Активность Духа Святого, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Поразмыслим с вами сегодня об активности Святого Духа в нашей жизни. Следовательно, эта тема касается только детей Божиих, которые имеют в себе Святого Духа, в которых этот Святой Дух может действовать или не действовать.
Заранее скажу, что Святой Дух может активно действовать в детях Божиих, если они этого хотят и создают Ему в своих сердцах соответствующие для этой деятельности условия. Это состояние Библия называет «исполняйтесь Духом Святым». Но сегодня мы обсудим этот вопрос с другой точки зрения.
Поэтому обратимся теперь к посланию Рим.8,11-17: «Если же Дух Того, Кто воскресил из мёртвых Иисуса, живёт в вас, то Воскресивший Христа из мёртвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас. 12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;
13 ибо если живёте по плоти, то умрёте, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете. 14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии. 15 Потому что вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!»
16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии. 17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться».
Возьмём это место Писания за наш главный текст. Полное название нашей сегодняшней темы гласит: «Активность Святого Духа в нашей жизни». Когда мы говорим о Святом Духе, то чаще, и прежде всего, думаем о том, что мы имеем Святого Духа, потому что для верующих очень важно: имею я Святого Духа или не имею Его.
Об этом мы читаем также в этом же послании в гл.7,6: «но ныне, умерши для закона, которым были связаны, мы освободились от него, чтобы нам служить Богу в обновлении духа, а не по ветхой букве».
Очень важное, и даже чрезвычайно важное сообщение в отношении нашей темы мы имеем также в гл.8,9: «Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его».
Многих детей Божиих этот вопрос интересует, прежде всего, тем, имеют ли они вообще Святого Духа. Многие из них даже страдают от того, что не видят в себе явных признаков наличия Святого Духа. А если при покаянии человек не получил Святого Духа, следовательно, он остался просто религиозным человеком.
Но наша сегодняшняя тема желает нас увести от этого вопроса. Согласно нашей теме, речь идёт не только о наличии в нас Святого Духа, но больше того, речь идёт о том, может ли Святой Дух активно проявлять себя в нашей жизни?
Возможно, при рассмотрении этой темы мы думаем о великих Божиих мужах, или о великих делах, о харизмах, о дарах духа. Возможно, мы думаем о чём-то особом. Но, почему о чём-то особом? Мы думаем о чём-то особом, потому что оно, возможно, для нас не обязательно, для каждого из нас малого, невзрачного христианина.
Возможно, это для меня слишком высоко, непостижимо? Или же мы думаем о чём-то особенном, потому что «обыкновенное» нас не удовлетворяет? Тогда почему мы не удовлетворены? Возможно, мы замечаем, что мы жалкие несправившиеся неудачники, что мы вновь и вновь терпим неудачи, постоянно падаем.
А путь, данный нам Господом Иисусом, чтобы выйти на свет и открыть в нас грехи, нам кажется затруднительным. Этот путь к смирению, к покаянию и прощению грехов. Всё же, как часто нам это кажется затруднительным! Конечно, мы хотели бы избавиться от вопроса грехов.
Как часто некоторые дети Божии думают: если бы я был исполнен Святым Духом, тогда я больше не грешил бы. А мысль, которая за этим скрывается, гласит: тогда я не должен был бы больше приходить к Господу Иисусу и просить о прощении грехов, приходить на свет с моими грехами и снова от них очищаться.
Возможно, за этим завуалирована и другая мысль: если бы я был исполнен Святым Духом, тогда я был бы сильней, чем грехи, тогда я не должен бы больше грешить. Верующие ждут такого события, которое освободило бы их от ежедневных проблем. Но это событие не приходит, и другого пути нет и быть не может.
Настоящий путь ведёт нас к Голгофе. Это единственный путь искупления, который Господь Иисус нам дал. С моими грехами, с моей сущностью: к Голгофе в смерть! Иисус взял нас туда с Собой, и там наше место!
Поэтому мы не ждём чего-то особенного, если говорим на тему: «Активность Святого Духа в нашей жизни». Но, в действительности, Святой Дух желает быть активным в моей и вашей обыкновенной жизни. Именно эта обыкновенная активность Святого Духа, к сожалению, в нашей жизни неизвестна, или незаметна.
Я не имею намерение преподнести вам урок догматики об активности Святого Духа, но хочу нарисовать несколько коротких вспышек, как Святой Дух действовал в Божиих мужах Библии, и как Он желает сегодня действовать в нашей жизни.
Поэтому приведу три таких примера. Три взгляда на отдельную жизнь верующих и их служение, которое Господь Иисус нам повелевает и нам доверяет. Первое, что мы можем отметить – это то, что действие Святого Духа начинается с того, как мы читаем в послании Рим.8,16:
«Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии». Как скромно и просто! Вы скажете: «я это уже давно знал». Но знаете ли вы так же, как это важно?
Здесь мы имеем основу нашей новой жизни, и самый решающий вопрос, как предпосылку для нашего служения. Мы стоим в начале всего. И всё же, как часто это начало является для нас неясным. Я не спрашиваю, а констатирую этот факт.
Очень часто к душепастору приходят люди, которые на протяжении многих лет желают следовать за Иисусом, но не имеют уверенности в своём спасении. Они не имеют ясности в этом вопросе: «откуда я могу знать, что я являюсь дитём Божиим, что я принадлежу Иисусу?».
Потому ли, что это сказал проповедник, или потому что это сказал душепастор в день моего покаяния, когда в день евангелизации я вышел вперёд. И после этого душепастор сказал: «итак, ты теперь дитя Божие»? Можем ли мы на этом утверждать, что мы теперь дети Божии?
Надёжно ли слово душепастора? Что произойдёт в тот момент, если этот душепастор падёт в грех, а возможно и глубоко падёт? Рухнет ли тогда вся наша уверенность в нашем спасении, потому что мы построили нашу веру на высказывании человека?
Или же ты скажешь: «я знаю, что я дитя Божие, потому что я, согласно Писанию, покаялся в своих грехах перед Господом Иисусом». Но в Библии я не нашёл ещё ни одного места, в котором непосредственно было бы сказано, что обращённые являются детьми Божиими.
Обращаю ваше внимание и на тот факт, что после покаяния у некоторых верующих возникают сомнения в том, по-настоящему ли они покаялись. И это сомнение возникает у многих верующих. И это совершенно нормально.
И если у вас возникает сомнение в качестве вашего покаяния, где тогда находится уверенность вашего спасения? Ты говоришь: «я знаю, что я дитя Божие, потому что Слово Божие это говорит. Я верю Слову Божиему». Это верно! Слово Божие является основой для уверенности в нашем спасении, источником уверенности нашего спасения.
Но возможно, что в будущем всё же возникнут сомнения и в Слове Божием? Сомнение в том, пригодно ли это Слово именно для тебя. И где тогда будет уверенность твоего спасения в те моменты сомнения, когда ты в ней особенно нуждаешься?
Именно в эти моменты Святой Дух находится с вами, находится на своём месте. Поэтому происходит то, о чём мы выше читали в послании Рим.8,16: «Сей самый Дух (Святой Дух) свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии».
Святой Дух даёт духу человека свидетельство, «что мы – дети Божии». Господь Иисус называет Святого Духа Утешителем как читаем в Евангелии от Ин.14,16 «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя (вместо Иисуса), да пребудет с вами вовек».
Это действительно утешающее служение, которое Он исполняет, а именно в том, что Он свидетельствует нам, «что мы – дети Божии». Но теперь возникает очень серьёзный вопрос. Как Святой Дух об это свидетельствует? Я думаю, что Он имеет для этого два пути, чтобы сообщить нам об этом свидетельстве.
С одной стороны Святой Дух даёт нам внутреннюю уверенность, даёт нам знание того, что логично невозможно объяснить. Он даёт нам уверенность в форме глубокого спокойствия, глубокого мира в этом вопросе. Но Он говорит и другим образом. Святой Дух подтверждает это Словом Божиим, когда мы читаем, или когда мы о нём думаем.
Святой Дух подтверждает это и открывает нам Слово Божие, чтобы мы его понимали. Господь Иисус сообщил нам о Святом Духе слова, которые мы с вами знаем из Евангелия от Ин.16,13: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам».
На основании сообщения Слова Божиего Святой Дух наставит нас на всякую истину, и, конечно же, в вопросе нашей принадлежности к детям Божиим. Это служение Святой Дух выполняет именно тогда, когда вокруг нас сгущается тьма.
Возможно, именно тогда, когда мы по какой-то причине согрешили, а сатана приходит и говорит: «с тобой всё кончено, ты уже так часто падал в этот грех, Господь Иисус давно от тебя отказался». Именно в этот момент Святой Дух утешает вас и подтверждает, что вы остаётесь и дальше дитём Божиим.
При этом важно то, что мы учимся слушать, учимся правильно слушать, и отличаем голос Святого Духа от всех других голосов мира сего. Если мы имеем это свидетельство Святого Духа, тогда будем иметь твёрдое основание под ногами, чтобы мы могли следовать за Иисусом как радостные люди.
Но если этот вопрос о нашей уверенности спасения неясен, как мы должны тогда быть радостными христианами? В таком случае нас постоянно будет мучить этот открытый вопрос.
Переходим ко второй активности Святого Духа в нашей личной жизни, поэтому обратимся к Рим.15,13, где находим такое прекрасное выражение: «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы были чрезвычайно богатыми в надежде, силою Духа Святого».
В этом тексте мы находим очень интересное Слово, «силою Духа Святого». Этого ищут многие верующие. К сожалению, это Слово часто многие понимают в неправильном направлении, «сил(а) Духа Святого» показана нам в этом тексте не для того, чтобы на основании её иметь возможность совершать чудеса, совершать великие дела.
Но «сила Духа Святого» дана здесь для надежды, чтобы иметь надежду, как читаем в данном тексте: «дабы вы были чрезвычайно богатыми в надежде, силою Духа Святого». Причём, чтобы мы не просто были исполнены надеждою, но были чрезвычайно богатыми в надежде, чтобы мы имели совершенную надежду.
Мы живём сегодня в безнадёжное время. Люди нашего времени носят на себе отпечаток безнадёжности. Наше время характерно беспорядком и гнётом. Тяжёлым бременем оно ложится на наши души. В дополнение к этому мы, христиане, часто ещё и обременены, потому что мы должны пройти через многие искушения.
Очень часто христиане страдают на основании наступления демонов, или на основании демонических влияний в их жизни. В таких случаях мы не можем быть людьми надежды из собственных сил. И для этого Бог подарил нам Святого Духа, через силу Которого мы можем быть людьми надежды по отношению всех этих требований в это трудное, угнетающее время.
В этом деле наш небесный Отец дал нам Святого Духа, и как печатью запечатал нас Святым Духом (2Кор.1,21-22 и Еф.1,13). К сожалению, некоторые дети Божии этого не понимают. Я думаю, что вы когда-нибудь уже видели пакет или письмо, запечатанное сургучными печатями. Почему письмо запечатывается такими сургучными печатями?
Сургучные печати должны содержимое письма сделать доступным только получателю письма. Никто другой кроме получателя не должен открывать это письмо. Если Бог запечатал нас Святым Духом, то Он зарезервировал нас для Себя. Никто не может открыть это «письмо», кроме Бога, для Которого это «письмо» предназначено.
Итак, мы запечатаны Богом, и зарезервированы таким образом для Него, и неприступны для других. Но лично для нас Бог дал нам Святого Духа, как залог для нашего избавления, избавления от нашей плоти, которого мы ещё не испытали. Если мы являемся избавленными людьми, то мы испытали только часть этого избавления.
Мы пока что избавлены только от нашей вины. Вопрос нашей вины решён. Бог не предъявляет нам больше иск. Он Сам усыновил нас через Жертву Своего Сына. Вопрос вины решён. Но мы все прекрасно знаем, что грех имеет ещё место в нашей жизни. А от присутствия греха мы будем избавлены только в будущем, при восхищении, когда будем избавлены от нашей греховной плоти!
А залогом этого избавления, этой славной жизни, которая за этим будет следовать, жизни сонаследников Христа, является этот залог, как компенсация того, что нас ожидает. В лице залога Святого Духа мы постоянно имеем перед собой свет будущего.
А так как эквивалент или компенсацию будущего мы постоянно имеем в себе, имеем перед собой, то Бог непременно должен исполнить и обетование в отношении будущего. Поэтому Святой Дух постоянно указывает нам на конец туннеля, показывает нам тот свет, который врывается к нам от конца туннеля.
Почему так много христиан находится сегодня в депрессии и под давлением, так часто находятся в духовной ночи? Я уверен, что вы все понимаете, что это ненормально. Почему во многих христианских семьях царит такое печальное, безутешное состояние. Почему во многих христианских семьях царит такая безнадёжность? Всё это ненормально.
Где-то для действия Святого Духа в таких семьях имеются большие препятствия. Выше мы прочитали, что Божия воля заключается в том, чтобы мы имели полную, совершенную надежду через силу Святого Духа. Именно Святой Дух приводит нас к исполнению этой полной надежды.
Если среди верующих имеется так много безнадёжности, то где-то Святому Духу воздвигали препятствия. Повторяю, что я не имею намерения выработать с вами полное исследование Библии по этому вопросу, но желаю обратить ваше внимание лишь на отдельные моменты того, как действует Святой Дух.
Поэтому переходим к третьей активности Святого Духа в нашей личной жизни. Для этого обратимся ко 2Кор.3,17: «Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода».
Слово «свобода» – это очень высокое современное слово. Но часто это слово не понимают. Чтобы испытать свободу, в этом стихе имеется одно условие или обязательство. Это условие находится в начале этого стиха: ««Господь есть Дух».
Этим самым имеется в виду: Хозяин или Господин дома. Если Дух является Господином дома в нашей жизни, является Тем, Который решает или определяет все вопросы в доме, то это является условием свободы. И только так, только при таких условиях мы испытываем свободу. Только там, где Дух, а не мы, является Господом.
Свобода означает не беззаконность. Это не значит, что я являюсь моим собственным господином и учителем и делаю, что хочу. Такая позиция, когда я могу делать и могу не делать что я хочу, преградила бы нам путь к свободе. Ибо тогда уже не Дух был бы в нашей жизни Господом.
Итак, не беззаконность, не жизнь в своеволии, не самореализация, но свобода означает: быть свободным от закона греха и смерти. Читаю из послания Рим.8,1-2: «Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу, 2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти».
Дух освободил меня от закона греха и смерти, от этой законности, в которой я был пленён в моей плотской сущности. Так как грех, который сильнее меня, живёт во мне, поэтому я могу постоянно грешить.
В послании Рим.7,19-20 Павел говорит: «Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. 20 Если же делаю то, чего не хочу, уже не я делаю то, но живущий во мне грех». А в ст.24 Павел, можно сказать, в отчаянии говорит: «кто избавит меня» от этой закономерности смерти? «Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?».
Затем Павел переходит к благодарению Богу, что Он освободил нас от закона греха и смерти, как мы читали в послании Рим.8,1-2. Здесь мы видим, что Бог дал людям прорыв, дал через Святого Духа возможность освобождения от плена и закона греха и смерти к свободе.
Свобода от закономерности достижения праведности через дела – это является другой великой опасностью в жизни христиан. Мы спасены по благодати, но так легко возвращаемся назад к точке зрения, что я должен стремиться к тому, чтобы соблюдать закон.
На основании этого в нашу жизнь снова входит праведность через дела, праведность из закона, что было опасностью у Галат. Поэтому при этой опасности Павел вынужден был очень строго выступить против верующих в этом собрании.
Через Святого Духа мы освободились также от праведности делами. Ибо Святой Дух внёс в нашу жизнь закономерность любви. Посредством Святого Духа вся Божия любовь излита в наши сердца, как читаем в послании Рим.5,5: «а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам».
Вы понимаете теперь, что при покаянии Бог, во-первых, запечатывает человека Святым Духом, а, во-вторых, Он изливает одновременно со Святым Духом и Свою любовь в сердце кающегося. А Божия любовь ищет, чтобы исполнить Божию волю. Через любовь мы находимся в законе Христа.
А, в конечном счёте, Святой Дух освобождает нас также лично от нас самих. Этого мы сами не можем сделать. Чем больше мы будем бороться против того, чтобы жить для себя, тем глубже мы будем утопать для себя в этой жизни. Поэтому только Святой Дух может освободить нас от самих себя.
И что будет результатом того, если Святой Дух станет Господином в жизни человека, если Он станет Господином дома и может принести свободу? На этот вопрос я могу ответить следующим местом Писания из 2Кор.3,17-18:
«Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода. 18 Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа».
Это значит, что во всех детях Божиих с открытым лицом отображается ясность Господа Иисуса. Мы преображаемся в тот же образ, то есть в образ Иисуса, от одной ясности к другой, как от Господа, Который есть Дух.
И если Святой Дух может в нашей жизни осуществить закон свободы, тогда образ Иисуса Христа станет в нас видимым. Почему? Потому что мы в таком случае отступили в сторону, потому что Святой Дух освободил нас от самих себя.
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.