Как это случилось? часть пятая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Как это случилось?». Сегодня пятая, заключительная часть этой темы. В предыдущих четырёх частях мы рассмотрели с вами: Саула, Ионафана, Орфу, Димаса, Соломона, а между ними некоторые фрагменты из истории Израиля. И снова задаём себе вопрос: как это случилось, что эти персонажи не оставались на высоте своего призвания, и не достигли цели, которую Господь Иисус совершенно явно им поставил. Короче говоря, свой жизненный путь они завершили не во славу Господу, но к Его и собственному позору.
Я думаю, что пример великого царя Соломона, ещё долго будет на нас действовать и возбуждать в нас желание остерегаться от подобной опасности (1Кор.10,13!). Хотя в Библии есть ещё много таких личностей, которые следовало бы рассмотреть с этой точки зрения, но я решил сегодня завершить рассмотрение темы «Как это случилось?».
В заключение рассмотрим сегодня Ахана и Анании с его женой Сапфирой. На основании Божиего дара рассмотренные нами личности должны были по замыслу Господа Иисуса стать для нас прекрасным примером. Но из-за резигнации, их жизнь предстаёт перед нами глубоко позорным спектаклем, так как они не достигли поставленной Господом цели.
Правда, у Соломона и Димаса мы видим в начале их жизни образцовые черты, но они не продолжили такое хождение. Как это случилось, что все эти личности не достигли той цели, к которой они, без сомнения, должны были придти по Божией воле.
Как это случилось, что своё хождение они завершили не во славу Господа Иисуса, а к Его позору? Да, как это случилось? Это очень серьёзный вопрос для всех детей Божиих. Потому что содержание нашего главного текста из 1Кор.10,13 и широкий диапазон его применения в различных областях жизни, его значение и силу, мы часто слишком мало принимаем во внимание.
Да поможет нам в этом Господь Иисус! Да ниспошлёт Господь Иисус милость, чтобы при рассмотрении сегодняшних личностей мы не были бы только «слышателями», как увещевает нас Святой Дух через апостола Иак.1,22. Первым пропустим перед нашими духовными глазами ветхозаветного Ахана.
Как случилось, что злой поступок этого мужа Святой Дух показывает нам в книге И.Нав.7? Как случилось, что этот злой поступок Ахана ввёл Божий народ Израиль в такое горе при своём продвижении вглубь Ханаана?
И чтобы избавиться от греха, который проклятием тяготел над всем обществом Израиля, пришлось побить Ахана камнями. Ибо тот грех, что Ахан взял себе от заклятого, от того, что было освящено и посвящено Господу, являлся не единственной кражей. Первый случай такой кражи мы видим в Быт.3 в том, что Ева взяла плод с древа познания добра и зла.
Кража Ахана была преступлением, касающимся всего народа в исходящем от Бога действии. Поэтому этот грех имел далекоидущее значение. Почему, и в каком смысле? Потому что этот грех делал Израиль неспособным для дальнейших побед, для победоносного продвижения в обетованную землю.
Этот грех привёл к тому, что «Израиль вынужден обратить своим врагам тыл» (ст.8). Израиль опозорился перед этим маленьким городом Гаем, в то время, как сильно укреплённый город Иерихон, эту крепость, они захватили без всяких хлопот и потерь в живой силе.
При взятии Иерихона они проявили полное послушание Господу. А здесь, у города Гая, военное искусство Израиля вдруг не стало функционировать, дало осечку. И мужество Израиля было парализовано, а враг торжествовал.
И всё это случилось, потому что в их среде находился неизвестный неверный человек, который принёс проклятие, а вместе с проклятием и Божий суд над всем Израильским народом. Этот факт имеет огромное значение и для нас, детей Божиих, для Церкви Иисуса в настоящее время!
Послушание Господу Иисусу является условием победоносной жизни веры как для Израиля, так и для нас, детей Божиих! Когда И.Навин узнал о бегстве Израильтян от жителей Гайских, то, как читаем в книге И.Нав.7,6: «Иисус разодрал одежды свои и пал лицом своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, и посыпали прахом головы свои»
А затем в ст.10-12 дальше читаем о реакции Господа Иисуса. Читаю это место: «Господь сказал Иисусу: встань, для чего ты пал на лицо твоё? 11 Израиль согрешил!, и преступили они завет Мой, который Я завещал им; и взяли из заклятого, и украли, и утаили, и положили между своими вещами;
12 за то сыны Израилевы не могли устоять пред врагами своими и обратили тыл врагам своим, ибо они подпали заклятию; не буду более с вами, если не истребите из среды вашей заклятого».
В стихах 16-19 И.Навин выявляет виновного в присвоении заклятого, как его научил Господь Иисус. Господь Иисус видел этот злой поступок Ахана и решил пресечь это дело среди Божиего народа. Потому что всё заклятое есть великая святыня Господня! Дальше читаем в книге И.Нав.7,20-22:
«В ответ Иисусу Ахан сказал: точно, я согрешил пред Господом Богом Израилевым и сделал то и то: 21 между добычею увидел я одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей;
это мне полюбилось и я взял это; и вот, оно спрятано в земле среди шатра моего, и серебро под ним. 22 Иисус послал людей, и они побежали в шатёр; и вот, всё это спрятано было в шатре его, и серебро под ним».
Вопрос послушания детей Божиих следует сегодня, накануне пришествия Господа Иисуса, поднять на должную высоту. А это значит, что мы должны иметь полное согласие к этому послушанию. Как всё общество Израиля страдало от преступления Ахана, так и вся Церковь Иисуса страдает от согрешения и непослушания.
Об этом читаем в 1Кор.12,26-27: «Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены. 27 И вы — тело Христово, а порознь – члены».
Как это случилось, что Ахан совершил этот злой поступок? И на основании этого поступка он был строго осуждён. Он был побит камнями и исключён из славного преимущества наступающего Божиего народа.
В потрясающем признании Ахана о своём согрешении, которое он сделал перед вождём Израиля, этот путь, на котором был совершён этот грех, показан совсем просто и скромно. Так что в деле согрешения и мы не можем заблуждаться: «увидел я… это мне полюбилось и я взял это; и вот, оно спрятано в земле среди шатра моего, и серебро под ним».
Можно ли о своём преступлении сказать ещё точней? Это прекрасное признание! Прекрасно, что этот грешник, не как Корей, до смерти крепко держался за свой грех, но откровенно его признаёт. Прекрасен также тот факт, как проявляется данная от Бога духовная сила И.Навина.
И каким образом она проявляется в обращении с согрешившим Аханом: (ст.19) «Тогда Иисус сказал Ахану: сын мой! воздай славу Господу, Богу Израилеву и сделай пред Ним исповедание и объяви мне, что ты сделал; не скрой от меня».
Но как бы прекрасен не был путь, на котором Ахан был обличён, и грех его выведён на свет, но строгий Божий суд был над ним исполнен, ибо Бог свят и праведен. И речь в этом событии идёт о большем, чем об этом человеке. Речь идёт о воспитании и благополучии всего народа!
«Увидел я… это мне полюбилось… и я взял это!». Так это произошло, дорогие слушатели и читатели наших проповедей. Таким образом, Ахан легкомысленно потерял своё преимущество. Таким образом, он чуть ли не стал сетью для всего общества Израиля.
Он стал бы этой сетью, если бы его грех не был немедленно осуждён! И знаете ли, что в его поступке самое страшное? Его душа навеки погибла! Вы спрашиваете, как я могу так утверждать?
Для этого обращаю ваше внимание на тот факт, что выражение: «и серебро под ним» (под всеми остальными вещами) встречается в книге И.Нав.7 два раза: ст.21 и 22. Число два символизирует свидетельство, а серебро – искупление.
Каждый Израильтянин, достигший возраста в 20 лет проходил, согласно книги Исх.30,12-14, осмотр для определения пригодности к служению в армии. Поэтому, на случай несчастного случая или смерти, он должен принести приношение Господу половину сикля серебра священного, как искупление за свою душу.
Ахан меньше всего думал об искуплении своей души, поэтому украденное серебро он положил на самый низ, под остальные вещи. Оно интересовало его лишь как материальное богатство. Он сам свидетельствует о том, что он является богоотступником и игнорирует искупление, символично представленное в Ветхом Завете в лице серебра.
Дорогие братья и сёстры, встречаются ли в вашей жизни такие ситуации, что вы, как Ева, видите запретное и желаете это иметь? Вожделение – это очень заразное заболевание и легко передаётся от человека к человеку. О Еве сказано: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно…» (Быт.3,6).
И действие Ахана очень похоже на действие Евы, родоначальницы всех людей мира сего! Я не имел намерение говорить о падении Евы, которое является причиной падения всех людей. Но, если поведение Ахана и его последствия должны служить нам предупреждением, то мы не можем пройти мимо, чтобы не сравнить и увидеть, как грех Ахана похож на грех Евы.
В Новом Завете Иоанн сказал об этом предельно ясно в 1Ин.2,16: «Ибо всё, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего».
А апостол Иаков описывает возникновение греха в первой главе своего Послания. Читаю послание Иак.1,14-15: «Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; 15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть».
Как это серьёзно! Как серьёзно видеть приход греха в мир людей через Еву, как читаем в 1Тим.2,14: «и не Адам прельщён; но жена, прельстившись, впала в преступление».
Как это серьёзно видеть это грехопадение в «последователе» Евы, в Ахане. Так проходит и наш путь к грехопадению! До съеденного запретного плода Ева, как и Адам, не имела ещё греховной плоти, как имел её Ахан, и как мы её имеем.
Но, тем не менее, двери для входа греха имелись тогда у Евы и остались у всех людей! Это – наши глаза, через которые возникает вожделение, от которого нет больше возврата. «Увидел я… это мне полюбилось (родилась похоть)… и я взял это!». Дорогие братья и сёстры, этот факт говорит на таком громком и ясном языке!
Собственно, Ахану мы должны быть очень благодарны, что он так откровенно, как Святой Дух сообщает нам через Моисея о Еве, также сообщает нам о возникновении греха Ахана и его откровенном признании. На основании этого Он отвечает всем нам на вопрос, который иногда более или менее несознательно возникает в душе: «как это случилось?».
Все другие причины, побочные причины, все поводы, а следовательно, все другие ответы на вопрос «как это случилось?», находят свою первоначальную причину в поступке Ахана. Он показал себя достойным Еве, своей и нашей родоначальнице.
Поэтому я думаю, что вы поняли причину падения в грех Ахана. Похоть Евы, через которую рождается грех, по наследству вошла во всех людей мира сего, а, следовательно, и в Ахана. Хорошо сказал об этом факте апостол Иаков, как я выше отметил: «Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственною похотью; 15 похоть же, зачав, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть».
Но как хорошо, как бесконечно славно, что теперь, в соответствии с пролитием крови нашего Посредника, Его смерти и Его воскресения мы умерли со Христом, погребены и с Ним совоскресли, поэтому мы не должны больше грешить, как читаем в послании Рим.6,4-7: «Итак мы погреблись с Ним крещением в смерть,
дабы, как Христос воскрес из мёртвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни. 5 Ибо если мы соединены с Ним подобием смерти Его, то должны быть соединены и подобием воскресения, 6 зная то, что ветхий наш человек распят с Ним, чтобы упразднено было тело греховное, дабы нам не быть уже рабами греху; 7 ибо умерший освободился от греха».
А это является другой линией (закон и благодать, или свобода и закон): «а вышний Иерусалим свободен: он — матерь всем нам» (Гал.4,26). Но предупреждение Ахана остаётся в отношении нас в силе: «Увидел я… это мне полюбилось (родилась похоть)… и я взял это!».
Да благословит всех нас Господь Иисус, чтобы эти слова неотступно говорили к нашим сердцам, чтобы мы никогда больше не забывали эту ясную речь. А затем под влиянием этой речи в вере всё больше учились тому, что написано в:
Рим.6,12.17-18: «Так и вы почитайте себя мёртвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем. 12 Итак да не царствует грех в смертном вашем теле, чтобы вам повиноваться ему в похотях его».
Ст.17-18: «Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя. 18 Освободившись же от греха, вы стали рабами праведности».
Я не хотел так подробно рассматривать Ахана, но его сравнение с нашей родоначальницей Евой, всё же привело к этому исходу. Поэтому нам пришлось одновременно рассмотреть две личности. Да будет это рассмотрение нам в благословение.
В заключение сегодняшней проповеди я коротко назову имена несчастных членов Церкви Иисуса в первое время её существования: Анания и Сапфиру из книги Д.Ап.5. Что случилось с этой супружеской парой, что они оба умерли?
Потому что причина их смерти в духовном смысле очень похожа на смерть Ахана. Они видели, какое впечатление производило на собрание действие тех верующих, которые без принуждения, добровольно отдавали своё имущество для нуждающихся.
А так как они жаждали тоже иметь такой авторитет и уважение, как например Варнава согласно книге Д.Ап.4,36-37: «Так Иосия, прозванный от Апостолов Варнавою, что значит — сын утешения, левит, родом Кипрянин, 37 у которого была своя земля, продав её, принёс деньги и положил к ногам Апостолов».
А поскольку они желали, чтобы и их видели и славили жертвующими, то они поступили так, как будто они тоже всё своё имущество отдали в собрание. Но они оставили для себя определённую часть от проданной земли, и думали, что могут безнаказанно обмануть собрание.
Возможно, они смогли бы это тогда сделать, но Господа Иисуса они, во всяком случае, не могли обмануть. Поэтому их постиг такой суд, что Господь Иисус быстрой смертью удалил их из собрания, как Ахана из общества Израиля.
Как это случилось с ними? На основании того, что они желали показать себя чем-то большим, чем они в действительности являлись. Потому что они видели, что верующие, которые в действительности были менее значительными, чем они себе казались, они получали хвалу и прославление. Или, что, по меньшей мере, они имели возвышенное чувство, если на них смотрели, как на жертвующих.
Короче говоря, он были лицемерами!! С глубоким постыжением мы должны их грех назвать лицемерием! Да, действие Анании и Сапфиры привело их к лицемерию. Хотя это слово мы здесь не находим, но: «они видели и пожелали сделать также, как и другие», но нечестно, не откровенно, не от всего сердца, не осознавая своей ответственности перед Господом Иисусом и.т.
Поэтому они лицемерили и вынуждены были нести последствия из своего злого поступка. Нам, детям Божиим, такой поступок должен служить постоянным предупреждением! И снова Святой Дух напоминает нам Слово из послания Евр.12,28-29: «Итак мы, приемля царство непоколебимое, будем хранить благодать, которою будем служить благоугодно Богу, с благоговением и страхом, 29 (а теперь самое главное) потому что Бог наш есть огонь поядающий».
Всё же, как это серьёзно! Часто и мы, дети Божии, несерьёзно или легкомысленно воспринимаем присутствие Господа Иисуса в Его доме, о котором псалмописец говорит в Пс.92,5: «Откровения Твои несомненно верны. Дому Твоему, Господи, принадлежит святость на долгие дни».
«Как это случилось?». Этой историей предупреждения для нас верующих, я закончу эту тему. Поэтому в отношении всех выше рассмотренных личностей останемся под впечатлением «Как это случилось?».
Будем просить Господа Иисуса, чтобы Он дал нам света и мудрости, чтобы всё слышанное в пяти частях этой темы мы и в настоящее время могли применить по отношению к себе. Ибо содержание нашего главного текста 1Кор.10,12-13 и Рим.15,4 и сегодня сохраняют для нашей жизни, перед пришествием Господа Иисуса свой постоянный и прочный смысл.
Но если мы в этом не будем преуспевать, то это произойдёт на основании собственной вины. Тогда лично мы, другие верующие и Церковь Иисуса в целом, потерпим по этой причине непредсказуемый ущерб.
Да не скажи кто-нибудь: «ах, для нас это вовсе не так важно!». Как сообщения Нового, так и Ветхого Завета бесконечно важны для нас верующих, для нашего сердца. Псалмописец пишет по этому поводу в Пс.118,11: «В сердце моём сокрыл я Слово Твоё, чтобы не грешить пред Тобою».
А если мы когда-нибудь вынуждены себя спросить: «как это случилось?», то наверняка должны честно признаться: «потому что я не сокрыл в моём сердце Слово Твоё». Поэтому, дорогой Господь Иисус, окажи нам милость, чтобы мы оказывали должное внимание всем рассмотренным примерам Писания.
Внимание, которое они заслуживают. И чтобы мы могли хранить Твоё Слово в наших сердцах. Тогда мы не должны так часто мучительно себя спрашивать: «как это случилось?». Закончим рассмотрение темы «Как это случилось?» очень поучительным местом, в котором читаем о важности научения Святого Писания в нашей жизни веры.
Читаю из 2Тим.3,16-17: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, 17 да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». Аминь.