Иисус исцеляет слепого, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! В Евангелиях мы в нескольких местах читаем об исцелении Иисусом слепых. При этих исцелениях характерен тот факт, что методы, которые Иисус применяет, совершенно различны. Я думаю, что и у вас при чтении этих случаев исцеления слепых, возник правомерный вопрос: ведь Иисус – Бог, поэтому Он мог всех этих слепых сделать зрячими одним и тем же методом!
Но Иисус делает это разными методами. Следовательно, за каждым случаем исцеления слепых, скрыто определённое Божие намерение. Но, что ещё важней, за этими методами исцеления скрыт индивидуальный подход каждого отдельного человека к Господу Иисусу, что он думает об Иисусе, и ищет ли он Его.
Чтобы эту многогранность Божиего намерения в отношении этих слепых поставить перед вашими глазами, я приведу для сравнения эти случаи из Евангелий.
1-ый случай. Об этом исцелении мы читаем в Евангелии от Мтф.9,27-31: «Когда Иисус шёл оттуда (где Он воскресил девицу), за Ним следовали двое слепых и кричали: помилуй нас, Иисус, сын Давидов! 28 Когда же Он пришёл в дом, слепые приступили к Нему.
И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! 29 Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. 30 И открылись глаза их; и Иисус строго сказал им: смотрите, чтобы никто не узнал. 31 А они, выйдя, разгласили о Нём по всей земле той».
Достопримечателен тот факт, что эти слепые уже в вере следовали за Иисусом. По их просьбе Иисус просто коснулся их глаз и сказал: «по вере вашей да будет вам». Эти исцелённые, бывшие слепые, как и исцелённый бесноватый в Евангелии от Лук.8,39: «пошёл и проповедывал по всему городу, что сотворил ему Иисус».
Как бесноватый, так и эти двое не могли удерживать только для себя эту радостную весть с Голгофы. Но на основании сообщения этого текста мы познаём ещё одну очень важную и прекрасную истину. Эти двое слепых уже следуют за Иисусом, хотя они ещё слепы.
Вы понимаете, что это значит? В этих двух слепых мы символично видим таких людей, которых Бог предузнал до основания мира, что они в вере придут к Господу Иисусу и покаются. Они уже верят, но духовно они всё ещё слепые.
Они станут духовно зрячими, когда совершат покаяние и получают Святого Духа. Поэтому и читаем в 1Тим.2,4 «Который (Бог) хочет, чтобы все люди (в первую очередь) спаслись (а затем, когда получат Святого Духа) и достигли познания истины».
В этом достижении познания истины мы видим тот факт, что через Святого Духа Господь Иисус открывает кающемуся человеку духовные глаза. Именно это мы видим в этих двух слепых. Иисус говорит им: «веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам» (Мтф.9,28).
Дорогие слушатели и читатели наших проповедей, теперь мы с вами знаем, какую важную роль имеют слепые, о которых Святой Дух сообщает нам в Слове Божием. Все люди мира сего рождаются погибшими грешниками, все слепы от рождения! Только одна группа людей, которых Бог до основания мира предузнал, что они за время своей жизни в плоти с покаянием в вере (а эти двое слепых верили, Рим.8,29) придут к Иисусу, станут в момент покаяния зрячими.
А другая группа людей, которая не приходит к Иисусу с покаянием, остаётся духовно слепой, и в этой слепоте уйдут в ад. Именно с этой точки зрения мы должны исходить при рассмотрении вопроса «слепота».
А теперь обратимся к Евангелию от Мтф.15,10-14, где читаем о слепых вождях: «И, призвав народ, (Иисус) сказал им: слушайте и разумейте! 11 не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека.
12 Тогда ученики Его, приступив, сказали Ему: знаешь ли, что фарисеи, услышав слово сие, соблазнились? 13 Он же сказал в ответ: всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится; 14 (а теперь самое главное) оставьте их: они — слепые вожди слепых; а если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму».
Об этих слепых фарисеях, вождях народа, Иисус говорит в Евангелии от Мтф.23,24-27: «Вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие! 25 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды.
26 Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их. 27 Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мёртвых и всякой нечистоты».
Из этих двух мест Писания мы видим, что как вожди Израиля, так и большинство Израильтян времени Иисуса, были духовно слепыми, поэтому Иисус говорит о них: «слепые вожди слепых». Они ходили в неверии, и поэтому читаем в послании Рим.11,19-20:
«Скажешь: «ветви отломились, чтобы мне привиться» (к Иисусу – стволу маслины). 20 Хорошо. Они (евреи) отломились неверием, а ты (язычники) держишься верою: не гордись, но бойся».
Почему Израильтяне отломились от природной маслины? Потому что в неверии отвергли Иисуса и не признали Его своим Мессией. По этой причине Господь Иисус наложил на их сердца покрывало, поэтому они и сегодня ходят в слепоте.
Об этом читаем во 2Кор.3,14-16: «Но умы их ослеплены: ибо то же самое покрывало доныне остаётся неснятым при чтении Ветхого Завета, потому что оно снимается Христом (через двух свидетелей в первую половину 70-ой седьмины).
15 Доныне, когда они читают Моисея, покрывало лежит на сердце их; 16 но когда (отдельные личности) обращаются к Господу, тогда это покрывало снимается».
За своё неверие Израиль отломился от природной маслины, от Иисуса, поэтому Господь Иисус допустил, что в 70-ом году после Голгофы большинство евреев были расселены из Израиля по всему миру.
Но в настоящее время Господь Иисус собирает этих слепых и хромых в Израиль, чтобы в 70-ю седьмину они были охвачены Евангелием Царствия, чтобы их подготовить для 1000 летнего мирного Царства. Об этом мы читаем у пророка Иеремии в гл.31,8-9:
«Вот, Я приведу их из страны северной и соберу их с краев земли; слепой и хромой, беременная и родильница вместе с ними, — великий сонм возвратится сюда. 9 Они пошли со слезами, а Я поведу их с утешением; поведу их близ потоков вод дорогою ровною, на которой не споткнутся; ибо Я — отец Израилю, и Ефрем — первенец Мой».
Особенно ясно это вырисовывается в стихах 31-34.
Ещё один аспект следует отметить в отношении слепого или слепых в Ветхом Завете. Читаю из книги Левит гл.21,17-18: «скажи Аарону: никто из семени твоего во все роды их, у которого на теле будет недостаток, не должен приступать, чтобы приносить хлеб Богу своему; 18 никто, у кого на теле есть недостаток, не должен приступать, ни слепой, ни хромой, ни уродливый».
Это значит, что не каждый Израильтянин, кто желал, мог совершать это служение, а только такие, которые знали и добросовестно исполняли все заповеди закона, которые в Библии, как говорится, были дома. Если Израильтянин не соответствовал этим требованиям, то он не допускался в Божий храм для этого ответственного служения.
Поэтому Давид, прообраз Иисуса, говорит во 2Цар.5,8: «И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусеев, пусть поражает копьём и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида. Посему и говорится: (а теперь самое главное) слепой и хромой не войдёт в дом Господень».
Параллельное этому место в Новом Завете мы можем назвать послание Рим.9,15-16: «Ибо Он (Бог) говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. 16 Итак помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего».
Хотя здесь говорится, что «помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего», но это помилование не имеет ничего общего с помилованием для спасения. Здесь говорится о Божиих дарах, которые Он даёт Своим искупленным по Своему усмотрению, но не так, как хочется тому или другому верующему.
Следовательно, и на пост служителя в собрании, приоритет права выбора принадлежит Господу Иисусу. Поэтому поводу апостол Павел пишет Тимофею в 1Тим.3,1-7: «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. (А дальше следует большое «но»)
2 Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен, 3 не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив, 4 хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;
5 ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? 6 Не должен быть из новообращённых, чтобы не возгордился и не подпал осуждению с диаволом. 7 Надлежит ему также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую».
Здесь мы видим, какие строгие требования ставит Господь Иисус через апостола Павла к братьям, которых можно выбирать на должность епископа или старшего служителя. Он должен отлично знать Слово Божие и строго исполнять его заповеди, то есть не должен быть духовно слепым.
2-ой случай. О втором случае исцеления слепого, который одновременно был ещё немым и бесноватым, читаем также в Евангелии от Мтф.12,22-24: «Тогда привели к Нему бесноватого слепого и немого; и исцелил его (каким образом, не сказано!), так что слепой и немой стал и говорить и видеть. 23 И дивился весь народ и говорил: не это ли Христос, сын Давидов? 24 Фарисеи же, услышав сие, сказали: Он изгоняет бесов не иначе, как силою веельзевула, князя бесовского».
Поскольку здесь сказано: «и исцелил его», то мы должны понимать, что Иисус исцелил его одновременно и от одержимости, то есть изгнал из него демонов. В этом резком заявлении Фарисеев мы видим окончательное отвержение Иисуса, как Мессии Израиля.
3-й случай. И об этом случае исцеления двух слепых читаем в Евангелии от Мтф.20,29-34: «И когда выходили они из Иерихона, за Ним следовало множество народа. 30 И вот, двое слепых, сидевшие у дороги, услышав, что Иисус идёт мимо, начали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов!
31 Народ же заставлял их молчать; но они ещё громче стали кричать: помилуй нас, Господи, Сын Давидов! 32 Иисус, остановившись, подозвал их и сказал: чего вы хотите от Меня? 33 Они говорят Ему: Господи! чтобы открылись глаза наши. 34 Иисус же, умилосердившись, прикоснулся к глазам их; и тотчас прозрели глаза их, и они пошли за Ним».
Как и в первом случае, в Мтф.9,27-31, Иисус прикоснулся к глазам их, и тотчас прозрели глаза их и они стали следовать за Иисусом.
4-й случай. Это тоже очень выдающийся случай, который в корне отличается от всех остальных случаев исцеления Иисусом слепых. Об этом исцелении мы читаем в Евангелии от Мрк.8,22-26: «Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят,
чтобы прикоснулся к нему (замечу, что слепой не сам пришёл!). 23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? 24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья.
25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть. И он исцелился и стал видеть все ясно. 26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении».
Этот случай исцеления Иисусом слепого мы с вами сегодня рассмотрим более подробно, поэтому возьмём это место за наш главный текст. Но об этом ниже. А сейчас обращаю ваш взор на 5-й случай, о котором мы читаем в Евангелии от Мрк.гл.10,46-52: «Приходят в Иерихон.
И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни. 47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. 48 Многие заставляли его молчать; но он ещё более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.
49 Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовёт тебя. 50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришёл к Иисусу. 51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть. 52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошёл за Иисусом по дороге».
Здесь мы имеем тоже очень выдающийся случай, отличный от всех других случаев исцеления Иисусом слепых. В этом случае, мы видим настойчивость и твёрдую веру в молитвах к Иисусу, видим также верность и внутреннюю готовность при хождении за Иисусом.
В том, что он снял с себя верхнюю одежду, мы видим отказ от собственных путей. В этом событии мы видим также негативную сторону сегодняшнего религиозного мира. Вместо того, чтобы приводить людей к Иисусу, многие религиозные люди своим недуховным поведением удерживают истинно верующих от прихода к Иисусу и их последующего покаяния.
6-ой случай исцеления Иисусом слепого мы находим в Евангелии от Лук.18,35-43: «Когда же подходил Он к Иерихону, один слепой сидел у дороги, прося милостыни, 36 и, услышав, что мимо него проходит народ, спросил: что это такое? 37 Ему сказали, что Иисус Назорей идёт.
38 Тогда он закричал: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня. 39 Шедшие впереди заставляли его молчать; но он ещё громче кричал: Сын Давидов! помилуй меня. 40 Иисус, остановившись, велел привести его к Себе: и, когда тот подошёл к Нему, спросил его:
41 чего ты хочешь от Меня? Он сказал: Господи! чтобы мне прозреть. 42 Иисус сказал ему: прозри! вера твоя спасла тебя. 43 И он тотчас прозрел и пошёл за Ним, славя Бога; и весь народ, видя это, воздал хвалу Богу».
7-ой случай исцеления Иисусом слепого мы находим в Евангелии от Ин.8. Этот случай исцеления слепого отличается от предыдущих тем, что здесь мы имеем слепого от рождения. Исцеление Иисусом этого слепого от рождения я подробно объяснил в проповеди «Исцеление в субботу», которая имеется на нашем сайте.
Читаю от ст.6-7: «Сказав это, Он (Иисус) плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, 7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошёл и умылся, и пришёл зрячим».
На этом я заканчиваю вступление к нашей проповеди «Исцеление Иисусом слепого», поэтому перейдём к более подробному рассмотрению случая, о котором читаем в Евангелии от Мрк.8,22-26: «Приходит в Вифсаиду; и приводят к Нему слепого и просят, чтобы прикоснулся к нему.
23 Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения и, плюнув ему на глаза, возложил на него руки и спросил его: видит ли что? 24 Он, взглянув, сказал: вижу проходящих людей, как деревья. 25 Потом опять возложил руки на глаза ему и велел ему взглянуть.
И он исцелел и стал видеть все ясно. 26 И послал его домой, сказав: не заходи в селение и не рассказывай никому в селении».
Желаю всем вам, чтобы при толковании этого места Писания вы имели открытые сердца, уши и глаза, чтобы удивительное Слово Божие глубоко проникло во всех вас. Позвольте Иисусу прикоснуться к вашим глазам, чтобы вы полностью прозрели и всё видели ясно.
В отношении данного текста я должен сказать, что в понимании верующими этого Слова я вижу тайну и великую Божию милость, потому что верующие воспринимают его в различной степени. А, следовательно, этот хлеб жизни они соответственно и ценят различным образом.
В нашем главном тексте мы находим очень интересную и поучительную историю из жизни Господа Иисуса в плоти на земле. Здесь мы читаем, что Иисус «Приходит в Вифсаиду». Так начинается наш текст. Об учениках мы здесь ничего не читаем, хотя они были с Иисусом, в чём мы ниже убедимся.
Но сейчас вопрос заключается в том, почему они в данном тексте не упоминаются? Название местности «Вифсаида» означает: «место ловли рыбы» или «рыбный дом». Сконцентрируем наше внимание на названии «место ловли рыбы», потому что оно является более метким. Не сказал ли Иисус в Евангелии от Мрк.1,17: «И сказал им Иисус: идите за Мною, и Я сделаю, что вы будете ловцами человеков».
Поэтому Иисус показывает Своим ученикам места ловли: в ст.10 – «пределы Далмануфские», в ст.22 – «Вифсаиду», в ст.27 «селения Кесарии Филипповой». Господь Иисус, и никто другой, ведёт Своих учеников к местам ловли.
И для нас это нехорошо, ловить рыбу там, куда Иисус нас не водит. Иначе мы должны когда-нибудь, как Симон, признаться: «Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали» (Лк.5,5). И сегодня мы находим в Церкви Иисуса очень много хлопот без благословений.
Всё, что мы в Церкви Иисуса находим не во взаимосвязи со Святым Духом, является всего лишь набожным предприятием или действием. Заметим себе это хорошо. А теперь мы спросим у Господа Иисуса: дорогой Господь Иисус, Ты увёл Своих учеников в Вифсаиду, и какова же Твоя жертва, или улов в Вифсаиде? Мы прочитали об одном слепом.
Не сделал ли Господь Иисус что-то большее, чем встретиться с одним слепым? Идти в Вифсаиду из-за одного слепого? Что значит, один слепой? Это такой человек, который вообще не может видеть. По природе, как я выше отметил, мы все для Божиего дела слепые. Слепой постоянно живёт в ночи.
Солнце и вообще дневной свет он не может больше видеть. Важность света в жизни он не может воспринимать. По этому поводу Иисус говорит в Евангелии от Ин.11,10: «а кто ходит ночью (в темноте), спотыкается, потому что нет света с ним».
По природе все люди слепы для духовного света, для света Иисуса. Если бы Бог не дал нам благодать различимости и познаваемости, то мы все погибли бы в темноте. Поэтому духовная слепота намного ужасней, чем физическая, потому что духовная слепота касается души, которая нуждается в спасении.
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.