Как милостив Бог? часть вторая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Как милостив Бог». Сегодня вторая, заключительная часть. Благодать освобождает нас не для греха, но благодать освобождает от греха. Я думаю, что вы понимаете разницу этих двух выражений. Благодать не является льготной грамотой для свободного согрешения, но благодать – это возможность, которую Бог дал, чтобы освободиться от греха. Для лучшего понимания я попытаюсь это предложение немного объяснить. Выше я говорил о проблеме, что разделение человека с Богом повлекло за собой грех. Теперь возникает следующий актуальный вопрос: как грех становится видимым? Грех имеет лицо.
Если мы разделимся с Богом, то это имеет такие действия, такие последствия, которые мы можем познать, или увидеть. А чтобы узнать или опознать лицо греха, я вернусь назад, к началу, к книге Бытие гл.1 и прочту там несколько стихов, чтобы вам показать лицо греха, как оно выглядит.
Читаю ст.26-28: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. 28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».
Обращаю ваше внимание в этом тексте на четыре аспекта, как Бог сотворил человека. Во-первых: Бог сотворил человека, чтобы он был творческим. Вы спросите: где это видно? То, что мы должны познать в этом пункте, что мы должны знать о Боге, написано в гл.1. Бог обладает неограниченной способностью творить.
Бог сотворил вселенную, звёзды, солнце, луну. Он сотворил животных, и растения в их многообразии. И если человек сотворён Богом по Его образу, тогда мы должны ожидать, что и человек должен обладать неограниченной способностью творить.
Но как выглядит у человека эта способность творить, после того, как он ушёл от Бога? Как выглядит у человека эта творческая способность после того как грех взял его в плен? Человек стал испорченным, развращённым, продажным!
Как до падения в грех человек обладал большой способностью творить, так и после падения в грех, он обладает величайшей способностью, но уже не созидать, а разрушать и уничтожать! Человек уже не имеет способность честно обращаться друг с другом, но старается во всех ситуациях оправдываться.
Поэтому хочу вам теперь что-то сообщить, что меня очаровывает в моей жизни, а также в других. Наша коррумпированная натура нигде не является более творческой, чем в случае, когда мы оправдываем себя.
Чаще всего мы заняты тем, чтобы других соблазнять, совращать, обольщать. Величайшая власть греха заключается именно в соблазне и обольщении. Приведу для этого один пример. Условно по шкале от 1 до 10. Единица – это то, что вы знаете, что является правильным. А 10 – это противоположное, то есть экстремальное, что абсолютно неправильное, ложь.
К примеру, христиане, по меньшей мере, знают, что я женат. И это, собственно, верно. А своей жене я сказал при нашей женитьбе, что я останусь ей верным в хорошие и плохие дни. Это – одно, и это верно! А что такое десять, вы тоже знаете.
Если я женат и своей жене изменю, то это абсолютно неверно. Предположим, что в этом мы видим цифру 10. Поэтому обратимся теперь к этой шкале от 1 до 10. Интригующим в этом примере является тот факт, что в нашей творческой способности мы имеем возможность двигаться от единицы в сторону цифры 10, не замечая этого.
В этом мы видим нашу крайнюю креативность, то есть неограниченную творческую способность. На этом пути от единицы до десяти мы оправдываем себя в каждом маленьком шаге. А когда мы достигаем цифру десять, то мы оказываемся в шоке, потому что оказались там, куда мы не хотели попасть.
Тогда мы чувствуем себя как жертву, потому что приземлились в нежелательном месте. От таких людей мы слышим тогда такие слова: «я не понимаю, как я мог такое сделать». И знаете ли, дорогие братья и сёстры, как это происходит? Это происходит совсем просто.
Вы начинаете с единицы: женитесь и т.д. Вы знаете, что вы обещали: «я верен, я знаю что это правильно». Но затем в супружеской жизни появляются проблемы. И муж встречает другую женщину. Я говорю это как мужчина. Тогда вы говорите этой женщине: «пойдём и выпьем вместе кофе». Вы думаете, что это что-то страшное?
И что тут страшного, если я вместе с этой женщиной выпью чашку кофе? Ведь мы со всеми людьми пьём кофе. Я пью с моими детьми кофе, пью с моим шефом кофе. Почему я не должен с этой женщиной выпить кофе? Это же нормально. И она выпьет со мной кофе.
Таким образом, это выглядит на первый взгляд совершенно нормально. Но затем приходит ещё одно предложение: «пойдём вечером вместе покушать». «Я не знаю.., ведь я женат». «Но послушай, ведь вместе кушать ходят многие люди. Почему я не должен идти с этой женщиной кушать? Я и со своими сотрудниками хожу вместе кушать». И так мы идём с ней вместе кушать и достигли цифры три!
Теперь она говорит: «выпьем после еды стакан вина? Можем же и мы, как и многие люди, выпить после еды стакан вина». Затем она дальше говорит: «может, мы сходим в кино?». Затем он говорит или думает: «да, но я женат, имею свою жену. Но пойти в кино? Ведь я тоже уже со многими ходил в кино. Почему я не могу и с этой женщиной пойти в кино?»
Вот, примерно так, дорогие братья и сёстры, функционирует это дело. И оно функционирует во всех сферах жизни, а мы являемся в этом деле чемпионами мира. Это каждый из вас знает. В этом деле мы оправдываем каждый наш шаг. И если мы, таким образом, достигли по шкале цифру десять, то мы шокированы и говорим: «как я мог до этого дойти?».
Ответ очень простой: мы имеем очень высокую творческую способность. Потому что мы сотворены по образу Бога. Но не в том, что Бог творил, а в грехах. Здесь мы видим, что грех творит в людях. Но самое интересное заключается в том, что никто из нас не желает быть злым и лживым человеком.
Если, к примеру, вы смотрите в телевизоре фильм, то кто из вас пожелал бы целиком разделять мнение героя такого фильма и подражать таким коварным, вероломным, скользким прелюбодеям, каких там показывают? Никто из вас не пожелает быть таким типом.
Какой персоной фильма вы пожелаете быть? Но вы, наверняка, подумаете: «здесь я хотел бы быть спасителем, героем и разумным». Но почему тогда мы сами становимся коварными и скользкими прелюбодеями? Потому что мы обладаем великой творческой способностью в вопросе согрешения. В этом мы видим лицо греха!!
Второе. Бог сотворил людей и наделил их авторитетом и силой. Он сказал людям в книге Быт.1,28: «И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле».
Это значит: Бог дал людям авторитет, чтобы господствовать над этим миром. Следовательно, с точки зрения Бога и мы призваны к тому, чтобы господствовать и содержать всё в порядке. Мы должны творить жизнь, защищать и оформлять. И как теперь выглядит коррупционная сторона нашего авторитета?
Грешный человек всё ещё имеет авторитет, чтобы господствовать над миром, и злоупотребляет этим авторитетом. Мы часто разрушаем его, постоянно смотрим на наше преимущество, но не на общее положение. Таким образом, мы разрушаем не только нашу жилую землю, но разрушаем также отношения с людьми, с которыми мы живём.
И что мы, в-третьих, видим? О чём мы можем в настоящее время читать? Бог сотворил нас, чтобы мы жили в общении. Об этом мы читаем в ст.26 этой же главы: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему…».
Бог, как Триединый Бог, имеет в Себе тесное общение: Отец, Сын и Святой Дух. Этот принцип общения внутри Триединства мы прообразно уже видим в Ветхом Завете в жертвеннике всесожжения.
Напоминаю вам, что как жертва всесожжения, так и сам жертвенник являются прообразом Господа Иисуса. А поскольку мы рассматриваем сегодня Божию милость или Божию благодать, то мы должны учесть, что Божия благодать пришла к нам через Господа Иисуса, как написано в Евангелии от Ин.1,16-17: «И от полноты Его все мы приняли и благодать на благодать, 17 ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа».
Удивительным является тот факт, что буквальным образом мы это видим в размерах жертвенника всесожжения. Читаю из книги Исх.27,1: «И сделай жертвенник из дерева ситтим длиною пяти локтей и шириною пяти локтей, так чтобы он был четыреугольный, и вышиною трёх локтей».
Размеры жертвенника по земле: «длиною пяти локтей и шириною пяти локтей». Число пять символизирует Божию благодать, а носителем или исполнителем этой благодати является Господь Иисус, поэтому и читаем: «благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа».
А если учтём тот факт, что Господь Иисус пришёл к нам на землю в плоти, чтобы снова установить общение людей с Богом, то также поймём, почему высота жертвенника равнялась трём локтям. Три локтя вверх, в направлении неба. Число три символизирует общение. Самое лучшее и тесное общение мы находим в Триединстве: Отец, Сын и Святой Дух.
Бог не является монадой. Это значит, что Он существует не в единственном числе, а как я уже отметил, Он представляет собой Триединство. Три личности и в то же время – одно целое, неделимое. Всё, что в мире существует, начиная с атомов и кончая планетами, имеет элементы жизни, обладает частью Божественного Духа, иначе говоря, обладает монадой, обладает единственностью.
Уже от вечности Бог не парит один в Своём царстве, но Бог является, так сказать, первым университетом, является единством во всём многообразии. Бог – это Триединый Бог. Бог есть, так сказать, существом взаимосвязи и навеки останется в общении. Почему Бог есть любовь? Не на основании Евангелия Ин.3,16: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного…».
Знаете ли вы всё же, почему Бог есть любовь? Об этом Иисус говорит в этом же Евангелии в гл.17,24: «Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне, потому что возлюбил Меня прежде основания мира».
Как Сын всегда любил Отца, так и Отец в Святом Духе всегда любил Сына. Это значит, что Бог, в Котором мы видим Отца, Сына и Святого Духа, в Своей сущности отличается общением. И этот Бог сказал: «сотворим человека по образу Нашему по подобию Нашему…» в отношении жизни, как мы это делаем.
Поэтому апостол Павел описывает отношения между Христом и христианами, как одно целое. Поэтому мы читаем в Библии порядка 196 раз о том, что Христос в нас живёт, а мы – в Нём. В этом мы видим теснейшее общение, какое только может быть. Для этого созданы дети Божии.
Теперь ещё раз возникает вопрос: как выглядит вопрос с коррупцией? С коррупцией вопрос выглядит так: отношение лично ко мне, к другим и к Богу повреждается и разрушается. А человек имеет ложное представление о себе, он сам себя не любит, но страстно не желает ни высокомерия, ни чувства неполноценности.
Они оба одинаково ужасны. Я имею ложное представление о моём ближнем, и применяю его, чтобы себя осуществлять или реализовать в жизни. А теперь пойдём дальше и скажем, что я имею ложное представление о Боге. Либо Он является строгим диктатором, либо Он является прадедушкой. В этом мы видим нашу коррупцию.
Четвёртое и последнее. Бог сотворил людей сексуальными. Первую заповедь, которую Бог дал людям, гласит: «И благословил их Бог, говоря: будьте плодовитыми и размножайтесь…» (Быт.1,22).
Бог наделил людей способностью творить, наделил их авторитетом и сделал их способными иметь общение. Затем Он подарил мужчине женщину, а женщине – мужчину, чтобы особым образом жить в общении. Чтобы жить вместе сексуальной жизнью и производить потомков.
Секс является изобретением Бога. Секс – это что-то удивительное, потому что его изобрёл Бог. Впрочем, без секса люди не могли бы размножаться, и сегодня не было бы здесь людей. Секс является Божиим даром. Единственное, что пятнает секс, это теперешний мир. А в принципе секс – это что-то хорошее, потому что он приходит от Бога.
И как выглядит коррупционная версия о сексе? В том, что прекрасно и свято, но продано грязным и дешёвым или пошлым. В этом заключается коррупционная версия секса. Светский мир много говорит сегодня о сексе. Но чаще всего он не всегда готов помочь.
К сожалению, церкви слишком мало говорили о сексе. Совсем медленно они осознают, что это очень важно. Церкви должны говорить о сексе, потому что это подарок Бога. Поэтому и молодые люди знают, о чём речь идёт. Это очень важно!
Во всяком случае, Бог сотворил людей с авторитетом, чтобы жить в общении, как сексуальное существо и со способностью творить. И если мы возьмём эти четыре вещи, пойдём теперь к Коринфянам и посмотрим, как в Коринфе христиане обращались с этими четырьмя вещами. Во всех отношениях они стали коррумпированными. Как они жили в таком состоянии, и что их к этому побуждало?
Пункт первый. Как христиане, они не жили между собой в хороших отношениях. Я прочитаю для этого из 1Кор.1,10-12: «Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений, но чтобы вы соединены были в одном духе и в одних мыслях.
11 Ибо от домашних Хлоиных сделалось мне известным о вас, братия мои, что между вами есть споры. 12 Я разумею то, что у вас говорят: «я Павлов»; «я Аполлосов»; «я Кифин»; «а я Христов»».
Это было небольшое собрание, возможно в начале порядка пятидесяти членов. Но это небольшое собрание уже в то время разделилось на четыре группы! Одна группа говорила: «мы являемся последователями Павла». Другие говорили: «нет, нет, Павел – это не так важно.
Аполлос говорит истину». Третья группа говорила: «нет, нет, Пётр – это скала. Он следует за Христом. Четвёртые говорили: мы совершенно правильно стоим, мы – это Церковь Иисуса».
Это значит, что уже в этих первых маленьких собраниях наблюдались разделения, как сообщает нам об этом апостол Павел. А теперь возникает очень важный вопрос: является ли эта многосторонность конфессий нашей большой силой, или – нашей большой слабостью?
Это зависит от того, понимаю я эту многосторонность как Божию многосторонность, или я заигрываю с этими конфессиями. Итак, эта многосторонность является либо нашей силой, либо нашей слабостью. Но это зависит от того, с какой точки зрения мы это рассматриваем.
Во всяком случае, положение в Коринфе было нездоровым, там были разделения. В этом собрании между верующими не было добрых отношений.
Пункт второй. В этом собрании наблюдались сексуальные извращения. Обратимся для этого к 1Кор.5,1: «Есть верный слух, что у вас появилось блудодеяние, и притом такое блудодеяние, какого не слышно даже у язычников, что некто вместо жены имеет жену отца своего».
Это значит, что в этом собрании находился такой человек, который спал со своей мачехой. Несмотря на то, что эта женщина была замужем за отцом этого человека, она жила с ним сексуальной жизнью. Но мы должны понять, что в Коринфском собрании существовали тогда довольно дикие обычаи.
Если правильно выразиться, то там существовала так называемая проституция в храме. В храмах языческих религий наблюдались тогда проституционные общения, которые назывались религиозным или святым актом. Эти религии создавали общения мужчины для мужчин.
А христиане думали: если это для здоровья хорошо, то и нам это не повредит. Таким образом, сексуальное извращение не только допускалось, но и прославлялось. Так как они говорили: мы свободны. Поэтому я могу иметь секс с моей мачехой. Я свободный человек.
Это благодать. И что мы по этому поводу скажем? В Ветхом Завете за такой блуд побивали камнями. А ведь этим блудом занимались в Коринфском собрании дети Божии! Во время благодати Бог не убивает таких искупленных на месте преступления. Это действительно Божия благодать, которой многие верующие злоупотребляют.
Третий пункт. Верующие в Коринфе увлекали друг друга на мирской суд. Обратимся по этому поводу к 1Кор.6,1, где Павел говорит о следующей проблеме: «Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?».
Вместо того, чтобы в спорном вопросе верующие в собрании прощали друг другу, они идут со своими проблемами к неверующему судье. Вместо того, чтобы друг другу прощать, каждый из них смотрел на своё преимущество и хотел доказать свою правоту, как читаем дальше в ст.6-7:
«Но брат с братом судится, и притом перед неверными. 7 И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?».
Четвёртый пункт. В гл.11 апостол Павел описывает вечерю, которую уже первые христиане праздновали как праздник любви. В этот праздник христиане собирались, чтобы вспоминать о любви Господа Иисуса, о Его смерти и воскресении. Но во время празднования вечери Коринфяне напивались и объедались.
Эту аморальность Коринфян Павел показывает нам в ст.17-18: «Но, предлагая сие, не хвалю вас, что вы собираетесь не на лучшее, а на худшее. 18 Ибо, во-первых, слышу, что, когда вы собираетесь в церковь, между вами бывают разделения, чему отчасти и верю».
И далее Павел пишет в ст.21-22: «ибо всякий поспешает прежде других есть свою пищу, так что иной бывает голоден, а иной упивается. 22 Разве у вас нет домов на то, чтобы есть и пить? Или пренебрегаете церковь Божию и унижаете неимущих? Что сказать вам? похвалить ли вас за это? Не похвалю».
Это значит, что Коринфяне праздновали тогда вечерю воспоминания не так, как мы сегодня. Мы едим один укус хлеба и пьём один глоток вина. А Коринфяне хорошо наедались хлеба и даже напивались вином. Короче говоря, празднование вечери они превращали в настоящий буфет.
Некоторые из них приходили в собрание рано, хорошо набивали желудок хлебом и напивались вином. А те, которые позже приходили, ничего больше не имели. А Павел говорит им: «дорогие друзья, это – катастрофа, это неверно, что вы здесь делаете?». Таковы были христиане в Коринфе.
А теперь предположим, что в вашем населённом пункте имеется такое христианское собрание. Многие члены этого собрания каждое воскресное утро перед богослужением напиваются. Они регулярно обращаются в городской суд. Он живут извращённой сексуальной жизнью и постоянно разделяются в собрании на различные группы, на различные партии.
Как вы назвали бы таких христиан? Теперь последует неожиданный ответ, последует сюрприз. Знаете ли вы, как Павел называет таких христиан? Поэтому вернёмся к началу первого Послания Павла Коринфянам. Там в ст.1-8 читаем: «Павел, волею Божиею призванный Апостол Иисуса Христа, и Сосфен брат,
2 церкви Божией, находящейся в Коринфе, освящённым во Христе Иисусе, призванным святым, со всеми призывающими имя Господа нашего Иисуса Христа, во всяком месте, у них и у нас: 3 благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
4 Непрестанно благодарю Бога моего за вас, ради благодати Божией, дарованной вам во Христе Иисусе, 5 потому что в Нём вы обогатились всем, всяким словом и всяким познанием, — 6 ибо свидетельство Христово утвердилось в вас, —
7 так что вы не имеете недостатка ни в каком даровании, ожидая явления Господа нашего Иисуса Христа, 8 Который и утвердит вас до конца, чтобы вам быть неповинными в день Господа нашего Иисуса Христа».
И знаете ли, дорогие братья и сёстры, что во всём этом вопросе является ударом молотка? Христиан в Коринфе, о которых мы только что говорили, Павел называет святыми! Поэтому мы и сегодня ещё раз спрашиваем себя: что значит, святые?
Святые – это значит, что Бог отделил их от мира сего для Себя. А Павел напоминает этим христианам о том, кем они стали во Христе: «церкви Божией, находящейся в Коринфе, освящённым во Христе Иисусе, призванным святым».
Это значит, что вы, Коринфяне, поставлены во Христе на сторону Бога. Это значит, что Бог не отказывается от них. Бог воодушевляет их через Павла и напоминает им, кем они для Него являются во Христе Иисусе. Это очень мощно и радостно знать, что Бог никогда не откажется ни от одного искупленного кровью Иисуса.
Именно в этом мы видим силу Божией благодати. Павел ободряет этих христиан в Коринфе, которые далеко не являются примером. Он призывает их к тому, чтобы они стремились стать лучшими христианами, и напоминает им о том, что во Христе Иисусе они остаются святыми. Аминь.