Смерть и воскресение, часть четвёртая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Смерть и воскресение». Сегодня четвёртая часть. В предыдущих трёх частях мы отметили, что смерть не является Божией волей. Родоначальником смерти является сатана, которого Господь Иисус называет убийцей от начала. Затем мы отметили, что грех, который при грехопадении вошёл в человека, имеет последствие, о котором мы читали в нашем главном тексте, в послании Рим.6,23: «Ибо возмездие (плата) за грех – смерть…».
При этом я обратил ваше внимание на тот факт, что это прекрасно и удивительно, что на этом сообщении текст этого стиха не заканчивается, но он идёт дальше и гласит: «а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
Негативную сторону этого вопроса мы имеем в послании Рим.5,12: «Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили».
Особое внимание обращаю на дополнение к вопросу «грех» в этом стихе, которое гласит: «смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили». Мы можем также сказать: «смерть перешла во всех человеков» и они все согрешили!
Мы живём в такое время, когда многие люди уже не имеют познания греха, потому что они не знают и не имеют понятия о Божиих заповедях. Если мы знаем Божии заповеди и их нарушаем, то сразу же осознаём: «мы не соблюли Божии заповеди, мы – грешники». Но к этому я должен ещё добавить.
Сегодня люди ещё меньше считаются с тем, что они не только грешат, и делают грех, но что они являются грешниками. Это состояние, в котором мы живём, и которое мы не можем устранить своими силами. Все люди должны знать, что все мы рождаемся погибшими грешниками, и что это состояние мы не можем изменить!
Но апостол Павел не останавливается в послании Рим.5 на этом ужасном сообщении о смерти, что «смерть перешла во всех человеков», так как они все согрешили. На этом ужасном сообщении Святой Дух не останавливается в нашей Библии.
Поэтому приведу содержание ст.15: «…Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более благодать Божия и дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествуют для многих».
Вы замечаете, что и из этого, безвыходного для нас людей положения, у Бога есть выход посредством благодати через Иисуса Христа, которая преизбыточествует для многих людей. А именно для тех, которые примут эту благодать для избавления от духовной смерти и спасения для жизни вечной. В этом мы видим славу нашего Господа Иисуса.
В предыдущих трёх частях этой темы мы рассмотрели с вами физическую смерть и установили, что физическая смерть означает разделение того, что Бог при сотворении соединил. Он соединил тело из материи и Свой Дух, и в результате чего возник третий компонент – живая душа, которая является индивидуумом человека.
Смерть человека заключается в том, что согласно книге Еккл.12,7, эти три компонента снова разъединяются: «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его». А душа спасённого человека уходит в рай до момента воскресения из мёртвых с последующим восхищением.
Если мы стоим перед умершим человеком, непосредственно после его смерти, то мы видим только труп, мёртвое тело, мёртвую оболочку. Мы больше не имеем перед собой личность человека.
Хотя на Голгофском кресте Господь Иисус совершил искупление, но от физической смерти Он нас не избавил. А поскольку грех действует дальше во всех живущих людях, то в послании Рим.8,23 о нас сказано: «…и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, избавления тела нашего».
Не искупления тела нашего, как написали переводчики русской Библии, а «избавления тела нашего». То есть, чтобы мы избавились от нашего греховного тела. Господь Иисус не мог совершить искупления за греховное тело, а только за души людей, которых Иисус оживил.
Это происходит в том случае, если человек с покаянием приходит к Иисусу и получает прощение своих грехов. Избавление от нашего греховного тела для детей Божиих ещё предстоит при пришествии Иисуса и воскресении душ верующих с последующим восхищением Церкви.
Через смерть и воскресение Иисуса всем людям дана возможность избавиться от духовной смерти. Вопрос духовной смерти является нашей дальнейшей темой. Адам и Ева при грехопадении немедленно испытали духовную смерть. Они спрятались от Бога, потому что заметили, что они наги и стыдились Бога.
Они пытались сделать себе одежды. Это была духовная смерть, разделение с Богом. От этой духовной смерти сегодня может избавиться каждый человек, потому что Иисус умер и воскрес. Это удивительная и прекрасная реальность для всех погибших грешников!
Все могут выйти из состояния разделения с Богом. Вину каждого человека, приходящего к Иисусу, Он прощает. Вражда и состояние войны против Бога удаляются! Если мы примем Иисуса в сердце, то больше не являемся людьми, живущими во вражде с Богом.
Ту жизнь с Богом, которую люди утратили через грехопадение Адама и Евы, погибшие грешники могут снова восстановить. А все дети Божии совершили этот шаг приближения к Богу через Господа Иисуса. Я могу вам о себе сказать, что в марте 2014 года я праздновал своё тридцатичетырёхлетнее рождение свыше, и бесконечно радуюсь этому факту.
Коротко обратимся ещё к посланию Рим.4, где в последнем стихе этой главы имеем сообщение о том, что Иисус «…предан (на смерть) за грехи наши и воскрес для оправдания нашего» (ст.25).
И если остановимся перед словом «предан» и над ним поразмыслим, то поймём, что это потрясающее слово. Это, то же слово, о котором мы читаем в послании Рим.1 в отношении людей, которые, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, поэтому Он предал их греху и идолослужению.
Читаю это место, послание Рим.1,20-24: «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. 21 Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце;
22 называя себя мудрыми, обезумели, 23 и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся, — 24 (а теперь самое главное) то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела».
А о нашем Господе Иисусе мы выше читали, что Он «предан (на смерть) за грехи наши», а затем дальше читаем: «и воскрес для оправдания нашего». Здесь Святой Дух соединил смерть и воскресение Иисуса в их значении для нас. Повторяю, что в трёх предыдущих частях нашей темы мы занимались или рассматривали смерть.
А сейчас мы занимаемся духовной смертью и её преодолением. Я хочу вам дать возможность заглянуть в эту духовную смерть, поэтому обратимся к посланию Еф.2 и прочтём там ст.1-3: «И вас, мёртвых по преступлениям и грехам вашим, 2 в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе,
духа, действующего ныне в сынах противления, 3 между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие».
В этом тексте Святой Дух рисует нам человека, находящегося в духовной смерти, в грехах и преступлениях. Чудовищное изображение и характеристика погибшего грешника. Я позволю себе вам сказать, что до покаяния ни один человек не может избежать такой характеристики.
Если сначала сказано: «И вас, мёртвых», тогда может кто-то сказать: «это Послание написано Ефесянам, поэтому меня это не касается». Но в ст.3 затем читаем: «между которыми и мы».
Но и после этого может кто-то заявить: «к этому «мы» я тоже не принадлежу. К ним относится апостол Павел и его верующие сотрудники того времени». А затем Павел добавляет: «мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие».
«Как и прочие!». Здесь я не перестаю восхищаться и удивляться тому, какую всё же мудрость дал Господь Иисус Павлу через Святого Духа, чтобы он мог преодолеть каждое оправдание и отговорку всех людей. После выражения «как и прочие» никто больше не может сказать: «я не причастен к таким людям».
На основании выражения «по обычаю мира сего», в соответствии с течением нашего времени, этот человек идёт вместе со всеми. Подавляющее большинство неверующих людей даже не знают о том, что, если они идут в ногу со всеми людьми мира сего, то они живут «по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления».
В этом князе мы видим сатану и его демонов. А человек, мёртвый в грехах, не замечает, что над ним господствует сатана, все власти тьмы и дух сатаны. Сатана творит в сынах неверия и непослушания свои дела. Все люди водимы, либо Иисусом через Святого Духа, либо сатаной через дух сатаны.
И все неверующие люди думают, что они делают то, что они хотят. Но неверующие люди, как мёртвые в грехах и преступлениях, находятся под господством духа непослушания. В ст.3 о них сказано: «жили некогда (ходили) по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов».
Нас ведут наши мысли и наши чувства. А конечное следствие этой духовной смерти в грехах и преступлениях, мы видим в потрясающем слове: «и были по природе чадами гнева».
Это является характеристикой каждого человека, всех людей, которые когда-либо пройдут по нашей планете Земля, и не принадлежат к искупленным кровью Иисуса. Поэтому я ещё раз говорю: это потрясающе, потому что во многих проповедях я не говорю о грехах.
Я не говорю уже о том, что все погибшие грешники в духе мертвы. Сегодня многие говорят о развитии или расцвете собственной личности, собственной способности, но не духовной смерти. Поэтому люди не знают о том, что они должны спастись.
Этот потрясающий образ: «и были по природе чадами гнева», означает, что каждый человек уже от утробы матери является «по природе чадом гнева». И это прекрасно и радостно, что это состояние может быть упразднено, но не с нашей стороны.
Как Адам и Ева не могли снова вернуться в Едемский сад, потому что Бог поставил у входа в сад ангела с огненным мечом, точно так человек не может победить духовную смерть. Смерть есть смерть, поэтому мы должны знать, что смерть может быть побеждена только жизнью.
Откуда мёртвый человек может взять себе жизнь, чтобы победить эту духовную смерть? Он не имеет её, поэтому он и не может победить смерть. И как бы он ни пытался, но он этого не сможет сделать.
Но выход из этого положения мы, к великому счастью, имеем через это удивительное сообщение во второй части нашего главного текста, что на первой части этого текста судьба людей не заканчивается: «а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем».
Обратимся ещё раз к посланию Еф.2. После грустного сообщения в ст.3: «и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие», после этого сообщения Святой Дух ведёт нас дальше к стихам 4-6.8. Там мы читаем для нас радостную весть.
Но «Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, 5 и нас, мёртвых по преступлениям, оживотворил со Христом, — благодатью вы спасены, — 6 и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе,.. 8 Ибо благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар».
Заостряю ваше внимание ещё на том факте, что в последующих стихах Павел ещё раз оглядывается назад и говорит о тех людях, которые живут ещё без Христа: «вы были в то время без Христа, отчуждены от общества Израильского, чужды заветов обетования, не имели надежды и были безбожники в мире» (ст.12).
Такова жизнь неверующих людей без надежды, но «Бог, богатый милостью…». Иногда мы получаем такое впечатление, что Павел даже не находит достаточно слов, чтобы выразить всю славу действий Бога.
Здесь мы имеем следующие выражения: милость, любовь, благодать, соединённые в одном тексте. Имеем выражения: «богатый милостью», «по Своей великой любви», «благодатью вы спасены».
В этом мы видим действия Бога по отношению к Своему творению. Это – не наши действия. Всё это сделал Бог. А самое удивительное и прекрасное в этих стихах мы видим в двух маленьких выражениях в ст.5 и ст.6: «оживотворил со Христом» и «и воскресил с Ним, и посадил на небесах во Христе Иисусе».
Это Послание Ефесянам апостол Павел написал после воскресения Иисуса. Последствие или результат воскресения мы видим в том, что воскресший Господь Иисус оживляет мёртвую душу людей, как читаем в 1Кор.15,45: «Так и написано: первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам (Иисус) есть дух животворящий».
Слово «животворящий» состоит из двух слов «творить» или «делать», и «живыми». В этом мы видим действие Бога. И в ст.6 мы имеем подобное выражение: «воскресил с Ним», что можно написать одним словом «совоскресил». В этих словах мы видим действия Бога.
На основании Своего воскресения Иисус мог сказать: «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек; и никто не похитит их из руки Моей» (Ин.10,28). Иисус мог так сказать, потому что при покаянии погибший грешник просит: дорогой Господь Иисус, прости мне все мои грехи и омой меня Твоей святой кровью.
У Иисуса, как и у всех людей, душа находится в крови, поэтому при омовении кающегося человека кровью Иисуса его душа оживает. Таковы факты, которые мы имеем в Писании. Эти факты действительны только для тех, которые приняли Иисуса Христа в свои сердца.
При этом у всех вас возникает естественный вопрос: «как это всё происходит? Как это возможно? Как я, в действительности, могу знать, что моя душа ожила для Бога? Для этого обратимся ещё раз к Посланию Ефесянам и прочитаем в гл.1,13: «В Нём (Иисусе) и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатаны обещанным (обетованным) Святым Духом».
И чтобы вы ещё лучше знали, в чём заключается это спасение, я вернусь к гл.1,6, где читаем: «в похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном», то есть проявил Свою благодать по отношения к людям, облагодатствовал нас.
Но вместо слова «облагодатствовал» на русском языке чаще всего применяют слово «помиловал». В отношении Божией любви и Святого Духа мы находим в Библии выражение, что они либо обильно излились в сердца детей Божиих, или же Бог излил их на нас обильно через Иисуса Христа. Читаю из послания Рим.5,5: «а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам».
Любовь Божия излилась в наши сердца вместе со Святым Духом, как наливают жидкость в сосуды. Такой язык применяет Святой Дух для нашего лучшего понимания. Об этом излиянии читаем так же в послании Тит.3,5-6:
«Он (Бог) спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости, банею возрождения (через Слово Божие) и обновления Святым Духом, 6 Которого излил на нас обильно через Иисуса Христа, Спасителя нашего».
Но в отношении благодати, которую Бог в Своём полномочии оказал Своему творению, людям, Святой Дух не применяет слово «излил». Эту благодать мы приняли от полноты Иисуса и через Иисуса, как читаем в Евангелии от Ин.1,16: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать».
Следовательно, «облагодатствовать» означает: наделить благодатью детей Божиих в изобилии, «благодать помноженную на благодать». Бог является инициатором спасения по благодати, поэтому выражение «Божия благодать» или «благодать Бога» встречаются в Библии 24 раза, что символизирует полномочие.
«В похвалу славы благодати Своей, которою Он облагодатствовал нас в Возлюбленном». Из этого выражения следует, что Бог, инициатор спасения по благодати, облагодатствовал нас в Возлюбленном, то есть через Иисуса Христа. Бог открыл нам шлюз Своей благодати через Своего возлюбленного Сына.
Это значит, что Иисус является носителем благодати, поэтому благодать Иисуса встречается в Библии 15 раз, что означает исполнение. В этом мы видим красоту и славу Слова Божиего.
Как «… от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать», так в Господе Иисусе мы имеем искупление кровию Его и прощение наших грехов, как читаем в послании Еф.1,7: «в Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его».
Это «богатство благодати Бога» есть именно то, что «Он облагодатствовал нас в Возлюбленном».
Мы, все дети Божии, помилованы во Христе Иисусе, ибо Он заплатил ценой Своей жизни за наши грехи и вину, Он нёс на Себе наказание за нашу вину, Он принял на Себя смерть, которую мы заслужили.
Я всегда говорю: в прощении грехов мы имеем маленькие ворота, через которые человек должен пройти, чтобы получить полное искупление и избавление, которые намного больше и намного мощней, и намного больше охватывают, чем только прощение. Поэтому знание этой истины так великолепно и удивительно!
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.