Воздержание, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Поговорим с вами сегодня на тему, которая волнует всех серьёзных детей Божиих. Вы спросите: почему я говорю, что эта тема волнует всех серьёзных детей Божиих? Потому что текст из 1Кор.6,12, который мы возьмём за наш главный текст, многие дети Божии читают поверхностно, и не вникают в его глубокий смысл. Прежде всего, приведу место из 1Кор.6,12: «Всё мне позволительно, но не всё полезно; всё мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». Хотя этот стих апостол Павел написал под водительством Святого Духа, но, тем не менее, читая выражение «Всё мне позволительно», лично мне кажется странным, что Господь Иисус позволяет Своим искупленным всё. Правда, Святой Дух затем добавляет: «но не всё полезно».
Но, попробуйте в нашей грешной плоти, в которой мы ещё находимся, разобраться, что для нас не полезно. А теперь допустим, что мы можем разобраться, что для нас не полезно. Но как мы можем избегать в нашей жизни веры всё то, что для нас не полезно??
Этот вопрос я хочу обсудить с вами сегодня, потому что я уверен, что все вы желаете познать, как можно избегать всё для нас неполезное, чтобы не грешить. Как мы это можем сделать, чтобы это неполезное не обладало нами?
Как христиане, мы с вами призваны к жизни свободной от закона, от заповедей закона. Для этого обращаю ваше внимание ещё на послание Гал.5,1. И это место Писания вы все хорошо знаете: «Итак стойте в свободе, которую даровал нам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства».
Но эта свобода может стать опасной, если мы не будем упражняться в воздержании. Можно также сказать: упражняться в самоконтроле и в самообладании. Как христиане мы склонны к тому, как говорят немцы: упасть с лошади на одну или на другую сторону.
Мы можем впасть либо в законность, либо в необузданное распутство. Наше хождение должно быть прямым хождением, хождением без извилин. В трудных и критических ситуациях мы должны сначала всё хорошо обдумать, не рубить с плеча, чтобы принять правильное решение.
Поэтому мы можем теперь более конкретно сказать: мы призваны к самоответственности. Это намного трудней, чем следовать за определённым законом и исполнять его. Определённый закон можно исполнять без водительства Святого Духа.
Но, чтобы жить в свободе и самоответственности, мы нуждаемся в водительстве Святого Духа. Это значит, чтобы жить в христианской свободе, мы должны ходить в духе, поступать по духу. Как написано в послании Гал.5,16: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти».
Сегодняшняя проповедь в полном объёме касается и меня лично. От своих предков я унаследовал многие негативные черты характера. За многие из них я и после покаяния каялся и просил Господа Иисуса очистить меня от них Своей кровью. Я постоянно прошу Господа Иисуса, чтобы Он дал мне больше терпения, которого мне часто нехватает.
Особое внимание Святой Дух обращает в Слове Божием на месть. Господь Иисус запрещает Своим искупленным мстить, ни нашим врагам, ни, тем более, нашим братьям во Христе, как читаем в послании Рим.12,19: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (Втор.32,35)».
Но когда я слышу, как язычники, окружающие Израиль, постоянно нагло притесняют Божий народ, или, когда мы видим, как в последние дни Россия вероломно действует против украинского народа, то я постоянно гневаюсь и мысленно совершаю против этих агрессоров правомерное воздаяние, которое принадлежит только Господу Иисусу. Это, конечно, грех. Поэтому я должен откровенно сказать, что во многих вопросах мне нехватает самоконтроля или воздержания.
Вопрос воздержания следует отметить особенно. В вопросе питания я на протяжении многих лет терпел много нужды. Многие годы я не получал необходимые для организма продукты. Пережил три голодовки, и однажды был на грани умирания с голоду.
А теперь, особенно за последние три года моей жизни в Германии, когда, в вопросе питания, всё есть в изобилии, я должен очень жёстко воздерживаться из-за высокого сахара в крови, из-за болезни печени, из-за болезни желудка.
Плюс ко всем этим заболеваниям я наблюдаю у себя тенденцию к полноте, что очень вредит моим больным коленям и многим больным органам. Вы представляете, какую нужно иметь силу воли, чтобы воздерживаться от любимых продуктов?! Всё есть в изобилии, а есть нельзя!
Кто такого в своей жизни не испытывал, тот и не может толком понять, что такое воздержание. Я понимаю заядлых курильщиков, алкоголиков и анашистов, сколько силы им стоит, чтобы от этих вещей отвыкнуть. Практически, это без Господа Иисуса невозможно.
Поэтому апостол Пётр даёт нам в своём втором Послании понять, что такое воздержание и терпение и. что это за собой влечёт. Читаю из 2Пет.1,3-8. Но прошу вас очень внимательно следить за содержанием и глубоким смыслом текста именно с точки зрения воздержания. Итак, читаю этот текст.
«Как от Божественной силы Его (от Бога) даровано нам всё потребное для жизни и благочестия (набожности), через познание Призвавшего нас славою и благостию, 4 которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества (вы представляете, что это значит?
Чтобы мы стали причастниками Божией сущности!), удалившись от господствующего в мире растления похотью: 5 (и как мы можем этого достичь?) то вы, прилагая к сему всё старание, покажите в вере вашей добродетель (достоинства), в добродетели рассудительность,
6 в рассудительности воздержание, в воздержании терпение, в терпении благочестие (набожность), 7 в благочестии братолюбие, в братолюбии любовь. 8 Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа».
Ради воздержания и терпения, я привёл весь этот текст из восьми стихов, потому что мы не можем нарушать взаимосвязь этих семи перечисленных здесь аспектов. А число семь символизирует Божие совершенство или Божию полноту. Поэтому Пётр и говорит в ст.8: «Если это в вас есть (эти семь качеств) и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа», в достижении Его сущности!!!
Но мы говорим сегодня о воздержании, и, тесно с ним связанными, рассудительностью и терпением. Это значит, что путём рассудительности и взвешивания мы можем достичь воздержания от того или другого зла, которое для нас неполезно. Во-вторых, что чрезвычайно важно, в воздержании требуется с нашей стороны проявлять терпение.
А я бы сказал: долготерпение. Что толку, если я один или два раза воздержусь от того, что для меня неполезно, а затем снова упаду в этот грех? Поэтому в воздержании необходимо с помощью Господа Иисуса выработать долготерпение.
Если мы унаследовали от своих предков плохие черты характера, то это не является для нас отговоркой. Мы не можем сваливать на них вину наших согрешений. Нет, нет! Мы призваны к преодолению, и мы можем этого добиться в нашей жизни веры через силу Господа Иисуса, Который в нас живёт.
Самообладание (самоконтроль, воздержание, непорочность) – это способность моей воли, подчинённая Богу через силу Божиего Духа, чтобы я мог господствовать над собой, особенно над моими чувствами и желаниями. Повторяю…
Наша воля не настолько свободна, как мы думаем, но она находится под влиянием многих различных сил, которые могут нас колебать, как ветер колеблет листья деревьев. К этим силам относятся: страстное желание или стремление, сновидения, гнев, склонность или симпатия, антипатия.
А часто и такие вещи, которые мы не можем конкретно назвать, как, например, настроение. Нашей волей постоянно управляют импульсы, которые поступают извне. Если мы не хотим передать нашу волю властям сатаны, то мы должны подчинить её Господу Иисусу и накладывать на неё отпечаток Слова Божиего.
Тогда с помощью Святого Духа мы можем господствовать над собой, над своим «я». Сокровищницей различных мест Писания для нашей темы является книга Притчей. Из книги Притчи можно и для жизни христиан извлечь различные полезные принципы. Самообладание и самоконтроль связываются в этой книге с мудростью, как апостол Пётр связывает их с рассудительностью.
Привожу из книги Прт.1,1-7: «Притчи Соломона, сына Давидова, царя Израильского, 2 чтобы познать мудрость и наставление, понять изречения разума; 3 усвоить правила благоразумия, правосудия, суда и правоты; 4 простым дать смышлёность, юноше — знание и рассудительность;
5 послушает мудрый — и умножит познания (можно также сказать, рассудительность), и разумный найдёт мудрые советы; 6 чтобы разуметь притчу и замысловатую речь, слова мудрецов и загадки их. 7 Начало мудрости — страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление».
А также из книги Прт.2,1-8: «Сын мой! если ты примешь слова мои и сохранишь при себе заповеди мои, 2 так что ухо твоё сделаешь внимательным к мудрости и наклонишь сердце твоё к размышлению (рассудительности); 3 если будешь призывать знание и взывать к разуму;
4 если будешь искать его, как серебра, и отыскивать его, как сокровище, 5 то уразумеешь страх Господень и найдёшь познание о Боге. 6 Ибо Господь даёт мудрость; из уст Его — знание и разум; 7 Он сохраняет для праведных спасение; Он — щит для ходящих непорочно; 8 Он охраняет пути правды и оберегает стезю святых Своих».
«и найдёшь познание о Боге» — это то же самое, о чём мы читаем во 2Пет.1,8 «Если это в вас есть и умножается, то вы не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа». Познание Бога и познание нашего Господа Иисуса Христа – это одно и то же. И это чрезвычайно важно для нашего духовного роста и, конечно, для того, чтобы мы научились воздержанию.
В Притчах Соломона Святой Дух учит нас мудрости. А мы знаем, что в нашем Господе Иисусе персонифицирована вся мудрость. Об этом мы читаем в послании Кол.2,2-3: «дабы утешились сердца их, соединённые в любви для всякого богатства совершенного разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, 3 в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения».
1. Первый шаг к приобретению или постижению мудрости является познание. О познании на нашем сайте имеется проповедь под названием «Настоящее познание».
Если мы, к примеру, хотим получить познание о лжи, то должны определить, как Бог смотрит на ложь, что в Его глазах является ложью. А так как Иисус является истиной, то мы можем знать, что Он ненавидит ложь, так как истина и ложь несовместимы.
Поэтому Господь Иисус и говорит через Святого Духа в послании Еф.4,25: «Посему, отвергнув (отложивши ложь) ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу».
Господь Иисус ожидает, чтобы все искупленные Его кровью отложили ложь и говорили друг другу только истину. Возможно это? Конечно, это возможно, но это очень трудно, потому что мы не следим за тем, что именно является ложью.
По большому счёту, да, но в нашей жизни существует много нюансов, в которых мы ложь не распознаём. А многие верующие считают, что ложь по нужде не является грехом. Но даже знание о том, что ложь не совмещается с истиной, ещё не делает нас мудрыми.
Знание этого даёт нам лишь информацию. Учтите, что знание обязывает нас, и ставит нас в ответственность по отношению к Богу! Если наше знание о Божией воле не влияет на наши действия, то мы становимся виновными.
2. Вторым шагом к приобретению мудрости является присвоение или овладение знанием. Это происходит тогда, когда абстрактное знание становится моим личным знанием. Это понимание приходит тогда, когда я это знание отнесу лично к себе. И тогда Святой Дух откроет мне, что я являюсь лжецом.
И тогда я узнаю, что моё поведение я должен согласовывать или приближать к Божией святости. В противном случае, я буду иметь проблемы с Богом. Знание и понимание тем более ведут к ответственности. И если я не выдерживаю эту ответственность, то грешу против Бога.
3. Третья стадия – это сама мудрость. Если я с одной стороны знаю, что Бог думает о лжи, а с другой стороны также знаю, что моя жизнь не гармонирует, не соответствует Божией воле, то, на основании этих познаний, я прошу Господа Иисуса принять контроль над моей жизнью. И с Его помощью я не буду больше лгать, а буду говорить истину, и тогда я стану мудрым.
Я думаю, что вы поняли. Если я практически, а не теоретически передам Господу Иисусу контроль над моей жизнью, то я больше не буду лгать. И если это не произойдёт с первого раза, одним махом, что очень вероятно, то после нескольких попыток мы всё же будем иметь успех, и с этим успехом – радость.
Как христиане мы имеем задание приобретать познания о Божией воле. Поэтому мы часто должны принимать решения, чтобы делать то, что противоречит нашей природной сущности, и что вначале нам очень трудно даётся. Но в таких случаях Господь Иисус дарует нам необходимую силу.
И если мы, к примеру, не имеем силы противостоять чрезмерному увлечению едой и питиём, то и в этом Господь Иисус желает нам помочь, если мы примем решение исполнять Божию волю. Тогда и для решения этого вопроса Он даст нам силу и милость.
Самоконтроль проявляется в жизни христианина через:
1. возбуждаемое Богом воздержание в жизни,
2. возбуждаемое Богом воздержание в его аппетите и прочих желаниях,
3. возбуждаемое Богом воздержание в его действиях, делах и активности.
Во всей книге Притчи Святой Дух обращает внимание праведных людей, то есть всех детей Божиих, на следующие аспекты:
1. следить или обращать внимание на их духовную манеру поведения,
2. свои пороки постоянно держать в положении шаха,
3. хранить свои глаза от того, что они не должны видеть,
4. хранить свои уста от того, что они не должны вкушать,
5. хранить свой язык от того, что он не должен говорить,
6. хранить свои ноги от того, куда они не должны ходить.
Поэтому человек, который не может держать в повиновении свои органы и чувства, подобен городу с разрушенными стенами, как читаем в книге Прт.25,28: «Что город разрушенный, без стен, то человек, духу которого не хватает самоуправления (не владеющий духом своим)».
Христианин, водимый Святым Духом, может в своём поведении в определённых ситуациях познать или определить, находится ли он под водительством Святого Духа. Христианин, исполненный Святым Духом, то есть христианин, который даёт Святому Духу в себе свободно действовать, не является алчным обжорой.
Но если он оказался в состоянии, набить до отказа желудок, то в этот момент он не находится под контролем Святого Духа. Христианин, исполненный Святым Духом, не должен быть пьяницей. Но паче чаяния, если христианин всё же пьёт алкоголь чрезмерно, то в то время он не находится под контролем Святого Духа.
В христианине, исполненном Святым Духом не должны проявляться припадки гнева. Но если в нём всё же они проявляются, то в это время он не находится под контролем Святого Духа. То же самое относится и к сплетням и болтовне, злословию и клевете, лжи и многому другому.
Лишь христианин, исполненный Святым Духом, христианин, позволяющий действовать в себе Святому Духу и находящемуся под Его контролем, может испытать чудо самоконтроля, как это описано в книге Притчей. Это и есть нормальная жизнь мудрого Божиего мужа.
Как для неверующего, так и для верующего человека, у которого жизнь контролируется ещё собственным «я», который собственное «я» ещё не умертвил, самообладание, при всей его дисциплинированности, является ещё едва преодолённым упражнением или тренировкой.
К сожалению, человек сам по себе не имеет силы, чтобы сделать всё правильно. Это может сделать в нём и через него только Господь Иисус. Мы должны серьёзно принять решение просить Господа Иисуса, чтобы Он принял контроль над нашим поведением, над нашими страстными влечениями и над нашими выступлениями.
Мы должны сделать выбор, чтобы мы не позволяли гневу, ревности или боязни управлять нами. Мы не должны также что-то вдруг спонтанно покупать, потому что неожиданно почувствовали к этой вещи жажду, или ещё точней, жадность или страсть.
Особенно в таком случае, если мы не можем себе позволить купить этот предмет, так как не имеем на это денег. Многие люди и семьи попадают на основании необузданной страсти купли в капкан долгов и в глубокое бедствие и даже в нищету. Но беда в том, что этому способствует безответственная вербовка, как банков, так и капиталистическая хозяйственная структура.
Капиталистическое хозяйство живёт именно тем, чтобы граждане страны были ревностными и усердными потребителями, даже если для этого человек вынужден жить выше своих возможностей. В этом вопросе и политики идут впереди, но с плохим примером. Глупый человек участвует в этой гонке без критики.
Многие люди, следуя этому импульсу, заиметь что-то новое, не могут противостоять этой гонке. Бесцеремонные и бессовестные коммерсанты используют эту черту людей: всегда приобрести самое современное.
Если я в отношении капитализма так откровенно говорю, то на первый взгляд можно подумать, что я симпатизирую коммунизму. Нет, нет! Как Гитлер, так и Сталин на весах не перетягивали один другого. Так и капитализм, и коммунизм являются такими же человеконенавистниками, только другим образом.
Мы христиане не нуждаемся ни в капитализме, ни в коммунизме или ещё в каком-то «…изме». Мы нуждаемся только в Божией мудрости. И если мы будем просить Господа Иисуса, то Он даст нам возможность через Святого Духа жить в соответствии с библейскими принципами, и даст нам возможность держать под контролем приступы или атаки нашей старой плотской природы.
Самоконтроль является необходимостью! Апостол Павел пишет в Послании Титу о необходимых чертах епископа. Читаю этот текст из послания Тит.1,7-8: «Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, 8 но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан».
Как видим, епископ, то есть руководитель собрания должен быть воздержан, должен господствовать над собой. Он должен постоянно тренироваться в воздержании. А в Послании Галатам Павел причисляет воздержание к плоду духа.
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.