Сион, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Дорогие во Христе Иисусе братья и сёстры, дорогие слушатели наших проповедей, я думаю, что и всех вас интересует, просто скажем, слово Сион. Но с самого начала я должен заметить, что данная тема, в отношении рассмотрения слова Сион, касается больше еврейского народа.
Какой смысл Бог заложил в это слово? – это, конечно, всех нас интересует, как евреев, так и язычников. Я думаю, вы все уже убедились, что все библейские имена и названия даны Богом до того, как была написана Библия.
А этот факт выразительно говорит о том, что эти имена и названия Бог дал нам заранее для того, чтобы мы глубже понимали его план спасения людей. Чтобы мы понимали Его намерение с нами. А точнее говоря: чтобы мы лучше понимали Его намерение с Израильским народом, а также с детьми Божиими, с Церковью Иисуса.
Меня бесконечно интересует и волнует всё то, что касается Божиего народа Израиля и Церкви Иисуса, и что, в конечном счёте, их ожидает. Я думаю, что и всех вас интересует этот вопрос. Поэтому мы поразмыслим сегодня над этим. А поскольку слову «Сион» в Слове Божием уделено очень много места, то это значит, что для Бога это очень важный вопрос!
Будем исходить из этого. Но, чтобы каким-то образом ухватиться и начать рассмотрение слова «Сион», чтобы затем дойти до самого главного, начнём с того, что нам сообщает Авраам Майстер в символике слова «Сион». Прежде всего, он говорит, что слово «Сион» означает: «Альпинистская палка».
То есть – это такая палка, которой пользуются альпинисты при восхождении на любую гору. Она является для них в определённом смысле опорой. Обращаю сразу ваше внимание на духовный смысл такого восхождения. В горе мы прообразно видим Господа Иисуса, а вернее – власть Бога.
В восхождении на вершину горы мы символично видим наше желание, наше стремление глубже познать сущность нашего Господа Иисуса и небесного Отца, глубже познать Его намерение с людьми. При этом Сам Господь Иисус и Святой Дух является нашей опорой, что символично мы видим в этой «альпинистской палке».
Но главное значение слова «Сион», которое Авраам Майстер отмечает, гласит таким образом: «защищая окружать» или «защищая охватывать», или что-то «окружённое горной цепью», или «защищающий». А на арабском языке слово «Сион» означает «крепость».
Выражение: «Господь – скала (твердыня) моя и крепость моя и избавитель мой» (2Цар.22,2) встречается в Библии 4 раза: 2Цар.22,2; Пс.17,3; Пс.31,3 и Пс.70,3.
«Господь – скала моя (на которую я опираюсь) и крепость моя (в которой я скрываюсь от врагов) и Избавитель мой».
Дальше Авраам Майстер сообщает: «Сион – это холм или возвышенность, на которой был построен Иерусалим, на которой раньше располагалась крепость Иевусеев, а затем крепость Давида и город Давидов, как читаем в 1Пар.11,4: «И пошёл Давид и весь Израиль к Иерусалиму, то есть к Иевусу. А там были Иевусеи, жители той земли».
С одной стороны отсюда следует, что Иерусалим и Иевус – это одно и то же. А с другой стороны мы читаем у пророка Исаии в гл.52,1: «Восстань, восстань, облекись в силу твою, Сион! Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим, город святый! ибо уже не будет более входить в тебя необрезанный и нечистый».
«облекись в силу твою, Сион!» тождественно выражению «Облекись в одежды величия твоего, Иерусалим». Отсюда следует, что Иерусалим, который построен на горе Сион, Святой Дух отождествляет и часто упоминает их вместе, как одно целое! Но, вернёмся ещё раз к имени Иевус.
Это имя означает: «растоптанное место», как читаем у пророка Иеремии в гл.12,10: «Множество пастухов испортили Мой виноградник (жалуется Бог), истоптали ногами участок Мой (истоптали обетованную землю); любимый участок Мой сделали пустою степью».
Но, кроме того, что имя Иевус означает «растоптанное место», оно означает ещё и «гумно», где, в основном раньше, обмолачивали снопы зерновых и очищали зерно от мякины. Гумно встречается в Библии всего 37 раз, и символизирует «истечение» времени, истечение каких-то событий.
В данном конкретном случае мы видим здесь истечение Божиего плана с погибшими грешниками. Все люди являлись погибшими грешниками. А Свой план спасения людей Бог начинает с Авраама, который был таким же погибшим грешником.
Через него Бог образует Свой народ Израиль, а также говорит в отношении народов всей земли в первом обетовании Аврааму в книге Быт.12,3: «Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные».
Почему? Потому что Бог хочет, чтобы все люди спаслись. Начало Божиего плана спасения в узком смысле мы видим в имени крепости Иевус, которое означает «гумно», то есть начало истечения Божиего плана спасения людей.
Символично мы это видим в истории, о которой читаем во 2Цар.24. Господь Иисус хотел наказать Свой народ Израиль, поэтому возбуждает сердце Давида сделать исчисление Израильтян, хотя это было Господом запрещено.
Читаю это место из гл.24,10 «И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я».
Господь Иисус предлагает Давиду за его согрешение через пророка Гада выбрать одно из трёх наказаний. Читаю 2Цар.24,12-13: «пойди и скажи Давиду: так говорит Господь: три наказания предлагаю Я тебе; выбери себе одно из них, которое совершилось бы над тобою.
13 И пришёл Гад к Давиду, и возвестил ему, и сказал ему: избирай себе, быть ли голоду в стране твоей семь лет, или чтобы ты три месяца бегал от неприятелей твоих, и они преследовали тебя, или чтобы в продолжение трех дней была моровая язва в стране твоей? теперь рассуди и реши, что мне отвечать Пославшему меня».
Все три вида наказания от Господа, как видим, очень тяжкие. Но Давид выбирает третий вид наказания, моровую язву в стране. Однако, как видим, в ст.14-19, Бог и это наказание не довёл до конца, а пожалел, помиловал Свой народ Израиль. Читаю это место:
«И сказал Давид Гаду: тяжело мне очень; но пусть впаду я в руки Господа, ибо велико милосердие Его; только бы в руки человеческие не впасть мне. 15 И послал Господь язву на Израильтян от утра до назначенного времени; и умерло из народа, от Дана до Вирсавии, семьдесят тысяч человек.
16 И простёр Ангел руку свою на Иерусалим, чтобы опустошить его; но Господь пожалел о бедствии и сказал Ангелу, поражавшему народ: довольно, теперь опусти руку твою. Ангел же Господень (это был Иисус) был тогда у гумна Орны Иевусеянина. 17 И сказал Давид Господу, когда увидел Ангела, поражавшего народ, говоря:
вот, я согрешил, я поступил беззаконно; а эти овцы, что сделали они? пусть же рука Твоя обратится на меня и на дом отца моего (в образе Давида Бог действительно поразил Своего Сына Иисуса). 18 И пришёл в тот день Гад к Давиду и сказал: иди, поставь жертвенник Господу на гумне Орны Иевусеянина
(в этом мы видим дальнейшее развитие Божиего плана по спасению людей). 19 И пошёл Давид по слову Гада, как повелел Господь». В «гумне Орны Иевусеянина», этого язычника, мы видим наиславнейшее сообщение Писания.
Как и во многих других местах Ветхого Завета мы видим здесь подтверждение того факта, что Бог включает в Свой план спасения людей также и язычников. В «гумне», которое встречается в Библии 37 раз, мы видим «истечение» строительства Церкви Иисуса.
Давид, прообраз Господа Иисуса, сооружает здесь жертвенник – прообраз Голгофы, где Иисус дорогой ценой Своей смерти, ценой Своей крови заплатил за грехи всего мира, как мы это ниже видим во 2Цар.24,20-24: «И взглянул Орна (этот язычник Иевусянин) и увидел царя и слуг его, шедших к нему, и вышел Орна и поклонился царю лицом своим до земли.
21 И сказал Орна: зачем пришёл господин мой царь к рабу своему? И сказал Давид: купить у тебя гумно для устроения жертвенника Господу, чтобы прекратилось поражение народа. 22 И сказал Орна Давиду: пусть возьмёт и вознесёт в жертву господин мой, царь, что ему угодно. Вот волы для всесожжения и повозки и упряжь воловья на дрова.
23 Всё это, царь, Орна отдаёт царю. Ещё сказал Орна царю: Господь Бог твой да будет милостив к тебе! 24 Но царь сказал Орне: нет, я заплачу тебе, что стоит, и не вознесу Господу Богу моему жертвы, взятой даром. И купил Давид гумно и волов за пятьдесят сиклей серебра».
Серебро символизирует искупление. Искупление грехов мира сего обошлось Иисусу не даром! За это искупление Он заплатил ценой Своей жизни! Об этом мы читаем в 1Тим.2,5-6: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, 6 предавший Себя для искупления всех… (то есть всех людей мира сего).
За гумно и волов Давид заплатил Орне 50 сиклей серебра. Число 50 символизирует объединение, или, можно сказать – примирение. На основании этого примирения Бога с людьми, все погибшие грешники имеют возможность спастись для жизни вечной.
Поэтому и жертвы, приносимые Израильтянами согласно книге Левит, приносились в следующем порядке. В гл.1 приносили в первую очередь жертву всесожжения – это жертва для Бога.
В гл.2 приносили жертву хлебную – прообраз на сущность Сына Божиего, Господа Иисуса.
В гл.3 приносили мирную жертву. Это значит, что после приношения хлебной жертвы, Жертвы Господа Иисуса, Бог имеет мир со всеми погибшими грешниками, поэтому теперь можно приносить жертвы за грех (в гл.4).
И Давид, когда за полную цену купил у Орны Иевусянина гумно, то, как там читаем в 2Цар.24,25: «соорудил там Давид жертвенник Господу и принёс всесожжения и мирные жертвы. И умилостивился Господь над страною, и прекратилось поражение Израильтян».
В данной истории это касается особенно язычников, поэтому имя Орна или Орнан означает: «радость» или «ликовать». Мы, все язычники, можем и должны постоянно ликовать, что наш небесный Отец не оставил нас в погибели, но включил в Свой план спасения людей по благодати.
Позднее крепость Иевус получает имя Иерусалим, как читаем в книге Суд.19,10-11: «Но муж не согласился ночевать, встал и пошёл; и пришёл к Иевусу, что ныне Иерусалим; с ним пара навьюченных ослов и наложница его с ним.
11 Когда они были близ Иевуса, день уже очень преклонился. И сказал слуга господину своему: зайдём в этот город Иевусеев и ночуем в нём».
После взятия крепости Иевусеев, Давид назвал её Сионом, или городом Давидовым, как читаем в 1Пар.11,4-5: «И пошёл Давид и весь Израиль к Иерусалиму, то есть к Иевусу. А там были Иевусеи, жители той земли. 5 И сказали жители Иевуса Давиду: не войдёшь сюда. Но Давид взял крепость Сион; это город Давидов».
Ст.6: «И сказал Давид: кто прежде всех поразит Иевусеев, тот будет главою и военачальником. И взошёл прежде всех Иоав, сын Саруи (племянник Давида), и сделался главою».
В крепости Иевус мы символично видим также тот факт, что до пришествия Иисуса в плоти на землю сатана являлся нераздельным властелином над всеми людьми. Но с пришествием Господа Иисуса в лице Давида, который является сильнейшим прообразом Иисуса, картина резко меняется.
В лице «неприступной» крепости Иевуса, как и в Иерихоне, Господь Иисус побеждает на Голгофе сатану и всех его демонов. Об этом мы пророчески читаем в книге Быт.3,15: «и вражду положу между тобою (сатаною) и между женою, и между семенем твоим и между семенем её; оно (Иисус) будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его (Иисуса) в пяту».
Исполнение этого пророчества мы находим в двух местах Библии.
В послании Кол.3,15: «Когда начальства и власти (на Голгофе) Он раздел, то властно подверг их позору, в том, что одержал триумф над ними».
И в послании Евр.2,14-15: «А как дети причастны плоти и крови, то и Он также воспринял оные, дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то есть диавола, 15 и избавить тех, которые от страха смерти через всю жизнь были подвержены рабству».
В этих двух местах Писания мы символично видим победу Господа Иисуса над сатаной и всеми его демонами. Поэтому ещё раз повторю выше упомянутое место Писания, но из 2Цар.5,6-7: «И пошёл царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны;
но они говорили Давиду: «ты не войдёшь сюда; тебя отгонят слепые и хромые», — это значило: «не войдёт сюда Давид» (не одолеет Иисус крепость сатаны). 7 Но Давид взял крепость Сион: это — город Давидов».
Это значит, что ценой Своей смерти Иисус юридически вернул Свою власть над этим миром. Он разрушил крепость сатаны! Поэтому уместно упомянуть, что имя Иевус со всеми его производными упоминается в Библии и только в Ветхом Завете 41 раз, что означает «подъём».
Это значит, что в Ветхом Завете мы наблюдали определённый подъём наступления сатаны на Божие творение, на людей, особенно на Израиль. В Новом Завете название Иевус и его производные вообще больше не упоминаются.
С момента победы Иисуса над сатаной и его демонами, начинается подъём в осуществлении спасения людей согласно Божиему плану. На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.