Как милостив Бог? часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Сегодня мы поразмыслим с вами о Божией благодати. Насколько велика Божия благодать? Эта тема очень захватывающая и увлекательная. Благодать это такое слово, которое широко применяется среди христиан. Но я не уверен, понимают ли широкие круги христиан, что, собственно, благодать означает. Смысл этого слова довольно огромный. В других проповедях я уже говорил о благодати. Я довольно подробно исследовал вопрос благодати, поэтому ещё раз вам напоминаю, что выражение «благодать Бога» или «Божия благодать» встречается в Библии 24 раза, что означает «полномочие».
Это говорит о том, что до основания мира Бог принял решение в Своём полномочии спасать погибших грешников по благодати. А выражение «благодать Господа Иисуса» встречается в Библии 15 раз. А число 15 символизирует исполнение. Это говорит о том, что Господь Иисус практически исполнил задание Отца по спасению людей по благодати.
Исполнение Божиего плана спасения, что касается Отца и Иисуса Христа, Святой Дух очень наглядно показывает нам в послании Иуды ст.25: «Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки».
Однажды я прочитал сообщение о библейской конференции в Англии, где обсуждали различные религии, сравнивали науки о религии. На этой конференции несколько знатоков в этой области поставили вопрос: почему христианство так единственно в своём роде, и, вокруг чего или ради чего оно, так единственно в своём роде?
Некий Лис Луис случайно вошёл в помещение, где проводилась конференция, когда разгорелись дебаты вокруг этого вопроса. Он послушал их спор, а затем он сказал: «на этот вопрос можно легко ответить. То, что христианство делает единственным в своём роде, мы видим в благодати».
И что такое всё же в действительности благодать, и почему мы в ней нуждаемся? Но прежде, чем мы начнём рассматривать этот вопрос, я должен сначала объяснить, для чего вообще Бог сотворил человека. Ибо выше я отметил, что Бог решил спасать погибших грешников по благодати.
Очень полезные сведения для рассмотрения этого вопроса мы получим в самом начале Библии. При этом мы установим, что Бог сотворил человека, чтобы иметь с ним общение, как со Своим прообразом. Человек есть человек, а Бог есть Бог. И они должны были вместе жить.
Так Бог представлял Себе человека. Он, собственно, хотел иметь с человеком интимное отношение. Бог имел уже домашних животных, которых можно погладить, но человек – это было что-то другое. Это был кто-то, существующий, как противопоставление Бога. А при падении человека в грех, человек сознательно вышел из общения с Богом.
Он отрезал пуповину от Бога и разрушил с Ним общение. А это отрезание пуповины от Бога Библия называет грехом. Откровенно говоря, слово «грех» я реже применяю, разве только в тех случаях, когда я имею время, чтобы это слово объяснить. Почему?
Потому что в настоящее время слово «грех» люди понимают превратно не только в общем, но и среди христиан. Что, собственно, означает грех? Ответ, который мы, в общем, получили бы, гласит: «хотя грех – это что-то очень привлекательное, но глупым образом запрещённое. Цинично привлекателен и запрещён».
Так большинство людей понимают слово «грех». К примеру, это исходит из такого понимания. Вы хотите убавить в весе, сбросить несколько килограммов вашей плоти, поэтому вы твёрдо решили не есть шоколад. Но кто-то дарит вам хороший шоколад и вы, вопреки вашему решению, вечером съедаете один шоколад. Хотя это для вас запрещено, но оно очень привлекательно. Вы съедаете этот шоколад и становитесь грешником. Так определяют люди сегодня грех.
Или вы едете в Германии по автостраде. Это я делаю охотнее всего, потому что в Германии на автостраде нет ограничения скорости. Я нахожу это превосходным и желаю, чтобы это было во всех странах так. Здесь я могу ехать со скоростью 200 км/час и больше. И, как правило, это совершенно нормально.
А если я буду ездить с такой скоростью в Швейцарии или в Австрии, то буду иметь проблемы. Ехать в Швейцарии со скоростью 200 км/час очень привлекательно, потому что там такие же прекрасные автострады, как и в Германии.
И вы спрашиваете себя: почему нет, почему не ехать с такой же скоростью, как и в Германии? Это же очень привлекательно и здесь ездить со скоростью 200 км/час! Но это запрещено! И если тебя засекут, то будешь грешником дорожного движения.
В этом вопросе мы имеем дело с грехом, с запретом по отношению привлекательного. Такое общее понимание о грехе приводит нас на совершенно ложный след. Чтобы понять, что такое грех, забудьте, пожалуйста, на данный момент комплектно все моральные представления о грехе.
Потому что грех в вашей сущности описывает прежде всего «отрезание пуповины», когда человек сказал: «я буду жить без Тебя, я не хочу жить в присутствии Тебя, не хочу быть Твоим прообразом. Я хочу быть отображением Бога. Я сам хочу быть Богом».
И это разделение человека с Богом Библия характеризует как грех. Но кто-то по этому поводу затем сказал: это было не так страшно, что человек отделился от Бога. Мы ещё чаще отделяемся кое от чего. На последней неделе я отделился от моей автомашины. Я заехал в канаву. Это было трагично, но я пережил эту трагедию».
Другой человек говорит: «за последнюю неделю я разделился с моей женой. Это было тоже трагично, но и это я пережил. И что тогда так трагично, если я разделяюсь с Богом?». Разница здесь заключается в следующем, если вы разделитесь с вашим авто, то имеете финансовый ущерб.
Если вы разделитесь с вашей женой, тогда разрушится определённое общение, разрушится ваша семья. А если вы разделитесь с Богом, то возникнет проблема, потому что Бог есть жизнь, Он является Творцом и Даятелем жизни. И если вы разделитесь с Тем, Кто является жизнью, тогда вы остаётесь мёртвыми.
Именно в этом заключается проблема. Человек, разделившийся с Даятелем жизни, это мёртвый человек. Поэтому мы читаем в послании Рим.5,12: «Посему, как одним человеком грех вошёл в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нём все согрешили».
Почему смерть пришла через грех? Вы мертвы, потому что вы разделились с Тем, Который является жизнью. Это значит, человек, разделённый с Богом, мёртв. Причиной этого является грех. Меня часто спрашивают: «будет ли Бог меня наказывать, если я являюсь грешником?».
Или: «убьёт ли меня Бог, если я совершенно злостный грешник?». Я им отвечаю: нет, конечно. Бог не убивает отдельного грешника, потому что любой неспасённый грешник уже мёртв. Грех их уже убил.
Впрочем, по этой причине в США нет смертного приговора при самоубийстве. Причина совершенно простая: нет смысла мёртвого наказывать. Почему Бог не станет убивать отдельного грешника? Потому что грех его уже убил. «Возмездие за грех – смерть», но не возмездие Бога является смертью. В этом заключается наша проблема.
Для лучшего понимания я упрощаю этот вопрос и, к примеру, скажу электрику: «потуши свет и зажги тьму». Сколько выключателей необходимо при этом задействовать? Только один! Достаточно, чтобы я выключил свет, как автоматически возникнет тьма, потому что отсутствие света является тьмой.
Приведу ещё другой пример. Уберите из этого мира любовь. Если вы уберёте из этого мира любовь, то что тогда здесь останется? Ненависть, зависть, одиночество, низость, подлость, пошлость и т.д.
Теперь возникает вопрос: кто изобрёл ненависть? Ответ: никто! Достаточно, чтобы вы убрали любовь, тогда всё, что останется, является ненавистью. При грехе дело обстоит таким образом: грех имеет внутреннюю логику.
А именно потому, что мы разделились с Богом, Который есть любовь. Поэтому в мире существует так много ненависти. Бог есть свет, но поскольку мы с Богом разделились, поэтому существует так много мрака. Бог есть жизнь, а поскольку мы с Богом разделились, мы мертвы в наших грехах.
Очаровательным мы находим этот факт в Евангелии от Ин.8, где Господь Иисус трижды объясняет, что мы умрём в наших грехах. И я должен был выучить, что ни один человек не умрёт за свои грехи. Почему? Потому что мы уже мертвы в наших грехах.
Читаю Евангелие от Ин.8,21 «Опять сказал им Иисус: Я отхожу, и будете искать Меня, и умрёте во грехе вашем…».
И в ст.24 Иисус дважды повторяет это выражение: «Потому Я и сказал вам, что вы умрёте во грехах ваших; ибо если не уверуете, что это Я, то умрёте во грехах ваших».
Мы были мертвы в наших грехах! А в Евангелиях Святой Дух описывает нам Божий план спасения людей. Этот план показывает, что с самого начала Бог имел намерение ликвидировать разделение с Богом. Он имел намерение ликвидировать смерть, которая вошла в людей на основании их согрешения, чтобы снова оживить людей и восстановить с ними общение.
Но для этого, Бог не дал людям в лице религии определённый механизм, посредством которого люди пытались бы вернуться в общение с Богом. Религия – это механизм, посредством которого люди стремятся на основании своих стараний и добрых дел вернуться в общение с Богом.
Но чтобы решить этот вопрос Бог Сам пришёл в лице Своего Сына к людям на землю и через Его смерть дал нам снова жизнь, которую мы потеряли на основании согрешения Адама и Евы. Это есть Божия благодать, как читаем в Евангелии от Ин.1,16-17.
Читаю этот стих: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа».
Итак, ещё раз спрашиваю, что же конкретно является благодатью? И если точно мы рассмотрим благодать, как мы её открываем в Иисусе Христе, то мы получим проблему. А проблема благодати заключается в том, что в благодати мы не видим логики, благодать не является также благоразумной.
А прежде всего благодать является неправедной. Вы удивляетесь? Тогда прочтём Евангелие от Ин.11,26 «И всякий, живущий и верующий в Меня, не умрёт вовек. Веришь ли сему?».
Именно в этом заключается проблема. Именно этот вопрос вывел из себя праведных евреев времени Иисуса, довёл их до белого каления. Они находили неправедным, что праведный Иисус общался с простыми людьми, с людьми низкого класса, с мытарями и грешниками.
А с ними, которые считали себя праведными, но давно утратили всякую честь, Иисус не хотел иметь общения. Это они находили неправедным. И вместо того, чтобы обожать и боготворить самоправедных фарисеев, Иисус искал общение с мытарями, грешниками и проститутками.
В Библии мы находим десятки примеров о том, как Господь Иисус призывает людей по благодати, что на первый взгляд кажется нелогичным, неразумным и неправедным. Но меня очаровывает этот факт, как Бог призывает таких людей, поэтому выборочно приведу несколько таких примеров.
Начну с Ноя. О нём Библия сообщает, что он напился пьяным.
Иакова Слово Божие представляет нам обманщиком. Кроме этого хочу заметить, что он не был симпатичным.
Моисей был убийцей, как Давид и Павел.
Самсон полюбил блудницу. Кроме того он носил длинный волос, что было ещё хуже.
Жена Осии была проституткой.
Пророк Илия был кандидатом самоубийц.
Иеремия был депрессивным.
Исаия проповедывал голым. Об этом мы читаем в Библии. Но это не значит, чтобы мы ему подражали, и сегодня также делали. Я думаю, что в таком случае мы получили бы большие проблемы. Это делал Исаия.
Иона убежал от Бога.
Иоанн был самоправедным.
Ученики Иисуса уснули во время молитвы.
Симеон был фанатичным.
Нафанаил был циничным.
Марфа заботилась обо всём.
Мария была ленивая.
Самаритянка спала со многими мужчинами.
Матфей был вором.
Лазарь был мёртвым. Это тоже является проблемой.
И знаете ли, чему из всех этих историй можно научиться? Этот факт очаровывает меня в Библии. А именно: благодать не имеет ничего общего с моей заслугой, или с моим трудом, или самоправедностью, или с тем, чтобы быть добрым. Благодать является подарком от Бога! Поэтому благодать вы можете только принять от Бога с благодарностью.
Независимо от того, является ли человек добросовестным и смиренным отцом семьи, или человек одержим страстью прибыли, или он является гомосексуалистом, или человек является опасным преступником и убийцей и использует людей для своей пользы. Все люди без исключения могут принять благодать.
Как женщина ты можешь принять благодать независимо от того, являешься ли ты верной супругой и матерью, или проституткой. В отношении благодати все люди находятся в равном положении. Именно это является провокационным в благодати, в помиловании.
Как получатели благодати мы все стоим на одной ступени. Уже во времена Иисуса это сбивало с толку и раздражало евреев. И сегодня это сбивает с толку многих христиан. Кто-то однажды сказал: Голгофский крест является самым великим уравнителем. Да, перед крестом все погибшие грешники равны!
Проблема заключается в следующем, если из христианства люди делают религию, тогда они не верят, что перед крестом все погибшие грешники равны. Религия – это система. В религии человек может себе кое-что заработать. Там работают, там что-то зарабатывают, затем им этот заработок выплачивают. В религии речь идёт о заработке.
Но Бог не выплачивает на земле видимый заработок. Ибо плата за грех – есть смерть. Это значит, что грех выплачивает заработок. Но Божий дар благодати открыт во Христе Иисусе для всех. Это есть благодать! Это значит, что в благодати Бога мы видим величайший подарок Бога людям.
Но, парадоксальным образом, благодать является одновременно опаснейшим учением христианства. Это – величайшее учение и одновременно – опаснейшее учение. Почему? Потому что в Ветхом Завете люди имели, прежде всего, закон Моисея.
Там мы имели правила, как люди должны были жить, что мы должны делать и что не должны делать. Что людей охраняло, что их разрушало и т.д.В Новом Завете определяющей является благодать. Это значит, что в первую очередь речь идёт не о том, чтобы соблюдать правила, но речь идёт о том, чтобы жить со Христом в общении.
Поэтому весь Божий план спасения можно описать двумя выражениями или словами: грех и примирение. В грехе мы видим разрушение отношений между Богом и людьми, а в примирении мы видим восстановление этого отношения.
В этом заключается весь Божий план спасения людей. А слово «благодать» применяется для того, чтобы описать Божий план спасения. Вы это понимаете? Проблема благодати заключается в следующем: если мы, как помилованные люди, не живём в общении со Христом, тогда мы неправильно понимаем благодать.
Мы принимаем её как отпускную или льготную грамоту, на основании которой можно свободно грешить. Ведь говорит же Библия: «Все мне позволительно» (1Кор.10,23). Это значит, если мы, как христиане, не живём в тесном общении с Иисусом, тогда благодать означает: в христианстве нет больше правил, нет больше закона.
Тогда я могу делать что хочу, а что не хочу, могу не делать. Это своего рода – псевдосвобода, то есть ложная свобода. Тогда благодать люди понимают, как льготную грамоту для свободного согрешения.
Тогда происходит то, что дети Божии злоупотребляют благодатью, чтобы оправдывать свой эгоистичный стиль жизни. Потому что они, как христиане, делают всё, что они хотят, а затем говорят: «я не нахожусь под законом, я нахожусь под благодатью, я свободен».
Имеет ли место такое понятие в собраниях? К сожалению, такое состояние в разной степени имеет место во многих христианских собраниях. Если присмотришься к их духовной жизни, то заметишь, что верующие злоупотребляют благодатью. Пастор и проповедники проповедуют о благодати и любви. И всё о чём слушатели слышат, заключается в том: я могу делать, что хочу и могу не делать, что не хочу.
Тогда люди получают перед благодатью боязнь, и снова делают из неё систему. К ней добавляют немного религии. Поэтому приходим теперь к ключу. Апостол Павел предлагает для этого искушение, чтобы вернуться к закону. Но несколько секунд спустя он говорит о том, что следует оставаться с благодатью. При этом он напоминает христианам о том, для чего они спасены. Но он остаётся при благодати.
Эта истина очаровывает меня во Христе, поэтому я так радуюсь, что являюсь христианином. Многие христиане любят говорить о Божией любви и рассуждают примерно таким образом: «Бог любит меня, это мне нравится, потому что мне всё прощается». Конечно, и мне это нравится, что меня Бог любит.
И мы должны об этом говорить, потому что Бог есть любовь. Но изменяться в лучшую сторону такие верующие не хотят. Он дальше рассуждают: «закон исполнять, это прекрасно, но я не имею интереса в отношении Божиего Царства во мне».
Прекрасным примером христиан, которые благодать Бога именно так понимали, мы находим в Церкви Коринфа. Они слушали и воспринимали от Павла только те вещи, которые им нравились, и игнорировали тот факт, для чего они были спасены. Поэтому я заявляю вам сегодня, что благодать освобождает нас не для греха, но благодать освобождает от греха. В следующий раз я это объясню.
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.