Бог видит сердца людей, часть третья
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Продолжаем рассмотрение темы «Бог видит сердца людей». Сегодня третья часть. Вторую часть мы закончили на том, что, если мы правильно стоим в Слове Божием, то богобоязнь должна нам препятствовать всевозможному служению в плоти.
И если это препятствие у нас не наблюдается, то это значит, что Христос не стоит должным образом перед нашими глазами. В конечном счёте, богобоязнь – это такое состояние, при котором Господь Иисус, а не преходящие вещи мира сего, стоит у нас на первом месте, где Он и должен стоять.
Ибо и закон имеет ту привилегию Слова Божиего, быть преходящим. Как только Бог становится в глазах людей великим, то у них возникает богобоязнь. В отношении этого вопроса человек может даже не проявлять особой заботы.
Существует лишь один факт возникновения богобоязни в человеке. Это будет тогда, когда Христос станет великим в сердце человека. Богобоязнь есть истина. Чем сильней преображается в нас Христос, тем сильнее этот факт пронизывает нас истиной, и мы лучше познаём нашего Господа Иисуса.
Через пророка Иеремию Бог говорил к дому Иакова. Я не буду сейчас говорить о пророчестве этого места Писания, но скажу только одно предложение. При этом ещё замечу, что на языке пророчества имя Иаков означает «Евреи без Бога». Поэтому Господь Иисус говорит в книге пророка Ис.10,21: «Остаток обратится, остаток Иакова — к Богу сильному».
А у пророка Иеремии Святой Дух называет их глупым и неразумным народом, которые не видят своими глазами. Читаю в гл.5,21: «выслушай это, народ глупый и неразумный, у которого есть глаза, а не видит, у которого есть уши, а не слышит».
Ведь каждый человек знает, если смотреть в направлении одного предмета, то невозможно видеть то, что находится за спиной, потому что за своей спиной, в таком случае, невозможно что-то видеть. Поэтому Христос должен быть поставлен перед нашими глазами, иначе мы не будем Его видеть.
Поэтому в ст.22 этой же главы мы читаем о призыве Господа Иисуса: «Меня ли вы не боитесь, говорит Господь, предо Мною ли не трепещете?». Это значит, что Господь должен стоять перед нами, а мы – перед Ним! И мы должны помнить, что Сам Господь, Его Слово и Его имя являются одним целым!
И их мы не можем разделить. У Него это совершенно иначе, чем у нас. При общении со Святым Писанием Господь Иисус вводит нас в глубокое общение с Ним. Выше я привёл только часть ст.22.
Хотя вторая часть этого стиха не имеет отношения к нашей теме, но я приведу её, потому что она послужила для меня поводом к тому, чтобы выработать большую тему под названием «Порядок в Божием творении». Прекрасная тема! Она имеется на нашем сайте.
Итак привожу вторую часть ст.22: «Я положил песок границею морю, вечным пределом, которого (море) не перейдёт; и хотя волны его устремляются, но превозмочь не могут; хотя они бушуют, но переступить его не могут».
В книге Исаии в гл.66,2 Господь Иисус сообщает нам о Своей особой воле: «А вот на этого Я призрю (и на кого же?): на смиренного и сокрушённого духом и на трепещущего пред словом Моим».
Тогда у нас возникает вопрос: что будет, если я не трепещу перед Его Словом? Это совершенно просто: тогда мы Его не боимся, тогда у нас нет богобоязни. Писаное Слово Божие, которое мы читаем или слушаем, должно нас привести к истине.
А если у нас нет богобоязни, то мы не позволяем Святому Духу привести нас к истине. Почему нет? Потому что Христос не стоит перед нашими глазами. Наш Господь Иисус желает, чтобы мы Его боялись, то есть, чтобы мы перед Ним благоговели.
Дорогие братья и сёстры, наша богобоязнь не является рабской боязнью, но настоящей богобоязнью, чтобы мы не возвышались перед Богом. Подробно я этот вопрос осветил в проповеди «Должны ли мы Бога бояться?». Повторяю: наша богобоязнь перед Богом будет настоящей боязнью, если мы не будем пытаться возвышаться перед Богом.
Но один это однажды сделал. Он хотел свой письменный стол поставить над Божиим троном. Если мы это сделаем, то всем нам будет недоставать богобоязни. Хотя среди современных верующих имеется много таких, которые утверждают, что они имеют богобоязнь.
Но это не соответствует действительности, потому что Слово Божие говорит в Евангелии от Мтф.7,16 «По плодам их узнаете их…». Многие верующие, читают Слово Божие, но едва ещё знают, с чего начать и что с ним делать. В этом мы видим нужду сегодняшнего времени.
Поэтому хочу вам сказать, что можете быть очень благодарными, если ваше собрание живое, если проповеди и разбор Слова поставлены на должную духовную высоту, если вам проповедуют истину, и если ваши проповедники неоплачиваемые, то есть, трудятся для прославления Господа Иисуса и духовного роста членов собрания.
А если мы рассмотрим плоды, о которых Господь Иисус говорит в Мтф.7,16, то этими плодами часто являются колоквинты, как читаем в 4Цар.4,39: «И вышел один из них (из сынов пророков) в поле собирать овощи, и нашёл дикое вьющееся растение, и набрал с него диких плодов полную одежду свою; и пришёл и накрошил их в котёл с похлебкою, так как они не знали их».
Хотя в проповеди «Кто может наслаждаться без Господа» мы недавно рассматривали эти колоквинты, но, как говорится в пословице «из песни слова не выкинешь», то я и сегодня не могу, молча обойти эти колоквинты, так как они являются неотъемлемым элементом сегодняшней темы.
Но случилось так, как читаем в ст.40: «И налили им есть. Но как скоро они стали есть похлёбку, то подняли крик и говорили: смерть в котле, человек Божий! И не могли есть»… «смерть в котле!». В этом выражении мы, к сожалению, часто видим плод верующих сегодня.
Эти плоды были очень красивыми, приятные на вид. Поэтому один из сынов пророческих набрал их полную одежду. Хотя на внешний вид они были такими красивыми, но когда их стали есть, то подняли крик: «смерть в котле». Согласно Быт.3,6 уже для Евы запрещённые плоды были приятны для глаз и вожделенны.
И то, что говорил змей, было для неё приятно и вожделенно, ибо, в противном случае, она не протянула бы руки к этому плоду. Но после этого для Евы и Адама «в котле оказалась смерть», как читаем в книге Быт.3,19: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься».
Где мы находим наше возвращение в землю, там приходит наша смерть. Если сегодня верующие пишут клеветнические письма и книги о детях света, то это ничто иное, как колоквинты. Обращаю ваше внимание на этот факт.
Господь Иисус строжайшим образом запрещает и наказывает этот грех, как Он это запретил Еве. Все сыновья пророков, хотя не были причастны в сборе колоквинтов, как и Адам, который сам не срывал с дерева запретный плод, тем не менее, были подвержены смерти.
А теперь мы познаем с вами, что-то потрясающее. Обратимся для этого к 3Цар.6,18. Там мы находим в храме Соломона резьбу по дереву: «На кедрах (кедровых досках) внутри храма были вырезаны колоквинты и распускающиеся цветы; всё было покрыто кедром, камня не видно было».
Здесь мы видим два изображения резьбы по дереву. Это очень интересно. Как видим внутри храма, стены которого были обшиты кедровыми досками, мы находим на стенах два удивительных вида резьбы: колоквинты и распускающиеся цветы. Для чего Соломон это сделал?
В храме следовало проповедывать истину. Первая истина, в лице колоквинтов, указывает на нашу смерть. Человек должен помнить о том, что он является смертным. С уверенностью могу сказать, что здесь имеется также ввиду сообщение из послания Рим.6,23: «Ибо возмездие за грех – смерть…».
В оригинале читаем: «плата за грех – смерть». В более глубоком, расширенном смысле это изображение указывает на смерть Иисуса. Распускающиеся цветы, в которых мы находим вторую истину, указывают на новую жизнь через Слово Божие. Эту новую жизнь мы находим при рождении свыше кающегося человека.
А видима она станет для каждого кающегося, который верил в Иисуса, при воскресении. Но в первую очередь в колоквинтах мы видим смерть Иисуса, а в распускающихся цветах – воскресение Господа Иисуса. Распускающиеся цветы указывают на новую, жизнь вечную, указывают на победу Иисуса над смертью.
Например, тюльпаны мне нравятся больше всего, когда они только начинают распускаться. Тогда мы видим их во всей красоте. А в этой резьбе мы образно видим в них жизнь. Они распускаются в своей действенности, в их жизни. А когда лепестки цветка уже начинают вянуть и обвисать вниз к земле, то мы знаем, что для них это означает смерть.
Тогда мы выбрасываем их из вазы в мусор. На основании участия Иисуса в нашей смерти, нам дана жизнь вечная. Итак, смерть и жизнь мы видим в храме Соломона, во святилище, а также на Господе Иисусе Христе, нашем Искупителе.
Он умер, а затем пришло, как эти распускающиеся цветы, воскресение. Точно так это происходит и с нами. Сегодня мы ещё живём, но Писание говорит в послании Евр.9,27: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд».
Но все спасённые, искупленные кровью Иисуса, могут не бояться этого вопроса. Этот суд над нашими грехами Господь Иисус взял на Себя. Со стороны Адама все люди мира сего связаны со смертью.
Но благо тому, кто во время своей жизни в плоти пришёл или придёт ещё со своими грехами к Иисусу Христу, получил или получит прощение своих грехов и жизнь вечную. В отношении всех спасённых, Слово Божие говорит, что вторая смерть не имеет над ними власти. Нам следует только в это верить.
Однако Бог не только знает сердца людей, но и испытывает их. Поэтому, как я обещал в начале данной проповеди, мы продолжим данную проповедь под названием «Бог испытывает сердца людей». Для этого мы обратимся теперь к посланию Рим.8,27-28:
«Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по воле Божией. 28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, всё содействует ко благу».
Дело Божие через все домостроительства и времена очень и очень велико. Вершину всех времён мы видим во времени благодати, в котором мы простейшим образом освобождаемся от наших грехов. Этого времени никогда ещё не было, и никогда после времени благодати больше не будет.
Главный смысл благодати заключается в том, что на основании прихода с нашими грехами ко Христу, и получения прощения, мы связаны с вечностью. Никогда мы не могли бы достичь этого на основании активности человека. Этого достигла слава дела Господа Иисуса на Голгофском кресте.
Всё же, в каком горьком, незавидном положении находились ветхозаветники. Миллионы жертв животных, которые на протяжении длительного времени были даны только для очищения плоти. Читаю послание Евр.9,13 «Ибо если кровь тельцов и козлов и пепел телицы, через окропление, освящает осквернённых, дабы чисто было тело».
Не является ли это горьким делом, получать только очищение тела? Мы знаем нашу плоть. Поэтому ветхозаветники не могли через кровь животных быть связанными с вечностью. Только истинная Жертва Христа смогла нас связать с вечностью в Божией славе.
Даже если мы ещё находимся в плоти на земле, то мы испытаем это, потому что Бог обещал эту связь всем, кто с покаянием, как погибший грешник придёт ко Христу. Это очень простое дело, и каждый человек может прийти к Господу с покаянием, если он от всего сердца и откровенно перед Богом желает этого.
Но на этом заботы Бога о нас людях далеко ещё не закончены. И после нашего спасения Господь Иисус постоянно ходит за нами. Он помогает нам во всех ситуациях, и желает нас продвинуть вперёд в нашей вере. Он желает, чтобы наше хождение мы подчинили Его святой воле.
Но у Господа Иисуса это происходит не так быстро, потому что мы не всегда так сразу этого желаем. Поэтому Бог вынужден проявлять много заботы, чтобы продвинуть нас в нашей жизни веры хотя бы на один шаг.
Но наша плоть так запрограммирована, что этого продвижения мы желаем лишь тогда, когда мы хорошо усвоили какую-нибудь духовную вещь. Но и тогда наше послушание продвигается совсем маленькими шагами, потому что мы смотрим, присматриваемся к тому, что же из этого будет.
Но это не вера! Поэтому верующим так трудно в деле веры продвигаться вперёд. И вся наша духовная жизнь в общении со Христом связана также посредством веры. Это так долго длится, потому что мы слишком мало связаны со Христом. То, о чём я вам выше сообщил, является лишь вступлением к тому, что мы рассмотрим в Рим.8,27-28.
Поэтому приходим теперь к ст.27 этого текста. Главный смысл этого текста мы видим в выражении: «Испытующий же сердца…». Как дети Божии мы должны знать, чтό здесь имеется ввиду, и какие здесь имеются ввиду взаимосвязи. Заранее обращаю ваше внимание, на тот факт, что в обоих стихах этого текста речь идёт только о детях Божиих.
Поэтому мы можем сказать, что Господь Иисус испытывает сердца детей Божиих. Бог испытывает сердца всех Своих детей. Тогда у нас возникает вопрос: почему Бог постоянно испытывает наши сердца? Потому что наши сердца не всегда очищены, и, согласно Иак.4,8, в наших сердцах наблюдается колебание, нерешительность.
У Иакова мы по этому поводу читаем: «Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные». Господь Иисус постоянно испытывает наши сердца, чтобы, как сказано в нашем тексте: «Испытующий же сердца знает». Чтобы Он знал.
Следовательно, Своё знание о нашем духовном состоянии Господь Иисус получает через постоянное испытание сердец Своих искупленных. И при этих испытаниях, которые Господь Иисус Сам проводит в наших сердцах, не бывает каких-либо ошибочных диагнозов.
Поэтому я должен вам сказать, что Господь Иисус знает наши сердца лучше, чем мы сами их познаём. Влияние или воздействие наших сердец со стороны, как добра, так и зла, очень велико. Если мы ходим в духе, то уровень в отношении зла в наших сердцах падает.
А если мы ходим недуховно, тогда сердце так наполняется, что зло может из него даже переливаться. Обратимся по этому поводу к Гал.5,16, где об этом читаем: «Я говорю: поступайте по духу, и вы не будете исполнять вожделений плоти».
Хождение по духу заставляет уровень зла в нас падать. Если верующие постоянно имеют между собой трение, постоянно приходят в соприкосновение с этим миром, то совершенно ясно, что в своих сердцах верующие дают приют, или скрывают такие вещи, которые ещё не были из них удалены. Господь Иисус такого не желает.
При испытании наших сердец, Господь Иисус регистрирует и использует также наши достоинства в наших сердцах. И на этом основании Он смотрит, может ли Он доверять нам определённые задания в Божием Царстве.
Господь Иисус смотрит и видит виражи наших сердец с той целью, сможет ли Он дать нам благословения, которые горами сложены на небесах, может ли Он больше и глубже доверить Слово Божие, может ли Он и дальше обильно нас благословлять. Образно мы это видим в следующих двух примерах.
Мал.3,10: «Принесите все десятины в дом хранилища (то, что нам в духе в Н.З. положено), чтобы в доме Моём была пища, и хотя в этом испытайте Меня, говорит Господь Саваоф: не открою ли Я для вас отверстий небесных и не изолью ли на вас благословения до избытка?».
Рим.9,16: «Итак помилование (в смысле благословения) зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего».
Из сердца импульсы поступают в дух человека, поэтому мы и читаем в нашем тексте: «Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа». А мы можем в этом месте для себя ещё понятней, ещё точней сказать, что является помышлением духа человека.
В соответствии с этим помышлением мы ходим по этой земле в общении с Иисусом. Поэтому необходимо, чтобы мы очищали наши сердца. Мы, но не Иисус. Он этого не сделает, но предоставил этот процесс в ответственность нам, как читаем в 1Ин.3,3: «И всякий, имеющий сию надежду на Него (быть с Ним на небесах), очищает себя так, как Он чист».
Верующие, которые не очищают свои сердца, достойны сожаления. В конечном счёте, подтверждение этого высказывания, мы найдём у судилища Христа. В этом нашем помышлении Господь Иисус судит о нас, не совершая при этом ни одной ошибки, потому что за этим стоит Его совершенство.
На основании Своего совершенства наш Господь Иисус безошибочно судит о состоянии наших сердец, а также о нашем помышлении. А чтобы Он мог нас больше благословлять, то Святой Дух призывает нас в послании Флп.2,5: «Ибо в вас должны быть те же помышления, какие и во Христе Иисусе». (Помышления, но не чувствования!).
В отношении помышления наших сердец мы имеем в этом стихе мощный пример, чтобы мы подражали нашему Господу Иисусу. Поэтому мы больше должны благодарить живого Бога за Его пришествие в плоти в лице Своего Сына, Иисуса Христа, Который мог нам это показать. Новый Завет показывает нам Его хождение, как пример для нас.
А теперь у нас возникает вопрос: как много имеется таких детей света, которые живут в помышлении Иисуса? Поэтому Господь Иисус испытывает наши сердца, чтобы Он знал, какое мы имеем мышление. Мотивы, почему мы то или другое делаем или не делаем, являются для Иисуса решающими, ибо это открывает наше помышление.
Решающими для Господа Иисуса являются не только наши великие слова, или усердие, но помышление наших сердец. Для Господа Иисуса лучше, если мы меньше сделаем, но из очищенных сердец, чем много при неочищенном состоянии.
Радуемся ли мы в Господе, или в нас царит отсутствие интереса, но решающим для Господа Иисуса в таких вопросах являются помышления наших сердец. Смысл помышления гласит: почему я это делаю? Для кого я не делаю то или другое? Почему я это не делаю? Ведь Слово Божие говорит: «Итак, кто разумеет делать добро и не делает, тому грех» (Иак.4,17).
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.