Сомнение и вера, часть вторая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Сомнение и вера». Сегодня вторая, заключительная часть. В отношении честного пребывания в сомнении для тех, которые сомневаются, я желаю сказать: честно сомневающийся должен сомневаться в своём сомнении.Ибо каждый скептицизм, то есть каждое предположение, каждое сомнение в отношении какого-то факта, или какого-то высказывания, и моё сомнение основаны на предположении, которые я не могу доказать, как и веру.
Поэтому каждое сомнение, каким бы скептичным или циничным оно не было, в принципе является альтернативой веры, то есть выбором между двумя возможностями. К примеру, один человек говорит: «я верю, что Бог есть». Это – его вера. Другой говорит: «я верю, что Бога нет». Это тоже вера.
Вы должны во что-то одно верить, но вы должны также размышлять и подумать о своём неверии, ибо как вера, так и неверие основаны на принятии, которое вы не можете доказать. Иногда, только, между прочим, маленький совет часто приводит к беседе.
Если люди говорят: нет Бога, всё это одни глупости, тогда я спрашиваю людей, которые так рассуждают. Я им говорю: вы соглашаетесь с тем, что о всех вещах вселенной, о которых можно было бы знать, вы знаете меньше, чем половину?
Если мой собеседник более-менее нормальный, то он говорит: «я знаю не только меньше, чем половину. В лучшем случае, я знаю всего лишь несколько процентов о всех этих вещах, о которых во вселенной можно знать».
Тогда я говорю: «хорошо. Если ты соглашаешься, что от всего, что можно знать, знаешь меньше половины. Не возможно ли такое, что в другой половине, которую ты не знаешь, существует Бог?». Интеллигентный человек всегда должен с этим соглашаться.
Ибо, в противном случае, он является не простым сомневающимся, а является игнорирующим сомневающимся, или умышленно сомневающимся. Я убеждён и свидетельствую сегодня здесь, что большинство людей в нашей культуре прекрасно знают, что Бог существует, что существует более высокое существо.
Но это знание люди сознательно оттесняют. Поэтому это не сомнение, но, это сознательное оттеснение. О сомнении христиан Библия сообщает нам, что это нечестные сомневающиеся, как читаем в Послании Иакова гл.1,5-7: «Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, — и дастся ему.
6 Но да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен морской волне, ветром поднимаемой и развеваемой. 7 Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа».
Здесь речь идёт о сомневающемся, о человеке «с двоящимися мыслями», который «не твёрд во всех путях своих» (Иак.1,8). Греческое слово для этого выражения гласит «dipsuchos». «Человек с двоящимися мыслями» = «dipsuchos».
Это значит «двоедушный», или «dilouos» = двуличный, лицемерный. Такие христиане называются «двоедушными». Это значит, что с одной стороны они признают, что верят в Иисуса, а с другой стороны они вообще больше не считаются с тем, что Господь Иисус может что-то сделать.
Это значит, что они хотя и свидетельствуют о своей вере, но, с другой стороны, они отрицают свою веру, потому что от Бога они вообще ничего не ожидают. Таких людей Библия называет двоедушными. В другом переводе Библии Святой Дух называет их более точно «двусердечными». Такие люди игнорируют все доказательства существования Бога, и они хотят вам сказать, что Бога вообще не слышно.
Мартин Лёйт Джонсон говорит о таких христианах: главной проблемой маловерных заключается в том, что они мало думают. Иисус говорит в Евангелии от Лк.12,27 «Посмотрите на лилии, как они растут…» и размышляйте о них.
Но многие люди не хотят думать и размышлять о том, что говорит Библия. Их мысли вращаются в определённом кругу. Истинная вера размышляет также о Божиих обетованиях. И это очень важно, при сомнениях это очень существенно, чтобы вы не пребывали только в вашем сомнении и постоянно как в ступе толкли эти сомнения.
Разве только вы прервёте ваши сомнения и скажете: «теперь и я послушаю, посмотрю на лилии, на воронов, на траву, на звёзды, и поразмыслю над тем, откуда всё это происходит!
Всё это поможет нам, но сегодня я хочу сконцентрироваться на законном сомнении и поговорить о том, как мы обращаемся с сомнением, если оно возникает в нашей жизни? Как я выше уже упомянул, что имею такое преимущество проповедывать Слово Божие во многих частях мира сего.
И я делаю это охотно. И на протяжении многих лет я понял, что сказанное мною Слово совершает в сердцах людей революцию. И если то, что я говорю, не соответствует истине, тогда я стану величайшим искусителем, величайшим лжецом. А в моих сомнениях, которые я часто имею, я иногда думал: я не могу больше так делать.
Я могу сказать, и это довольно часто случалось, что я, как и сегодня, стоял за кафедрой, проповедывал Слово Божие, и не мог верить в то, что я проповедую. Однако я продолжал проповедывать, но я не мог себе верить.
Тогда я думал о себе: ты лицемер, ты проповедуешь о том, во что сам не веришь. Так продолжалось много лет. Затем я подумал, что покончу со всем этим проповедыванием, потому что с моей стороны это нечестно.
Однажды я вошёл в своё бюро и увидел на столе письмо, потому что по почте приходят всякие вещи. Я не имел никакого представления, откуда, от какого евангелиста могло придти это письмо. В центре этого письма стояло предложение: «если ты не можешь больше верить Евангелию, то пойди на улицу и проповедуй его».
Это предложение возбудило во мне что-то. Сначала я подумал: такая глупость. Это же противоречие. Затем я дважды это обдумал, что никогда не повредит. Затем я подумал о том, что говорил Господь Иисус: «и познаете истину, и истина сделает вас свободными».
Поэтому, убеждён ты в этом или нет, это почти всё равно, проповедуй истину, и люди станут свободными. С этого дня я имел совершенную свободу проповедывать истину, независимо от того, верю я или не верю. Это существенно.
Важно то, чтобы проповедывать истину. Можете ли вы в этот момент верить на основании продиктованных чувств, интуитивно, или нет, но вы должны проповедывать, хотя это трагично. Поэтому это является моей обязанностью, проповедывать истину и тогда, когда я в этом сомневаюсь.
Это мне очень нравится в нашем главном тексте, в Евангелии от Мтф.28,16-17: «Одиннадцать же учеников пошли в Галилею, на гору, куда повелел им Иисус, 17 и, увидев Его, поклонились Ему, а иные усомнились».
Так ли это, или мы замечаем здесь какой-нибудь трюк? И знаете ли, что Иисус затем сказал этим сомневающимся? Он даже не обращает внимание на их сомнения, а говорит далее в ст.18-20:
«И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. 19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, 20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века».
Иисус не сказал: вы, которые Мне поклонились, идите и проповедуйте, а те, которые усомнились: походите ещё три года в библейскую школу. Я надеюсь, что затем и вы сможете пойти проповедывать. Нет, Господь Иисус обоим группам сказал: идите!
И знаете ли, почему все могут пойти? Иисус сказал, и я эти слова ещё раз повторю: «И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. 19 Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа».
Почему мы идём проповедывать, почему мы служим Господу Иисусу? Не потому, что мы являемся убеждёнными христианами, но потому что Иисус имеет всякую власть! Это является основой, или причиной, почему я проповедую. Сомнение не является основой, не является причиной, что Господь Иисус не может вас использовать на служении.
Второй пункт: Как я поступаю с моим сомнением?
Что я делаю, если имею фундаментальное сомнение в Боге и Его Слове? Я осматриваюсь в этом мире и смотрю, чтό этот мир мне ещё предлагает. Я этим интересуюсь, потому что я так вовлечён в философию, в другие религии, в материализм, в эдонизм (наслаждение), во всё, что можно найти в этом мире.
И знаете ли, что при этом я обнаружил? Большинство из вас, более преклонного возраста, уже открыли эту тайну: этот мир не может много предложить человеку. Мир вообще не может предложить человеку ничего.
Об этом Господь Иисус говорит в Евангелии от Ин.6,54-56 «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. 55 Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питиё. 56 Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём».
Если я людям об этом скажу, то для них это будет слишком много, поэтому они все убегут. Затем Иисус спрашивает Своих учеников: «не хотите ли и вы отойти?». Затем Пётр говорит эти мощные слова: «Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни».
А если я сомневаюсь в Иисусе Христе, в Его любви, в Его существовании, тогда я обернусь и смотрю, что мир сей может мне ещё дать? И знаете ли вы, что я установил: немногое имеется в этом мире. Если вы мне дадите выбор между двумя возможностями, которые намного лучше, чем Иисус Христос, то я приму это предложение. Но я ещё не нашёл такого выбора.
Третий пункт: Что я ещё делаю, когда сомневаюсь?
Тогда я иду с Богом гулять и рассказываю Ему о моём сомнении. Теперь вы подумаете: почему этот тип идёт с Богом гулять, если он сомневается в том, что Бог вообще существует? Причина заключается в том, что я желаю оставаться объективным. Я знаю возможность, что Бог существует, что Он всегда здесь.
Я иду с Богом гулять и говорю Ему: «дорогой Господь Иисус, хотя я сейчас не верю, что Ты существуешь, но я, тем не менее, говорю с Тобой. Если Ты существуешь, то это хорошо, а если нет, то я говорю с воздухом». Господу Иисусу я говорю всё, что я думаю и чувствую, говорю Ему о моём сомнении и о моём неверии.
И знаете, что при этом хорошо? Если я всегда честно веду себя с Господом Иисусом и говорю, то и Он всегда со мной честен и открыт. Без исключения Господь Иисус дарит мне всегда уверенность. Он говорит мне: «Ганс Пётр, всё хорошо, делай так дальше».
Впрочем, я хотел вам ещё что-то сообщить, о чём я и сам долго не знал. Знаете ли вы, что вы никогда не можете разочаровать Господа Иисуса? Никогда! Ибо, чтобы иметь возможность разочаровать Иисуса, Он должен был бы разочароваться в вас уже до этого.
Но он не разочаровывается в вас, потому что Он вас точно знает. Ведь мы же читаем в Библии, что Бог является сердцеведцем. Он знал вас уже до основания мира, когда вас ещё не было. Привожу для этого два важнейших места Писания. Во-первых, что Бог знал вас до основания мира. Читаю из послания Рим.8,29 «Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями».
Бог предузнал вас до основания мира, хотя в то время людей ещё не было, потому что Бог является всезнающим! Он в начале знает, что будет в конце. Об этом читаем у пророка Ис.46,10: «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времён то, что ещё не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и всё, что Мне угодно, Я сделаю».
Второе место о том, что Бог является сердцеведцем, мы находим в книге Д.Ап.15,8: «и Сердцеведец Бог дал им свидетельство, даровав им Духа Святого, как и нам».
Разочаровать вы можете только людей. Вы можете им что-то ложное рассказать, ввести их в заблуждение. А затем вы заметите, где вы в действительности находитесь, потому что люди поймут, что вы их разочаровали. Бога вы никогда не можете разочаровать. Поэтому мы можем быть перед Ним честными.
И если во время нашей молитвы мы говорим такие вещи, как мы это вовсе не думали, то это является с нашей стороны глупостью. Мы должны быть честными. Знаете ли вы, что Господь Иисус всегда любил? Честность! И знаете ли вы, с кем Иисус имеет величайшие проблемы? С лицемерами. Всё остальное для Него было не так важно.
Но с лицемерами Он всегда имел пробемы. Впрочем, это были фарисеи. Мы, которые называем себя евангельскими христианами, больше всех родственны с фарисеями. Мы, как евангельские христиане, должны быть очень осторожными, чтобы говорить о фарисеях, считая, что мы стоим выше этих фарисеев.
Фарисеи живут в нас! Ибо мы, как и фарисеи, очень серьёзно относимся к Библии. Фарисейство широко распространено среди евангельских христиан. Это я так, между прочим, вам заметил. Что я ещё делаю, если сомневаюсь? Я рассматриваю Божие творение. Лично мне это очень помогает.
Я поднимаюсь в своей местности на горы, любуюсь закатом солнца, смотрю на птиц, я рассматриваю детские глаза, поэтому я знаю, что Бог должен существовать. Это помогает мне в моём сомнении. И ещё последнее, что я делаю, когда я сомневаюсь.
И этому я научился. Я благодарю Бога за мои сомнения. Этому учит нас Библия, чтобы мы за всё и всегда благодарили Бога, как читаем в 1Фес.5,18 «За всё благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе».
А в Послании Ефесянам апостол Павел идёт ещё на один шаг дальше и говорит, чтобы мы «всегда за всё Бога» благодарили. Читаю послание Еф.5,20: «благодаря всегда за всё Бога и Отца, во имя Господа нашего Иисуса Христа».
Это значит, Бог нам говорит, чтобы мы за всё и всегда благодарили Бога. Тогда мы должны Бога благодарить и за наши сомнения. А поскольку я эти сомнения не хочу иметь, то я могу только просить Бога: убери от меня эти сомнения, я не хочу их иметь. Но Бог оставляет их мне. А для этого должна быть причина.
Так я научился за всё благодарить Бога. Я думаю, что причина, почему Бог оставляет мне мои сомнения, заключается в том, что я много занимаюсь исследованием Библии, чтобы я вообще мог жить. Жить духовной жизнью в моей жизни веры. Возможно, что по этой причине я делаю то, что я сегодня делаю.
В заключение хочу вам ещё сказать, что мне помогает, когда я сомневаюсь. В такой момент я концентрируюсь на Господе Иисусе, а не на моих сомнениях и не на мою веру. Кто-то однажды написал такие слова.
Мы говорим: «смотри, Господь Иисус, как я посещаю собрание». А Христос говорит: «ты лучше смотри, как Я висел на Голгофском кресте».
Мы говорим: «смотри, как великодушно я жертвую свои деньги». А Христос говорит: «ты лучше смотри, как Я отдал Свою жизнь».
Мы говорим: «смотри, как верно я признаю свои грехи». А Христос говорит: «смотри, как Я убрал твои грехи».
Мы говорим: «смотри, как я борюсь с грехами». А Христос говорит: «ты лучше смотри, как Я за твои грехи умер».
Мы говорим: «смотри, как я говорю языками». А Христос говорит: «ты лучше смотри, как Я в любви говорю».
Мы говорим: «смотри, насколько я успешен». А Христос говорит: «смотри, насколько успешны Моя смерть и Моё воскресение».
Это значит, что мы концентрируемся больше на нашу веру, на наше положение перед Богом. А именно это вызывает в нас сомнение, потому что в самом себе я всегда должен сомневаться. Отверните ваш взгляд от себя и смотрите на то, что делает Христос.
И это является удивительным исцеляющим средством в нашей жизни сомнения. В заключение нашей сегодняшней проповеди я хочу ещё отметить: что же является решающим вопросом? Этот вопрос заключается в следующем: является ли Бог лжецом или нет?
Существует такая история, которая происходит из Шотландии. Оттуда исходят многие истории. В этой истории, которую я хочу вам рассказать об одной старой женщине по имени Нана. «Neni, old Neni», «Нана, старая Нана». В Шотландии эта старая Нана жила одна в шалаше. Она была бедная и привязана к кровати, но она была богата верою.
Молодой пастор, который постоянно её посещал, посещал её не потому, что стремился её утешить, но он сам нуждался в её утешении. Он многому от неё научился. Однажды этот молодой пастор подумал: теперь я проверю веру Наны.
Поэтому он ей говорит: «Нана, предположим, что, несмотря на все твои молитвы, несмотря на всё твоё доверие, Бог, в конечном счёте, тебя всё же не примет, и отвергнет тебя. Что тогда?»
История дальше говорит, что Нана подпёрла голову локтем, и, смотря молодому пастору в глаза, сказала: «и ты не слишком далеко ушёл. Почему Бог должен меня отвергнуть? Если Бог меня отвергнет, то Он является величайшим проигравшим.
Если Он меня отвергнет, тогда я потеряю свою душу. Это очень болезненно! Но тогда Бог потеряет Свой характер. Ибо Бог знает, что мою душу и всю мою надежду я построила на Боге. А если они будут сломаны, тогда вся вселенная может утонуть, тогда Бог является лжецом».
Нана знала своего Бога. То же самое я могу сказать и о себе: если Бог меня однажды отвергнет, тогда Он является величайшим проигравшим. Ибо Он знает, что, в конечном счёте, я всю мою жизнь строю на Нём. И если Он не сдержит Своих обещаний, то Он будет лжецом. А этому я не верю. Поэтому я имею такую уверенность в своём спасении.
Поэтому я могу весело идти с Господом Иисусом, что, в конечном счёте, не от меня зависит. Если я даже имею сомнения, которые меня подкапывают, то Бог будет меня постоянно хранить. Поэтому я радуюсь быть христианином. Поэтому без всякого принуждения, мы свободно можем жить со Христом в вере и с нашими сомнениями. Аминь.