Вода и пустыня, часть первая
Мир вам, дорогие слушатели и читатели наших проповедей! Обратимся к одному Псалму Давида, который в Библии имеет порядковый номер 28. При этом ещё раз напоминаю вам об очень важном факте, что Давид является пророком.
Об этом свидетельствует апостол Пётр в день Пятидесятницы и объясняет присутствующим причину всего происходящего. Читаю из Д.Ап.2.30: «Мужи братия! да будет позволено с дерзновением сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребён, и гроб его у нас до сего дня.
30 (а теперь будем внимательны) Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему (Давиду) от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, 31 Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления».
Вы видите, какие подробности Бог открыл Давиду, как пророку о Христе, Сыне Божием. Поэтому мы можем восхищаться и радоваться, что и в других своих Псалмах Давид сообщает нам много подробностей о тогда ещё грядущем Спасителе, Господе Иисусе.
Сегодня мы коротко рассмотрим с вами несколько аспектов Пс.28, но основное наше внимание мы сконцентрирует на первой части ст.3, которая гласит: «Глас Господень над водами». Возьмём это выражение за наш главный текст.
Поговорим сегодня о первой части стиха 3 этого Псалма. Но я приведу все 11 стихов этого Псалма, чтобы обратить ваше внимание на главный смысл, на тот факт, который Давид желает нам сообщить в этом Псалме 28,1-11: «Псалом Давида. Воздайте Господу, сыны Божии, воздайте Господу славу и честь,
2 воздайте Господу славу имени Его; поклонитесь Господу в благолепном святилище Его. До этого момента Давид призывал всех «сынов Божиих» к прославлению Бога. А дальше Давид говорит о власти и могуществе, которыми обладает голос или речь Бога, как мы читаем в первых стихах Библии:
«И сказал Бог: да будет свет. И стал свет» (Быт.1,3), «И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так» (Быт.1,9), и т.д. Читаю Псалом Давида 28 от ст.3 и дальше:
3 Глас Господень над водами; Бог славы возгремел, Господь над водами многими. 4 Глас Господа силён, глас Господа величествен. 5 Глас Господа сокрушает кедры; Господь сокрушает кедры Ливанские 6 и заставляет их скакать подобно тельцу, Ливан и Сирион, подобно молодому единорогу. (В образе деревьев мы видим людей)
7 Глас Господа высекает пламень огня. 8 Глас Господа потрясает пустыню; потрясает Господь пустыню Кадес. 9 Глас Господа разрешает от бремени ланей (вызывает роды ланей) и обнажает леса; и во храме Его всё возвещает о Его славе.
10 Господь восседал над потопом (вызвал этот потоп и управлял им), и будет восседать Господь царём вовек. 11 Господь даст силу народу Своему, Господь благословит народ Свой миром».
Итак, в ст.1 и 2 Давид призывает: «сыны Божии, воздайте Господу славу и честь». Вы это хорошо слышали и читали? Повторяю: «сыны Божии». Давайте, посмотрим, что это значит, кого именно Давид, как пророк, призывает воздавать Господу славу и честь?
Выражение «сыны Божии» встречается в Библии всего 9 раз. Для ясности приведу все 9 мест с короткими комментариями. Быт.6,2: «тогда сыны Божии увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жёны, какую кто избрал».
В этом стихе, как и в ст.4 мы видим ангелов, которые на основании непослушания Богу, на основании своеволия, принимали образ людей в плоти и брали себе дочерей человеческих в жёны. От этих браков рождались исполины, которых после потопа мы видим в обетованной земле Ханаана. Читаю из книги Быт.6,4:
«В то время были на земле исполины, особенно же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, издревле славные люди».
Что касается ангелов, то выражение «сыны Божии» мы встречаем также в книге Иова в трёх стихах. Читаю эти места.
Иов.1,6: «И был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришёл и сатана».
Иов.2,1: «Был день, когда пришли сыны Божии предстать пред Господа; между ними пришёл и сатана предстать пред Господа».
А о том, как Бог полагал основание для планеты Земля, Он спрашивает Иова, где он был. Об этом читаем в книге Иов.38,3-7: «где был ты, когда Я полагал основания земли? Скажи, если знаешь. 5 Кто положил меру ей, если знаешь? или кто протягивал по ней вервь?
6 На чём утверждены основания её, или кто положил краеугольный камень её, 7 при общем ликовании утренних звёзд, когда все сыны Божии восклицали от радости?».
В «ликовании утренних звёзд» мы символично видим ангелов, сынов Божиих. И в Пс.28,1 мы имеем выражение «сыны Божии» в нашем главном тексте, а затем переходим в Новый Завет, где в трёх местах также читаем о «сынах Божиих»:
Лук.20,34-36: «Иисус сказал им (книжникам) в ответ: чада века сего женятся и выходят замуж; 35 а сподобившиеся достигнуть того века (вечности) и воскресения из мёртвых ни женятся, ни замуж не выходят, 36 и умереть уже не могут, ибо они равны Ангелам и суть сыны Божии (о которых мы выше говорили), будучи сынами воскресения».
И дальше апостол Павел в двух местах Писания однозначно говорит о том, что дети Божии являются «сынами Божиими»:
Рим.8,14: «Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии».
Гал.3,26: «Ибо все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса».
В послании Рим.8,14, в выражении «все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии», мы видим, что здесь говорится о детях Божиих, которые имеют Святого Духа. Следовательно, мирские люди, которые не имеют Святого Духа, не могут быть «сынами Божиими».
Это значит, что «сыны Божии» являются плодом духа, поэтому это выражение, «сыны Божии», встречается в Библии 9 раз, что означает духовный плод. В Ветхом Завете – это смесь духа с плотью, а в Новом Завете – это новое духовное творение в детях Божиих.
Внимательный читатель и слушатель должен также заметить, что выражение «глас Господень» мы встречаем в этом Псалме 7 раз, что означает Божию полноту или Божие совершенство. Этим выражением Давид коротко представил нам полноту власти голоса Господня.
О сотворении Богом мира сего мы читаем в послании Евр.1,2: «в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил».
Как Бог творил мир сей? О том, как Бог Своим «гласом», то есть Своим словом творил мир сей, мы читаем в книге Быт.1,3: «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет».
И в ст.9 этой же главы: «И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так», и т.д.
В разговоре Иисуса со Своими учениками Он сообщает им в Евангелии от Лук.17,24-30:
«ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой. 25 (а ст.25 – это вставка в данном тексте) Но прежде надлежит Ему много пострадать и быть отвержену родом сим.
26 И как было во дни Ноя (то есть все люди, кроме семьи Ноя, погибнут), так будет и во дни Сына Человеческого: 27 ели, пили, женились, выходили замуж, до того дня, как вошёл Ной в ковчег, и пришёл потоп и погубил всех.
28 Так же, как было и во дни Лота: ели, пили, покупали, продавали, садили, строили; 29 но в день, в который Лот вышел из Содома, пролился с неба дождь огненный и серный и истребил всех;
Следовательно, во второй раз, во вторую половину 70-ой седьмины, Господь Иисус истребит всё человечество не водой, не через потоп, а огненным дождём с неба! В книге Быт.9,11 Бог обещает больше не истреблять людей на земле потопом:
30 так будет и в тот день, когда Сын Человеческий явится», то есть когда Он явится для суда.
«Глас Господа высекает пламень огня», читаем мы в ст.7 рассматриваемого нами Псалма. Напомню вам, что Элберфелдерский перевод Библии более точно соответствует оригинальному тексту. А я пользуюсь такой Библией.
И что же вы думаете, что я сегодня обнаружил, когда я стал работать над стихом 7 этого Псалма? Я могу сказать, что при этом Господь Иисус открыл мне, можно сказать, великую тайну. Поэтому я так обрадовался.
И от всего сердца благодарю Господа Иисуса, что Он положил мне на сердце коротко рассмотреть отдельные аспекты Пс.28. Эту мою радость я могу вам выразить только прообразно стихом 162 из Пс.118: «Радуюсь я Слову Твоему, как человек, нашедший великую добычу».
Или: как человек, нашедший великий трофей. Я, конечно, хочу, чтобы и все вы, познав сегодня эту тайну Слова Божиего, вместе со мной радовались и благодарили нашего Господа Иисуса.
Так вот, в ст.7 данного Псалма к выражению «высекает пламень огня» автор Элберфелдерской Библии даёт согласно оригинальному еврейскому тексту пояснение, которое гласит: «Господь разделяет огонь».
Из Евангелия от Лук.17,26-28 мы с вами познали, что в грядущем суде гнева Господь Иисус истребит всех людей на земле, кроме остатка Израиля в 144000 душ. Истребит их не водой, не потопом, а истребит их огнём, как во дни Лота.
А когда и каким образом это произойдёт, Святой Дух нам непосредственно нигде в Библии не сообщает. Я долго искал такое место Писания, но не нашёл, потому что его нет! Вы понимаете, такого непосредственного сообщения в Библии нет!
В Евангелии от Луки читаем в гл.17,24: «ибо, как молния, сверкнувшая от одного края неба, блистает до другого края неба, так будет Сын Человеческий в день Свой».
В этом мы видим подтверждение того факта, что суд над всем безбожным миром Сын Человеческий будет совершать огнём. Этот день Сына Человеческого характерен судом гнева над всем человечеством.
Пока остаток Израиля в 144000 душ будет находиться в расколотой Элеонской горе, Господь Иисус в течение 3,5 лет второй половины 70-ой седьмины огнём истребит всех безбожников мира сего и всё то, что на земле.
А теперь последует, как говорят немцы, удар молотком. День Господень, день, в который Сын Человеческий будет совершать суд над безбожным миром, длится от начала второй половины 70-ой седьмины и до конца жизни людей на этой материальной земле!!!
1000-летнее мирное Царство для Израильского народа является вставкой в этом дне Сына Человеческого!
Вторую половину суда гнева, окончательного суда над безбожным миром, и над тем местом, где люди грешили, Сын Человеческий совершит в конце 1000-летнего мирного Царства. Это событие Он открыл апостолу Петру, как читаем во 2Пет.3,10:
«Придёт же день Господень (то есть окончательный суд гнева дня Господня над безбожным миром), как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля (место согрешения людей) и все дела на ней сгорят».
Конечно, этот огненный дождь с серою Господь Иисус не будет изливать непрерывно в течение 3,5 лет, а только в конце этого периода. А на протяжении этих 3,5 лет Он будет совершать различные суды, о которых мы читаем в книге Откровения и в Евангелиях.
Прообразно мы видим эти суды уже в десяти казнях над Египтянами. Но ещё об одном очень важном аспекте, об одном очень важном событии, о котором Давид возвещает нам в своём Пс.28,8: «Глас Господа потрясает пустыню; потрясает Господь пустыню Кадес».
Первичное исполнение этого пророчества мы находим в книге Отк.16,17-20: «Седьмой Ангел вылил чашу свою на воздух: и из храма небесного от престола раздался громкий голос, говорящий: совершилось!
18 И произошли молнии, громы и голоса, и сделалось великое землетрясение, какого не бывало с тех пор, как люди на земле. Такое землетрясение! Так великое! 20 И всякий остров убежал, и гор не стало».
«И всякий остров убежал, и гор не стало»!!! Так Господь Иисус тряхнёт землю, что все горы развалятся и острова исчезнут. Изменится, конечно, вся поверхность земли, в корне изменится. От городов и всевозможных сооружений на земле не останется и следа.
Можно сказать, что Господь Иисус перепашет всю поверхность земли, чтобы от грехов людей осталось как можно меньше следа. Даже очень трудно представить себе такую картину. Но это будет ещё не полное уничтожение земли, как Святой Дух показал апостолу Петру во 2Пет.3,10.
Но почему Господу Иисусу нужно было это событие из Отк.16,17-20 связывать с Кадесом, а затем уточняет: с пустынею Кадес? Между прочим, это очень интересно!
Здесь возникает сразу два вопроса: что это за пустыня «Кадес», и, во-вторых, почему события, которые произойдут в Отк.16,17-20, Господь Иисус показывает нам сначала символично в Пс.28,8? Что там происходило?
«Кадес» означает «посвящённый». Иногда слово Кадес встречается вместе со словом «Варни», как мы читаем, к примеру, в книге Чис.32,8: «так поступили отцы ваши (говорит Моисей), когда я посылал их из Кадес-Варни (этих 12 соглядатаев) для обозрения земли».
«Варни» означает «передвижной источник». В течение сорокалетнего странствования Израиля в пустыне Господь Иисус был для Израиля этим «посвящённым», «передвижным источником», Который днём вёл Израиль посредством облачного столпа, а ночью – посредством огненного столпа.
Это вы все знаете. Из сообщения Чис.32,8 мы с вами поняли, что Кадес-Варни – это очень важная остановка Израиля! Из этого пункта Израиль должен был после разведки войти в землю Ханаана, чтобы занять эту обетованную Богом землю. Но, увы!
Израильтяне проявили малодушие, проявили недоверие и непослушание Господу Иисусу и не выполнили это решающее задание Господа Иисуса в истории Божиего народа.
Дорогие слушатели и читатели наших проповедей, вы должны знать, что Кадесу и Кадес-Варни Святой Дух уделяет в Слове Божием очень большое внимание. И не зря. Кадес является центром, где разыгралась великая трагедия Божиего народа Израиля.
Уже два года вёл Господь Иисус Свой народ из Египта по пустыне, творил на глазах народа много чудес, некоторые из них мы ниже рассмотрим. А в Кадесе Израиль проявил абсолютную несостоятельность.
В своём неверии и недоверии Господу Иисусу, он показал себя неспособным выполнить Божие задание, чтобы овладеть обетованной землёй Ханаана. Хотя до этого места Господь Иисус круглосуточно находился среди Своего народа, и дальше дал бы ему победу над всеми народами Ханаана, но Израильтяне совершенно не берут во внимание присутствие своего Бога в их среде.
Первое, и можно сказать, самое существенное упоминание Кадеса мы находим книге Чис.13,26-32: «И высмотрев землю, возвратились они (эти 12 соглядатаев) через сорок дней. 27 И пошли и пришли к Моисею и Аарону и ко всему обществу сынов Израилевых в пустыню Фаран, в Кадес (это значит, что Кадес находится в пустыне Фаран),
и принесли им и всему обществу ответ, и показали им плоды земли; 28 и рассказывали ему и говорили: мы ходили в землю, в которую ты посылал нас; в ней подлинно течёт молоко и мёд, и вот плоды её; (теперь, как и у нас часто бывает, начинается это «но») 29 но народ, живущий на земле той, силён, и города укреплённые, весьма большие,
и сынов Енаковых мы видели там; 30 Амалик живёт на южной части земли, Хеттеи, Иевусеи и Аморреи живут на горе, Хананеи же живут при море и на берегу Иордана. 31 Но Халев успокаивал народ пред Моисеем, говоря:
пойдём и завладеем ею, потому что мы можем одолеть её. 32 А те, которые ходили с ним, говорили: не можем мы идти против народа сего, ибо он сильнее нас».
Любая пустыня, как и пустыня Фаран, характерна отсутствием условий для нормальной жизни человека. На то она и пустыня. Фаран символично означает: «выдалбливать, выхолащивать». Так практически выглядит духовное состояние Божиего народа Израиля в этом месте, в Кадесе.
Фаран – это пустынное плато, которое простирается между Синайским полуостровом, Идумеей и Ханааном.
Ещё раз напомню вам, что Кадес означает «Посвящённый». Нетрудно догадаться, что этим «Посвящённым» является наш Господь Иисус. Его, Своего Сына, Бог посвятил для спасения Израиля, а также для язычников. Но сейчас мы ведём речь об Израиле.
А поскольку Бог желает Своё творение спасать по благодати, то Он в плоти посылает Своего Сына, как носителя благодати к нам погибшим людям на землю. Поэтому слово Кадес встречается в Библии 15 раз, что означает – исполнение, исполнение Божиего задания спасать людей по благодати!
Какое это славное и радостное известие для всех нас. Но конкретно для Израиля Господь Иисус многократно символично открывает Себя при странствовании Божиего народа в пустыне. Однако внимательный читатель Библии скажет в этом месте: «постойте, здесь что-то неладно с местом нахождения Кадеса.
Потому что по этому вопросу мы читаем в книге Чис.20,1-2: «И пришли сыны Израилевы, всё общество, в пустыню Цин в первый месяц, и остановился народ в Кадесе, и умерла там Мариам и погребена там. 2 И не было воды для общества, и собрались они против Моисея и Аарона».
На основании этого сообщения и сообщения из книги Чис.13,26 внимательный читатель скажет: «так где всё же находится Кадес, в пустыне Фаран или в пустыне Цин?». Либералист, заметив это, снова скажет: вот вам ещё одно противоречие в Библии!».
Но мы с вами знаем, что противоречий в Библии нет! Этот факт следует рассматривать в духе. Всё, что мы видим в пустыне Фаран, символично касается Израиля. Но Святой Дух желает шире открыть наши духовные глаза и в лице пустыни Цин добавляет ещё некоторые качества.
Пустыня Цин является северным продолжением пустыни Фаран и означает: «горная цепь». Всё то, что мы здесь читаем о пустыне Фаран и пустыне Цин, относится к духовному состоянию Израиля. Но, предупреждаю всех вас, что наша плоть нисколько не лучше плоти Израиля.
На этом сегодня закончим, продолжим в следующий раз.