Как это случилось? часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! После рассмотрения темы «Прорыв из духовной резигнации», рассмотрим с вами в Слове Божием такую тему, о которой редко проповедуют. Эта тема называется «Как это случилось?». Она красной нитью проходит через всё Слово Божие. Эта тема родственна с предыдущей темой «Прорыв из духовной резигнации». Но в отличие от неё, в нашей сегодняшней теме мы будем рассматривать больше причины и обстоятельства, на основании которых многие персоны Святого Писания пришли к падению, к отказу от цели.
Для нас, детей Божиих это очень поучительная тема, чтобы предостеречь нас от подобных падений, от горьких разочарований, чтобы впоследствии нам не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы следования за Иисусом.
Однажды один брат поведал мне: «я даже не совсем точно знаю, как это случилось! Это так неожиданно нахлынуло на меня, и прежде чем я успел опомниться, я оказался в центре этой ситуации и не мог больше вернуться назад. А впоследствии мне осталось только мучительное сожаление, огорчение, стыд.
И если бы я сказал: это не должно больше никогда со мной случиться, то я боюсь, что для такого падения, налицо уже имеется новая возможность. И что я только должен делать?». Дорогие слушатели и читатели наших проповедей, знаете ли вы такой язык? Слышали ли вы уже что-то подобное?
Или вы даже сами произносили такие слова? Возможно, что вы сами находились уже в таких сражениях? Имели ли вы лично в вашей жизни такой мучительный опыт? Да, это – вопросы совести. Не уклоняться от них, намного мудрее, чем закрывать перед ними глаза по принципу страуса: «если я тебя не вижу, то и ты меня не видишь!».
Нет! в этом вопросе мы, таким образом не продвинемся дальше, а только обманываем себя. Мы не станем, таким образом, свободными и радостными. Итак, куда я нацеливаю сегодня ваше внимание? Чтобы это понять, обратимся, прежде всего, к 1Кор.10,12-13:
«Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть. 13 Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести».
Мы не будем эти слова обсуждать, потому что они сами за себя говорят. Но я имею намерение, если Господь Иисус проявит к нам милость, по возможности в краткой форме рассмотреть в Писании некоторые меткие примеры, из которых мы можем научиться, как это случилось! Но это место мы возьмём за наш главный текст.
Такие образы персонажей из Слова Божиего говорят к нам на очень важном языке. В этих личностях мы часто узнаём лично себя. Через них мы видим все опасности, которые нам угрожают. В них мы видим начало мучительных, ужасных, даже страшных исходов.
Одновременно мы видим также вспомогательные средства, с помощью которых мы в самом начале могли или можем успешно выступить против начала этих бедствий. Это значит, если бы мы имели для этого желание!
При этом мы получаем обучение и свет для пути веры, по которому мы должны следовать за Иисусом в соответствии со Словом Божиим. Читаю из 2Кор.5,7: «ибо мы ходим верою, а не видением».
При этом мы испытаем также силу Слова Божиего в соответствии с Пс.118,105: «Слово Твоё — светильник ноге моей и свет стезе моей».
И дальше мы видим также мощную, глубокую истину согласно ст.11 предшествующего нашему главному тексту: «Всё это происходило с ними, как образы; а описано в наставление нам, достигшим последних веков».
Параллельное место мы имеем в Послании Римлянам из гл.15,4: «А всё, что писано было прежде, написано нам в наставление, чтобы мы терпением и утешением из Писаний сохраняли надежду».
Для нас это величайшая ценность и красота! После этого вступительного замечания, я ставлю практический вопрос, который по ходу этой проповеди мы с вами постепенно обсудим.
Как это случилось, что они, эти герои Писания, легкомысленно потеряли свою привилегию. Что привело их к отказу от своих отношений с Богом, к отказу от своего положения, своей веры, своей энергии и активности, своей радости в Господе Иисусе и т.д.
Что привело их к падению, что сделало их неспособными для Божиего Царства, неподходящими представлять Божие дело. Что лишило или украло у них их служение? Что украло их труд для Господа Иисуса, их поле деятельности для Его свидетельства, их престиж и уважение среди людей, которые не стали их больше слушать?
Да, что именно? На основании чего и как это случилось? Все личности, которые Господь Иисус положил мне на сердце для рассмотрения, мы рассмотрим с вами в данной проповеди. Одних рассмотрим подробней, а других менее подробно. Да благословит Господь Иисус данное исследование в Его Слове.
Из всех личностей, которые в данной проповеди должны пройти перед нашими глазами, на первом месте стоит в моём плане первый царь Израиля в плоти, Саул. О многих из этих личностей я уже говорил в других проповедях, но с другой точки зрения и в других ситуациях.
А то, что касается позитивной стороны Саула, Святой Дух сообщает нам в 1Цар.9,2: «У него был сын, имя его Саул, молодой и красивый; и не было никого из Израильтян красивее его; он от плеч своих был выше всего народа».
В своей красоте, смелости, способности, Саул был выдающимся среди всего народа Израиля. Но, к сожалению, он был выдающимся также в своём уклонении от Бога, в своих согрешениях, в своей ненависти и мести против Давида, в своих истребляющих действиях, о которых читаем во 2Цар.1,22: «Без крови раненых, без тука сильных лук Ионафана не возвращался назад, и меч Саула не возвращался даром».
Без сомнения, что у Саула мы находим прекрасные и истинно царские черты. Приведу для этого два примера из книги 1Царств.
гл.10,27 «А негодные люди говорили: ему ли спасать нас? И презрели его и не поднесли ему даров; но он как бы не замечал того».
гл.11,12-15 «Тогда сказал народ Самуилу: кто говорил: «Саулу ли царствовать над нами»? дайте этих людей, и мы умертвим их. 13 Но Саул сказал: в сей день никого не должно умерщвлять, ибо сегодня Господь совершил спасение в Израиле.
14 И сказал Самуил народу: пойдём в Галгал, и обновим там царство. 15 И пошёл весь народ в Галгал, и поставили там Саула царём пред Господом в Галгале, и принесли там мирные жертвы пред Господом. И весьма веселились там Саул и все Израильтяне».
Но при всех своих естественных преимуществах, при всей своей начальной отдаче Господу Иисусу, он всё же не был истинно верным мужем, принадлежащим Господу. Он слишком надеялся на свои добрые намерения, на свои мнения, на свою религиозность, как читаем в 1Цар.13,8 и далее, и в 1Цар.14,32 и далее.
Поэтому он не всегда точно считался с Божией волей, и что соответствовало Его Слову. У Саула не было настоящей богобоязни. Короче говоря, Саул разбивался о скалу непослушания! Но так как это дело чрезвычайно важно для всех нас, детей Божиих, поэтому я преподношу вам эту духовную пищу накануне нового года.
Итак, как это случилось, что Саул, призванный к высокому положению, потерял свои преимущества, своё положение, своё наследственное царство. А в заключение, недостойным образом, потерял так же свою жизнь? Всё это он потерял через свою непокорность или своеволие, как читаем в 1Цар.15,22-23:
«И отвечал Самуил: неужели всесожжения и жертвы столько же приятны Господу, как послушание гласу Господа? Послушание лучше жертвы и повиновение лучше тука овнов; 23 ибо непокорность есть такой же грех, что волшебство, и своеволие (противление) то же, что идолопоклонство; за то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был больше царём».
В этом отношении Саул является метким прообразом всего Израиля, а особенно прообразом элиты Израиля. Этот факт я объяснил уже в других наших проповедях. На основании своего непослушания и неверия своему Иегове, на основании своей религиозности и идолопоклонства, Израиль потерял все свои преимущества.
По отношению к язычникам Израиль был первым, а стал последним. И будет он восстановлен только в первую половину 70-ой седьмины через двух свидетелей Иисуса, Моисея и Илию. Об этом своеволии и непослушании Израиля Господу насыщен весь Ветхий Завет.
Из многих случаев приведу только один характерный пример, о котором читаем во Втор.1,41-44: «И вы отвечали тогда и сказали мне: согрешили мы пред Господом, пойдем и сразимся, как повелел нам Господь, Бог наш. И препоясались вы, каждый ратным оружием своим, и безрассудно решились взойти на гору.
42 Но Господь сказал мне (Моисею): скажи им: не всходите и не сражайтесь, потому что нет Меня среди вас, чтобы не поразили вас враги ваши. 43 И я говорил вам, но вы не послушали и воспротивились повелению Господню и по упорству своему взошли на гору. 44 И выступил против вас Аморрей, живший на горе той, и преследовали вас так, как делают пчёлы, и поражали вас на Сеире до самой Хормы».
Об этом Святой Дух сообщает нам также во многих местах Писания у пророка Иезекииля. Например, в гл.2,1-7. В этом отношении поведение Божиего народа Израиля является для нас, детей Божиих, предостережением или даже предупреждением!
В Божиих глазах ничто другое, как непослушание и своеволие, не является для нас таким опасным и отвратительным как смертельный грех. Поэтому, дорогие братья и сёстры, убедительно прошу вас, ради Божией любви к нам, позволим Ему предостеречь нас через все эти примеры Святого Писания, а, прежде всего, через Саула.
Непослушание является печальной приметой этого мужа. С помощью пророка Самуила, преданного Саулу всей душой, он мог стать «мужем по сердцу Господа». Но из-за непослушания, Господь Иисус отринул Саула и поставил Давида царём Израиля, как мы читаем в книге Д.Ап.13,22: «Отринув его, поставил им царём Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашёл Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои».
Это непослушание проявилось у царя Саула уже довольно рано, и в такой мере, что уже тогда вся его жизнь была поставлена на карту. Но и больше этого: уже тогда намечался путь к его отвержению.
Об этой печальной истории мы читаем в 1Цар.13,8-15, и совпадает она с войной с Филистимлянами: «И ждал он семь дней, до срока, назначенного Самуилом, а Самуил не приходил в Галгал; и стал народ разбегаться от него. 9 И сказал Саул: приведите ко мне, что назначено для жертвы всесожжения и для жертв мирных. И вознёс всесожжение.
10 Но едва кончил он возношение всесожжения, вот, приходит Самуил; и вышел Саул к нему навстречу, чтобы приветствовать его. 11 Но Самуил сказал: что ты сделал? Саул отвечал: я видел, что народ разбегается от меня, а ты не приходил к назначенному времени; Филистимляне же собрались в Михмасе;
12 тогда подумал я: «теперь придут на меня Филистимляне в Галгал, а я ещё не вопросил Господа», и потому решился принести всесожжение (но он не имел права приносить Господу всесожжения). 13 И сказал Самуил Саулу: худо поступил ты, что не исполнил повеления Господа Бога твоего, которое дано было тебе,
ибо ныне упрочил бы Господь царствование твоё над Израилем навсегда; 14 но теперь не устоять царствованию твоему; Господь найдёт Себе мужа по сердцу Своему, и повелит ему Господь быть вождём народа Своего, так как ты не исполнил того, что было повелено тебе Господом. 15 И встал Самуил и пошёл из Галгала в Гиву Вениаминову; а Саул пересчитал людей, бывших с ним, до шестисот человек».
Хорошо поразмыслите о том, на что Саул здесь отважился. Во-первых, он не имел права приносить Господу жертвы всесожжения, потому что он не являлся ни священником, ни пророком!! А во-вторых, он явно поступил против Божией воли в том, что не дождался Самуила.
В таких случаях наш покойный старший брат В. Бергманн говорил: «Бог знает всё, а верующие знают лучше». Конечно, Бог постоянно давал бы Саулу победы против заклятого врага Израиля, если бы он не пошёл собственными путями. Но он не послушался повеления Бога и не захотел подождать прихода Самуила.
И среди детей Божиих это зло часто является основной причиной действий непослушания. В замедлении пришествия Самуила мы видим испытание для Саула, которое он не распознал и не выдержал этот экзамен. Согласно ст.12 этого текста Саул «поборол себя», нарушил Божие повеление.
И лично, не через священника, принёс жертву всесожжения, на что он не имел права. Не знал ли он об этом? Конечно, знал, но на основании плотского нетерпения он «поборол себя». Это он сделал на основании своей религиозности: он думал, что без приношения жертвы всесожжения невозможно ожидать Божиего благословения в предстоящем сражении.
А так как пророк не являлся, то он сделал то, что ему не подобало. Поэтому Божий суд последовал в ст.13 немедленно: «но теперь не устоять царствованию твоему». Однако, как бы слова пророка не были серьёзны, возможно, они являлись всё же не окончательными.
Возможно, что по отношению к Саулу Бог хотел оказать ещё милость, если он выдержит следующее испытание? Во всяком случае, последовало ещё одно испытание для человека, который научился послушанию. Но для такого человека, как Саул, который не имел уже полный авторитет среди народа, это было очень трудным испытанием.
Поэтому Саул слушает голос народа, как читаем в 1Цар.15,24: «И сказал Саул Самуилу: согрешил я, ибо преступил повеление Господа и слово твоё; но я боялся народа и послушал голоса их».
Именно так постоянно бывает: если мы не Бога боимся, как это полагается, тогда мы боимся людей. Если Слово Божие и послушание Его Слову верующие ставят над всем, тогда они твёрдо стоят.
Но если они в Слове Божием делают вычеты, если в определённых познанных вопросах Слова не проявляют послушание, то из страха перед людьми они покидают Божии духовные пути и будут преклоняться перед кивком людей. Это – люди компромисса, или резигнирующие люди.
Мера греха Амаликитян, закоренелого врага Израиля, была в глазах Бога полна, поэтому Саул должен был по заданию Бога совершить над ними беспощадный суд, как читаем в 1Цар.15,2-3:
«Так говорит Господь Саваоф: вспомнил Я о том, что сделал Амалик Израилю, как он противостал ему на пути, когда он шёл из Египта; 3 теперь иди и порази Амалика, и истреби всё, что у него; и не давай пощады ему, но предай смерти от мужа до жены, от отрока до грудного младенца, от вола до овцы, от верблюда до осла».
Задание предельно ясно! Господь Иисус дал Саулу великую победу над Амаликом, но так как Слово Божие не стояло у Саула над всем, и кроме того уничтожение трофеев он считал большим ущербом, поэтому повеление Бога он исполнил не полностью.
Этот остаток скота, который согласно своему «доброму» намерению он оставил, стал окончательным роком его судьбы. Но, можно было бы подумать, и так Саул в действительности думал:
«если от скота я оставлю несколько хороших экземпляров для приношения в жертву, то это будет хорошо и принесёт Господу Иисусу славу. Читаю из 1Цар.15,15: «И сказал Саул: привели их от Амалика, так как народ пощадил лучших из овец и волов для жертвоприношения Господу Богу твоему; прочее же мы истребили».
Да, такие безрассудные своевольные мысли имеют не только дети по отношению к повелениям своих родителей, но и мы, близорукие люди, если мы не желаем быть Господу Иисусу вполне послушными.
Послушание не обдумывает и не рассчитывает, но действует в соответствии с полученным заданием и получает затем своё признание. Послушание не критикует полученные приказы. Оно выполняет их, а ответственность оставляет за дающим приказы.
Саул не мог быть послушным. Он должен сам действовать, и действительно действует здесь безрассудно, как мы читали в 1Цар.13,13. Он действует так дурно и скверно, что его своеволие Святой Дух называет противлением или своеволием и идолопоклонством. Какое это извращение, если человек думает, что Бог может иметь больше благоволения к жертвам, нежели к послушанию!
Дорогие слушатели и читатели наших проповедей, и мы, дети Божии, легко впадаем в такое заблуждение. Может и такое случиться, что мы сознательно ходим в непослушании, но при этом верим, что Бог закрывает на этот факт глаза, если хотя бы в других пунктах мы доставляем Богу благоволение.
Какой это всё же самообман! Как легко люди делают Бога «слугой греха» непослушания в том, что в другом месте человек пытается своё непослушание перед Богом затушевать. Поэтому Святой Дух обращает наш взор на судилище Христа, где все наши действия при хождении за Христом будут поставлены в Божий свет, как читаем во 2Кор.5,10: «ибо всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое».
Если каждый из нас постоянно будет об этом помнить и взвешивать свои поступки, то нашему послушанию Господу Иисусу мы наверняка будем придавать больше значения, чем всему прочему. Поэтому советую каждому из вас несколько раз подряд осмысленно прочитать следующие места Писания: 1Цар.15,22-23; 1Пар.10,13-14.
И просить Господа Иисуса, чтобы содержание этих мест Писания Он глубоко закрепил в ваших сердцах нам для благословения, а Ему – во славу! Тогда глубокое мучительное падение Саула с последующими легкомысленно потерянными наследственными правами и его царства, которые первоначально были для него предназначены, приобретут в себе для нас непредсказуемое благословение.
Как это случилось у Саула? На основании непослушания! Как это ужасно серьёзно! Да проявит Господь Иисус к нам милость, чтобы этот факт глубоко воздействовал на нашу жизнь и нашу сущность. Лучше нам быть похожими на тех, послушание которых апостол Павел восхваляет в нескольких местах. Читаю эти места.
Во 2Кор.7,15: «и сердце его весьма расположено к вам, при воспоминании о послушании всех вас, как вы приняли его со страхом и трепетом»,
а также в послании Флп.2,12: «Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моём, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте своё спасение»
и в послании Рим.16,19: «Ваше послушание стало всем известно; посему я радуюсь за вас, но желаю, чтобы вы были мудры на добро и просты на зло».
Лучше всего мы научимся послушанию у Того, Который «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп.2,8). Послушание нашего возлюбленного Господа Иисуса постоянно открывается в положении Его сердца по отношению к Своему Богу и Отцу, как это выражено во многих местах Его дорогостоящего Слова.
Читаю некоторые из них.
Лук.10,21: «В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам. Ей, Отче! Ибо таково было Твоё благоволение».
Лук.22,42: «говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронести чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет».
Ин.4,34: «Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его».
И нас Святой Дух призывает, чтобы каждую самостоятельную мысль мы пленили в послушание Христу, как читаем во 2Кор.10,4-5: «Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы 5 и всякое превозношение, восстающее против познания Божия,
и пленяем всякое помышление в послушание Христу», и ходим в смиренной зависимости от Него. Тогда мы чаще будем иметь меньше основания задавать себе печальный вопрос: «Как это случилось?». Да проявит Господь Иисус милость ко всему благоугодному хождению перед Богом! На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.