Воздержание, часть вторая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Воздержание». Сегодня вторая, заключительная часть. В первой части мы закончили на том, что в Послании Галатам Павел причисляет воздержание к плоду духа. Читаю из гл.5,22-23: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, 23 кротость, воздержание. На таковых нет закона». Обращаю ваше внимание на тот факт, что в начале этого стиха мы читаем: «Плод же духа», то есть читаем об одном плоде, но не о многих различных плодах. Следовательно, эти 9 перечисленных качеств, представляют собой один плод духа. Бог никогда не действует необдуманно, опрометчиво или неосторожно.
Это значит, если Он нас ведёт, то и мы не должны действовать поспешно, опрометчиво и необдуманно. Господь Иисус всегда умышленно решался исполнять волю Отца. И если Он в нас живёт, то и мы будем стремиться к тому, чтобы принимать решения в соответствии с Писанием.
Враги самообладания или сдержанности.
1. Импульсивность. Это – мгновенное принятие решения на основании чувств, настроения, расположения духа, не принимая во внимание никакие принципы Слова Божиего. Противоположностью этого является, например, выжидание, пока не познаем в этом вопросе Божию волю.
2. Неконтролируемый гнев. Такой гнев следует различать от святого Божиего гнева по отношению ко греху и возмущению против Божией сущности. Мы не можем сказать, что гнев является сам по себе грехом. Бог знает гнев, к примеру, по отношению ко греху.
Бог ненавидит грех, потому что он навечно разделяет человека с Богом, если человек не приходит ко кресту. Это верно, что Бог, Который является Богом любви, одновременно является и Богом гнева для всех, которые отклоняют Его предложение спасения. Божия любовь и Божий гнев принадлежат друг другу, и их невозможно разделить.
Но человеческий неконтролируемый гнев вырывает нашу волю из-под контроля Святого Духа и часто ведёт к необдуманным и опрометчивым действиям, о которых мы впоследствии сожалеем. Это значит, что наша воля приняла плохое решение.
Неконтролируемый гнев может исказить истину, может кроткого человека превратить в ядовитую центрифугу или ядовитый катапульт, чтобы использовать его для ложных обвинений. Этот гнев может в одно мгновение разрушить свидетельство как христианина, поранить любимого человека.
Он может так огорчить Святого Духа, что в одно мгновение исчезнут сила, мир и радость. Независимо от того, сколько теологических знаний мы имеем, или как мы действуем в духе, если мы не держим в руках свой темперамент, то мы становимся просто глупцами.
Когда от гнева вскипает наша кровь, то мы не можем ясно мыслить. Мы должны стремиться к тому, чтобы придерживаться к 1Пет.2,23, где мы читаем: «Будучи злословим, Он (Иисус) не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному (Богу).
У нас так же нет необходимости сражаться за наши права. Господь Иисус своевременно сделает это за нас.
3. Ревность может быть сатанинским желанием овладевать людьми. Человек присваивает себе, таким образом, то, что подобает только Богу.
4. Боязнь. Боязнь является признаком недостающего доверия Богу. Об этом апостол Павел пишет Тимофею в гл.1,7: «ибо дал нам Бог духа не боязни, но силы и любви и целомудрия» (2Тим.1,7).
Однако во многих ситуациях внутреннее чувство боязни является нормальным и толковым механизмом защиты. Но часто встречается так же преувеличенная и болезненная боязнь. При принятии решений такая боязнь бывает обычно очень плохим советчиком.
5. Страсть, похоть, сладострастие. Если алчное желание управляет нашим мышлением, то наши мысли управляют нашей волей. Душевная, но не духовная потребность желает удовлетворить нашу плоть в такой мере, которая превосходит то, что хорошо в Божиих глазах.
6. Алчность, корыстолюбие. Алчность – это преувеличенная любовь к имуществу, к богатству. Страстно желаемые вещи контролируют наше мышление и забирают его в плен.
7. Необузданный язык. Такой язык, скорее всего, низвергает, чем назидает. Апостол Иаков сравнивает язык с огнём, как читаем в послании Иак.3,6:
«И язык — огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны».
К этому необузданному огню относится стремление: указывать, сообщать, доносить. Произносить плохие наговоры о других, лесть, сплетни, сарказм, ирония, сквернословие. То есть постоянное рассеивание нечистоты, постоянное недовольство и занятие мелочной критикой, или даже богохульством.
8. Чрезмерное увлечение едой. В таком случае желудок управляет человеком. Управляются ли наши мысли едой? Если мы никогда не можем наедаться, то это и есть недостаток самообладания.
Чрезмерное увлечение едой и питиём влечёт к апатии, лености и омрачает умы. Об этом читаем в книге Прт.23,21: «потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в тряпки (рубище).
Чем больше мы исполним требований Бога в соответствии с Его Словом, тем больше духовных благословений мы можем получить.
9. Чрезмерное тщеславие – это ничто иное, как желание продвигаться вперёд, не спрашивая Божию волю, и не обращая внимания на других.
10. Жажда мести. Вопреки указаниям Слова Божия человек желает за зло воздавать злом. Таким образом, человек опережает Бога, Который говорит в послании Рим.12,19: «Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь» (Втор.32,35).
11. Упрямство. Упрямство граничит с ограниченностью и тупостью. Упрямые люди не дают себе что-либо сказать. Они никогда не признают своих ошибок. Такие люди никаким образом не позволяют себя переубедить или увести от своего предвзятого мнения.
Они говорят: «это никакой роли не играет, с какими и сколькими убеждениями вы будете против меня аргументировать. Моё мнение твёрдо и на этом я остаюсь».
12. Сатанинские крепости в мышлении. К этому я отношу так же всевозможные болезненные страсти и мании, и поступки, вызванные навязчивой идеей. А также жизненные стратегии, без которых люди думают, что они не справятся с жизнью.
Если Господь Иисус имеет возможность контролировать нашу жизнь, то идеальным состоянием является самоконтроль во всех ситуациях.
Лишь одно знание Божией воли в отношении гнева ещё не значит так же выполнять Его волю. И лишь тогда, когда мы перестанем гневаться, мы выполняем Божию волю. Однозначно этому, Святой Дух сообщает нам об этом в послании Еф.4,31-32:
«Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; 32 но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас».
Мы можем принять такое решение: просить Бога, чтобы Он дал нам силы для самообладания в нашей жизни. Самообладание сделает нас мудрыми. А просьба о мудрости – это такая просьба, которая имеет обетование, о котором пишет апостол Иаков в гл.1,5: «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, — и дастся ему».
Мудрость мы можем коротко так выразить: применение или осуществление в жизни приобретённых познаний в соответствии с Божией волей. А поскольку это так важно в нашей жизни веры, то задержимся ещё немного на мудрости.
Для этого обратимся к самому источнику мудрости. Уже о младенце Иисусе читаем в Евангелии от Лук.2,40: «Младенец же возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости, и благодать Божия была на Нём».
А также ст.52: «Иисус же преуспевал в премудрости и возрасте и в любви у Бога и человеков».
В Евангелии от Мтф.13,54: «И, придя в отечество Своё, (Иисус) учил их в синагоге их, так что они изумлялись и говорили: откуда у Него такая премудрость и силы?».
Эту мудрость Иисус желал передать Своим ученика, чтобы они в ней действовали, потому что этой Божией мудрости никто не может противостоять. Читаю Евангелие от Лук.21,14-15:
«Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать, 15 ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам».
В отношении мудрости всех детей Божиих читаем дальше в 1Кор.1,29-31: «для того, чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом. 30 От Него (от Бога) и вы во Христе Иисусе, (а теперь самое главное) Который сделался для нас премудростью от Бога, праведностью и освящением и искуплением, 31 чтобы было, как написано: хвалящийся хвались Господом».
А также в послании Еф.1,17-18: «чтобы Бог Господа нашего Иисуса Христа, Отец славы, дал вам Духа премудрости и откровения к познанию Его, 18 и просветил очи сердца вашего, дабы вы познали, в чём состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых» (вот для чего нам нужна в первую очередь мудрость!)
А теперь читаем ещё об одном очень важном сообщении в отношении источника мудрости. Я думаю, что все дети Божии знают это место Писания наизусть и охотно пользуются им. Это послание Кол.2,2-3:
«дабы утешились сердца их, соединённые в любви для всякого богатства совершенного (полного) разумения, для познания тайны Бога и Отца и Христа, 3 в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения».
Кроме того, что мы здесь читаем, что в Иисусе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения», я хочу выделить ещё выражение «Желаю, чтобы вы знали, какой подвиг имею я ради вас… для всякого богатства совершенного (полного) разумения».
Апостол Павел желает, чтобы все дети Божии знали обо всём вышесказанном «для совершенного (полного) разумения». Слово «разумение» родственно со словом «рассудительность», потому что разумение мы можем приобрести посредством рассудительности.
А в начале данной проповеди мы отметили, что во втором своём Послании Пётр говорит в гл.1,6: «в рассудительности воздержание, в воздержании терпение». Следовательно, разумение, как и рассудительность, приводит нас к воздержанию, что является именно нашей темой.
Ежедневно мы должны принимать бесконечное число решений, из которых многие кажутся несущественными. Но некоторые из этих решений могут воздействовать на дальнейшее продолжение нашей жизни.
Бог дал нам Святого Духа, Который в совершенстве может нам объяснить Божию волю. И если мы плюс к этому ещё свободны от вышеперечисленных врагов нашего самообладания, то нашим мудрым решениям ничего больше не противостоит.
Либо Бог контролирует нашу жизнь, если мы согласились передать Ему этот контроль над собой, или же нашу жизнь контролирует сатана, осознаём мы это или нет. Мы так созданы, что управляемы каким-нибудь духом. Решение остаётся всегда за нами, какому духу мы себя вверяем.
Прекрасным примером для отмены или утраты самообладания через похоть является история блуда Давида с Вирсавией, который привёл Давида ещё и к убийству. В результате этого блуда вынужден был страдать Давид, его семья, вся страна, а также Божие имя. Здесь мы имеем ужасные последствия импульсивного решения, которое было предопределено чувствами и страстью.
И Лот принял импульсивное ложное решение, которое было обусловлено жадностью. Так как Авраам дал ему право выбора, то он выбрал землю вокруг Содома, что ему казалось лучшим. Там земля выглядела лучшей и плодородней, чем в горах.
Лот хотел больше иметь от мира сего. Но, как следствие, он вынужден был жить и страдать среди опустившегося и разложившегося народа Содома, потерял свой мир, вынужден был оттуда бежать, а в конце потерял ещё и жену.
Если мы не будем внимательными, то наши ложные импульсивные, эмоциональные решения могут нам приносить как в плоти, так и духовной жизни большой вред. Сегодня существует больше, чем раньше таких людей, у которых наблюдается нехватка в самообладании и самоконтроле.
Они позволяют чувствам господствовать над собой, поэтому и население всего мира находится в таком жалком состоянии. Мужья оставляют своих жён, жёны оставляют своих мужей, не имея при этом никакого снисхождения на все указания Слова Божиего, и на страдания их семей, особенно их детей.
А так же гнев, ревность, боязнь, упорство, охота, страсть могут на нас оказать такое влияние, что мы не сможем больше ясно думать. Вопреки указанию Слова Божиего в жизни часто встречаются бракосочетания между верующими и неверующими людьми, что приносит много горя и нужды.
Обычно, такие браки, как правило, бывают недолгими. За последствия таких неверных решений мы обвиняем и ставим в ответственность Господа Иисуса. Обратимся теперь к книге Притчи и рассмотрим несколько характерных примеров того, как Святой Дух говорит в этой книге о принятии мудрых решений.
Прежде, чем мы принимаем какое-то решение, мы должны знать все существенные факты для этого решения:
Прт.18,14:«Кто даёт ответ не выслушав, тот глуп, и стыд ему».
Прт.19,2: «Нехорошо душе без знания, и торопливый ногами оступится».
Прт.23,23: «Купи истину и не продавай её, мудрости и учения и разума».
Это значит, удостоверься, убедись во всех фактах и разумно обращайся с ними. На примере известных фактов, думай о последствиях твоего решения при соблюдении указаний Писания. Это мы видим в книге Прт.14,15: «Глупый верит всякому слову, благоразумный же внимателен к путям своим».
Человек может о чём-то так страстно пожелать, что все предметы он видит через розовые очки и не желает замечать опасности. Тогда человек видит только то, что он желает видеть. В таких случаях всё может пойти вкривь и вкось. Негативные последствия мы не можем в таком случае приписывать Господу Иисусу:
Прт.19,3: «Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Господа».
Прт.22,3: «Благоразумный видит беду, и укрывается; а неопытные идут вперёд, и наказываются».
Прежде, чем принять решение, все затраты следует реально подсчитывать и обдумать все последствия. Это не является нехваткой веры, но является мудростью. Игнорирование затрат, является самонадеянностью, поэтому с таким подходом к делу мы можем упасть на нос.
Мы должны планировать! Мудрое планирование не является нехваткой веры, но является разумным действием в вере. Читаю из книги Прт.13,17: «Всякий благоразумный действует со знанием, а глупый выставляет напоказ глупость».
А также из гл.21,20: «Драгоценное (Вожделенное) сокровище и елей (тук) — в доме мудрого; а глупый человек расточает их».
В оригинале этот текст гласит следующим образом: «мудрый человек создаёт запасы для будущего и бедственного времени, а глупый человек всё немедленно расточает». При этом большую роль играет также тот факт: расходуем ли мы всё для себя, или для других, или для Господа Иисуса.
Это, конечно, глупо, если мы не планируем. При сомнении мы должны искать совет. Первый адрес для совета мы находим в Слове Божием. Тогда мы можем молиться и просить у Господа Иисуса подтверждение. Подтверждение может также исходить из Слова Божиего, если мы его внимательно читаем.
Если подтверждение немедленно не последует, то следует ждать! Господь Иисус часто оставляет Себе для ответа больше времени, чем это желательно для нашего нетерпения. Он является садовником, Который выращивает деревья. То, что Господь Иисус творит, часто требует определённого времени.
И чтобы с этих деревьев получить плод, требуется терпение. Часто процесс развития намного важней, чем окончательный продукт. При ожидании растёт наша вера и терпение, которое апостол Пётр связывает с нашим воздержанием.
Мы склонны к тому, чтобы постоянно ожидать с секундомером в руках. Но спешка чаще всего приходит от сатаны. Господь Иисус действует обдуманно, методично и последовательно. Сатана действует импульсивно, суетливо, непоследовательно и всегда в спешке.
Если мы даём Богу время, и не вмешиваемся в Его действие, то всё будет развиваться в соответствии с посланием Рим.8,28: «Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу».
Если мы принимаем тщательно подготовленные, мудрые решения, то они будут камнями, из которых Бог суверенным образом воздвигает здание нашей жизни. И если я рассматриваю свою прошлую жизнь, то всегда вынужден удивляться, как наш Господь Иисус,
Этот Великий Мастер, даже из моих несовершенных решений, из всей халтуры, которую я раньше сотворил, мог ещё что-то пригодное сделать. Это относится ко всем нам, если мы разрешим Иисусу принять управление в нашей жизни. Читаю из книги Прт.16,32: «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города».
Библия – это Божий свет для нашего пути: «Слово Твоё — светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс.118,105).
Мы будем жить в свободе, если будем ориентироваться на указания Бога в Его Слове. Слово Божие является нашим советчиком. Если мы желаем принимать решения в соответствии с Божией волей, то должны искать в Библии направляющую линию.
Наша жизнь совсем коротка и является приготовлением для вечности. Если сатана желает нас искушать в несдержанности, то мы должны это рассматривать, как возможность расти для вечности, и дать Господу Иисусу возможность преобразить нас в Его образ. Аминь.