь Иисус заключил с Израилем новый, второй Завет, который будет ратифицирован в 70-ю седьмину.
Об этом Слово Божие сообщает нам в Ветхом Завете, который Израиль в то время уже хорошо знал. Об этом написано у пророка Иер.31,31-34: «Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет,
32 не такой завет, какой Я заключил с отцами их в тот день, когда взял их за руку, чтобы вывести их из земли Египетской; тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними, говорит Господь (Рим.3,3-4).
33 Но вот завет, который Я заключу с домом Израилевым после тех дней, говорит Господь: вложу закон Мой во внутренность их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом.
34 И уже не будут учить друг друга, брат брата, и говорить: «познайте Господа», ибо все сами будут знать Меня, от малого до большого, говорит Господь, потому что Я прощу беззакония их и грехов их уже не воспомяну более».
Я ещё раз обращаю ваше внимание на неверие Израиля в Слово Божие, и на неверность своему Богу в том, что Израиль изменил своему Богу, нарушил Его завет. А к приходу Иисуса в плоти на землю окончательно погряз в идолопоклонстве.
Но Бог остаётся верен Своему народу и остаётся с ним в союзе. И Он приведёт его к намеченной Им цели, приведёт его в покой субботы. Но в Слове Божием Иисус говорит, что у Него есть и другое стадо овец, в котором мы видим язычников.
Читаю Евангелие от Ин.10,16: «Есть у Меня и другие овцы, которые не сего двора, и тех надлежит Мне привести: и они услышат голос Мой, и будет одно стадо и один Пастырь».
Поэтому после отвержения Израилем Иисуса, как своего Мессии, Господь Иисус отставляет Израиль на 2000 лет в сторону, и принимает язычников. С этого момента Иисус забирает у Израиля Своё Слово и передаёт его в ответственность язычникам.
Поэтому и читаем в Евангелии от Ин.4,22 «Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение (язычников) от Иудеев».
«ибо спасение от Иудеев» — спасение язычников исходит от Иудеев! Хотя Господь Иисус дал Своему народу Израилю Ветхий Завет, Своё Слово, в котором согласно 1Кор.1,18 мы видим Божию силу, дал его для спасения, но живое Слово Божие стало по отношению к Израилю бездейственным из-за его неверия!!!
Поэтому читаем в Евангелии от Лк.4,27: «много также было прокажённых в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина».
Почему? Потому что пророк Елисей является прообразом Иисуса на время благодати, а в проказе мы видим наши грехи, от которых может очистить нас только Господь Иисус. Но поскольку Израильтяне не приняли Иисуса своим Мессией, поэтому с Его пришествием в плоти они не получили обещанного спасения.
Не получили спасения на основании своего неверия. А что говорит Слово Божие о нас язычниках? Об этом читаем в послании Еф.2,8: «Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар».
Я думаю вы теперь поняли, почему выражение «Божия сила» и «сила Божия» не встречается в Ветхом Завете: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия» (1Кор.1,18).
В силу своего неверия в Слово Божие, оно стало для Израиля юродством. А в Ветхом Завете Слово Божие не имело для Божиего народа спасающей Божией силы. Возьмём этот стих 1Кор.1,18 за наш главный текст.
На один вопрос: почему выражение «Божия сила» не встречается в Ветхом Завете, мы получили ответ. Ответ на второй вопрос: почему это выражение встречается в Библии и только в Новом Завете всего 12 раз, мы тоже сейчас получим. Ведь число 12 является господствующим числом Израиля!
И на этот вопрос мы имеем ответ, если учтём, что Господь Иисус остаётся в союзе со Своим народом, как мы читали в Иер.31,31-34 «тот завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними».
Напомню вам, что Божий народ Израиль имеет перед Церковью Иисуса большое преимущество! Это мы видим в том, что в земной жизни людей Бог с субботы начал Своё общение с Израилем и завершит это общение в плоти субботой покоя в 1000 летнем мирном Царстве. Бог верен Своим обетованиям!
По этой причине выражение «Божия сила» встречается в Новом Завете 12 раз! Поэтому повторяю наш главный текст из 1Кор.1,18: «Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть (или глупость), а для нас, спасаемых, — сила Божия».
А Божия сила – это величайшая сила во всей вселенной. Для выполнения задания небесного Отца по спасению людей Он дал Своему Сыну всю власть как на небе, так и на земле. Об этом Иисус свидетельствует в Евангелии от Мтф.28,18: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле».
Для этой же цели, для выполнении Его задания, Отец помазал Своего Сына Духом Святым и Своею силою, как читаем в Д.Ап.10,38: «как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса из Назарета, и Он ходил, благотворя и исцеляя всех, обладаемых диаволом, потому что Бог был с Ним».
«Бог помазал Иисуса Святым Духом и силою». Так что Иисус действовал при Своём служении в плоти двойной силой, потому что и в Святом Духе кроется мощная сила. Но прежде, чем мы пойдём в том направлении, как Иисус распоряжался этой, полученной от Отца силой, мы заглянем в историю Божиего плана назад.
Сын Божий имел, конечно, уже до пришествия в плоти на землю эту Божию силу, потому что Он есть Бог: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1,1). Это совершенно логично, что Иисус, как Бог, уже в вечности обладал Божией силой.
Поэтому и читаем о Нём в послании Евр.1,2-3: «в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, через Которого и веки сотворил. 3 Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную престола величия на высоте».
Обращаю ваше внимание на два выражения данного текста. Первое – «через Которого и веки сотворил» и второе – «держа всё словом силы Своей». Веки, то есть всю вселенную, Бог сотворил с помощью и через Своего Сына Иисуса уже до Его пришествия в плоти на землю.
Это ясно. Всё, то есть, всю вселенную, Иисус держал в гармоничном движении Словом силы Своей. Как до Своего пришествия в плоти на землю, так и сейчас Он всё держит Словом силы Своей. Этот факт, выразительно говорит о том, что Иисус обладает той же силой, что и Отец!
Для спасения людей Бог желает послать Своего Сына на землю к людям. Он мог это сделать подобно тому, как Он в образе человека являлся Аврааму. Но Иисус должен был придти на землю полноценным человеком, рождённым от женщины.
Для этого Бог избрал деву Марию, к которой явился Ангел и сказал, как читаем в Евангелии от Луки в гл.1,30-31: «И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; 31 и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус».
Заметим себе это: «наречёшь Ему имя: Иисус». Имя Иисус означает: «Иегова – Спаситель» или «Бог – Спаситель». Имя Иисус стало земным именем Сына Божиего. Выразительно мы это видим в Д.Ап.4,10.12:
«то да будет известно всем вам и всему народу Израильскому, что именем Иисуса Христа Назорея, Которого вы распяли, Которого Бог воскресил из мёртвых, Им поставлен он перед вами здрав. 12 ибо нет другого имени под небом (кроме Иисуса), данного человекам, которым надлежало бы нам спастись».
Однако вернёмся ещё раз к вопросу зачатия Иисуса в Марии. Когда Мария в недоумении спрашивает Ангела, как это должно произойти поскольку она не знает мужа, то ответ мы читаем в ст.35 этой же главы:
«Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдёт на Тебя, и сила Всевышнего (сила Божия) осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречётся Сыном Божиим».
Если Бог в Своей силе, как читаем в Евр.1,2-3: через Которого (Иисуса) и веки сотворил. 3 и Сей (то есть Иисус), будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, то Всемогущему Богу не составляло трудности обратить Своего Сына в Божие семя и заложить Его в утробу Марии.
Чтобы Он дальше развивался и родился как нормальный человек. Как в событии сотворения мира, так и в рождении Иисуса от девы Марии, поразительным и радостным является тот факт, что здесь мы видим Божию силу в действии!
А когда Мария, мать Иисуса и Иосиф пришли в Иерусалим, чтобы совершить над младенцем Иисусом все необходимые по закону обряды, то в храме находился праведный Симеон, о котором читаем в Евангелии от Лк.2,25-26:
«Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нём. 26 Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня».
Почему мы здесь читаем: «Доколе не увидит Христа Господня» или «Христа Божия»? Почему не Иисуса? Потому что имя Христос есть небесное имя Сына Божиего. Имя Христос означает «Помазанный».
Это помазание Сын Божий получил от Своего Отца уже до пришествия в плоти на землю. Как Бог помазал главного херувима, теперешнего сатану, так Он помазал и Своего Сына. Это помазание даёт помазанному огромную силу.
Поэтому в Д.Ап.10,38 мы читаем: «как Бог Духом Святым и силою помазал Иисуса…». Не Христа, а Иисуса, потому что это помазание Отец исполнил теперь над Своим Сыном в плоти для выполнения Его земного служения.
С этого момента Иисус, Сын Божий, в плоти стал обладать Божией силой. Поэтому обратимся теперь к нескольким местам в Евангелии от Луки, в которых Святой Дух нам показывает, как Господь Иисус на практике пользуется этой силой. После искушения Иисуса диаволом читаем в Евангелии от Лк.4,13-14: «И, окончив всё искушение, диавол отошёл от Него до времени. 14 И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нём по всей окрестной стране».
Ст.36: «И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властью и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?».
Лк.5,17: «В один день, когда Он учил, и сидели тут фарисеи и законоучители, пришедшие из всех мест Галилеи и Иудеи и из Иерусалима, и сила Господня являлась в исцелении больных».
Лк.5,12-15: «Когда Иисус был в одном городе, пришёл человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя Его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. 13 Он (Иисус) простёр руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него.
14 И Он повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение своё, как повелел Моисей, во свидетельство им. (Но разве люди могли умолчать о совершаемых Иисусом добрых делах?)15 Но тем более распространялась молва о Нём, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих».
Поэтому дальше читаем, как при встрече народа с Иисусом в Евангелии от Лк.6,19: «И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех».
Особенно трогательной является история с женщиной, которая 12 страдала кровотечением. Но она слышала о том, что мы только что прочитали в Лк.6,19 и решила таким же путём избавиться от своей болезни.
Об этом читаем в Евангелии от Лк.8,42-48: «…Когда же Он шёл, народ теснил Его. 43 И женщина, страдавшая кровотечением двенадцать лет, которая, издержав на врачей всё имение, ни одним не могла быть вылечена, 44 подойдя сзади, коснулась края одежды Его; и тотчас течение крови у ней остановилось.
45 И сказал Иисус: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались, Пётр сказал и бывшие с Ним: Наставник! народ окружает Тебя и теснит, — и Ты говоришь: кто прикоснулся ко Мне? 46 Но Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто, ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня.
47 Женщина, видя, что она не утаилась, с трепетом подошла и, пав пред Ним, объявила Ему перед всем народом, по какой причине прикоснулась к Нему и как тотчас исцелилась. 48 Он сказал ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром».
Здесь я должен заметить, что эта Божия сила в нашем Господе Иисусе, как тогда, так и сегодня, неисчерпаема. Этой силой Иисус пользовался при Своём служении в плоти очень мудро и целенаправленно, особенно в отношении Своих учеников.
Об этом дальше читаем в Евангелии от Лк.9,1-2: «Созвав же двенадцать, дал силу и власть над всеми бесами и врачевать от болезней, 2 и послал их проповедывать Царствие Божие и исцелять больных».
А также в Евангелии от Лк.10,19-21: «се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; 20 однакож тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах.
21 В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Да (Ей), Отче! Ибо таково было Твоё благоволение».
Дорогие братья и сёстры, как же нам не радоваться в том, что наши имена написаны на небесах, записаны в книге жизни. Бог открыл нам в Своём Слове столько Божиих тайн, что даже Иисус уже тогда радовался за нас в отношении этой истины.
И в данной проповеди Он продолжает открывать Свои тайны и даёт нам возможность глубже заглянуть в Его сущность, одну из сторон которой мы видим в Божией силе. На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.