Страдая, не угрожал, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Поговорим с вами сегодня об очень важной черте сущности нашего Господа Иисуса, о которой нам сообщил апостол Пётр в своём первом Послании. Читаю из 1Пет.2,23: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному».
Возьмём это место Писания за наш главный текст. Здесь Слово Божие учит нас о пути страдания нашего Господа Иисуса. А мы, на основании этого, можем получить более глубокое понимание о сущности и действиях нашего Господа Иисуса, которые являются для нас примером.
Ибо в ст.21 этой же главы апостол Пётр говорит: «Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его».
Этот пример мы имеем в описании, как Господь Иисус вёл Себя в последние часы перед Своей жестокой смертью на Голгофском кресте. Это есть наш пример! Святой Дух дал нам этот пример для подражания. Но в этом тексте Слово Божие не имеет в виду того, что какой-нибудь человек мог бы пойти тем же путём, которым шёл Господь Иисус.
Здесь не имеется в виду этот пример. Или, что и мы, дети Божии, должны идти тем же путём. В настоящее время есть люди, которые думают, что они могут то же делать, что делал Господь Иисус. При этом они в своём заблуждении ссылаются на Евангелие от Ин.14,12:
«Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотворит, потому что Я к Отцу Моему иду».
На основании сообщения этого стиха такие верующие думают, что они могут имитировать Господа Иисуса. Но образно говоря, мы даже не знаем, в каких сандалиях ходил Господь Иисус. Следовательно, в этом мы не можем Ему подражать. Но когда Слово Божие говорит: «потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример», то речь здесь идёт о духовных вещах.
А Святой Дух открывает нам здесь образ поведения Иисуса, Его сущность, Его мышление. А это мышление должны и мы иметь, согласно Посланию апостола Павла Флп.2,5: «Ибо в вас должно быть то же мышление, какое и во Христе Иисусе».
Но мы лишь тогда можем быть подражателями нашего Господа Иисуса, если мы до этого хорошо познали Господа Иисуса. Поэтому я уделил на нашем сайте очень много времени и места нашему Господу Иисусу, так как главная цель, которую я себе наметил – это прославление нашего Господа Иисуса и небесного Отца.
А поскольку я сообщил вам о моей главной цели, то назову и вторичную цель: вызвать и воспитать у наших слушателей и читателей большой интерес к Слову Божиему. Поэтому для ориентира я приведу название нескольких проповедей на эту тему, которые находятся на нашем сайте:
«Наше богатство в Иисусе», «Смотреть Божию славу», «Свидетельство», «Добродетели Иисуса», «Страдания Иисуса», «Радость Иисуса», и др. Проработав эти и другие проповеди на эту тему, вы будете иметь большую радость, а также хорошее представление о сущности Иисуса, что для каждого христианина очень важно.
Поэтому ещё раз повторю: мы лишь тогда можем стать подражателями Иисуса Христа, если мы Его, нашего Господа Иисуса, сначала хорошо познаем. А согласно Еф.5,1 мы должны быть подражателями Бога: «Итак, подражайте Богу, как чада возлюбленные».
Может кто-то из вас вздумает возразить и скажет: но ведь здесь не сказано быть подражателями Иисусу, а написано «подражайте Богу». Кто отважится такое сказать, тот отрицает Божество Иисуса! И, чтобы мы подражали Господу Иисусу, Святой Дух предлагает нам также через Апостола Павла в 1Кор.11,1: «Будьте подражателями мне, как я Христу».
Наше глубокое познание Иисуса Христа является целью деятельности нашего Утешителя, Духа Истины, о которой читаем в Евангелии от Ин.16,13-14:
«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. 14 Он прославит Меня (говорит Иисус), потому что от Моего возьмёт и возвестит вам».
Итак, цель Святого Духа заключается в том, чтобы прославить Господа Иисуса. Это значит, что задание служения Святого Духа заключается в том, чтобы наставлять нас на всякую истину, что одновременно означает более глубокое познание Иисуса Христа.
Ибо Господь Иисус есть Истина, как Он о Себе говорит в Евангелии от Ин.14,6: «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня».
Но эта истина веры или эти взаимосвязи веры, которые так легко и просто можно понять, враг постоянно атакует и торпедирует.
Во-первых. Посредством разжижения Евангелия. А именно в том, что неповторимую Жертву Иисуса Христа и очищение от грехов посредством Его крови, убирают из центра, а вместо них в центр ставят такие вещи как человечность, Иисуса, как хорошего друга и т.д.
И непомерно ставят на них ударение. Практическим примером такой атаки сатаны на Слово Божие является бескровная Библия немецкого автора Цинка. Я не читал эту Библию, но и представить не могу, как можно рассказать Евангелие, не упомянув кровь Иисуса.
Во-вторых. Посредством ослабления Слова Божиего на основании нового и старого либерализма.
В-третьих. Через заблуждение о действенности или эффективности Святого Духа, Который вместо Утешителя становится посредником событий и переживаний, а также посредником распределения даров.
Посредством этого трёхкратного метода врагу удалось большую часть детей Божиих удерживать от внутреннего, соответствующего Богу общения с Господом Иисусом. И если мы это познаем, то в первую очередь дети Божии должны стремиться к тому, чтобы посредством хождения в истине противостоять этому течению последнего времени.
А к этому противостоянию относится также подражание Господу Иисусу на основании Его более глубокого познания. Сущность Господа Иисуса резко, контрастно отличается от нашей сущности, развращённой через грех.
Поэтому всё стремление погибшего мира направлено к тому, чтобы приравнять сущность Иисуса этому миру, сделать её приятной, сделать Господа Иисуса недостойным. Но Бог, достаточным образом, открылся нам в том, что Господь Иисус пришёл к нам на землю в образе человека.
Всё же какая благодать и какое снисхождение нашего Бога-Спасителя заключается именно в этом пришествии Иисуса на землю в образе человека! Хотя все дети Божии знают, что Господь Иисус не имел никаких грехов, но я этот факт ещё раз подчёркиваю.
Прочтём об этом в послании Евр.4,15: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушён во всём, кроме греха».
Это значит, что Его плоть не носила печать греха. А как это в самом деле выглядело, мы, как люди, не можем себе представить. Мы можем это только пожелать. Но именно в этой безгрешности мы можем видеть и познать Божественность Иисуса.
И следование за Иисусом лишь тогда будет настоящим, когда мы оставим хождение в этом мире, когда мы избавимся от греха и войдём в новизну жизни от Бога.
В нашем главном тексте мы читали: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно». В частице «не» мы находим выражение Божественности Иисуса, что в плоти Он был иным, чем мы люди: «не злословил взаимно».
Если кого-нибудь из нас злословят, то мы типичным человеческим образом поведения моментально ищем возможность оправдаться или, затем извиниться, что всё сказанное против нас не соответствует истине.
Если человек работает на каком-нибудь предприятии, то современное общество постоянно чему-то учит людей, учит правилам поведения. По этому поводу мой знакомый брат во Христе рассказал мне, как такое правило гласит. Мирские люди говорят: «никогда ничего не оставляй на себе тяготеть.
При атаках нужно мгновенно возражать, ибо, в противном случае, на тебе останется какая-нибудь пылинка от той грязи, которую на тебя льют, и которую могут когда-нибудь использовать ваши конкуренты, размахивающие ножами». Это – правила совместной жизни мирских людей.
Мы не должны эти правила делать пригодными для Божиего Царства. Я просто привёл этот пример, чтобы вам показать, как и чему мир сей учит мирских людей. Общее правило в этом мире гласит: если тебя злословят, то ты должен немедленно ответить тем же, должен своего противника превзойти в злословии, чтобы и пылинки от его злословия не осталось на тебе.
На таком примере мы можем проверить собственное поведение: насколько оно, наше поведение, похоже на поведение Иисуса, или насколько оно похоже на поведение мирских людей. Однако мы имеем пример в Слове Божием, в котором события проходили тоже по-человечески. Читаю этот текст в Евангелии от Лк.10,25-27:
«И вот, один законник встал и, искушая Его (Иисуса), сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? 26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? 27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душёю твоею, и всею силою (крепостию) твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя».
Затем в ст.28 Иисус отвечает этому законнику: «правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить». Но этот учитель закона, желая себя оправдать, в ст.29 «сказал Иисусу: а кто мой ближний?».
Этот учитель закона совершенно точно познал, что он находится определённо виноват перед Богом. Но нельзя же учителю закона, так просто признаваться, что он находится перед Богом в грехах. Поэтому он начинает оправдываться, как-будто Иисус этого не видит.
А теперь для всех нас возникает вопрос: оправдываемся ли и мы перед Господом Иисусом, или мы отдаём решение любого важного вопроса Ему, о Котором написано в послании Рим.8,33: «Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает их».
Итак, как людей, нас в этом мире злословят. Из-за греха, который мы носим в нашей плоти, это злословие было бы всегда как-то ещё оправдано. С этим мы должны согласиться. А злословие в Библейском смысле всегда является обвинением против греха. К примеру, мы это находим в Евангелии от Мтф.11,20:
«Тогда начал Он (Иисус) укорять города, в которых наиболее явлено было чудес (сил) Его, за то, что они не покаялись».
А также в Пс.118,21: «Ты укорил (или злословил) гордых, проклятых, уклоняющихся от заповедей Твоих».
В этих местах Писания слово «злословить» употребляется во взаимосвязи с грехом. Злословие по отношению к Господу Иисусу, Который не знал и не совершал греха, было совершенно неуместным.
Но, тем не менее, Он претерпел злословия из-за моих и ваших грехов. Хотя злословие или упрёк со стороны Бога по отношению к нам был бы совершенно уместным, но славно видеть тот факт, что Бог не делает упрёка, как читаем в послании Иак.1,5:
«Если же у кого из вас недостаёт мудрости, да просит у Бога, дающего всем просто и без упрёков, — и дастся ему».
В этом мы видим Его благодать и милосердие. По этому вопросу мы можем одно сказать. Если бы Бог правомерно, по нашим заслугам, производил с нами расчёт, как и мы, как оправдывающиеся люди с другими людьми производим расчёт, тогда нам и сказать было бы нечего.
Мы живём только благодаря Его благодати, но не на основании нашей заслуги. Злословие нашего Господа Иисуса является выражением всей неправедности, которую Иисус возложил на Себя в том, что Он позволил сделать Себя для нас грехом, как читаем во:
2Кор.5,21: «Ибо не знавшего греха (Иисуса) Он (Бог) сделал для нас грехом, чтобы мы в Нём (в Иисусе) сделались праведными пред Богом».
Не Жертвою за грех, как перевели переводчики русской Библии, но Бог сделал Своего Сына, Иисуса Христа за нас грехом, то есть воплощением греха! Пожалуйста, запомните это! И как много всё же Господь Иисус претерпел ради нас!
Об этом Святой Дух свидетельствует в Слове Божием, в Евангелии от Мк.14,55 «Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти; и не находили».
Поэтому Первосвященники и весь синедрион нашли среди народа самых хитроумных из хитроумных, которые могли бы что-то найти, что-то придумать против Господа Иисуса, чтобы Его обвинить, но и такие лжесвидетели не могли ничего найти. Несмотря на свою лживую сущность, и такие люди не могли ничего найти против Иисуса.
Поэтому обвинители Иисуса пошли по ложному, преступному пути. Они наняли таких людей, которые давали заведомо ложное свидетельство против Иисуса. И даже эти лжесвидетельства не были согласованными.
На основании этих лжесвидетельств, Иисуса обвинили и осудили к смерти. А дальше в ст.60 нашего главного текста читаем: «Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: что Ты ничего не отвечаешь? что они против Тебя свидетельствуют?».
Здесь мы видим этот положение: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно». Почему? Почему Иисус ничего не говорит в Своё оправдание? Ведь всё это ложь, в чём Его обвиняют. Потому что Он нёс на Себе нашу неправедность.
А наша неправедность не имеет никакого оправдания. Хотя безбожный мир удивляется, что Господь Иисус не оправдывался, но Он даже не хотел этого. Даже когда Пилат спрашивал: «Ты ничего не отвечаешь?..» (Мк.15,4).
Существует такая пословица, которую все русскоговорящие знают. Она гласит: «как аукнется, так и откликнется». А немцы говорят: «как в лес аукнется, так из леса и откликнется». Как видите, многие пословицы у разных народов подобны и отображают одну и ту же суть.
Но обвинение в отношении согрешения Иисусом, или в отношении согрешения людей против Иисуса, не нашло в Нём эха: «Будучи злословим, Он не злословил взаимно». На все лживые обвинения из Него не исходило никакого эха, никакого взаимного злословия, никакого оправдания.
Эхо – это качество дерзкого и наглого человека против Бога. Но Господь Иисус, Который терпел нашу неправедность, «не злословил взаимно». Это такой вопрос, над которым следует поразмыслить поглубже вновь и вновь, даже если это всего лишь слова, которые мы так хорошо знаем.
Обратимся ещё к одному примеру в Слове Божием, где Святой Дух предлагает нам молчать, как и Иисус молчал. Этот случай мы находим у пророка Ис.гл.36. Все дети Божии хорошо знают эту историю, в которой мы читаем об осаде Иерусалима при царе Иудеи Езекии.
Ассирийский царь Сеннахирим послал Рабсака к Иерусалиму с ложным обещанием, чтобы его жители сдались на милость Ассирийскому царю Сеннахириму. Этот текст из Ис.36,12-16 я зачитаю во второй части данной проповеди.
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.